Основная мысль сказки теплый хлеб

«Теплый хлеб» анализ (главная мысль)

На чтение 2 мин Обновлено 28 июня, 2020

«Теплый хлеб» анализ — тема и главная мысль, реальное и сказочное в рассказе Паустовского. Также Вы узнаете чему учит сказка «Теплый хлеб».

Содержание

  1. «Теплый хлеб» Паустовский анализ
  2. «Теплый хлеб» главные герои:
  3. Чему учит сказка «Теплый хлеб»?
  4. Что реального в сказке «Теплый хлеб»
  5. Что в сказке «Теплый хлеб» фантастического?

«Теплый хлеб» Паустовский анализ

Жанр — рассказ

Тема — труд и забота о животных

Главная мысль. Злое дело обязательно надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никому и никогда.

Время — события происходят в годы Гражданской войны, в деревне Бережки

«Теплый хлеб» главные герои:

  • Филька — главный герой произведения «Теплый хлеб»
  • Раненый конь
  • Мельник Панкрат
  • Бабка
  • Сорока
  • Мороз, метель
  • Ребята
  • Жители деревни Бережки

Чему учит сказка «Теплый хлеб»?

Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.

Что реального в сказке «Теплый хлеб»

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный мальчик
2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
3. Бабушка Фильки
4. Решение мальчика идти за помощью к людям.
5. Помощь Панкрата и других жителей деревни: совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и жителей всей деревни.
6. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.

Что в сказке «Теплый хлеб» фантастического?

1. Мельник-колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. Ветер, мороз, мыши.
2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.
4. Лисица, заметившая тень сороки и долго думавшая над тем, куда ж это в такую стужу подалась сорока.

Теперь Вы знаете, что реального в сказке «Теплый хлеб», а что в сказке «Теплый хлеб» фантастического. Анализ этого произведения Вы можете дополнить через форму комментариев.

Читательский дневник по рассказу «Тёплый хлеб» Константина Паустовского

Автор: Константин Георгиевич Паустовский.

Название произведения: «Тёплый хлеб».

Число страниц: 32.

Жанр: рассказ.

Главные герои: Филька, Панкрат.

Второстепенные герои: бабка.

Характеристика главных героев:

Филька. Нелюдимый мальчик по прозвищу «Ну тебя». Злой и угрюмый. Исправился и стал добрым.

Панкрат. Мельник. Строгий, справедливый и умный человек.

Характеристика второстепенных героев:

Бабка. Старая женщина, знает старинные легенды.

Краткое содержание рассказа «Тёплый хлеб»

Филька жил в деревне со своей бабкой. У него не было друзей, потому что мальчик был злым и недоверчивым.

У Панкрата жил конь, которого вся деревня любила и подкармливала. Однажды зимой конь пришёл к избе Фильки и стал просить хлеба. Филька рассердился, закричал на коня и ударил его. А хлеб бросил в снег.

Конь заплакал и жалобно заржал. Вдруг началась метель, а потом ударил мороз. Река замёрзла, и мельница встала. Деревне грозил голод.

Бабка рассказала, как в давние времена злой мужик обидел солдата-инвалида. Он бросил ему чёрствый кусок, и солдат проклял деревню. В это время также начался мороз, и злой мужик умер.

Филька испугался и бросился к Панкрату. Он рассказал о своём поступке. Панкрат поругал мальчика и велел придумать, как спасти деревню. Филька сказал, что соберёт ребят и они раздолбят лёд около плотины.

Утром вся деревня долбила лёд. А погода менялась. Когда лёд раскололи, пришла оттепель и закапало с крыш. Сорока хвасталась, что это она привела тёплый ветер.

На следующий день Филька принёс коню тёплого свежего хлеба. Они помирились и на душе мальчика стало легко.

План произведения:

  1. Угрюмый мальчик.
  2. История коня.
  3. Филька бьёт коня.
  4. Неожиданный мороз.
  5. Рассказ бабки.
  6. Испуг мальчика.
  7. Мельник Панкрат.
  8. Все долбят лёд.
  9. Оттепель.
  10. Примирение с конём.

Основная мысль рассказа

Главная мысль произведения состоит в том, что никогда нельзя отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.

Основная идея рассказа в том, что человеческое равнодушие приносит только горе.

Чему учит произведение

Учит быть добрыми и отзывчивыми. Учит помогать другим людям, не обижать животных. Учит трудиться сообща на общее благо.

Краткий отзыв по произведению «Тёплый хлеб» для читательского дневника

Это замечательное произведение написал писатель Константин Паустовский.

Его герой, мальчик Филя, был недоверчивым к другим людям, злым и равнодушным. Он обидел коня и из-за этого наступил ужасный мороз. Филька понял, что стал причиной огромной беды, и сделал всё, чтобы исправить свою ошибку.

Он сумел заслужить прощение у коня и тогда мальчик понял, что мир прекрасен. Просто надо уметь с любовью и лаской относиться к другим людям, никому не отказывать в помощи.

Автор хотел сказать своим произведением, что наши собственные поступки могут стать причиной как большой беды, так и великого счастья. Всё на свете зависит от того, как мы относимся к людям.

Мне очень понравился этот рассказ, в котором писатель удачно соединил реальность и вымысел, сказку. Он рассказал о том, что собравшись вместе люди могут справиться с любой задачей.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не отказывать тем, кто просит помощи. Не нужно быть эгоистами и думать лишь о себе.

Пословицы к произведению:

  • Виновных прощают, а правых жалуют.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Другим не поможем, сами пропадём.
  • Была вина, да прощена.
  • Воля и труд дивные всходы дают.

Словарь неизвестных слов:

  • Картуз — головной убор, фуражка.
  • Христорадник — попрошайка.
  • Неминучая — неминуемая, неизбежная.
  • Причитания — жалобы, слёзы.
  • Дюже — сильно.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:

  • «Похождения жука-носорога»
  • «Заячьи лапы»
  • «Стальное колечко»
  • «Барсучий нос»
  • «Растрёпанный воробей»
  • «Дремучий медведь»
  • «Корзина с еловыми шишками»

Библиотека произведений автора пополняется.

Полезные ссылки:

  • Википедия про писателя
  • Краткая биография Константина Паустовского для презентации

________


1

«Теплый хлеб», какая главная мысль, кто главные герои?

10 ответов:



8



0

Главных героев в рассказе «Теплый хлеб» по сути двое.

Первый герой это озлобленный мальчик, который обидел коня не дав ему кусок хлеба.

Второй герой это сам конь, который измученный холодом и голодом был брошен всеми.

Главная тема рассказа заключается в том, что мы должны исправлять свои ошибки, раз уж совершили их. Второй пункт, это жадность за которую человек может поплатиться даже своей жизнью. Нельзя жадничать, тем более если у тебя просят то, чего тебе не нужно. Я говорю о хлебе, который выбросил мальчик. И третий пункт. Есть такая народная мудрость «Хлеб всему голова». Так вот, выкидывать хлеб это грех. Ха что и был наказан мальчик, а из-за него и вся деревня.



5



0

Примером неправильного поведения человека, в рассказе «Теплый хлеб» нам представляется поступок мальчика Фильки, который обижает животного — коня.

Это произведение наглядно показывает непотребность такого поведения, не достойного человека. Негоже обижать тех кто слабее тебя, младших или даже беззащитных животных. Не нужно издеваться ни над кем, имея явное над ними преимущество.

Но хорошо что мальчик понимает свою ошибку и старается ее исправить. Думаю это и есть даже более важная мысль произведения — человеку не страшно заблуждаться, страшно не осознавать свои заблуждения и не исправлять свои ошибки!



4



0

Главным героем рассказа Паустовского «Теплый хлеб» является мальчик Филька, который обидел коня. Конь был голоден, а потому потянулся к куску хлеба, за что мальчик огрел его по губам, а хлеб бросил в снег. Конь тоже является героем произведения, причем он все понимает и даже умеет прощать.

После проступка Фильки в деревне мог бы начаться голод, ведь наступили сильные холода, а вода возле мельницы замерзла. Бабушка и мельник Панкрат своими рассказами помогли мальчику осознать свою вину. Они являются второстепенными героями произведения.

Филька раскаялся в совершении дурного поступка и даже помирился с конем. Он принес ему теплый хлеб и своими слезами смог добиться прощения от животного. Угроза голода помогла мальчику понять главное, что даже к черствому куску хлеба нужно относиться уважительно.

Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя обижать ни людей, ни животных. К ближнему нужно относиться с любовью, заботой и вниманием, и тогда не придется корить себя за жестокость и бесчеловечность. Рассказ учит нас нести ответственность за то, что мы совершаем. А если вдруг мы совершили плохой поступок, то нужно уметь признавать свои ошибки.



2



0

Главные герои рассказа это мальчик Филька и конь. Главная мысль в том, что добро всегда возвращается человеку добром, а зло, соответственно, возвращается злом.

Когда Филька обидел коня, в деревню пришли холода, мельница остановилась и над людьми нависла угроза голода.

Как только жители села разбили лёд, снова запустили мельницу и Филька принёс коню тёплого хлеба, конь простил мальчика и жизнь в селе снова наладилась.

То есть Филька исправил свою ошибку и конь простил Фильку.

Надо отметить, что жанр произведения Астафьева «Тёплый хлеб» иногда определяется как рассказ, а иногда как сказка. По крайней мере, аллегории налицо.

Это только моё мнение.



2



0

Главной мыслью такой сказки как «Теплый хлеб» является то: что нужно жить для других, не же ли для себя. Сказка смогла научить меня быть добрым и отзывчивать, так же я перестал вредничать и жадничать. Она смогла научить меня тому, что любой совершенный поступок можно исправить и нужно его искупить честным трудом или раскаянием. Если браться за дело вместе, то все по плечу. Каждый заслуживает шанс на исправление.

Главными героями являются:

Филька «Ну тебя» — угрюм, вреден, нелюдим, зол.

Панкрат, мельник, колдун — умен, добр, работящий.

Конь — раненный — ласков.

Бабка Фильки — знаток народных приданий, старая женщина.



2



0

В этом рассказе есть два главных героя, один из них конь, а второй мальчишка по имени Филька.

Мальчишка никому не верит, сомневается в искренности каждого человека.

Суть рассказа такова, что в нем автор говорит читателям, что всегда нужно проявлять доброту по отношению ко всему живому.

Также , если совершена какая то ошибка, ее следует вовремя исправить, ведь не зря говорят, что лучше это сделать позже, чем никогда.

Нужно проявлять сочувствие и любовь к окружающим и близким тебе людям.

А еще, что не следует обижать беззащитного и ко всему в этой жизни относится бережно. Каждый из нас всегда заслуживает шанс, чтобы исправиться.



2



0

Главных героев в этом произведении Паустовского можно выделить несколько. Во-первых, это мальчик Филька, который был в начале злой и жестокий, но потом понял свою ошибку и исправился. Во-вторых, бабушка Фильки очень умная женщина. В-третьих, старый мельник по имени Панкрат, он тоже подсказал Фильке как исправить то, что тот натворил. В-четвертых, конь раненый. Эта сказка учит тому, что нельзя беззащитных братьев наших меньших обижать когда они нуждаются в помощи. Зло может вернуться бумерангом. Еще надо конечно же принимать и понимать свои ошибки, и пытаться их исправить. Филька понял все, накормил коня хлебом и в итоге деревня не пострадала.



2



0

Главные герои рассказа «Теплый хлеб»:

Филька — в начале рассказа мальчишка показан злым, бессердечным, он просто так обидел бедного коня. Но дальше Филька меняется в лучшую сторону, он становится трудолюбивым, ответственным.

Конь — он очень благородный, смог простить Фильку, хотя тот его сильно обидел.

Бабушка — очень мудрая женщина, которая за свою жизнь много чего видела.

Конюх Панкрат — он подсказал Фильке как надо поступить в его ситуации.

Главная мысль рассказа: нельзя обижать животных, они все понимают и тоже испытывают боль.

Рассказ учит тому, что меняться в лучшую сторону никогда не поздно, исправить ошибки всегда можно.



1



0

В рассказе «Теплый хлеб» два главных героя. В первую очередь это недоверчивый мальчик Филька, которого в деревне прозвали «Ну тебя», потому что это была его любимая фраза. По мере развития сюжета мы видим его как честного, трудолюбивого и признающего свои ошибки мальчика. И второй это голодный Раненый в войну на фронте конь, требующий справедливости.

Можно еще выделить бабку мальчика, знающую разные придания и истории о деревне, а также мельника Панкрата, мудрого старика.

Главная мысль рассказа в том, что всегда нужно делать добро, а зло же будет наказано. Еще несколько полезных уроков из рассказа прилагаю в рисунке.



1



0

Рассказ Паустовского «Теплый хлеб» рассказывает о том, как сложились взаимотношения мальчика Фильки и коня.

Филька не славился добрыми делами, его звали в деревне Ну тебя, и к коню у него было плохое отношение.

Когда голодный конь хотел съесть кусочек теплого хлеба, мальчик ударил его по губам.

Но его бабушка и мельник Панкрат приложили немало усилий, чтобы мальчик осознал свои ошибки и понял, что к коню нужно относиться хорошо.

Им это удалось, Филька очень сожалел о своем поступке, он даже накормил коня теплым хлебом и искренне попросил у него прощения.

Главными героями этого рассказа можно назвать:

Фильку — мальчишку, который из злобного преобразился в доброго мальчика;

Бабушку Фильки — умудренную жизненным опытом женщину;

Мельника — работящего доброго мужчину;

И я бы еще назвала коня, который все чувствует и понимает.

Главная мысль произведения: нужно любить всех, и людей, и животных и заботиться о них.

Читайте также

К.Паустовский рассказ «Собрание чудес» написан от лица автора. Главные герои рассказа мальчишки Ленька и Ванька, два разных по характеру мальчика. Ленька все разговоры сводил на деньги, он не думает о последствиях, им руководит жажда наживы. Ванька не любит и не уважает Леньку, мальчик боится, что такие люди как Ленька погубят его любимый лес, вырубят все деревья и не пожалеют даже молоденькой березки. Мальчики подрались и Ленька ушел обратно в деревню.

По дороге автор и мальчики заходят к Василию Лялину, старожилу тех мест, старик обладает благородной внешностью и любит свой край, знает историю села, каждую тропинку, каждый кустик.

Главная мысль рассказа «Собрание чудес» учит ценить окружающий мир, видеть красоту природы, беречь и чаще бывать на природе. Рассказ учит умению видеть живую красоту рядом.

Главный герой сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» — Совесть, от которой хотят отделаться тысячи людей, с которыми она общалась. Никто не хочет жить честно, без греха, по совести, и автор тревожится за будущее такого общества.

Наконец Совесть вселяется в сердце маленького ребёнка, и автор надеется, что вырастет в нём большая совесть, а вместе с этим «…исчезнут все неправды, коварства и насилия».

Главная мысль: надо жить по совести, по правде, творя добро, — только так можно изменить мир, но начинать надо с себя.

Эта сатирическая философская сказка — предупреждение всем нам. Она не потеряла актальности и в наши дни.

Это произведение читать без слез невозможно. Оно о войне и о том, как дети проявляли в это нелегкое время героизм не меньше взрослых, не меньше солдат.

Главные герои «Рассказа об отсутствующем» :

  • Коля, солдат, что вызвался пойти в разведку, чтобы спасти своих. Их тогда немцы окружили, а выбираться было нужно. Ранили солдата тогда крепко — мина угодила прямо в овраг, где он с мальчишкой разговаривал. Ноги сильно пострадали, аж кровь хлестала из сапог. Раненный, он дополз до своих и указал им путь для отступления.
  • Мальчик лет 13, это он отсутствовал на собрании, когда вручали ордена. Это о нем солдат рассказывал, это ему он и его товарищи были обязаны жизнью. Мальчик наблюдал за немцами, а когда солдата ранило, отвлек фашистов на себя. Он придумал историю, что ищет корову. Фашисты его застрелили. Лохматый, весь в веснушках, босой с забинтованным пальцем. Вот таким был герой. Не успел солдат даже имя его узнать.

Главная мысль. Героем можно стать и в 13 лет. Совершить подвиг, спасти жизнь, причем не одному человеку, а целому отряду, смог обычный деревенский мальчик. Он был смышленый и сразу сообразил, что к чему. Он знал, что погибнет: сильно побледнел, когда выбирался из оврага навстречу немцам. Без мужества и героизма всех от мала до велика фашистов не победили бы.

"Рассказ об отсутствующем" главные герои, главная мысль

Евгений Пермяк «Пичугин мост».

Год написания рассказа 1949.

В этом рассказе можно выделить только одного героя, школьника Сёму Пичугина.

Главная мысль рассказа.

Главная мысль заключается в том, что человек славится не делами, а своими поступками. Если Вы сделали какое-либо хорошее дело, то его будут помнить очень долго. А если это ещё и сделано без корыстных целей, то цена этого дела велика. Это показано на примере Сёмы, который сделал мост через реку, тем самым, он помог людям.

Поучительный рассказ о настоящем подвиге.

Характеристика главного героя Бобки из рассказа «Заплатка». Бобка хоть и хвастливый мальчик, но трудолюбивый, упорный и настырный. Он не бросил зашивать штаны, когда у него не получилось, а распорол и еще раз красиво пришил заплатку. Главная мысль рассказа «Заплатка» выражена в пословице » Терпенье и труд и все перетрут», рассказ «Заплатка» учит терпеливости и аккуратности.

Разделим рассказ «Заплатка» на 3 части озаглавим, план рассказа «Заплатка»

1 Хвастунишка Бобка. Дырка на штанах.

2 Заплатка. У Бобки все получилось.

3 Бобка молодец. Он хочет научиться пришивать пуговицы.

План для пересказа по частям.

Краткое содержание рассказа «Заплатка» для читательского дневника.

Бобка любил гулять в своих солдатских штанах. Штаны были очень красивые, как у настоящего солдата. Однажды Бобка, перелезая через забор, порвал штаны. Все над ним стали смеяться и Бобка просил маму заштопать штаны. Но мама отказалась. И тогда Бобка сам пришил заплатку. С первого раза не получилось, но он не бросил штаны, а зашил. И потом гордо показывал целые штаны и говорил, что теперь он сможет и пуговицы пришить, если понадобится .

Однажды в Бережках кавалерия красноармейцев оставила у старого мельника раненого коня. Дед Панкрат вылечил животное, вместе с конем он начал чинить плотину.

Еды у Панкрата коню не хватало. Конь шел по деревне и просил у жителей пищи себе на прокорм. Многие люди привечали коня, выносили ему хлеба.

В один из теплых зимних дней, когда плотина уже была починена, а Панкрат собирался запустить мельницу, конь отправился вновь по деревне. Он оказался у ворот, где жил нелюдимый и грубый мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя!». Так мальчик отвечал практически на все слова других людей. Он жил с бабушкой, которая в то время находилась у соседки.

Филька обедал ломтем хлеба, который посыпал солью. Он увидел коня, вышел к нему. Животное подалось к хлебной краюхе. В этот миг мальчик сильно ударил питомца Панкрата, выругал его, бросил кусок в сугроб. Филька крикнул коню, чтобы он отправлялся искать и выкапывать хлеб.

Конь заплакал, издал страшный звук и махнул хвостом. В ту же секунду началась такая метель, что Филька еле нашел вход домой. Вечером смогла вернуться бабка Фильки. Она предположила, что уже промерзли все колодцы и река до самого дна. Это означало смерть для всей округи.

Филька испугался по-настоящему, когда к печке стали жаться выбравшиеся из погреба мышки. Бабушка поведала внуку, как давно случилось подобное ненастье от человеческой ненависти, когда хозяин дома вынес изувеченному старому солдату кусок заплесневелого хлеба и бросил его на землю. Солдат от обиды свистнул, округу накрыла метель и холода. Жадный мужик умер от сердечной остуды. Бабка сказала внуку, что в Бережках снова завелся жестокий человек и сделал что-то дурное.

Филька понял, что этот дурной человек он сам. Он спросил, что делать, чтобы исправить беду. Бабушка сказала, что им остается надеяться, что злодей исправит свой поступок. Как это сделать, знает Панкрат.

Ночью Филька отправился к Панкрату. Он поведал мельнику, как обидел искалеченное животное, спросил, что ему делать. Панкрат дал Фильке немного времени на раздумье. Разговор услышала сорока, которая ютилась в сенях мельника.

Филька понял, что не справится с бедой один. Он пообещал мельнику, что вместе с ребятами будет колоть лед на реке. Как только они дойдут до воды, нужно запускать мельницу. Панкрат обещал поговорить со стариками, чтобы и они помогли ребятам.

За общей работой на следующий день никто не заметил, как потянуло ветром с юга, появлялись и падали сосульки. К вечеру люди смогли запустить мельницу, тогда же вернулась сорока. Она говорила воронам, которые грелись на трубах, что она пробудила теплый ветер и призвала его на помощь деревне.

К ночи хозяйки напекли свежего хлеба из муки, которую намололи в тот день. На следующий день Филька пришел к мельнице с буханкой свежего хлеба в компании друзей. Он предложил кусок с солью коню. Тот поначалу отказался, но Панкрат уговорил животное помириться с мальчишкой, так как Филька от горя заплакал. Конь осторожно съел первый кусочек хлеба из филькиных рук, а после и всю булку. Так примирились искалеченный конь и мальчик.

«Тёплый хлеб» читательский дневник

«Тёплый хлеб» читательский дневник

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 623.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 623.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Тёплый хлеб» – это добрая и поучительная сказка, повествующая о том, как важно оставаться добрым и милосердным даже в самые тяжёлые времена.

Краткое содержание «Тёплый хлеб» для читательского дневника

ФИО автора: Паустовский Константин Георгиевич

Название: Тёплый хлеб

Число страниц: 2. Паустовский Константин Георгиевич. «Тёплый хлеб». Издательство «Малыш». Москва. 1974 год

Жанр: Сказка-быль

Год написания: 1954 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Несмотря на то, что в произведении нет точных указаний на время действия, по косвенным признакам можно сделать вывод, что события происходят во время Гражданской войны в России, в деревне Бережки.

Главные герои

Филька «Ну тебя» – вредный, нелюдимый, угрюмый, злой мальчик, который вовремя осознал, как был неправ.

Панкрат – старый мельник, добрый, понимающий, очень умный мужчина.

Бабка Фильки – старая женщина, которая хорошо знает и разбирается в народных традициях.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Однажды в деревушке Бережки появился раненый конь, которого оставили красноармейцы. Его взял мельник Панкрат, которого местные мальчишки считали настоящим колдуном. Панкрат выходил коня и с его помощью принялся чинить плотину. Однако мельник не мог кормить коня в голодное время, и тот ходил по всей деревне, выпрашивая у жителей еду. Все жалели его и делились, кто чем мог.

Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька нехотя подошёл к калитке и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его и бросил кусок хлеба прямо в снег.

У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушёл, а деревня оказалась во власти сильного ветра со снегом. Филька даже с трудом дошёл до своего крыльца и запер дверь, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть: лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.

Бабка Фильки, причитая, рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз и половина деревни вымерла. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завёлся такой же злой человек.

Ночью Филька отправился к Панкрату и во всём признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашёл способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лёд у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались не только мальчишки, но и все здоровые, крепкие жители, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспечённого хлеба. Утром Филька пришёл к коню с большой краюхой и помирился с ним.

Вывод и своё мнение

Доброта, милосердие, неравнодушие к чужой беде – важные человеческие качества, на которых держится мир. Хорошие поступки неизменно найдут отклик в сердцах других людей, которые также отзовутся добрыми делами. А вот равнодушие и чёрствость неизменно приведут к печальным последствиям. Не стоит искать добро на стороне, оно внутри каждого из нас, нужно только открыть себя добрым, правильным делам.

Главная мысль

К ближнему нужно относиться с вниманием, любовью, заботой и тогда не придется корить себя за жестокость и бесчеловечность.

Авторские афоризмы

«…Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата…»

«…конь ничей, а вернее – общественный…»

«…На вас не напасёшься, на христорадников…»

«…Бессмысленный ты гражданин!..»

«…Будешь ты чистый человек, весёлый…»

Толкование непонятных слов

Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни.

Ватник – короткая стёганая куртка из плотной хлопчатобумажной ткани, утеплённая ватой.

Картуз – мужской головной убор, имевший распространение в XVI — начале XX века.

Калитка – дверь в заборе, предназначенная для входа и выхода в огороженную забором территорию.

Тулуп – нагольная, длинная, не крытая сукном меховая шуба.

Камердинер – слуга при господине в богатом дворянском доме.

Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи, состоящая из деревянного остова — клещей и покрывающего его мягкого валика — хомутины.

Новые слова

Кавалерист – военнослужащий кавалерии – особого рода войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.

Побираться – попрошайничать, жить подаянием.

Снаряд – средство поражения противника, выстреливаемое из артиллерийского или иного боевого орудия.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Георгий Жданов

    10/10

  • Prosto Polya

    10/10

  • Артём Ионов

    9/10

  • Угор Юхновец

    9/10

  • Maks Koza

    10/10

  • Полина Васина

    8/10

  • Егор Плюшков

    5/10

  • Алина Ройник

    10/10

  • Евгения Голота

    10/10

  • Татьяна Козлова

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 623.


А какую оценку поставите вы?

Паустовский К. сказка «Теплый хлеб»

Жанр: литературная сказка-быль

Главные герои сказки «Теплый хлеб» и их характеристика

  1. Филька «Ну тебя». Угрюмый, нелюдимый, вредный, злой мальчик. Исправился, когда понял, к чему может привести его злоба.
  2. Панкрат, мельник, колдун. Умный, добрый, понимающий, работящий.
  3. Конь. Был ранен, обычный ласковый конь.
  4. Бабка Фильки. Старая женщина, знаток народных приданий.

План пересказа сказки «Теплый хлеб»

  1. Раненый конь
  2. Мальчик Филька
  3. Обида
  4. Мороз
  5. Рассказ бабки
  6. Филька у Панкрата
  7. Сорока отправляется на юг
  8. Решение Фильки
  9. Ударный труд
  10. Теплый ветер
  11. Возвращение сороки
  12. Мука и хлеб
  13. Примирение с конем.

Кратчайшее содержание сказки «Теплый хлеб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Однажды мальчик Филька ударил и обругал коня, который просил у него хлеба
  2. После этого наступил страшный мороз и вода в реке замерзла до дна
  3. Бабка рассказывает про безногого солдата и его проклятие
  4. Филька спрашивает совета у Панкрата, что ему делать
  5. Филька с ребятами и стариками рубит лед, и дует теплый ветер
  6. Испекли теплый хлеб и Филька примирился с конем.

Главная мысль сказки «Теплый хлеб»
Жить надо не для себя, а для других.

Чему учит сказка «Теплый хлеб»
Эта сказка учит нас быть добрыми, отзывчивыми, не жадными и не вредными. Учит, что любой проступок может быть исправлен, может быть искуплен раскаянием и честным трудом. учит тому, что вместе любое дело по плечу. Учит что каждый человек заслуживает свой шанс на исправление.

Отзыв на сказку «Теплый хлеб»
Мне очень понравилось это произведение, которое автор назвал сказкой-былью. И действительно, в нем причудливо соединены элементы реального и сказочного миров. В нем действуют умные животные и злое проклятие, в нем есть обычные люди с их бедами и заботами.
Мне очень понравилось то, как мальчик Филька внезапно прозрел и понял, что так жить нельзя. Что он начал переживать за других и тем самым стал хорошим человеком.

Пословицы к сказке «Теплый хлеб»
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Была вина, да прощена.
Виноватых прощают, а правых жалуют.
Брови нависли, злоба на мысли.
Воля и труд дивные всходы дают.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Теплый хлеб»
Однажды в деревне Бережки появился раненный конь, которого оставили красноармейцы. Коня взял к себе мельник Панкрат, которого мальчишки считали колдуном. Он выходил коня и тот стал помогать мельнику чинить плотину.
Но прокормить коня Панкрат не мог, и потому конь ходил по всей деревне и каждый считал своим долгом чем-нибудь угостить коня.
Жил в деревне и мальчик Филька, которого прозвали «Ну тебя» за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл.
Зима стояла теплая, Панкрат наконец починил мельницу и собирался молоть хлеб, ведь мука у всех кончалась.
И вот как-то конь постучался в калитку к Фильке. Филька нехотя встал из-за стола, вышел с хлебом и вдруг ударил коня по губам. Потом зло обругал его и бросил кусок хлеба прямо в снег.
И тогда-то и случилась эта история.
У коня скатилась из глаз слеза, он жалобно заржал и вдруг подул сильнейший ветер со снегом Филька едва нашел крыльцо и с трудом запер дверь. А ночью вызвездило небо и ударил страшный мороз. Речка замерзла до самого дна, замерзли даже колодцы, и деревню ждала верная смерть. Филька плакал от страха, а бабка его, причитая, рассказывала, как сто лет назад также случился страшный мороз и половина деревни вымерзло.
Причиной этого была людская злоба. Оказывается тогда шел через деревню безногий солдат и попросил хлеба. А хозяин зло бросил ему краюху на пол, да не нормальный кусок, а одну ядовитую плесень. И вышел тогда солдат на крыльцо, да как свистнет. И ударил лютый мороз а жадный мужик первым помер.

И еще сказала бабка, что и сейчас видимо завелся в деревне злой человек, и пока он свою вину не исправит, мороз не прекратится. А как вину исправить только Панкрат и знает.
Ночью Филька отправился к Панкрату и рассказал про свою вину. Панкрат горестно вздохнул и назвал Фильку бессмысленным гражданином. А потом дал Фильке час на раздумья, как спасти деревню от стужи.
Этот разговор подслушала сорока, которая жила у Панкрата. Она вылетела и спешно направилась на юг. Но никто не заметил ее, кроме лиса.
И придумал Филька собрать всех ребят и выдолбить лед у мельницы, чтобы закрутилась плотина. Не пугали его морозы и толщина льда — можно костры жечь и тогда точно прорубимся, уверял он.
И вот с утра в Бережках собрались и стар и млад возле мельницы, и принялись долбить лед. Никто и не заметил в запале, что потянуло теплым ветром и запахло навозом.
С крыш побежала вода и повисли сосульки.
Только к вечеру вернулась сорока, когда у мельницы показалась огромная полынья и она заработала. Панкрат славил теплый ветер, а сорока всем рассказывала, что слетала на юг и разбудила теплый ветер, но ее никто кроме ворона не понимал.
И вот посыпалась с мельницы мука. В домах хозяйки замесили тесто и повсюду стоял запах теплого свежего хлеба.
А на следующее утро Филька пришел на мельницу к коню. Он разломил буханку хлеба, посолил и протянул коню. А конь шарахнулся от него. Но Панкрат сурово сказал коню, что Филька не злой человек, и что следует с ним помириться. Тогда конь осторожно съел один кусок, взял второй и положил голову на плечо Фильке.
Все улыбались и радовались, а сорока опять тараторила что-то свое.

Автор: Паустовский Константин Георгиевич

Название: «Тёплый хлеб»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: влияние людей на мир вокруг.

Число страниц: 13

Главные герои и их характеристики:

  1. Филька – злой и нелюдимый мальчик, на всё и всем отвечал «Да ну тебя», но, возможно, он стал таким не по своей вине, он может быть добрым и заботливым.
  2. Конь – раненый конь, добрый и умный.
  3. Панкрат – мельник, у которого поселился конь. Добрый и справедливый.
  4. Бабушка Фильки – мудрая и терпеливая.

О чем произведение:

Рассказ об угрюмом и злом мальчике Фильке, он никого не жалел, обидел и деревенского раненного коня. После этого начался лютый мороз, который получилось растопить только Филькиным трудолюбием и добротой.

Сюжет — краткое содержание:

  1. В деревне остался жить раненый конь, его приютил мельник Панкрат, подлечил, но прокормить не мог, все жители знали коня и подкармливали.
  2. Угрюмый мальчик Филька коня обидел, обругал, пожалел для него хлеб.
  3. Тут же начался в деревне лютый мороз.
  4. Бабушка Филька рассказала ему одну историю из прошлого, объяснила, что мороз такой может быть от злости людей.
  5. Филька посоветовался с Панкратом, что ему делать, решил собраться всем и рубить лед на реке, чтобы восстановить мельницу.
  6. Пока старики и дети рубили лёд, подул тёплый ветер, получилось у них восстановить мельницу, испечь хлеб.
  7. Филька решил помириться с конём, угостил его тёплым хлебом.

Понравившийся эпизод:

Мне понравились эпизоды, когда ни бабушка, ни Панкрат не стали ругать мальчика Фильку, а серьёзно с ним поговорили, попытались все объяснить. Им удалось достучаться до его сердца без наказания и криков.

План произведения для пересказа:

  1. Раненый конь в деревне.
  2. Угрюмый мальчик Филька и конь.
  3. Страшный мороз, рассказ бабушки.
  4. Филька у Панкрата, задумка Фильки.
  5. Совместный труд.
  6. Восстановление мельницы, тёплый ветер.
  7. Тёплый хлеб, примирение Фильки и коня.

Главная мысль:

Без людей и взаимопомощи не прожить, не только людям нужна наша доброта, но и всей природе, каждому живому существу.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что важно быть добрым и внимательным, ведь наши слова влияют на мир вокруг. От злости плохо всем, а от ласкового слова, взаимопомощи – мир становится светлее. А ещё учит нас, что всегда есть шанс исправиться, попросить прощения, главное не бояться.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне понравился рассказ, потому что он похож на сказку. Автор смог показать, что станет с миром вокруг, если в нём не останется доброты и сострадания. Мне понравилось, что мальчик Филька начал исправляться, думаю, он стал таким угрюмым и злым не по своей вине, ведь где его родители, что с ними стало, мы не знаем, почему-то же их нет рядом, только бабушка. Но у мальчика появился шанс поменяться, и это радостно.

Новые слова и выражения:

Околица – изгородь вокруг деревни.

Ботва – листья корнеплодов.

Пешни – тяжёлый лом, чтобы рубить лёд, мёрзлую землю.

Треух – зимний головной убор.

Пословицы к произведению:

Кто сам худой, у того и всё вокруг худо.

Доброе слово лечи, а злое калечит.

Бедного обижать – себе добра не желать.

Мир строит, а война разрушает.

Другие читательские дневники здесь

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

  • Своеобразной экспозицией рассказа «Теплый хлеб» становится история появления в деревне раненого коня и его жизнь с Панкратом, а также знакомство читателей с Филькой.
  • Завязка начинается с встречи коня и мальчика и их конфликта. Действие развивается вместе с усиливающейся бурей. В момент встречи Фильки с Панкратом сюжет усложняется, мальчику предстоит выполнить ряд задач, которые и должны привести к кульминации и развязке.
  • Кульминацией рассказа становится вторая встреча Фильки с конем. В тот момент, когда конь принимает от мальчика хлеб, эмоциональная напряженность рассказа достигает пика; этот же момент становится поворотным и для мальчика, душа которого, наконец, сбрасывает тяжкий груз вины и расцветает.
  • Этот же момент можно считать и развязкой рассказа.

Суть

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Филька. Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Панкрат. Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.

Бабушка. Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.

Конь. Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

Темы

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

  • Конечно, отчётливо звучит основная проблема доброты, сострадания и взаимопомощи. В любой жизненной ситуации, особенно в трудные годы, человек должен сохранять отзывчивость сердца и помогать людям.
  • Здесь же обнаруживает себя и проблема равнодушия. Совсем юный мальчик, сердце которого ещё не должно было очерстветь, оказывается полным безразличия и жестокости к голодному животному. В образе Фильки очевиден контраст между его юностью и внутренним холодом, что еще больше подчеркивает противоестественность ситуации.
  • Искупление вины и проблема прощения раскрываются Паустовским во второй части рассказа. Мальчик смог исправить горькую ошибку, заслужив не словом, а делом свое прощение. Филька не побоялся тяжёлой работы, проявив заботу не только о себе, но и о жителях деревни, оказавшихся в бедственном положении из-за жестокого поступка мальчика.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Источник.

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб": анализ произведения

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

  • Основная мысль сказки стойкий оловянный солдатик для читательского дневника
  • Основная мысль сказки спящая царевна жуковский
  • Основная мысль сказки спящая красавица шарль перро для читательского дневника
  • Основная мысль сказки соседи салтыкова щедрина
  • Основная мысль сказки соловей и роза