Основная мысль сказки у страха глаза велики для читательского дневника

Читательский дневник по русской народной сказке «У страха глаза велики»

Автор: народ

Название: «У страха глаза велики»

Число страниц: 1

Жанр: сказка

Главные герои: бабушка, внучка, курочка, мышка.

Второстепенные герои: зайка.

Характеристика главных героев:

Бабка, внучка, курочка и мышка — трусливые и пугливые.

Фантазёры.

Испугались неизвестно чего.

Характеристика второстепенных героев:

Заяц — быстрый и ловкий.

Трусливый.

Обрадовался, что успел убежать.

Краткое содержание сказки «У страха глаза велики»

Герои ежедневно ходили по воду.

Однажды к ногам водоносов прыгнул зайка.

Все перепугались и быстро убежали.

Бабка охала, что медведь напал, внучка — что волк наскочил, курочка — что лиса чуть ли не съела, а мышка — что кота увидела.

Зайчик тоже убежал в лес и подумал про себя, что встретил очень страшных охотников.

План сказки:

  1. Водоносы.
  2. Яблонька.
  3. Прыжок зайки.
  4. Испуг.

Основная мысль произведения «У страха глаза велики»

Главная мысль сказки в том, что неизвестное пугает больше всего.

Основная идея сказки в том, что наше воображение рисует картины, которых на самом деле нет.

Чему учит сказка

Сказка учит держать себя в руках в любых ситуациях, не паниковать и сохранять спокойствие.

Учит не спешить с выводами.

Краткий отзыв по сказке «У страха глаза велики» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любого человека можно напугать, если сделать что-то неожиданное.

В непонятном каждому представляется то, чего он больше всего опасается.

Это интересная, смешная и поучительная история.

Мне понравились её герои, несмотря на то, что они напугались простого зайца.

Но они так смешно представляли себе неведомую опасность, что не улыбнуться было невозможно.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что непонятное всегда кажется пугающим.

Но разгадка часто оказывается смешной.

Пословицы к произведению:

  • У страха глаза велики.
  • Не так страшен чёрт, как его малюют.
  • На всякую беду страха не напасёшься.
  • У страха глаза — что плошки, а не видят ни крошки.
  • Пуганая ворона и куста боится.

Словарь неизвестных слов:

  • Схоронилась — спряталась.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Петушок и бобовое зёрнышко»
  • «Лиса и Тетерев»
  • «Лиса и Журавль»
  • «Каша из топора»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Колобок»
  • «Курочка Ряба»
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Теремок»
  • «Три медведя»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Рукавичка»
  • «Репка»
  • «Кот, петух и лиса»
  • «Иванушка-дурачок»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Жанр: бытовая народная сказка

Читайте краткое содержание других сказок про страх:
Калмыцкая сказка «Плюх пришел»
Русская сказка «Бабушка, внучка да курочка»

Главные герои сказки «У страха глаза велики»

  1. Бабушка, самая сильная с самыми большими ведрами, старушка
  2. Внучка, молодая и веселая. сильно боится волка
  3. Курочка, несушка, которая опасается лисы
  4. Мышка, норушка, боится котов
  5. Зайчик, любит яблоки и боится охотников.

План пересказа сказки «У страха глаза велики»

  1. Бабушка и компания
  2. Как ходили за водой
  3. Плес воды в ведрах
  4. Зайка и яблоко
  5. Страх бабушки
  6. Страх внучки
  7. Страх курочки
  8. Страх мышки
  9. Страх зайки.

Главная мысль сказки «У страха глаза велики»
Все непонятное нас пугает, особенно если происходит неожиданно.

Чему учит сказка «У страха глаза велики»
Эта сказка учит нас не боятся всего подряд, а сперва посмотреть, может быть ничего страшного и нет вовсе. Сказка учит нас верить только тому, что мы видим своими глазами.

Отзыв на сказку «У страха глаза велики»
Эта народная сказка на самом деле очень веселая. Ее герои испугались неизвестности и каждому привиделось то, чего он боялся больше всего на свете. А ведь на самом деле боятся было нечего.

Пословица к сказке «У страха глаза велики»
У страха глаза велики, чего нет и того видят.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «У страха глаза велики»
Жили были бабушка, внучка, курочка и мышка. Вместе они ходили за водой, хотя ведра у каждого были свои. Самые большие ведра были у бабушки, у внучки поменьше, у курочки и мышки еще меньше.
Вот как-то раз пошли они за водой, набрали ведра и несут домой. Вода в ведрах плескается.
А в это время под яблонькой зайчик сидел. Ветер подул, яблоко упало и прямо на зайчика.
Зайчик испугался и под ноги водоносам бросился.
Испугались те, побросали ведра, домой прибежали и рассказывают. Бабушка медведя увидела, внучка — волка, курочка — лису, а мышка кота.
Зайчик же в лес прибежал и вспоминал, что четыре охотника на него набросились с ружьями.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Сказка У страха глаза велики

В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.

Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.

А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»

А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»

Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Читательский дневник по русской народной сказке «У страха глаза велики»

Название: «У страха глаза велики»

Главные герои: бабушка, внучка, курочка, мышка.

Второстепенные герои: зайка.

Характеристика главных героев:

Бабка, внучка, курочка и мышка — трусливые и пугливые.

Испугались неизвестно чего.

Характеристика второстепенных героев:

Заяц — быстрый и ловкий.

Обрадовался, что успел убежать.

Краткое содержание сказки «У страха глаза велики»

Герои ежедневно ходили по воду.

Однажды к ногам водоносов прыгнул зайка.

Все перепугались и быстро убежали.

Бабка охала, что медведь напал, внучка — что волк наскочил, курочка — что лиса чуть ли не съела, а мышка — что кота увидела.

Зайчик тоже убежал в лес и подумал про себя, что встретил очень страшных охотников.

План сказки:

Основная мысль произведения «У страха глаза велики»

Главная мысль сказки в том, что неизвестное пугает больше всего.

Основная идея сказки в том, что наше воображение рисует картины, которых на самом деле нет.

Чему учит сказка

Сказка учит держать себя в руках в любых ситуациях, не паниковать и сохранять спокойствие.

Учит не спешить с выводами.

Краткий отзыв по сказке «У страха глаза велики» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любого человека можно напугать, если сделать что-то неожиданное.

В непонятном каждому представляется то, чего он больше всего опасается.

Это интересная, смешная и поучительная история.

Мне понравились её герои, несмотря на то, что они напугались простого зайца.

Но они так смешно представляли себе неведомую опасность, что не улыбнуться было невозможно.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что непонятное всегда кажется пугающим.

Но разгадка часто оказывается смешной.

Пословицы к произведению:

У страха глаза велики.

Не так страшен чёрт, как его малюют.

На всякую беду страха не напасёшься.

У страха глаза — что плошки, а не видят ни крошки.

Пуганная ворона и куста боится.

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Источник

Сказка «У страха глаза велики»: что писать в читательском дневнике?

Как заполнить дневник читателя?

Что написать в читательский дневник?

5-6 предложений: что писать?

В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»:

Сказку «У страха» глаза велики» придумал русский народ и она относится к бытовым сказкам.

Главными героями являются зайчик, бабушка, курочка, внучка и мышка. Все они претерпели страх: зайцу свалилось яблоко на голову, а остальные персонажи испугались перепуганного зайчика, выскочившего им под ноги.

Главная мысль сказки состоит в том, что наше воображение в экстремальных ситуациях может создать перед нами нереальные картинки, которые и провоцируют страх. Основную мысль подчеркивает пословица:

Отзыв:

Популярные сегодня пересказы

Произведение авторства Монтеня состоит из трех частей. В первой части Монтень делает обращение к читателю и говорит ему о сущности личности и пишет конкретно о том, какую пользу он смог принести всему миру.

Как-то раз одна маленькая девочка пошла в лес и там заблудилась. Долго искала дорогу домой, но безуспешно. Бродила она, бродила между деревьев и набрела на домик, в котором обитали три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.

Главными героями произведения являются Максимов, Хатидже и Наталья. В начале рассказа поэт и писатель Максимов знакомится в Крыму в таверне с Хатидже. Девушка восхищена творчеством молодого человека

Сид вынужден отправиться в изгнанье, поскольку недруги оклеветали его перед королём. Он собирает родственников и вассалов, чтобы сообщить им, что должен покинуть пределы Кастилии не позже, чем через 9 дней

Источник

Ход занятия

— Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у сказки.

— Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были. В не-котором царстве, в некотором государстве. Однажды в лесу. Это случилось давно.)

— Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (О приключениях людей и животных, о событиях загадочных и волшебных.)

— Как вы понимаете эту пословицу?

— В каких случаях ее говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле.)

— А теперь сказку слушайте, да на ус мотайте.

Слетелись птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали сказки,

Были там и небылицы.

Одну я там переняла, да вам привезла.

— Это еще не сказка, а присказка. А сказка вся впереди. Воспитатель читает сказку.

У страха глаза велики (русская народная сказка)

.

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.

Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех! Ниточкой, ниточкой.

Мышка бежит, торопится. Ведерки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-как-кап! Капелькой, капелькой.

Так-то вот они и носили воду.

Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит.

А в сторонке, в зеленом садочке под яблонькой зайка отдыхал, да и задремал.

А на яблоньке, на длинной веточке, на коротком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.

Зайка спросонья вскочил. Со страху ничего не видит, ничего не понимает.

— Ой, батюшки! Охотники! Стреляют!

А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и мышкой. Все с ведрами, с коромыслами, да с водичкой.

Зайка с перепугу со всего разбега им прямо под ноги.

Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спину, мышку лапкой прижал. Да и был таков!

Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страхуу нее в головушке помутило никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?

-Не иначе, как медведище! И как я, старая, еще жива-то осталась! Внучка у нее за спиной в голос плачет.

-Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки, горят. Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он меня съест.

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсток. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз пошли они за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил! — Внучка плачет: Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! — Курочка на печке кудахчет: Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! — А мышка из-под печки пищит: Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась! — А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!» Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Значение и смысл пословицы «У страха глаза велики»

В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.

Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.

А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»

А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»

Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

– Вспомните, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Назовите известные вам русские народные сказки. Назовите свои любимые русские народные сказки. А в сказке, которую вы услышите сегодня, «живут-поживают «бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка и мышка-норушка». Запомнили героев сказки? Слушайте сказку внимательно да на ус мотайте:

  • По синю морю корабль бежит,
  • Серый волк на носу стоит,
  • А медведь паруса крепит.
  • Заюшка кораблик за веревку ведет,
  • Лисичка из-за кустика хитро глядит:
  • Как бы зайку украсть,
  • Как бы веревку сорвать.
  • – Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
  • Читает русскую народную сказку «У страха глаза велики».

– Понравилась ли вам сказка? Когда говорят «У страха глаза велики»? (В тех случаях, когда люди от страха видят то, чего нет.)

Кому же что померещилось? Скажите, сказка эта смешная или грустная? Как начинается сказка? Скажите, откуда брала воду бабушка?
(Из колодца.)
Откуда брала воду внучка?
(Из колоды.)
Слово «колода» ушло из современной речи.

Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду – в колоде воды меньше, чем в колодце. А почему курочка берет из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след? А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.

Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: «трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «трех! плёх!»? Покажите, как шли бабушка и внучка, курочка и мышка? Кто первый испугался? (Зайка.)

Как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему последняя фраза:
у страха глаза велики
– звучит насмешливо? Потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.

Можете ли вспомнить такой же случай из жизни, когда оказалось, что «у страха глаза велики»? Перескажите сказку.

1–2 ребенка пересказывают сказку с помощью подсказок воспитателя и остальных детей.

Рисование домиков для сказочных героев.

– А теперь придумаем и нарисуем сказочные домики для наших героев. Все дома на нашей планете придумали архитекторы, а строители их построили. Давайте с вами посмотрим, какие дома строят люди.

Скажите, какие инструменты и материалы нужны архитектору, чтобы придумать сказочный дом? (Карандаши, бумага, ластик.)

Волшебница в своем письме упоминала о фигурах, которые она выслала, давайте рассмотрим эти фигуры и найдем их в постройках людей.

Из каких геометрических фигур состоят здания, построенные людьми? (Квадраты, прямоугольники, треугольник, круг.)

– Давайте пофантазируем над конструкцией и внешним видом дома. Рассмотрите дома, которые придумывают художники для сказочных жителей. Как украшены домики сказочных героев на иллюстрациях? Из каких фигур можно составить такие домики? Составьте из фигур домик, а затем нарисуйте его на листочке.

Итог занятия.

– Получились ли у вас дома, которые вы хотели бы построить сказочным жителям? Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Какую сказку мы сегодня читали и пересказывали?

  1. ФЕВРАЛЬ
  2. НЕДЕЛЯ
  3. Занятие 1 Рассказ воспитателя о работе конюха.

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Х.-К. АНДЕРСЕНА «ГАДКИЙ УТЕНОК»

  • Реализация содержания программы в образовательных областях : «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
  • Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : дать понятие о металле как материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами металла; вызывать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда; помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой; упражнять в пересказе простых коротких произведений; развивать интонационную выразительность речи.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о работе конюха, ее особенностях и отличиях от других профессий; знает название прочитанной сказки и фамилию автора; пересказывает содержание сказки «Гадкий утенок», употребляя в речи сравнительные прилагательные и синонимы; анализирует поступки героев сказки с позиций общих нравственных категорий; сопереживает героям.

Материалы и оборудование : картинки с изображением разнообразных подков; иллюстрации к сказке «Гадкий утенок».

организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя.

– Сегодня мы узнаем, кто такой конюх, как ухаживают за лошадью и прочитаем сказку Х.-К. Андерсена.

Источник: https://infopedia.su/20x7dc7.html

У страха глаза велики.

У страха глаза велики.

Почти каждый вечер я хожу к бабушке. Она живет одна и с нетерпением ждет моего прихода. Ее дом находится недалеко от нашего. Вот и сегодня: я сделал домашнее задание, помог папе напоить коров и поспешил к бабушке. Вечерело. Мороз. Снег поскрипывал под ногами. Небо темное, высокое, ярко горят звезды и как- то таинственно подмигивают.

Папа снял с меня пальто, валенки, потом внимательно посмотрел на них и спросил: «Не этот ли черт за тобой гнался?» Все устремили взгляд на валенки ( к ним был приклеен кусок скотча), потом посмотрели на меня и дружно рассмеялись. Оказывается, испорченные полоски скотча бабушка бросила к порогу, а этот «черт» приклеился к моим валенкам; шел и бежал вместе со мной до дома, вселяя ужас.

«У страха глаза велики», — сказала мама с улыбкой.

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

  • 3 а д а ч и. Связная речь:
    учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;
  • словарь и грамматика:
    учить детей объяснять значения слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов; учить замечать смысловые несоответствия.
  • Ход занятия
  • Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики». Задает вопросы:
  • — Почему это произведение называется сказкой?

— Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?

  1. — Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
  2. — Что вам больше всего понравилось в сказке?
  3. Повторное чтение сказки.

Для пересказа можно вызвать шесть детей. Они сами распределяют роли. Воспитатель поясняет: «Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».

После пересказа воспитатель обращается к детям:

— Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)

— В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)

— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).

— Бабушка подумала, что за ней гонится медведице. Почему сказано не медведь,

а медведище?

— А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (Медведюшка, мишенька…)

Дело в очах широких?

Все наверняка попадали в ситуацию, когда воля полностью парализуется ужасом. Да и других в таком неприятном состоянии видели. Очи, как принято, в этот момент, помимо воли, широко распахиваются, грозя вылезти из орбит. А вы спрашиваете, почему говорят, что у страха глаза велики. Есть в этом выражении некий физиологический момент. Однако он второстепенен. Ведь глаза выпучивают люди и в других ситуациях. К примеру, в моменты удивления они буквально лезут на лоб. Это происходит даже с большей вероятностью, чем когда человек испытывает ужас. Значит, дело не совсем в физиологии с особенностями мимики. Да и классики литературы о том же пишут. Они утверждают, что выражение «у страха глаза велики» значение имеет более глубокое. Есть еще одно связанное с этим устойчивым выражением клише. Говорят, что страх глаза застит. Если словосочетания рассматривать вместе, то появится возможность дойти до глубины смысла, заложенного в них.

У страха глаза велики — смысл и значение пословицы

Аналоги этой русской народной пословицы звучат на многих языках мира. Страх — естественное чувство человека, которое издавна помогало выживать. Видел безоружный древний человек страшного зверя — пугался и убегал. Так страх спасал ему жизнь. Но бывает и чрезмерный, преувеличенный страх. Порой люди склонны бояться даже того, чего нет, видеть неприятности на пустом месте, переживать о мнимой опасности. В таких случаях и будет уместна пословица: «У страха глаза велики». То есть человек рисует в своем воображении большее, чем это есть на самом деле. Чаще всего такое поведение свойственно трусливым, боязливым людям.

Пословица основана и на реальных наблюдениях: у человека, испытывающего страх, глаза действительно становятся большими (расширяются зрачки, широко раскрываются веки).

Как понять пословицу, выражение » У страха глаза велики «

Заглянем во фразеологические, толковые словари — они помогают понять смысл того или иного выражения, дают объяснение в лаконичной форме: Так говорят в разговорной речи об испугавшемся человеке, который преувеличивает опасность. (Большой словарь русских поговорок). Трусу повсюду видится опасность. (Словарь синонимов) Кроме того, есть одноименный мультфильм и сказка под названием «У страха глаза велики». Герои сказки: бабушка, внучка, курочка и мышка. Пошли они все вместе за водой, яблоко в саду упало прямо зайке в лоб, он бросился всем под ноги. И каждому герою в нем почудился свой страх: бабушка увидела медведя, внучка — волка, курица — лису, мышка — кота, а зайка и вовсе подумал, что это 4 охотника на него накинулись. Завершается сказка пословицей: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». Таким образом, сказка показывает нам пример ситуации, когда страх преувеличен. А как понимаете вы смысл пословицы «У страха глаза велики». Делитесь мнением в комментарии

Сказка «У страха глаза велики»: что писать в читательском дневнике?

Как заполнить дневник читателя?

Что написать в читательский дневник?

5-6 предложений: что писать?

Сказку «У страха» глаза велики» придумал русский народ и она относится к бытовым сказкам.

Главными героями являются зайчик, бабушка, курочка, внучка и мышка. Все они претерпели страх: зайцу свалилось яблоко на голову, а остальные персонажи испугались перепуганного зайчика, выскочившего им под ноги.

Главная мысль сказки состоит в том, что наше воображение в экстремальных ситуациях может создать перед нами нереальные картинки, которые и провоцируют страх. Основную мысль подчеркивает пословица:

Отзыв:

Сказка забавная и она мне понравилась, весело было читать о героях, которые не стали искать причину происшествия, а запаниковали. А паника и привела к тому, что они затряслись от страха и обратились в бегство.

Сказка учит нас сохранять хладнокровие в сложных ситуациях и не преувеличивать опасность. Нельзя сеять панику, нужно постараться взять себя в руки и найти корень проблемы.

Заполним читательский дневник:

В читательский дневник по этому произведению напишем следующее:

Главная мысль сказки выражается в пословице.

Теперь приступаем к основной части своего ответа, к заполнению читательского дневника.

Пример (образец) отзыва для ч/дневника

Заполняем читательский дневник по сказке «»У страха глаза велики»:

1) Автор: русская народная сказка.

3) Главные герои сказки: бабушка, внучка, заяц, курочка, мышка.

5) Отзыв: очень интересная сказка, показывает, что страх может нарисовать в воображении все, что угодно.

6) Чему учит: учит не бояться и разбираться в ситуации.

В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»:

Источник

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 37-38. 

УКМ «Школа России»

1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.

Герои сказки: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка.

Бабушка старая и тихая. Внучка весёлая хохотушка. Курочка беспокойная, постоянно озабоченная. Мышка маленькая и безобидная. Зайка серенький и боязливый.

Они похожи своими страхами. Каждому показалось самое страшное, чего он боялся.

2. Обсудите с другом. В чём причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?

Причина страха героев в неожиданности произошедшего. Они не ждали ничего необычного, а потому испугались.

Пословица Робкого и тень страшит идеально подходит к содержанию сказки. Робкие герои испугались совершенно неопасного зайчика, а зайчик испугался героев.

3. Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: трёх-плёх, трёх-трёх-трёх? Как звучат эти слова? Какие картины они помогают создать? Какой слышится ритм?

Эти необычные слова нужны для того, чтобы передать звук плещущейся воды. Они звучат спокойно, размеренно. Слыша их мы видим, как покачиваются емкости с водой, как плещется в них вода.

Вода плещется неторопливо и задаёт неспешный ритм сказке.

4. Как начинается сказка? Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку?

Сказка начинается очень неспешно, размеренно. Начало сказки следует читать медленно, негромко, спокойным голосом и тоном.

5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?

Начиная со слов «Налетел на яблоньку ветерок…» темп ускоряется. Одновременно происходит несколько событий, очень быстрых, что и требуется передать голосом. Голос становится напряжённым, темп быстрым. 

Ускорение темпа выражено словами: хлоп, прыгнул, испугались, побросали, побежали.

6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуйте свой ответ.

В конце сказки мы видим пословицу:

У страха глаза велики — чего нет, и то видят.

Она идеально подходит для всех героев, ведь все они увидели то, чего нет на самом деле. Бабушка — медведя, внучка — волка, курочка — лису, мышка — кота, зайка — охотников с собаками.

7. Подготовьтесь к пересказу по плану: жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка; пошли водоносы за водой; вёдра бросили и побежали домой. Какой страшный зверь напугал водоносов?

Водоносов напугал испуганный заяц.

Пересказ сказки «У страха глаза велики» для 2 класса

Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Жили они дружно и часто ходили все вместе за водой. 

Вот пошли они раз за водой. Набрали вёдра и неспешно возвращались в дом.

Шли они мимо яблоньки, что росла в саду. А под яблонькой сидел зайчик. Ветер качнул ветку, с ветки упало яблоко прямо на зайчика.

Зайчик испугался и под ноги водоносам кинулся. Водоносы тоже испугались, побросали вёдра и побежали домой.

Дома они попрятались друг за друга и стали делиться своими страхами.

Бабушке показалось, что на неё медведь насел. Внучке — что на неё волк бросился. Курочка лису увидела, у мышка — кота.

А заяц убежал в лес, сел под кустом и подумал, что чудом от охотников с собаками сбежал.

8. Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в рабочей тетради.

На рисунке мы видим, как разбегаются герои сказки.

План ответа по рисунку к сказке «У страха глаза велики»

  1. Заяц бросается под ноги водоносам.
  2. Водоносы бросают вёдра.
  3. Заяц бежит прочь.
  4. Водоносы бегут в дом.

План в рабочей тетради касается всех событий сказки, а план ответа к рисунку только одного события.

У страха глаза велики
Тип мультфильма рисованный
Жанр сказка
Режиссёр Ольга Ходатаева
На основе русской народной сказки «Кот и лиса»
Автор сценария Георгий Гребнер
Художник-постановщик Пётр Носов
Композитор Г. Лобачев
Мультипликаторы Николай Федоров, Фаина Епифанова, Татьяна Фёдорова, Борис Меерович
Оператор Михаил Друян
Звукооператор С. Ренский
Студия Союзмультфильм
Страна СССР СССР
Длительность 10 мин. 48 сек.
Премьера 1946
BCdb [www.bcdb.com/bcdb/cartoon.cgi?film=105164-U_Straha_Glaza_Veliki.html подробнее]
Аниматор.ру [www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=2961 ID 2961]

«У страха глаза велики»

— советский рисованный мультипликационный фильм по русской народной сказке «Кот и лиса». Как Лиса обманула зверей и забрала подарки, предназначенные Котофею Ивановичу, выданному Лисой за нового правителя леса.

Сюжет

Жил-был чёрный кот, любил есть сметану, а мышей не ловил. Рассердился на него хозяин, посадил в мешок и бросил в лесу. Увидела кота лиса и спросила: «А ты кто такой?» Кот важно ответил: «Я — кот сибирский, рост богатырский, чёрная шкурка, усы как у турка. А звать меня — Котофей Иванович. А ты кто?» Лиса: «А я — Лизавета Патрикеевна. Пойдём ко мне в гости, сметаной угощу.» По пути кот напугал зайца, и тот рассказал медведю и волку о страшном чёрном звере. А хитрая лиса сообщила им, что Котофей Иванович — новый воевода и без подарков не принимает. А если хотят его увидеть, то волк должен принести барана, а медведь — бычка. Пошли волк и медведь на охоту и принесли добычу к дому лисы. А хитрая лиса стала в доме стучать да прыгать. Кот проснулся, от испуга из дома выскочил и на дерево в момент забрался, не удержался там и с воплем упал на медведя, а затем чуть в волка не вцепился. Они так испугались, что убежали далеко-далеко. А их добыча досталась лисе и коту.

Другие пословицы

Смысл пословицы «Один за всех и все за одного»

Один за всех и все за одного

Сегодня так говорят, если хотят подчеркнуть прочность и неразделимость дружеского союза.

«Старый друг лучше новых двух» - значение пословицы

Старый друг лучше новых двух

Надёжный друг не может сравниться с приятной, но незнакомой компанией.

Значение пословицы «Чему быть, того не миновать»

Чему быть, того не миновать

Не пытайтесь избежать неизбежного.

Смысл пословицы «Ученье – свет, а неученье – тьма»

Ученье – свет, а неученье – тьма

Жизнь без просвещенья ограничена, темна, лишена ярких красок.
Все пословицы

Создатели

сценарист Георгий Гребнер
режиссёр-постановщик Ольга Ходатаева
художник-постановщик Пётр Носов
художники Елена Хлудова, Лев Позднеев, Ольга Геммерлинг, Константин Малышев, В. Завилопуло
художники-мультипликаторы Николай Федоров, Фаина Епифанова, Татьяна Федорова, Борис Меерович
оператор Михаил Друян
композитор Г. Лобачев
звукооператор С. Ренский
ассистент режиссёра Л. Жданов
технический ассистент К. Апестина
монтажёр А. Фирсова

Интересные тесты

Тест на знание великих художников и их картин

Насколько хорошо вы знакомы с авторами шедевров мирового изобразительного искусства?

Онлайн-тест на знание животных

Тест на знание животных

Отгадайте что-за зверь на фото?

Тест на знание флагов стран

Сможете ли отгадать все флаги?

Тест на внимание и память

Тест на внимание и память

В этом тесте очень много вопросов с подвохом!
Все тесты

Переиздания

В середине 1990-х мультфильм выпущен в VHS-сборнике «Лучшие советские мультфильмы» Studio PRO Video.

  • Мультфильм выпускался в DVD — сборнике «Теремок»
    . Состав: «Теремок» (1995), «Пирожок» (1956), «Три мешка хитростей» (1954), «Колобок» (1956), «Крылатый, мохнатый, масляный» (1990), «
    У страха глаза велики» (1946), «Василёк» (1973), «Просто так» (1976), «Грибок-теремок» (1958).[1]
  • Мультфильм выпускался в DVD — сборнике «Нянюшкины сказки»
    . Дистрибьютер: «Твик-Лирек». Состав: «Гуси-лебеди» (1949), «
    У страха глаза велики» (1946), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (1953), «Чудесный колокольчик» (1949), «Лесные путешественники» (1951), «Дудочка и кувшинчик» (1950), «Высокая горка» (1951).[2]

Отрывок, характеризующий У страха глаза велики

– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал… Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась… На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно». Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это. В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей. Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную. – Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?… Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана. – Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно. – Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания. Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза. – Я к вашим услугам, – проговорила она. Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея. «Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она. Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба. – Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом. Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла. – Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала. – Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть… – Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей. – Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Огромная масса сказок. ВПС может назвать: Собственно русская народная «У страха глаза велики»: случайно упавшее яблоко спровоцировало предынфарктное состояние у двоих человек, мышки и зайчика, а также курочки.
  • Сказка о мужике, который шуганул воров, изобразив из себя члена банды других воров. Причём он просто выкрикивал в темноте что-то вроде: «А ну заходи к этим сволочам сзади».
  • Китайская сказка про течь. Трусливый тигр и столь же трусливый вор, услышав разговор потенциальных жертв о том, что «больше всего на свете они боятся течи» (в их единственном котле), полагают, что Течь — это ужасное чудовище!
  • Итальянские сказки про дурня Джуфу. Имея милую привычку говорить сам с собой, причем довольно странно, Джуфа неосознанно пугает разбойников, которые подумали, что это переговариваются стражники в засаде. А в другой сначала справляет на них нужду с дерева, а потом и вовсе роняет им на головы дверь (не спрашивайте, как она там оказалась) — разбойники были уверены, что на них упало небо.
  • «Бременские музыканты» же! Четыре, мягко говоря, не самых крупных животных до полусмерти перепугали и выгнали из дома целую разбойничью шайку. Не без парочки уловок, конечно, но всё-таки.
  • Хантыйская сказка «Берестяной нос». Старик заблудился в лесу и набрёл на избушку, в которой сидели злые лесные духи менквы. Испугавшись, он случайно наступил на сучок и сломал его. Оба менква напугались до полусмерти. Смекнув, что страшные лесные духи на самом деле ужасные трусы, старик оторвал кусок бересты и приставив его к носу, заглянул в окошко к менквам. Те увидев его, испугались до усрачки, вышибли дверь и убежали в лес.
  • Сказка, где Иван-дурак прищемил оборку лаптя дверью. Подумал, что его держит разозленный домовой.
  • «Кот и лиса» — золотой эталон. Обычный кот смог напугать до одури волка, кабана и медведя (ну, и зайца до кучи). Ну, хорошо — Лиса ему в этом деле тоже подсобила.

Театр[править]

  • Н. В. Гоголь, «Ревизор» — насквозь коррумпированный городничий углядел в поиздержавшемся дворянине — пустом человеке, молодом вертопрахе! — того самого ревизора. А у того хватило смелости этому подыграть…

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, стихотворение «Вурдалак».
  • К. Д. Ушинский, рассказ «Трусливый Ваня».
  • Корней Чуковский, «Тараканище». Судя по тому, что в конце сказки его благополучно склевал воробей — до хтонического монстра таракан раздулся исключительно из-за всеобщего страха (и, вероятно, инсектофобии).
  • А. Н. Толстой, «Приключения Буратино» — загадочный голос «Открой тайну, несчастный!» (это завывал Буратино, сидевший в кувшине, который считался пустым).
  • Б. Васильев, «А зори здесь тихие…» — эпизод, где пять девчонок во главе со старшиной изобразили целую бригаду лесорубов, спугнув тем самым немецкую диверсионную группу. Помогло, правда, мало. Ну и финал, где Васков взял в плен уцелевших немцев, запугав их до заикания пустым наганом, гранатой без запала и страшным матом. То, что этот злой мужик тут один и у него начинается сепсис, до них дошло уже после того, как связали друг друга.
  • В. Богомолов, «В августе сорок четвёртого» — в начале финальной схватки Таманцев и Блинов, выскакивая из кустов как черти из болота, орут «Взвод, к бою! Окружайте поляну!!!», хотя кроме них тут только старшина-радист и взвода в радиусе километра не предвидится. Делают они это, чтобы попортить нервы противнику и занять его мысли несуществующим взводом, однако у младшего из вражеских агентов эти самые нервы полностью сдают, и он убегает незнамо куда с криком «Засада!» и в итоге легко и бескровно берется в плен силами Блинова и старшины-радиста.
  • Р. Погодин, «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия»
  • Ну вот что здесь страшного?

    • «Космоолухи»: Группа в полтора десятка человек, большинство из которых гражданские, обороняют заброшенную военную базу против полусотни пиратов. В ход идёт имитация биологического оружия (электроника подтвердила наличие отсутствующих в базе данных бактерий, а что они безвредны, так кто рискнёт проверить), демонстрация «военных трофеев» и прочие трюки, заставляющие отряды пиратов сдаваться в плен. Педаль в пол — случайное попадание в флайер горшком со значком радиационной опасности (внутри обычная конопля).
    • При виде маленького мальчика, мусолящего во рту кусок сырого мяса, и здоровенной фигуры с красными светящимися глазами насмотрешийся хитовых ужастиков бедолага-новобобруйчанин чуть коньки со страха не откинул.
  • Автор правки ещё по малолетству помнит рассказ, где главная героиня теряет мяч и в попытках найти его в темноте натыкается на разных чудовищ. Если бы не отец с фонариком, мяч бы так и не был найден.
  • На других языках[править]

    • Роман-хроника «Повесть о доме Тайра» — битва при Куринака в которой Минамото-но Ёсинака по прозвищу Кисо, имея пятитысячную армию (по некоторым версиям у него было всего лишь три тысячи), сначала изобразил при помощи знаменосцев взобравшихся на склоны ущелья большое войско, от чего Тайро-но Коремори, с армией в сорок тысяч, в нерешительности остановился в предгорьях. Затем Кисо ночью ударил в тыл войску Тайра, которое с криками об окружении не зная местности в ночной темноте бежало в направлении… обрыва попадав в пропасть.
    • «Симплициссимус» — главгерой, столкнувшись в потёмках с разбойниками, пугает их настолько, что те побросали всё, мешающее бежать — оружие и крупную сумму денег. Всё дело в шутовском наряде и телячьей шкуре сверху, энергичное натирание которой привело к искрам статического электричества.
    • Эдгар По, «Сфинкс» — главный герой падает в обморок от страха, увидев в окно жуткое чудовище на холме. На самом деле он неправильно оценил размеры и расстояние: это была бабочка «мёртвая голова» перед его глазами
      .
    • Теофиль Готье, «Капитан Фракасс». На момент встречи с труппой комедиантов, с которыми путешествует главный герой, шайка кровожадного разбойника Агостена переживает не лучшие времена — все его прежние соратники уже мертвы (кроме одного везунчика, угодившего вместо виселицы на каторжные галеры). По сути, вся шайка состоит из самого Агостена и малолетней наводчицы Чикиты. Агостен, однако, свой преступный промысел не бросает и продолжает по ночам грабить проезжающих путников в компании умело расставленных соломенных чучел. Чучела принаряжены в оставшиеся от бывших подельников плащи и шляпы и в лунном свете производят необходимое впечатление. ГГ со спутниками страху не поддался и обман раскрыл, но до этого трюк, похоже, неоднократно срабатывал.
    • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада». Дон Мигель, увидев высадку пиратов Блада возле форта Маракайбо, приказывает перетаскивать пушки для отражения нападения с суши. Он считает, что этот чёртов пират собирается напасть огромными силами[1] (которых у Блада на самом деле нет, а шлюпки возят одних и тех же людей, просто прячущихся на обратном пути). Лишь когда корабли Блада начинают проплывать мимо форта, дон Мигель осознаёт — его одурачили. Но так как морской проход теперь охраняют только немногочисленные слабые орудия, Блад успешно уходит — вместе с добычей и двумя (а позже тремя) кораблями из эскадры дона Мигеля. В общем-то логика в этом есть. На пиратских кораблях обычно было непомерно много (по сравнению с обычными, даже военными) людей, именно поэтому абордаж и был основным тактическим приемом пиратов — в рукопашной схватке большой численный перевес решает дело. Так что дону Мигелю было чего опасаться, а о том, что данный конкретный случай нетипичен, он просто не знал.
    • ЧСХ, в основу положен реальный случай, и произошел он именно у форма Маракайбо — трюк провернул пират Генри Морган (с которого Блад списан более чем наполовину, вплоть до получения поста губернатора Ямайки).
  • Толкин, «Властелин Колец» — орки в крепости Кирит-Унгол, захватив в плен укушенного Шелоб Фродо, решили, что его спутником был эльф или гондорский воин «с большущим мечом», которому удалось скрыться, а вовсе не такой же хоббит Сэм.
      В голливудской экранизации одного из орков испугала тень выглядывающего из-за угла Сэма, внезапно показавшаяся ему огромной.
  • С таким соседством нервы будут ни к черту.
  • Следует помнить, что троп тут отыгран не в чистом виде: канон гласит, что, надев Кольцо, Сэм (и в книге и в экранизации) временно заполучил проклятую ауру, которая способна напугать сама по себе, особенно орка. Да и от клинков эльфийской работы (а в руке у Сэма один из них) всевозможную нечисть корежит и плющит еще до того, как в них это попытаются воткнуть.
  • Всеволод Нестайко, трилогия «Тореадоры из Васюковки», «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо» (именно Кукурузо, это не опечатка!) — двое главных героев договорились при появлении преступника изобразить милицию:
  • « Я говорю: «Руки вверх», ты в это время светишь фонариком и кричишь: «Товарищ Валигура, заходите справа! Николай Иванович, заходите слева!». Чтобы он думал, что нас много. »
    — Не сработало — нервы Павлуши сдали, и получилось только «Дядя милиционер, сюда! Дядя милиционер, туда!». К счастью, это был не преступник.
    • В третьей части трилогии — сушащаяся на плечиках сорочка, которую Ява Рень принял за призрака без головы (потому что психологически был настроен его увидеть).
    • «Интересные времена» — не верьте, если вам будут говорить про невидимых призраков-вампиров (общим числом — два миллиона триста тысяч девять).
    • «Герои» Аберкромби — крупный отряд армии Союза просидел перед хлипкой вражеской стеной всю битву, думая что на стене сидит враг — а на самом деле там были чучела и один мальчишка, двигавший их
    • Ким Лиггетт, «Год благодати» — девушки так запугали друг друга рассказами о призраках, что стали слышать их голоса в шуме ветвей и шагах животных. Также все ужасно боятся Кирстен, убедив себя, что она имеет мистическую власть над людьми. Сама Кирстен сперва намеренно провоцирует этот всеобщий страх, а потом и сама начинает верить в свои сверхспособности, что едва не стоит ей жизни.

    Кино[править]

    • «Приключения жёлтого чемоданчика» — трусливому мальчику Пете, сидящему с выключенным светом в пустой квартире, вместо мебели мерещатся различные ужасы. (Похоже, напрямую опирается на стихотворение Маршака, вынесенное в эпиграф. Но фильм является экранизацией литературной сказки С. Прокофьевой о патологически трусливом мальчике и патологически депрессивной девочке.)
    • «Айболит-66» — Бармалей:
    « Зато так наступают Одни лишь храбрецы… — Ай! Ай! КРОКОДИЛ!!! Ай! А? »
    — Оказалась — коряга
    • Похоже, отсылка на оригинальное произведение о Бармалее, где его в конце крокодил глотает.
    • «Не может быть!» (новелла «Преступление и наказание») — Горбушкина (персонажа Пуговкина) вызвали к следователю как свидетеля
      аккурат после того, как он прочёл статью в газете об ужесточении наказаний для расхитителей. Как он собирался и что с ним творилось в кабинете следователя — надо видеть. А уж что началось после его отбытия в доме, ой!.. Не совсем корректный пример, поскольку Горбушкину очень даже было чего бояться, и то, что его вызвали свидетелем — это просто была «недоработка системы». Через неделю она была исправлена.
    • А вот во второй новелле уже точно наш случай. Заявившийся к любовнице Анатоль (О. Даль) шугается каждого шороха и кашля за стеной и вдруг начинает слышать грохочущие шаги. Не иначе муж вернулся! Открывается дверь и входит… кошка. С грохотом, ага.
  • «Конфуций» (2010) с Чоу Юнь Фатом: Конфуций успешно изображает с помощью своих учеников наличие огромной армии колесниц, отчего противник отступает.
  • «Один дома»:
      Первые два фильма — просто вовремя включая угрожающие реплики гангстера и автоматную очередь из кинофильма, Кевин до одури пугает сначала разносчика пиццы и бандитов, а потом и целый персонал отеля.
  • Во втором фильме мальчик устраивает целое представление с надувным клоуном и аудиозаписью дядиного пения в ванной, чтобы прогнать дотошного администратора, нагрянувшего с проверкой в номер.
  • А сам юный герой по малолетству боялся печки, стоящей в подвале — ему казалось, что она «разевает» дверцу и грозно рычит «ЗдрааААвствуй, КееЕЕвин!..». Потом ему надоело трусить.
  • Он и на чердаке спать боялся, утверждая, что «там страшно». Чердак этот в кадре показывают — он хорошо освещён, достаточно уютен, и ничего страшного там вроде бы нет. Вот разве что места там очень, очень мало. Может, у Кевина ещё и клаустрофобия?..
  • А уж как он пугался сначала старого соседа, а потом одинокой голубятницы! Оба оказались хорошими людьми.
  • Спародировано в «В Филадельфии всегда солнечно». Шайка укатила на Суперкубок, но забыла Чарли в баре. Он, увидев на улице двух мужиков, похожих на «мокрых бандитов», перепугался и наставил по всему бару ловушек, а потом сам же в них и попался.
  • Короткометражный пародийный фильм ужасов «Геймеру крышка» (Gamer Over). Среди ночи пожилой толстый мужик, не в меру впечатлительный, до самозабвения заигрался в какую-то (японского производства?) видеоигру-ужастик, с отличной графикой, да ещё на сверхдорогой HD-аппаратуре. В сюжете фигурировала какая-то страшная мёртвая дева с полуразложившимся лицом, закрытым длинными волосами, а-ля Садако Ямамура/Самара Морган из «Звонка». Мужик уже трепетал, уже еле держал геймпад… И тут в окружающей его темноте послышались неясные звуки (нет, не с экрана), и в кухню вошла белая девичья фигура с очень похожей шевелюрой и протянула к геймеру руку!.. Геймер чуть от инфаркта не скапутился. Но тут зажёгся свет, и это оказалась милая маленькая дочка геймера в ночной рубашке и с упавшими на лицо длинными красивыми волосами. Она откинула их, чтобы не мешали, и с очаровательной капризинкой произнесла: «Папа, я пить хочу». Мужик, трясущийся как студень, только и смог истерически покивать и выдавить из себя «А-ага»…
  • «Цельнометаллическая оболочка» — знаменитый финал фильма. Морпехи, исследовавшие руины изуродованного войной вьетнамского города, были атакованы крупными силами противника. Им пришлось вызвать подкрепление и даже танк. Потом оказалось, что никаких «крупных сил» не было, и против них воевала в одиночку пятнадцатилетняя девочка со снайперской винтовкой
  • Телесериалы[править]

    • «Ералаш», эпизод «Чужой (наш ужастик)» — играется шутки ради: насмотревшись ужастиков, мальчик в темноте принял за Фредди Крюгера своего папу (см. видео).
    • «Мандалорец» — четыре мандалорца для имперских штурмовиков на грузовом транспорте превратились в десяток. Впрочем, возможно, здесь дело не только в страхе, но и в нежелании признавать перед вышестоящим начальством свою некомпетентность.

    Мультфильмы[править]

    • «Страшная история» (из цикла «Приключения Хомы и Суслика») — почти вся про троп.
    • «Белоснежка» — когда героиня бежит по ночному лесу, ей мерещатся всякие чудища: ветки, за которые зацепился её плащ, она принимает за когтистые руки, а брёвна в озере — за крокодилов. Что-то в этом роде происходит и в отечественном мультфильме «О том, как гном покинул дом», когда «ночью старенькому дому стало страшно одному».
  • «Ну, погоди!»:
      7-й выпуск («На корабле») — Заяц в трюме показывает шоу теней, а Волк, нешуточно испугавшись, бросает в «чудищ» свой фонарик, пробивая борт корабля (!). Корабль то ещё плавучее чудо — снаружи вполне себе океанский лайнер со стальной обшивкой, что подтверждают кадры «в разрезе», где Волк задницей затыкает дыру, а в трюме мы видим, что обшивка — деревянная. Как не странно, но такое было — первые броненосцы, еще середины XIX века, были устроены именно таким образом (надводная часть деревянного корабля обшивалась металлической броней). Потом изобрели торпеды, корабли стали полностью металлическими и чудо кончилось.
  • 11-й выпуск («В цирке»). Волк ненароком глянул в бинокль на сидящего рядом Зайца
    , увидел «гигантский глаз и чудовищную пасть» — и испугался чуть ли не до кондратия. Когда понял, в чём дело — в ярости погнался за Зайцем (тем более что тяжёлый морской бинокль упал Волку прямо на ногу).
  • «Незнайка на Луне»: похожим образом, что и Заяц из «Ну, погоди!», Незнайка, спрятавшись за большим листом, пугает агрессивно настроенного жука.
  • «Том и Джерри», выпуск под названием «Два маленьких индейца». Мышата Таффи и Тиффи, выряженные под индейцев, чуть ли не до смерти напугали кота Тома, нарядившегося американским первопоселенцем с енотовой хвостатой шапкой на голове. Средства в ход были пущены простенькие: с помощью тостера успешно изобразили дым сигнального костра; множество воланов для бадминтона с нарисованными на них угрюмыми мордочками сошли за большое войско мышей-индейцев, выглядывающих из-за забора и готовых атаковать «бледнолицего»; а боевая раскраска на морде спящего бульдога и убор воинственного вождя у него на голове оказались последней каплей. Если уж они и пса, и так не очень жалующего Тома, в свою веру втянули…
      Выпуск «Котишка-трусишка»: Том наслушался перед сном страшилок по радио и теперь боится любого шороха, а Джерри решает этим воспользоваться для очередной шутки. Особенно эпичен момент с пылесосом и висящим над ним огромным белым халатом — этот нехитрый набор был принят перепуганным до полусмерти котом за привидение. А уж когда этим пылесосом затягивало кота — Том не иначе как вообразил (судя по реакции), что затащить его хотят прямо в преисподнюю…
  • «Дом для леопарда» Ан. Резникова (известного по хитам «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда»). Заяц и обезьяна напугали негодяя-леопарда, спрятавшись и грозно рыча в кувшины. Леопарду показалось, что обезьяну, у которой он затеял было отнять дом, «крышуют» какие-то огромные и страшные звери, с которыми лучше не связываться.
  • «Заяц и лягушки» — разумный заяц ухитрился испугаться… собственных ног, трепещущих под одеялом. Испугалось и всё семейство: заяц-старший даже прибежал с ружьём и начал угрожать им «неведомому монстру, забравшемуся в кровать сына».
  • «Сказка про храброго зайца» — заяц был поначалу так труслив, что испугался белочки.
  • «Капризная принцесса» — принцесса умудрилась запаниковать при виде обыкновенного зайчика (который её как раз не испугался, а скорее был полон любопытства). Такое чувство, что она вообще увидела зайца впервые в жизни![2] Это при том, что ей никак не меньше восемнадцати… даже если не больше.
      Вскоре та же барышня новобрачная ухитрилась испугаться лягушки (никак тоже отродясь не видывала) и заорать как резаная… а голодный медведь, который только что собирался жрать принцессу (он принял её за падаль, но это его не остановило), испугался этого вопля (нифига себе — падаль ожила!) и дал драла.
  • Мультсериалы[править]

    • «Кот Саймона», эпизод «Scaredy Cat». Вылезший из перины дивана когтистый «монстрик», напугавший дяденьку (опять-таки во время просмотра ужастика), оказался его же котом, облеплённым поролоном и пухом.

    Комиксы[править]

    • Комиксы об Астериксе. Жители Непримиримой Галльской Деревни не боятся ничего! За одним исключением: они боятся, как бы небо не упало им на головы (основано на реальных событиях — древние галлы IRL боялись того же). Несколько раз им показалось, что это уже происходит, особенно когда прилетели инопланетяне, огромный корабль которых завис над деревней а-ля «День Независимости» (был однажды такой случай, о котором галлы потом не помнили)… но и просто в случае сильной грозы — тоже
      .

    Видеоигры[править]

    • Mount & Blade: Warband (по крайней мере в Good Mod). Смоделирована «боязнь окружения» (см. Реальная жизнь), а также и упоминаемая в ПЛиО «боязнь конников», которой страдали средневековые лучники и арбалетчики. На ровном поле выстроилась целая полурота вражеских стрелков? А ну-ка налетим на них крохотным
      конным отрядиком, на большой скорости, гикая и размахивая клинками! Велика вероятность (но гарантии всё же нет), что они ударятся в паническое бегство, во время которого их можно невозбранно резать (хотя у многих из них спрятаны в hammerspace здоровенные алебарды/пики, и в строю они могли бы устроить конникам весёлый Грюнвальд). Компьютер оценивает силу войска только количественно (например, можно выманить гарнизон на вылазку, приведя на осаду небольшой отряд элиты), так что если набить в гарнизон крестьян, завербованных разбойников и разношерстных рекрутов, то осаждать его будут реже.
  • Total War — получив достаточно повреждений, отряды бросают все дела и бегут за край уровня, по достижении которого выбывают из боя совсем. Иногда они могут по дороге передумать, и чтобы этого не произошло, можно послать за ними вдогонку… кого угодно. Да-да, именно так. Даже элиту можно прогнать какой-нибудь гумбой если она бегает достаточно быстро.
  • Реальная жизнь[править]

    • Много раз имитация деятельности большой армии вынуждала противника отступать перед очень скромными силами. Разумеется, работает, если разведку по каким-то причинам провести невозможно или в неё набрали клинических олухов. Например, можно приказать воинам разводить лишние костры. Тогда издали армия будет казаться многочисленнее (кажется, этим пользовались в том числе наши казаки в Отечественную войну 1812 года, но нужны уточнения). В меньшем масштабе — когда полтора снайпера создают у отряда противника впечатление, что там как минимум батальон.
    • Танки «На испуг» времён ВОВ — делались в Одессе, на Малой Арнаутской улице, чтобы напугать наступающую армию румын. Представляли собой трактора, наскоро обвешанные бронёй, прожекторами и пулемётами. Трактор, обвешанный броней и пулеметами — это уже вполне серьезно. Да, против настоящего не сдюжит, а вот для поддержки пехоты против другой пехоты будет вполне полезен. Тропом это становится, когда «броня» фанерная, а «пулеметом» служит какая-то труба, торчащая наружу.
    • Делались они не только в Одессе на Малой Арнаутской, а везде, где видимость наличия танков могла дать хоть какое-то преимущество. И в условиях нехватки материалов трактора обвешивали просто крашеной фанерой вместо брони. О пулемётах далеко не всегда вообще шла речь. Роммель активно и удачно использовал такую тактику (был прозван Лисом в том числе и за подобные уловки).
  • Первые серии штурмовика Ил-2 не имели хвостовой пулеметной точки. Когда на фронте появилась новая модификация, пулеметное гнездо на старой зачастую устраивали и при помощи крашеной черной краской палки от швабры. Случай не единичный — «пулемётные швабры» часто шли в дело на самолетах, из которых ради облегчения перед дальним вылетом выбрасывали всё, без чего можно держаться в воздухе с бомбами.
  • В свою очередь после Курской Дуги уже в Красной Армии возникла «тигро»- и «фердинандобоязнь». В реальности означенных машин было выпущено не так много (Фердинандов — вообще меньше сотни!) и с ними часто путали поздние варианты танков Pzkpfw III и IV (благо, издали они все выглядели сродни уже тогда существовавшему шоколаду Ritter Sport — «квадратиш, практиш, гут») и самоходки Nashorn (последние, впрочем тоже обладали той же самой убойной пушкой «Фердинанда», но вот бронёй не вышли).
  • Именно так работает «окружениебоязнь»: у не имеющих боевого опыта войск даже небольшая группа солдат противника, удачно вышедшая в тыл, может вызвать панику («Окружили!») и бегство с позиций, или даже привести к сдаче в плен.
  • Химическое оружие же! Его применение в Первую Мировую нагнало много страху… но при этом продемонстрировало весьма низкую эффективность. В результате, хотя разработка ОВ вовсю продолжалась, его применение в итоге стало считаться лютым «зашкваром» и уделом самых отмороженных диктаторов в странах «третьего мира».
  • Битва при Карансебеше 17 сентября 1788 года — педаль в асфальт. Группу пьяных австрийских солдат приняли за напавших посреди ночи на лагерь турок, в результате чего стотысячная армия устроила грандиозную битву сама с собой в стиле «Каждый за себя», а затем и вовсе разбежалась кто куда. Пришедшие через пару дней турки насчитали десять тысяч убитых и раненых солдат и присвоили победу себе.
      В итоге вся история оказалась выдумкой.
  • Искусственно устроенный в нескольких областях России «соляной бум», во время которого люди скупали соль десятками килограммов из-за якобы истощения месторождений.
  • Шахматы (пополам с Сам себя перехитрил) — Давид Бронштейн прославился умением придумывать великолепные ответные ходы своего соперника и из-за этого самому воздерживаться от удачного хода, хотя оппонент до такого даже не додумывался.
  • Бейтсовская мимикрия — когда съедобный безопасный вид имитирует несъедобный или опасный. Например, мухи-журчалки, косящие под ос.
  • Нередко возникает у людей с ПТСР. Из-за пережитых неприятных событий вполне безобидные вещи могут казаться им угрожающими и наводить неприятные мысли.
  • И наверное практически любой человек хоть раз в жизни принимал впотьмах висящую на сушилке или лежащую на стуле одежду за непонятно как взявшегося в квартире незнакомца.
  • С оговорками — монструозные супертанкеры (т.н класс Ultra Large Crude Carrier), появившиеся после нефтяного кризиса 1973 года. Эти суда на 600+ тысяч тонн водоизмещения оказались живейшим воплощением крутой непрактичности и когда пришло осознание, что повторения кризиса не будет, то большая их часть очень быстро отправилась на слом.
  • ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

    Краткое содержание У страха глаза велики (сказка) для читательского дневника

    В центре событий бабушка, внучка, курочка и мышка. Они намерены отправится за водой, но по дороге каждый из них встречает зайца. Поэтому до воды они доходят, а назад не могут вернуться, потому что под ноги им бросается заяц, из-за которого расплескивается вся вода.

    Каждый из них возвращается домой и рассказывает свою невероятную историю, ведь у каждого героя свой взгляд на происходящие события, у страха по-настоящему глаза велики. Бабка говорит, что на нее, чуть не напал медведь, которые ее фактически чуть не задавил, внучка говорит, что встретила волка, который чуть ее не съел.

    Курочка говорит, что ей пришлось убегать от лисы, готовой ее слопать, а мышка говорит, что за ней бежал настоящий кот, готовый в любой момент зацепить ее своими когтями.

    У зайца есть своя позиция на происходящее, он говорит, что за ним бежало аж четыре охотника, которые были намерены его убить его в любой момент.

    Вот и правильно говорят, что у страха большие глаза. Каждый нафантазировал себе то, что больше всего на свете его пугало.

    Никто не смог справиться со своим страхом и взять себя в руки. Поэтому каждый рассказывает о том, что он представляет себе, а не то, что происходит на самом деле.

    Оцените произведение:

    • 3.05
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Голосов: 44

    Читать краткое содержание У страха глаза велики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

    Картинка или рисунок У страха глаза велики

    У страха глаза велики для читательского дневника

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Гончаров

      Иван Александрович Гончаров является известным романистом русской литературы 19 века. Его имя стоит наряду с такими именитыми писателями как Федор Достоевский, Иван Тургенев, Лев Толстой. Количество написанных Гончаровым

    • Краткое содержание Рассказ о семи повешенных Андреев

      Министру сообщили, что на него готовиться покушение. Чиновник встретил это известие спокойно, полиции известно место и время нападения. Только ночью он понял, как это страшно знать время своей смерти.

    • Краткое содержание Горький Макар Чудра

      Старый цыган Макар Чудра, сидя рядом с рассказчиком, с высоты своих прожитых лет рассуждает о жизни. Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле

    • Краткое содержание Война и мир 4 том по частям и главам

      Заключительный том романа включает в себя все значащие события для страны, произошедшие в 1812 году. Описывается Толстым и Бородинское сражение, и сдача врагу Москвы и бегство французов

    • Краткое содержание Цвейг Смятение чувств

      Шестидесятилетнему рассказчику, который является ученым, была подарена книга. Подарок был сделан от лица его учащихся и коллег. Растроганный подарком он стал рассказывать историю о том, как у него появился интерес к наукам.

    • Краткое содержание Антонович Асмодей нашего времени

      В своём произведении Антонович описывает собственное видение известного, наверное, каждому, романа «Отцы и дети». Так в данной работе автором приводиться некоторое недовольство по поводу

    У страха глаза велики пересказ читать онлайн

  • Основная мысль сказки три поросенка
  • Основная мысль сказки три медведя
  • Основная мысль сказки три брата братья гримм
  • Основная мысль сказки три бабочки
  • Основная мысль сказки то чего не было