Основная мысль сказки находчивый солдат

Русская народная сказка «Находчивый солдат»

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки «Находчивый солдат» и их характеристика

  1. Царь Петр Первый. Хитрый, умный, любопытный, строгий, справедливый
  2. Солдат. Весельчак и гуляка, легкомысленный, остроумный, находчивый.

План пересказа сказки «Находчивый солдат»

  1. Характер царя Петра
  2. Земляки
  3. Заложенный палаш
  4. Царский смотр
  5. Деревяшка в ножнах
  6. Приказ царя
  7. Чудо
  8. Царская справедливость

Кратчайшее содержание сказки «Находчивый солдат» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Любил царь Петр походить неузнанным среди простого народа.
  2. Встретил Петр в кабаке земляка, а тот выпить предлагает, да палаш заложить хочет
  3. Отказался Петр, ушел, а утром внезапный смотр устроил
  4. Солдат в панике в ножны деревяшку сунул, только ручку сажей зачернил.
  5. Царь приказывает ударить себя палашом, и тот разлетается в щепы
  6. Царь хвалит солдата за находчивость и приглашает в штурманскую школу.

Главная мысль сказки «Находчивый солдат»
Находчивость может и на поле боя выручить, и царский гнев отвести.

Чему учит сказка «Находчивый солдат»
Сказка учит не нарушать дисциплину, не закладывать казенное имущество, не ходить по кабакам и ресторанам. Учит быть смелым и находчивым, учит находить выход в любой ситуации. Учит иметь чувство юмора.

Отзыв на сказку «Находчивый солдат»
Мне понравилось в этой сказке, что солдат быстро сообразил, как отвести от себя беду. Он притворился, что случилось чудо и многие в это поверили. Царь Петр знал правду, но ему понравилась находчивость солдата и он не стал наказывать его.

Пословицы к сказке «Находчивый солдат»
Находчивость — великая сила.
Смекалка и воду останавливает.
Подальше от царей — вот и будешь целей.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Находчивого не озадачишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Находчивый солдат»
Правил раньше на Руси царь Петр Первый. И любил царь до всего сам дознаваться. Вот переоденется в простую одежду и пойдет по трактирам гулять, слушать, кто что говорить будет.
Один раз заходит царь Петр в трактир. Видит, сидит за столом солдат. Подсел царь к нему, здоровается, спрашивает из каковских солдат будет. Узнав, что солдат из костромских, улыбается, и сообщает, что и сам костромской. Дескать плотник.
Солдат радуется земляку и предлагает заложить палаш, чтобы напиться. Царь Петр пытается урезонить солдата, спрашивая, что тот будет делать, случись ночью тревога. А солдат отвечает, что его генералы спят до полудня.
Но Петр отказался пить и ушел. А солдат заложил палаш, напился и в полк пошел. А утром рано царский смотр, все на плац, а у солдата палаша нет. Тогда солдат берет деревяшку, ручку сажей зачернил, да в ножны сунул.
Идет царь Петр мимом солдатских рядов, видит знакомого солдата. Командует сделать четыре шага вперед, а потом приказывает рубить себя палашом. Солдат отвечает, что не может поднять оружие на царя, но царь приказывает строже. И солдат с криком: «Господи! Сделай это оружие деревом!», бьет Петра Первого деревяшкой. Та разлетается в щепы.
Все замерли, поп молится, о чуде вещает, а царь Петр улыбнулся и тихонько солдату говорит: «Молодец! Находчивый. Три дня гауптвахты и в штурманскую школу пойдешь».


0

«Находчивый солдат»: какова главная мысль?

1 ответ:



2



0

«Находчивый солдат» — это народная сказка. В ней мы узнаем историю о том, как однажды царь Петр, переодевшись в простую одежду отправился в трактир. Там он встретил солдата и представился его земляком. Солдат предложил продать палаш и напиться. Царь отказался и пытался уразуметь солдата, на что тот ответил, что генералы спят до полудня. Царь ушел, а солдат продал палаш и вместо него в ножны положил палку. Во время смотра, который проводил Петр, он заметил своего знакомого солдата и приказал ему рубить себя. Солдат с мольбой богу о том, чтобы оружие стало деревом ударил Петра и палка разлетелась на щепки. За находчивость Петр обещал отправить его в штурманскую школу.

Главная мысль сказки «Находчивый солдат» выражается в том, что надо быть сообразительным. Находчивость спасает нас в трудных ситуациях. Надо уметь соображать, быть смелым и никогда не отчаиваться.

Читайте также

Главными героями произведения Виктора Гюго «Гаврош» являются: Гаврош, Тенарьдье, Морису и Козетте.

Главной мыслью произведения является восхваление силы воли, которая вела к победе в столкновении с противниками, к борьбе за идею. Гюго в своём произведении возвышает людской героизм, а сам Гаврош является олицетворением лучших черт людей, «отверженных» обществом: независимости, любви к ближнему, честности и отваги.

<hr />

В сказке Мамина-Сибиряка «Про Комара Комаровича» мы встречаемся с комариным предводителем, который рискнул сражаться с медведем.

Однажды мишка улегся возле болота спать и раздавил полтысячи комаров, что привело к возмущению в комарином царстве. Комар Комарович, узнав о потерях, отправился выгонять незваного гостя, да у него ничего не получилось.

Во второй раз Комар Комарович взял с собой комариной войско и первым ринулся в бой. Он цапнул медведя за нос, а затем куснул его в глаз, от чего мишка пришел в бешенство. Он вырвал березу с корнем и носился за назойливыми насекомыми, но комариную стаю победить было невозможно.

Несмотря на своё превосходство в массе, медведю пришлось убраться с болота — маленькие ловкие комарики не дали ему ни малейшей надежды на то, что ему удастся спокойно поспать.

Главные герои сказки: мишка, Комар Комарович и все комариное сообщество.

Главная мысль сказки состоит в том, что общими усилиями можно одержать победу над очень сильным врагом. Дружные комарики смогли выгнать огромного медведя со своей территории, а в одиночку они не смогли бы этого сделать.

Сказка учит нас быть решительными, настойчивыми и смелыми — только так можно достичь цели. Хорошо, если впереди идет лидер, объединяющий людей в единый кулак и показывающий пример активными действиями. Тогда можно и медведя победить!

Это веселая, но одновременно и поучительная повесть, главная мысль которой-нельзя прожить легко, беззаботно и ничего не делая, не трудясь.

На самом деле, только со стороны кажется, что есть существа, которые просто порхают по жизни, ничем не утруждаясь и не имея забот.

На деле оказывается, что ни у кого нет легкой и беззаботной жизни.

Это показано на примере двух друзей-лентяев.

Юра и Костя пытались избежать трудностей и превращались то в воробьев, то в муравьев, то в бабочек.

Однако все их превращения доказывают, что у всех, даже у самых маленьких существ свои трудности и свои заботы в жизни.

Степану Хозяйка медной горы была послана для того чтобы его искусить. Он мог и Настеньку свою забыть, и жизнь бы его была богатой и сказочной вместе с «каменной девкой». Однако герой все же вернулся к родным. Тут основная мысль в том, что нужно не забывать близких, а быть им верным. Второе — держать свое слово. Степан Хозяйке все что пообещал — выполнил несмотря на то, что был потом наказан приказчиком. Сказ учит говорить правду, отставать свое мнение и воспитывать силу своего духа. Еще бы я добавила, что настоящее счастье не в богатстве и в деньгах, оно в отношениях между людьми. Нельзя людей на богатство менять. Степан правильно поступил несмотря на то что ему и сама Хозяйка медной горы приглянулась.

Главная мысль «Путешествия Алисы»- «С верными друзьями не страшны никакие напасти и вас трудности преодолимы».

Это показано на примере главных героев-профессора Селезнева и его дочки Алисы, которые отправились в межгалактическую экспедицию на поиски редких животных.

Первая планета-Луна, и там они сразу получают подсказку от старого друга профессора-Громозеки.

На Межгалактическом рынке приобрел птицу Говоруна, умную, сообразительную птицу.

С ее помощью путешественникам удалось выбрать правильное направление.

Когда герои попали в ловушку, помощь им пришли Верховцев и Первый капитан, а также Алиса, которая воспользовалась шапкой-невидимкой.

Главная идея книги-о верной дружбе, помощи и взаимовыручке, которые так важны в жизни.

Конспект
урока чтения для учащихся 4 «В» класса МБОУ СОШ № 1, проведенного
студенткой  4 «А» курса ГБПОУ «КонстПК», специальность
050146 Преподавание в начальных классах

            Матушкиной Александрой Владимировной

Тема: Народные
сказки «Находчивый солдат»

Цели: познакомить
учащихся с содержанием произведения сказки «Находчивый солдат»

Ход
урока

I.                 
Организационный момент

1.                
Приветствие (знакомство)

— Здравствуйте, ребята!
Сегодняшний урок чтения проведу у вас я, зовут меня Александра Владимировна.

II.    
Повторение изученного

    
Сейчас мы с вами повторим, что такое народные сказки, и какие вы знаете
народные сказки.

1. Составление хронологии
по сказке «Василиса Прекрасная» (презентация)

2. Повторение объяснений
слов


Давайте сейчас с вами повторим, кто такая Баба Яга, кто такая Лада, Перун, Змей
Горыныч, Кощей, Остров Буян, Ярило?

3. Опрос по народным
сказкам (презентация)

1.
Одно из имен Василисы? (Прекрасная, Премудрая)

2.
Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей? (Берендей)

3. Яблоки,
дающие молодость? (Молодильные)

4.
Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб)

5.
Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)

6.
Кот в русских народных сказках? (Баюн)

8.
Животное , в  которое была заколдована  Кощеем Бессмертным прекрасная девушка?
(Лягушка)

9.
Сказочная героиня , владелица  первого в мире летательного аппарата? (Баба Яга)

10.
Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса? (Леший)

11. Самый
одинокий представитель нечистой силы? (Водяной)

12. Как
зовут сестру  Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора)

13. В
какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного ,

неповторимого по своим
вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

(Каша из топора)

14. Назовите
сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка)

15. Как
называется русская народная сказка, в которой  рассказывается история о долгом
пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)

16.
Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)

17. Назовите
имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно
построенного моста? (Пузырь)

18. Как
называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для
сказочная долгожителей? (Игла)

19. Назовите 
имя царевны, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Несмеяна)

20. По
каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, за
молодильными яблочками и за жар – птицей)

21. Какую
награду обещают сказочные цари, сказочным  героям? (Пол царства, дочь)

22. Уплетая
калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне-

И женился на царевне.
(Емеля)

23. Как
звался первый летательный аппарат? (Ступа)

— Молодцы ребята, вы активно
работали на уроке.

III.   
Сообщение темы урока

— Сегодня мы с вами
продолжим изучать раздел народные сказки.

— Тема нашего урока  русская
народная сказка «Находчивый солдат».

— Перед чтением сказки
проведем словарную работу.

1. Чтения рассказа
учителем

— Откройте свои учебники
на стр. 35

— Я начну читать сказку,
а вы внимательно следите, чтобы потом продолжить.

— Слушаете внимательно,
чтобы могли ответить на вопрос. Кто герои сказки? (Петр
I,
и служивый)

2. Чтение сказки детьми
по цепочке

3. Анализ произведения

— Разберемся в
прочитанном

1. Расскажи о поступках
солдата?

2. Объедини в группы
близкие по смыслу слова:

Хитрый, Смекалистый,
Находчивый, Изворотливый, Изобретательный.

— Объясни их различие.

— Какие из этих слов можно
использовать для характеристики солдата?  

Попробуй подобрать и
другие слова. (Смекалистый, находчивый)

3. Что ты узнал о Петре I
из сказки «Находчивый солдат»? Какие качества царя раскрываются в словах:

«Ну, молодец! Люблю
этаких. Три дня на гауптаве посиди, а потом в штурманскую школу отправляйся?»

4. В третьем классе ты
читал сказку «Кашу из топора»

а) Сравни солдат из
сказок «каша из топора» и «Находчивый солдат»

б) Как относится к
солдатам люди, сочинявшие эти сказки? Обоснуй свой вывод.

5. Что ты знаешь о
русском императоре Петре
I? Прочитай о нём в
детской энциклопедии «История». Расскажи товарищам о том, что показалось тебе
особенно интересным. (Триста лет тому назад, в 1672 г., когда родился царевич
Петр. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного флота и вовсе не
существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и
заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и
образованных людей. И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных.
Во многом он отличался от других царей. Это был выдающийся государственный
деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих
сражениях. Петр I был образованным человеком, хорошо знал математику,
артиллерийское и морское дело. Любил работать в кузнице, на токарном станке,
плотничать, слесарить. Он
владел 14 ремеслами, в Голландии царь получил звание корабельного плотника, в
Англии — инженера.)

4. Словарная работа

Палаш – прямая длинная
тяжёлая сабля с широким лезвием.

Гауптвахта – помещение, в
котором держали арестованных – провинившихся военных.

Штурман – специалист по
кораблевождению.

Амуниция – снаряжение
солдата (т.е военная форма)

Заклад – имущество или другие ценности.

IV.   
Работа в рабочей тетради

— Откройте учебник на
стр. 11, работа № 2 Раздел «Народные сказки»

— Прочитайте отрывок из
текста «Василиса Прекрасная» учебник 4 кл. часть 1, стр. 31

— Прочитает нам его…

1.  Что такое сказка?

     — Сказка – это вид
устного повествования с фантастическим вымыслом;

2.Как
правильно сказать?

— Это отрывок из :
сказки;

3.Определи
основную мысль данного отрывка. Сформулируй и запиши её.

4.Раздели
предложенный отрывок  а три части. Озаглавь каждую часть текста.

1)Матушка для Василисы;

2)Куколка Василисы;

3)Василиса Красавица;

— Какой была Василиса?
Почему она с каждым днем все хорошела и хорошела.

— Василиса была доброй,
всю работу делает, всем угождала. Ей куколка помогала.

2.Подбери синонимы к
словам:

Привередливый – брезгливый, заевшийся, капризный,
чистоплюйский.

Потужить – погоревать,
потосковать, погрустить, покручиниться.

Потчевать – Угощать, поить, предлагать.

IV.     Итог урока.

— С какой сказкой вы сегодня
познакомились?

— Сегодня на уроке хорошо работали…

Учитель_____________
Тарахтиева Н.П.

Методист____________
Шевченко И.С

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      jadencooper855

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    7 минут назад

    Помогите пожалуйста решить

  • geometriya
    Геометрия

    7 минут назад

    Вы отвечаете на вопросы о решении геометрических задач тут?

  • geometriya
    Геометрия

    12 минут назад

    Помогите пожалуйста с геометрией :(((

  • geografiya
    География

    22 минут назад

    Пищевая и лёгкая промышленность

  • fizika
    Физика

    22 минут назад

    Сила давления в жизни растений

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 час назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20604

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Основная мысль сказки морской царь и василиса премудрая
  • Основная мысль сказки барсучий нос
  • Основная мысль сказки золотая рыбка 2 класс
  • Основная мысль сказки морозко для читательского дневника
  • Основная мысль сказки бабушка метелица братья гримм