Мы уже знаем, что сказки – это произведения, в которых происходит что-то необычное, волшебное. Также нам известно, что сказки бывают авторские и народные. И, конечно, в сказках всегда побеждают добрые силы: добро побеждает зло. Сегодня мы прочтём русскую народную сказку «Петр I и мужик».
Петр I

Рис. 1. Петр І (Источник)
Посмотрите на портрет (рис. 1). На нём изображен русский царь Петр I. Царствовал Петр І с 1696 по 1725 год. В детстве он был умным и добрым мальчиком. Царевич Петр рос не по дням, а по часам. В девять лет казался пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и красив лицом. Умно и весело смотрели его чёрные и большие глаза, волосы его вились чёрными локонами. Он был очень умён и смел, за всякое дело брался охотно и с любовью. Также он любил учиться, ему всё хотелось знать и понимать. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. В свободное от учения время царевич очень любил играть в солдатики. Как-то раз московские купцы подарили ему на именины саблю. С тех пор он не расставался с ней, набрал себе много товарищей, потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему, даже не знатного рода. Учил он их маршировать, строить игрушечные крепости и брать их. В народе говорили: «Забавляется наш царевич со своими потешными». Но, когда царь подрос, а вместе с ним и потешные стали настоящими солдатами, такими храбрыми и умными, каких не видел ещё русский народ, Петр образовал из них Преображенский и Семёновский полки по имени двух сел, где царевич обучал когда-то своих товарищей (рис. 2).

Рис. 2. Петр І и его войско (Источник)
Уже будучи царём, Петр І поехал за границу учиться корабельному делу. Под его руководством было построено много кораблей (рис. 3).

Рис. 3. Петр І и его корабль (Источник)
Во время своего царствования Петр І ввел много нового и полезного: были построены заводы, фабрики, открыты аптеки, учреждены школы в Москве и других городах, введена постоянная армия.
Сказка «Петр І и мужик»
Давайте прочтём русскую сказку «Петр І и мужик» и попробуем представить себе её героев.
«Петр І и мужик»:
Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит:
– Божья помощь, мужик!
Мужик и говорит:
– И то мне нужна божья помощь.
Царь спрашивает:
– А велика ли у тебя семья?
– У меня семьи два сына да две дочери.
– Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?
– А я деньги на три части кладу: во-первых – долг плачу, во-вторых – в долг даю, в-третьих – в воду мечу.
Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
А старик говорит:
– Долг плачу – отца-мать кормлю; в долг даю – сыновей кормлю; а в воду мечу – дочерей ращу.
Царь и говорит:
– Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.
Мужик говорит:
– Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.
Царь и говорит:
– Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.
– Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.
– Ну, дорого стоит, так я заплачу.
– А заплатишь – пойдем.
Сели они на одноколку, поехали.
Стал дорoгой царь мужика спрашивать:
– Далече ли ты, мужичок, бывал?
– Кое-где бывал.
– А видал ли царя?
– Царя не видал, а надо бы посмотреть.
– Так вот, как выедем в поле, и увидишь царя.
– А как я его узнаю?
– Все без шапок будут, один царь в шапке.
Вот приехали они в поле. Увидал народ царя – все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает:
– А где же царь?
Говорит ему Петр Алексеевич:
– Видишь, только мы двое в шапках – кто-нибудь из нас да царь.
Разбор сказки «Петр І и мужик»
Кратко охарактеризуем прочитанный текст. В сказке два действующих лица: мужик и Петр І. Действие сказки происходит в лесу. Петр І увидел мужика, когда тот в лесу рубил дрова.
Рассмотрим отрывок текста:
«Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит:
– Божья помощь, мужик!
Мужик и говорит:
– И то мне нужна божья помощь».
Обратим внимание, что мужик не обратился к царю, как положено обращаться к государю. Значит, он не узнал, с кем говорит.
Мужик сначала отказался свести царя из лесу в поле, потому что крестьяне много трудятся и им некогда без дела ходить, ждет работа:
«– Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.
– Ну, дорого стоит, так я заплачу.
– А заплатишь – пойдем».
Как мужик должен был догадаться, что перед ним царь? Догадался ли он? Как вы думаете, почему?
«Вот приехали они в поле. Увидал народ царя – все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает:
– А где же царь?
Говорит ему Петр Алексеевич:
– Видишь, только мы двое в шапках – кто-нибудь из нас да царь».
Характеры героев сказки «Петр І и мужик»
Прежде чем готовить выразительное чтение сказки по ролям, обсудим, как правильно читать реплики: мужик спокоен, уверен в себе (рис. 4), а в конце расстроен, потому что он никак не может понять, где же царь, он растерян; царь спокоен, уравновешен и ничем, даже голосом, не выдаёт свою царскую особу
Дата:
06.10.2016
№
урока: 26
Тема: Читательский
калейдоскоп. Русская народная сказка «Петр I и мужик»
Тип урока: Урок усвоения
новых знаний (УУНЗ)
Педагогическая
цель: сформировать умение передавать своё
эмоциональное состояние при знакомстве с картиной «Аленушка» Васнецова.
Планируемые результаты:
Предметные: Читают выразительно,
делают смысловые, эмоциональные паузы. Определяют главную мысль сказки. Объясняют
смысл названия художественного произведения, определяют отношение персонажей
друг к другу и собственное отношение к ним.
Личностные: Оценивают
свои эмоциональные реакции, поступки и действия других людей с точки зрения
представлений о добре и зле, общих нравственных категорий; эмоционально
«проживают» текст, выражая свои эмоции; сопереживают, внимательно относятся к
переживаниям других людей.
Универсальные учебные действия
(метапредметные):
1.Регулятивные: учатся
работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение
(версию) на основе работы с текстом произведения.
2. Познавательные: прогнозируют
содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в
учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
устанавливают причинно-следственные связи.
3.
Коммуникативные: воспринимают
текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую
для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную
позицию, выслушивают мнение партнера. Вырабатывают общую позицию; получают
нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.
Методы: наглядный,
словесный, практический.
Формы:
фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, «Литературное чтение» Э.Э. Кац, раб. тетрадь
«Литературное чтение».
1. Мотивация учебной деятельности
(организационный момент):
Добрый
день и добрый час,
Мы начнем
урок сейчас.
Тихо в
классе, дети сели,
Тишине
открыли двери,
На уроке
пусть сидит,
Будет
шумно улетит.
2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения:
Знаете ли вы,
что обозначает слово «созерцать»?
В толковом
словаре Даля, это слово обозначает: наблюдать, рассматривать, вникать в смысл.
Какие картины
Васнецова Вам удалось созерцать дома? Назовите их.
3.
Формулирование темы и постановка цели урока:
Сегодня мы будем
изучать русскую народную сказку «Петр 1 и мужик».
Какие наши
задачи?
Познакомиться…
Обсудить….
Научиться…
4. Открытие
нового знания (построение проекта выхода их затруднения).
1. Слайд1.
Посмотрите на портрет . На нём изображен
русский царь Петр I. Царствовал
Петр І с 1696 по 1725 год. В детстве он был умным и добрым мальчиком. Царевич
Петр рос не по дням, а по часам. В девять лет казался пятнадцатилетним
юношей. Был он высок ростом и красив лицом. Умно и весело смотрели его
чёрные и большие глаза, волосы его вились чёрными локонами. Он был
очень умён и смел, за всякое дело брался охотно и с любовью. Также он
любил учиться, ему всё хотелось знать и понимать. Учителя не успевали
отвечать на его вопросы. В свободное от учения время царевич очень
любил играть в солдатики. Как-то раз московские купцы подарили ему на
именины саблю. С тех пор он не расставался с ней, набрал себе много товарищей,
потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к
нему, даже не знатного рода. Учил он их маршировать, строить игрушечные
крепости и брать их. В народе говорили: «Забавляется наш царевич
со своими потешными». Но, когда царь подрос, а вместе с ним и потешные
стали настоящими солдатами, такими храбрыми и умными, каких не
видел ещё русский народ, Петр образовал из них Преображенский и Семёновский
полки по имени двух сел, где царевич обучал когда-то своих товарищей (Слайд2).
Уже будучи царём, Петр І поехал за границу
учиться корабельному делу. Под его руководством было построено много
кораблей (Слайд3).
Во время своего царствования Петр І ввел много нового
и полезного: были построены заводы, фабрики, открыты аптеки, учреждены
школы в Москве и других городах, введена постоянная армия. (слайд1)
2. Давайте прочтём русскую сказку «Петр І и мужик» и попробуем представить
себе её героев. (Слайд4)
5. Первичное
закрепление.
1. Обсуждение
произведения.
Назовите главных героев
сказки.
¾ Каков
мужик? (мужик спокоен,
уверен в себе, а в конце расстроен, потому что он никак не может понять,
где же царь, он растерян);
¾
Каков царь? (царь спокоен, уравновешен и ничем, даже
голосом, не выдаёт свою царскую особу).
Где происходит действие
сказки?
Узнал ли мужик, с кем
говорит?
Почему мужик сначала
отказался везти царя через лес? (Мужик сначала отказался свести царя из лесу в поле, потому что
крестьяне много трудятся и им некогда без дела ходить, ждет работа.)
Когда мужик догадался,
что перед ним царь? Найдите ответ в тексте.
«Вот приехали они в поле.
Увидал народ царя – все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит
царя.
Вот он и спрашивает:
– А где же царь?
Говорит ему Петр Алексеевич:
– Видишь, только мы двое в
шапках – кто-нибудь из нас да царь».
2. Чтение сказки по
ролям.
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
1.
Закончите правильно предложение:
2.
У меня семьи два сына да две ______.
3.
Нам в крестьянстве день ______ стоит.
4.
Все без шапок будут, один царь в ______.
Проверьте себя по записи на доске.
7. Домашнее
задание
Выразительное чтение по
ролям сказки «Петр 1 и мужик»
8.
Рефлексия.
Как назвалась сказка?
Кто ее автор?
Какие задачи у нас
сегодня были?
Удалось ли нам их решить?
Каким способом?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые
знания?
Что у вас на уроке
получилось хорошо?
Над чем еще надо
поработать?
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
maddisoncompton350
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература43 секунд назад
Преступление и наказание
-
Литература46 секунд назад
Сочинение по теме:»Почему Мцыри бежал из монастыря»
-
Русский язык5 минут назад
Помогите с русским
-
Химия10 минут назад
Задача по химии
-
Қазақ тiлi10 минут назад
Помогите
1. Мына сөздермен сөйлем құрастырыңдар. (составьте предложение со словами.)
ауа райы, жаңбыр, жылы, суық,аяз, бұлтты.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Другие предметы25 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Математика1 час назад
пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Мы уже знаем, что сказки – это произведения, в которых происходит что-то необычное, волшебное. Также нам известно, что сказки бывают авторские и народные. И, конечно, в сказках всегда побеждают добрые силы: добро побеждает зло. Сегодня мы прочтём русскую народную сказку «Петр I и мужик».
Петр I

Рис. 1. Петр І (Источник)
Посмотрите на портрет (рис. 1). На нём изображен русский царь Петр I. Царствовал Петр І с 1696 по 1725 год. В детстве он был умным и добрым мальчиком. Царевич Петр рос не по дням, а по часам. В девять лет казался пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и красив лицом. Умно и весело смотрели его чёрные и большие глаза, волосы его вились чёрными локонами. Он был очень умён и смел, за всякое дело брался охотно и с любовью. Также он любил учиться, ему всё хотелось знать и понимать. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. В свободное от учения время царевич очень любил играть в солдатики. Как-то раз московские купцы подарили ему на именины саблю. С тех пор он не расставался с ней, набрал себе много товарищей, потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему, даже не знатного рода. Учил он их маршировать, строить игрушечные крепости и брать их. В народе говорили: «Забавляется наш царевич со своими потешными». Но, когда царь подрос, а вместе с ним и потешные стали настоящими солдатами, такими храбрыми и умными, каких не видел ещё русский народ, Петр образовал из них Преображенский и Семёновский полки по имени двух сел, где царевич обучал когда-то своих товарищей (рис. 2).

Рис. 2. Петр І и его войско (Источник)
Уже будучи царём, Петр І поехал за границу учиться корабельному делу. Под его руководством было построено много кораблей (рис. 3).

Рис. 3. Петр І и его корабль (Источник)
Во время своего царствования Петр І ввел много нового и полезного: были построены заводы, фабрики, открыты аптеки, учреждены школы в Москве и других городах, введена постоянная армия.
Сказка «Петр І и мужик»
Давайте прочтём русскую сказку «Петр І и мужик» и попробуем представить себе её героев.
«Петр І и мужик»:
Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит:
– Божья помощь, мужик!
Мужик и говорит:
– И то мне нужна божья помощь.
Царь спрашивает:
– А велика ли у тебя семья?
– У меня семьи два сына да две дочери.
– Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?
– А я деньги на три части кладу: во-первых – долг плачу, во-вторых – в долг даю, в-третьих – в воду мечу.
Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
А старик говорит:
– Долг плачу – отца-мать кормлю; в долг даю – сыновей кормлю; а в воду мечу – дочерей ращу.
Царь и говорит:
– Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.
Мужик говорит:
– Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.
Царь и говорит:
– Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.
– Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.
– Ну, дорого стоит, так я заплачу.
– А заплатишь – пойдем.
Сели они на одноколку, поехали.
Стал дорoгой царь мужика спрашивать:
– Далече ли ты, мужичок, бывал?
– Кое-где бывал.
– А видал ли царя?
– Царя не видал, а надо бы посмотреть.
– Так вот, как выедем в поле, и увидишь царя.
– А как я его узнаю?
– Все без шапок будут, один царь в шапке.
Вот приехали они в поле. Увидал народ царя – все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает:
– А где же царь?
Говорит ему Петр Алексеевич:
– Видишь, только мы двое в шапках – кто-нибудь из нас да царь.
Разбор сказки «Петр І и мужик»
Кратко охарактеризуем прочитанный текст. В сказке два действующих лица: мужик и Петр І. Действие сказки происходит в лесу. Петр І увидел мужика, когда тот в лесу рубил дрова.
Рассмотрим отрывок текста:
«Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит:
– Божья помощь, мужик!
Мужик и говорит:
– И то мне нужна божья помощь».
Обратим внимание, что мужик не обратился к царю, как положено обращаться к государю. Значит, он не узнал, с кем говорит.
Мужик сначала отказался свести царя из лесу в поле, потому что крестьяне много трудятся и им некогда без дела ходить, ждет работа:
«– Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.
– Ну, дорого стоит, так я заплачу.
– А заплатишь – пойдем».
Как мужик должен был догадаться, что перед ним царь? Догадался ли он? Как вы думаете, почему?
«Вот приехали они в поле. Увидал народ царя – все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает:
– А где же царь?
Говорит ему Петр Алексеевич:
– Видишь, только мы двое в шапках – кто-нибудь из нас да царь».
Характеры героев сказки «Петр І и мужик»
Прежде чем готовить выразительное чтение сказки по ролям, обсудим, как правильно читать реплики: мужик спокоен, уверен в себе (рис. 4), а в конце расстроен, потому что он никак не может понять, где же царь, он растерян; царь спокоен, уравновешен и ничем, даже голосом, не выдаёт свою царскую особу
Обновлено: 11.01.2023
Роман о детстве, юности и молодых летах царя Петра I. Он вырос в атмосфере заговоров против него, поэтому расправлялся с врагами, не зная жалости. Он приблизил к себе людей из народа.
За минуту
Царь Петр I вырос в атмосфере заговоров, которые плела вокруг него его старшая сестра Софья с помощью любовника Василия Голицына. С братом Иваном и матерью он укрывается от бунта стрельцов в Преображенском.
Царевич любит убегать в слободу, где живут иностранные купцы. Ему нравятся там аккуратность и порядок. Он влюбляется в дочь винодела Анхен Монс, дружит с капитаном Франсом Лефортом. В услужении у последнего находится Алексашка Меншиков. Простой мальчик с помощью царевича стал вторым лицом в государстве.
Петр I завел порядок, что дворянство дается не по родовитости, а по заслугам, что не нравится боярам. К тому же, царь долго живет за границей, пробует ввести голландские нравы при дворе. Это провоцирует бунты, которые подзуживает царевна Софья.
Петр топит в крови восставших стрельцов. Царь развязывает войну с Турцией и Швецией. Александр Меншиков берт штурмом Нарву. Меньшиков подсовывает царю полковую девку Катерину, которая становится царицей.
Краткое содержание
Мораль сказки
Мужик не знал, как выглядит царь. В сказке было только два главных героя. Интересно чтение сказки по ролям. Детям будет дано задание прочесть содержание выразительно, передавая характеры героев. Мужик должен выражать спокойствие и уверенность. Только в конце текста сказки мужик огорчился из-за отсутствия царя, ведь он нигде правителя так и не увидел. Ребёнок, который будет читать слова царя, ничем не должен указать на то, что он царская особа.
Особенности работы над сказкой
В книге сказок писателя Толстого часто скрыты характеры главных героев. Перед чтением по ролям с детьми необходимо провести беседу о том, какой личностью был царь Пётр Алексеевич, чтобы ребята точнее представляли образ Петра I. Тогда им будет легко не только читать текст по литературе, но и использовать полученные знания на уроках истории.
Наехал царь Пётр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
— Божья помощь, мужик!
Мужик и говорит:
— И то мне нужна Божья помощь.
— А велика ли у тебя семья?
— У меня семьи два сына да две дочери.
— Ну, не велико твоё семейство. Куда ж ты деньги кладёшь?
— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.
Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг даёт, и в воду мечет.
А старик говорит:
— Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу.
— Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.
— Найдёшь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.
— Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.
— Мне, сударь, водить некогда; нам в крестьянстве день дорого стоит.
— Ну, дорого стоит, так я заплачу.
— А заплатишь, — пойдём.
Сели они на одноколку, поехали.
Стал дорогой царь мужика спрашивать:
— Далече ли ты, мужичок, бывал?
— А видал ли царя?
— Царя не видал, а надо бы посмотреть.
— Так вот, как выедем в поле, — и увидишь царя.
— А как я его узнаю?
— Все без шапок будут, один царь в шапке.
Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Русская народная сказка «Петр Первый и мужик» о необычной встрече правителя с простым крестьянином. Встретил царь в лесу мужика, который дрова рубил. Стало Петру Первому интересно узнать о жизни простого человека, и стал расспрашивать мужика о его семье и заработке. Крестьянин оказался очень сообразительным, мудрым и честным и порадовал своими ответами царя.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Петр Первый и мужик
Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
— Божья помощь, мужик!
Мужик и говорит:
— И то мне нужна божья помощь.
— А велика ли у тебя семья?
— У меня семьи два сына да две дочери.
— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?
— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.
Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
А старик говорит:
— Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей ращу.
— Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.
— Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.
— Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.
— Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.
— Ну, дорого стоит, так я заплачу.
— А заплатишь — пойдем.
Сели они на одноколку, поехали.
Стал дорo гой царь мужика спрашивать:
— Далече ли ты, мужичок, бывал?
— А видал ли царя?
— Царя не видал, а надо бы посмотреть.
— Так вот, как выедем в поле, и увидишь царя.
— А как я его узнаю?
— Все без шапок будут, один царь в шапке.
Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает:
Говорит ему Петр Алексеевич:
— Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.
Читайте также:
- Журнал преподавание истории и обществознания в школе
- Черепные или позвоночные внешнее строение рыб краткое содержание
- Особенности учащихся коррекционных школ
- Корпоративные документы по службе доу
- За последней чертой краткое содержание