Основная проблематика рассказов бунина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Основные проблемы творчества Бунина

Основные проблемы творчества Бунина сочинение

Проблемой в литературном произведении называют тот вопрос, который ставит и описывает на протяжении всего повествования. Причём писатель, как правило, не ставит вопрос прямо, обычно читателю самостоятельно приходится выделять и формулировать проблему, а так же искать в тексте авторское видение её решения.

В любом литературном произведении автор закладывает какую-то проблему, поскольку это, по сути, и есть главная цель автора – высказать свою позицию по какому-то сложному философскому вопросу. Поэтому проблемы есть и в творчестве первого русского нобелевского лауреата по литературе, писателя Ивана Алексеевича Бунина.

Наиболее важные проблемы его творчества связаны с историей, влиянием исторических событий на человека и его судьбу, а так же проблема исторических эпох и то, как они сменяют друг друга, независимо от желаний обычных людей. Бунин стал свидетелем важнейших  событий – две Мировые войны, две революции, одна из которых стала поворотной в истории России и его собственной судьбе, полностью поменяв его жизнь и вынудив эмигрировать за границу. Более того, уже упомянутая революция фактически стала переломной в общемировой истории, когда старая патриархальная эпоха Имперской России ушла, на её место пришла новая, пугающая многих тогдашних интеллигентов (коим являлся и сам Бунин) эпоха Советской власти. Наиболее четко проблема смены эпох раскрывается в рассказе «Господин из Сан-Франциско», где сам господин и есть то самое «прошлое», которое умерло и никогда больше не вернётся. Даже корабль в этом рассказе называется «Атлантида», что отсылает читателя к затонувшему и навсегда исчезнувшему легендарному городу. Это же видно и в его автобиографических «Окаянных днях», написанных Буниным в 1918-1920-х годах.

Но комплекс этих проблем не является единственным в творчестве Бунина. Прожив и проработав огромную часть своей жизни заграницей, он всегда чувствовал себя чужим и одиноким. Именно по этой причине в его творчестве выделяется огромный массивы произведений, в которых прямо раскрывается проблема человеческого одиночества. Да и в целом, в творчестве Ивана Алексеевича, так или иначе фигурирует и чувствуется это самое «одиночество», которое преследовало автора большую часть его жизни.

Так же одной из проблем, которая видна в произведениях Бунина, является проблема любви, её истинности, того, что она может стоить для человека и того, на что порой человек готов ради любви. Очень важное место всеобъемлющая проблема любви занимает в знаменитейшем сборнике Бунина «Темные аллеи», во многом она раскрывается в «Старом порте», «Иде» и «Убийце».

Также читают:

Картинка к сочинению Основные проблемы творчества Бунина

Основные проблемы творчества Бунина

Популярные сегодня темы

  • Как не заблудиться в лесу

    В лесу легко заблудиться, особенно если мы не следуем по обозначенным туристическим маршрутам. Очень часто это происходит с грибниками, которые, предложив поискать лесные сокровища, не обращают внимания на характерные элементы местности.

  • Великая Отечественная война в литературе 20 века сочинение

    Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти

  • Сочинение Анализ рассказа Окаянные дни Бунина

    «Окаянные дни» − книга, написанная великим русским писателем И. А. Буниным, лауреатом Нобелевской премии. В этой книге он излил всю боль своей души. Книга охватывает такие эпохальные события в истории России

  • Сочинение Наруто мой любимый мультфильм

    Несмотря на то, что все в мире уже привыкли к Наруто, считают его чем-то примитивным и типичным, всем известным аниме для детей, на котором выросли и помешаны многие не только дети, но и подростки и даже более взрослые люди

  • Сочинение по повести Барышня-крестьянка Пушкина

    Это произведение писатель представляет в виде небольшого рассказа, с абсолютно простым сюжетом, который был выстроен на событиях, произошедших в реальности.

Всю свою жизнь Бунин чувствовал себя чужим, принадлежащим другой эпохе. Его не принимали многие современники: одним он казался «излишне бытовым писателем», другим — «недостаточно идейным».  Однако автор со своим «зорким глазом» умел видеть и чувствовать жизнь во всех её проявлениях. Изобразительность для него – неотъемлемый элемент любого произведения

Но как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения (хотя бы и самого новейшего, нелепейшего) предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной? – писал он

Тяжелую ношу литературного непризнания писатель пронёс сквозь все года. Но такое «одиночество в письме» не помешало ему создать настоящие шедевры, интерес к которым не пропал и в наши дни. Почему же не пропал? А потому, что автор затронул огромное количество важных и вечных проблем. В данной работе мы разберем самые основные из них.

Проблемы, привлекающие внимание Бунина, в основном связаны с той эпохой, в которой был «вынужден» существовать писатель. Почему «вынужден»? Он неоднократно сетовал на судьбу.  «Да, уж слишком много нам дала судьба «великих, исторических» событий. Слишком поздно родился я», — заявлял творец. Действительно, в период жизни автор произошли грандиозные события, затронувшие каждого жителя России: мировая война, революции 1905г., 1917г., Великая Отечественная война. Как и многие, Бунин не мог обойти эти явления стороной в своих произведениях. Так, проблема судьбы России часто присутствует на страницах шедевров автора. Например, в философско-публицистическом произведении «Окаянные дни» (1918г.) он выразил своё отношение к Октябрьской революции. В то время как Блок в этом слышал «музыку революции», писатель – «какофонию бунта».

Лирические произведения Бунина менее известны, однако именно в них отражена проблема, которую автор «пронёс» с собой через всю жизнь — одиночество. В одноименном стихотворении лирический герой переживает расставание с любимой. Мы видим не только внутреннее опустошение, но и внешнее: вокруг «серая тьма», «холодная пустыня воды». Он надеется на приход весны, на внутреннее оживление. Но настанет ли когда-нибудь оно? Это стихотворение также раскрывает и другую важную проблему для Бунина – любовную. Трудности взаимоотношений между мужчиной и женщиной отражены и во многих прозаических произведениях писателя. Для него это резкий удар, наваждение, которое «налетает Бог весть откуда и несёт героев навстречу судьбе».

Несмотря на то, что Бунин сам называл себя «изгнанником», что он провел более тридцати лет на территории чужой страны, он всегда был рядом со своей Родиной, со своим народом. Писатель переживал за судьбу отечества. До последних дней он тосковал по родному краю, но так и не вернулся. Бунин является неотделимой частью нашей истории. Частью, которой нужно гордиться.

Автор: Анастасия Сметанова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Произведения
И.А. Бунина наполнены философской
проблематикой. Основными вопросами,
волнующими писателя, были вопросы смерти
и любви, сущности этих явлений, их влияния
на человеческую жизнь.В предреволюционное
десятилетие на первый план в творчестве
Ивана Бунина вышла проза, вобравшая в
себя органически присущий таланту
писателя лиризм. Это время создания
таких шедевров, как рассказы “Братья”,
“Господин из Сан-Франциско”, “Сны
Чанга”.
Историки
литературы считают, что эти произведения
стилистически и мировоззренчески тесно
связаны между собой, составляя вместе
своеобразную художественно-философскую
трилогию.

Наиболее глубоко
тема смерти раскрыта Буниным в его
рассказе «Человек из Сан-Франциско»
(1915). Кроме того, здесь писатель старается
ответить и на другие вопросы: в чем
счастье человека, каково его предназначение
на земле.

Главный герой
рассказа — господин из Сан-Франциско
— полон снобизма и самодовольства. Всю
жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив известных миллиардеров.
Наконец, ему кажется, что поставленная
цель близка, пора отдохнуть, пожить в
свое удовольствие — герой отправляется
в круиз на корабле «Атлантида».

Он ощущает себя
«хозяином» положения, но не тут-то было.
Бунин показывает, что деньги —
могущественная сила, но на них невозможно
купить счастье, благополучие, жизнь…
Богач умирает во время своего блистательного
путешествия, и оказывается, что мертвым
он уже никому не нужен. Обратно его,
всеми забытого и покинутого, перевозят
в трюме корабля.

Сколько раболепия
и преклонения видел этот человек при
жизни, столько же унижений испытало его
бренное тело после смерти. Бунин
показывает, сколь призрачна власть
денег в этом мире. И жалок человек,
делающий ставку на них. Сотворив себе
кумиров, он стремится достичь того же
благосостояния. Вот, кажется, цель
достигнута, он на вершине, ради которой
много лет трудился, не покладая рук. А
что сделал, что оставил потомкам? Даже
имени его никто не запомнил.

Бунин подчеркивает,
что все люди, независимо от их состояния,
материального положения, равны перед
смертью. Именно она позволяет увидеть
истинную сущность человека. Загадочна
и таинственна смерть физическая, но еще
более страшна смерть духовная. Писатель
показывает, что такая смерть настигла
героя гораздо раньше, когда он посвятил
свою жизнь накоплению денег.

Рассказ “Сны
Чанга” является философским произведением
рубежа веков. В нем рассматриваются
такие вечные темы как любовь и счастье,
говорится о зыбкости счастья, построенного
только на любви, и вечности счастья,
основанного на верности и признательности.

Единственными
ценностями, уцелевшими в современном
мире, писатель считает любовь, красоту
и жизнь природы. Но и любовь бунинских
героев трагически окрашена и, как
правило, обречена («Грамматика любви»).
Тема соединения любви и смерти, сообщающего
предельную остроту и напряженность
любовному чувству, свойственна творчеству
Бунина до последних лет его писательской
жизни.

Проблема человека
и цивилизации в рассказе И.А. Бунина
«Господин из Сан-Франциско». Горе
тебе, Вавилон, город крепкий! Апокалипсис
Иван Алексеевич Бунин — писатель тонкой
психологической характеристики, умеющий
детально вылепить персонаж или окружающую
обстановку. При несложном сюжете поражает
богатство мыслей, образов и символики,
которые присущи художнику. В своем
повествовании Бунин несуетлив и
обстоятелен. Кажется, весь окружающий
мир вмещается в его небольшое произведение.
Это происходит благодаря прекрасному
и четкому слогу писателя, тем деталям
и подробностям, которые он включает в
свое произведение. Рассказ «Господин
из Сан-Франциско» не служит исключением,
в нем писатель старается ответить на
интересующие его вопросы: в чем счастье
человека, его предназначение на земле?
Со скрытой иронией и сарказмом описывает
Бунин главного героя — господина из
Сан-Франциско, не удостаивая его даже
имени (не заслужил). Сам же господин
полон снобизма и самодовольства. Всю
жизнь он стремился к богатству, создав
себе кумиров, пытался достичь того же
благополучия, что и они. Наконец, ему
кажется, что поставленная цель близка,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие,
он «хозяин» положения, но не тут-то было.
Деньги — могущественная сила, но на них
невозможно купить счастье, благополучие,
жизнь. Собираясь путешествовать в Старый
Свет, господин из Сан-Франциско тщательно
разрабатывает маршрут; «люди, к которым
принадлежал он, имели обычай начинать
наслаждения жизнью с поездки в Европу,
в Индию, в Египет. Маршрут был выработан
господином из Сан-Франциско обширный.
В декабре и январе он надеялся наслаждаться
солнцем в Южной Италии, памятниками
древности, тарантеллой. Карнавал он
думал провести в Ницце, затем Монте-Карло,
Рим, Венеция, Париж и даже Япония».
Кажется, все учтено и выверено. Но
подводит погода. Она неподвластна
простому смертному. За деньги можно
попытаться не замечать ее неудобств,
но не всегда, и переезд на Капри явился
страшным испытанием. Утлый пароходик
едва справлялся с той стихией, которая
обрушилась на него. Господин из
Сан-Франциско считал, что все вокруг
создано лишь для того, чтобы ублажать
его персону, свято верил в могущество
«золотого тельца». «Он был довольно
щедр в пути и потому вполне верил в
заботливость всех тех, что кормили и
поили его, с утра до вечера служили ему,
предупреждая его малейшее желание,
охраняли его чистоту и покой, таскали
его вещи, звали для него носильщиков,
доставляли его сундуки в гостиницы. Так
было всюду, так было в плавании, так
должно было быть и в Неаполе». Да,
богатство американского туриста, словно
волшебным ключом, открывало многие
двери, но не все. Оно не смогло продлить
ему жизнь, оно не оберегло его и после
смерти. Сколько раболепия и преклонения
видел этот человек при жизни, столько
же унижений испытало его бренное тело
после смерти. Бунин показывает, сколь
призрачна власть денег в этом мире. И
жалок человек, делающий ставку на них.
Сотворив себе кумиров, он стремится
достичь того же благосостояния. Вот,
кажется, цель достигнута, он на вершине,
ради которой много лет трудился не
покладая рук. А что сделал, что оставил
потомкам? Даже имени его никто не
запомнил.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И.А.Бунин

Действительно мы можем сказать, что имя Ивана Алексеевича Бунина навсегда останется в истории мировой литературы. Он был не только поэтом, чьи стихи любят и знают многие поколения людей, но и писателем. Идеи, проблемы и самый материал действительности послуживший основой его произведения, уже принадлежат историк, но вопросы, поставленные в них, волнуют нас и по сей день.

Бунин был дворянином по происхождению, поэтому в ранней его прозе особенно ярко подчеркнута тема уходящего дворянского прошлого России. Появляются такие произведения как «Антоновские яблоки», «Новая дорога», а позже «Деревня» и «Суходол». В них писатель сожалеет о гибели старого уклада, грустит о романтике дворянских гнезд. Эти произведения похожи на эпитафии, ведь в них писатель ищет причину такой быстрой и неизбежной гибели дворянских гнезд, пытается уловить ход истории, и вместе с тем все эти произведения не просто эпические, а в них присутствуют и поэтические образы, и пейзажи. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» Бунина привлекает и красота природы, и красота и простота патриархальной жизни и быта. Вот тут-то и проявляется импрессионистическая манера изображения Бунина. У писателя поэзия прошлого заключается в близости жителей деревни к природе, в их простоте и здоровье. Бунинские образы крестьян и крестьянок наделены такими чертами индивидуальности, что мы забываем, что это литературные персонажи, плод фантазии автора. Жизнь предков сохраняет свое былое очарование, влечет к себе Бунина. Но иные, жесткие черты проступают на лицах фамильных портретов, до тех пор «кротко» глядевших на него со стен.

В суходольских жителях, помещиках и дворовых, Бунин стремится выявить прежде всего исконно русские, «общедеревенские», мужицкие черты. Картиной полузаброшенного кладбища оканчивается эта повесть о русском усадебном дворянстве, рассказ «Антоновские яблоки» Бунин завершает так: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем, мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие». Здесь рассказ Бунина перекликается с «Вишневым садом» Чехова, с его главной мыслью. Как и образ сада хранит в своей глубине идею времени, точнее — идею человеческой жизни, текущей из рода в род, так и залах антоновских яблок хранит память о прошлом, об уходящих, разоряющихся дворянских усадьбах и поместьях.

Но в середине 10-х годов тематика произведений Бунина меняется. Писатель переходит от темы патриархально-помещичьей России к теме критики буржуазной действительности того времени. Ярким произведением этого периода является рассказ «Господин из Сан-Франциско». С мельчайшими подробностями, перечислял каждую мелочь, описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. Этим людям ничто не может доставить удовольствия, их мир абсолютно бездуховен, это мир кукол и механизмов. Самого же героя рассказа писатель почти не наделяет внешними приметами, он даже не называет его, герой не достоин называться человеком. «Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть», — напишет Бунин много лет спустя.

В этом рассказе Бунин показывает что он настоящий писатель. В произведении присутствуют аллегории, множество ассоциаций я символов. Корабль «Атлантида» представлен как символ цивилизации, а бушующий океан — символ реальной, действительной жизни.

В цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед нами самые различные моменты и оттенки в отношениях мужчины и женщины. Смерть и любовь — почти неизменные мотивы бунинской прозы этого периода.

Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью.

Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.

Толстой писал: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, — цените их, живите ими». Такими «зарницами» счастья, озаряющими жизнь человека, Бунин считает любовь. Любовь по Бунину — не придумана людьми, она встречается и, может быть, не столь уж редко. Она — огромное счастье, но счастье недолгое, порою — мгновенное. Трагедийность бунинской любви именно в том, что она слишком сильна, чтобы продлиться. Обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того: оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни — и чудо, озарение, «солнечный удар», поразивший их, уничтожатся.

Во многих рассказах этого цикла Бунин не называет имена главных героев. Он, как и Чехов, пленяет нас иными средствами, чем внешняя занимательность, «загадочность» ситуации, заведомая исключительность персонажей. Бунин приковывает вдруг наше внимание к тому, что как бы совершенно обычно, доступно будничному течению нашей жизни; мимо чего мы столько раз проходили, не остановившись и удивившись, итак бы и не отметили для себя никогда без подсказки.

По части красок, звуков и запахов, «всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир», предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайщих и разительнейших подробностей, деталей, оттенков.

Книга «Темные аллеи» стала той неотъемлемой частью русской и мировой литературы, которая, пока живы люди на земле, не забудется и навсегда останется в их памяти.

похожие материалы

< Предыдущая   Следующая >

Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением, он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский.

Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь традициями культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.
Бунин никогда не брал на себя роль пророка; его произведения, проникнутые тревогой за судьбу России, — это честный, глубокий анализ. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; … я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжире… Я, как сказал Саади, «стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические…», — писал он в автобиографии. Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».

Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками: ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909), Бунин был избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности (1909), в 1911 и 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. Уже в эмиграции, в 1933 году первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию.
Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

— Познакомьтесь с жизнью и творчеством писателя, используя материал с сайта КУЛЬТУРА.РФ  и дополнительные источники. Не забудьте сделать краткий  конспект.
—  Прочитайте  произведения Ивана Алексеевича:
— ЛИРИКА; 
— ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО;
— ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ;
 ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК;
— СОЛНЕЧНЫЙ УДАР;
— ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ.

Прочитав рассказы Бунина на тему любви, мы понимаем, что не все просто в мире любви, и за ярким, возвышенным чувством скрывается непростой мир человеческих взаимоотношений. Писатель считал, что любовь является высшей точкой человеческой жизни, ее кульминацией. Не случайно он писал: «всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена».

Для Бунина истинная любовь подобна вечной красоте природы, а по-настоящему прекрасно только естественное чувство. По мнению писателя, в человеческой судьбе объединяются любовь и смерть, происходит неизбежная расплата за счастье. “Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству” — так он в одном своем письме объяснял, почему тема любви и смерти так часто присутствует в его творчестве.

Любовь — это большое счастье, но недолгое, почти всегда — мгновенное, как луч света: вспыхнуло и исчезло. И чем сильнее, необычнее чувство, тем скорее суждено ему оборваться. Но эта короткая вспышка может осветить всю жизнь и память человека. Спокойное счастье, тихая любовь, обыденность — все это невозможно в произведениях писателя. Он отрицает возможность продления любви в семье, браке. По мнению Бунина, даже если она заканчивается трагедией (разлукой или гибелью), любовь все равно является великим счастьем. Но это прозрение приходит слишком поздно.

В произведении “Солнечный удар” автор развивает трагическую тему любви. В отличие от других рассказов Бунина, она взаимна, но как и во всех — слишком хороша для того, чтобы длиться дальше. Расставание закономерно и неизбежно. Чтобы обратить читательское внимание на очень малый отрезок отпущенного любви времени, писатель даже не упоминает имен героев, а только описывает быстро развивающееся действие. Кроме того, оба главных героя понимают: если у их любви будет продолжение и их пути соединятся, то эта вспышка, “солнечный удар” исчезнет.

— Проверьте свои знания:
— Биография Бунина: 
Тест по произведению “Господин из Сан-Франциско”:
— Тест по произведению «Темные аллеи».
— Тест по произведению «Чистый понедельник».
— Тест по произведению «Легкое дыхание»

Основные темы и идеи прозы И.А. Бунина

Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) называют «последним классиком». В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они — сама жизнь.

Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества мы видим в рассказе «Антоновские яблоки». Бунин сожалеет об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Лучшие воспоминания Бунина о прежней жизни пропитаны запахом антоновских яблок. Он надеется, что вместе с отмирающей дворянской Россией корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.

В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов Бунина начала меняться. Он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Сборник Бунина «Темные аллеи» полностью посвящен любви. Большинство рассказов написано во время Второй мировой войны во Франции, в Грассе, под «мрачное, умоляющее завывание сирены» и «очень громкий рокот и гул» самолетов. По признанию В.Н. Муромцевой, жены писателя, работая над книгой о любви, было легче «переносить непереносимое». Видимо, только размышляя о вечном (а именно вечным и является любовь), человек может достойно пережить преходящее, даже такое страшное преходящее, как война.

Тема любви по-разному осмысливается в бунинских рассказах, однако в этом осмыслении, несомненно, можно найти и общие черты. Так, в сборнике нет ни одного рассказа, где отношения между девушкой и молодым человеком заканчивались браком. Писатель изображает не обычные земные желания, не просто необходимость продолжить род, а настоящее чудо – то высокое чувство, которое называется любовью. В любви у Бунина, как и в жизни, всегда присутствует трагедия. Ведь любовь – слишком сильное потрясение, чтобы продолжаться долго. Может быть, поэтому герои его рассказов расстаются или даже умирают. А вот любовь в их сердцах остается навсегда.

Все произведения сборника сближает мотив воспоминаний о молодости и родине.

Рассказ «Темные аллеи», давший название сборнику, был написан, по признанию самого Бунина, «очень легко, неожиданно».

История отношений Надежды и Николая Алексеевича, героев рассказа «Темные аллеи», проста, как сама жизнь. Через тридцать лет встретились люди, когда-то очень любившие друг друга. Она — хозяйка «частной горницы» при почтовой станции, он — «стройный старик-военный», остановившийся в осеннее ненастье отдохнуть и пообедать. Владелицей теплой и опрятной горницы оказалась Надежда, «красивая не по возрасту женщина», темноволосая, «с темным пушком на верхней губе». Она узнала бывшего возлюбленного сразу, сказала, что замуж не выходила, потому что любила всю жизнь его, несмотря на то что «бессердечно» он ее бросил. Простить же так и не смогла. Николай Алексеевич женился, как ему казалось, по любви, но счастлив не был: оставила жена, изменив тому, который ее «без памяти любил», сын вырос «негодяем» и «мотом».

Вот, кажется, и вся история, в которой поправить ничего нельзя. Да и надо ли что-то менять? Есть ли в этом смысл? На такие вопросы Бунин не дает ответов. Мы же не знаем, что было в прежней жизни наших героев. Однако думается, что легким флиртом казались тогда Николаю Алексеевичу отношения с крепостной красавицей Надеждой. Он и теперь недоумевает: «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

У Надежды же ничего не осталось в жизни, кроме воспоминаний о первой любви, хотя она крепко живет, «деньги в рост дает». Ее уважают за справедливость, за прямоту, за ум.

Николай Алексеевич уехал, не справившись с нахлынувшими чувствами, вспоминая волшебные стихи, которые когда-то читал любимой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…».

Значит, след в душе остался достаточно глубокий, не отступали воспоминания. Да и кому не лестно быть единственным в жизни? Заноза в сердце засела крепко, теперь уже навсегда. А как же иначе? Ведь выяснилось, что больше любви и не случилось. Шанс дается только один раз. Им нужно было воспользоваться, пережив, возможно, разрыв с родными, непонимание и осуждение друзей, а может, и отказавшись от карьеры. Все это по плечу настоящему Мужчине, способному любить и защищать свою Женщину. Для такого нет сословных различий, он не принимает закон общества как обязательный, а бросает ему вызов.

Но наш герой не может ни понять, ни оценить своих поступков, поэтому покаяния не происходит. Зато любовь живет в сердце Надежды, которая не опускается до упреков, жалоб, угроз. Она полна человеческого достоинства и благодарна судьбе, подарившей ей на закате дней встречу с тем, которого она когда-то «Николенькой звала», которому отдала «свою красоту, свою горячку».

Истинная любовь ничего не требует взамен, ничего не просит. «Любовь прекрасна», ибо только любовью можно ответить на любовь…

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Бунин

Философская проблематика произведений Бунина — сочинение

Иван Бунин – русский писатель, который известен нам как лирик. Он очень много размышляет на темы крестьянства, судьбы своего народа, человеческих чувств. Эти темы интересны во все времена. В его произведениях прослеживается его грусть и чувство одиночества, раскрывается суть человеческого бытия, его непродолжительного пребывания в этом мире. Он рассматривает ценности  человека. По его суждениям можно сделать вывод, что человек всего-навсего песчинка в этом мире, по сравнению со вселенной.

нейросеть

В рассказах Бунин часто раскрывает человеческое естество. Он показывает , на сколько люди эгоистичны, самоуверенны. Человек очень редко задумывается о своем пребывании на земле, продолжительности жизни, о ценностях и морали.  Человеку свойственно строить планы и мнить себя Творцом своей жизни… Но как мы можем понять из произведения «Господин из Сан-Франциско», жизнь преподносит нам уроки. Иногда эти уроки становятся роковыми.

Суть этого творения состоит в том, что главный герой, имя которого не упоминается, посвятил свою жизнь приобретению материальных благ. Он жаждал их, не задумываясь о главных ценностях. Главный герой был убежден, что в этом мире достаточно иметь много денег. Ведь с их помощью возможно приобретение всего! Как же он заблуждался! Жизнь такова, что требует за полученные блага высокую цену. Цели он достигнул. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Она прервалась. И прискорбным стал тот факт, что о его уход не опечалил никого, даже родных ему людей. Бунину горько за главного героя. Что останется после него? Кто вспомнит о нем спустя время?

Писатель, можно сказать, скорбит в произведении о тех членах общества, которые не способны видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить и оказывать помощь. Какое будущее ожидает это народ? Как скоро их мир превратится в прах? У такого гнилого общества нет морали и будущего!

Сам Иван Алексеевич был из дворянской семьи.  Но он проводил время за изучением крестьянской души. Ему интересно было наблюдать за работой крестьян, манерой общаться. Бунин любил наблюдать за крестьянами, когда те отдыхали, веселились на ярмарках и вели беседы.

Во время эмиграции Бунин пишет рассказы, раскрывающие тему любви. Он повествует о ее быстротечности, непостоянстве. О том, что она разбивается о скалы житейских бурь.  А точнее любовь человеческая гаснет от обстоятельств, которым мы не хотим или не можем противостоять. Это сложно, всю жизнь посвятить себя одному человеку и не разочароваться в нем.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод о высокодуховном внутреннем мире Бунина, который он раскрывает в своих творениях.

`

Философская проблематика произведений Бунина

Философская проблематика произведений Бунина

Популярные сочинения

  • Что такое Любовь — сочинение

    Любовь — это самое прекрасное чувство на земле, которое способен испытать человек. Любовь заставляет нас с вами делать необдуманные поступки, хорошие и не очень.

  • Анализ произведения Бесприданница Островского

    Раньше всех девушек, не имеющих приданного называли одним словом — бесприданница. Таким девушкам было сложно найти себя жениха, ведь состояния у них не было, и привлечь внимание можно

  • Сочинение на тему Желания человека

    Ещё с древности люди стремились к высотам в своей жизни. Они мечтали о хорошей жизни, богатстве, славе. С тех самых пор когда человек научился думать, он в то же время начал желать лучшего для себя.

  • Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии
  • Основная проблема этой сказки можно ли бороться с колдовством от кого зависит человеческая свобода
  • Особенности композиции сказки конек горбунок
  • Основные правила написания сочинения
  • Основная проблема рассказа фотография на которой меня нет