Основная мысль сочинения это

Тема и основная мысль сочинения.

                                                                                      Прежде чем начать писать,

                                                                                    я задаю себе три вопроса:

                                                                             что хочу написать, как

                                                                                      написать и для чего написать.

М.Горький

  В сочинении ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы),в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет писать, для чего он должен об этом писать, как он будет это делать. Иными словами, автор сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

  Тема сочинения — это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.

  Основная мысль сочинения — это ответ на поставленный темой вопрос. Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала, речевых средств, последовательностью и формой изложения выражает основную мысль сочинения.

  Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.

  Сочинение может быть снабжено эпиграфом.

  Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.

  Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными, если указание источника помещается в той же строке, что и эпиграф.

  Эпиграфы в сочинениях учащихся оформляются следующим образом:

Береги честь смолоду.

Пословица

Задания для учащихся.

1.Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая — сочинение-рассуждение, а какая — сочинение-описание?

Портрет Пугачева.

Жизнь Гринева в Белогорской крепости.

Низость, жестокость и двоедушие Швабрина.

2.Определите основную мысль сочинения ученицы. Дайте письменный ответ на вопрос:»Чем объяснить симпатию Пугачева к Гриневу?»

  Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме — это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.

  Какими же умениями должен овладеть ученик? Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие:

1.Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.

  Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения ­- «Золотая осень»,то нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать «золотой»,но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит дождик, листья облетели и т.п.В данном случае важен отбор фактов , отвечающих теме высказывания.

2.Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли.

  Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, её надо найти. Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

3.Умение собрать материал для сочинения.

  Умение отбирать и собирать материал к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или её отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

4.Умение систематизировать материал.

 Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей.

5.Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.

  Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму.

6.Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли.

  Правильно — значит в соответствии с нормами литературного языка,»хорошо»(по выражению В.Г.Белинского),т.е.точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.

О работе над совершенствованием рукописи.

Памятка.

1.Читая рукопись первый раз, основное внимание уделите содержанию написанного.Определите:

1)соответствует ли сочинение теме;

2)высказана ли основная мысль;

3)соответствует ли сочинение составленному плану;

4)соразмерны ли его части;

5)не нарушена ли связь между частями сочинения;

6)удачно ли подобраны цитаты.

2.При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3.В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки.

4.Перепишите рукопись, выправив все недочеты.

5.Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

  Написать хорошее сочинение нелегко. В любом классе немало учеников, которые нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учетом индивидуальности школьника.

  Педагогика сотрудничества помогает учителю находить разнообразные пути помощи начинающим авторам, проявлять уважение к сочинительскому труду.

  Хорошее владение литературной речью, жанром высказывания дает большую свободу творческой мысли, рождает раскованность изложения, способность использовать нестандартные изобразительно-выразительные средства.

  Постановка в сочинении интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы.»Сочинение — одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни»,- писала М.А.Рыбникова.

  В.А.Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

  Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.

Использованная литература.

1.Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова). – М., 1990 .

2.Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/

Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990

3.Поиск новых путей: Из опыта работы./Сост.С.Н.Громцева. – М., 1990

4.Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова. – М., 2011

Как подобрать главную мысль сочинения?

Каждое сочинение должно нести в себе какую-то основную мысль, которую необходимо донести до читателя. Без главной мысли сочинение выглядит тусклым и неинтересным. Читатель бессознательно ищет главную мысль в сочинении, так как именно она и делает сочинение интересным для чтения. Поэтому, если вы хотите научиться хорошо писать сочинение необходимо уметь предоставлять читателю главную мысль, идею.

Итак, что же мы понимаем под термином «главная мысль» Главная мысль — это основной тезис, который доказывается всем сочинением.  Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении(предмет речи) и что самое главное об этом говорится  (признак предмета речи)

Рассмотрим пример главной мысли сочинения: тема человечности (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя(признак предмета речи).

img

Важно!

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем как начать работу обязательно сформулируйте главную мысль и продумывайте структуру сочинения исходя из неё. Вы можете и не записывать главную мысль так как можете выразить её и в подтексте. Самая главная ваша задача задавать себе вопрос «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чём я пишу?»

Пишите так как пишется. Не категорично сначала составлять план и продумывать композицию, подбирать тезисы. Важно не отходить далеко от основной мысли. Периодически останавливайте себя, задаваясь вопросом: «О чём это я?». Уже после можно поработать с записями, упорядочить абзацы и навести порядок.

Основная мысль должна исходить из темы сочинения

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан). Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи). Примеры таких тем. «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве»; «Наташа Ростова — моя любимая героиня»; «Чехов — гениальный драматург».

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать…»; «Только вперед, только на линию огня…»; «Размышления над страницами любимой книги».

Что делать если сложно уловить главную мысль?

Давайте рассмотрим этот случай. Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Вас никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можете иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Возможные главные мысли сочинения:

Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

Воланд– мой любимый литературный герой.

Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

Плюшкин– мой любимый литературный герой.

Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитайте каждое слово, если повезет, вы можете понять, чего от вас ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.» Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло — средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: «Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература». Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика. Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.

Как подобрать главную мысль сочинения

ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Главная мысль — это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи)

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?»

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: «О чем это я?» Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в

пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве»; «Наташа Ростова — моя любимая героиня»; «Чехов — гениальный драматург».

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать…»; «Только вперед, только на линию

огня…»; «Размышления над страницами любимой книги».

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Давай разберемся.

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи, то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Тема «Мой любимый литературный герой».

Возможные главные мысли сочинения:

  • Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.
  • Воланд– мой любимый литературный герой.
  • Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.
  • Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.
  • Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.
  • Плюшкин– мой любимый литературный герой.
  • Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.
  • Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.
  • Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда тема лишь набрасывает поле смыслов. Зато открывается простор для творчества. Для людей, которые любят сочинять, такие темы часто оказываются спасительной соломинкой на экзамене. Логиков же туманные фразы ставят в творческий тупик. Для них могу дать такой совет — постарайтесь выделить в формулировке темы ключевое словосочетание и сделайте его предметом речи. А лучше всего не беритесь за эту тему, оставьте ее лирикам.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитай каждое слово, если повезет, ты можешь понять, чего от тебя ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.» Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло — средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: «Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература». Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика.

Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.

Определение темы и основной мысли текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Содержание:

  • Тема и основная мысль: связь и различие
    • Тема
    • Основная мысль
  • Как определить тему текста
  • Как выделить основную мысль
    • Пошаговая инструкция
  • Видео

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Определение основной темы и мысли текста

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Определение темы текста

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Выделение основной мысли

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

Как правильно выделять основную тему и мысль

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

Отзывы и Комментарии

Зарегистрируйтесь

Зарегистрируйтесь

Пройдите легкую процедуру регистрации, чтобы получить свой личный кабинет

Напишите первую статью

Напишите первую статью

Все новые публикации отображаются на главной странице

Получайте постоянный доход

Получайте постоянный доход

Мы платим не за объем, а за то, насколько ваши тексты интересны читателям

  • Основная мысль сказки шагом марш клюева
  • Основная мысль сказки что значит досуг даль
  • Основная мысль сказки чиполлино
  • Основная мысль сказки черная курица или подземные жители
  • Основная мысль сказки цветик семицветик для читательского дневника