Основная мысль сказки хитрая наука

Русская народная сказка «Хитрая наука»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Хитрая наука» и их характеристика

  1. Старик отец. Простой, бесхитростный, крестьянин.
  2. Сын. Добрый молодец, который научился различному волшебству. Хитрый и пронырливый.
  3. Колдун. Хитрый, умелый, жадный, обманщик.

План пересказа сказки «Хитрая наука»

  1. Старик ведет сына в город
  2. Нет денег на учебу
  3. Предложение чужака
  4. Три года учебы у колдуна
  5. Маленькая птичка
  6. Условия возвращения сына
  7. Испытания колдуна
  8. Сын — собака
  9. Собака сбежала
  10. Продажа птички
  11. Продажа коня
  12. Преследование с превращениями
  13. Конец колдуна.

Кратчайшее содержание сказки «Хитрая наука» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик решил отдать сына в обучение, но взялся его учить только колдун.
  2. Через три года сын прилетел к старику в образе птицы, и рассказал, как тому узнать его.
  3. Старик узнал сына среди голубей, жеребцов и молодцов, и повел его домой.
  4. Сын превратился с собаку и старик продал его барину, а сын сбежал.
  5. Сын превращался в птицу и коня, а старик продавал его колдуну.
  6. Колдун гнался за сыном, они превращались в разных животных, и сын победил колдуна.

Главная мысль сказки «Хитрая наука»
Хороший ученик должен обязательно превзойти своего учителя.

Чему учит сказка «Хитрая наука»
Сказка учит тому, что без учебы, без учения не видать человеку своего счастья. Учит хорошо учиться и уметь применять полученные знания на практике. Учит тому, что любое ремесло почетно и может принести доход. Учит также тому, что нельзя обманывать покупателя, продавать что-то нужно честно.

Отзыв на сказку «Хитрая наука»
Мне не очень понравилась сказка. Старик был каким-то никаким, совсем без характера. Сын вырос обманщиком, которому только и нужно было кого-нибудь обмануть ради наживы. Колдун тоже не был положительным героем. А если в сказке нет героя, который нравится, то и сама сказка не кажется интересной.

Пословицы к сказке «Хитрая наука»
Учение лучше богатства.
Чему учился, тому и пригодился.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Напоролся плут на мошенника
Не солгать, так и не продать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Хитрая наука»
Решили как-то старик со старухой отдать своего сына в науку. Отвел старик сына в город, водил, водил, никто без денег не берется учить мальчика. Опечалился старик, вернулись они с сыном назад в деревню.
Через год снова отправляется старик в город, и опять никто не хочет брать сына на обучение. Совсем приуныл старик, но тут встретился ему какой-то человек. И этот человек предложил старику взяться учить его сына, но с одним условием. Учеба продлится ровно три года, и если старик через три года узнает своего сына, то тот вернется домой, а нет, так навсегда с тем человеком останется.
Старик на радостях согласился и даже не спросил, чему учить его сына будет странный человек.
А тот оказался колдуном.
И вот приближается срок. Старик совсем забыл в какой день надо идти за сыном. Но за день до срока прилетает к нему в дом маленькая птичка и превращается в его сына. Сын рассказывает отцу, что завтра тому следует идти к колдуну и найти его. Сделать это будет не просто, ведь в обучении у колдуна было еще одиннадцать учеников.
Сын рассказал, как будет проходить опознание. Сперва колдун выпустит двенадцать голубей и сын будет летать чуть выше. Потом выведет двенадцать жеребцов, и сын будет притопывать правой ногой. Под конец колдун выведет двенадцать одинаковых молодцов, а у сына на щеке будет мушка.
Рассказал это сын, превратился в птичку и улетел.
На следующий день приходит старик к колдуну. Стал колдун путать старика, испытания проводить. Но старик крепко помнил наставления своего сына. Он отыскал в небе нужного голубя, нашел топнувшего ногой жеребца и выбрал молодца, которому на щеку села муха.
Отдал колдун старику его сына. Пошли они довольные домой. А навстречу барин едет. Сын сказал старику, что сейчас превратится в собаку, а барин захочет ее купить. Но предупредил, чтобы собаку старик продал, а ошейник нет, иначе не сможет он назад вернуться.

Превратился сын в собаку. Увидел собаку барин, но особенно понравился ему ошейник. Вот и стал он торговать собаку. За двести рублей продал собаку старик, и начал было ошейник снимать. А барин уперся, я говорит собаку с ошейником покупал.
Старик и отдал собаку вместе с ошейником, а сам грустный домой поехал.
А барин ведет собаку домой и видит заяц бежит. Пустил собаку за зайцем, а та в лес убежала, в доброго молодца превратилась и старика догнала.
Упрекнул сын старика, зачем тот собаку с ошейником продал, если бы не заяц, не смог бы он вернуться.
Вернулись они домой, стали жить, не тужить.
Но вот предлагает сын превратиться в птичку, чтобы старик продал ее на базаре. Но предупреждает, чтобы клетку старик не продавал. Понес старик птицу на базар и купил ее тот самый колдун. Но клетку старик не продал. Завернул колдун птицу в платок, домой понес, пока донес, улетела птица.
Вскоре превратился сын в жеребца, чтобы старик продал его на базаре. Но предупредил, чтобы старик уздечку не продавал.
Увидел колдун коня, стал покупать. Не хотел дед продавать коня с уздечкой, но все барышники на него накинулись, требуя с уздечкой продать, и уступил дед.
Привел колдун коня домой, в конюшне привязал. Похваляется дочери, что вернул беглеца. А дочка решила на коня посмотреть и случайно отпустила повод, а конь и пошел версты насчитывать.
Колдун как узнал про этой, в волка превратился и за конем бросился. А конь в ерша обернулся и в реку нырнул. Колдун в щуку превратился и следом. А ерш превратился в золотое кольцо и к ногам девушки, что белье мыла, подкатился. Девушка кольцо подобрала, но колдун уже человеком стал и потребовал вернуть его золотое кольцо. Девушка бросила кольцо на землю и то рассыпалось на множество зерен. Колдун превратился в петуха и стал зерно клевать. А одно зернышко стало ястребом и ястреб петуха задрал.
Вернулся сын к отцу и зажили они счастливо.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Чему учит сказка «Хитрая наука»?

10 ответов:



7



0

Редко такое случается, когда очень трудно определить то, чему же учит прочитанное литературное произведение, как в этом случае. Если же закрыть глаза на все скользкие моменты, тогда главную мысль русской народной сказки «Хитрая наука», краткое содержание которой и её план можно чуть-чуть подсмотреть здесь, наверное стоит разделить на три составляющие :

  • никогда не следует опускать руки, даже если не удаётся достигнуть желаемого с первого раза. Ведь в ней старик несмотря ни на что, и даже охватившее его отчаяние, настойчиво продолжал искать сыну наставника ;
  • нельзя быть мягкотелым, а непременно необходимо воспитывать сильный, волевой характер, чтобы суметь в случае необходимости отказать собеседнику, иначе останешься без самого дорогого ( сколько раз просил сын отца, не продавай пса с ошейником, птичку с клеткой, коня с уздечкой, и лишь единожды старик устоял против напора покупателя ) ;
  • нужно стараться быть находчивым и смекалистым, бороться за своё счастье так, как сделал сын, разработав хитроумный план его опознания за день до окончания колдовской учёбы.



5



0

Сказка какая-то колдовская. Мораль сказки, сказка «Хитрая наука» учит разве что хитрости. Сын видимо постиг все премудрости колдуна и стал таким же колдуном. Обманом он пытается заработать. Он превращается то в собачку, то в лошадь, при этом наказывает отцу выполнять все, что он скажет, чтобы он смог вернуться и продолжать дальше наживаться таким же образом.



2



0

По названию «Хитрая наука» уже понятно, что речь идет о каких-то хитростях и они действительно есть.

Обучил то колдун юношу ворожбе разной, а не науке о которой отец парня мечтал.

Несмотря на то, что сказка относится к колдовским, тут есть несколько моментов чему она учит положительному.

Во-первых, это «Почитай отца, и мать свою».

Юноша во всем отцу помогал чтоб тот узнал и его, да и впоследствии в животных разных превращался опять же для помощи родителям денег раздобыть.

Второй момент в том, что нужно прислушиваться к советам более опытного человека, даже если он и моложе тебя.

Вот не послушался старик сына и продал собаку сначала с ошейником, а потом и коня с уздечкой и сын чуть не пропал, только благодаря хитрой науке смог возвратиться.



1



0

Она учит быть хитрым и ловким, и в то же время не вестись на чужие хитрости, не повторять совершенных раннее ошибок. Я вижу в «Хитрой науке» также и уроки успешного бизнеса, хоть и не честного, но рабочего.



1



0

На мой взгляд, «Хитрая наука» одна из самых странных сказок. Никакой доброй и правильной мысли в сюжете не прослеживается, скорее это можно назвать отрицательным примером. Ведь главный герой в этой сказке хитрит, обманывает и всячески манипулирует другими. Вывод можно сделать лишь один, что так поступать ни в коем случае нельзя. Нужно всегда быть добрым, смелым, справедливым и честным, а не пытаться сделать что-то хитрым способом.



1



0

Сказка «Хитрая наука» учит быть сообразительным, но не поддаваться на хитрости других людей и не повторять ошибок, а проявив смекалку, пытаться достигнуть желаемого, даже если с первого раза у тебя не получается. Сын крестьянина, проявил терпение, когда осваивал колдовскую науку за три года, не сумев освободиться от колдуна. А когда колдун преследовал его, он переиграл его, одержав над колдуном свою победу.



1



0

Сказка «Хитрая наука» учит нас весьма специфической морали, так как по сути молодой ученик колдуна оказался более хитрым и удачливым, чем его учитель, поэтому и победил его в конце. Отец же никак не мог исполнить наказы сына и то продавал его (в виде коня) с уздечкой, чем чуть не погубил, то отдал (в виде собаки) вместе с уздечкой.

Положительного можно вынести только то, что не нужно сдаваться и из любой ситуации искать выход, как и молодой колдун. Ведь он смог убежать и от боярина, когда погнался за зайцем и от колдуна, хотя в обоих случаях ему сопутствовала удача.



1



0

В сказке «Хитрая наука» рассказывается, как отец отдал своего сына учиться у колдуна. Потом он его хотел забрать, но колдун каждый раз придумывал задание найти сына.

В конце концов сын сумел обхитрить колдуна, убил его и вернулся домой.

Сказка весьма специфическая, конечно не лишена волшебства.

Учит прежде всего быть хитрым, ведь иногда силой врага сложно одолеть, тогда на помощь могут придти — хитрость и уловки и при помощи них уже можно обмануть врага (в данном случае колдуна).

Также сказка учит терпению — ведь сын долго терпел, пока не смог одолеть колдуна. Иногда терпение очень важно в нашей жизни и чтобы добиться результата, нужно иметь терпение.



1



0

В сказке «Хитрая наука»старик желает обучить сына наукам, а без платы за обучения никто учить его не желает, но заниматься с парнем стал человек, готовый обучит его хитрой науке, поставив особые условия.

Сказка учит тому, что в этой жизни надо поступать хитро, да только не всегда применять это стоит, надо делать так, чтобы против тебя не обернулась твоя хитрость. В каждой жизненной ситуации, проявив смекалку надо пытаться найти выход, но действовать надо всегда с добром, потому что добро всегда побеждает зло.



0



0

В сказке «Хитрая наука» есть место колдовству. У деда и бабы растет сын, и старик хочет обучить парня в науку, но бесплатно заниматься с ним никто не хочет. Находится один человек, который готов обучить мальчишку хитрой науке, но ставит особые условия. Старик соглашается. К прочтению сказка обязательна.

Сказка учит тому, что нужно быть сообразительным и ловким, тогда и многое будет получаться в жизни. Не скажу, что нужно всегда хитрить, нужно выудить из сказки лишь положительные стороны — во всех ситуациях есть выход, их просто нужно грамотно найти. Ну и конечно же добро побеждает зло.

Читайте также

Бедная дюймовочка так намучилась после того как ее похитили жабы. Почему-то все кто ее встречал обязательно хотели взять ее в жены. Видимо в этом один из уроков этой сказки, если ты красивая и беззащитная, надо быть очень осторожной в выборе спутника жизни, поскольку чаще всего попадаются либо жабы либо кроты. Ну а главный урок этой сказки в том, что если ты помогаешь кому-нибудь просто потому что тому в трудную минуту необходима помощь, то и он когда-нибудь в такую же трудную минуту обязательно поможет тебе, подставить плечо, или крыло. То есть надо быть внимательным к другим людям и тогда они будут также внимательны с тобой. Ну а в качестве эпилога можно сказать, что всегда надо верить в лучшее, надеяться на чудо и это чудо обязательно случиться.

В сказке Мамина-Сибиряка «Сказка про славного царя Гороха» мы наблюдаем за действиями главных персонажей и убеждаемся в том, что многое в жизни зависит от характеров героев.

Царь Горох когда-то был добрым и веселым человеком и все жители царства пребывали в благоденствии. Но властелин со временем стал злым, жадным и подозрительным, и это повлияло на жизнь членов его семьи, а государство погрузилось в хаос.

Так, жадность Гороха привела к тому, что царь Косарь озлобился и развязал войну с его царством, а дочь Кутафья была заточена в башне. Вскоре в государстве начался голод, а люди стали роптать.

В то же время мы видим добрую и самоотверженную Горошинку, маленькую дочь царя Гороха, которая спасает отца и всю семью от верной гибели. Горошинка помогает сестре Кутафье покинуть башню и вскоре она выходит замуж за Косаря.

Добрая Горошинка была в конце сказки вознаграждена за все обиды и унижения, которые она претерпела от своей семьи и посторонних людей. Она приобретает нормальный рост и становится красавицей — колдовские чары рассеиваются. А дальше она выходит замуж за витязя Красика и живет с ним долгие годы в согласии.

Главная мысль сказки заключается в том, что злоба, неуемная жадность и жестокость вызывают ответное зло. А если к людям проявлять любовь, внимание и заботу, то вас непременно оценят и ответят вам тем же.

Сказка учит нас быть дружелюбными и честными, выручать близких из беды и не жадничать. Мы видим, что только добрый человек может быть счастливым, а злой непременно потерпит поражение. Добро всегда побеждает зло.

В сказке «Бежал ёжик по дорожке» описаны приключения самоуверенного Ежика, который думал, что в лесу можно жить шутя. Он и не представлял себе, какие опасности может таить лес.

Поначалу все было хорошо. Еж предлагал Улитке и Лягушки бег наперегонки, после чего он съедал проигравших — в соревновании его выручали быстрые ноги. Поэтому когда Ежику встретился Филин, то он решил и его обогнать.

Но Филин оказался более быстрым, он легко настиг Ежа и приготовился съесть проигравшего. Но Еж сумел свернуться в клубочек и в последний момент закатился под корень. Теперь у него будет время подумать о неожиданностях, которые могут подстерегать в лесу.

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно быть скромным и правильно оценивать свои силы. Ежик был чересчур самоуверенным, хотя никакого опыта существования в лесу у него не было.

Сказка учит нас реально оценивать свои возможности и уважительно относиться к окружающим. Пренебрежительное отношение к людям может привести к тому, что от вас все отвернутся. Нужно помнить, что чувство превосходства и зазнайство могут сослужить вам плохую службу. Ведь рядом с вами может оказаться человек сильнее и умнее вас, и тогда вы окажетесь в дураках.

Краткое содержание сказки можно прочитать здесь.

В сказке, которая именуется — Зарядка для хвоста есть главная мысль, а также то, чему стоит поучиться. Главной мыслью является то, что если кто-то хочет стать выносливым и сильным, то нужно делать зарядку по утрам. Чему учит сказка: Сказка учит тому, что нужно с утра делать зарядку и начинать утро именно с нее. Она придает бодрость и заряд сил. Именно она позволяет находить выход из различных ситуаций и принимать решения, которые могут быть оригинальными. Также, при определенном желании можно придумать что угодно, исходя из сказки — даже зарядку для хвоста.

В этой сказке — только один человек, рассказчик, и много разных птиц.

Автор описывает, как он решил помочь птицам: у них же нет топора, а дом каждой надо строить. И вот стал он предлагать топор… да только никому он не нужен. Ремиз вьет гнездо из пуха, козодой высиживает яйца просто в ямке, дрозд свой собственный цемент создал: из слюны и опилок, гнездо у него получается гладкое внутри, зачем ему топор?

И дятел отказался: он клювом долбит прекрасно.

Ну разве что орлу пригодился топор. Он его как основу гнезда использует, вместо толстого сучка.

Вот и выходит, что каждая птица по-своему справляется, применяя клюв, коготки и смекалку.

Природа так устроена, что любой ее представитель приспособлен к жизни. И стоит понаблюдать за разными птицами, чтобы понять, что они умеют справляться со многими задачами и проблемами в своей вольной жизни.

«Хитрая наука» краткое содержание сказки

На чтение 2 мин Обновлено 26 июня, 2020

«Хитрая наука» краткое содержание расскажет чему учит сказка и чем рассказывается в ней.

«Хитрая наука» краткое содержание читать

Чему учит сказка «Хитрая наука»? Сказка учит быть ловким и сообразительным. Когда крестьянский сын убегал от колдуна в виде коня, он несколько раз менял свой облик, и когда колдун превратился в петуха, крестьянский сын обратился ястребом и уничтожил колдуна.

У деда и бабы растёт сын. Хочется старику отдать парня в науку, а денег нету. Водит старик сына по городам, да никто без денег учить его не хочет. Однажды встречается им человек, который согласен 3 года учить парня хитрой науке. Но ставит условие: если старик через 3 года не узнает своего сына, тот навсегда останется у учителя. Этот учитель был колдуном

За день до назначенного срока прилетает сын к отцу малой птичкой и рассказывает, что у учителя есть ещё 11 учеников, которых не узнали родители, и они остались у хозяина навсегда.

Сын учит отца, как его можно будет узнать.

Пришел крестьянин к колдуну и тот выпустил дюжину голубей, с виду совершенно одинаковых. Старик указал на голубя, который летал повыше других и это оказался его сын. Потом колдун вывел двенадцать жеребцов и снова крестьянин узнал сына. В третий раз он узнал сына среди двенадцати молодцов. Пришлось колдуну отдать крестьянину сына. Отец и сын уходят домой.

По дороге они встречают барина. Сын превращается в собачку и велит отцу продать его барину, но без ошейника. Старик продаёт с ошейником. Сыну все же удаётся убежать от барина и вернуться домой.

Через некоторое время сын превращается в птичку, велит отцу продать его на базаре, но без клетки. Отец так и делает. Учитель-колдун покупает птичку, а она улетает.

Потом сын обращается в жеребца и просит отца продать его без уздечки. Отец снова продаёт колдуну коня, но приходится отдать и уздечку. Колдун приводит коня домой и привязывает. Дочь колдуна из жалости хочет удлинить повод, и конь убегает. Колдун гонится за ним серым волком. Молодец оборачивается ершом, колдун — щукою… Тогда ёрш оборачивается золотым кольцом, его берет купеческая дочь, но колдун требует, чтобы она отдала кольцо. Девушка бросает кольцо, оно рассыпается зёрнами, и колдун в облике петуха клюёт зерно. Одно зёрнышко оборачивается ястребом, который задирает петуха.

Обновлено: 10.01.2023

Жили себе дед да баба, был у них сын. Старик-то был бедный; хотелось ему отдать сына в науку, чтоб смолоду был родителям своим на утеху, под старость на перемену, да что станешь делать, коли достатку нет! Водил он его, водил по городам — авось возьмёт кто в ученье; нет, никто не взялся учить без денег.

Воротился старик домой, поплакал-поплакал с бабою, потужил-погоревал о своей бедности и опять повёл сына в город. Только пришли они в город, попадается им навстречу человек и спрашивает деда:

— Что, старичок, пригорюнился?

— Как мне не пригорюниться! — сказал дед. — Вот водил, водил сына, никто не берёт без денег в науку, а денег нетути!

— Ну так отдай его мне, — говорит встречный, — я его в три года выучу всем хитростям. А через три года, в этот самый день, в этот самый час, приходи за сыном; да смотри: коли не просрочишь, придёшь вовремя да узнаешь своего сына — возьмёшь его назад, а коли нет, так оставаться ему у меня.

Дед так обрадовался, что не спросил: кто такой встречный, где живёт и чему учить станет малого? Отдал ему сына и пошёл домой. Пришёл домой в радости, рассказал обо всём бабе; а встречный-то был колдун.

Вот прошли три года, а старик совсем позабыл, в какой день отдал сына в науку, и не знает, как ему быть. А сын за день до срока прилетел к нему малою птичкою, хлопнулся о завалинку и вошёл в избу добрым молодцем, поклонился отцу и говорит: завтра-де сровняется как раз три года, надо за ним приходить; и рассказал, куда за ним приходить и как его узнавать.

Рассказал всё это, распростился с отцом и пошёл из дому, хлопнулся о завалинку, сделался птичкою и улетел к хозяину.

Поутру дед встал, собрался и пошёл за сыном. Приходит к колдуну.

— Ну, старик, — говорит колдун, — выучил твоего сына всем хитростям. Только если не признаешь его, оставаться ему при мне на веки вечные.

После того выпустил он двенадцать белых голубей — перо в перо, хвост в хвост, голова в голову ровны — и говорит:

— Узнавай, старик, своего сына!

— Как узнавать-то, ишь все ровны!

Смотрел, смотрел, да как поднялся один голубь повыше всех, указал на того голубя:

— Узнал, узнал, дедушка! — сказывает колдун.

В другой раз выпустил он двенадцать жеребцов — все как один, и гривы на одну сторону.

Стал дед ходить вокруг жеребцов да приглядываться, а хозяин спрашивает:

— Ну что, дедушка! Узнал своего сына?

— Нет ещё, погоди маленько.

Да как увидал, что один жеребец топнул правою ногою, сейчас показал на него:

— Узнал, узнал, дедушка!

В третий раз вышли двенадцать добрых молодцев — рост в рост, волос в волос, голос в голос, все на одно лицо, словно одна мать родила.

Дед раз прошёл мимо молодцев — ничего не заприметил, в другой прошёл — тож ничего, а как проходил в третий раз — увидал у одного молодца на правой щеке муху и говорит:

— Узнал, узнал, дедушка!

Вот, делать нечего, отдал колдун старику сына, и пошли они себе домой.

Шли, шли и видят: едет по дороге какой-то барин.

— Батюшка, — говорит сын, — я сейчас сделаюсь собачкою. Барин станет покупать меня, а ты меня-то продай, а ошейника не продавай; не то я к тебе назад не ворочусь!

Сказал так-то да и в ту ж минуту ударился оземь и оборотился собачкою.

Барин увидал, что старик ведёт собачку, начал её торговать: не так ему собачка показалася, как ошейник хорош. Барин даёт за неё сто рублёв, а дед просит триста; торговались, торговались, и купил барин собачку за двести рублёв.

Только стал было дед снимать ошейник, — куда! — барин и слышать про то не хочет, упирается.

— Я ошейника не продавал, — говорит дед, — я продал одну собачку.

— Нет, врёшь! Кто купил собачку, тот купил и ошейник.

Дед подумал-подумал (ведь и впрямь без ошейника нельзя купить собаку!) и отдал её с ошейником.

Барин взял и посадил собачку к себе, а дед забрал деньги и пошёл домой.

Вот барин едет себе да едет, вдруг, откуда ни возьмись, бежит навстречу заяц.

Только выпустил, смотрит: заяц бежит в одну сторону, собака в другую — и убежала в лес.

Ждал, ждал её барин, не дождался и поехал ни при чём.

А собачка оборотилась добрым молодцем.

Дед идёт дорогою, идёт широкою и думает: как домой глаза-то показать, как старухе сказать, куда сына девал! А сын уж нагнал его.

— Эх, батюшка! — говорит. — Зачем с ошейником продавал? Ну, не повстречай мы зайца, я б не воротился, так бы и пропал ни за что!

Воротились они домой и живут себе помаленьку. Много ли, мало ли прошло времени, в одно воскресенье говорит сын отцу:

— Батюшка, я обернусь птичкою, понеси меня на базар и продай; только клетки не продавай, не то домой не ворочусь!

Ударился оземь, сделался птичкою; старик посадил её в клетку и понёс продавать.

Обступили старика люди, наперебой начали торговать птичку: так она всем показалася!

Пришёл и колдун, тотчас признал деда и догадался, что у него за птица в клетке сидит. Тот даёт дорого, другой даёт дорого, а он дороже всех; продал ему старик птичку, а клетки не отдаёт; колдун туда-сюда, бился с ним, бился, ничего не берёт!

Взял одну птичку, завернул в платок и понёс домой!

— Ну, дочка, — говорит дома, — я купил нашего шельмеца!

Колдун распахнул платок, а птички давно нет: улетела сердешная!

Настал опять воскресный день. Говорит сын отцу:

— Батюшка! Я обернусь нынче лошадью; смотри же, лошадь продавай, а уздечки не моги продавать; не то домой не ворочусь.

Хлопнулся о сырую землю и сделался лошадью; повёл её дед на базар продавать.

Обступили старика торговые люди, всё барышники: тот даёт дорого, другой даёт дорого, а колдун дороже всех.

Дед продал ему сына, а уздечки не отдаёт.

— Да как же я поведу лошадь-то? — спрашивает колдун. — Дай хоть до двора довести, а там, пожалуй, бери свою узду: мне она не в корысть!

Тут все барышники на деда накинулись: так-де не водится! Продал лошадь — продал и узду. Что с ними поделаешь? Отдал дед уздечку.

Колдун привёл коня на свой двор, поставил в конюшню, накрепко привязал к кольцу и высоко притянул ему голову: стоит конь на одних задних ногах, передние до земли не хватают.

— Ну, дочка, — сказывает опять колдун, — вот когда купил так купил нашего шельмеца!

— На конюшне стоит.

Дочь побежала смотреть; жалко ей стало добра молодца, захотела подлинней отпустить повод, стала распутывать да развязывать, а конь тем временем вырвался и пошёл вёрсты отсчитывать.

Бросилась дочь к отцу.

— Батюшка, — говорит, — прости! Конь убежал!

Колдун хлопнулся о сырую землю, сделался серым волком и пустился в погоню: вот близко, вот нагонит.

Конь прибежал к реке, ударился оземь, оборотился ершом — и бултых в воду, а волк за ним щукою.

Ёрш бежал, бежал водою, добрался к плотам, где красные девицы бельё моют, перекинулся золотым кольцом и подкатился купеческой дочери под ноги.

Купеческая дочь подхватила колечко и спрятала. А колдун сделался по-прежнему человеком.

— Отдай, — пристаёт к ней, — моё золотое кольцо.

— Бери! — говорит девица и бросила кольцо наземь.

Как ударилось оно, в ту ж минуту рассыпалось мелкими зёрнами. Колдун обернулся петухом и бросился клевать; пока клевал, одно зерно обернулось ястребом, и плохо пришлось петуху: задрал его ястреб.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I .Организационный момент.

Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи с вами.

II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

– На доске – кроссворд: определите жанр фольклора (устного народного творчества)
– Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

1. Добро помнится долго, а лихое вдвое.(Пословица)

2. Ри-та, ри-та, ри-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота, котовича,
За Петра Петровича. (Потешка)

3. Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.(Небылица)

4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.(Загадка)

5. Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.(Считалка)

6. Ловись рыбка большая и маленькая.(Поговорка)

– Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – русские народные сказки.

Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…(сказки).

II .Обобщение и систематизация знаний.

1. Создание проблемной ситуации.

Как только услышишь слова “Жили, были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве. ” сразу понимаешь, что дальше будет сказка.

— Ребята мы с вами отправимся сказку.

— А что такое сказка? ( Ответы детей. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. )

— В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.

2. Структура сказок. (Презентация).

— Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня мы с вами будем строителями и попробуем построить дом-сказок.

— Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).(Слайд )

— Действия, которые происходят в сказке, мы называем. (Развитием событий или сюжетом) (Слайд).

— По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) (Слайд).

— Посмотрите, у нашего дома получилось 3 окошка. Как вы думаете, это случайно? (Нет, потому что в сказках есть троекратный повтор).

— Ну и чтобы наш дом был завершён, нам осталось поставить только крышу. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка).(Слайд).

— МОЛОДЦЫ! Посмотрите, какой замечательный дом-сказок у нас получился. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).

3. Классификация сказок.

Сказки бывают разные.

— На какие группы делятся сказки?

1. Народные и авторские.

— У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор — народ.

Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

2. Волшебные, о животных, бытовые.

Волшебные или фантастические сказки

— Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?

-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..

Сказки о животных.

— Чем характерны эти сказки?

III. Творческая работа учащихся.

IV . Физкультминутка

– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя.

V . Творческая работа учащихся (продолжение).

VI . Обобщение работы с русскими народными сказками.

— Что можно узнать о жизни наших предков из русских народных сказок?

— О каких качествах характера рассказывается в сказках? (Мудрость, остроумие, ответственность, смелость, трудолюбие, терпеливость, целеустремленность, справедливость, дружелюбие, сплоченность)

— Как вы думаете, а для чего люди стали придумывать сказки?

VII . Просмотр мультфильма.

— Ребята, напомните мне почему у народных сказок автором является народ?

VIII . Итог урока.

— Что оказалось для вас особенно интересным и полезным?

— Чему научили вас русские народные сказки?

IX . Рефлексия

– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.

Русская народная сказка – народное творчество, фольклорная проза. В них всегда присутствуют приключения, наставления, житейская мудрость, описание древнего быта, порядков и обычаев. Самые ранние упоминания о сказках отнесены к двенадцатому веку.

Краткое содержание

  1. Старик хотел своего сына устроить, чтоб он науке обучался, но никто за даром учить не хотел, только колдун согласился с условием, что отец заберет сына через три года и узнает его.
  2. Старик, чуть не забыл, когда ему сына забирать, но сын, превратившись в птичку, прилетел и напомнил отцу, когда идти забирать сына и как его узнать среди 11 таких же работников колдуна.
  3. Все исполнил старик, забрал сына, а тот превращался в разных животных, чтоб отец эту животину продавал, только нужно было оставить что-то от этого животного, чтоб сын домой потом смог вернуться: ошейник от собаки, клетку от птицы, уздечку от коня.
  4. Но коня пришлось продать с уздечной, а купил этого коня колдун.
  5. Дочь колдуна случайно отвязала коня, и он убежал, в итоге за ним погнался сам колдун.
  6. Долго парень убегал от колдуна, каждый превращался то в одно, то в другое животное или предмет, пока не превратился колдун в курицу, а парень в ястреба, который курицу уничтожил.

Главные герои

1) Старик – очень хотел, чтобы его сын был обучен какой-либо науке.

2) Парень – сын старика, обучался три года у колдуна.

3) Колдун – брал в обучение парней, но хотел навсегда держать их в неволе у себя в работниках.

Главная мысль

Нет ничего дороже свободы, ради нее нужно приложить все свои умения.

Читайте по теме:

Чему учит?

Сказка учит быть сообразительным, хорошо учиться, дорожить свободой, помогать родителям, проявлять смекалку.

Пословицы

1) Догадка и смекалка не хуже разума.

2) Знание лучше богатства.

3) С мудрым знаться – ума набираться.

Отзыв

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

среда, 24 октября 2018 г.

Русская сказка «Хитрая наука»

Русская народная сказка «Хитрая наука»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Хитрая наука» и их характеристика

  1. Старик отец. Простой, бесхитростный, крестьянин.
  2. Сын. Добрый молодец, который научился различному волшебству. Хитрый и пронырливый.
  3. Колдун. Хитрый, умелый, жадный, обманщик.
  1. Старик ведет сына в город
  2. Нет денег на учебу
  3. Предложение чужака
  4. Три года учебы у колдуна
  5. Маленькая птичка
  6. Условия возвращения сына
  7. Испытания колдуна
  8. Сын — собака
  9. Собака сбежала
  10. Продажа птички
  11. Продажа коня
  12. Преследование с превращениями
  13. Конец колдуна.
  1. Старик решил отдать сына в обучение, но взялся его учить только колдун.
  2. Через три года сын прилетел к старику в образе птицы, и рассказал, как тому узнать его.
  3. Старик узнал сына среди голубей, жеребцов и молодцов, и повел его домой.
  4. Сын превратился с собаку и старик продал его барину, а сын сбежал.
  5. Сын превращался в птицу и коня, а старик продавал его колдуну.
  6. Колдун гнался за сыном, они превращались в разных животных, и сын победил колдуна.

Чему учит сказка «Хитрая наука»
Сказка учит тому, что без учебы, без учения не видать человеку своего счастья. Учит хорошо учиться и уметь применять полученные знания на практике. Учит тому, что любое ремесло почетно и может принести доход. Учит также тому, что нельзя обманывать покупателя, продавать что-то нужно честно.

Отзыв на сказку «Хитрая наука»
Мне не очень понравилась сказка. Старик был каким-то никаким, совсем без характера. Сын вырос обманщиком, которому только и нужно было кого-нибудь обмануть ради наживы. Колдун тоже не был положительным героем. А если в сказке нет героя, который нравится, то и сама сказка не кажется интересной.

Пословицы к сказке «Хитрая наука»
Учение лучше богатства.
Чему учился, тому и пригодился.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Напоролся плут на мошенника
Не солгать, так и не продать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Хитрая наука»
Решили как-то старик со старухой отдать своего сына в науку. Отвел старик сына в город, водил, водил, никто без денег не берется учить мальчика. Опечалился старик, вернулись они с сыном назад в деревню.
Через год снова отправляется старик в город, и опять никто не хочет брать сына на обучение. Совсем приуныл старик, но тут встретился ему какой-то человек. И этот человек предложил старику взяться учить его сына, но с одним условием. Учеба продлится ровно три года, и если старик через три года узнает своего сына, то тот вернется домой, а нет, так навсегда с тем человеком останется.
Старик на радостях согласился и даже не спросил, чему учить его сына будет странный человек.
А тот оказался колдуном.
И вот приближается срок. Старик совсем забыл в какой день надо идти за сыном. Но за день до срока прилетает к нему в дом маленькая птичка и превращается в его сына. Сын рассказывает отцу, что завтра тому следует идти к колдуну и найти его. Сделать это будет не просто, ведь в обучении у колдуна было еще одиннадцать учеников.
Сын рассказал, как будет проходить опознание. Сперва колдун выпустит двенадцать голубей и сын будет летать чуть выше. Потом выведет двенадцать жеребцов, и сын будет притопывать правой ногой. Под конец колдун выведет двенадцать одинаковых молодцов, а у сына на щеке будет мушка.
Рассказал это сын, превратился в птичку и улетел.
На следующий день приходит старик к колдуну. Стал колдун путать старика, испытания проводить. Но старик крепко помнил наставления своего сына. Он отыскал в небе нужного голубя, нашел топнувшего ногой жеребца и выбрал молодца, которому на щеку села муха.
Отдал колдун старику его сына. Пошли они довольные домой. А навстречу барин едет. Сын сказал старику, что сейчас превратится в собаку, а барин захочет ее купить. Но предупредил, чтобы собаку старик продал, а ошейник нет, иначе не сможет он назад вернуться.
Превратился сын в собаку. Увидел собаку барин, но особенно понравился ему ошейник. Вот и стал он торговать собаку. За двести рублей продал собаку старик, и начал было ошейник снимать. А барин уперся, я говорит собаку с ошейником покупал.
Старик и отдал собаку вместе с ошейником, а сам грустный домой поехал.
А барин ведет собаку домой и видит заяц бежит. Пустил собаку за зайцем, а та в лес убежала, в доброго молодца превратилась и старика догнала.
Упрекнул сын старика, зачем тот собаку с ошейником продал, если бы не заяц, не смог бы он вернуться.
Вернулись они домой, стали жить, не тужить.
Но вот предлагает сын превратиться в птичку, чтобы старик продал ее на базаре. Но предупреждает, чтобы клетку старик не продавал. Понес старик птицу на базар и купил ее тот самый колдун. Но клетку старик не продал. Завернул колдун птицу в платок, домой понес, пока донес, улетела птица.
Вскоре превратился сын в жеребца, чтобы старик продал его на базаре. Но предупредил, чтобы старик уздечку не продавал.
Увидел колдун коня, стал покупать. Не хотел дед продавать коня с уздечкой, но все барышники на него накинулись, требуя с уздечкой продать, и уступил дед.
Привел колдун коня домой, в конюшне привязал. Похваляется дочери, что вернул беглеца. А дочка решила на коня посмотреть и случайно отпустила повод, а конь и пошел версты насчитывать.
Колдун как узнал про этой, в волка превратился и за конем бросился. А конь в ерша обернулся и в реку нырнул. Колдун в щуку превратился и следом. А ерш превратился в золотое кольцо и к ногам девушки, что белье мыла, подкатился. Девушка кольцо подобрала, но колдун уже человеком стал и потребовал вернуть его золотое кольцо. Девушка бросила кольцо на землю и то рассыпалось на множество зерен. Колдун превратился в петуха и стал зерно клевать. А одно зернышко стало ястребом и ястреб петуха задрал.
Вернулся сын к отцу и зажили они счастливо.

Читайте также:

      

  • Конспект занятия тонет не тонет в средней группе
  •   

  • Конспект урока уравнение прямой 9 класс атанасян
  •   

  • Единицы измерения площади квадратный метр конспект 4 класс
  •   

  • Конспект занятия по моделированию в подготовительной группе
  •   

  • Заповедники крыма конспект занятия

  • Основная мысль сказки умнее всех
  • Основная мысль сказки у страха глаза велики для читательского дневника
  • Основная мысль сказки три толстяка
  • Основная мысль сказки три поросенка
  • Основная мысль сказки три медведя