Основная мысль сказки волк и семеро козлят

Чему учит сказка «Волк и семеро козлят»?В русской народной сказке «Волк и семеро козлят» говорится о том, что у одной козы было семеро козлят. Козлятам, чтобы вырасти большими и крепкими, требовалось молочко. Молоком кормила козляток мать. Когда она уходила из дому, чтобы поесть траву шелковую, да попить воду студеную, козлята запирали дверь изнутри и никому не открывали ее.

Впускали в дом они лишь только мать. Она подходила к двери, пела песню, хорошо знакомую козлятам, и они открывали ей дверь.

Как-то раз в дом надумал проникнуть волк, чтобы съесть козлят. Он уже понял, для того, чтобы ему открыли дверь, надо спеть песню в точности такую, какую поет мать. Вот только не учел волк, что голос у него вовсе не тонюсенький, как у матери.

Решил волк, что кузнец сможет перековать ему горло, и тогда у него получится петь тоненьким голосом. Эта затея удалась, козлята услышали знакомый голос, дверь и открыли. Съел волк всех козлят, только один козленок уцелел благодаря тому, что спрятался в печке. Он потом и рассказал матери, что произошло. Горю матери не было предела. Плакала она и вопрошала, зачем дети дверь открыли, и, в результате, злому волку достались?

А волк тут как тут. Стал серый отпираться, мол, не я это съел козлят. Дело закончилось тем, что стали волк и коза через яму с костром прыгать. Коза-то ловкой оказалась и перепрыгнула, а волк упал в горячую яму, брюхо у него лопнуло, козлята выскочили и прямиком к матери. И с матерью зажили они по-старому.

Чему учит русская народная сказка «Волк и семеро козлят»?

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» учит тому, что зло, оно коварное и изворотливое, и порой проявится с той стороны, с которой и не ждешь. Расчет козы и детей был на то, что голос матери ни с чьим не спутаешь.

А как показали обстоятельства, похожие голоса есть, и перепутать можно очень даже легко. Через дверь дети мать не видели. А, может, стоило ей еще и в окошко постучать? Для пущей убедительности! Чтоб было видно – это мать, и никто другой.

Сказка «Волк и семеро козлят» учит быть бдительным. Абсолютно всё предусмотреть нельзя, но нужно иметь несколько «ступеней защиты». На каком-то этапе защита сработает.

Сказка «Волк и семеро козлят» учит и тому, что когда к тебе поступает необычное предложение, как, например, к кузнецу — перековать горло, стоит задуматься, а для добрых ли дел это нужно? С просьбой обратился волк, а от серого разбойника только и жди подвоха. Если бы кузнец отказал волку, глядишь, плохого бы и не произошло. Так что в цепочке событий надо уметь найти то звено, которое предотвратит зло.

Сказка учит, что в мире немало хищников, людей, скрывающих свои истинные цели. Не нужно вступать с ними в контакт, не строит открывать им дверь. Необходимо проработать с родителями вопрос, что делать, когда дома дети и раздается неожиданный звонок. Следует помнить, что опасение – это половина спасения.

Предыстория

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки. 

Под  названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье «В чем смысл сказки «Репка«?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Автор словно говорит: «вот были козлята послушные, как вы мои дорогие читатели, но это не уберегло их от постигшей беды».

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно.

«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы «Колобок». Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.  

Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят» 

Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется  такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!

Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста. 

Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).

Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни:  злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка. 

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Беда ум родит

Не копьём побивают, а умом

С хитростью — до обеда, а с умом — целый день

Женский ум лучше всяких дум

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

 «Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать.

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро. Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Значение ямы и вернувшихся козлят

Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?

Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Прочтений: 1 455

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Волк и семеро козлят

Анализ сказки Волк и семеро козлят

Произведение по жанровой направленности является сказкой о животных, в которой, как во всех народных сказаниях, добро побеждает зло.

В качестве главных персонажей в сказке выступают семь козлят, представленных в образе послушных детей, коза, являющаяся заботливой матерью, отличающаяся храбростью и решительностью, а также волк, изображенный в образе коварного, жестокого, жадного и безжалостного зверя.

Мама коза описывается в сказке очень любящим своих детей и заботливым животным, решающим обезопасить их от проникновения в дом посторонних, объясняя козлятам, что чужим дверь открывать не следует.

Сюжетная линия сказки разворачивается в момент появления у двери дома волка, который очень хочет проникнуть в жилище и полакомиться молодыми козлятами.

Несмотря на то, что козлята во всем слушаются маму, хитрому волку удается обмануть малышей и ворваться в дом. Для этого волк, обратившись к кузнецу, меняет интонацию голоса, а доверчивые козлята принимают его за маму-козу, поскольку слышат знакомую им с детства мамину песенку о том, что она пришла к своим любимым детям и принесла им молочка.  В результате козлята оказываются съеденными волком. Спастись удается лишь одному козленку, который прячется в печном отверстии.

Вернувшаяся домой коза обнаруживает отсутствие детей и решает наказать злого волка, пригласив его на прогулку и заманив его в яму, где волк распарывает свое брюхо и оттуда целые и невредимые появляются козлята.

Отличительной особенностью произведения является глубокий смысл сказки, заключающийся в присутствии в жизни мошенников и лжецов, стремящихся завладеть чужим путем хитрости и обмана.

Тем самым сказка знакомит маленьких читателей с азами общения с чужими и посторонними людьми, с которыми необходимо вести себя осторожно и внимательно, быть бдительными и прислушиваться к советам старших людей, поскольку последствия наивности и доверчивости могут быть весьма негативными.

Для родителей сказка также несет предупреждение о том, что не стоит оставлять малышей одних в доме на длительное время.

В непринужденной и веселой манере маленькие читатели приобщаются к правильной манере поведения в обществе, а также учатся отношениям с родителями.

Смысл произведения доводит до читательской аудитории неизбежность наказания за совершение плохих поступков, а также победы добра над злом.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Волк и семеро козлят

Анализ сказки Волк и семеро козлят

Популярные сегодня темы

  • Отношение Чичикова к помещикам (Мертвые души)

    Главный герой поэмы «Мертвые души», Павел Чичиков, путешествует по поместьям с целью совершить сделки. На протяжении своего пути он встречает разных людей, к которым по-разному относится.

  • Образ, тема и идея дома в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    В романе М.А. Шолохова, обрисована правдивая картинка жизни народа, которых настигли тяжелые события. Автор в этом произведении, на примере казачьего хутора, показывает читателю какие трагедии народа

  • Тема семьи в романе Война и мир Толстого сочинение

    Роман Льва Николаевича Толстого Война и мир — это одно из великих произведений в русской литературе. Благодаря ему читатель учится таким прекрасным качествам, как доброта, справедливость, честность, и другие

  • Рассказ «Золотая осень»

    Пришло время, и изумрудное лето уступило место золотой осени. Вернее, передача календарной власти произошла не в одночасье, а постепенно: сначала в зелёных прядях кудрявых деревьев начала появляться золотистая

  • Сочинение Что такое тургеневская девушка?

    Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип

Отзыв о сказке братьев Гримм "Волк и семеро козлят"Главные герои сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят» — коза и волк. У козы было семь козлят, и она их очень любила. Уходя из дому, коза говорила своим детям, чтобы они никому не открывали дверь, потому что может заявиться волк и съесть их.

Козлята старательно выполняли мамины указания. Когда однажды в их дом постучал волк и стал уговаривать их открыть дверь, козлята отказались это делать. Они сказали волку, что у того толстый голос, а у их мамы голосок тонкий. Тогда волк поел мела и его голос стал тонким. Он повторно попробовал обмануть козлят, Но те углядели, что в окошко видна черная лапа, какой у мамы быть не должно. И снова не стали открывать дверь волку.

Но волк не стал сдаваться. Он заставил пекаря намазать лапу тестом, а мельника – посыпать ее мукой. После этого волк снова пришел к козлятам. Те увидели белую лапу в окошко, и открыли волку дверь. Волк съел всех козлят, кроме самого маленького, который спрятался.

Когда коза вернулась домой, она поняла, что случилась беда. Уцелевший козленок рассказал ей, что волк обманом проник в дом и съел козлят. Вышла коза из дому вместе с младшим сыном и пошла на луг. Там она увидела спящего волка, в животе которого шевелились съеденные им козлята.

Тогда коза попросила уцелевшего козленка принести из дома ножницы, нитки и иголку. Она разрезала спящему волку живот, оттуда выбрались все ее детки, а потом коза набила живот волка камнями и зашила его. Волк ничего не почувствовал. Когда он проснулся, то захотел пить. Пошел волк к колодцу, нагнулся и упал в воду. Камни в животе были тяжелыми и волк утонул.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят» заключается в том, что враг может маскироваться и притворяться своим. Поэтому никогда нельзя терять бдительности. Не следует раскрывать посторонним информацию о близких людях. Козлята сообщили волку, что у их матери тонкий голос, и волк воспользовался этой информацией, изменив свой голос. И во второй раз козлята объяснили волку, почему они не откроют ему дверь. Волк изменил внешний вид своей лапы и обманул козлят.

Сказка братьев Гримм учит быть осторожным и внимательным, не поддаваться на хитрые уловки врагов.

В сказке «Волк и семеро козлят» мне понравилась коза. Она не растерялась в тяжелой для нее ситуации, а предприняла меры для спасения своих детей. Одновременно с этим она позаботилась о том, чтобы волк ничего не заметил. Для этого она набила ему живот камнями и зашила его.

Какие пословицы подходят к сказке «Волк и семеро козлят»?

Надо в оба глядеть, чтоб врага разглядеть.
Обманулся, как дитя.
Кто матери не послушает — в беду попадет.
Держи ухо востро.

  • Основная мысль сказки о царе берендее
  • Основная мысль сказки василиса прекрасная
  • Основная мысль сказки как мужик гусей делил
  • Основная мысль сказки о рыбаке и рыбке 2 класс для читательского дневника
  • Основная мысль сказки в стране невыученных уроков