Основная мысль сказки заяц хваста

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


3

Читательский дневник. Как кратко описать сказку «Заяц хвастун»?

Заяц хвастун (русская народная сказка).

10 ответов:



8



0

Содержание сказки Заяц-хваста можно кратко записать в читательский дневник, прочитав эту поучительную русскую народную сказку.

Жил в лесу обыкновенный Заяц. В лесу зайцев много, а этот без удержу все хвастается. И усы у него не обыкновенные усы, как у всех зайцев, а прямо усищи, не зубы, а зубищи, и не лапы, а лапищи.

Ворона простыдила Зайца за хвастовство.

Раз увидел заяц, как собаки во дворе поймали Ворону, и выскочил на горку перед ними. Собаки бросили Ворону и помчались за Зайцем. Так Заяц спас бедную Ворону.

Ворона оценила геройский поступок Зайца и сказала, что он настоящий храбрец.

Так что дело совсем не в том, какие у кого усы и лапы, а в хороших поступках.



6



0

Описание сказки «Заяц хвастун» для читательского дневника:

В русской народной сказке «Заяц-хвастун» один Заяц в лесу любил хвастаться перед другими зайцами: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь!». Те рассказали про это Вороне. Она нашла этого Зайца и потрепала его хорошенько за хвастовство, чтобы больше не хвастался. Однажды, когда ворону поймали собаки, Заяц увидел и отвлек их внимание на себя, тем самым спас Ворону. Сам от собак легко убежал. Ворона, когда в следующий раз встретила Зайца, поблагодарила и сказала, что он молодец, не хвастун, а храбрец.



5



0

Русская народная сказка «Заяц хвастун» очень коротенькая и в читательский дневник можно написать так:

Заяц хвастается своими усами, зубами и лапами. Звери рассказали об этом вороне. Ворона пристыдила хвастунишку и он пообещал больше не хвастаться. Заяц спасает ворону от собак. И после этого ворона называет его храбрецом.



4



0

Сказка о зайце, который постоянно хвастался своими усищами, зубищами, но ворона сказала ему, что не надо хвалить себя и он послушался. А однажды вороне нужна была помощь и заяц помог ей. «Доброе дело само себя хвалит».



2



0

Очень поучительная сказка о Зайце хвастунишке. Недавно я читала ее своему сыночку. Сказка очень коротенькая, так что ее достаточно легко написать в читательском дневнике.

  1. Заяц хвастается всем, что он никого не боится. Что у него не лапы, а лапища, не зубы, а зубища.
  2. Звери пожаловались вороне. Ворона пристыдила зайца и назвала его хвастуном.
  3. Заяц спас ворону. Ворона назвала зайца Храбрецом.
  4. Заяц изменился в лучшую сторону.



2



0

Сказки про животных — это любимая тема детей, им они очень нравятся, вот и сегодня рассмотрим ещё одну из них. В этой сказке нам зайчик показан плохим и отрицательным героем. Он был труслив, но очень любил хвастаться. В сказке заяц добывал себе на пропитание, а за едой бегал воровать к крестьянам овёс. Вот однажды он по пути встретил других зайцев и давай хвастаться какой он храбрый и что у него большие усищи, лапищи и зубищи, и что он такой смелый никого не боится. Все зайцы ему поверили и начали хвалить. Однажды ворона решила проверить не врёт ли заяц и попыталась отыскать его. Она сказала ,что хвастаться и врать очень плохо и чтобы он больше так не делал, и он послушался. Когда ворона сидела на заборе, то на неё напали собаки, и она увидев это выманил собак за собой и спас ворону. Вот так заяц стал храбрецом.



1



0

Русская народная сказка «Заяц хвастун» и так не очень большая, поэтому ее краткое описание для читательского дневника будет совсем маленьким. Тут можно обойтись всего четырьмя предложениями.

Вот например так:

  1. Заяц хвастун хвастает своими усищами, зубищами и лапищами
  2. Ворона стыдит зайца и тот обещает больше не хвастать
  3. Заяц видит как собаки поймали ворону и отвлек их на себя
  4. Ворона называет зайца храбрецом.



1



0

Сказка про одного зайчика. Жил он в лесу, но когда было холодно, все зайчики шли к жителям деревни и овес воровали.

И вот заяц часто стал другим зверям хвастаться. Вот у него и усище, и зубище, да к тому же еще и лапище. И вот он не боится никого.

А потом все животные вороне пожаловались. И проучила зайца, который обещал не хвастаться больше.

И зайка исправился. Увидел он, что на ворону много собак напали. Не растерялся зайка, и отвлек всех собак. А ворона в это время убежала.

И с тех пор ворона решила, что заячишка то храбрец, а не хвастун.



1



0

Эта сказка про зайца, который постоянно хвастался своими усами, зубами.

А также тем, что он очень смелый и совсем никого не боится.

Звери рассказали про хвастовство зайца вороне и она объяснила, что нельзя так себя вести.

Заяц послушался ворону, а затем спас её от собак.

После чего, ворона назвала зайца храбрецом.



1



0

Жил Заяц в лесу и постоянно хвастался. Всем он от других зайцев отличается, и лапы у него лапищи, и зубы зубищи, ну а усы — просто-таки усищи. Ворона стала его стыдить. Когда Заяц увидел, как Ворону поймали собаки, он выскочил перед ними на горку, те бросили птицу и побежали за ним. Получилось, что он спас Ворону, та всем об этом рассказала. Так что он поступил хорошо, и хвастаться было не обязательно. Главное — поступки, а не внешность.

Читайте также

Главными героями сказки Саши Черного «Железное колечко» являются мальчик Гриша, любопытный, добрый сорванец, и скворец, который не лишен чувства справедливости, ибо сразу решил отблагодарить своего спасителя, не пожалев волшебного кольца. Быть может, вы скажете, что птичка была жадной? Не соглашусь, ибо мальчику даже не пришлось испытывать подарок в течении недели, т.к. он понял, что его желание сделать всех взрослых детьми — глупость.

О чем сказка «Железное колечко», ее краткое содержание?

———————­<wbr />———————­<wbr />—————

  1. Гриша, гуляя по саду замечает, попавшего в сетку гамака, бедного скворца и вызволяет его из неволи.
  2. Птица умеет разговаривать человеческим языком. Она благодарит мальчика и спрашивает о желаемой награде за свое спасение.
  3. Т.к. велосипеда скворец достать не может, он предлагает Грише выбрать нечто иное. Мальчику нравится колечко, висящее на лапке скворца.
  4. Кольцо оказывается волшебным, если с ним пробежать вокруг усадьбы, то все станут маленькими (детьми).
  5. Гриша уговаривает отдать ему кольцо. Но, скворец не может подарить навсегда этот волшебный предмет, а дать попользоваться лишь на неделю.
  6. Гриша соглашается и сразу же приступает к «колдовству».
  7. Обежав вокруг своего дома, мальчик заходит в дом. Там он встречает, ставшую маленькой девочкой, маму, которая занята игрушками и совсем не узнает своего Гришу. Дядя Вова превращен с пухлого малыша, папа ходит сердитым мальчиком с медальончиком, который Гриша уже видал, когда папа был большим. Кухарка и няня тоже стали девочками, при этом они заняты теми же самыми делами, что и будучи взрослыми, только вот Дуняша готовит ленивые вареники из кирпича, а няня стирает белье в суповой миске.
  8. Детвора не узнает Гришу, они принимают его за старшего и считают, что Гриша теперь должен заботиться о всех.
  9. Мальчик в ужасе не знает, как успокоить разбушевавшихся ребят. Он бросается на кухню, но как варить обед ему неведомо. В птичнике и хлеву еды добыть нельзя, т.к. все животные превратились в телят или утят. Он, со слезами на глазах, начинает звать скворца, прося чтобы тот все вернул обратно.
  10. Появляется птица и, смеясь над незадачливым волшебником, делает всех малышей снова взрослыми.
  11. Тут Гриша слышит знакомые голоса своих родных и близких, одергивает курточку и следует в дом.

Как заполнить читательский дневник по сказке «Железное колечко» в виде отзыва?

———————­<wbr />———————­<wbr />———————­<wbr />—————-

В этой сказке рассказывается о том, как волшебное кольцо сделало всех взрослых детьми. Гриша — главный герой произведения, не думал, что родители, став маленькими, перестанут его узнавать. Мальчик, оказавшись самым старшим в этой компании, понимает сколь тяжелы заботы о детях. Их надо кормить, успокаивать, разнимать в драках. Гриша еще не умеет делать всех взрослых вещей, поэтому его охватывает паника. Он зовет скворца, чтобы тот всех расколдовал.

  • Смысл сказки в том, что не надо торопить время. Всему свой черед. Надо постепенно расти, учиться новому, осваивать навыки заботы о себе и о других, перенимать опыт у взрослых. Ибо, если ничему не учиться, то став большим, даже супа себе не сможешь приготовить или рубашку постирать.

Главным героем рассказа Куприна «Бедный принц» оказывается мальчик Даня, сын городского главы.

Краткое содержание рассказа:

Даня сидит в своей комнате, а в соседней комнате взрослые наряжают елку. Даня не знает, почему елку считают веселой, ведь она опять будет скучной. Он мечтает стать авиатором, но мама зовет его «моим принцем».

Даня смотрит в окно и видит бедных соседских мальчишек, которые весело проводят время перед Рождеством, они ходят по домам с большой летающей звездой и поют песни.

Дяня решается сбежать и покидает квартиру. Он хочет присоединится к мальчикам, но те не желают его брать в компанию. Ведь Даня сын начальника. Мальчики чуть не ссорятся, но Даня предлагает вложится в общее дело и его принимают в игру.

Даня ходит и поет громче всех, он вместо со всеми убегает от городового и падает в снег.

Наконец его находят тетя Нина и воспитательница. Дан отводят домой и ругают. Папа хвалит Даню, но его никто не слушает.

<hr />

Главная мысль рассказа «Бедный принц» в том, что каждый мальчик хочет прежде всего играть со сверстниками. хочет забыть о правилах и беззаботно наслаждаться детством.

Рассказ этот учит нас тому, что в жизни всегда есть место чуду, но надо постараться, чтобы это чудо не прошло мимо.

<hr />

Отзыв на рассказ «Бедный принц».

Этот рассказ мне очень понравился, потому что в нем такой интересный и забавный сюжет. Мальчик Даня действительно бедный принц, которому не разрешают играть с другими детьми, заниматься тем, что ему интересно. Но Даня все-таки проявляет самостоятельность и у него получается действительно веселое Рождество.

Если вы прочитали рассказ про «Лук в клетке» и хотите его пересказать, то можно составить коротенький план для пересказа примерно следующего содержания:

  • Катя развела на кухне огород;
  • лук и незабудки в ящике из-под гвоздей;
  • вкусный Катин лучок под селедочку;
  • кошка выдирает Катины посадки из ящика;
  • девочка три дня не разговаривает с кошкой;
  • дядя помогает Кате с новым огородом;
  • кошка понимает, что ее лапа в клетку не пролезет.

Теперь ответ для тех, кто решил заполнить свой читательский дневник и написать в нем отзыв по произведению. Пример.

  • В рассказе С.Чёрного «Лук в клетке» мы знакомимся с девочкой Катей, которая посадила лучок в ящике. Она тщательно ухаживает за своими посадками и радуется, когда взрослые хвалят ее за вкусный лук. Однажды утром, придя за на кухню, Катя обнаруживает рыжую кошку, лежащую, словно голландская королева, в ее огородном ящике. Животное выдрало весь лук с незабудками, а сама на солнце греется и еще имеет наглость с Катей заигрывать, типа она ничего и не натворила. Девочка обижается и не хочет более разговаривать с кошкой. Кошка, имея твердый характер, тоже не собирается идти на примирение. Но, девочка в этом вопросе оказывается упорнее. Кошка, смирившись, приходит на кухню и видит, что у Кати появился новый огород, но уже в пустой клетке для птиц. Кошка сердито фыркает, потому что ее лапа сквозь прутья решетки в клетку не пролезает.

Главная мысль? Ой, история такая потешная, что искать в ней особый смысл наверное не стоит. Но, когда я спросила у ребенка о том, чему эта история учит, то мне ответили: «надо было кошку лучше воспитывать или вместо лука, что-то вкусненькое для нее выращивать, тогда и огород был бы целым».

На меня наибольшее впечатление произвела сцена, описанная Пушкиным в 18 главе романа «Дубровский».

Маша должна отправиться в церковь, чтобы обвенчаться с князем Верейским. Она бледна, она почти ничего не слышит, она до последнего ждет Дубровского и надеется, что он освободит ее. Она не отвечает согласием на слова священника, она просто молчит, но обряд закончен и без ее согласия.

И далее происходит очень напряженная и динамичная сцена. Дубровский все-таки приходит, но приходит поздно. Он силой останавливает карету и распахивает дверь. Он полон надежд, а потому для него громом среди ясного неба звучат слова Маиши. Она отказывается бежать, она упрекает его в опоздании и говорит, что ничего уже изменить нельзя.

Браки совершаются на небесах и обряд, пусть и проведенный без ее согласия, против ее воли, для Маши все равно остается священным. Это очень тяжелая сцена крушения надежд двух молодых людей, которые действительно любили друг друга.

Маша приносит в жертву свою жизнь, но остается верной убеждениям. Дубровский ранен и теряет сознания и от потери крови и от нервного потрясения. Практически это финал и последняя глава просто расставляет точки над и.

Сказка повествует о странствиях старого ворона. Насмотревшись на страдания, которые испытывает вороний род от людей и от хищных птиц, решил ворон отправиться к птичьим «начальникам» — ястребу, кречету и коршуну, поговорить с ними о бедах своих сородичей.

Поскольку субординацию даже в птичьих обществах никто не отменял, первым, к кому отправился ворон, был ястреб, благосклонно выслушавший просителя и отпустивший его с советом — «Изворачивайтесь».

Разговора с кречетом вообще не случилось, ворону было велено передать, что правда его и так всем известна.

Последней надеждой ворона-челобитчика был коршун. Двести лет коршун стоял во главе птичьего племени, мудр был и, наверное, справедлив.

Да только не помог он ни ворону, ни вороньему роду, пообещал только, что когда-нибудь

Ua8kjgYGAi0kiaYmvQ2dvgd6iP7cwx92.png

**

Мораль и главная мысль сказки — почти революционная: бесполезно ходить и выпрашивать правду и справедливость. Те, кто находится на вершине пирамиды никогда не поймут тех, кто карабкается у ее основания. В лучшем случае — отпустят с миром, пообещав смутных преобразований… в перспективе.

**

План можно составить такой.

1) Тяжелая жизнь вороньего племени.

2) Ворон-челобитчик решает искать правду.

3) Посещение ястреба.

4) Неудавшийся разговор с кречетом.

5) Встреча с коршуном.

6) Жить по правде — это привилегия будущих поколений.

**

Отзыв по произведению.

Параллель между бесправием, тяжелой и беспросветной жизнью вороньего рода и жизнью простых мужиков отчетливо просматривается в каждой строчке сказки. Ужасное чувство безысходности и безвыходности сложившейся ситуации не может не трогать каждого, прочитавшего данное произведение. Советы, которые по ходу повествования дают ворону другие герои — ужасны в своем неприкрытом цинизме: ястреб советует «изворачиваться», кречет — «прекратить пустые речи», а самый главный, коршун, может только рассуждать о том, что придет время, и распри сами собой исчезнут и… весь мир воссияет.

Сказки – универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова – все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык.

заяц хвастун русская народная сказка

Сказки про животных составляют большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» — известная русская народная сказка. В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.

Особенности

Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков – трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.

Среди других популярных героев народных сказок отдельную группу занимают заяц, лягушка и мышь. В произведениях они выступают как слабые персонажи. Их незащищенность может быть обыграна как с положительной, так и с негативной стороны. К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» (или «Заяц Хваста») беззащитное животное выступает как негативный герой, который должен осознать неправильность своего поведения.

В описании действующих лиц проявляется иносказание: манера поведения зверей часто вызывает ассоциации с человеческим образом жизни, заставляет ребенка находить эти связи и учит его критично оценивать те или иные ситуации, делать выводы.

Сказки содержат свой, особый юмор. Он не всегда ярко выражен, а порой кроется в смешных и нелепых ситуациях (храбрый заяц-хвастун прячется от вороны под кустом).

Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).

Сюжет

Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.

заяц хвастун

Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь – вот какой я молодец!»

Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.

Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.

сказка заяц хвастун

Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.

Образ зайца

Заяц-хвастун в начале сказки предстает как отрицательный герой, который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.

Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.

Выводы

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Оргмомент

Создать комфортную психологическую атмосферу урока, осуществляя
межличностный контакт:

— осуществить эмоциональный настрой на работу;

— настроить детей на веру в себя, свои знания и умения;

— пожелать детям успехов и удачи на уроке.

Садитесь.

Начинаем
урок литературного чтения

Прочитайте
пословицу. 

Знание
— не водица, в рот само не станет литься.

Как
понимаете пословицу?

Пожелайте
друг другу удачи на уроке

Приветствуют учителя.

Читают пословицу на слайде и объясняют её смысл

Дети
хлопают друг друга по ладошке и говорят: «Желаю удачи!»

Л.: самоопределение

(мотивация учения);

смыслообразование (какое значение, смысл имеет
для меня учение),

личностное принятие образа
хорошего ученика.

II. Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения
дз уч -ся

С
чего начинаем урок?

Какое
произведение читали дома?

Открываем
учебник. Приготовились следить.

Что
узнали о зайцах из этого рассказа?

Ещё
что надо было делать дома?

Закрыли
учебник.

Проведём
небольшой конкурс чтецов. Послушаем несколько человек и решим, у кого
получилось лучше.

Памятка анализа  ответа

1.      Знание
текста

2.      Выразительность

3.      Удалось
ли передать настроение стихотворения

4.      Громкость

Отвечают на вопросы учителя

Во время чтения следят за чтением и исправляют
ошибки друг у друга. Дети  рассказывают наизусть стихотворение, слушают
и анализируют ответ товарищей по памятке

Р.:  контроль (в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона),
оценка (осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы)

К.:  контролируют действия партнёра и используют
речь для регуляции действия,
умение
слушать и понимать других.

III.  Постановка темы и целей урока

Определить вместе с учениками тему и цель
урока; нацелить каждого ученика на решение уч.задачи.

В
данных рядах букв найдите «спрятавшиеся слова»

атвезаяцатве

меньхвастаркба

Назовите
слова, которые вы отыскали. (Заяц-хваста)

Догадайтесь,
почему именно эти слова я зашифровала?

Возьмите
карточки, прочитайте и восстановите цепочки слов, связанных друг с другом,
используя стрелки. 

Автор

Жанр

Название

Н.Рубцов

сказка

«Зайцы»

Русский народ

стихотворение

«Заяц-хваста»

Л.Толстой

рассказ

«Про зайца»

Кто
может назвать тему сегодняшнего урока?

Сегодня
на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

Продолжим
работу над правильным, выразительным чтением, чтением целыми словами. А также
будем учиться понимать прочитанное, читать выразительно

Находят в записи слова

Называют слова

Высказывают свои предположения по заданным
вопросам с аргументацией

Восстанавливают связи.

Высказывают свои предположения

Осознают цели своей деятельности.

Принимают участие в целеполагании, выдвигают
гипотезы.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: ориентироваться в своей системе знаний; установление
причинно-следственных связей, представление цепочек объектов.

П: выдвижение гипотез.

Р.: в сотрудничестве с учителем ставят новые
учебные задачи.

IV. Подготовка к первичному восприятию текста

Актуализация опорных знаний

Кто
такой заяц вы знаете. Кто скажет?

 А
кто такой хваста? (тот,  кто хвастается)

Что
такое хвастовство?

Какой словарь поможет узнать значение слова?

 Слайд

Словарь С. И. Ожегова: — «
Хвастовство — неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств».

Высказывают свои предположения по заданным
вопросам с аргументацией

Читают значение слова по
слайду

Р.: прогнозирование

V. Первичное восприятие литературного текста

Обеспечить
эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

1.      Словарная
работа

В
тексте нам встретятся трудные слова

Прочитаем
хором, выполняя задания (слайд)

·        
Читай
целыми словами

Ход –
приход – приходил – приходилось

·        
Читай
слова слитно

              
По-тре-па –ла – потрепала

              
Под-хва-ти-ли – подхватили

              
Гум-но – гумно

Кресть-я-нин –
крестьянин

Рас-ска-за-ли –
рассказали

Ра-зы-ски-вать –
разыскивать

Ко-ко-ри-ной –
кокориной

Встре-ти-ла –
встретила

·        
Читай
внимательно

Усѝщи

Лáпищи

Зубѝщи

Значение каких слов
вам не понятно?

Какой словарь
помогает узнать значение слов?

Соедини пары

Гумно                        
сельский житель

Крестьяне                
площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно; сарай, 

                               
где хранится урожай зерна

Кокорина                
суковатый кусок сваленного дерева

Усищи, лапищи,
зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы»

Сравните, чем
отличаются?

2.     
Первичное
восприятие

(Приём чтение с
остановками)

Читают хорошо
читающие дети до слов «А заяц это увидел»

Придумайте
завершение сказки

(А ты как бы
поступил? Как вы думаете, что было дальше?)

Поднимите руку,
кто хочет узнать, что было дальше?

Продолжаем
читать

Сравним наши
предположения с окончанием сказки. Что скажите о наших предположениях.

Какой вывод
сделаем?

Чтобы понять
сказку, надо дочитать её до конца

Выполняют упражнения

Во время чтения следят за чтением

Высказывают свои предположения

Следят за чтением

Сравнивают свои предположения с окончанием сказки

Делают выводы

Р.: принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Л.: приобщаться к национальной культуре

VI. Проверка качества первичного восприятия

Оценка
качества  восприятия текста

Понравилась
сказка?

Что понравилось?

Кто главные
герои этого произведения?

Было смешно?
Когда?

А с вами было
такое как с зайцем?

Отвечают на вопросы учителя

Л.: нравственно-этического оценивания (оценивание
усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор)

К.: формулируют
собственное мнение и позицию.

VII.Физкульт-

минутка

Утром
заинька проснулся, 
Потянулся, улыбнулся. 
Раз умылся 
Два прогнулся 
Три нагнулся и присел, 
У сосны остановился 
И легонько покружился.

Выполняют движения и проговаривают слова

VIII. Вторичное восприятие текста

Пробудить
интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе.

Чтение
по-цепочке

Перечитаем
сказку. Ваша задача запомнить как можно больше информации о зайце.

Читают «по-цепочке» друг за другом, следят.

Р.: саморегуляция (как способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

IX. Анализ текста

Углубить
восприятие произведения, освоение идеи произведения.

 —
Где жил заяц? (он жил в лесу.)


Каким заяц предстает в начале сказки? (Хвастливым)


Почему зайцам приходилось ходить на гумно? (прочитайте)


Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? (Прочитайте)


Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»? (Трепать – дергать, трясти
(приводить в порядок))


Зачем ворона его потрепала? (Потому что хвастаться не красиво)


Что однажды произошло с вороной? (Прочитайте)


Как вы понимаете словосочетание «собаки ее подхватили» (подняли, уцепились в
нее, кусали ее)


Как вы понимаете словосочетание «давай мять»? (Давить, тискать, сжимать в
давке, т.е. обижать)


Как заяц повел себя в этой ситуации? (Прочитайте)


Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»?
(Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел
подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать вороне
бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не
задумываясь бросился на выручку вороне.)


Найдите в тексте слова подтверждающие это.


Заяц бросился на выручку вороне как? (Молниеносно, мгновенно)


Вспомните, каким заяц был в начале сказки?

Какие
качества зайца мы видим в конце сказки?


В чем главная мысль этого произведения?


Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты
молодец, не хваста, а храбрец!»)


Подберите синонимы к слову храбрец (смелый, отважный, мужественный).


Как вы думаете, с каким чувством ворона говорила эти слова?


Прочитаем слова вороны выразительно.


А чему ещё хотел нас научить народ?

(Не
держи зла на того, кто тебя проучил)

 Вывод

Какое
качество человека высмеивается в сказке? (хвастовство)

Что
такое «хвастовство»? Подберите синонимы.

Как
вы считаете, хорошее это качество или плохое? Докажите.

В
нашей сказке кто помогает нам показать это качество? (животные)

Дают ответы по содержанию прочитанного,
перечитывают фрагменты, анализируют поступки героев, делают выводы

П.:осуществляют поиск необходимой информации в
учебной литературе.

П: добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию
(понимание содержания прочитанного, поиск необходимой информации в тексте)

Р.: учиться работать по предложенному плану,  принимать и сохранять учебную задачу; выделять необходимую
информацию из
текста.

Л.: нравственно-этического оценивания (оценивание
усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор)

К.:
слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;

учувствовать
в коллективном обсуждении,

строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем, 
умение оформлять свои мысли в устной форме
,
аргументировать высказывания.

X. Творческая работа с литературным
произведением

Обеспечить
более глубокое целостное восприятие произведения.

Найдите
ту часть, которая относится к 1 картинке с.138 Прочитайте

(2-3
уч.читают)

«У
меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь»

Как
её можно озаглавить?

«Заяц-хвастун»
или «Заяц хвастается»

С
какой интонацией надо читать слова зайца?

Прочитайте
ещё раз слова зайца выразительно

Найдите
ту часть сказки, которая относится ко второй картинке.

«Зайцы
и рассказали тётке вороне про эту хвасту. … Больше не хвастай!»


Как нужно читать слова зайца? А вороны?

(заяц
– испуганно, ворона – с укором, назидательно)

Попробуем.
Читают несколько пар . Анализ чтения. Аплодисменты артистам.

Прочитайте
третью часть произведения

Что
в ней главное?

Придумайте
к ней такое название, чтобы по нему было понятно о чем в ней рассказывается

Физминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы — серые клубочки.

Прыг — скок, прыг – скок

Стал зайчонок на пенёк.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе,

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На «четыре» потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд

Зашагали как отряд.

Словесное рисование


К какой части сказки нет иллюстрации? Давайте её создадим. Вы будете
«рисовать» словами, а я красками (учитель показывает чистый экран)


В какое время года происходят события в сказке? (Зимой; кругом снег)


Что нарисуем на переднем плане? (Забор)


 Где находится забор? Где происходит действие? (В деревне, значит,
вдалеке виден деревенский дом)


Кого нарисуем около забора? (на снегу ворона, около неё собаки; одна из
них увидела зайца)


Где нарисуем зайца? (на горочке)

-Закройте
глаза, представьте себе эту картинку (на экране появляется чёрно-белая
картинка)


Откройте глаза. Такую картинку представили себе? Теперь давайте раскрашивать
её.


Закройте глаза, представьте себе цветную картинку.


Такую картинку представили себе?

Словесное
рисование ничуть не хуже чем у художника на холсте.

Соотносят иллюстрации с фрагментом произведения. Озаглавливают
эпизод.

Упражняются в выразительном чтении

Читают по ролям

Учащиеся
рассказывают, кого и где они нарисуют.

П.: анализировать произведение с целью соотношения иллюстраций с
текстом.

П.: Выделять главное в содержании эпизода.

XI. Работа в парах

Выполнять
учебное

действие в соответствии  с учебным
заданием;

 подбирать пословицы к содержанию текста.

Работа с
пословицами

Какая из этих
пословиц подходит к сказке? Объяснить. Почему.

1.      За двумя 
зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

2.      Любишь
кататься – люби и саночки возить

3.      Доброе
дело само себя хвалит.

Почему
так утверждает народ?

Работают в парах

К: инициативное сотрудничество (умение работать в паре), адекватно взаимодействовать в
паре   при выполнении учебного задания,
вступать
в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила
общения

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

XII. Итог урока. Рефлексия.

Соотносить
полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат

своей деятельности;
оценивать результат
учебной деятельности.

С
каким литературным произведением мы познакомились сегодня?

Что
вы можете сказать о герое этой сказке?

Чему
учит эта сказка?

Что
вы для себя возьмёте из этой сказки?

Ответьте
на вопросы

Как
я работал?

Что
я понял?

Чтобы
сделал по-другому?

У
вас на столах есть зайчики. Чего у них не хватает? Правильно, ротика.

Если
вам урок понравился, нарисуйте улыбку, а если нет, то грустное лицо.

Спасибо
за работу на уроке

П.: строят сообщения в устной форме.

К.: использовать
речевые средства

для представления результата деятельности.

Р.: самостоятельно
оценивают свою деятельность на уроке

XIII. Домашнее задание

С.136-138,
читать по ролям

Записывают задание в дневник

Ф.И.О. Скворцова Анна Вячеславовна

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая группа

Тема: Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста»

Цель: понимание детьми старшей группы основной идеи русской народной сказки «Заяц-хваста» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: не нужно хвастаться и врать, всё это не принесёт ничего хорошо; все свои слова нужно доказывать делом.

Задачи:

Образовательная задача:

  • Описывать характер героев произведения с помощью сложносочиненных предложений (заяц – трусливый, пугливый, самовлюбленный. Любит только хвастаться и задирать нос. Ворона – мудрая, умная. Говорит правильные вещи) использовать полученные знания в дидактической игре.

Развивающие задача:

  • Оценивать поступки героев (Ворона потрепала зайца за то, что он хвастал. Он понял, что был наказан вороной, по справедливости. Когда ворона попала в беду, заяц отвлек на себя собак и своим поступком по-настоящему доказал, что он настоящий храбрец) в ходе беседы и дидактической игры.
  • Внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы в ходе беседы и дидактической игры.

Воспитательная задача:

  • Проявлять культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).

Игровая задача: найти подходящие картинки.

Словарная работа: обогащение словаря: гумно — площадка для молотьбы сжатого хлеба; под кокориной – ствол дерева, переходящий в корень.

Планируемые результаты:

  • Дети понимают основную идею русской народной сказки «Заяц-хваста» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: не нужно хвастаться и врать, всё это не принесёт ничего хорошо; все свои слова нужно доказывать делом.
  • Описывают характер героев произведения с помощью сложносочиненных предложений (заяц – трусливый, пугливый, самовлюбленный. Любит только хвастаться и задирать нос. Ворона – мудрая, умная. Говорит правильные вещи) использовать полученные знания в дидактической игре.
  • Оценивают поступки героев (Ворона потрепала зайца за то, что он хвастал. Он понял, что был наказан вороной, по справедливости. Когда ворона попала в беду, заяц отвлек на себя собак и своим поступком по-настоящему доказал, что он настоящий храбрец) в ходе беседы и дидактической игры.
  • Внимательно слушают сказку и отвечают на вопросы в ходе беседы и дидактической игры
  • Проявляют культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).
  • В дидактической игре находят подходящие картинки.

Подготовительная работа: разработка необходимого материала на smart-доске; разработка дидактической игры.

Материал и оборудование: ноутбук, интерактивные кубы, интерактивная доска, следы, книга, документ камера.

Этапы

Задачи

Деятельность педагога

Методы и приёмы

Деятельность детей

Результаты

1.

Организационно-мотивационный этап.

Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Собирает детей около себя, устанавливает эмоционально-зрительный контакт, рассказывает.

Игровой метод.

Собираются около педагога, устанавливают эмоционально-зрительный контакт, внимательно слушают педагога.

Дети внимательно слушают педагога.

Заинтересованы к предстоящей деятельности.

2.

Основной этап.

3.

Этап постановки проблемы.

Ввести детей в проблемную ситуацию (в зависимости от ситуации) для того, чтобы узнать кто был прав нужно прочитать басню.

Педагог сообщает аннотацию к книге. Создать условия для подведения детей к проблемной ситуации: для того, чтобы узнать кто был прав нужно прочитать сказку

Задаёт вопросы. (Чем может закончится эта сказка?)

Словесный метод: беседа.

Дети отвечают на вопросы педагога, взаимодействует с ним. Высказывают свою гипотезу.

Демонстрируют желание узнать кто угадал.

4.

Этап восприятия материала.

Понимание детьми старшей группы основной идеи русской народной сказки «Заяц-хваста»

Уметь внимательно слушать сказку.

Высказывает своё личностное мнение. Педагог вкратце излагает содержание литературного произведения.

Чтение сказки.

Рассказ педагога.

Чтение.

Слушают педагога, Слушают сказку.

Дети поймут основную идею русской народной сказки «Заяц-хваста»

Умеют внимательно слушать сказку.

5.

Этап практического решения проблемы.

Получить обратную связь от детей.

Уметь описывать характер и поступки героев произведения.

Проявлять дружеские отношения между детьми (слушать друг друга, не перебивая, во время ответов на вопросы);

Найти подходящие картинки.

Беседа по сказке.

Физкультминутка.

Выборочное чтение отрывка.

Педагог предлагает детям закончить предложения.

Проводит беседу по технике безопасности.

Объясняет правила игры, играют.

Зрительная.

гимнастика.

Вопросы.

Прием «Выборочное чтение». «Закончи предложение».

Отвечают на вопросы.

Выполняют физкультминутку.

Слушают отрывок из сказки.

Завершают предложения.

Отвечают на вопросы по ТБ.

Играют.

Выполняют зрительную гимнастику.

Умеют описывать характер и поступки героев произведения.

Проявляют дружеские отношения.

В игре соотносят одинаковые картинки.

6.

Заключительный этап.

Проанализировать деятельность детей, подвести итоги, поощрить совместную деятельность.

Проводит рефлексию, анализирует занятие.

Задаёт вопросы. (что для вас было самым интересным?)

Вопросы.

Отвечают на вопросы.

Высказывание детей об успешной проделанной деят.

Отзыв детей о разрешение проблемной ситуации.

— Ребята, предлагаю поиграть в игру на внимание. Назовите мне предметы в группе, которые прямоугольной формы.

(называют).

— Ребята, посмотрите вы ничего не замечаете? Посмотрите внимательно.

Дети: Тут следы.

В: Наташа, а как ты думаешь куда они нас ведут? А ты Лена?

(Дети отвечают).

В: Что ж, предлагаю посмотреть куда они нас ведут.

Ребята, что вы видите?

Дети: Обложки книг.

В: Верно. Вот отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (книга).

Дети: книга.

В: Правильно ребята, эта книга. Посмотрите внимательно на доску, обложки каких книг здесь изображены?

Дети: «заяц и ёж», «теремок» (+ заяй-хваста)

В: А сейчас я вам предлагаю с помощью кубов выбрать ту книгу, которую мы с вами ещё не читали.

(Дети выбирают).

В: Я смотрю вы все выбрали русскую народную сказку «Заяц-хваста». И это правильно, потому что мы её еще с вами не читали. В этой сказке говорится об одном зайце, который очень много хвастался. И вот однажды, другие зайцы рассказали всё это тётушке вороне, и та его маленько потрепала. Но заяц не обиделся, потому что он понял, что был наказан, по справедливости. Чуть позже, когда ворона сидела на заборе, её подхватили собаки. И всё это увидел заяц.

 Как вы думаете, заяц поможет вороне?

Дети: Да.

— Ребята, если вы считаете, что сказка закончиться тем, что заяц поможет вороне, то пусть поставит куб, где нарисована палочка.  А тот, кто считает, что  заяц струсит и убежит, то поставьте куб, где нарисован ноль.

(Дети ставят).

— Лена, как ты поставила куб? А ты Наташа?

(дети отвечают, выдвигают свою гипотезу).

 — Ребята, а как же нам узнать кто из вас был прав? Что нам для этого нужно сделать?

Дети: нужно прочитать сказку.

— Верно. Чтобы узнать кто был прав, нужно прочитать сказку. Присаживайтесь поудобнее, спину держим прямо.

— Напоминаю, эта русская народная сказка и называется она «Заяц-хваста». Мне эта сказка очень нравится. Потому что, когда я была маленькая я всегда смотрела этот мультик и как только научилась читать, это была первая сказка, которую я прочитала.

— Ребята, в сказке будут незнакомые нам слова, например, гумно — площадка для молотьбы сжатого хлеба; под кокориной – ствол дерева, переходящий в корень.

Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Беседа:

А сейчас отвечаем на вопросы по очереди, не перебиваем друг друга, с места не выкрикиваем.

  1. Назовите главных героев сказки (заяц и ворона)
  2. Как бы вы описали характер героев сказки? (заяц – трусливый, пугливый, самовлюбленный. Любит только хвастаться и задирать нос. Ворона – мудрая, умная. Говорит правильные вещи) 
  3. Почему ворона потрепала зайца? И обиделся ли заяц? (Ворона потрепала зайца за то, что он хвастал. Он понял, что был наказан вороной, по справедливости).
  4. Как вы думает правильно ли поступил заяц, когда спас ворону? Почему? (Да. Потому что, когда ворона попала в беду, заяц отвлек на себя собак и своим поступком по-настоящему доказал, что он настоящий храбрец).
  5. Какие заяц и ворона в сказке? Какими качествами наделил их автор? (заяц – робкий, боязливый. В конце храбрый, отважный. Ворона – разумная, справедливая).
  6. Хвастливый – это значит какой? (тот, кто любит хвастаться) А в конце заяц оказался храбрым, отважным. Отважный – это какой? (это смелый, не боится опасностей). 
  7. Кого называют мудрым? (Это человек, который всё знает, много видел и может дать правильный совет). 
  8. Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?

Молодцы вы все внимательно слушали басню!

Что-то мы устали. Предлагаю отдохнуть.

А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны,  вперед, назад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели – вновь за дело.

— Ребята, какой отрывок из сказки вы хотели бы услышать еще раз?

Дети: где заяц спасает ворону.

В: Отлично. Сейчас я его зачитают.

Чтение отрывка.

— А сейчас я буду зачитывать вам предложения, а вы должны будет их закончить.

«Закончи предложение».

— А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Встаем, подходим к доске. Но до начала игры предлагаю вспомнить технику безопасности около доски.

(маркер держим тремя пальцами, как ручку. Около доски не бегаем, не толкаемся. Играем дружно. Пальца не трогаем экран доски)

Игра называется «Найди правильное»

Правила игры такие: вам нужно с помощью маркера нарисовать в кружочке либо галочку, либо крестик. Если эта картинка подходит к сказке, то – галочка. Если нет – крестик. Потом мы проверим, нажимая на кружок. Если вы сделали правильно, то кружок увеличиться. Если нет, то он закружиться. Тот кто закончит первым должен поднять руку и сказать: «Я закончил». Кто всё сделает без ошибок получит право выбрать игру, в которую мы будем играть следующий раз.

По моему сигналу начинаем играть.

«Раз, два, три…играть начни».

Играют.

— А сейчас проверим. Предлагаю проверить друг у друга. Поменяйтесь местами.

В: Молодцы. Вы все сегодня хорошо постарались, но в игре победила Лена. Она быстрее всех закончила игру и выполнила её без единой ошибки.

— Ребята, наши глаза устали и им нужно отдохнуть:

Глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вздохнуть.

Глаза по кругу пробегут.

Много-много раз моргнут.

— Молодцы.  А сейчас с помощью кубов предлагаю вам выбрать сказку, с которой мы сегодня с вами познакомились.

(Дети выбирают).

Молодцы.

— А как вы думает, заяц и дальше будет хвастаться? Почему вы так считаете? (Нет. Потому что он понял, что хвастовство не приведет ни к чему хорошему).

— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

Ребята, какой вывод из сказки мы с вами можем сделать?

Дети: не нужно хвастаться и врать, всё это не принесёт ничего хорошо; все свои слова нужно доказывать делом.

Цели.

1. Познакомить учащихся с произведением.

2. Развивать умение работать с текстом.

3. Показать, что хвастовство – порок человека.

4. Воспитывать любовь к животным.

I. Организационные моменты.

II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов
(оценка учащихся).

— На протяжении нескольких уроков мы с вами
знакомились с авторскими произведениями
Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.

— На какие группы делятся зайцы? (Лесные,
полевые, гуменники)

— Чем они питаются?

— В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце
идет речь? (О лесном)

— Какие слова или словосочетания доказывают,
что это лесной заяц? (Докажите)

— Что вы узнали о лесном зайце?

— Какой он? (Трусливый, бестолковый, всего
боится)

III. Милые зверюшки, герои народных
сказок и детских песенок- славные, добрые
зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну,
перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А
так – всего боится. И ведь не только в сказках
подобная репутация у зайца. Заяц стал также
символом трусости, боязливости.

— А сегодня мы познакомимся с русской народной
сказкой «Заяц – хваста».

— Кто автор этой сказки?

1. Словарная работа.

При/хо/ди/лось
Гум/но
Кресть/я/нин
Рас/ска/за/ли
Ра/зыс/ки/вать
Ко/ко/ри/ной

пот/ре/па/ла
подх/ва/ти/ли
встре/ти/ла

у/си/щи
ла/пи/щи
зу/би/щи

— Значение каких слов вам не понятно?

Гумно – площадка, где крестьяне молотили
сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.

Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.

Усищи, лапищи,зубищи – увеличительное значение
слов «лапы, зубы, усы». — Сравните, чем отличаются?

Физминутка.

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не столкнулся, не упал.

2. Первичное знакомство с текстом

(Читает учитель)

— О чем эта сказка?

— Кто главные герои этого произведения?

— Какой заяц?

3. Вторичное знакомство с текстом

— Сейчас сказку вы прочитаете про себя и
ответите мне на вопросы.

— Каким заяц предстает в начале сказки?
(Хвастливым)

— Почему зайцам приходилось ходить на гумно?
(прочитайте)

— Как отреагировала ворона на рассказ зайцев?
(Прочитайте)

— Как вы понимаете выражение «маленько
потрепала»? (Трепать – дергать, трясти (приводить
в порядок))

— Зачем ворона его потрепала? (Потому что
хвастаться не красиво)

— Что однажды произошло с вороной? (Прочитайте)

— Как вы понимаете словосочетание « собаки ее
подхватили» (подняли, уцепились в нее, кусали ее)

— Как вы понимаете словосочетание «давай мять»?
(Давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать)

— Как заяц повел себя в этой ситуации?
(Прочитайте)

— Почему народ не написал «пришел на горку или
выбежал», а написал «выскочил»? (Потому, что народ
вложил в это слово определенное значение, он
хотел подчеркнуть стремительные действия зайца,
его желание оказать вороне бескорыстную помощь.
Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не
задумываясь бросился на выручку вороне.)

— Найдите в тексте слова подтверждающие это.

— Заяц бросился на выручку вороне как?
(Молниеносно, мгновенно)

— Какие качества зайца мы видим в конце сказки?

— Вспомните, каким заяц был в начале сказки и
каким мы видим его в конце?

— В чем главная мысль этого произведения?
Найдите предложение в тексте раскрывающее
основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста,
а храбрец!»)

— Подберите синонимы к слову храбрец (смелый,
отважный, мужнственный).

Физминутка

Заинька

Утром заинька проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Раз умылся
Два прогнулся
Три нагнулся и присел,
У сосны остановился
И легонько покружился.

IV. Работа с рисунками

— На интерактивной доске вы видите рисунки,
расположите их в порядке возрастания сюжетной
линии.

— Найдите в тексте сказки образ соответствующий
первой картинке (прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).

V. Работа с пословицами

— На доске вы видите пословицы. Какая из этих
пословиц подходит к нашей сказке?

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь». (Не стоит браться за несколько дел
сразу, толку будет мало)

«Любишь кататься – люби и саночки возить». (Эта
пословица о труде)

«Доброе дело само себя хвалит». Почему так
утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно
замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ,
тот хвастун)

— Какое маленькое дело сделал заяц?

VI. Путешествие в театр

— Посмотрим как эту сказку можно разыграть на
сцене.

VII. Вывод

— Какое качество в человеке высмеивает народ в
этой сказке? (Хвастоство)

— Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к
этому слову.

— Как вы считаете хорошее это качество или
плохое? Докажите?

— А в нашей сказке кто помогает нам показать это
качество? (Животные)

— Какие сказки вы знаете?

— Так какая это сказка? К какой группе мы можем
отнести эту сказку?

VIII. Чтение сказки по ролям

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ – половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост” с русской народной сказкой “Заяц-хваста”. Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Заяц-хваста

Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

 Можно ли назвать Зайца храбрым?

Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

  • Основная мысль сказки мойдодыр
  • Основная мысль сказки алиса в стране чудес для читательского дневника
  • Основная мысль сказки жуковского спящая царевна
  • Основная мысль сказки медведь половинщик
  • Основная мысль сказки аленький цветочек для читательского дневника