Основная проблема рассказа фотография на которой меня нет

Виктор Петрович Астафьев был известным эссеистом и драматургом. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одним из самых поучительных его произведений. Книга интересна еще и тем, что автор поведал о случае из реальной жизни и показал читателю свое детство. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление 
  • 3 Композиция 
  • 4 Суть: о чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы 
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит? 

История создания 

Знаменитый рассказ Астафьева является частью автобиографического произведения писателя. Автор не раз заявлял о своём желании описать родную Сибирь, её граждан, а также рассказать о своих детских годах. В своем произведении Виктор Петрович желал продемонстрировать читателю неразрывную связь, возникающую между поколениями. 

Как известно, Виктор Астафьев рано лишился матери и ранние годы рос без отца, потому что он отбывал срок в местах лишения свободы за вредительство. Ребенок жил у матери, но она утонула, когда ему было всего 7 лет. Женщина возвращалась со свидания с мужем, и лодка, на которой она плыла домой, перевернулась. Так мальчик остался сиротой и долгое время жил с бабушкой. Эти годы были счастливыми и во многом определили мировоззрение Виктора. Бабушка дала ему строгое воспитание, которое не дало ему пойти по кривой дорожке непутевого отца. Ведь когда мужчина освободился, он завел новую семью и уже не уделял должного внимания сыну. 

В память о лучших годах детства Астафьев показал родственные отношения между внуком и бабушкой, описав преемственность поколений. Бабушка пытается научить своего внука жизни, она прививает ему понятия о дружбе и доброте. 

Замысел создания произведения у Виктора Петровича возник, когда он смотрел старые фотографии. Среди них писатель нашёл фотографию, на которой его не было, потому что в тот момент он болел. Свои воспоминания Астафьев решил запечатлеть на бумаге. Рассказ Виктор Петрович создал в 1968 году. Произведение было опубликовано в сборнике «Далёкая и близкая сказка». 

Жанр, направление 

Свой известный рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев включил в большое произведение «Последний поклон». По жанру оно является повестью, которая включает в себя несколько рассказов.

Каждый читатель осознает, что рассказ является автобиографическим, ведь в персонаже читатели узнают черты родных и близких людей писателя. Автор создавал произведение, вложив в него свою душу. 

Направление творчества Астафьева — реализм. Автор описывает реальный эпизод из своей биографии, никак не приукрашивая действительность. Все герои ведут себя естественно, обстоятельства их жизни типичны.

Композиция 

Композиция произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет» является уникальной, ведь в нем присутствует два рассказчика. Читатель видит события довоенного периода глазами наивного ребёнка, который искренне мечтает о светлом и счастливом будущем. 

В конце повествования перед читателем предстаёт в роли рассказчика взрослый человек. Теперь читатель наблюдает за событиями глазами человека, который пережил все тяготы военного времени и потерял близких людей. Автор в своём произведении описал довоенное время и период кровопролитных событий. Особенность композиции рассказа состоит в том, что в произведении отсутствует описание непосредственно военной трагедии, автор лишь это подразумевает.

Суть: о чем рассказ?

В далекое сибирское село приехал фотограф — большое событие для жителей! Главные герои, не самые усердные ученики, поняли, что их на фото посадят в последний ряд. Расстроившись, они решили заглушить горе катанием на санках. И рассказчик застудил ноги, слег и не смог присутствовать на фотосессии. Все бабушкины старания вылечить ребенка привели лишь к тому, что он окончательно выбился из сил. Его друг из солидарности тоже никуда не пошел. Мальчики заплакали.

Мальчик болел еще неделю. Но учитель навестил его и принес фотографию на память о классе. Теперь она очень дорога рассказчику. Подробный пересказ представлен здесь.

Главные герои и их характеристика

В своем произведении Виктор Петрович изобразил быт и жизнь крестьян в сибирской деревне. Главные герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлены в списке:

  1. Главным персонажем рассказа является мальчик, от лица которого ведется повествование. Мальчик живёт с дедушкой и бабушкой. Герой не показывает хорошего поведения, он обожает проказничать, поэтому его оценки в школе далеки от идеала. Он не отличается здоровьем: от матери унаследовал ревматизм и обычно долго не мог поправиться. Однажды он заболел, в результате чего не оказался на памятном снимке. Главный персонаж переживал из-за того, что не попадёт на важный снимок. Поэтому ночью он крепился и старался не плакать, чтобы все-таки попасть в школу. Но этого ему сделать не удалось. Учитель принёс ему фотографию на память. В итоге у мальчика навсегда осталось воспоминание об этом событии. 
  2. Саня — друг главного героя. Он преданный и надежный товарищ, ведь пожертвовал своим правом на снимок ради спокойствия друга.
  3. Особую роль в произведении играет образ учителя. Автор показал вежливого и доброго человека с грустными глазами. Листая страницы известного произведения, читатель замечает, что к учителю жители деревни проявляли большое уважение. Учитель полностью отдавался своей работе. Он добросовестно обучал и воспитывал деревенских ребят, не имея даже элементарного инвентаря. Учитель продемонстрировал свое сопереживание к Вите, когда принёс ему памятную фотографию. Он не ограничился формальным долгом, а проявил участие к ребенку.
  4. Бабушка — добрая и волевая женщина, которая прилагала большие усилия, чтобы вылечить внука.

Темы 

В рассказе «Фотография, на которой меня нет» писатель продемонстрировал условия существования деревни в Сибири накануне войны. И не только…

  1. Основная тема рассказа — память о детстве. Рассказчик делится трогательной историей, которая запомнилась ему на всю жизнь. Он показал, что человек помнит не столько фото или приезд фотографа в родное село, сколько дружбу, любовь и заботу, которые окружили его в тот период. Из-за болезни герой не попал на фото, но он почувствовал отношение близких именно благодаря ей.
  2. Центральное место в рассказе занимает тема родственных отношений. Именно их должен ценить каждый человек. Тема семьи очень важна в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Когда мальчик оказался в беде, его выручили родные люди.
  3. Помимо этого, Виктор Астафьев в произведении затронул тему преданности и взаимоуважения. Саня не пошел фотографироваться, чтобы не обидеть друга.
  4. Тема дружбы раскрыта весьма основательно. В деревню отправляется городской фотограф. Это является очень радостным событием для жителей деревни. Однажды главный персонаж рассказа из-за болезни не смог пойти в школу. Бабушка очень старалась излечить мальчика, однако из-за болезни он стал прикованным к постели. Друг Вити Саня, видя, что он не в состоянии идти, принимает решение отказаться от съёмки. В этом и заключается истинная дружба. Санька продемонстрировал преданность своему товарищу. 
  5. Тема учителя и его призвания тоже заслуживает нашего внимания. Преподаватель в деревне не получал существенной выгоды от своего занятия, но находил время и силы на каждого ученика. Несмотря на лишения и плохие условия, человек достойно выполнял свою работу и не ограничивался формальным долгом. Он готов был проявить отзывчивость и заботу, даже если ребенок не отличался особым прилежанием.

Проблемы

Проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлена в списке:

  1. Основная проблема — тяжелые условия жизни села. Люди живут очень бедно, их быт осложняется отсталостью деревни от города и всего остального мира. Из-за отдаленности от городской среды дети не получают элементарных школьных предметов, а значит, их образование хуже городского.
  2. Также автор затрагивает проблему семейных конфликтов. Из-за бедности люди вынуждены делить один дом на две семьи, из-за этого случаются ссоры, которые осложняют жизнь всему дому.
  3. Также автор поднял проблему памяти о прошлом. Астафьев утверждает, что к своим воспоминаниям нужно относиться бережно, ведь без них, по мнению писателя, не может быть будущего. 
  4. Низкий уровень здоровья и медицины. Ребенок уже болен ревматизмом, и ему нечем помочь. Только народные средства и самолечение есть в наличии у жителей села.

Основная идея

В чем же заключается смысл рассказа «Фотография, на которой меня нет»? Автор показывает, что в жизни человека главное не формальность (присутствие на фото), а суть (забота близких о больном мальчике). Болезнь помешала ребенку сфотографироваться со всеми, он расстроился из-за этого, но спустя годы понял, что гораздо ценнее в тот момент было искреннее участие родных. Бабушка предложила ему сходить к местному фотографу Волкову, Саня остался сидеть вместе с другом, а учитель принес карточку больному ученику, чтобы порадовать его. В тот момент все люди поддержали героя, и эту страницу жизни он запомнил навсегда.

Главная мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что даже неудача учит человека и делает его счастливым, ведь показывает на деле, чего стоят дружба, любовь, забота. Ребенок почувствовал поддержку со всех сторон, и фотография стала уже не нужна. 

Чему учит? 

Рассказ Астафьева является очень поучительным. Так, он учит каждого не бояться идти на жертвы ради дружбы. Санька смог отказаться от желаемого и неповторимого ради друга. Герой осознал важность этого поступка не только для заболевшего товарища, но и для самого себя. Поступок Саньки представляет собой прекрасный пример милосердия, преданности и самоотверженности.

Астафьев заставляет задуматься о том, почему важно хранить теплые воспоминания о близких. Эта память о бабушке, друге, учителе стала нравственным ориентиром рассказчика, его талисманом на жизненном пути. Поведение этих добрых и преданных людей показало ему, как нужно себя вести в будущем.

Автор: Виктория Комарова

Одной из глав книги «Последний поклон» В.П. Астафьева является «Фотография, на которой меня нет». Если кратко, в произведении описаны страшные для русского села 30-е годы XX века. В это же непростое время проходило детство у главного персонажа истории — мальчика Вити.

Ребёнок смотрит на мир не как взрослый. Дети чисты и невинны. Они воспринимают происходящее вокруг по-другому. Взрослые привыкли придерживаться строгих правил, подчиняться своим законам. Дети же уверены, что перед ними лежит целый мир. Ребенок познаёт своё окружение, он открывает для себя действительность.

Сегодня разберем проблематику рассказа «Фотография, на которой меня нет». Будет интересно!

Основные проблемы и темы

Фотография класса села Овсянка

Фото: literoved.ru

Сейчас фотографии и видео никого не удивляют. Некоторые люди привыкли запечатлевать практически каждый свой шаг. Но годы, описанные Виктором Астафьевым, фотография не была привычным явлением. Снимкам словно поклонялись. Они считались настоящей ценностью.

Проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет» — это осознание того, что старинные снимки наполнены особой энергетикой. Это не просто снимок из прошлого. Он может рассказать о ценностях людей того времени.

Одна из тем созданного Астафьевым рассказа — это добро. Все поступки во благо всегда возвращаются. Дети чувствуют любовь со стороны учителя, который всегда стоит за них горой. Взрослые видят искреннее отношение преподавателя к своим воспитанникам, и они помогают учителю тем, чем могут.

Смысл произведения в том, что дети брали пример с открытых отзывчивых взрослых. Несмотря на бедность, отсутствие качественной одежды, ребята гордились своим учителем, школой, историей. Старинная фотография — это своеобразная летопись народа, проживающего в сибирской деревни.

Краткий пересказ сюжета

В книге повествуется о существовании обычной сибирской деревни в сложные тяжёлые годы. Описание является автобиографическим. Главный персонаж был сиротой. Воспитанием мальчика занимались дедушка и бабушка. Несмотря на испытания, выпавшие на долю героя, он смог сохранить в своей памяти светлые и радостные воспоминания из детства. Даже в предвоенные и военные годы жизнь персонажа была наполнена яркими моментами.

Жители сибирской деревни за работой

Фото: ru.wikipedia.org

Население деревни сложно назвать богатым. Жизнь людей была скудной и слоэной. Они ходили в лес, чтобы добыть себе пищу, вели домашнее хозяйство. Глядя на окна жилищ, уже была понятна состоятельность владельцев, и их уклад жизни.

Приезд фотографа в эту глухую местность — событие из ряда вон выходящее. Этот визит был настолько важен местным жителям, что даже были прерваны школьные занятия. Но главному герою произведения не повезло. Мальчик был болен, поэтому и не смог сфотографироваться с остальными. Персонаж воспринял это, как личную трагедию. Затем учитель принёс этот злополучный снимок мальчику, и увидел благодарность в его глазах.

Учитель принес фото класса Витьке

Фото: taro1.ru

Местные жители с большим уважением относятся к преподавателю в школе. Учитель готов прийти на помощь в трудную минуту, он образован и вежлив. Именно поэтому он и заслужил свой авторитет у населения. Преподаватель старается, чтобы ученикам в школе было удобно и комфортно.

Ему важно, чтобы дети хорошо осваивали программу, получали знания. Он работает не только ради получения материальных благ. Это его призвание. Он понимает, что его работа приносит пользу окружающим.

Наш разбор проблематики рассказа «Фотография, на которой меня нет» подошел к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, обязательно пишите их в комментариях.

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 583.

Обновлено 12 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 583.

Обновлено 12 Июля, 2021

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1968 г.

История создания – Приезд из города фотографа фотографировать сельских школьников. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.

Тема – В своём рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к её истории, тему дружбы.

Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идёт от лица рассказчика – сначала маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр – Автобиографический рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время.
Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребёнком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдаётся своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принёс Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребёнка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит всё прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война – всё это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, на которых хранится история.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Фотографии, на которой меня нет».

Жанр

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких и дальних родственников. В создание этой книги писатель вложил всю свою душу, и поэтому она так дорога и понятна каждому.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Илья Столяров

    8/10

  • Илья Киселёв

    9/10

  • Наталья Садовская

    8/10

  • Анастасия Нехороших

    8/10

  • Павел Родков

    10/10

  • Татьяна Воронова

    10/10

  • Магибр Шок

    10/10

  • Эъзоза Бердиёрова

    9/10

  • Ирина Чеснова

    10/10

  • Мигунова Юлия

    8/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 583.


А какую оценку поставите вы?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Анализ рассказа Астафьева Фотография, на которой меня нет

Произведение является составной частью автобиографического сборника «Далекая и близкая сказка», описывающего детские воспоминания автора  о родных местах, людях, проживающих там.

Жанровая направленность произведения представляется автобиографическим рассказом, написанным в направлении реализма.

Основной темой рассказа является изображение преемственности семейных традиций, патриотизма и любви к родной земле, к ее историческому прошлому.

Композиционная структура рассказа имеет отличительную особенность, заключающуюся в наличии двух авторов. Повествование в произведении начинается первоначально от лица маленького мальчика, а в финале рассказчик представляется взрослым человеком.

Основная сюжетная линия раскрывается посредством описания приезда в деревню городского фотографа в довоенный период и встречи с сельскими жителями.

Главным героем рассказа является Витя, представленный в образе маленького мальчика, живущего с дедушкой и бабушкой, отличающийся шаловливостью и непоседливостью. В один из дней Витя, накатавшись на горке со своим другом Санькой, заболевает и не принимает участие в фотосъемке всего класса, о чем очень сильно переживает.

Второстепенными персонажами рассказа являются Санька, друг главного героя, представленный в образе настоящего приятеля, верного и преданного, готового на самоотверженный поступок, отказываясь от участия в фотосъемке, поддерживая больного товарища, бабушка, изображенная доброй старой женщиной, любящей своего единственного внука, а также учитель Евгений Николаевич, являющийся уважаемым в деревне человеком, любящий свою профессию, отличающийся интеллигентностью, образованностью, вежливостью, дружелюбием. Именно от учителя Витя получает памятную фотографию, на которой он сам отсутствует, что является примером доброты и сопереживания.

Характерной особенностью произведения является раскрытие автором проблематики человеческих взаимоотношений, касающихся не только главного персонажа, но и всех деревенских жителей. Описывая поступок Саньки, отказавшегося ради друга от участия в фотосъемке, рассказ учит читателей умению отказа ради дружбы от важного и знаменательного события. Кроме того, изображая отношение бабушки к внуку, писатель демонстрирует положительные человеческие черты в качестве доброты, сострадания, заботы о ближнем.

2 вариант

Современные люди привыкли к своим изображениям, запечатленным в разные моменты их жизни. Их разнообразию давно никто не удивляется. Особой значимости они не имеют. Совсем иначе к снимкам относились в довоенной России. Они делались редко, порой оставались единственным воспоминанием. История одной фотографии – так кратко можно передать сюжет произведения.

Астафьев в очередной раз обращается к своему детству, вспоминает историю, надолго оставшуюся в его памяти. Недаром приезд фотографа в деревню, где живет рассказчик, называет важным событием. Школьные уроки были прерваны, а гостя устроили жить к самому грамотному человеку. Снимки должны получиться хорошие.

Школьники гадают: кто из них будет красоваться на почетных местах снимка? Фотография должна всех объединить.

Санька с Витькой не были прилежными учениками, поэтому на видные места не рассчитывали. Они не обсуждали, какой будет фотография, просто занимались привычными делами. Подрались, ушли на гору, где до одури катались на санках.

Особое место в рассказе снова отведено Екатерине Ивановне, мудрой, терпеливой бабушке рассказчика. Она пытается вылечить внука, у которого после катания сильно разболелись ноги. Приговаривает, причитает. Речь героини напевная. Кажется, что она ругает внука. Но это звучит ласково, совсем не обидно.

Образы учителей не оставляют читателя равнодушным. Это они позаботились о приезде фотографа. Добрых, чутких, глубоко порядочных и образованных, педагогов уважали в селе. Они сами содержали школу, топили печь, проводили мероприятия в местном клубе. Деревенские жители помогали им. Бабы приносили продукты, присматривали за ребенком, давали жизненные советы.

Евгений Николаевич приходит домой к своему ученику, приносит фотографию, на которой нет изображения мальчика. В этом поступке ярко видно уважение к ребенку, сочувствие, стремление помочь. Учитель и учительница навсегда остались в памяти мальчика.

Саньки тоже не было на фотографии. Он поддержал Витю, отказался фотографироваться без друга. В мелочах проявляется настоящая дружба.

Картины деревенской жизни, суровой природы, сибирский говор сельских жителей делают повествование душевным, наполненным особенной нравственной красотой.

Рассказ учит сохранять память, уважительно относиться к учителям, любить малую родину.

Вариант 3

Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.

С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить.  А бабушка, Катерина Петровна,  после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.

Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Популярные сегодня темы

  • Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение

    Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.

  • Обобщающий смысл образа Хлестакова, его актуальность в наши дни

    Центральным образом данной замечательной комедии явился персонаж по фамилии Хлестаков, который был раскрыт автором очень ярко, удачно и реалистично. В его образе раскрывается вся суть петербургского чиновничества в те времена

  • План главы Фаталист романа Герой нашего времени Лермонтова

    Печорин находится две недели в казачьей станице, офицеры привыкли вечерами собираться и играть в карты. Однажды вечером, они начинают разговор о том, что у каждого есть судьба, которая написана на небесах.

  • Анализ главы Любани (Путешествие из петербурга в Москву Радищева)

    Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву

  • План рассказа Жизнь и воротник Тэффи

    Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

Дружба

На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ: умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

Настоящий учитель.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребёнком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдаётся своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принёс Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Взаимовыручка жителей деревни.

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни. В это время, которое описывает автор, жили все одинаково, бедно, но, несмотря ни на что, помогали друг другу. Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.

Подводя итог, могу сказать, что автор в своем произведении хотел сказать о том, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

5

«… Родился я
неподалёку от Красноярска, в ночь на второе мая 1924 года, в селе Овсянка,
жители которого носят убийственное прозвище – гробовозы… Сказка про гробовозов
была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни…».

Так рассказывает о себе
писатель Виктор Астафьев. Судьба не баловала Витю с
самых ранних лет. В семилетнем возрасте мальчик остаётся сиротой.

Мама его, Лидия
Ильинична утонула в реке Енисей. Все заботы об осиротевшем внуке берёт на себя
бабушка.

Отец во второй раз
создаёт семью и в погоне за хорошим заработком переезжает в Игарку. Больших
денег у отца заработать не получилось, он попал в больницу. Мачехе было не до пасынка
– мальчик оказался на улице, а вскоре был направлен в детский дом-интернат.

Здесь он знакомится с
местным поэтом Игнатием Рождественским,

который работает в
детском доме учителем. Тот замечает любовь мальчика к литературе и помогает Виктору
развивать её.

Многое из того, чему
научит Астафьева поэт из Сибири, пригодится ему в дальнейшем
поиске своего пути в литературе и найдёт своё отражение в рассказах писателя.

О своих детских годах
писатель впоследствии расскажет: «Детство моё осталось в далёком Заполярье.
Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь
военной поры».

Заработав немного
денег, Астафьев отправляется в Красноярск. Здесь проходит
обучение в ФЗО (школе фабрично-заводского обучения) и получает рабочую профессию
составителя поездов.

В 1942 году его
призывают в Красную Армию. Уже весной в 1943 году Виктор оказывается
на фронте. Служба его проходит на Первом Украинском фронте. За проявленное
мужество и героизм связист Астафьев награждён боевыми наградами:
орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Польши», «За отвагу», «За
освобождение Германии».

Несколько раз Астафьев
был тяжело ранен. Получив очередное ранение, Астафьев оставляет
военную службу, женится. Молодая семья переезжает в город Чусовой. Супруга
Астафьева была родом из этих мест.

Ранения сказались на
состоянии здоровья: Виктор не может работать по специальности.
Слесарь, грузчик, плотник, чернорабочий, мойщик мясных туш, вахтёр
мясокомбината – это далеко не полный список профессий Виктора Астафьева.

Случайно Астафьев
оказывается на собрании литераторов при местной газете. Для газеты он пишет
рассказ «Гражданский человек». И начинает сотрудничать с газетой «Чусовской
рабочий
». Это было в 1951 году. Астафьев пишет репортажи, статьи,
рассказы.

Книга рассказов «До
будущей весны», вышедшая в 1953 году, становится удачным дебютом Виктора
Астафьева
.

В 1955 году писатель
издаёт книгу рассказов для детей «Огоньки».

Два года писатель
работает над романом «Тают снега». Выпускает также две книги для детей:
«Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот».

В 1958 году Астафьев
становится членом Союза писателей РСФСР. В 1961 году он заканчивает Высшие
литературные курсы в Москве.

Широкая известность к
писателю Астафьеву приходит с появлением в печати повестей «Перевал»,
«Стародуб» и «Звездопад».

Семья писателя
переезжает в Вологду.

Созданные автором пьесы
«Черёмуха» и «Прости меня» с успехом идут на сценах многих
театров страны.

Позднее за повести «Кража»,
«Пастух и пастушка», «Перевал» и «Последний поклон»
писатель Астафьев был удостоен Государственной премии РСФСР имени
Максима Горького.

За повесть «Царь-рыба»
писатель получает Государственную премию СССР.

В 1980 году Астафьев
уезжает на родину – в Красноярск. Здесь он много и плодотворно работает.

 Из-под пера
писателя один за другим выходят рассказы «Медвежья кровь», «Слепой
рыбак
», «Улыбка волчицы» и многие другие.

В 1989 году писатель Виктор
Петрович Астафьев
удостаивается высокого звания Героя Социалистического
Труда. За роман «Прокляты и убиты» Астафьев получает
Государственную премию России в 1995 году.

Он пишет новую повесть
о войне «Так хочется жить», затем ещё одну – «Обертон». В 1997
году писатель завершает повесть «Весёлый солдат», начатую в 1987 году.

Астафьев тяжело болеет: сказываются боевые
ранения и возраст. Кроме того, работа над романом «Прокляты и убиты»
тоже отняла у писателя немало сил и здоровья. 29 ноября 2001 года писатель
скончался в родной Овсянке.

Автобиографический
рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
написан в 1968 году и является одной из глав книги «Последний поклон».

Рассказ ведётся от
первого лица. Все ожидают городского фотографа, который будет «фотографировать
нас, учащихся овсянской школы»
. Школьники взволнованы предстоящим
фотографированием и заранее распределяют места рассадки для фотографирования.

Главному герою и его
лучшему другу «светит» самое худшее место: «Ни в ту зиму, ни во все
последующие мы с Санькой не удивляли мир прилежанием и поведением, нам и на
середину рассчитывать было трудно. Быть нам сзади, где и не разберёшь, кто
заснят?».

От обиды друзья до
темноты катались с горы: «Ухарски гикая, ругаясь, мчались мы не просто так,
в погибель мчались, поразбивали о каменья головки санок, коленки посносили,
вывалялись, начерпали полные катанки снегу»
. А ночью «наступила расплата
за отчаянный разгул»
.

Мальчик болен
ревматизмом, и ноги его всегда слегка болят, но если их застудить, то боль
делается невыносимой. Так случилось и на сей раз. Всю ночь бабушка пытается
облегчить страдания внука, который «бился и кричал на весь дом».

А самым страшным
оказалась невозможность дойти до школы для фотографирования. Это довершало все
беды мальчишки. И даже то, что верный друг остался с ним дома, мало его
утешало. Возмещением всех телесных и душевных страданий был приход к мальчику
учителя.

Автор особенно
подчёркивает тот факт, что к учителям в их деревне все относились с большим
уважением. Самым почётным гостем на всех деревенских мероприятиях был учитель.
Учителям, молодым и ещё неопытным в жизни, помогали всей деревней. Тишком,
бочком просочатся деревенские бабы в избу учителя и забудут там кринку молока
либо сметанки, творогу, брусники туесок. Ребёночка доглядят, полечат, если
надо, учительницу необидно отругают за неумелость в обиходе с дитём. Когда на
сносях была учительница, не позволяли бабы ей воду таскать. Один раз пришёл
учитель в школу в подшитых через край катанках. Умыкнули бабы катанки — и к
сапожнику Жеребцову снесли. Шкалик поставили, чтоб с учителя, ни Боже мой,
копейки не взял Жеребцов и чтоб к утру, к школе всё было готово.

Учителей уважали не
просто так. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со
всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Ещё
уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить
написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно: на сельсовет, на
разбойника мужа, на свекровку.

И вот учитель,
почитаемый в деревне человек, сам пришёл к ученику и принёс фотографию. Пришёл,
потому что понимал, как горько было больному мальчику не попасть на этот
снимок, пришёл утешить.

В доме по этому поводу
устроен праздник: «Бабушка застелила стол праздничной скатертью и
понаставила-а-а-а… И варенье, и брусница, и сушки, и лампасейки, и пряники городские,
и молоко в нарядном сливочнике».
Бабушка рада приходу учителя не меньше
внука. А, возможно, и больше: она ведь лучше мальчишки понимает, какая честь
оказана внуку. Она по такому случаю даже ведёт себя не по-будничному.

Прошло много лет, с
трудом вспомнились имена, а фамилия так и канула в Лету. Но самого учителя
герой рассказа помнит хорошо. На свои скудные сбережения он покупал необходимые
школьные принадлежности, а когда они закончились, начал проводить уроки в лесу.
Учитель стал водить нас по лесу и рассказывать про деревья, про цветки, про
травы, про речки и про небо.

Как он много знал! И
что кольца у дерева — это годы его жизни, и что сера сосновая идёт на канифоль,
и что хвоей лечатся от нервов, и что из берёзы делают фанеру; из хвойных пород
— он так и сказал, — не из лесин, а из пород! — изготавливают бумагу, что леса
сохраняют влагу в почве, стало быть, и жизнь речек.

И ведь не только учил
детей, но и сам у них учился.

Но и мы тоже знали
лес, пусть по-своему, по-деревенски, но знали то, чего учитель не знал, и он
слушал нас внимательно, хвалил, благодарил даже.

Поэтому и даёт автор
наказ тем, кто захочет избрать для себя профессию учителя:

И каждый человек,
мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя,
чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб
сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и
непослушных людей, как я и Санька.

И поднялась душа –
подранок,

Душа, подбитая
войной,

Тоской детдомовских
лежанок,

Больничной скукой
ледяной.

Лети смелее,
бедолага,

Расправив крылья за
спиной.

Тобой добыто это
благо

Нечеловеческой
ценой!

Пой о своём, пусть
голос сорван

Стенанием долгим и
бедой,

И искажён сиротской
торбой

И похоронок чередой.

Борис Романов «Венок
Астафьеву».

В.П. Астафьев 

«Фотография, на которой меня нет».

Проблемы рассказа.

C:UsersТимкаDesktophnodggvrvr4l-viktor-astafev.jpg

Открытый урок по литературе

(октябрь, 2016 год)

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа.

Цели:

— углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; обсудить содержание и выявить проблемы в рассказе; совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

— развивать критическое мышление через работу в парах, самостоятельную работу;

— способствовать нравственному становлению личности обучающихся;

— коррекция внимания, мышления, речи через комментированное чтение и пересказ.

Как прекрасно устроен человек!

Какой великий дар ему дан — Память.

В.П.Астафьев.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем проводить время в общении и делиться своими мыслями. Прошу садиться.

2. Тема, цели урока.

Тема нашего урока… Нам необходимо будет выяснить, какие проблемы раскрываются в рассказе, что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти, а также будем учиться мыслить критически и постараемся взглянуть на события рассказа с разных точек зрения.

3. Запись в тетрадь.

Откройте рабочие тетради, запишите число, тему и эпиграф к нашему уроку.

Ребята, как вы думаете, почему Астафьев называет память великим даром? (ответы учеников).

4. Актуализация знаний.

Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Какие рассказы мы с вами уже читали? О чем они? («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»).

Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет»? (главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, получает урок жизни; действие происходит в деревне).

5. Слово о писателе.

А теперь несколько слов об авторе.

Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в Енисее. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна. Только заботами бабушки было скрашено его сиротское детство.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку. Но отношения с мачехой не сложились. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом. «Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки,»- напишет впоследствии В.П.Астафьев.

В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Был награжден орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от первого лица о собственном детстве. Впоследствии эти рассказы составили книгу «Последний поклон».

С понятием «цикл» мы уже знакомы. Давайте вспомним его значение (ответы детей).

Как вы думаете, рассказы в цикле «Последний поклон» чем объединены? (развернутые ответы).

Об этом времени Астафьев писал: «Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

6. Анализ рассказа.

А теперь обратимся к рассказу. Посмотрите еще раз на его название и назовите главное слово (фотография). Давайте составим кластер с этим словом. Напомните мне, пожалуйста, что такое «кластер»?

Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

← ФОТОГРАФИЯ →

Вывод: Что такое фотография? (развернутые ответы обучающихся).

Какое важное событие происходит в рассказе? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (ответы учеников).

7. Офтальмологическая минутка.

8. Работа в парах.

Назовите основных героев этого рассказа? (Витька и Санька, бабушка, учитель и учительница).

Домашним заданием вам было разделиться на пары и охарактеризовать основных героев произведения. Давайте проверим.

I группа: Бабушка

— лечит, переживает;

— молится;

— то ругается, то ласково называет;

— заплакала и напустилась на деда;

— хотела, чтоб Витька сфотографировался;

— баловала;

— народные приметы;

— хозяйка, «понаставила-а-а»;

— хвасталась.

Вывод: Бабушка – хранительница народной мудрости, семьи, защитница.

II группа: Учитель и учительница

— принес фото Витьке, приветливо смотрел;

— глаза, волосы;

— всеобщее уважение, молчаливое (за что?, воз дров, крынка молока, подшитые через край катанки);

— школу поднял, фотографа пригласил;

— много знал, но и слушал ребят → благодарил;

— всегда готов броситься вперед и оборонять.

Зачем автор вводит в рассказ эпизод со змеем? Почему Витьке этот эпизод так запомнился? (герой получает урок мужества).

Вывод: Почему учителя остались в памяти героя? (Они – герои, уроки мужества и доброты).

III группа: Витька и Санька

— учеба и поведение, «люди пропащие»;

— долго терпит;

— почему их нет на фото?

— заревел от бессилия;

— переживает, что его нет на фото (отвернулся, губы дрожат);

— за столом старался не облапаться;

— хотелось заплакать, когда ушел учитель.

Вывод: в рассказе нет страшных картин сиротства, трудной жизни;  характер еще формируется (отзывчивый, внимательный, чувственный).

Индивидуальное задание:

Индивидуальным заданием было проанализировать эпизод с растениями. Давайте послушаем ответ вашего товарища (ответ ученика).

Все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы. Он тоже тянется к солнцу, свету, теплу. Такой прием, ребята, называется параллелизм. Давайте запишем его определение в тетрадь.

Параллелизм – это один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения. 

9. Выводы по рассказу.

Итак, рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». Почему же эта фотография так дорога нашему герою? (презентация).

Как относится герой к этой фотографии? (На ней изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию? (фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, люди, родные места).

Зачитаем последний абзац в рассказе… Как вы понимаете эти слова?

История – это что?… Фотография – это часть истории.

Сейчас в наше время отношение к фотографии изменилось? (да)

Действительно, сейчас фото сопровождает нас везде: на дисплее мобильного телефона, в бумажнике, на экране монитора. По сути в фото отражена вся наша жизнь и жизнь наших друзей и близких. Все это стало доступным благодаря возможности сделать снимок в любое время.  Сейчас человек может даже фотографировать самого себя. Как это называется? (селфи или «себяшка»).

Селфи – это плохо или хорошо? (повышается самооценка, но портятся отношения в реальной жизни).

У кого на аве стоит селфи? А у кого фото другого человека?

10. Итоги урока.

Итак, о чем рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?

— о том, как быть добрым;

— о человеческой памяти;

— о способности хранить благодарность к прошлому;

— о войне, мы помним прошлое.

Вашим итоговым заданием будет составить синквейн со словом «память».

А пока вы думаете, я зачитаю вам слова Астафьева: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнет усталости… И воскреси – слышишь?- воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него».

Давайте проверим, что у вас получилось.

Память

Историческая, нравственная

Живет, возвращается, поражает

Прошлое не проходит бесследно

Фотография

11. Домашнее задание

Подготовить рассказ о фотографии, которая вам дорога.

Я вам желаю, чтобы память возвращала вас только к приятным моментам, чтобы этих моментов у вас было больше. А фотографии, которые вы будете рассматривать спустя несколько лет, вызывали лишь положительные эмоции..

Ну а моим приятным воспоминанием будет, возможно, вот эта фотография (учитель показывает фотографию класса), несмотря на то, что меня на ней нет.

Краткое описание документа:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Дударева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Верхнедеревенская СОШ»

Тема урока: В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Цели урока: углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; обсудить содержание  и выявить проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Ход урока:

I.      Оргмомент.

— Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кому нравится проводить время в общении с друзьями и делиться своими мыслями. Здравствуйте те, кто любит литературу.

II. Стадия вызова:

 — Писатель и время… Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
   Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.

1. Ответ по кругу.

 — Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)

2. Узнай произведение и героев Астафьева   (Коллективная работа)

-Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении  идет речь, назвать героя и главное событие:

1) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому».       («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

  2) «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

   — Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник».         («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод   набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

  Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать?   (Действие в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, делающее его взрослее, серьезнее, получает урок жизни).

— Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является составной главой из большого автобиографического произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон». (см. выставку книг Астафьева)

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?!
Память моя , сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости…И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него».

  — Цель нашего урока: выяснить, какие проблемы раскрываеюся в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти, а также будем учиться мыслить критически и постараемся взглянуть на события рассказа с разных точек зрения.

 3.  Кластеры

— Как вы думаете, какое слово в названии рассказа является ключевым? (фотография)

— У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «фотография». (Работа в группах).

 SHAPE  * MERGEFORMAT

— Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. А фотография позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад.  Фотография – это память, личная память.

III.           Стадия осмысления содержания.

  Мы убеждаемся, что сюжет рассказа  очень прост; событие, положенное в его  основу, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении имеет  второстепенное значение. Тогда что же в рассказе самое главное?

    -Какие открытия вы сделали, прочитав этот рассказ?

-Приезд фотографа в деревню было большим событием
(жизнь в родном краю была взбудоражена: впервые из города приехал фотограф в школу, даже занятия были прерваны; гость важный — всей деревней думали, где его поселить, во что одеться: «я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила…»,- причитала бабушка Катерина; Саньке дядя Левонтий выдал телогрейку «по случаю фотографирования»)
-Меня поразило отношение жителей к учителю и учительнице.
(Их любили, почитали: «Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых; за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу; можно пожаловаться на кого угодно; учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам молодежь учили…»)

— Почему главный герой запомнил своего учителя?
(учитель был очень внимательным, добрым, интеллигентным человеком, много знал, всегда был готов оказать помощь своим односельчанам; он, проявил инициативу, договорился с городским фотографом, привез его в деревню; а когда фотография была готова, он принес ее главному герою, на ней были изображены одноклассники главного героя)

— Проанализируйте эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?
(в сцене со змеей мы видим, что учитель готов пожертвовать своей жизнью ради своих учеников, он способен на подвиг: «вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь»)
-Как вы представляете себе эту фотографию?
— Почему Санька отказался идти фотографироваться
(он чувствовал свою вину в том, что Витя заболел и не смог пойти в школу, решил проявить солидарность: «Не последний день на свете живем!- солидно заявил Санька. (И мне почудилось, не столько уж меня, сколько себя убеждал Санька). — Еще наснимаемся!.. Ништяк! Поедем в город и на коне, а может, и на автомобиле заснимемся!)

— Почему эта фотография, но которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?
(этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)

      — Какие черты недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев?  Найдите приметы, по которым можно определить время событий в рассказе.

  — Можно ли говорить, что незримо в рассказе присутствуют события ВОВ?

— Вывод:  мы видим, что Астафьев словно восстанавливает черты прошлого, которые ему очень дороги как память о детстве, школе, одноклассниках, родном селе.  Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. Поэтому мы можем говорить об исторической и народной памяти, воплощенной в рассказе.

Какие события, поступки героя вы можете назвать отрицательными? – Почему так произошло? – Какой отрицательный опыт появился у героя рассказа?

— Вывод: отсутствие героя на фотографии – это наказание за плохое поведение. Мальчик понял, что каждый должен отвечать за свои поступки.

— Какие положительные, хорошие события в рассказе вы можете отметить? Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик?

-Вывод: эта фотография является для него  нравственным уроком, обретением духовного богатства. События вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее.

 Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

     -Какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки героев в сценах: «Приезд фотографа», «Лечение мальчика», «Случай со змеей»?

  Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию?

Вывод: человеческая забота – это характерно для деревенских жителей, они волнуются, переживают, где поселить фотографа.

        Бабушка Катерина Петровна способна на жертвы ради своих близких; мудрая, добрая, порядочная. Поэтому этот тёплый образ запечатлелся в памяти автора.

       Всеобщее уважение к учителям. Это люди, которые просто любили и ничего не требовали взамен.

 -Рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». А какой мог бы быть сюжет у рассказа под заголовком «Фотография, на которой я есть»? Какова бы была его главная мысль?

4.Работа над языком произведения.

Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.

Что характерно для языка рассказа? Как вы объясните это явление?

 (используются просторечные слова, народная речь, чтобы передать сибирский колорит).

– Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.

Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа:

катанки – это…

куть – это…

магарыч – это…

прострел – это…

сарана – это…

талина – это…

туес – это…

увал – это…

швырок – это…

   5.  Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор…”

 Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает? Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?

   (Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…

      «та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)

— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей.  Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи. 

6. Стадия рефлексии.

1.Синквейн

— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат маленькие листочки. Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

 Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

1.     Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2.     Два слова.  Прилагательные, описывающие признаки  выбранного предмета.

3.     Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или  действия.

4.     Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение  к предмету.

5.     Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

                  (учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)

Память.

Историческая, нравственная.

Живёт, возвращается, поражает.

Прошлое не проходит бесследно.

Фотография.

2.  Герб достижений

     — Итоги нашего урока я прошу вас подвести самостоятельно, заполните «Герб достижений» (см. листки): что вам сегодня удалось понять, что было полезно, что может вам пригодиться в дальнейшем.

                 (учащиеся заполняют и озвучивают свои «Гербы достижений»)

 SHAPE  * MERGEFORMAT

ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ

                   Этого я достиг (ла)

Это сегодня мне удалось понять:

1.

2.

3.

Об этом я уже раньше знал(а):

1.

2.

3.

Это было полезно:

1.

2.

Это может мне пригодиться:

1.

2.

7.Домашнее задание

  -Закончить сегодняшний разговор мне бы хотелось словами  Ф.М. Достоевского: «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное, светлое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание… может послужить вам во спасение».

   Полистайте фотоальбомы своей семьи.

Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к маме, папе, бабушке, дедушке, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2.Составить презентацию «Фотографии рассказывают о себе»

  • Особенности композиции сказки волк и семеро козлят
  • Основные положения сочинения о жизни учениях и изречениях знаменитых философов
  • Особенности композиции сказки богатырь салтыкова щедрина
  • Основные положения сочинения в с соловьева русская идея
  • Основные ошибки в итоговом сочинении