Основная мысль сказки каменный цветок

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите по ссылке

Автор: Бажов Павел.

Название: «Каменный цветок».

Жанр: сказ.

Тема произведения: мастерство и труд.

Число страниц: 34.

Главные герои и их характеристика

  1. Данило-мастер, он же Данилко Недокормыш.
    Мальчик, ставший величайшим резчиком по камню. Стремится к совершенству.
  2. Прокопьич. Старый мастер. Справедливый, строгий,
    добрый.
  3. Приказчик. Злой, жадный, хитрый.
  4. Катя. Милая девушка, невеста Данилы.
  5. Хозяйка Медной горы. Сказочное существо, хитрое
    и коварное.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Данило становится мастером по камню и стремится достичь
совершенства. Он побывал у Хозяйки Медной горы, видел каменный цветок и мечтает
создать такой же.

Сюжет – краткое содержание

  1. Старый мастер Прокопьич берёт в ученики мальчика Данилку, который проявляет хорошие способности.
  2. Увидев работы Данилы, барин заказывает ему каменную чашу, по подготовленному чертежу.
  3. Данилё не нравится предложенный чертёж, и он ищет подходящий для чаши камень.
  4. Данило делает чашу, которую называет дурман-чаша, но в которой не видит совершенства живого цветка.
  5. Данило встречает Хозяйку Медной горы, и та провожает его в свой сад, чтобы показать каменный цветок.
  6. Данило разбивает сделанную ранее чашу и исчезает.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда мальчик Данилко увидел на столе
малахитовую доску и сразу сказал Прокопьичу, что зарез на ней сделан не с той
стороны. Прокопьич поругал мальчика, но сам понимал, что зарез сделан неверно,
а потому оставил мальца на обучение.

План произведения для пересказа

  1. Поиски ученика.
  2. Пастух Данилко.
  3. Бабка Вихориха.
  4. Ученик Прокопьича.
  5. Первые работы.
  6. Жадность приказчика.
  7. Решение барина.
  8. Неправильный чертёж.
  9. Поиски камня.
  10. Дурман чаша.
  11. Катя и Данило.
  12. Змеиная горка.
  13. В саду Хозяйки.
  14. Исчезновение Данилы.

Главная мысль

Человек должен стремиться к совершенству, но должен и понимать,
что предела совершенству нет.

Чему учит эта книга

Сказ учит трудолюбию, ответственности, стремлению достичь
совершенства в своём деле. Учит не только работать, но и отдыхать. Учит не
зацикливаться на одном, жить полноценной жизнью.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравился этот красивый сказ, но очень жаль Данилу. Он
стал великим мастером, но слишком был поглощён своей работой. Он не видел, что
в жизни есть много других интересных моментов, ради которых стоит жить. А
потому и исчез, отправившись к Хозяйке Медной горы.

Новые слова и выражения

Вожгаться работать, возиться.

Оплошка ошибка, огрех.

Полысать бить наотмашь, со всей силы, хлестать.

Пословицы к произведению

Дело мастера боится.

Век живи век учись.

Пока талант получат, век учат.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Сделал дело гуляй смело.

Назад к содержанию

Павел Бажов «Каменный цветок» читательский дневник можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о мастерстве и стремлении к совершенству. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Каменный цветок» читательский дневник 5 класс
  2. Главные герои «Каменный цветок»
  3. План сказки «Каменный цветок»
  4. Чему учит сказка «Каменный цветок»?
  5. Отзыв о сказке «Каменный цветок»
  6. Пословицы к сказке «Каменный цветок»
  7. «Каменный цветок» краткое содержание для читательского дневника

«Каменный цветок» читательский дневник 5 класс

Автор — Бажов

Год написания — 1937.

Сборник — «Малахитовая шкатулка»

Жанр: сказ

Главная мысль сказки «Каменный цветок»
Нужно всегда стремиться к совершенству,  но нельзя при этом забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь.

Главные герои «Каменный цветок»

  • Данилка Недокормыш (Данило-мастер)   сирота, талантливый парень, который занимался обработкой камня и стремился создать прекрасную чашу в виде цветка.
  • Прокопьич – старый мастер малахитных дел. Суровый, но добрый и справедливый. Относился к Данилке как к сыну.
  • Хозяйка Медной горы – волшебница, владычица самоцветов.
  • Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита.
  • Приказчик – жадный и злобный, но исполнительный помощник барина.
  • Катя Летемина – невеста Данилки. Простая, добрая и  любящая девушка

План сказки «Каменный цветок»

1)Малахитовых дел мастер Прокопьич.
2)Сирота Данила
3)История бабки Вихорихи о каменном цветке.
4)Данила — ученик Прокопьича
5) Талантливый Данила.
6) Испытание нового мастера
7)Заказ чаши от барина.
8)Невеста Катя и поиск каменного цветка.
9)Встреча с Хозяйкой на Змеиной горе.
10)Каменный цветок.
11) Разбитая чаша
12)Исчезновение Данилы

Чему учит сказка «Каменный цветок»?

Произведение учит  быть трудолюбивым и целеустремленным,  идти к своей мечте несмотря ни на что, но не забывать о простых жизненных радостях.

Отзыв о сказке «Каменный цветок»

Этот сказ мне очень понравился, хотя его конец оказался печальным. Мне импонирует главный герой своим трудолюбием, старательностью, стремлением быть лучше. Жаль, что мастер Данила отказался от радостей жизни ради постижения секрета изготовления каменного цветка.

Пословицы к сказке «Каменный цветок»

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Дело мастера боится.
  • Люби дело — мастером будешь.
  • Мастеру нет предела для совершенства.
  • Талантлив тот, кто учится.

«Каменный цветок» краткое содержание для читательского дневника

  1. Мастер малахитовых дел Прокопьич взял себе в ученики сироту Данилу по прозвищу Недокормыш, которого отправил к нему приказчик.
  2. Наставника радует, что Данила усердно учится и стремится к совершенству, в это время он знакомится с будущей невестой Катей.
  3. Приказчик рассказал о таланте Данилы барину, а тот дал парню задание сделать ему чашу по чертежу, но с возможностью добавления своей выдумки.
  4. Данила хочет улучшить чашу, но не знает как, и это ему не дает покоя.
  5. Однажды встретилась ему Хозяйка Медной горы и показала невиданной красоты каменный цветок, отчего лишился покоя мастер, поняв, что нет предела совершенству в обточке и огранке камня
  6. Свои изделия из камня Данила в отчаянии разбивает, а затем пропадает в лесу.
Краткий пересказ

каменный цветок главная мысль

Рисунки и иллюстрации к сказке «Каменный цветок»

Мастер малахитовых дел Прокопьич гонял всех своих учеников, всеми он был недоволен. Пока приказчик не направил к нему сироту Данилу по прозвищу Недокормыш.

Сироте было лет двенадцать, мать он свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Из жалости его взяли «в казачки при господском доме», выполнять мелкие поручения. Но парень не справлялся с работой, ему больше нравилось рассматривать картины, различные драгоценные поделки в доме барина. Потом его назначили подпаском, но и там из-за его невнимательности коровы разбежались. Мальчика наказали, палач его жестоко избил.

Лечила Данилку местная бабка-знахарка. От нее мальчик узнал о каменном цветке, который рос у Хозяйки в малахитовой горе. По легенде, тот кто цветок увидит, всю жизнь несчастным будет.

Когда Данилка поправился Приказчик решил отдать мальчика на обучение Прокопьичу.

Данила попав в ученики старому мастеру малахитовых дел Прокопьичу прилежно учился.

Старик поначалу пожалел сироту, и давал ему только легкие дела, но Данилка сам проявил интерес к малахитовому делу, чем очень порадовал старого мастера. Старый Прокопьич  помогал ему осваивать все премудрости искусства резьбы. Сам приказчик мастером Данилу признал, даже барину про него отписал.

Барин приказал Даниле чашу каменную сделать на ножке.  Данила принялся он за работу и выточил вазу. После этого приказчик заказал еще две вазы. Данила все сделал, но вскоре барин чертеж новой вазы прислал, с узором из листочков. 

Парень сделал вазу, но она ему чем-то не нравилась.  Данила хочет улучшить чашу, но не знает как, и это ему не дает покоя. Он хотел сделать самый прекрасный цветок из малахита, но не мог его сделать, потому что он очень критично относился к своей работе.

Тем временем Прокопьич говорит Даниле, что пора уже жениться. Его невесту звали Катя Лемитина, и парень собирался сыграть свадьбу, после того как с чашей закончит.

Как-то в разговоре с другими мастерами ему посоветовали выбросить всю дурь из головы, а то к Хозяйке в горные мастера попадет. А те мастера, которые цветок каменный увидали, как будто живые изделия изготавливали.

Данила больше не мог думать ни о чем, кроме каменного цветка. Однажды он отправился на гумешки, камень подходящий искать. Камня он не нашел, но услышал голос, который советовал ему на Змеиную горку сходить.  Там и нашел глыбу, которую привез к мастерской. Данила собирался из нее чашу сделать, а после этого жениться на Кате.

Мастер усердно трудился и изготовил дурман-цветок как настоящий. Все были восхищены, но Данила все равно не был доволен. Когда приказчик увидел чашу, то хотел ее барину отправить. Но Данила оставил ее у себя, хотел поправить.

У Данила и Катей была назначена свадьба. Но перед ней парень отправился на  Змеиную горку, где увидел саму Хозяйку. Данила попросил ее показать каменный цветок. Хозяйка долго отговаривала его, говорила, что после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем.

Увидев неземной красоты каменный цветок Данилушка понял, что такого камня ему не найти, что этот цветок и есть совершенство и уже не мог без него жить. Очнулся Данила на том же месте, у Змеиной горки.

Вернувшись домой Данила разбил свою лучшую работу (чашу), потому что теперь только увидел все её недостатки и исчез неизвестно куда, оставив и учителя своего, и невесту в неведении.

 Люди больше его не видели и думали, что Хозяйка медной горы свела его с ума и забрала к себе.

«Каменный цветок» Павла Бажова – это очень непростая сказка.

Что ни говори, а жанр сказки уверенно сохраняет свои позиции в мировой литературе. Но в то же время это один из тех слоёв человеческого творчества, который с течением времён претерпел, возможно, наибольшие изменения.

На сегодняшний день у сказок есть вполне конкретная задача: учить детей добру, отзывчивости, терпимости к другим людям, заботе — лучшим качествам, которые может собрать в себе человек. Что же до сказок прошлых лет, тут всё не так однозначно…

Чему учит произведение Бажова, по стилистике больше похожее на басни старого дедушки, который решил приукрасить свою молодость?

Рассказ не огораживает юного читателя от неприглядной правды: в поселении рядом с малахитовыми каменоломнями, в котором родился и вырос главный герой Данила, вовсю процветало крепостное право. Жестокому наказанию плёткой могли подвергнуть даже ребёнка, не говоря уже о взрослом. Читатель узнаёт о текущем положении вещей исподволь, но в то же время крепостное право — это одна из всемогущих сил рассказа, своеобразный антагонист, который предстаёт в лице Приказчика.

Приказчик управлял поселением, следил за тем, чтобы каждый житель приносил пользу своему владельцу, который в это время жил вдали от каменоломен и наслаждался лишь плодами трудов своих крепостных.

Приказчик в полной мере распоряжался судьбой талантливого резчика по камню, и он был волен погубить творческую жилку Данилы безвкусными заданиями, монотонной работой и надуманными придирками.

А по ту сторону этой серой, беспросветной жизни стояла… Хозяйка Медной Горы. Неведомая, природная, незыблемая сила камня, с которым работал Данила. Хотя в сказке она предстаёт прекрасной женщиной, Хозяйка несёт в себе образ самой природы, до конца постичь которую практически невозможно. Хозяйка может одарить богатствами и знаниями, но в то же время она своенравна и может погубить неосторожного человека.

Вся беда мастера Данилы оказалась в том, что он и сам оказался своенравен и свободолюбив, а ещё достаточно талантлив и любознателен, чтобы вопреки всему попытаться постичь тайну Хозяйки Медной Горы. Стремление изготовить каменный цветок невиданной красоты стало для Данилы возможностью превзойти самого себя, а ещё сбежать от тесных оков Приказчика. Даже сильный духом человек может сломаться под гнётом обстоятельств, а ведь Данилу с юных лет пытались «загнать в тиски»: сначала скучной, монотонной работой, а затем и барскими прихотями, которые не давали таланту Данилы раскрыться в полную силу.

Юный мастер погрузился в себя. Желание сотворить нечто настолько прекрасное, что вознесёт его талант выше житейских проблем, захватило разум Данилы. Не спасла его даже женитьба на хорошей и доброй девушке Кате, которая в этом произведении стала олицетворением всех людей, которые окружали Данилу.

В муках творчества молодой мастер отрывается от людей. Он забывает о близких, которые нуждаются в нём, поддерживают его. Данила оставляет их на растерзание реальности с её Приказчиком, неволей и постоянной работой. И в конце концов неконтролируемая страсть достичь совершенства иссушает душу Данилы и едва не сводит его с ума.

Вместо того, чтобы пытаться противостоять злу в реальности, главный герой сказки предпочёл пуститься в бегство, хоть Бажов и представил это, как уход от мира в поисках самого себя и недостижимого идеала.

У сказки «Каменный Цветок» совсем недетский смысл: стремясь к совершенству, не обрывай все связи с людьми, не сжигай мосты позади себя, не пытайся сбежать от реальных трудностей здесь и сейчас. Потому что в погоне за совершенством, ты можешь оказаться у разбитой малахитовой чаши, а вокруг – никого, кто бы смог поддержать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Основная мысль сказки как муравьишка домой спешил
  • Осень лес молчит такая тишина за сто шагов сочинение рассуждение
  • Основная мысль сказки птица кахна
  • Основная мысль сказки волшебная лампа аладдина
  • Осень ласковая сказка песня автор

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии