Основная мысль сказки семилетка

Читательский дневник по русской народной сказке «Семилетка»

Автор: народ.

Название: «Семилетка».

Число страниц: 28.

Жанр произведения: бытовая сказка.

Главные герои: два брата — богатый и бедный, Царь, Кума, Дочка-семилетка.

Характеристика главных героев:

Бедняк — трудолюбивый и честный мужчина.

Тяжко трудился, чтоб прокормить свою семью.

Справедливый и правильный.

Богач — хитрый и проворный.

Жадный и скупой.

Решил обмануть родного брата и присвоить себе чужое добро.

Важный и глупый.

Семилетка — умная и мудрая девочка.

На каждый царский приказ отвечала ещё умнее и хитрее.

Пристыдила царя.

Справедливая.

Царь — мудрёный и требовательный.

Загадывал сложные загадки.

Стало стыдно, что он поверил в невозможное.

Кума — помогала богатому брату. Глупая.

Краткое содержание сказки «Семилетка»

Поспорили братья, кому принадлежит жеребёнок, владельцу кобылы или хозяину телеги.

Отправились к царю, а тот им четыре загадки задал.

Богатому брату кума ответы подсказала, но неправильные.

А бедному брату дочь-семилетка верные ответы сказала.

Удивился царь, стал девочке задания давать, одно сложнее другого.

Но семилетка со всем справлялась.

А потом приехала к царю и пристыдила его.

Отдал царь жеребёнка хозяину кобылы.

План сказки:

  1. Спор братьев.
  2. Четыре загадки.
  3. Кума и богач.
  4. Бедняк и дочь.
  5. Первое задание царя.
  6. Второе задание царя.
  7. Подарок для царя.
  8. Жеребёнок находит хозяина.

Основная мысль сказки «Семилетка»

Главная мысль сказки состоит в том, что нельзя обманом брать чужие вещи и выдавать их за свои.

Основная идея сказки в том, что хитрость и находчивость в любом деле подмога.

Чему учит сказка

Сказка учит не верить всему, что нам пытаются внушить.

Быть честным, справедливым, трудолюбивым и мудрым.

Учит ценить и уважать чужой труд.

Учит находчивости и смекалке.

Краткий отзыв о сказке «Семилетка» для читательского дневника

Прочитав это произведение, я подумала о том, что смекалка в любом деле поможет.

Героиня сказки была маленькой девочкой, но не по годам разумной.

Это забавная и поучительная история.

В ней говорится о споре за жеребёнка и хитрых загадках, которые смогла решить героиня.

Мне понравилась находчивая девочка, которая не только на все загадки дала верный ответ, но ещё и самого царя пристыдила.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что желать чужого плохо, а защищать своё — хорошо.

Пословицы к сказке

  • На всякого мудреца довольно простоты.
  • Утро вечера мудренее.
  • Глаза завидущи, руки загребущи.
  • Находчивого не озадачишь.
  • Не ищи ума — ищи разума.

Словарь неизвестных слов

  • Чугунок — котелок.
  • Кручина — печаль.

Отрывок, поразивший больше всего:

Скажи-ка мне теперь, велика ли у вас семья и чем вас отец кормит?

— Семья у нас велика, — говорит семилетка, — а кормимся мы вот чем: отец мой в поле рыбу ловит, а мы её граблями сгребаем да уху из неё варим — тем и кормимся.

— Эка ты глупая! — говорит царь.

— Да где это слыхано, чтобы рыба в поле водилась? Рыба в реке плавает!

— А ты умён? Как же ты поверил, что телега жеребёнка принесла?

Жеребёнок от нашей кобылы родился!

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Финист-ясный сокол»
  • «Марья Моревна»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Баба-Яга»
  • «Царевна-Несмеяна»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Медное, серебряное и золотое царства»
  • «Никита-Кожемяка»
  •  «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Читательский дневник по русской народной сказке «Семилетка»

Название: «Семилетка».

Число страниц: 28.

Жанр произведения: бытовая сказка.

Главные герои: два брата — богатый и бедный, Царь, Кума, Дочка-семилетка.

Характеристика главных героев:

Бедняк — трудолюбивый и честный мужчина.

Тяжко трудился, чтоб прокормить свою семью.

Справедливый и правильный.

Богач — хитрый и проворный.

Жадный и скупой.

Решил обмануть родного брата и присвоить себе чужое добро.

Важный и глупый.

Семилетка — умная и мудрая девочка.

На каждый царский приказ отвечала ещё умнее и хитрее.

Пристыдила царя.

Справедливая.

Царь — мудрёный и требовательный.

Загадывал сложные загадки.

Стало стыдно, что он поверил в невозможное.

Кума — помогала богатому брату. Глупая.

Краткое содержание сказки «Семилетка»

Поспорили братья, кому принадлежит жеребёнок, владельцу кобылы или хозяину телеги.

Отправились к царю, а тот им четыре загадки задал.

Богатому брату кума ответы подсказала, но неправильные.

А бедному брату дочь-семилетка верные ответы сказала.

Удивился царь, стал девочке задания давать, одно сложнее другого.

Но семилетка со всем справлялась.

А потом приехала к царю и пристыдила его.

Отдал царь жеребёнка хозяину кобылы.

План сказки:

  1. Спор братьев.
  2. Четыре загадки.
  3. Кума и богач.
  4. Бедняк и дочь.
  5. Первое задание царя.
  6. Второе задание царя.
  7. Подарок для царя.
  8. Жеребёнок находит хозяина.

Основная мысль сказки «Семилетка»

Главная мысль сказки состоит в том, что нельзя обманом брать чужие вещи и выдавать их за свои.

Основная идея сказки в том, что хитрость и находчивость в любом деле подмога.

Чему учит сказка

Сказка учит не верить всему, что нам пытаются внушить.

Быть честным, справедливым, трудолюбивым и мудрым.

Учит ценить и уважать чужой труд.

Учит находчивости и смекалке.

Краткий отзыв о сказке «Семилетка» для читательского дневника

Прочитав это произведение, я подумала о том, что смекалка в любом деле поможет.

Героиня сказки была маленькой девочкой, но не по годам разумной.

Это забавная и поучительная история.

В ней говорится о споре за жеребёнка и хитрых загадках, которые смогла решить героиня.

Мне понравилась находчивая девочка, которая не только на все загадки дала верный ответ, но ещё и самого царя пристыдила.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что желать чужого плохо, а защищать своё — хорошо.

Пословицы к сказке

  • На всякого мудреца довольно простоты.
  • Утро вечера мудренее.
  • Глаза завидущи, руки загребущи.
  • Находчивого не озадачишь.
  • Не ищи ума — ищи разума.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Финист-ясный сокол»
  • «Марья Моревна»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Баба-Яга»
  • «Царевна-Несмеяна»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Медное, серебряное и золотое царства»
  • «Никита-Кожемяка»
  •  «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Дочь- семилетка

Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади — у бедного кобыла, у богатого мерин. Оста­новились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принес­ла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:— Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила. Брат встаёт и говорит:— Как можно, чтоб телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.Богатый говорит:— Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был!Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался. Дошло дело до самого царя.Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:— Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее?И положил им сроку три дня:— На четвёртый приходите, ответ дайте!Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошёл к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:— Что так печален, куманёк?— Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.— Что такое, скажи мне.— А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?— Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть; нет её быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.— Вторая загадка: что всего на свете жирнее?— У нас другой год рябой боров кормится; такой жир­ный стал, что на ноги не поднимается!— Третья загадка: что всего в свете мягче?— Известное дело — пуховик, уж мягче не выдумаешь!— Четвертая загадка: что всего на свете милее?— Милее всего внучек Иванушка!— Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, век тебя не забуду. А бедный брат залился горькими слезами и пошёл до­мой. Встречает его дочь-семилетка:— О чём ты, батюшка, вздыхаешь да слёзы ронишь?— Как же мне не вздыхать, как слёз не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разга­дать.— Скажи мне, какие загадки.— А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?— Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё руку под голову кладёт; а милее сна нет ниче­го на свете!Пришли к царю оба брата — и богатый, и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:— Сам ли ты дошёл или кто тебя научил? Отвечает бедный:— Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семи­летка, она меня научила.— Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.Мужик взял шёлковую ниточку, приходит домой кручин­ный, печальный.— Беда наша! — говорит дочери. — Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце. — Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка, отло­мила прутик от веника, подаёт отцу и наказывает:— Поди к царю, скажи, чтоб нашёл такого мастера, ко­торый бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чём полотенце ткать!Мужик доложил про то царю. Царь даёт ему полтораста яиц.— Отдай, — говорит, — своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.Воротился мужик домой ещё кручиннее, ещё печальнее:— Ах, дочка! От одной беды увернёшься — другая навя­жется!— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отцапосылает к царю:— Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо за­сеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.Царь выслушал и говорит:— Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.«Ну, — думает мужик, — такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!»— Не кручинься, батюшка! — сказала ему дочь-семи­летка. — Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепёлку. Отец пошёл и купил ей зайца и перепёлку. На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь её у ворот встречает.Поклонилась она царю.— Вот тебе, государь, подарочек! — и подаёт ему пере­пёлку.Царь протянул было руку, перепёлка — порх — и улетела!— Хорошо, — говорит царь, — как приказал, так и сде­лано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?— Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.— Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живёт? Рыба в воде плавает!— А ты умён? Когда видано, чтобы телега жеребёнка принесла?Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

— КОНЕЦ —

Русская народная сказка.

Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.

Автор: народ

Название: “Дочь-семилетка”

Жанр: народная сказка

Тема произведения: бытовая

Число страниц: 5

Главные герои и их характеристика

Дочь-семилетка. Умная, находчивая, смелая девочка.

Бедняк. Робкий, глупый, неуверенный в себе.

Богач. Брат бедняка. Злой, жадный, глупый.

Царь. Любитель загадок. Равнодушный к справедливости.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Спор двух братьев о том, кому принадлежит новорожденный жеребенок, дошел до царя. Но решить его смогла обычная маленькая девочка.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

Кобыла бедного брата рожает жеребенка, который прячется под телегой брата богатого.

Богатый утверждает, что жеребенка родила телега, и спор должен решить сам царь.

Царь задает братьям загадки, которые удается отгадать семилетней дочери бедного брата.

Царь удивляется находчивости ребенка и дает девочке еще три задания.

Девочка справляется с новыми загадками и стыдит царя, говоря, что телега никак не могла родить жеребенка.

Царь решает спор в пользу бедного брата.

Понравившийся эпизод

Мне
понравилась, как дочь-семилетка выполнила последние задачи царя. Она одела
сетку, она поехала на зайце, а подарила царю перепелку, которая тут же улетела.
Получилось, что она была не одетой и не голой, ехала не на лошади и не шла
пешком, гостинца не принесла, но подарок подарила.

План произведения для пересказа

Жеребенок под телегой

Спор братьев

Царь задает загадки

Кума богатого брата

Подсказки дочери бедного брата

Правильные ответы

Новые загадки царя

Просьба царя приехать дочь

Дочь стыдит царя

Правильный выбор

Главная мысль

Находчивость
и смекалка помогут решить любую проблему.

Чему учит эта книга

Сказка учит
не жадничать и не пытаться присвоить чужое. Учит смекалке и находчивости, учит
находить неожиданные решения. Учит тому, что суд должен быть честным и
беспристрастным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне
понравилась эта смешная сказка, в которой маленькая девочка оказалась умнее
двух здоровенных мужиков и самого царя. Вот что значит свежий взгляд на
проблему и незашоренное мышление.

Новые слова и выражения

Кума —
крестная мать детей.

Кручина —
горе, печаль.

Подол —
нижний край платья.

Пословицы к произведению

Жадность
последнего ума лишает.

Каков
вопрос, таков и ответ.

И за
прялкой нужна смекалка.

Суд крив,
коли судья лжив.

Из песка кнута не сплетешь.

Назад к содержанию

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки «Дочь-семилетка» и их характеристика

  1. Богатый брат, жадный и глупый
  2. Бедный брат, тоже не шибко умен.
  3. Царь, веселый, мудрый, хитрый
  4. Дочь-семилетка. Разумница и красавица, все знает и все умеет.

План пересказа сказки «Дочь-семилетка»

  1. Жеребенок и телега
  2. Спор братьев
  3. Загадки царя
  4. Ответы кумы
  5. Ответы семилетки
  6. Шелковая нить и прутик
  7. Яйца и пшено
  8. Сеть, заяц и перепелка
  9. Справедливое решение

Кратчайшее содержание сказки «Дочь-семилетка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Родила кобыла бедняка жеребенка под телегой богача
  2. Богач требует отдать ему жеребенка, спор до царя доходит
  3. Царь дает четыре загадки
  4. Богачу неправильно подсказывает кума, бедному ответы дает дочь-семилетка
  5. Царь дает три загадки дочери-семилетки
  6. Царь присуждает жеребенка бедному брату.

Главная мысль сказки «Дочь-семилетка»
Народная сметка и ум дороже любого богатства

Чему учит сказка «Дочь-семилетка»
Учит не доводить дело до абсурда, учит правильно отвечать на глупые вопросы, учит проявлять сметку и находчивость. Учит не быть жадным, учит тому, что бедность не порок. Учит до всего доходить своим умом.

Отзыв на сказку «Дочь-семилетка»
Мне понравилась эта история про умненькую девочку, которая легко отвечала на любые самые сложные и хитрые вопросы. Ребенок видел абсурдность притязаний богатого брата и посмеялся над ними, и над судьями-крючкотворцами, как сумел. Мне очень понравилась ловкая девочка и ее богатая фантазия.

Пословицы к сказке «Дочь-семилетка»
Каков вопрос, таков и ответ.
Жадность последнего ума лишает.
Суд крив, коли судья лжив.
И за прялкой нужна смекалка.
Из песка кнута не сплетешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дочь-семилетка»
Ехали как-то два брата, богатый и бедный. И вот ночью кобыла бедного брата родила, а жеребенок возьми и спрячься под телегой богатого.
Богатый и говорит, мол моя телега родила, значит мой жеребенок. Бедный спорит, не может родить телега, это мой жеребенок. Спорили братья, спорили, в судах рядили, дошел их спор до самого царя. а царь задал братьям четыре загадки: что на свете всего сильнее и быстрее, мягче, жирнее, и милее.
Богатый к умной куме пошел. Та его научила: Сильнее всего моя кобыла, которая зайца догонит, жирнее — рябой боров, мягче — пуховик, а милее всего — внучек Иванушка.
Бедный в слезах домой приходит, а его дочь-семилетка учит: Сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего — земля, мягче всего — человеческая рука, а милее всего сон.
Вернулись братья к царю, докладывают отгадки. Удивился царь ответам, узнал, что бедному дочь-семилетка помогала, и дал ей задание, из шелковой нити узорчатое полотенце сшить.
А дочь отцу прутик от веника дает и говорит, чтобы попросил царя мастера найти кросна (ткацкий станок) из прутика сделать, чтобы было на чем полотенца шить.

Еще больше удивился царь, дает яйца и требует полтораста цыплят к утру вывести.
Девочка испекла яйца, на обед и ужин припрятала, а отца к царю посылает, просит однодневного пшена для цыплят, которое в один день посеяно, сжато и обмолочено.
Услыхал то царь, последнее задание придумал. Пусть, говорит, твоя дочь завтра ко дворцу явится, ни голой и ни одетой, ни пешком, ни на лошади, ни с гостинцем, ни без подарка.
Совсем запечалился бедный, куда такое ребенку решить! А дочь просит его у охотников зайца, да перепелку взять.
На следующее утро семилетка одевает на себя сетку, садится на зайца, берет перепелку и ко дворцу едет. Протягивает царю перепелку — вот твой подарочек. Царь только брать, а перепелка улетела.
Одобрил царь решение, спрашивает, чем кормятся дочь с отцом. Отвечает умная девочка, что отец на сухом берегу рыбу ловит, ловушек не ставит, а она в подоле рыбу носит и уху варит.
Спрашивает царь, как же может рыба на сухом берегу жить, а дочка ему отвечает, что так же как телега может жеребенка родить.
Засмеялся царь, отдал жеребенка бедному брату, а когда девочка подросла, на ней и женился.

1.      Анализ
русской народной сказки «Дочь-семилетка»

Цель: Осознание идеи, темы произведения, т.е.
отношение автора к тому, что он  изображает, оценки изображаемого.

          
         План:

        1. Автор, произведение, год  создания.

        2. Жанровая разновидность произведения.

        3. Тема произведения.

        4. Сюжет: завязка, развитие действия,
кульминация, развязка.

        5. Описание художественных образов: портрет,
поступки, речь, отношения.

        6. Средства выразительности.

        7. Вывод (идея произведения).

1.            
Русская народная сказка создана народом,
передавалась из уст в уста, записана в глубокой древности. Раньше сказки
назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении
слово «сказка» доходит до нас с 17 века.

2.            
Жанр произведения 
это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное
по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая.

        Бытовые сказки во
многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в
таких историях настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение,
будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и
колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает.

3.            
Тема:
«Как дочь-семилетка спор разрешила»

Идея:
Это история о занимательном состязании в находчивости, уме и мудрости. Автор на
стороне добра и смекалки. Высмеивает жадность и глупость «сильных мира сего».  Восхваляет
добро, находчивость и смекалку, а так же чудесные способности семилетней
девочки.

Идея
раскрывается через сюжет:

Зачин:
Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади – у бедного
кобыла, у богатого мерин.

Тем
самым автор с самого начала подчеркивает проблему социального характера.  Указывая
на несправедливость  положения  вещей, заставляя читателя сопереживать и
сочувствовать положительным персонажам, а так же испытывать чувства «праведного
гнева» к отрицательным.  

Путь
к правде закрыт, это мнение укрепляется и при дальнейшем развитии сюжета
: кобыла бедного крестьянина ночью принесла жеребенка, да тот под телегу
богатого закатился. Вот богатый брат и заявил, что его телега жеребенка  родила,
и требовал жеребенка ему отдать. Кульминационный момент  наступает тогда,
когда царь спорщикам  загадки загадал.

Богатому
брату не удалось верного решения найти, а бедному дочка-семилетка помогла.
Удивили царя мудрые ответы, и выведал он у крестьянина, кто ему помог. После
чего стал давать девочке разные трудновыполнимые задания. А девчушка умна была
не по годам и со всеми трудностями справилась.

В
конце
сказки царь приказал вернуть жеребенка
бедному крестьянину, а дочку-семилетку к себе во дворец взял, а когда она стала
взрослой, женился на ней, и стала она царицей.

Сказочный
сюжет о «мудрой деве» встречается во многих сказках, как например: «Умная
внучка», «Василиса — Премудрая»
Познавательная,
воспитательная, эстетическая ценность произведения. 
Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа.
Приобщает детей к устному народному творчеству. Развивает воображение и речь.

К
этому произведению можно указать, например, такие пословицы: «Мал, да удал»; 
«Находчивый свое возьмет»; «Не за бороду – за ум жалуют».  А еще в самой сказке
упоминается: «От одной беды увернешься — другая навяжется!»

4.            
Главные герои —  два брата-крестьянина, занимающих
различную социальную нишу в обществе, и дочка бедного крестьянина, семи лет отроду.
Так же в сказке присутствуют два второстепенных персонажа: царь и кума, которые
в полной мере помогают раскрыть характер главных героев.  Вот, например кума — 
поверхностный, мелочный, глупый  человек, судя по тем советам, которые она
своему родственнику давала:  «Пуховик, уж мягче не выдумаешь», «…кобыла
серая…нет ее быстрее! Коли кнутом приударить, зайца догонит». Кума считает
самым лучшим то, что есть у нее, но ведь когда царь загадывал загадки, он и
знать не знал о куме, ее борове, кобыле и внуке. Таким образом,  читатель видит
 негативное влияние окружающих на персонажа. («Скажи, кто твой друг и я скажу
кто ты!»).

             Да и богатый
крестьянин согласился с советами, что говорит о его собственной глупости и лени
самому подумать над разгадкой.  В данной сказке он является отрицательным
персонажем. «Поспорили, они и пошли до начальства. Богатый дарил судей
деньгами…», эти строки сразу дают нам понять, что этот человек эгоистичен и  не
перед чем не остановится, что — бы  добиться  своей выгоды. («У бедного правда,
у богатого выгода»; «Монету увидит, по головам пройдет»). 

             А вот  сказать
о том, насколько персонаж  царя плох или хорош сложно по той причине, что 
описания в сказке как такого не представлено, но можно предположить, судя по
сложности хитроумных загадок, был он человеком незаурядным, пользующимся
доверием и уважением среди своих подданных. Так как сказка народная, то умнее в
данном случае должен быть бедный человек из народа. Однако люди все равно идут для
решения спора к своему царю. Скорее всего, это связано с тем, что по народным
представлениям, царь умнее всех, и только он может разрешать все споры и
проблемы человека.

             Уникумом  в 
сказке является  семилетка, которая умна не по годам, трудолюбива и прилежна.  Следует
отметить высокий уровень логического мышления девочки, запутавшей царя
рассказом о том, как ее отец рыбу на суше ловил. Когда возмущенный царь
спросил, где это видано, чтобы рыбу на суше ловили, девочка ответила вопросом
на вопрос: «А где это видано, чтобы телега жеребят рожала?» После чего спор из-за
жеребенка и решился в пользу бедного крестьянина, персонажа очень
неоднозначного.  С одной стороны, создающего впечатление человека доброго,
честного, справедливого, раз  смог воспитать такую умную и находчивую дочь.   И
то, как он добивался правды, «Поспорили они и пошли до начальства. Богатый
дарил судей деньгами, а бедный словами», говорит в его пользу. А с другой
стороны, почему же он сам не додумался до правильного ответа, может потому, что
не обладал такими же выдающимися способностями, как его ребенок. Кто же тогда
развивал в девочке эти качества? Возможно автор тонко нам намекает, на незримую
личность матери  или дочь бедняка была одарена природным даром?!    

5.            
«Дочь-семилетка» построена по классическим
канонам русской народной сказки.
Язык
сказки
 близок к разговорному языку народа.
Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью выражений. В
основном произведение построено на диалогах. Есть просторечная лексика: «Не
кручинься батюшка!»;  «Воротился мужик домой»; «Где это  видано…?»; «Сроку
всего три дня положил» и т. д.  Используются фразеологизм (уму-разуму) и загадки. Встречается
в произведении и характерная для русской сказки троичность. Она проявляется в
количестве заданных загадок царя. Чтобы решить, чей жеребенок нужно было
ответить на следующие вопросы: «»Что всего на свете сильней и
быстрей?», «А что всего на свете жирней?», а еще: «Что
всего мягче и что всего милее?»» Такое же сочетание встречается и в новых
заданиях царя, которые уже непосредственно для самой девочки заданы.

В последней загадке тоже наблюдается
троичность: «Пусть явится утром ко мне — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни
одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка!»

В
сказке есть еще один элемент, характерный для этого жанра — счастливый финал.

В
конце порок наказывается, а добродетель побеждает.

6.            
«Дочь-семилетка» учит тому, что
не всё в жизни покупается за деньги, а мудрость и смекалка помогают решить,  казалось
 бы,  неразрешимые задачи.
Человек
может быть остроумным и находчивым, несмотря на возраст и положение. Также,
очень важно иметь свою точку зрения и не бояться доказать ее, что и сделала
дочь бедняка. Всегда нужно помнить и верить в то, что как не пытайся утопить
правду в море лжи — а она всё равно обнаружится.

2.     
Технологическая карта фрагмента урока

Предмет

Литературное
чтение

Класс

3

Тема

Русская
народная сказка «Дочь-семилетка»

Цель

Ознакомление
учащихся с особенностями русской народной бытовой сказки.

Тип
урока

Усвоения
новых знаний

Оборудование

Компьютер,
проектор, учебник и рабочая тетрадь № 1 автор: Ефросинина Л.А

Ход
урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемый
результат

I.Организационный
этап

Проверяет готовность
учащихся к уроку

— Здравствуйте
ребята, хочу начать наш урок с

http://images.myshared.ru/33/1322189/slide_14.jpg

(слайд 1)

Слушают учителя

Коммуникативные
УУД: 1) умеет слушать и понимать других

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.


Скажите пожалуйста, как вы понимаете смысл данного высказывания?

-Прошу
каждого из вас выбрать, то семечко, которое соответствует цели вашей работы
на нашем  уроке.

(слайд
2)

— А что означает
в вашем понимании выражение «Народная мудрость»?

— Как вы
считаете, ребенок может быть мудрым?

— Как
яблоня растет и развивается, так и мы должны расти и получать больше знаний.

Выполняют
задание учителя.

— Я
узнаю как работать с художественным текстом

— Я хочу
вспомнить каким бывает текст…

-Знания,
передаваемые людьми своим детям

-Нет,
дети знают мало

Личностные УУД:

1) проявляет  заинтересованность
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные
УУД: 1) умеет строить речевые высказывания в соответствии с поставленными
задачами;

2) умеет слушать
и понимать других;

3) умеет
оформлять свои мысли в устной форме

Разнообразные
задания по теме урока предлагаются для самостоятельной работы в рабочей
тетради. Они закрепляют представление о противопоставлении, некоторые связаны с
речевой работой (подбор синонимов и антонимов к сказочным словам, внесение в
пропуски сказочных выражений). Есть задания усложненные: одно предполагает
установление жанровых признаков сказки (близость ее к небылицам), другое учит
«читать» информацию, изображенную схематически.

Обновлено: 10.01.2023

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 26 июля 2018 г.

«Дочь-семилетка»

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки «Дочь-семилетка» и их характеристика

  1. Богатый брат, жадный и глупый
  2. Бедный брат, тоже не шибко умен.
  3. Царь, веселый, мудрый, хитрый
  4. Дочь-семилетка. Разумница и красавица, все знает и все умеет.
  1. Жеребенок и телега
  2. Спор братьев
  3. Загадки царя
  4. Ответы кумы
  5. Ответы семилетки
  6. Шелковая нить и прутик
  7. Яйца и пшено
  8. Сеть, заяц и перепелка
  9. Справедливое решение
  1. Родила кобыла бедняка жеребенка под телегой богача
  2. Богач требует отдать ему жеребенка, спор до царя доходит
  3. Царь дает четыре загадки
  4. Богачу неправильно подсказывает кума, бедному ответы дает дочь-семилетка
  5. Царь дает три загадки дочери-семилетки
  6. Царь присуждает жеребенка бедному брату.

Чему учит сказка «Дочь-семилетка»
Учит не доводить дело до абсурда, учит правильно отвечать на глупые вопросы, учит проявлять сметку и находчивость. Учит не быть жадным, учит тому, что бедность не порок. Учит до всего доходить своим умом.

Отзыв на сказку «Дочь-семилетка»
Мне понравилась эта история про умненькую девочку, которая легко отвечала на любые самые сложные и хитрые вопросы. Ребенок видел абсурдность притязаний богатого брата и посмеялся над ними, и над судьями-крючкотворцами, как сумел. Мне очень понравилась ловкая девочка и ее богатая фантазия.

Пословицы к сказке «Дочь-семилетка»
Каков вопрос, таков и ответ.
Жадность последнего ума лишает.
Суд крив, коли судья лжив.
И за прялкой нужна смекалка.
Из песка кнута не сплетешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дочь-семилетка»
Ехали как-то два брата, богатый и бедный. И вот ночью кобыла бедного брата родила, а жеребенок возьми и спрячься под телегой богатого.
Богатый и говорит, мол моя телега родила, значит мой жеребенок. Бедный спорит, не может родить телега, это мой жеребенок. Спорили братья, спорили, в судах рядили, дошел их спор до самого царя. а царь задал братьям четыре загадки: что на свете всего сильнее и быстрее, мягче, жирнее, и милее.
Богатый к умной куме пошел. Та его научила: Сильнее всего моя кобыла, которая зайца догонит, жирнее — рябой боров, мягче — пуховик, а милее всего — внучек Иванушка.
Бедный в слезах домой приходит, а его дочь-семилетка учит: Сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего — земля, мягче всего — человеческая рука, а милее всего сон.
Вернулись братья к царю, докладывают отгадки. Удивился царь ответам, узнал, что бедному дочь-семилетка помогала, и дал ей задание, из шелковой нити узорчатое полотенце сшить.
А дочь отцу прутик от веника дает и говорит, чтобы попросил царя мастера найти кросна (ткацкий станок) из прутика сделать, чтобы было на чем полотенца шить.
Еще больше удивился царь, дает яйца и требует полтораста цыплят к утру вывести.
Девочка испекла яйца, на обед и ужин припрятала, а отца к царю посылает, просит однодневного пшена для цыплят, которое в один день посеяно, сжато и обмолочено.
Услыхал то царь, последнее задание придумал. Пусть, говорит, твоя дочь завтра ко дворцу явится, ни голой и ни одетой, ни пешком, ни на лошади, ни с гостинцем, ни без подарка.
Совсем запечалился бедный, куда такое ребенку решить! А дочь просит его у охотников зайца, да перепелку взять.
На следующее утро семилетка одевает на себя сетку, садится на зайца, берет перепелку и ко дворцу едет. Протягивает царю перепелку — вот твой подарочек. Царь только брать, а перепелка улетела.
Одобрил царь решение, спрашивает, чем кормятся дочь с отцом. Отвечает умная девочка, что отец на сухом берегу рыбу ловит, ловушек не ставит, а она в подоле рыбу носит и уху варит.
Спрашивает царь, как же может рыба на сухом берегу жить, а дочка ему отвечает, что так же как телега может жеребенка родить.
Засмеялся царь, отдал жеребенка бедному брату, а когда девочка подросла, на ней и женился.

Число страниц: 28.

Жанр произведения: бытовая сказка.

Главные герои: два брата — богатый и бедный, Царь, Кума, Дочка-семилетка.

Характеристика главных героев:

Бедняк — трудолюбивый и честный мужчина.

Тяжко трудился, чтоб прокормить свою семью.

Справедливый и правильный.

Богач — хитрый и проворный.

Жадный и скупой.

Решил обмануть родного брата и присвоить себе чужое добро.

Важный и глупый.

Семилетка — умная и мудрая девочка.

На каждый царский приказ отвечала ещё умнее и хитрее.

Царь — мудрёный и требовательный.

Загадывал сложные загадки.

Стало стыдно, что он поверил в невозможное.

Кума — помогала богатому брату. Глупая.

Поспорили братья, кому принадлежит жеребёнок, владельцу кобылы или хозяину телеги.

Отправились к царю, а тот им четыре загадки задал.

Богатому брату кума ответы подсказала, но неправильные.

А бедному брату дочь-семилетка верные ответы сказала.

Удивился царь, стал девочке задания давать, одно сложнее другого.

Но семилетка со всем справлялась.

А потом приехала к царю и пристыдила его.

Отдал царь жеребёнка хозяину кобылы.

План сказки:

  1. Спор братьев.
  2. Четыре загадки.
  3. Кума и богач.
  4. Бедняк и дочь.
  5. Первое задание царя.
  6. Второе задание царя.
  7. Подарок для царя.
  8. Жеребёнок находит хозяина.

Главная мысль сказки состоит в том, что нельзя обманом брать чужие вещи и выдавать их за свои.

Основная идея сказки в том, что хитрость и находчивость в любом деле подмога.

Чему учит сказка

Сказка учит не верить всему, что нам пытаются внушить.

Быть честным, справедливым, трудолюбивым и мудрым.

Учит ценить и уважать чужой труд.

Учит находчивости и смекалке.

Прочитав это произведение, я подумала о том, что смекалка в любом деле поможет.

Героиня сказки была маленькой девочкой, но не по годам разумной.

Это забавная и поучительная история.

В ней говорится о споре за жеребёнка и хитрых загадках, которые смогла решить героиня.

Мне понравилась находчивая девочка, которая не только на все загадки дала верный ответ, но ещё и самого царя пристыдила.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что желать чужого плохо, а защищать своё — хорошо.

Пословицы к сказке

  • На всякого мудреца довольно простоты.
  • Утро вечера мудренее.
  • Глаза завидущи, руки загребущи.
  • Находчивого не озадачишь.
  • Не ищи ума — ищи разума.

Словарь неизвестных слов

Отрывок, поразивший больше всего:

Скажи-ка мне теперь, велика ли у вас семья и чем вас отец кормит?

— Семья у нас велика, — говорит семилетка, — а кормимся мы вот чем: отец мой в поле рыбу ловит, а мы её граблями сгребаем да уху из неё варим — тем и кормимся.

— Эка ты глупая! — говорит царь.

— Да где это слыхано, чтобы рыба в поле водилась? Рыба в реке плавает!

— А ты умён? Как же ты поверил, что телега жеребёнка принесла?

Жеребёнок от нашей кобылы родился!

Русская народная сказка “Дочь-семилетка” относится к жанру бытовых сказок. Ее главная героиня — необычайно умная девочка, которая несмотря на весьма юный возраст смогла легко разгадать сложные загадки царя.

История, рассказанная в этой сказке, начинается с рождения жеребенка, вокруг которого возникает спор, кому принадлежит жеребенок, тому у кого была лошадь, или тому, под чьей телегой жеребенок был найден утром.

Царь, чтобы разобраться с этим делом, задал братьям загадки, отгадать которые и смогла дочь-семилетка бедного брата. Царь, узнав, что с его загадками справилась маленькая девочка, захотел с ней познакомиться и задал ей еще одну коварную загадку.

Девочка справилась и с этой загадкой, и так насмешила царя, что тот не только отдал жеребенка бедному брату, но и женился на девочке, когда та подросла.

Читайте по теме:

Краткое содержание сказки для читательского дневника:

  1. На ночном привале лошадь бедного брата рождает жеребенка, но богатый брат требует жеребенка себе.
  2. Чтобы решить спор братьев, царь загадывает им три загадки.
  3. Семилетняя дочь бедного брата подсказывает отцу, как следует отвечать царю.
  4. Царь хочет увидеть умную девочку и задает ей сложное задание, которая девочка легко выполняет.
  5. Царь спрашивает, чем живут дочь и отец, и девочка рассказывает царю небылицу.
  6. Царь отдает жеребенка бедному брату, а на девочке женится, когда та подрастает.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Аудиокнига Дочь-семилетка

Сказка Дочь-семилетка скачать:

Сказка Дочь-семилетка читать

Ехали два брата: один бедный, другой именитый. У обоих по лошади — у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого брата. Будит он наутро бедного:

— Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

— Как можно, чтобы телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

— Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был!

Поспорили они и пошли судиться. Именитый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывается.

Дошло дело до самого царя. Велел царь призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

— Что всего в свете сильней и быстрей? Что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?

И положил им сроку три дня:

— На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.

Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:

— Что так печален, куманек?

— Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

— Что такое, скажи мне.

— А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?

— Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.

— Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

— У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

— Третья загадка: что всего в свете мягче?

— Известное дело — пуховик, уж мягче не выдумаешь!

— Четвертая загадка: что всего на свете милее?

— Милее всего внучек Иванушка!

— Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

— О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

— Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

— Скажи мне, какие загадки.

— А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

— Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!

Пришли к царю оба брата — и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:

— Сам ли ты дошел или кто тебя научил? Отвечает бедный:

— Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

— Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.

Мужик взял шелкову ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

— Беда наша! — говорит дочери. — Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка; отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: — Поди к царю, скажи, чтоб нашел того мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!

Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц.

— Отдай, говорит, — своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:

— Ах, дочка! От одной беды увернешься — другая навяжется!

— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

— Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, да просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.

Царь выслушал и говорит:

— Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

“Ну, — думает мужик, — такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”

— Не кручинься, батюшка! — сказала ему дочь-семилетка. — Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.

Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, а в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.

Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю.

— Вот тебе, государь, подарочек! — и подает ему перепелку.

Царь протянул было руку, перепелка порх — и улетела!

— Хорошо, — говорит царь, — как приказал, так и сделано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?

— Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.

— Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!

— А ты умен! Когда видано, чтобы телега жеребенка принесла?

Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

Читайте также:

      

  • Иудейские древности краткое содержание
  •   

  • Эдип в афинах краткое содержание
  •   

  • Трудности и радости школьной жизни 5 класс
  •   

  • Орхан кемаль брошенная в бездну краткое содержание
  •   

  • Пенза карантин в школах ноябрь

  • Основная мысль сказки о царе салтане 3 класс для читательского дневника
  • Основная мысль сказки волк и семеро козлят
  • Основная мысль сказки карлик нос
  • Основная мысль сказки о царе берендее
  • Основная мысль сказки василиса прекрасная