Основная мысль сказки лиса и медведь

В. Даль «Лиса и медведь» читательский дневник

На чтение 4 мин Обновлено 31 января, 2022

Читательский дневник сказки «Лиса и медведь» Даля  можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о хитрости и коварстве лисы. Анализ рассказа поможет составить план и написать отзыв, определить какая главная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Лиса и медведь» читательский дневник сказки Даля
  2.  «Лиса и медведь» характеристика героев
  3. План сказки «Лиса и медведь»
  4. Чему учит сказка «Лиса и медведь»?
  5. Отзыв о сказке «Лиса и медведь»
  6. Пословицы к сказке «Лиса и медведь»
  7. «Лиса и медведь» краткое содержание для читательского дневника

«Лиса и медведь» читательский дневник сказки Даля

Автор — В. Даль

Жанр — сказка

Год написания -1872

Сколько страниц — 6

Главная мысль сказки «Лиса и медведь» — нельзя  доверять малознакомым людям.

 «Лиса и медведь» характеристика героев

  1. Лиса — хитрая и коварная. Обманула Медведя и съела  его мёд. 
  2. Медведь — добрый, доверчивый, отзывчивый.

План сказки «Лиса и медведь»

  1. В доме медведя
  2. Бочонок меда
  3. Хитрый план
  4. Пустой бочонок 
  5. Медведь винит Лису
  6. План выявление вора
  7. Несправедливые обвинение

Чему учит сказка «Лиса и медведь»?

Сказка учит нас проявлять бдительность и осторожность, особенно при общении с малознакомыми людьми. Не следует всецело доверять незнакомцам, и пускать их в свой дом.

Отзыв о сказке «Лиса и медведь»

Эта сказка мне понравилась, я поняла что не следует всем верить. Мне было жаль доброго Мишку, который из-за доверчивости лишился своих припасов. 

Пословицы к сказке «Лиса и медведь»

♦Лиса семерых волков проведет.
♦Лису хитрость кормит.
♦Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
♦На вид простак, а в душе хитряк.
♦Разговорам не дивись, а на хитрость не ведись.  

«Лиса и медведь» краткое содержание для читательского дневника

  1. Попросилась Лиса пожить у Медведя, и он согласился.
  2. Когда  Лиса увидела в сенях бочонок с мёдом, то больше ни о чем уже думать не могла.
  3. Ночью она стучала по полу хвостом и говорила, что идёт к соседям ребёнка лечить.
  4. Используя свой хитрый план Лиса за три ночи весь мёд съела.
  5. Когда Медведь увидел пропажу меда, то обвинил Лису.
  6. Но Лиса обещала найти вора, и пока Медведь спал на солнце намазала ему живот медом.
  7. Потом плутовка разбудила  Медведя и обвинила в воровстве, а сама убежала.

лиса и медведь даль краткое содержание

Рисунки и иллюстрации к сказке «Лиса и медведь»
Краткий пересказ

Надоело лисе одной жить, вот и решила она к медведю проситься в дом. Добрый и доверчивый Медведь возражать не стал. Лису в дом пустил и досыта кормил. 

Как-то в сенях Лиса увидела кадку с медом. После этого она не могла спокойно спать и все думала как ей туда свой рыжий нос засунуть.

И придумала лиса хитрый план. Трижды она стучала хвостом, будто кто-то в дверь стучит. Потом говорила что ее зовут к соседскому ребёнку и уходила.  А сама в это время мёд из кадки ела. 

Когда Лиса возвратилась, то медведь спросил почему она так быстро вернулась.  Лиса сказала, что у соседей ребенок захворал, которого зовут Верхушечка.

На следующую ночь история повторилась. Лиса съела мёд до средины бочки, а медведю сказала, что болеет соседский ребёнок по имени Середочка.

На третью ночь рыжая весь мёд уже съела, а Медведю наврала, что ходила к ребёнку соседей, которого звали Последышка.

Когда медведь увидел, что весь мёд съеден, он начал в этом лису винить, но Лиса отпиралась и обещала разузнать, кто повадился мёд есть.

 Придумала она план, лечь на солнце и у кого мёд на животе выступит, тот и вор. Медведь на солнце пригрелся и задремал, а лиса встала измазала его мёдом и закричала, что нашла вора. Возразить Лисе Медведь не мог, а она хвостом махнула и убежала. Так лиса перехитрила медведя.

Жанр: сказка о животных

Смотри похожие сказки:
Братья Гримм «Дружба кошки и мышки»
Башкирская сказка «Лиса-сирота»

Главные герои сказки «Лиса и медведь» и их характеристика

  1. Лиса. Хитрая, наглая, жадная, ненасытная.
  2. Медведь. Простой, добрый, радушный, отзывчивый.

План пересказа сказки «Лиса и медведь»

  1. В доме медведя
  2. Бочка меда
  3. Верхушечка
  4. Середочка
  5. Последышек
  6. Решение спора

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и медведь» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Поселилась Лиса у Медведя, и на бочку с медом глаз положила.
  2. Ночью пошла Лиса вроде к соседям ребенка лечить, а сам меду отъела.
  3. Медведь про ребенка спрашивает, а Лиса говорит, что того Верхушечка зовут
  4. На вторую ночь Лиса лечила ребенка Середочку, а на третью Последышка.
  5. Обнаружил Медведь пропажу меда, а Лиса предложила на солнце лечь.
  6. Намазала она медведю живот медом, обвинила его, и убежала.

Главная мысль сказки «Лиса и медведь»
Нельзя быть слишком доверчивым.

Чему учит сказка «Лиса и медведь»
Сказка учит быть хитрым, пронырливым, смекалистым, всегда видеть свою выгоду. Учит не доверять хитрецам, никогда их не слушать и не пускать их в дом.

Отзыв на сказку «Лиса и медведь»
Мне понравилась эта сказка, в которой Лиса обманула доброго Мишку и очень этим гордилась. Но она забыла, что в следующий раз некого ей станет обманывать, никто ей не поверит.

Пословицы к сказке «Лиса и медведь»
Лиса семерых волков проведет.
Лисичка — плутовка, лисица — льстица.
Лису хитрость кормит.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
На вид простак, а в душе хитряк.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и медведь»
Надоело Лисе одной жить, и попросилась она к Медведю. Медведь, добрая душа, пустил Лису, и зажили они вдвоем.
Жил Медведь богато, зажиточно, все у него в доме водилось, и вот приметила Лиса в сенях кадку с медом. Лежит, и думает, как бы в эту кадку свой рыжий нос засунуть.
Застучала Лиса хвостом, Медведь встрепенулся. А Лиса говорит, что то за ней, старой лекаркой, послали. Медведь отпустил Лису, даже сказал, что дверь за ней запирать не будет.
А Лиса вышмыгнула в сени, и к бочке. Отъела меда, сверху ветошью прикрыла и назад возвращается.
Удивляется Медведь, что Лиса так быстро обернулась. А та отвечает, что к соседям ходила, ребенок у них хворает. Спрашивает Медведь, как ребеночка зовут, отвечает Лиса, что Верхушечка.
На следующую ночь история повторяется. Отправляется Лиса в сени и всю середку у бочки съедает. А когда Медведь про ребенка спрашивает, отвечает, что зовут того Середочка.
На третью ночь Лиса вновь хвостом постучала и в сени убежала. Весь мед съела, вернулась и калачиком свернулась. Спрашивает Медведь, какого ребенка на этот раз Лиса лечила, отвечает рыжая, что Последышка.
Прошло некоторое время, захотелось Лисе снова меда. Притворилась она больной, и говорит, что снадобье нужное у нее есть, вот только меда не хватает.
Медведь в сени за медом, а бочка пустая. Он к Лисе, и давай ее обвинять в краже. А Лиса говорит, что меда не брала, и доказать это может. Нужно просто им с Медведем на солнце лечь, солнце мед вытопит и сразу видно будет, кто его съел.
Медведь лег на солнце и задремал, а Лиса последний мед из бочки вычерпала, и Медведю живот намазала. Потом будит его и на живот показывает — ты сам, Медведь, мед и съел.
Нечего возразить Медведю, а Лиса хвостом махнула и убежала.

Сказка Лиса и Медведь о проделках коварной Лисы. Вокруг этой сказки на форумах родителей точилось много споров. Стоит или нет читать детям сказку о том, как Лиса, пользуясь добротой Медведя, тайком лакомилась его запасами. А потом еще Медведя во всем обвинила и наказания избежала. Многие считают, что такие сказки учат детей плохому. Заботливые родители убеждены, что ребенку нужно читать онлайн только добрые справедливые сказки. Давайте разберемся.

Сказка Лиса и Медведь

Сказка Лиса и Медведь читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Присмотрелась Лиса к хозяйственному и зажиточному Медведю и напросилась к нему жить. Медведь подумал, что вдвоем жить веселее, и согласился. Пронырливая Лиса высматривала, где у Медведя вкусности хранятся, и заметила в сенцах кадушку с медом. Стала плутовка по ночам медом лакомиться. Так и всю кадушку выела. Когда Медведь заметил, что кадушка пуста, разозлился, стал Лису обвинять. Но Лиса опять выкрутилась. Притворилась обиженной, обещала найти виноватого. «У кого на брюхо мед выйдет – тот и съел», — заявила обманщица. Пока Медведь спал, намазала Лиса ему брюхо остатками меда и обвинила, что он сам весь мед съел. Осерчал Медведь, но пока лапой живот чесал, Лисички и след простыл. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Медведь

В сказке показано, как на добро, щедрость и гостеприимство Медведя Лисичка ответила неблагодарностью и коварством и осталась без наказания. Именно поэтому некоторые считают, что сказка ничему хорошему ребенка не научит. Но ребенку придется сталкиваться не только с добром, но и с другими, не совсем светлыми сторонами жизни. Чтение и обсуждение с дошкольником сказки Лиса и Медведь будет ему полезно. Оно поможет нацелить ребенка на правильные нравственные ориентиры.

Мораль сказки Лиса и Медведь

Пословица «Сколько волка (в нашем случае лису) не корми, он все в лес смотрит» очень точно объясняет мораль сказки Лиса и Медведь. Сколько не делай добра подлому человеку, он все равно ответит злом. Сказка осуждает лживость, притворство и неблагодарность.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не делай людям добра, не увидишь от них зла.
  • Худого человека ничем не уважишь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Сегодня предметом нашего обсуждения выбрана сказка «Медведь и лиса». Текст ее мы приведем далее в краткой форме. Здесь описывается очень популярный сюжет о лисе. Хитрость ее проявляется в наиболее неожиданных местах.

Переезд

лиса и медведь сказка

«Лиса и медведь» – сказка, которая показывает, что хитрость поможет выкрутиться, даже если обман раскрыт. Переходим к повествованию. Жила-была Лиса–кума. Начала она стареть. Надоело ей своими руками за собой ухаживать. Пришла тогда к Медведю. Начала в жилички проситься. Попросила Михаила Потапыча впустить ее. Сказала, что стара стала, однако учености не утратила, к тому же много места не займет, не обопьет и не объест. Именно с этого начинается произведение «Лиса и медведь». Сказка продолжается ответом Медведя. Он думал недолго и согласился. В результате Лиса перешла к Медведю на житье.

Поведение

сочинить сказку

Русскому народу удалось сочинить сказку, главная героиня которой показывает множество неблагородных качеств. После переезда в новый дом начала она обнюхивать да осматривать, что где у хозяина лежит. Жил Медведь с запасом. Наедался досыта сам, при этом Лисоньку кормить не забывая. Заприметила она как-то раз на полочке в сенцах кадку с медом. Дело в том, что лиса, как и медведь, любит поесть сладко.

Мед

народная сказка медведь и лиса

Переходим к описанию следующей части произведения «Лиса и медведь». Сказка продолжается повествованием о событиях, которые произошли ночью. Лежит в беспокойстве кума и думает, каким образом ухитриться уйти да медку попробовать. Постучала хвостом по полу. А после обратилась к медведю. Спросила, не кажется ли ему, что к ним в дверь кто-то стучится. Медведь прислушался. Подтвердил, что тоже слышал стук. Лиса тогда сообщила, что это пришли за ней, так как она еще и лекарка. Медведь тогда предложил ей отправиться к посетителям. Она отметила, что вставать не желает. Миша настоял.

Целительница

сказка медведь и лиса текст

Народная сказка «Медведь и лиса» далее повествует о том, как страдальчески кума заохала, с печи слезая. Но как только вышла за дверь, к ней снова вернулась прыть. На полку вскарабкалась и начала есть. Когда наелась, закрыла она кадку и в избу воротилась, как будто ничего не было. Медведь тогда ее спросил, далеко ли она ходила. Лиса ответила, что ее звали соседки, так как у них захворал ребенок. Медведь тогда поинтересовался, полегчало ли бедняге и как его зовут. Лиса ответила, что здоровье ребенка наладилось, а зовут его Верхушечкой.

Финал

Переходим к заключительной части произведения «Лиса и медведь». Сказка повествует о том, что после беседы оба персонажа уснули. Лисе медок понравился, и на следующую ночь история повторилась. Прошли еще сутки. Снова захотелось меда Лисе. И все повторилось в третий раз. После этого из запасов Медведя практически ничего не осталось. Прошло еще некоторое время. Лисе снова меду захотелось. Она прикинулась больной. Прокашляла всю ночь, не давала Медведю покою. Миша просит Кумушку полечиться. Она говорит, что имеет особое снадобье, от которого любую хворь снимет, но в него необходимо добавить немного меда. Встал Мишка, направился в сени, кадку снял, а она пуста. Заревел Медведь и спросил, куда мед девался, подозревая, что это дело рук кумы. Лиса в ответ только закашлялась. Медведь повторил вопрос. Лиса ответила, что ни о каком меде понятия не имеет, и если это были его запасы, то он их и съел. Миша настаивает, что это кума сшалила. Лиса, не растерявшись, назвала его обидчиком, подчеркнув, что это он ее — бедную сироту, зазвал к себе, а теперь сжить со свету хочет. После кума обещает мигом разведать, кто именно мед съел. Медведь обрадовался, попросил поспешить. Предложила тогда Лиса лечь против солнца, таким образом можно будет найти виновного, ибо у кого из живота мед вытопится, тот и съел его. Легли они. Пригрело их солнышко. Захрапел Медведь. Лисонька побежала скорее домой. Последний медок соскребла из кадки. После вымазала Медведя. Умыла лапки. Начала Мишеньку будить. Начала кричать, что вора нашла. Мишка спросил где. Лиса тогда показала Медведю, что в меду у него все брюхо. Мишка протер глаза, сел, лапой провел по животу. Убедился, что там мед. Укорила тогда его Лиса и свалила на него вину. После этого кума хвостом махнула и убежала.

Альтернативный вариант

медведь и лиса татарская сказка

Теперь мы обсудим другой вариант произведения «Медведь и Лиса». Татарская сказка знакомит нас с теми же сказочными персонажами. Отличается лишь стиль рассказа истории. Давным-давно Лиса и Медведь жили в одном из лесов. Говорят, что в то время они дружили. Много лет прошло с тех пор. Медведь постарел и занемог. При этом у каждого из друзей был большой припас: кадка меда и столько же масла. Добро это далеко у них запрятано было. Решили они его вместе есть, когда состарятся. В одно утро прекрасное встала Лиса и ушла тайком. Ждал куму целый день хворый Медведь. Ее все не было. Возвернулась она только поздно вечером. Медведь спросил, где Лиса была так долго. Она ответила, что у друга ее жена родила. А она в деревню ходила имя дать младенцу. Медведь спросил, кого дал бог — дочь или сына. Лиса ответила, что родился мальчик. Медведь решил уточнить, как назвала она младенца. Лиса ответила: Початочек. Медведь спросил, не принесла ли она ему гостинцев. Кума ответила, что на столе не было ничего такого вкусного, что могло бы понравиться Мише. Медведь стал тогда жаловаться на то, что Лиса насытилась, а о нем забыла. Пошла тогда Кума по окрестностям и собрала для Миши всякие объедки. Можно сделать вывод о том, что татарский народ сумел сочинить сказку, которая очень схожа с русской версией. Финал у историй аналогичен.

Русская народная сказка «Лиса и Медведь»

Цели: развивать представления об особенностях жанра сказки; закрепить понятия о систематизации сказок, об основных сказочных элементах, об особенностях сказках о животных; показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных;

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…) 2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой…) 3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)

О чем пойдет речь на нашем уроке?

Мы продолжаем изучать произведения фольклора, и сегодня наш урок посвящён одному из самых интересных и любимых всеми фольклорных жанров – сказке. В курсе литературы мы тоже изучаем русские народные сказки. Вспомните, что вы знаете о сказках.

– Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

Уч-ся: Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно.

Уч-ся: Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. (Запись в тетрадях)

-Чем различается сказка литературная и фольклорная?

Уч-ся: Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.

-Из каких частей состоит сказка?

Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).

Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.

Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.

Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

– Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)

– Чем различаются сказки разных жанров, а что между ними общего?

— Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.

1. Ребята, какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?

2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?

Медведь доверчивый. В этом причина. Подберите синонимы к этому слову.

Уч-ся: открытый, наивный, простодушный, бесхитростный, простоватый, легковерный, неопытный, несмышлёный, недогадливый.

3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?

Уч-ся: выборочный пересказ.

Лиса хитрая, коварная, себе на уме, не промах, палец в рот не клади, коварная, на мякине не проведешь, голыми руками не возьмешь, изобретательная, своего не упустит, пальца в рот не клади, оборотистая, голой рукой не возьмешь, сухой из воды выйдет.

4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула? Аргументируйте свой ответ.

5. В этой сказке используются многие традиционные сказочные элементы. Назовите их и приведите примеры.

6. Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?

О медведях мы знаем с раннего детства. С одной стороны медведь нам кажется сильным, могучим, заботливым, добрым, трудолюбивым, с другой неуклюжим, косолапым, агрессивным и даже порой глупым. Какой же медведь на самом деле, каким его видят люди?

Ребята высказываются, устно описывают медведя, в результате обсуждения приходят к выводу, что характер медведя олицетворяет характер России.

6. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать русскую народную сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».

Родная русская литература. 5 класс

У р о к 2. Русская народная сказка «Лиса и Медведь»

Цели: развивать представления об особенностях жанра сказки; закрепить понятия о систематизации сказок, об основных сказочных элементах, об особенностях сказках о животных; показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к русским народным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи; тренировать навыки работы в группе.

Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; знание особенностей сказок о животных; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; умения находить элементы композиции в тексте, выделять общие черты и различия в сказках разных народов; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация с репродукциями картин Данчуровой Т.И.

Лиса и Медведь
PPTX / 2.01 Мб

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Продолжите ряд:

1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…)

2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой…)

3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)

О чем пойдет речь на нашем уроке?

3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.

Мы продолжаем изучать произведения фольклора, и сегодня наш урок посвящён одному из самых интересных и любимых всеми фольклорных жанров – сказке. В курсе литературы мы тоже изучаем русские народные сказки. Вспомните, что вы знаете о сказках.

Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

Уч-ся: Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки.

Уч-ся: Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно.

-Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» — рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о них на сегодняшний момент не осталось никаких сведений. Однако уже в XIX веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Как сегодня звучит определение слова сказка?

Уч-ся: Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. (Запись в тетрадях)

-Чем различается сказка литературная и фольклорная?

Уч-ся: Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.

-Из каких частей состоит сказка?

Уч-ся: Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой и поэтому выделяют некую структуру сказки:

Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).

Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.

Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.

Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)

Чем различаются сказки разных жанров, а что между ними общего?

Сегодня к уроку вы читали сказку «Лиса и медведь». К какому виду сказки она относится?

Уч-ся: сказка о животных.

— Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.

Словарная работа

Язычество — религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Христиа́нство (от греч. — «Пома́занник», «Месси́я») — мировая религия, возникшая около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Сын Божий и Спаситель человечества.

Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении. Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.

-Сказки о животных называются животным эпосом; их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо примерно равен персонажу-животному, но такое встречается гораздо реже.

В образах животных представлены качества человека. Герои-животные стали воплощением определенных качеств: лиса — хитрости, волк — глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и считают главным (лев или медведь).

Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных высмеиваются глупость, жадность, лень, лживость, хитрость, корысть, болтливость.

Убедимся в этом, обратившись к прочитанной вами сказке «Лиса и медведь».

4. Анализ сказки «Лиса и медведь»: слово учителя с элементами беседы.

Словарная работа

Промышлять — здесь: {устар.) заниматься чем-то как средством обеспечить себе жизнь.

Сени (сенцы) — помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах.

Починать {устар.) — начинать.

Ветошка {разг.) — лоскут ветхой одежды, старой ткани; тряпка.

Кум — 1. Крёстный отец по отношению к крёстной матери и родителям крестника.

2. (устар.) Немолодой мужчина, находящийся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилому мужчине.

Кума — 1. Крёстная мать по отношению к крёстному отцу и родителям крестника.

2. (устар.) Немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилой женщине.

Куманёк — 1. (устар.) Ласкательно-почтительное обращение к пожилому мужчине.

2. (разг.) Ласк, к сущ. Кум в первом значении.

Вдолге ли, вкоротке ли (устар.) — долго ли, коротко ли; фразеологизм, означающий в продолжение какого-то времени; в современный русский язык это выражение пришло из фольклора.

Беседа по вопросам

1. Ребята, какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?

2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?

Медведь доверчивый. В этом причина. Подберите синонимы к этому слову.

Уч-ся: открытый, наивный, простодушный, бесхитростный, простоватый, легковерный, неопытный, несмышлёный, недогадливый.

3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?

Уч-ся: выборочный пересказ.

Лиса хитрая, коварная, себе на уме, не промах, палец в рот не клади, коварная, на мякине не проведешь, голыми руками не возьмешь, изобретательная, своего не упустит, пальца в рот не клади, оборотистая, голой рукой не возьмешь, сухой из воды выйдет.

4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула? Аргументируйте свой ответ.

5. В этой сказке используются многие традиционные сказочные элементы. Назовите их и приведите примеры.

6. Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?

5. Анализ картины Татьяны Данчуровой «Хозяин»

Данчурова Татьяна Ивановна родилась 21 марта 1969 г. В 1988 г. закончила Набережно-Челнинское училище искусств. Работает в анималистическом жанре. Живопись и графика в основном посвящены охотничей тематике.

Словарная работа

Анимали́стика (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные.

Рассмотрите репродукции картин художницы.

(Учащиеся рассматривают картины на слайдах презентации).

Рассмотрите еще раз и скажите, каким видит художница медведя?

t1656535488aa.jpg

О медведях мы знаем с раннего детства. С одной стороны медведь нам кажется сильным, могучим, заботливым, добрым, трудолюбивым, с другой неуклюжим, косолапым, агрессивным и даже порой глупым. Какой же медведь на самом деле, каким его видят люди?

Ребята высказываются, устно описывают медведя, в результате обсуждения приходят к выводу, что характер медведя олицетворяет характер России.

6. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать  сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».

Использованная литература

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. — М.: ВАКО, 2022.-143 с.

2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2021. — 144 с.

3. Художник Данчурова Татьяна Ивановна. Звери и птицы.

URL: https://www.liveinternet.ru/users/mimulyus/post297324560/

(дата обращения 29.06.2022)

Форма произведения: о животных, сказка |
Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс, 5 класс | Возраст: дети 3-6 лет, дети 6-9 лет | Время чтения: до 30 минут | Темы: верность и предательство, истинные ценности, хитрость


Жила-была кума-Лиса… Надоело Лисе на старости самой о себе помышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички:

– Впусти меня, Михаил Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем и не обопью.

Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житье к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где что у него лежит. Мишенька жил с запасом, сам досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах на полочке кадочку с медом, а Лиса, что Медведь, любит сладко поесть; лежит она ночью да и думает, как бы ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком постукивает да Медведя спрашивает:

– Мишенька, никак, кто-то к нам стучится?

Прислушался Медведь.

– И то, – говорит, – стучат.

– Это, знать, за мной, за старой лекаркой, пришли.

– Ну что ж, – сказал Медведь, – иди.

– Ох, куманек, что-то не хочется вставать!

– Ну, ну, ступай, – понукал Мишка, – я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, слезла с печи, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и ну починать кадочку; ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, все прибрала, как у Медведя было, и воротилась в избу как ни в чем не бывало.

Медведь ее спрашивает:

– Что, кума, далеко ль ходила?

– Близехонько, куманек; звали соседки, ребенок у них захворал.

– Что же, полегчало?

– Полегчало.

– А как зовут ребенка?

– Верхушечкой, куманек.

– Не слыхал такого имени, – сказал Медведь.

– И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет!

Медведь уснул, и Лиса уснула.

Понравился Лисе медок, вот и на другую ночку лежит, хвостом об лавку постукивает:

– Мишенька, никак опять кто-то к нам стучится?

Прислушался Медведь и говорит:

– И то кума, стучат!

– Это, знать, за мной пришли!

– Ну что же, кумушка, иди, – сказал Медведь.

– Ох, куманек, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать!

– Ну, ну, ступай, – понукал Медведь, – я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, слезая с печи, поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку, добралась до меду, ела, ела, всю середку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, заложила камешком, все, как надо, убрала и вернулась в избу.

А Медведь ее спрашивает:

– Далеко ль, кума, ходила?

– Близехонько, куманек. Соседи звали, у них ребенок захворал.

– Что ж, полегчало?

– Полегчало.

– А как зовут ребенка?

– Серёдочкой, куманек.

– Не слыхал такого имени, – сказал Медведь.

– И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет! – отвечала Лиса.

С тем оба и заснули.

Понравился Лисе медок; вот и на третью ночь лежит, хвостиком постукивает да сама Медведя спрашивает:

– Мишенька, никак, опять к нам кто-то стучится? Послушал Медведь и говорит:

– И то, кума, стучат.

– Это, знать, за мной пришли.

– Что же, кума, иди, коли зовут, – сказал Медведь.

– Ох, куманек, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать! Сам видишь – ни одной ночки соснуть не дают!

– Ну, ну, вставай, – понукал Медведь, – я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи и поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и принялась за кадочку; ела, ела, все последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, пригнела камешком и все, как надо быть, убрала. Вернувшись в избу, она залезла на печь и свернулась калачиком.

А Медведь стал Лису спрашивать:

– Далеко ль, кума, ходила?

– Близехонько, куманек. Звали соседи ребенка полечить.

– Что ж, полегчало?

– Полегчало.

– А как зовут ребенка?

– Последышком, куманек, Последышком, Потапович!

– Не слыхал такого имени, – сказал Медведь.

– И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет! Медведь заснул, и Лиса уснула.

Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось опять Лисе меду – ведь Лиса сластена, – вот и прикинулась она больной: кахи да кахи, покою не дает Медведю, всю ночь прокашляла.

– Кумушка, – говорит Медведь, – хоть бы чем ни на есть полечилась.

– Ох, куманек, есть у меня снадобьеце, только бы медку в него подбавить, и всё как есть рукой сымет.

Встал Мишка с полатей и вышел в сени, снял кадку – ан кадка пуста!

– Куда девался мед? – заревел Медведь. – Кума, это твоих рук дело!

Лиса так закашлялась, что и ответа не дала.

– Кума, кто съел мед?

– Какой мед?

– Да мой, что в кадочке был!

– Коли твой был, так, значит, ты и съел, – отвечала Лиса.

– Нет, – сказал Медведь, – я его не ел, всё про случай берег; это, значит; ты, кума, сшалила?

– Ах ты, обидчик этакий! Зазвал меня, бедную сироту, к себе да и хочешь со свету сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто мед съел.

Вот Медведь обрадовался и говорит:

– Пожалуйста, кумушка, разведай!

– Ну что ж, ляжем против солнца – у кого мед из живота вытопится, тот его и съел.

Вот легли, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а Лисонька – скорее домой: соскребла последний медок из кадки, вымазала им Медведя, а сама, умыв лапки, ну Мишеньку будить.

– Вставай, вора нашла! Я вора нашла! – кричит в ухо Медведю Лиса.

– Где? – заревел Мишка.

– Да вот где, – сказала Лиса и показала Мишке, что у него все брюхо в меду.

Мишка сел, протер глаза, провел лапой по животу – лапа так и льнет, а Лиса его корит:

– Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мед из тебя вытопило! Вперед, куманек, своей вины на другого не сваливай!

Сказав это, Лиска махнула хвостом, только Медведь и видел ее.

Алёна Базан | Просмотров: 135

  • Основная мысль сказки два мороза
  • Основная мысль рассказа чудик
  • Основная мысль сказки два ивана два солдатских сына
  • Основная мысль рассказа чудесный доктор
  • Основная мысль сказки два жадных медвежонка