Основная тема рассказа багульник

Все темы в одном произведении. Ю.Яковлев. «Багульник»

о9

Об авторе.

                      « У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».

                                                                                                         Ю.Я.Яковлев

Ю.Я.Яковлев (1922-1995) — известный писатель, создавший немало произведений для детей и юношества. В его произведениях  интересные сюжеты, но очень значимо то, что они имеют большое воспитательное значение. Читая рассказы, дети стремятся стать лучше, чище, порядочнее, походить на любимых своих героев. Поэтому так любят ребята читать рассказы Ю.Яковлева, а ещё смотреть мультфильмы по его произведениям. Например, про Умку. Помните?

Рассказ « Багульник» был написан автором в 1984 году.

«Багульник». Краткое содержание рассказа.

  • Героя -Косту- одноклассники не воспринимали серьёзно. Вечно он сидел и зевал на уроках, будто его ничто не интересует. Всегда молчал, не любят молчунов ни дети, ни учителя.
  • Однажды он принёс в класс веточки, поставил их в банку с водой. Все подсмеивались над ним, даже пытались подмести пол этим веником. А он ухаживал за веточками. И вдруг однажды они зацвели — распустился багульник. На улице снег, холод, а здесь — весна. «Когда багульник зацвел, все забыли, что  Коста молчальник. Подумали, что он волшебник».
  • А ещё он очень любил собак. Ребята часто видели, как он гуляет то с одной, то с другой, с третьей. Откуда они у него? Он бежал к ним, как только заканчивались уроки: «Звонок с последнего урока — сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления».
  • Оказывается, Коста помогал пожилым людям гулять с их собаками, подкармливал их и делал это с огромной радостью. А однажды он просто спас собаку¸ которую хозяева оставили одну в квартире, а сами уехали. Коста по лестнице пробирался до балкона и кормил собаку. «Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности». 
  • А ещё он помогал гулять с таксой — собакой мальчика, прикованного к постели.
  • Обо всём этом узнала молодая учительница — Евгения Ивановна, которая однажды решила посмотреть, куда так быстро убегает после уроков Коста. «Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».
  • Вечером Коста вышел на берег моря. Здесь ждала своего хозяина, давно погибшего, собака. Исхудалая, она всматривалась вдаль. Коста погладил её, дал поесть. « Она ела для того, чтобы не умереть. Ей нужно было жить. Она ждала кого-то с моря».
  • На другой день Коста снова заснул на последнем уроке. Ведь он так мало спит, помогая собакам и людям. Учительница рассказало об этом детям. И они уже больше не смялись над Костой, а тихо сидели вокруг него. А потом Коста проснулся, «вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью».

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Тема: «Доброта»

Что такое доброта?

Можно ли воспитать в человеке такое качество, как доброта?

Почему именно доброта — основа нравственности человека?

Какое нравственное качество вы цените больше всего? На данный вопрос многие отвечают, что доброту. Да, именно доброта — основа порядочности, внимательности ко всему живому, отзывчивости, милосердия. Добрый человек не способен на жестокость,он всегда поможет тем, кто так нуждается в поддержке.

Именно таким показан герой рассказа « Багульник» — Коста. У него нет в классе друзей, все даже над ним подсмеиваются. А оказывается, он такой добрый. Всё свободное от школьных занятий время он посвящает помощи тем ,кто нуждается: гуляет с собаками пожилых людей, даже прикованного к постели мальчика. А ещё он поддерживает и помогает псу, который живёт в старой лодке ( этот домик для него тоже сделал Коста) и ждёт хозяина, который уже никогда не вернётся.

Всё это Коста делает с радостью, он живёт этим, это суть его характера: помогать нуждающимся.

Не случайно, когда ребята узнали об этом, они другими глазами взглянули на него. Читатель уверен, что все они тоже начнут делать добрые дела — ведь так много вокруг людей, которым нужна помощь.

Как веточка багульника, расцветая, озаряет всё вокруг  красотой, так и доброта способна на чудеса. Она заразительна. Окружающим тоже хочется делать добрые поступки.

Человек не рождается добрым или злым. Таким он становится. Поэтому доброту нужно воспитывать с детства. Такие произведения, как «Багульник» Ю.Яковлева —  настоящий учебник жизни для подростков и юношества. Не случайно автор писал, что его книги помогают ребятам жить, становиться добрее друг к другу.

Тема: «Нравственные качества человека»

Какого человека называют высоконравственным?

Какие качества личности позволяют судить о человеке, как о порядочном, нравственном человеке?

Можно ли понять человека по его внешности, не видя его поступков, действий.

Обманчивость внешнего, поверхностного  восприятия человека.

Как часто о человеке мы судим по его внешности, незначительным ежедневным действиям, не пытаясь понять , какова у него душа, чем он дышит, живёт, что в мире для него является важным.

Так и одноклассники Косты видели в нём лишь слабого ученика, который не готовился к урокам, отставал по всем предметам, был пассивен, а иногда даже засыпал на последнем уроке. Сколько смеха – то было! И никто не пытался понять, а каков он, их одноклассник.

Но однажды Коста всех удивил: он поместил в банку веточки багульника. А потом багульник вдруг расцвёл. Это было такое чудо! Ребята даже подумали, что Коста- настоящий волшебник. Оказывается, как он любит природу, как восхищается нежностью распустившейся веточки!

А скольким людям он помогает, как заботится о собаках, не зная усталости. Куда девается его пассивность! Он активен, радостен, ведь занимается любимым делом. Понимаешь, как прекрасна его душа, как много добра излучает она.

Человек прекрасен своими делами, поступками. И не всегда он пытается что-то доказать людям, как он хорош. Он просто тихо делает своё любимое дело, и надо уметь понять душу этого человека, чтобы почувствовать, как она прекрасна.

Нравственность- это поведение человека по законам морали, добра, порядочности, справедливости. Нужно учиться видеть красоту человека, как сделали это одноклассники  Косты, поняв, что это человек, достойный уважения.

Тема: «Взаимоотношения людей»

Как должны строиться отношения между людьми?

Почему так важно уметь отличать порядочного и доброго человека  от безразличного и даже жестокого?

Какие нравственные принципы должны быть в основе человеческих взаимоотношений?

Человек живёт среди людей, именно в обществе он становится личностью. Как важно, чтобы именно в детстве были положены основы нравственности, те ценности, которым потом человек будет следовать всю жизнь.

Жизненный урок преподал Коста своим одноклассникам, даже не желая этого. Своей любовью к природе ,к собакам- братьям нашим меньшим, своей добротой и отзывчивостью по отношению к беспомощным людям и собакам он снискал уважение товарищей. Как хорошо, что они смогли понять это, что их учительница Евгения Ивановна помогла им увидеть, как прекрасен  Коста. Он ,словно куст багульника, сначала такой неприметный, но прошло  время, и все увидели, что душа и поступки его- прекрасны, как прекрасен куст цветущего багульника. И отношение к Косте  совершенно изменилось — от насмешливости до восхищения и уважения.

Отношения между людьми должны строиться на основе уважения, сопереживания. Надо уметь видеть в каждом то лучшее, что часто скрывается от первого взгляда. Понимать людей, ценить их-  этому учит автор рассказа.

Тема: «Настоящий учитель»

Каким должен быть настоящий учитель?

Какова роль школьного учителя в воспитании детей, в формировании в них нравственных качеств?

Сколько учителей было и есть в жизни людей! Наверное, каждый хранит в своей душе тёплые воспоминания о своих школьных учителях, которые не только давали знания, но и учили жизни.

Ещё очень молода Евгения Ивановна- учительница из рассказа Ю.Яковлева. Но читатель понимает, это настоящий учитель. Именно она помогла ребятам понять, каков Коста, сама сделала всё, чтобы выяснить причину вечного «отсутствия» мальчика на уроке, когда он думает, кажется, совсем не об уроках. Да и устаёт он почему-то, даже засыпает на уроке. Что с ним происходит? Она выяснила, что он помогает людям и животным. В её глазах Коста просто вырос — он прекрасен. «Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».

Настоящий учитель способен понять ученика, увидеть в каждом то хорошее, что делает его настоящей личностью. Он учит понимать других, тем законам нравственности, которые создавались народом веками: жить , помогая другим, милосердно относиться к окружающим, природе и животным, оценивать человека по его делам , а не словам.

Как прекрасно, когда есть такие учителя, как Евгения Ивановна!

Тема: «Формирование личности ребёнка»

Каковы пути формирования личности ребёнка?

Какова роль взрослых в воспитании детей, особенно школьных учителей?

Что должно примером в жизни для ребёнка, как должен учиться жить по законам нравственности?

Воспитание личности — одна из наиважнейших задач в семье, школе, в обществе в целом. С детства ребёнка учат поступать «хорошо, а  не плохо», прививая навыки нравственного поведения.

Большая роль в этом – деятельность школьного учителя, его уроки доброты, которые он проводит ежедневно, ежечасно — на уроках, во внеурочное время, беседуя с детьми, как это делает Евгения Ивановна.

Порой и сами дети могут преподносить , сами того не желая, уроки доброты и порядочности. Милосердия и отзывчивости, как это сделал Коста — просто своим поведением, своим желанием помочь тем, кому эта помощь нужна.

Ребёнка учит буквально всё: небольшая веточка вдруг расцветшего  багульника может совершить настоящее чудо: дети становятся вдруг добрее, порядочнее.

Каждое слово, поступок, даже жест взрослого — всё воспитывает ребёнка. Близость к природе, возможность ухаживать за растениями, животными — всё это делает их добрее.

Рассказ Ю.Яковлева « Багульник»- настоящий учебник жизни для детей. И если ,прочитав его, они становятся лучше, то значит автор выполнил свою задачу- написал  произведение, которое помогает подросткам жить. Он говорил:  «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Советский писатель Ю.Я. Яковлев написал рассказ «Багульник», который был опубликован в 1972 году. Довольно простое по содержанию произведение содержит важную мысль, о чем речь пойдет ниже. Рассказ вышел в советское время, однако главная идея повествования представляет интерес и сейчас, когда все нравственно-моральные принципы существенно изменились.

Главный герой рассказа «Багульник» — советский школьник Коста. Ничем не примечательный молчаливый мальчик. Одноклассники относились к нему, как к пустому месту, а некоторые даже недолюбливали его за скрытность. Не ходил Коста и в любимчиках у классной руководительницы Женечки. Как принято говорить в подобных случаях – ни рыба, ни мясо.

Однажды Коста принес в класс ветки какого-то растения и поставил их в банку с водой. Одноклассники покрутили пальцами у виска, а один из них даже попытался использовать ветки в качестве веника. Но через некоторое время на ветках появились красивые, издающие приятный аромат цветы. Растение оказалось багульником. Где взял ветки Коста, в рассказе умалчивается.

Одноклассники удивились, но своего отношения к товарищу не изменили. Ходили слухи, что мальчика часто можно было увидеть с собаками разных пород. Классная руководительница решила выяснить подробности личной жизни Косты.

Она не была обучена методам слежки, но и мальчик не был шпионом, поэтому Женечку не замечал. После окончания уроков Коста отправился домой. Пробыв там недолго, мальчик вышел на улицу и пошел по направлению к дому, где проживал одинокий пенсионер. Вскоре он вышел оттуда с красивым английским сеттером. Опросив соседей, учительница узнала, что пес принадлежал пенсионеру, но у того уже не было сил выгуливать собаку. Закончив прогулку, мальчик направился дальше.

События приобрели неожиданный оборот. Коста принес откуда-то лестницу и приставил ее к балкону второго этажа, где его с нетерпением ждал пес-боксер. Это оказалось не так просто, но мальчик спустил собаку на землю, где покормил ее. За этим последовала прогулка. Боксер был не очень здоров – он поджимал больную лапу. На вопрос, почему собака так страдает, дворничиха ответила, что хозяева уехали в отпуск, а пса бросили на произвол судьбы. Если бы не Коста, жизнь боксера превратилась бы в ад. Когда мальчик, доставив собаку обратно на балкон, уходил, пес смотрел на него преданным благодарным взглядом.

Затем пришла очередь таксы. Ее хозяином был друг Косты, который был тяжело болел и не мог сам гулять с собакой. У матери больного ребенка не хватало времени на домашнего любимца и она уже хотела отдать его кому-нибудь. Так бы и случилось, если бы не Коста. Мальчик взял на себя обязанность выгуливать пса.

Последним был пес, ждавший Косту на берегу моря. Как оказалось, его хозяин погиб, но пес все равно ждал его там, где привык гулять. Коста покормил бедное животное и направился домой. Тогда Женечка решила подойти к мальчику и узнать, что все это значит. Оказалось, Коста очень любит собак и помогает им в тяжелых ситуациях. Родители школьника ничего не знали об этой черте характера сына.

Наутро классная руководительница рассказала историю Косты его товарищам. Она попросила их быть терпимее к мальчику, потому что за его неприметной внешностью и молчаливостью скрывается доброе сердце.

Смысл рассказа «Багульник» заключается в том, что часто люди, как дети, так и взрослые, не могут увидеть за кажущейся закрытостью отзывчивую и добрую душу. Ветка багульника является символом того, как при благоприятных условиях человек может раскрыться и оказаться удивительной личностью. Прослеживаются определенные аллюзии с «Гадким утенком» Андерсена. Рассказ Яковлева учит быть милосердным и добрым к окружающим, неважно кто это – люди или братья наши меньшие.

Урок внеклассного чтения «Тема детства в рассказе Ю. Яковлева «Багульник».

Он менялся в ее глазах как веточка багульника

Ю.Яковлев

Вступительное слово учителя:

Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Ю.Яковлеву.

О чем его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: «…Мои книги – …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, – все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»

Во многих произведениях Ю.Яковлева слышится эхо детства. Вот только некоторые из них: «Мальчик с коньками», «Реликвия», «Рыцарь Вася», «Умка», «Умка ищет друга»… Я думаю, многие из них вам знакомы. Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека»

– Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым и коротким названием –  «Багульник». Какие ассоциации возникли у вас, когда я попросила вас прочитать рассказ с таким названием? Что вы ожидали от произведения? Сбылись ли ваши ожидания? (Значит, идея этого рассказа лежит не на поверхности рассказа)

5) Что хотел сказать писатель таким названием, вы, надеюсь, поймете к концу урока.
– Вспомните, как зовут главного героя произведения? (Коста)
– Вспомните свое первое впечатление от знакомства с ним. (Неприятное впечатление: вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал, заметьте, не рот, а пасть. А еще он подвывал.)
– Это авторская характеристика? (Нет. Таким видят его ребята и Женечка. Он их раздражал. Женечка была уверена, что Коста зевает от скуки.) Таким же – пока! – видим его и мы.
– Кем считали Косту в классе? (Молчальником)
– Обращаю ваше внимание на доску. Что означает слово молчальник?
Молчальник – нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.
– Как относятся к Косте одноклассники? Он вызывает раздражение. 6) Он неинтересен и им, и своей учительнице.
– Почему он вызывает раздражение у Женечки, Евгении Ивановны? (Сидит он тихо, но каждое слово приходится вытягивать клещами. А еще он не слушает объяснения, он в своих мыслях)
– Но однажды случилось непредвиденное. И все в классе вдруг забыли, что Коста – молчальник. Что же произошло? (Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в обыкновенную банку с водой. (На стол ставится ваза с веточками) И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подметать ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду. Он каждый день менял воду).
– Как характеризует это Косту? (Упорный, упрямый, настойчивый…)
– И вот однажды случилось чудо – веник зацвел. 7) (И однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зелёные, ложечкой.)

2. Работа с иллюстрациями.

– Вот как изобразила Ксюша Мосолова веточки багульника. И каким же стало отношение ребят к Косте? (Исчезло раздражение, озлобленность, появилось любопытство. Герои рассказа толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат, шумно дышали и спрашивали, что за растение, почему цветёт)
– Коста для них, замечает писатель, стал волшебником. И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
– Что же нового узнала Женечка о мальчике? Давайте представим себе, что сейчас прозвенит звонок, для Косты он звучит… как что? Как сигнальная ракета. 

– Куда только девается заспанный, равнодушный мальчик? Как он меняется? Зачитайте отрывок. Какие глаголы встречаются в тексте? Обратите внимание на зависимые слова. (Вскакивал, сломя голову выбегал, скатывался с грохотом, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью)
– Куда же мчится Коста, задаемся мы вопросом вместе с любопытной Женечкой? (Его ждут собаки)
– Что это за собаки? (Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?)
– Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями.

1 собака. Коста нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном… Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее…
– Я хочу вас познакомить с новым именем. Это современный художник А.Шилов. Перед нами одна из его картин, называется она «Вдвоем». (слайд 9) Внимательно вглядимся в картину.
– Что мы видим на ней? Давайте поработаем над картиной. (Музыка) (Старый мужчина с любовью и грустью смотрит на своего четвероногого друга. Его рука поглаживает собаку, очень похожую еще на одного нашего знакомого, Белого Бима. Пес дремлет. Чувствуется, что позади долгие годы любви, преданности, счастливых воспоминаний. Может быть, этот человек с сожалением думает о том, что он стал слишком слаб и немощен и не сможет теперь выгуливать свою собаку. Как было бы хорошо, чтобы у этих двоих появился такой верный друг, как Коста.)

2 собака. Следующая встреча: «Теперь пришлось бежать три квартала… На балконе стоял боксер…». Давайте проследим, при помощи каких синтаксических средств писателю удается показать душевное состояние Атиллы, не побоюсь этого слова по отношению к собаке.)  (Боксер тихо взвизгнул. От счастья…) Обратим внимание на необычное построение предложений.  Как называется такой прием? (Парцелляция)
– Жизнь этой собаки беспросветна. Ее забыли на балконе. Жизнь ее темная, и радость  тоже темная. Глаза собаки загорелись темной радостью. Еще одно интересное  художественное средство – оксюморон (сочетание несочетаемого) Как здесь не вспомнить слова героя еще одного рассказа Ю.Яковлева «Он убил мою собаку»: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли».
– Расскажите мне о третьей собаке.

3 собака. «Коста спешил дальше… семенил Лапоть.
– Собаки самых разных пород, но все они так рады встрече с Костой, ведь Коста поддерживает в них веру в человека.
– Давайте посмотрим с вами ролик о собачьей преданности (23 мин. 23 сек.) Я думаю, вы узнали кадры из знаменитых фильмов «Белый Бим Черное Ухо» и «Лэсси».– Но вернемся к нашему рассказу. А как же хозяева собак? Есть среди них верные, любящие, а есть и такие, которые бросили на произвол судьбы. «Люди ведь!» – с сожалением и горечью говорит о них дворничиха.
Но была еще одна собака. (Звучит шум моря…) Вот к этой собаке Коста проявляет не только заботу, но и уважение. Почему?Вспомним описание этой собаки: «Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы – ударом такой лапы можно сбить любую собаку – ступали медленно, устало». (Она ждет своего хозяина, который никогда не вернется)

«Собаки всегда ждут. Даже погибших. Им надо помогать…»

Добрые чувства к животным, возникшие в детстве, перерастут в добрые отношения к людям, уверен писатель. И я тоже думаю, что наряду с памятником, поставленным академиком Павловым собаке за то, что она помогла ему сделать величайшие открытия, появятся памятники собакам, пробуждающим в нас доброе…

Много примеров можно привести о необыкновенной преданности собак, умерших на могилах своих хозяев. Вспомним хотя бы Фрама – собаку Георгия Седова.
Знаменитый полярный исследователь во время героической попытки дойти до Северного полюса заболел цингой и 20 февраля 1914 года умер. Спутники похоронили своего капитана и двинулись дальше. Но вожак собачьей упряжки Фрам не пошел с ними. Он лег на могилу хозяина, и никакие уговоры не него не действовали. Собака осталась лежать на могиле Седова и умерла на ней.
Да, собаки умеют прощать, но не умеют забывать, и примеров тому множество. Житель итальянского городка Борго-Сан-Лоренцо Карло Сормани нашел в сточной канаве щенка, приютил его и назвал Верным. И пес полностью оправдал свое имя. Каждый день в одно и то же время он приходил к автобусной остановке встречать своего хозяина. Однажды тот не приехал. Человек погиб, но пес этого не знал. Или не хотел понимать. Несколько лет до конца своей жизни он каждый день приходил на остановку – ждать своего друга. После его смерти жители города собрали деньги, установили памятник Верному и в честь него изготовили золотую медаль.
Уже несколько лет главной достопримечательностью Тольятти считается не только гигант «АвтоВАЗ», но и малоприметный памятник собаке на окраине Автозаводского района. Семь лет верный пес ждал своих погибших хозяев на улице города… Его впервые заметили на обочине дороги в далеком 1995 году. Некрупная, плотно сложенная овчарка с визгом кидалась под колеса встречных автомобилей. Машины уезжали, а собака оставалась. Она, преданная и любящая душа, не знала, что те, кого она так отчаянно ждет, не вернутся к ней никогда.
Недаром знаменитый полярный исследователь Руаль Амундсен в свое время написал: «Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Взгляните в глаза собаки! Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой».

Вот и Коста сумел взглянуть в глаза собакам и увидеть в них душу!

– Давайте проследим, как меняется Коста в общении с  четвероногими друзьями. (Быстрый, подвижный, выносливый, добрый, чуткий, способный жертвовать своими успехами в учебе)
– А почему Косте так хорошо с собаками? (Может быть, собаки в отличие от людей все понимают без слов, не предают, не обманывают, ждут и тогда, когда это уже безнадежно).
– Давайте вспомним других героев рассказа, ни у кого их них, кроме Женечки, нет имени. Почему? (Наверное, они неинтересны автору. Хорошие они или плохие, мы не знаем. Непонятно, как бы они поступили на месте Косты)
– А вот с Женечкой Косте повезло. Ведь не зря дети ласково называют ее Женечкой. Она старается понять своих учеников. (Иллюстрация)
– А как вы считаете, можно ли Косту назвать личностью?
Личность – человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.
– Можно ли по внешности определить, что это за человек: плохой или хороший? Плохой или добрый малый? А где проявляется человек как личность? (Человек определяется в поступках, в отношении к окружающим).
– Итак, Коста – личность. Поняла ли это Женечка? Да. Читаем финальную сцену рассказа. «Он менялся в ее глазах как веточка багульника» Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой. Женечка, я думаю, окажет поддержку этому чувству, поможет ему развиться и стать крепким.
– Ребята, наш рассказ называется «Багульник», но описание веточек багульника занимает всего несколько строчек. Почему такое название? Почему Ю.Яковлев не назвал его «Коста»?
(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, так же неожиданно раскрывается перед Женечкой душевная красота мальчика. «Женечка молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он раскрывался в ее глазах, как веточка багульника»).

Поработайте– тема (о чем – о Косте), идея (зачем? Веточка багульника помогает нам понять замысел писателя)
– И еще одно новое имя сегодня. Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение современного поэта Е.Евтушенко.

Подумайте, как перекликаются строчки этого стихотворения с рассказом Ю.Яковлева.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет. к
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

– Женечке хочется, чтобы и отношение ее учеников к Косте тоже изменилось. (Сценка)

– Вернемся к словам Ю.Яковлева: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека…». У вас на партах лежат цветочки. Я хочу, чтобы вы написали на этих цветочках ответ на вопрос: « А какого завтрашнего человека я вижу в себе?» Но прежде чем вы приступите  к работе, посмотрим еще один ролик. Это песня в исполнении М.Муромова «Про собак». Слова этой песни тоже перекликаются с мыслями и поступками Косты: «Какие вы все-таки разные-разные, какие вы все мне родные, свои и даже чужие…»

Ученики пишут работу.

Домашнее задание:  сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал(а)…» 

  • Основная тема рассказа антоновские яблоки
  • Особенности лирики пушкина сочинение
  • Основная тема произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Особенности лексики сказки лиса и тетерев устаревшие слова средства художественной выразительности
  • Основная тема произведения летучий корабль сказка