Основная мысль в сочинении по картине решетникова мальчишки 5 класс

Русский язык

5 класс

Урок № 31

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки».
  2. Приёмы написания сочинения.
  3. План сочинения – описания по картине.

Тезаурус

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Картина – произведение искусства, обладающее законченным характером и самостоятельным художественным значением.

Композиция картины – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Автор картины «Мальчишки» – художник Фёдор Решетников. Большое место в его творчестве занимают картины о детях и для детей. Картина «Мальчишки», написанная в 1971 году, тоже посвящена детям. Рассмотрим подробнее эту картину.

Что изображено на картине? Поздним вечером трое мальчишек забрались на крышу и что-то увлечённо разглядывают в небе.

Кто находится в центре композиции? Трое мальчиков.

Где они находятся? На крыше дома в одном из жилых районов. Они стоят под звёздным небом.

Что изображено на заднем плане? Синее вечернее небо, огни большого города, освещённые окна домов.

Передний план картины освещён, и небо не кажется тёмным.

Кто главные герои картины? Это три мальчика, они ровесники.

Где мы видим главных героев картины? Что они делают? Они внимательно всматриваются в ночное небо.

Как художник изображает мальчиков? Опишем каждого из них по плану: внешность, поза, выражение лица, отведённая автором роль.

В центре картины – мальчик в белой рубашке. Он поднял руку вверх. Должно быть, он впечатлён светом далёких созвездий. Он о чём-то с интересом рассказывает товарищам, выступает в роли рассказчика. Второй мальчик смотрит и слушает очень внимательно. Даже раскрыл рот – такой захватывающей представилась ему картина. Мальчик справа, не отрываясь, смотрит ввысь. Он молчит и о чём-то мечтает.

Роли друзей распознать несложно. Мальчик в белой рубашке – рассказчик, его друзья – слушатели.

Что можно сказать о характере каждого мальчика? Первый мальчик – серьёзный, начитанный, второй – очень впечатлительный, а третий – романтик, мечтатель.

Определим цель автора картины. Художник умиляется детскому любопытству и любознательности, воспевает красоту и неизведанность космоса.

Какова же основная мысль этого произведения живописи? Вселенная, окружающая человека, прекрасна, только надо уметь замечать эту красоту.

Составим план описания картины.

I. Вступление. (Несколько слов об авторе и картине).

II. Основная часть. (Передний план, задний план, главные герои, настроение, цвета). Используем метафоры и эпитеты.

III. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

В описании картины Вы можете использовать следующую опорную лексику:

Передо мной картина…

На картине изображены…

Цветовая гамма…

При создании картины мастер использовал…

Художнику удалось…

Обратите внимание также на опорные фразы и словосочетания: тёмное небо, увлечённо рассказывает, заворожено слушает, мечтательно смотрит, созвездия. Эти опорные слова помогут составить описание картины.

Пример написания сочинения.

Фёдор Петрович Решетников – известный советский художник, посвящавший свои картины детям. Его картина «Мальчишки» – это прославление мечты о космосе.

Художник изображает трёх мальчиков, которые поздним вечером забрались на крышу дома, чтобы посмотреть на небо. Товарищи стоят рядом. Тот, что в центре, одет в белую рубашку. Он поднял руку. Его одежда отражает свет ночных фонарей. Поэтому мы сразу понимаем, что художник сделал его композиционным центром картины. Мальчик о чём-то увлечённо рассказывает, показывая на звезды.

Рядом стоит его светловолосый товарищ, он слушает своего друга, даже немного раскрыл рот. Третий их друг, облокотившись на парапет, тоже смотрит ввысь, но кажется, что он не слушает, а мечтает о чём-то. На заднем плане картины мелькает огнями ночной город. Окна домов горят, словно созвездия.

Должно быть, мальчики представляют себя космонавтами. Эта картина проникнута вдохновением и жаждой приключений. Наверняка ребята мечтают о далёких планетах и не открытых ещё звёздах.

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

В центре композиции – стол с белым кувшином, из которого словно выпрыгивают пушистые ветки сирени. На столешницу небрежно наброшена салфетка, одна ветка упала на раскрытую книгу, случайно забытую около импровизированной вазы. Пышные цветы в букете написаны светлыми тёплыми красками: фиолетовыми, розовыми, красными, белыми, сиреневыми. Букет оттенён зеленью веток, он немного растрёпан ветром. Мы как будто вдыхаем его сладкий, душистый аромат.

Варианты ответа:

сочинение – описание картины

рассуждение

описание предмета

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, особенности каждого вида текста и проанализировать предложенный текст. Сочинение – описание картины предполагает описание предметов, изображенных на картине, цветовой палитры, планов и пр. Рассуждение предполагает размышление на определённую тему с приведением доказательств и фактов. Описание предмета – характеристика одного предмета. Текст описывает несколько предметов, их расположение относительно друг друга, цветовую гамму, поэтому можно сделать вывод, что перед нами сочинение – описание картины.

Правильный ответ:

сочинение – описание картины

Подчёркивания элементов

В центре картины изображены уютные дачные домики, в окнах которых горит закат. За домами – высокие изумрудные сосны. Перед домами – небольшой деревенский пруд. Он зарос и кажется сказочным. На заднем плане картины – небо, переливающееся всеми цветами заката: от ярко-красного и светло-жёлтого до бледно-фиолетового и даже лазоревого.

Варианты ответа:

снег

зима

вечер

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Проанализировать текст, выделить то, о чём говорится в тексте, его главную мысль. В тексте говорится о домах, деревьях, небе и заходящем солнце. Из всех заголовков ближе всего «Вечер».

Правильный ответ:

вечер

Сочинение по картине Решетникова «Мальчишки»

Вариант №1

Решетников Ф. П. много работ посвятил теме Детство. Художник работал над картиной Мальчишки в те знаменательные годы, когда наша страна уже покорила космос и главной мечтой всех мальчишек было полететь в космическое пространство. Сюжет сразу захватывает нас и уносит высоко в небо. Это спокойная летняя ночь, но не очень поздно.

Крупным планом изображены фигуры троих друзей на фоне ночного неба. Мальчики на крыше высокого здания мечтательно всматриваются в небесную даль. Остальные дома гораздо ниже поблёскивают в темноте светящимися окнами. Город ещё не спит. Ребята подняли головы и смотрят вверх. Им совсем не страшно ночью одним стоять на крыше. Мальчишки легко одеты, значит погода прекрасная и небо звёздное. Родители разрешили им сходить рассмотреть далёкие созвездия.

Один мальчик что-то показывает рукой в небе. Видимо там, далеко-далеко горит звезда. Что это за планета? Как интересно оказаться в космическом корабле и полететь к ней! Второй даже приоткрыл рот от удивления. Он стоит слегка придерживаясь рукой за перила. Третий из друзей устало облокотился на бетонную тумбу и внимательно слушает рассказ. Скорее всего они одноклассники и на уроках им рассказывали про полёт Ю. Гагарина. Теперь и они хотят стать космонавтами. Возможно у кого-то это обязательно получится.

Работа художника вызывает приятные спокойные чувства умиротворения и безмятежности. Хочется верить в прекрасное будущее и в исполнение мечты героев картины.

Картина «Мальчишки» Ф.П.Решетникова

Вариант №2

На картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» мы можем увидеть трех ребят, которые залезли на крышу одного из домов и любуются красивым и завораживающим ночным небом — звездами.

На заднем плане картины мы можем увидеть свет в окнах — еще не многие жители этого города пошли спать, поэтому мы можем предполагать, что действие картины происходит не ночью, а поздним вечером.

Небо на данной картине выполнено в мрачных цветах — оно темно-голубое. Ребята были очень под большим впечатлением от увиденного — они поняли, как прекрасно ночное небо. С тех пор они каждую неделю собираются на крыше и любуются ночным небом.

Вариант №3

Картину «Мальчишки» советский художник Фёдор Павлович Решетников написал в 1971 году. Героями картины стали простые мальчики, забравшиеся поздним вечером на крышу многоэтажного дома. Они смотрят в небо и мечтают.

Картина написана в то время, когда многие мальчики грезили полетами в космос. В 1961 году состоялся первый полет в космос, многие мальчики мечтали стать космонавтами. Мальчишки, изображенные на картине, вероятно, поглощены подобными мечтами. Один из мальчиков что-то показывает на звездном небе, другие слушают его и внимательно смотрят в то место, которое он указывает. Один из друзей облокотился на парапет. В его взгляде читается увлеченность и большой интерес. Другой мальчик держится рукой за перила. Он также слушает своего друга и удивляется его словам. Он любопытен и внимателен.

На заднем плане видны огни города. Город еще не заснул, окна горят. Пока мальчишки мечтают на крыше, все люди заняты своими делами. Над городом распростерлось глубокое темно-синее небо. Картина «Мальчишки» отображает стремления и мечты юного поколения того времени. Многие мальчики в то время мечтали достичь высот, стремились стать героями и прославить свою Родину. Далеко не все из них смогли стать космонавтами, но детские мечты могли вдохновить их стремиться стать лучше, а также усердно работать в той сфере, которую они выбрали.

План сочинения

Источник: bolshoyvopros.ru

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по картине

Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Зарубина Ю.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№зо» г. Дзержинск

Цели:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения;
  2.   Активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
  3. воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к живописи;
  4. способствовать развитию чувств и эмоций детей;
  1. Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова, презентация, ученические сочинения.
  1. Сообщение темы, цели и задач урока
  2. Рассказ о художнике и о его других картинах с использованием презентации.

Решетников Федор Павлович (1906 г. — 1988 г.) — советский художник. Ф. П. Решетников родился 15 (28) июля 1906 года в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.    Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 года). В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” Картина Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948) является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров — больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

  1. Первичное восприятие картины

              Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.

  1. Беседа по картине, запись вопросов и подбор рабочих материалов.

Вопросы для беседы

Рабочие материалы к сочинению

Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает?

Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше.

На какие части можно разделить картину?

Небо, город, мальчики на крыше.

Какие краски и тона преобладают?

Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры.

Кто герои картины?

Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи.

Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли?

На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо.

Как они изображены? Опишите каждого:

  • роль
  • внешность
  • поза
  • выражение лица
  1. Указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей.
  2. Увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения.
  3. Не отрываясь тоже смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен.

Что можно сказать о характере каждого?

  1. Серьёзный, целеустремлённый.
  2. Очень впечатлительный.
  3. Романтик, мечтатель.
  1. Словарная работа.  

 Картина, произведение, холст.

Мальчишки, герои картины, ребята.

Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.

  1. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
  2. Домашнее задание: написать сочинение по картине.

Образец сочинения.

Картины Ф.Решетникова разнообразны. Среди них есть произведения, посвящённые детям и детству. К ним относится картина «Мальчишки», написанная в 1971 году.

На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.

Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центо- город в огнях, на переднем плане — мальчики.

Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут,наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой,  которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое- то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные.

Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!

Все материалы с раздела: Сочинения по картинам для 5 класса

Сочинение по картине Решетникова «Мальчишки» (5 класс)

Заказ сочинений

Вариант 1

         На картине Ф.П. Решетникова изображены три мальчика-подростка. Они находятся очень высоко над землей, судя по всему — на крыше одного из домов, потому что внизу видны другие многоэтажные дома.

        Один из мальчиков, находящийся в центре, кажется из них самым взрослым, скорее всего, это именно он привел своих друзей на крышу. Он стоит очень уверенно, одной рукой облокотившись на плечо своего приятеля, а другой рукой указывает на какую-то точку в небе. Видно, что два других мальчишки с интересом слушают его. Светловолосый мальчик, что стоит с ним рядом, даже приоткрыл рот от удивления. Другой мальчик сидит, опустив голову на руку, и тоже мечтательно смотрит в небо.

        Наверное, мальчик, что находится в центре, рассказывает им удивительные истории про галактику и про звезды, показывает, где находится созвездие Большой Медведицы.

        По одежде мальчиков понятно, что дело происходит теплой летней ночью. Мальчишки легко одеты. А тот мальчик, что указывает на небо, стоит вообще в безрукавой рубашке.

        Эта картина передает мечтательное настроение мальчишек, их любопытство и смелость. Они не побоялись подняться так высоко, чтобы полюбоваться ночным небом. Только юные озорные мальчишки способны на такие поступки. Взрослые люди уже не так романтичны. И в этом прелесть этой картины. Она передает безудержность и романтику юности.

Заказ сочинений

Вариант 2
Сочинение-описание по картине Решетникова «Мальчишки» (5 класс)

        Ф.П. Решетников смог передать с помощью своей картины озорной и мечтательный характер мальчишек. Только в этом возрасте можно так бесстрашно забраться на такую высоту посреди ночи и с любопытством разглядывать звездное небо. Мальчишки смелые в силу своего возраста, они не боятся упасть, не думают о том, что заставляют переживать своих родителей, гуляя в такое позднее время.

        На картине мы видим троих мальчишек примерно одинакового возраста, но один из них, находящийся в центре, кажется самым бесстрашным. Наверное, он уже не раз забирался на такую высоту и на этот привел сюда своих друзей. Он что-то увлеченно рассказывает им, указывая рукой в небо. Мальчишки завороженно слушают его, устремив свои взгляды в звездную высь. Один паренек стоит с приоткрытым от удивления ртом. Другой устроился поудобнее, чтобы получше рассмотреть небо, — он облокотился на какую-то колонну и сидит, подперев голову рукой. Видно, что мальчикам очень интересно слушать своего друга.

        Похоже, что на улице ещё не глубокая ночь, скорее, это поздний вечер, потому что почти во всех окнах домов ещё горит свет. Мальчишки легко одеты, а значит, вечер стоит теплый.

        Картина Решетникова позволяет почувствовать всю романтику и красоту этого летнего вечера, она передаёт настроение мальчишек, их любознательность и увлеченность чем-то загадочным и необычным.

Тестсоч.ру — после 2 варианта

Вариант 3
Сочинение по картине Решетникова «Мальчишки» (5 класс, по русскому языку, по плану)

План:
Вступление: немного об авторе картины.
Основная часть:
    а) передний план — главные герои картины, их настроение;
    б) задний план — ночной город.
Заключение: мысли и чувства, которые вызывает картина.

Русский живописец Федор Павлович Решетников писал жанровые картины, отображающие события реальной жизни. Дети были героями многих его работ. Полотно “Мальчишки” написано художником в 1971 году, когда с момента покорения космоса человеком прошло немного времени и поэтому она являет собой прославление мечты о космическом пространстве.

На переднем плане художник изобразил трех мальчиков, смотрящих в ночное небо с крыши многоэтажки. Темноволосый мальчик в светлой рубашке что-то рассказывает своим товарищам, положив одну руку на плечо светловолосого парнишки в синей кофточке и показывая другой рукой на небо. Мальчик в голубой рубашке облокотился на парапет и мечтательно смотрит в ночную бездну, а светловолосый парнишка, держась рукой за перила, следит взглядом за рукой юного астронома. Лица ребят отчетливо выделяются на фоне ночного города, который виден за их спинами на заднем плане. Светящиеся окна высоток похожи на крошечные звезды. Дома уходят вдаль и утопают в ночном мраке так, что становится непонятно, где заканчивается город и начинается небо.

Картина близка мне. На ней мальчишки похожи на моих ровесников и их интерес к космосу и звездам мне хорошо понятен.

Вариант 4

        Федор Павлович Решетников известный русский художник двадцатого века. Его картины всегда привлекали внимание зрителей, так случилось и со мной. Его холст «Мальчишки» привлек моё внимание, и я хочу рассказать о своих впечатлениях.

        На картине изображены три мальчика лет 10-13, которые стоят на крыше какого — то многоэтажного здания.

        Мальчишки очень заинтересованно смотрят, куда — то в небо, один из них показывает пальцем куда-то ввысь, видимо рассказывая остальным о том, что они с таким интересом рассматривают. У этого мальчика русые волосы, одет он в белую рубашку, которую подкатил, и в черные брюки. Второй парень, который с открытым ртом, видимо от удивления, стоит, держась за поручни – блондин. Одет он в синюю кофту с белым горлышком и в черные брюки. Третий же парень, также как и все устремил свой взгляд вверх, но стоит он, упершись о бетонную плиту. Он единственный был в черной фуражке с красивым красным цветком на боку. Одет мальчик в синюю кофту и черную безрукавку.

        На заднем плане мы видим огромное количество многоэтажных домов, в которых окна горят, словно звезды и проливают свой свет сквозь черный туман ночи.

        Небо ясное, но нет ни луны, ни звезд, только фиолетовое полотно ночного небесного покрывала, которое уже давно окутало этот город и погрузило во тьму.

        Картина оставила у меня хорошее впечатление, так как передает юношеский запал и детский интерес, который присущ в какой — то степени всем нам.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по картинам для 5 класса

  • Осень пушкин стихотворение читать рассказ
  • Основная мысль в поэме медный всадник сочинение
  • Основная мысль рассказа выстрел пушкина
  • Осень пришла рассказ 1 класс
  • Основная идея слова о полку игореве сочинение 9 класс