Основная тема сказки бедный волк

На чтение 8 мин. Опубликовано 02.04.2020

Сатирический стиль в форме аллегории часто использовали в своих произведениях многие русские классики. Он хорошо прослеживается и в творчестве Салтыкова-Щедрина. Анализ сказки «Бедный волк» яркий тому пример. Через образы разумных животных автор передаёт всю тонкость понимания смысла жизненных ценностей, которые индивидуальны для каждого человека.

Содержание

  1. Описание сюжета
  2. План анализа
  3. История создания
  4. Тема произведения
  5. Основная мысль
  6. Главные герои
  7. Выводы и мораль

Описание сюжета

Современным читателям не всегда понятны термины, которые использует в своём произведении «Бедный волк» Салтыков Щедрин. Краткое содержание простыми словами поможет ученикам лучше понять смысл сюжета и прочувствовать атмосферу повествования.

Жизнь матёрого лесного волка сводилась к постоянному добыванию пропитания. В охоте не было ему равных. Зверь никогда не сидел голодным, всегда знал, где и чем можно поживиться. Не брезговал он и походами в деревню, чтобы утащить домашний скот. Иногда его добычей были неосторожные люди.

Лесные звери не любили и боялись волка. Называли его душегубом и бандитом. Не было у зверя естественных врагов кроме медведя. Вот как-то попался он к топтыгину в лапы. Но лесной гигант был не только сильным, но и мудрым животным. Убивать он волка не хотел, решил сначала поучить злодея уму разуму. Просил он пообещать, что не будет больше серый хищник лишать зверюшек жизни, но волк отказался.

Попался волк к топтыгину в лапы

Объяснил он медведю, что врать не умеет, поэтому обещать ничего не будет. Убивает он не для развлечения, а для пропитания. В его рацион входит только мясо, и он не виноват, что ничем другим волки питаться не могут. И дело даже не в нём самом, иногда нужно и волчице с волчатами еду приносить. Не может отец оставить голодным своих детей.

Медведь его слушал и понимал, что серый бандит прав. Не ради забавы он убивает зверей, а ради того, чтобы выжить. Так уж в природе заложено — один должен умереть, чтобы жил другой. Не смог медведь волка убить, отпустил его на все четыре стороны. А тот опять за своё взялся. Зверей убивать, да у людей скот таскать.

Однажды утащил с поля маленького несмышлёного ягнёнка. Пока волок его к лесу, малыш просил его отпустить. Да так слёзно кричал, что тронул душу старого волка. Вспомнил хищник слова медведя и, наконец, понял их смысл:

  • убивать нельзя;
  • каждая жизнь бесценна;
  • даже самая глупая зверушка тоже хочет жить.

Отпустил волк ягнёнка, а сам залёг в своё логово. Долго он думал, да никак не мог найти выход из положения. Если он перестанет убивать, то сам умрёт от голода, а если не перестанет, то так и останется для всех убийцей и злодеем.

Понял он, что единственный выход — это собственная быстрая смерть. Но у животного даже рук нет, чтобы их на себя наложить. Не может, он получается, даже умереть по собственному желанию. Хотел сначала к мужикам выйти, да испугался, что замучают его пока не умрёт, поэтому лежал и выл в логове по ночам, призывая к себе лёгкую смерть.

Однажды смерь сжалилась над раскаявшимся хищником и послала в лес охотников с ружьями. Волк увидел их и пошёл прямо на выстрел. Последнее что он помнит — это удар в лоб и осознание свободы.

Произведение хоть и считается сказкой, но имеет глубокий подтекст. На примере мыслящих зверей автор хотел показать, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому для разбора лучше использовать краткое содержание. «Бедный волк» был написан в 1883 году. Для современного читателя в сказке многие термины не совсем понятны, а это может исказить смысл произведения.

План анализа

На уроках литературы ученикам часто предлагается сделать небольшой анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк». Для того чтобы чтобы он выглядел красиво и гармонично, сначала следует составить небольшой план:

Составление плана

  • Год написания — 1883.
  • Автор — Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин.
  • Тема — смысл жизни лесного волка.
  • Основная мысль — не всё так просто, как кажется сразу.
  • Герои — волк и медведь.
  • Мораль и вывод — у каждой медали всегда две стороны.

Этот краткий план анализа поможет ученикам понять и расставить по полочкам все аспекты рассказа, а также облегчит задачу при пересказе или написании сочинений.

История создания

Сказка написана в 1883 году, она продолжила серию аллегорических произведений автора. В ней писатель затрагивает тему непонимания в обществе отдельных категорий людей. Навешивание ярлыков на неугодных для власти граждан процветало в то время очень сильно. Не разбираясь в обстоятельствах дела и жизни человека в целом, власть могла объявить кого угодно вне закона и её мнение было единственно верным.

Именно это разделение общества на чёрное и белое хотел показать автор. На примере волка — злого хищника, убийцы и злодея, писатель показывает так называемое общественное зло. Люди видят в звере только плохое, не задумываясь, что побуждает его совершать злые поступки и есть ли выбор.

Тема произведения

Зверь волк

Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.

Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:

  • честен;
  • бесстрашен;
  • умён.

Писатель, как бы спрашивает читателя, вправе ли кто-то судить зверя за то, над чем тот не властен. Волк — хищник, убивать в его природе.

Основная мысль

Нельзя оценивать поведение человека только с хорошей или плохой стороны, всегда есть середина. Такую мысль пытается донести писатель до своего читателя при помощи аллегории и сатиры.

Животные в этом произведении говорят и думают. Именно поэтому эта история называется сказкой. Её можно воспринимать по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это действительно сказка, а для взрослых довольно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Оно показывает все пороки общества. Недальновидность, а даже порой откровенную глупость людей. Неспособность к личному мнению.

Волк и ягненок

Особенно характерно это проявляется в отрывке, где волк тащит ягнёнка. Он размышляет о том, что странный малыш кричит и борется за свою жизнь, когда все остальные овцы, молча, лежат готовые к своей неминуемой кончине:

«Много он на своём веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет её волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнётся, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить!»

На примере ягнёнка автор как бы ненавязчиво хочет показать читателю, что даже самый слабый голос может быть услышан, если говорить от сердца.

Главные герои

Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.

Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.

Медведь ругает волка

Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.

Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.

Выводы и мораль

В произведении писатель затрагивает тему жестокости, которая иногда может быть оправданной. Неспроста он использует при написании сказки такой литературный приём, как гротеск, этот стиль наиболее точно передаёт атмосферу сюжета.

Автор не оправдывает волчью жестокость, он показывает её неизбежность. Так распорядилась природа, и менять себя в угоду общественному мнению для волка равносильно смерти. Конечно, речь здесь идёт не о животных, а о людском сообществе и таких его пороках, как:

  • бездушие;
  • недальновидность;
  • жестокость.

Дети читают сказку «Бедный волк»

Нельзя применять одну и ту же истину к каждому индивиду. Правда у всех разная. Иногда можно оправдать даже жестокость, если она необходима для выживания вида.

В сказке нет отрицательных героев. Изначально за злодея можно принять волка, но это мнение ошибочно. Он один из ярких примеров того, как общество может повлиять на мировоззрение одного своего члена и полностью изменить его мысли, пусть даже на не совсем правильные.

Мораль истории можно описать так — не нужно поддаваться чужому влиянию, особенно если оно идёт вразрез с собственными убеждениями.

Произведением «Бедный волк» Салтыков-Щедрин продолжил сказку «Самоотверженный заяц». Автор сам указывает, что между ними прослеживается явная связь. Если ознакомиться с рассказами, станет ясно, что так и есть. Анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина позволяет понять: зверь не виновен в том, что убивает. Тема произведения — жизнь самого жестокого и одновременно несчастного хищника, который вынужден губить других, чтобы выжить.

Оглавление:

  • Краткое содержание
  • Анализ произведения
  • Основная идея

Бедный волк анализ

Краткое содержание

Волка принято считать самым страшным хищником в лесу, он не помилует ни зайца, ни овцы. Хищник способен вырезать весь скот у мужика и оставить голодной семью. Конечно, если человека сильно разозлить, он может жестоко отомстить этому зверю. Хищника ненавидят не только люди, но и животные.

Анализ сказки бедный волк

Жил-был один волк. Он погубил немало коров, убил егеря и мальчишку. Однажды судьба свела его с медведем, который тоже испытывал к нему лютую ненависть. Топтыгин не стал убивать волка. Ему захотелось пробудить в нём совесть. Он стал объяснять ему, что нельзя уничтожать всех подряд, так как это очень плохо. Однако волк ответил ему, что он хищник и не способен жить иначе. Если он никого не убьёт, то его семья не прокормится. Медведь всё понял и отпустил негодника. Хищника стала мучить совесть, он осознал, что жил неправильно, поэтому решил реже убивать.

Но в действительности он стал охотиться на домашний скот ещё чаще. Зверь зачастил ходить в деревню, теперь он бывал здесь каждую ночь. Когда он досыта наедался, то сразу засыпал сладким сном, а проснувшись, снова принимался за старое. Волк бы ещё долго это делал, но стал чувствовать себя хуже. Ему уже было сложнее передвигаться, незаметно подкралась старость. После того как один человек ударил зверя по спине палкой и повредил позвоночник, добыча пищи стала для него ещё более трудной задачей.

Бедный волк

Хищник понимает, что уже не может справиться с собаками, которых раньше с лёгкостью одолевал. Убить овцу ему также не под силу. Стал бедняга выть от голода по ночам. Как-то ему всё же удалось украсть ягнёнка из стада. Пока он тащил его в зубах, тот стал жалобно просить, чтобы его отпустили. Уж очень хотелось жить этому малышу. До этого все животные молчали, смирившись со своей печальной участью. Волк вспомнил разговор с медведем и решил отпустить ягнёнка.

Главный герой пришёл в свою берлогу и там стал дожидаться смерти. Он не был готов покончить жизнь самоубийством, поэтому принял решение умереть от голода. На протяжении долгого времени он не ел ничего, только иногда ловил ворон, но смерть всё не приходила. Однажды он подумал, что проклят за свои грехи, ведь столько загубил ни в чём не повинных живых существ. Как-то пришли в лес охотники. Волк сам к ним вышел и склонил голову. Когда он почувствовал, как от пули раскололся его череп, понял, что теперь больше мучиться ему не придётся.

Анализ произведения

Главным героем этой сказки является «злодей» волк. Несмотря на многочисленные убийства хищника, автор его не обвиняет. Он объясняет, что волку больше ничего не остаётся, как губить чужие жизни, ведь он не может питаться травой и нуждается в мясе, как и волчица с детьми. К тому же в лесу он не самый сильный хищник.

Бедный волк салтыков щедрин

Его часто называют проклятым разбойником, что вызывает ещё большую злость. Ясно, что хищник не способен испытывать милосердие, ему сложно отпустить пойманную добычу. Иногда приходится идти на риск, а порой — голодать. Если повезёт, утащит овцу, но потом ему и его деткам люди ещё долго будут вспоминать этот случай.

Вначале автор рассуждает об абстрактном хищнике, потом переходит к конкретному персонажу — матёрому волку. Этот герой никогда не был голодным, он всё время тратил силы на охоту, стараясь от души. Можно сказать, что он работал усердно. Природа наградила его ловкостью и силой. Однажды он угодил в лапы к медведю, который был гораздо проворнее его.

Топтыгину было известно, что таким, как он, волки тоже могут навредить. Будучи главным в лесу, медведь понимает, что все ненавидят этого хищника. При этом нет никакого смысла в его убийстве, ведь даже шкура никуда не годится. Мишка не хочет марать лапы, он осознаёт, что волк — это не только зло, но и польза, иначе бы не было его в природе.

Медведь интересуется, есть ли у зверя совесть. Тот объясняет, что вынужден выживать, приводя в пример более хитрую лису. Топтыгин отпускает волка, однако говорит ему, что если бы находился на его месте, то жизнью бы дорожить не стал.

Анализ сказки салтыкова щедрина

Постарев и значительно ослабев, волк вспоминает слова Мишки. Однажды он уносит ягнёнка, который начинает просить его о пощаде. Волк проявляет сострадание и отпускает бедного малыша. Зверь начинает морить себя голодом, он не рад своей роли в этой жизни и понимает, что только смерть спасёт его от угрызений совести и душевных мучений. Он ждёт освобождения, но оно не приходит. Язык этого произведения стилизован под XIX век, в тексте встречаются слова:

  • шибко;
  • корысть;
  • разбойничать;
  • клясть.

Вывод произведения: каждый живёт так, как ему от природы положено.

Основная идея

Это философская сказка, в которой главный персонаж — почти лирический герой, он выступает эдаким страдальцем, при чтении произведения возникает желание пожалеть его. Разумеется, здесь идёт речь о людях, а не о животных. Волк олицетворяет злодеев «волею судьбы». Однако автор указывает, что каждый способен измениться и встать на путь исправления. Мораль рассказа заключается в том, что хищник не в состоянии избежать убийств, но у него есть право на жизнь.

Салтыков-Щедрин отразил в своих сатирических сказках ключевые проблемы гражданского общества. Основная идея рассказа является очень простой и очевидной. Рождённый хищником не может превратиться в травоядного, природу не изменишь. Образ главного героя отражает фигуру чиновника, находящегося у власти.

Бедный волк салтыков щедрин

Сначала писатель оправдывает зверя, объясняя, что таким безжалостным его сделала сама природа. Чтобы выжить, он вынужден есть мясо, поэтому приходится убивать. Автор считает, что с этой точки зрения хищник достоин жалости, ведь не каждое животное хочет оказаться чьей-то добычей. Это означает, что волку надо проявить чудеса охоты, чтобы прокормиться.

Нередко он ходит битый и голодный. От этого зверь воет по ночам, заставляя людей и животных трепетать от ужаса. Они слышат в этих стонах не печаль и тоску, а лишь угрозу своей безопасности. Не проходит и дня, чтобы кто-то не проклял хищника. Люди обвиняют в своих бедах именно его. Однако от мёртвого волка тоже нет никакого толку:

Бедный волк сказка

  • его шкура никому не нужна;
  • мясо слишком жёсткое.

Одним словом, жизнь этого зверя не задалась с любой стороны.

Волк вспоминает о словах медведя, только когда становится немощным. Однажды Топтыгин сказал ему, что с такой грешной жизнью следует мечтать о лёгкой смерти. Зверь видит своё существование совершенно бессмысленным.

Единственное, что он хочет, так это как можно быстрее перестать дышать. Однако реализовать это желание не так-то просто. Он долго не ест, но смерть всё не приходит. Волк проводит дни и ночи, предвкушая свою кончину и проклиная себя за то, что не может обойтись без убийств.

Если нужно написать сочинение или составить план произведения, краткое содержание позволит быстро ознакомиться со сказкой и выполнить задание.

Сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»

Краткий сюжет

Читатель привык, что персонаж волка всегда злой, жестокий и именно поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ немного по-другому. Он заставил свою аудиторию понять, что это животное — хищник и без мяса он выжить не сможет, единственный выход — убивать других. После такого можно сделать вывод, что ненависть к животному неоправданна.

 онятие жестокости

Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, можно понять, что не один серый хищник проявляет жестокость, но и люди, которые охотятся на него.

Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.

Начинается рассказ с того, что все лесные жители считают волка самым жестоким зверем, который мешает их спокойствию. Все ненавидят зверя за его происки: он то овцу съест, то зайца выловит.

Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.

Через время зверь постарел, ослаб и не мог догнать даже зайца. Подумал он и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.

Основная мораль произведения в том, что нельзя никого осуждать. Каждый человек, как и животное индивидуален. И жизнь сама направляет и указывает, как нужно выживать.

В сказке всего 2 основных персонажа:

  1. Волк — разбойник и душегуб, который раскаялся и признался, что не может жить иначе.
  2. Медведь Топтыгин — мудрый и справедливый.

Если рассматривать план произведения, читателям отчетливо видно, что образы из сказки имеют много общего с людьми. Если человек не такой, как все, его начинают дразнить и изгонять из общества. Они не задумываются, что он не виноват в своей индивидуальности, таким его сотворила природа.

Стиль написания

Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

Анализ творчество Салтыкова-Щедрина

Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

Сказка «Бедный волк» относится к позднему периоду творчества. Рассказы аллегории, где героями выступают сознательные животные, не редкость у Салтыкова, но сказка о бедном волке отличается особо тяжелым содержанием. В ней писатель размышляет о жестокости и ее причинах, о людях угодных и неугодных для общества, но к определенности так и не приходит. Так почему же волк – образ зла и жестокости, наречен автором бедным?

История создания

В России после 1830-х годов в либеральное народное движение активно проникают идеи социализма. Теория равенства и всеобщего блага не осталась писателем без внимания и он создает несколько сказок на эту тему, таких как «Карась-идеалист», «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», причем две последние сказки связаны, это можно понять по словам автора в экспозиции.

Сюжет

Волк самый жестокий зверь в лесу. Его все проклинают за душегубства, а он не может не есть мяса: то овцу задерет, то мальчишку. На волка стенает весь лес.

Однажды медведь изловчился поймать серого и задумал его судить. Но, поговорив с волком, косолапый отпустил его, так как понял, что не может осудить его за то, что он добывал себе пропитания. Пока волк был молод он много убивал и ел.

Но постарел он, оплешивел, стал ни на что негодный. В конце концов измученный зверь, не способный загнать и зайца, выходить к охотникам, чтобы принять смерть.

Образ волка

Так повелось, что в русском фольклоре волка не любят. Над ним потешается хитрая лиса, его лупят охотники, да даже поросята поджигают хвост. Серый волк – главный мерзавец или реже глупец, с которым любо дело разделаться.

Салтыков-Щедрин рассмотрел этот образ иначе. Он сосредоточил внимание на том, что единственная пища для волка мясо, и, чтобы выжить, ему приходиться убивать. И тогда ненависть окружающих неоправданна, потому что волк хоть и делает много худого, но не знает об этом: «Он думает, что живет –только и всего».

Но не один волк злодействует в сказке. Наравне с ним в жестокости писателем поставлены люди. Они убивают животных на охоте, но почему-то не осуждают друг друга. Вот и получается, что волка выбрали объектом ненависти, и всю жизнь он вынужден мириться с враждебностью, не имея возможности изменить это. Поэтому волк и назван бедным.

Идея

В этой сказке Салтыков-Щедрин борется с таким пороком людей как предосуждение. Часто, дав определение человеку, мы словно навешиваем на него ярлык, совершенно забывая, что у любой вещи две стороны медали. Поэтому нельзя разделять людей на добрых и злых, ведь это бесполезно.

2 вариант

Салтыков-Щедрин в сказке «Бедный волк» продолжает идею произведения «Самоотверженный заяц» о том, что все поступки и поведение человека в обществе так или иначе влияет на других людей, их поступки.

Во всеобщем сознании волк – это хищник, злодей, пожирающих других зверей. В этом произведении волк предстает тем же хищником, но только мы видим волка с другой стороны. Он вынужден убивать, для того, чтобы выжить. Отсюда и сочувствие «бедный» волк. И это не насмешка, не своеобразный юмор. Волк действительно лишен выбора, он убивает своих жертв не ради получения богатства, это не доставляет ему удовольствия. Если он не поест – будет выть от голода, пугая не только зверей, но и людей.

Выходя на охоту – он не знает, вернется ли живым сам. Люди устраивают ловушки, охотятся на него, да и можно попасться в лапы более крупного зверя. Однажды так и случается, его ловит медведь. Медведь дает ему выбор – отказывайся от убийств и я тебя отпущу. На что волк ему отвечает – а как же я откажусь? Я ведь по-другому не могу жить? Отказавшись от убийств, я умру от голода сам. Медведь жалеет волка, ведь сам он может питаться медом, малиной и жить припеваючи. Но говорит волку — лучше –мереть, чем жить так.

Волк живет дальше, но эта мысль не дает покоя ему. Состарившись, он сам решает пойти на смерть, ведь так жить ему уже действительно невозможно. Он страдает от внутренних противоречий, от непонимания того, почему его сотворили именно таким. Волк не выбирал быть ему убийцей или нет, за него всё решили. И к тому же, он не нашел понимания у других зверей. И вот, волк принял решения самому выйти к охотникам, и, не сопротивляясь, сдаться в лапы смерти.

В произведении «Бедный волк» четко прослеживается отсылка к взаимоотношению людей в нашем обществе. Если ты «не такой», тебя задирают, обзывают, изгоняют из общества, всячески избегают. Изгои не понимают, за что с ними так, ведь они не выбирали, быть им такими или не быть. Очень часто таких людей посещают мысли о самоубийстве, а некоторые доводят эту мысль до исполнения.

Важно помнить, что на месте «бедного волка» может оказаться любой, и проявлять сочувствие и доброту, попытаться взглянуть на мир глазами этого человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Алиса в стране чудес Кэрролла 5 класс

    По жанру произведение можно отнести к сказке – абсурду. Её написал английский математик, который увлекался литературой и написанием стихов. Льюис Кэрролл — это его псевдоним.

  • Анализ романа Пушкина Евгений Онегин сочинение

    Роман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творческом пути Александра Сергеевича Пушкина. Он создал самое крупное произведение художественной литературы в стихах

  • Сочинение Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского

    Данное произведение, является не чем иным, как протест происходящему в той жизни, в которой жил автор. Он явно выражал, своё не довольство, к изменению жизни людей.

  • Сочинение Игры моего детства

    Игры были важной частью моей жизни в детстве. Свободного времени было много и нужно было как-то развлекать себя. Но с возрастом я поняла, что эти развлечения повлияли на становления меня и развили во мне определенные качества.

  • Характеристика Ани Раневской и Пети Трофимова в Вишневом саде Чехова

    Аня Раневская и Петя Трофимов выступают представителями молодого поколения в комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». В отличие от других героев, их мало заботит продажа вишнёвого сада за долги

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Бедный волк

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Бедный волк

Главный герой этой сказки – «злодей» волк, чей характер и раскрывается тут. В очеловеченном и современном Салтыкову-Щедрину обществе зверей волк оправдан лишь автором. Писатель объясняет, что волку ничего в жизни и не остаётся, кроме убийств и грабежей. Он ведь хищник, травой питаться не может, а кормиться, приносить еду волчице и своим детям – надо! А ещё он не самый сильный зверь в лесу, всё-таки. И слышит он лишь «проклятый разбойник», от чего только злей становится.

Милосердие, понятно, волку совсем не свойственно – не может он так просто отпустить свою добычу. Приходится и рисковать ему, и не доедать. Один раз овцу повезёт утащить, так ему и его детям ещё это будут поминать.

От рассуждений об абстрактном волке автор переходит к конкретному герою – матерому волку. Вот он никогда не голодал, все время охотился, прилагал усилия, считай, работал усердно. Но и от природы был тот волк ловким и сильным.

Однажды попал он в лапы к медведю. Топтыгин знал, что от волков медведям тоже иногда достаётся. Например, стая может потрепать одинокого медведя. И вообще, как главный в лесу, медведь понимал, что этого хищника никто не любит. Убивать его толку нет – даже у шкуры ценности никакой. Задумался Мишка — не хотелось лап марать, а ещё, раз уж Природа создала волка, то есть и от него какая-то польза, а не только зло. Мишка спрашивает волка, а есть ли у него совесть. Какая совесть, если выживать приходится? Волк оправдывается, приводит в пример Лису, которая подлей его. Отпустил медведь волка, но сказал, что на его месте не стал бы дорожить жизнью.

Когда этот волк стал стареть, ослабевать, даже трусить, вспомнил он эти слова. А ещё один раз унёс он ягнёнка. Маленький и ещё наивный ягненок стал просить волка о пощаде. Никогда ни одна покорная овца не делала этого… И впервые волк проявил милосердие! Он отпустил ягненка, а сам решил уморить себя голодом. Дело в том, что своей жизни, роли, общей ненависти он был не рад. Он стал звать смерть, и она освободила «душегуба» от зверей и людей, от него самого. И сама очеловеченная смерть пожалела бедного волка. 

Язык сказки стилизован лексикой под девятнадцатый век: «корысть», «разбойничать», «шибко», «клясть» и так далее.

Философская сказка, где волк – страдалец, почти лирический герой. Конечно, речь здесь не о животном царстве, а о людском обществе, о злодеях «волею судьбы». Но каждый может стать на путь исправления.

2 вариант

М.Е. Салтыков-Щедрин начал писать свои сатирические сказки в шестидесятые годы 19 века, отразив в них все основные проблемы современного гражданского общества. Основная идея произведения «Бедный волк» проста и очевидна: волк, рожденный хищником, никогда не станет травоядным, природу невозможно изменить. Под образом волка читатель, безусловно, угадывает фигуру чиновника, стоящего у власти.

Автор вначале оправдывает животное, говоря о том, что волк жесток не по своей воле: чтобы жить, он должен есть, а есть он ничего, кроме мяса, не может. С этой точки зрения его даже можно и пожалеть, утверждает писатель. Ведь не каждый зверь желает стать чьей-то добычей, а значит, чтобы прокормиться, волку надо проявить чудеса охоты, поэтому зачастую он ходит голодный и битый. От того и воет по вечерам, наводя ужас на человека и зверье своим жалобным стоном. Но слышится всем в его плаче не тоска и печаль, а угроза их спокойной жизни. И дня не проходит, чтобы кто-то не помянул в сердцах хищника. Овца ли у человека пропала, гнездо ли чье-то разорено – во всех бедах винят волка. И от мертвого хищника никому никакой пользы нет: мясо у него жесткое, шкура не нужная. В общем, со всех сторон жизнь волка незадачливая. Жить, не убивая, он не может, да и не задумывается о том, что как-то иначе существовать надо.

Но так было до поры до времени, пока один волк из всего хищного отродья не решил, что живет он как-то неправильно, немилосердно. Смолоду он нагрешил много, никогда голодным не сидел, а под старость лет, когда матерым сделался, попал в лапы к медведю. Топтыгин, рассуждая про себя, что ему теперь с этим хищником делать, решил пока призвать его к совести, мол, не стыдно было всю жизнь душегубом жить. А волк ему и ответил, что ничего противного своей природе не совершает и одно только мясо и ест: вся малина и мед медведю достается.

Задумался Топтыгин над справедливостью волчьих слов и отпустил его на свободу, добавив на прощанье, что с такой грешной жизнью волку надо о легкой смерти мечтать.  Волк сначала словам этим значения не придал, а когда совсем уже старым стал, поймал маленького ягненка, умолявшего его отпустить к маме-папе, и припомнились тут вдруг слова медведя. И задумался волчара о бессмысленности своей жизни, и захотелось ему одного – быстрее счеты с ней свести. И до самой последней своей минуты так и жил-мучился, мечтая о смерти и проклиная себя, что не может не убивать.

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Бедный волк

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Бедный волк

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

  • Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов)

    Три дня мы ждали настоящей битвы. Уже Москва за нами, куда отступать?
    В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует?

  • Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века (описание)

    Картина очень проста по смыслу. В ней нет ни каких лишних предметов, которые смогли бы отвлечь зрителя от центрового персонажа полотна. Мы видим высокую русскую девицу.

  • Басня собственного сочинения с моралью

    Муравьи каждый день отправлялись на промысел по одной дороге. И каждый день они их колону пересекал Скарабей. Жук был больше в десять раз и не считал нужным церемонится с муравьями. Он бесцеремонно расталкивал мелких насекомых

  • Сочинение Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева 6 класс

    Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему после продажи ягоды на вырученные средства купить пряник

Сказка «Бедный волк» относится к позднему периоду творчества. Рассказы аллегории, где героями выступают сознательные животные, не редкость у Салтыкова, но сказка о бедном волке отличается особо тяжелым содержанием. В ней писатель размышляет о жестокости и ее причинах, о людях угодных и неугодных для общества, но к определенности так и не приходит. Так почему же волк – образ зла и жестокости, наречен автором бедным?

История создания

В России после 1830-х годов в либеральное народное движение активно проникают идеи социализма. Теория равенства и всеобщего блага не осталась писателем без внимания и он создает несколько сказок на эту тему, таких как «Карась-идеалист», «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», причем две последние сказки связаны, это можно понять по словам автора в экспозиции.

Сюжет

Волк самый жестокий зверь в лесу. Его все проклинают за душегубства, а он не может не есть мяса: то овцу задерет, то мальчишку. На волка стенает весь лес.

Однажды медведь изловчился поймать серого и задумал его судить. Но, поговорив с волком, косолапый отпустил его, так как понял, что не может осудить его за то, что он добывал себе пропитания. Пока волк был молод он много убивал и ел.

Но постарел он, оплешивел, стал ни на что негодный. В конце концов измученный зверь, не способный загнать и зайца, выходить к охотникам, чтобы принять смерть.

Образ волка

Так повелось, что в русском фольклоре волка не любят. Над ним потешается хитрая лиса, его лупят охотники, да даже поросята поджигают хвост. Серый волк – главный мерзавец или реже глупец, с которым любо дело разделаться.

Салтыков-Щедрин рассмотрел этот образ иначе. Он сосредоточил внимание на том, что единственная пища для волка мясо, и, чтобы выжить, ему приходиться убивать. И тогда ненависть окружающих неоправданна, потому что волк хоть и делает много худого, но не знает об этом: «Он думает, что живет –только и всего».

Но не один волк злодействует в сказке. Наравне с ним в жестокости писателем поставлены люди. Они убивают животных на охоте, но почему-то не осуждают друг друга. Вот и получается, что волка выбрали объектом ненависти, и всю жизнь он вынужден мириться с враждебностью, не имея возможности изменить это. Поэтому волк и назван бедным.

Идея

В этой сказке Салтыков-Щедрин борется с таким пороком людей как предосуждение. Часто, дав определение человеку, мы словно навешиваем на него ярлык, совершенно забывая, что у любой вещи две стороны медали. Поэтому нельзя разделять людей на добрых и злых, ведь это бесполезно.

2 вариант

Салтыков-Щедрин в сказке «Бедный волк» продолжает идею произведения «Самоотверженный заяц» о том, что все поступки и поведение человека в обществе так или иначе влияет на других людей, их поступки.

Во всеобщем сознании волк – это хищник, злодей, пожирающих других зверей. В этом произведении волк предстает тем же хищником, но только мы видим волка с другой стороны. Он вынужден убивать, для того, чтобы выжить. Отсюда и сочувствие «бедный» волк. И это не насмешка, не своеобразный юмор. Волк действительно лишен выбора, он убивает своих жертв не ради получения богатства, это не доставляет ему удовольствия. Если он не поест – будет выть от голода, пугая не только зверей, но и людей.

Выходя на охоту – он не знает, вернется ли живым сам. Люди устраивают ловушки, охотятся на него, да и можно попасться в лапы более крупного зверя. Однажды так и случается, его ловит медведь. Медведь дает ему выбор – отказывайся от убийств и я тебя отпущу. На что волк ему отвечает – а как же я откажусь? Я ведь по-другому не могу жить? Отказавшись от убийств, я умру от голода сам. Медведь жалеет волка, ведь сам он может питаться медом, малиной и жить припеваючи. Но говорит волку — лучше –мереть, чем жить так.

Волк живет дальше, но эта мысль не дает покоя ему. Состарившись, он сам решает пойти на смерть, ведь так жить ему уже действительно невозможно. Он страдает от внутренних противоречий, от непонимания того, почему его сотворили именно таким. Волк не выбирал быть ему убийцей или нет, за него всё решили. И к тому же, он не нашел понимания у других зверей. И вот, волк принял решения самому выйти к охотникам, и, не сопротивляясь, сдаться в лапы смерти.

В произведении «Бедный волк» четко прослеживается отсылка к взаимоотношению людей в нашем обществе. Если ты «не такой», тебя задирают, обзывают, изгоняют из общества, всячески избегают. Изгои не понимают, за что с ними так, ведь они не выбирали, быть им такими или не быть. Очень часто таких людей посещают мысли о самоубийстве, а некоторые доводят эту мысль до исполнения.

Важно помнить, что на месте «бедного волка» может оказаться любой, и проявлять сочувствие и доброту, попытаться взглянуть на мир глазами этого человека.

В 1830 году на территории России активно продвигалась идея социализма. Понятие общего равенства было смыслом написания многих произведений. Салтыков-Щедрин также не остался в стороне и создал несколько аллегорических произведений, таких как «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк». Анализ сказки дает понять, что последние произведения связаны между собой.

«Бедный волк» - анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Краткий сюжет

Читатель привык, что персонаж волка всегда злой, жестокий и именно поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ немного по-другому. Он заставил свою аудиторию понять, что это животное — хищник и без мяса он выжить не сможет, единственный выход — убивать других. После такого можно сделать вывод, что ненависть к животному неоправданна.

«Бедный волк» - анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, можно понять, что не один серый хищник проявляет жестокость, но и люди, которые охотятся на него.

Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.

Начинается рассказ с того, что все лесные жители считают волка самым жестоким зверем, который мешает их спокойствию. Все ненавидят зверя за его происки: он то овцу съест, то зайца выловит.

Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.

Через время зверь постарел, ослаб и не мог догнать даже зайца. Подумал он и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.

Основная мораль произведения в том, что нельзя никого осуждать. Каждый человек, как и животное индивидуален. И жизнь сама направляет и указывает, как нужно выживать.

В сказке всего 2 основных персонажа:

  • Волк — разбойник и душегуб, который раскаялся и признался, что не может жить иначе.
  • Медведь Топтыгин — мудрый и справедливый.
  • Если рассматривать план произведения, читателям отчетливо видно, что образы из сказки имеют много общего с людьми. Если человек не такой, как все, его начинают дразнить и изгонять из общества. Они не задумываются, что он не виноват в своей индивидуальности, таким его сотворила природа.

    Стиль написания

    Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

    «Бедный волк» - анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

    Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Риголетто» — краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке

    Следующая

    Краткое содержание«Манон Леско» — краткое содержание оперы Дж. Пуччини

    1. Краткие содержания
    2. Салтыков-Щедрин
    3. Бедный волк

    Произведение «Бедный волк» было создано Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1883 году. История представляет себе сатирическую сказку, сюжет которой основывается на судьбе лесного хищника, привыкшего существовать исключительно за счет совершаемых им убийств других живых созданий.

    Всем известно о том, что наиболее опасным и беспощадным зверем в лесу является волк, способный уничтожить весь скот, имеющийся у крестьянина. Однако и мужики яростно преследуют таких хищников, и противостояние между волками и охотниками никогда не прекращается.

    В лесу обитает волк, который ради удовлетворения собственного голода без колебаний убивает не только коров и овец, но и людей. Однажды хищнику доводится встретиться с медведем, который пытается пробудить у волка совесть и сострадание, объясняя ему, что нельзя лишать жизни всех подряд. В то же время волк настаивает на том, что он от рождения является хищником и не может иным образом прокормить свою семью. Медведь вынужден принять его позицию, правда, волк обещает, что в дальнейшем он все же будет стараться уменьшить количество убийств. По мнению медведя, оптимальным избавлением для всех станет уход из жизни самого волка.

    Однако на самом деле хищник вовсе не становится менее агрессивным и кровожадным, число его жертв постоянно растет. Но с возрастом волк замечает, что ему становится все тяжелее передвигаться, к тому же один из крестьян повреждает позвоночник зверя с помощью палки. Волк видит, что он уже не может справиться с собаками, он также не в состоянии теперь расправиться с овцой. Зверь все чаще страдает от голода, вынуждающего его выть на протяжении ночных часов.

    Однажды волку все же удается захватить одного ягненка, но хищник, услышав его отчаянную мольбу, все же отпускает свою жертву. Волк укладывается в берлоге и начинает дожидаться собственной кончины, однако жизнь продолжается, несмотря на то, что хищник уже давно фактически голодает. Волк полагает, что люди его прокляли из-за того, что он погубил множество животных и принес немало горя окрестным крестьянам.

    Когда в лесу появляются охотники, хищник добровольно предстает перед ними, мечтая о смерти. Чувствуя, как череп раскалывает выпущенная из ружья пуля, волк с облегчением думает о том, что теперь его невыносимые страдания, наконец, завершатся.

    Из сказки можно сделать вывод о том, что природа хищника такова, что он не в силах жить, не убивая. Но в то же время и к волку нельзя не почувствовать жалости, поскольку и он является живым существом, которое также имеет право на существование.

    Читательский дневник.

    Другие произведения автора: ← Карась-идеалист↑ Салтыков-ЩедринМедведь на воеводстве →

    Описание сюжета

    Современным читателям не всегда понятны термины, которые использует в своём произведении «Бедный волк» Салтыков Щедрин. Краткое содержание простыми словами поможет ученикам лучше понять смысл сюжета и прочувствовать атмосферу повествования.

    Жизнь матёрого лесного волка сводилась к постоянному добыванию пропитания. В охоте не было ему равных. Зверь никогда не сидел голодным, всегда знал, где и чем можно поживиться. Не брезговал он и походами в деревню, чтобы утащить домашний скот. Иногда его добычей были неосторожные люди.

    Лесные звери не любили и боялись волка. Называли его душегубом и бандитом. Не было у зверя естественных врагов кроме медведя. Вот как-то попался он к топтыгину в лапы. Но лесной гигант был не только сильным, но и мудрым животным. Убивать он волка не хотел, решил сначала поучить злодея уму разуму. Просил он пообещать, что не будет больше серый хищник лишать зверюшек жизни, но волк отказался.

    Объяснил он медведю, что врать не умеет, поэтому обещать ничего не будет. Убивает он не для развлечения, а для пропитания. В его рацион входит только мясо, и он не виноват, что ничем другим волки питаться не могут. И дело даже не в нём самом, иногда нужно и волчице с волчатами еду приносить. Не может отец оставить голодным своих детей.

    Медведь его слушал и понимал, что серый бандит прав. Не ради забавы он убивает зверей, а ради того, чтобы выжить. Так уж в природе заложено — один должен умереть, чтобы жил другой. Не смог медведь волка убить, отпустил его на все четыре стороны. А тот опять за своё взялся. Зверей убивать, да у людей скот таскать.

    Однажды утащил с поля маленького несмышлёного ягнёнка. Пока волок его к лесу, малыш просил его отпустить. Да так слёзно кричал, что тронул душу старого волка. Вспомнил хищник слова медведя и, наконец, понял их смысл:

    • убивать нельзя;
    • каждая жизнь бесценна;
    • даже самая глупая зверушка тоже хочет жить.

    Отпустил волк ягнёнка, а сам залёг в своё логово. Долго он думал, да никак не мог найти выход из положения. Если он перестанет убивать, то сам умрёт от голода, а если не перестанет, то так и останется для всех убийцей и злодеем.

    Понял он, что единственный выход — это собственная быстрая смерть. Но у животного даже рук нет, чтобы их на себя наложить. Не может, он получается, даже умереть по собственному желанию. Хотел сначала к мужикам выйти, да испугался, что замучают его пока не умрёт, поэтому лежал и выл в логове по ночам, призывая к себе лёгкую смерть.

    Однажды смерь сжалилась над раскаявшимся хищником и послала в лес охотников с ружьями. Волк увидел их и пошёл прямо на выстрел. Последнее что он помнит — это удар в лоб и осознание свободы.

    Произведение хоть и считается сказкой, но имеет глубокий подтекст. На примере мыслящих зверей автор хотел показать, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому для разбора лучше использовать краткое содержание. «Бедный волк» был написан в 1883 году. Для современного читателя в сказке многие термины не совсем понятны, а это может исказить смысл произведения.

    Стиль написания

    Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

    Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

    План анализа

    На уроках литературы ученикам часто предлагается сделать небольшой анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Бедный волк». Для того чтобы чтобы он выглядел красиво и гармонично, сначала следует составить небольшой план:

    • Год написания — 1883.
    • Автор — Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин.
    • Тема — смысл жизни лесного волка.
    • Основная мысль — не всё так просто, как кажется сразу.
    • Герои — волк и медведь.
    • Мораль и вывод — у каждой медали всегда две стороны.

    Этот краткий план анализа поможет ученикам понять и расставить по полочкам все аспекты рассказа, а также облегчит задачу при пересказе или написании сочинений.

    История создания

    Сказка написана в 1883 году, она продолжила серию аллегорических произведений автора. В ней писатель затрагивает тему непонимания в обществе отдельных категорий людей. Навешивание ярлыков на неугодных для власти граждан процветало в то время очень сильно. Не разбираясь в обстоятельствах дела и жизни человека в целом, власть могла объявить кого угодно вне закона и её мнение было единственно верным.

    Именно это разделение общества на чёрное и белое хотел показать автор. На примере волка — злого хищника, убийцы и злодея, писатель показывает так называемое общественное зло. Люди видят в звере только плохое, не задумываясь, что побуждает его совершать злые поступки и есть ли выбор.

    Тема произведения

    Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.

    Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:

    • честен;
    • бесстрашен;
    • умён.

    Писатель, как бы спрашивает читателя, вправе ли кто-то судить зверя за то, над чем тот не властен. Волк — хищник, убивать в его природе.

    Анализ произведения

    Главным героем этой сказки является «злодей» волк. Несмотря на многочисленные убийства хищника, автор его не обвиняет. Он объясняет, что волку больше ничего не остаётся, как губить чужие жизни, ведь он не может питаться травой и нуждается в мясе, как и волчица с детьми. К тому же в лесу он не самый сильный хищник.

    Его часто называют проклятым разбойником, что вызывает ещё большую злость. Ясно, что хищник не способен испытывать милосердие, ему сложно отпустить пойманную добычу. Иногда приходится идти на риск, а порой — голодать. Если повезёт, утащит овцу, но потом ему и его деткам люди ещё долго будут вспоминать этот случай.

    Вначале автор рассуждает об абстрактном хищнике, потом переходит к конкретному персонажу — матёрому волку. Этот герой никогда не был голодным, он всё время тратил силы на охоту, стараясь от души. Можно сказать, что он работал усердно. Природа наградила его ловкостью и силой. Однажды он угодил в лапы к медведю, который был гораздо проворнее его.

    Топтыгину было известно, что таким, как он, волки тоже могут навредить. Будучи главным в лесу, медведь понимает, что все ненавидят этого хищника. При этом нет никакого смысла в его убийстве, ведь даже шкура никуда не годится. Мишка не хочет марать лапы, он осознаёт, что волк — это не только зло, но и польза, иначе бы не было его в природе.

    Медведь интересуется, есть ли у зверя совесть. Тот объясняет, что вынужден выживать, приводя в пример более хитрую лису. Топтыгин отпускает волка, однако говорит ему, что если бы находился на его месте, то жизнью бы дорожить не стал.

    Постарев и значительно ослабев, волк вспоминает слова Мишки. Однажды он уносит ягнёнка, который начинает просить его о пощаде. Волк проявляет сострадание и отпускает бедного малыша. Зверь начинает морить себя голодом, он не рад своей роли в этой жизни и понимает, что только смерть спасёт его от угрызений совести и душевных мучений. Он ждёт освобождения, но оно не приходит. Язык этого произведения стилизован под XIX век, в тексте встречаются слова:

    • шибко;
    • корысть;
    • разбойничать;
    • клясть.

    Вывод произведения: каждый живёт так, как ему от природы положено.

    Основная мысль

    Нельзя оценивать поведение человека только с хорошей или плохой стороны, всегда есть середина. Такую мысль пытается донести писатель до своего читателя при помощи аллегории и сатиры.

    Животные в этом произведении говорят и думают. Именно поэтому эта история называется сказкой. Её можно воспринимать по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это действительно сказка, а для взрослых довольно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Оно показывает все пороки общества. Недальновидность, а даже порой откровенную глупость людей. Неспособность к личному мнению.

    Особенно характерно это проявляется в отрывке, где волк тащит ягнёнка. Он размышляет о том, что странный малыш кричит и борется за свою жизнь, когда все остальные овцы, молча, лежат готовые к своей неминуемой кончине:

    «Много он на своём веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет её волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнётся, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить!»

    На примере ягнёнка автор как бы ненавязчиво хочет показать читателю, что даже самый слабый голос может быть услышан, если говорить от сердца.

    Сюжет

    Начинается сказка с того, что главный герой, заяц, пробегает мимо дома волка. Волк окрикивает зайца, зовёт его к себе, однако тот не останавливается, а ещё больше прибавляет ходу. Тогда волк его догоняет и обвиняет в том, что заяц не послушался с первого раза. Лесной хищник оставляет его возле куста и говорит, что съест через 5 дней.

    А заяц-то бежал к своей невесте. Вот сидит он, считает время до смерти и видит — спешит к нему брат невесты. Брат рассказывает, как невесте плохо, и этот разговор слышат волк с волчицей. Они выходят на улицу и сообщают, что отпустят зайца к наречённой проститься. Но с условием, что тот вернётся на съедение через день. А будущий родственник пока останется у них и, в случае невозвращения, будет съеден. Если же заяц вернётся, то, возможно, их обоих помилуют.

    Бежит заяц к невесте и прибегает достаточно быстро. Рассказывает он ей и всей родне свою историю. Возвращаться-то не хочется, но слово дано, а заяц слова никогда не нарушает. Поэтому, простившись с невестой, бежит заяц обратно.

    Бежит, а на пути у него разные преграды встречаются, и чувствует он, что не успевает в срок. От этой мысли отбивается всеми силами и только прибавляет ходу. Он ведь дал слово. В конце концов заяц еле-еле успевает и спасает брата невесты. А волк им и говорит, что пока не будет их есть, пусть ещё посидят под кустом. Может, когда и помилует.

    Главные герои

    Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.

    Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.

    Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.

    Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.

    Краткое содержание

    Волка принято считать самым страшным хищником в лесу, он не помилует ни зайца, ни овцы. Хищник способен вырезать весь скот у мужика и оставить голодной семью. Конечно, если человека сильно разозлить, он может жестоко отомстить этому зверю. Хищника ненавидят не только люди, но и животные.

    Жил-был один волк. Он погубил немало коров, убил егеря и мальчишку. Однажды судьба свела его с медведем, который тоже испытывал к нему лютую ненависть. Топтыгин не стал убивать волка. Ему захотелось пробудить в нём совесть. Он стал объяснять ему, что нельзя уничтожать всех подряд, так как это очень плохо. Однако волк ответил ему, что он хищник и не способен жить иначе. Если он никого не убьёт, то его семья не прокормится. Медведь всё понял и отпустил негодника. Хищника стала мучить совесть, он осознал, что жил неправильно, поэтому решил реже убивать.

    Но в действительности он стал охотиться на домашний скот ещё чаще. Зверь зачастил ходить в деревню, теперь он бывал здесь каждую ночь. Когда он досыта наедался, то сразу засыпал сладким сном, а проснувшись, снова принимался за старое. Волк бы ещё долго это делал, но стал чувствовать себя хуже. Ему уже было сложнее передвигаться, незаметно подкралась старость. После того как один человек ударил зверя по спине палкой и повредил позвоночник, добыча пищи стала для него ещё более трудной задачей.

    Хищник понимает, что уже не может справиться с собаками, которых раньше с лёгкостью одолевал. Убить овцу ему также не под силу. Стал бедняга выть от голода по ночам. Как-то ему всё же удалось украсть ягнёнка из стада. Пока он тащил его в зубах, тот стал жалобно просить, чтобы его отпустили. Уж очень хотелось жить этому малышу. До этого все животные молчали, смирившись со своей печальной участью. Волк вспомнил разговор с медведем и решил отпустить ягнёнка.

    Главный герой пришёл в свою берлогу и там стал дожидаться смерти. Он не был готов покончить жизнь самоубийством, поэтому принял решение умереть от голода. На протяжении долгого времени он не ел ничего, только иногда ловил ворон, но смерть всё не приходила. Однажды он подумал, что проклят за свои грехи, ведь столько загубил ни в чём не повинных живых существ. Как-то пришли в лес охотники. Волк сам к ним вышел и склонил голову. Когда он почувствовал, как от пули раскололся его череп, понял, что теперь больше мучиться ему не придётся.

    Выводы и мораль

    В произведении писатель затрагивает тему жестокости, которая иногда может быть оправданной. Неспроста он использует при написании сказки такой литературный приём, как гротеск, этот стиль наиболее точно передаёт атмосферу сюжета.

    Автор не оправдывает волчью жестокость, он показывает её неизбежность. Так распорядилась природа, и менять себя в угоду общественному мнению для волка равносильно смерти. Конечно, речь здесь идёт не о животных, а о людском сообществе и таких его пороках, как:

    • бездушие;
    • недальновидность;
    • жестокость.

    Нельзя применять одну и ту же истину к каждому индивиду. Правда у всех разная. Иногда можно оправдать даже жестокость, если она необходима для выживания вида.

    В сказке нет отрицательных героев. Изначально за злодея можно принять волка, но это мнение ошибочно. Он один из ярких примеров того, как общество может повлиять на мировоззрение одного своего члена и полностью изменить его мысли, пусть даже на не совсем правильные.

    Мораль истории можно описать так — не нужно поддаваться чужому влиянию, особенно если оно идёт вразрез с собственными убеждениями.

    Бедный волк

    БЕДНЫЙ ВОЛК Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию. Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой. Не легко ему пропитание его достается. Смерть-то ведь никому не сладка, а он именно только со смертью ко всякому лезет. Поэтому кто посильнее — сам от него обороняется, а иного, который сам защититься не может, другие обороняют. Частенько-таки волк голодный ходит, да еще с помятыми боками вдобавок. Сядет он в ту пору, поднимет рыло кверху и так пронзительно воет, что на версту кругом у всякой живой твари, от страху да от тоски, душа в пятки уходит. А волчиха его еще тоскливее подвывает, потому что у нее волчата, а накормить их нечем. Нет того зверя на свете, который не ненавидел бы волка, не проклинал бы его. Стоном стонет весь лес при его появлении: «Проклятый волк! убийца! душегуб!» И бежит он вперед да вперед, голову повернуть не смеет, а вдогонку ему: «Разбойник! живорез!» Уволок волк, с месяц тому назад, у бабы овцу — баба-то и о сю пору слез не осушила: «Проклятый волк! душегуб!» А у него с тех пор маковой росинки в пасти не было: овцу-то сожрал, а другую зарезать не пришлось… И баба воет, и он воет… как тут разберешь! Говорят, что волк мужика обездоливает; да ведь и мужик тоже, как обозлится, куда лют бывает! И дубьем-то он его бьет, и из ружья в него палит, и волчьи ямы роет, и капканы ставит, и облавы на него устраивает. «Душегуб! разбойник! — только и раздается про волка в деревнях, — последнюю корову зарезал! остатнюю овцу уволок!» А чем он виноват, коли иначе ему прожить на свете нельзя? И убьешь-то его, так проку от него нет. Мясо — негодное, шкура жесткая — не греет. Только и корысти-то, что вдоволь над ним, проклятым, натешишься, да на вилы живьем поднимешь: пускай, гадина, капля по капле кровью исходит! Не может волк, не лишая живота, на свете прожить — вот в чем его беда! Но ведь он этого не понимает. Если его злодеем зовут, так ведь и он зовет злодеями тех, которые его преследуют, увечат, убивают. Разве он понимает, что своею жизнью другим жизням вред наносит? Он думает, что живет — только и всего. Лошадь — тяжести возит, корова — дает молоко, овца — волну, а он — разбойничает, убивает. И лошадь, и корова, и овца, и волк — все «живут», каждый по-своему. И вот нашелся, однако ж, между волками один, который долгие веки все убивал да разбойничал, и вдруг, под старость, догадываться начал, что есть в его жизни что-то неладное. Жил этот волк смолоду очень шибко и был одним из немногих хищников, который почти никогда не голодал. И день, и ночь он разбойничал, и все ему с рук сходило. У пастухов из-под носу баранов утаскивал; во дворы по деревням забирался; коров резал; лесника однажды до смерти загрыз; мальчика маленького, у всех на глазах, с улицы в лес унес. Слыхал он, что его за эти дела все ненавидят и клянут, да только лютей и лютей от этих покоров становился. — Послушали бы, что в лесу-то делается, — говорил он, — нет той минуты, чтоб там убийства не было, чтоб какая-нибудь зверюга не верещала, с жизнью расставаясь, — так неужто ж на это смотреть? И дожил он таким родом, промежду разбоев, до тех лет, когда волк уж «матерым» называется. Отяжелел маленько, но разбои все-таки не оставил; напротив, словно бы даже полютел. Только и попадись он нечаянно в лапы к медведю. А медведи волков не любят, потому что и на них волки шайками нападают, и частенько-таки слухи по лесу ходят, что там-то и там-то Михайло Иваныч оплошал: в клочки серые вороги шубу ему разорвали. Держит медведь волка в лапах и думает: «Что мне с ним, с подлецом делать? ежели съесть — с души сопрёт, ежели так задавить да бросить — только лес запахом его падали заразишь. Дай, посмотрю: может быть, у него совесть есть. Коли есть совесть, да поклянется он вперед не разбойничать — я его отпущу». — Волк, а волк! — молвил Топтыгин, — неужто у тебя совести нет? — Ах, что вы, ваше степенство! — ответил волк, — разве можно хоть один день на свете без совести прожить! — Стало быть, можно, коли ты живешь. Подумай: каждый божий день только и вестей про тебя, что ты или шкуру содрал, или зарезал — разве это на совесть похоже? — Ваше степенство! позвольте вам доложить! должен ли я пить-есть, волчиху свою накормить, волчат воспитать? какую вы на этот счет резолюцию изволите положить? Подумал-подумал Михайло Иваныч, — видит: коли положено волку на свете быть, стало быть, и прокормить он себя право имеет. — Должен, — говорит. — А ведь я, кроме мясного, — ни-ни! Вот хоть бы ваше степенство, к примеру, взять: вы и малинкой полакомитесь, и медком от пчел позаимствуетесь, и овсеца пососете, а для меня ничего этого хоть бы не было! Да опять же и другая вольгота у вашего степенства есть: зимой, как заляжете вы в берлогу, ничего вам, кроме собственной лапы, не требуется. А я и зиму, и лето — нет той минуты, чтобы я о пище не думал! И все об мясце. Так каким же родом я эту пищу добуду, коли прежде не зарежу или не задушу? Задумался медведь над этими волчьими словами, однако все еще попытать хочет. — Да ты бы, — говорит, — хоть полегче, что ли… — Я и то, ваше степенство, сколько могу, облегчаю. Лисица — та зудит: рванет раз — и отскочит, потом опять рванет — и опять отскочит… А я прямо за горло хватаю — шабаш! Еще пуще задумался медведь. Видит, что волк ему правду-матку режет, а отпустить его все еще опасается: сейчас он опять за разбойные дела примется. — Раскайся, волк! — говорит. — Не в чем мне, ваше степенство, каяться. Никто своей жизни не ворог, и я в том числе; так в чем же тут моя вина? — Да ты хоть пообещай! — И обещать, ваше степенство, не могу. Вот лиса — та вам что хотите обещает, а я — не могу. Что делать? Подумал, подумал медведь, да наконец и решил. — Пренесчастнейший ты есть зверь — вот что я тебе скажу! — молвил он волку. — Не могу я тебя судить, хоть и знаю, что много беру на душу греха, отпуская тебя. Одно могу прибавить: на твоем месте я не только бы жизнью не дорожил, а за благо бы смерть для себя почитал! И ты над этими моими словами подумай! И отпустил волка на все четыре стороны. Освободился волк из медвежьих лап и сейчас опять за старое ремесло принялся. Стонет от него лес, да и шабаш. Повадился в одну и ту же деревню; в две, в три ночи целое стадо зря перерезал — и ништо ему. Заляжет с сытым брюхом в болоте, потягивается да глаза жмурит. Даже на медведя, своего благодетеля, войной пошел, да тот, по счастию, вовремя спохватился да только лапой ему издали погрозил. Долго ли, коротко ли он так буйствовал, однако и к нему наконец старость пришла. Силы убавились, проворство пропало, да вдобавок мужичок ему спинной хребет поленом перешиб; хоть и отлежался он, а все-таки уж на прежнего удальца-живореза не похож стал. Кинется вдогонку за зайцем — а ног-то уж нет. Подойдет к лесной опушке, овечку из стада попробует унести — а собаки так и скачут-заливаются. Подожмет он хвост, да и бежит с пустом. — Никак, я уж и собак бояться стал? — спрашивает он себя. Воротится в логово и начнет выть. Сова в лесу рыдает, да он в болоте воет — страсти господни, какой поднимется в деревне переполох! Только промыслил он однажды ягненочка и волочет его за шиворот в лес. А ягненочек-то самый еще несмысленочек был: волочет его волк, а он не понимает. Только одно твердит: «Что такое? что такое?..» — А я вот покажу тебе, что такое… мммерррза-вец! — остервенился волк. — Дяденька! я в лес гулять не хочу! я к маме хочу! не буду я, дяденька, не буду! — вдруг догадался ягненочек и не то заблеял, не то зарыдал, — ах, пастушок, пастушок! ах, собачки! собачки! Остановился волк и прислушивается. Много он на своем веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет ее волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнется, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить! Ах, видно, и всем эта распостылая жизнь сладка! Вот и он, волк, — стар-стар, а все бы годков еще с сотенку пожил! И припомнились ему тут слова Топтыгина: «На твоем бы месте я не жизнь, а смерть за благо для себя почитал…» Отчего так? Почему для всех других земных тварей жизнь — благо, а для него она — проклятие и позор? И, не дождавшись ответа, выпустил из пасти ягненка, а сам побрел, опустив хвост, в логово, чтобы там на досуге умом раскинуть. Но ничего ему этот ум не выяснил, кроме того, что он уж давно знал, а именно: что никак ему, волку, иначе прожить нельзя, как убийством и разбоем. Лег он плашмя на землю и никак улежать не может. Ум — одно говорит, а нутро — чем-то другим загорается. Недуги, что ли, его ослабили, старость ли в разор разорила, голод ли измучил, только не может он прежней власти над собой взять. Так и гремит у него в ушах: «Проклятый! душегуб! живорез!» Что ж в том, что он за собой вольной вины не знает? ведь проклятий-то все-таки не заглушишь! Ох, видно, правду сказал медведь: только и остается, что руки на себя наложить! Так ведь и тут опять горе: зверь — ведь он даже рук на себя наложить не умеет. Ничего сам собой зверь не может: ни порядка жизни изменить, ни умереть. Живет он словно во сне, и умрет — словно во сне же. Может быть, его псы растерзают или мужик подстрелит; так и тут он только захрапит да корчей его на мгновенье сведет — и дух вон. А откуда и как пришла смерть — он и не догадается. Вот разве голодом он себя изведет… Нынче он уж и за зайцами гоняться перестал, только около птиц ходит. Поймает молодую ворону или витютня — только этим и сыт. Так даже и тут прочие витютни хором кричат: «Проклятый! проклятый! проклятый!» Именно проклятый. Ну, как-таки только затем жить, чтобы убивать и разбойничать? Положим, несправедливо его проклинают, нерезонно: не своей волей он разбойничает, — но как не проклинать! Сколько он зверья на своем веку погубил! сколько баб, мужиков обездолил, на всю жизнь несчастными сделал! Много лет он в этих мыслях промучился; только одно слово в ушах его и гремело: «Проклятый! проклятый! проклятый!» Да и сам себе он все чаще и чаще повторял: «Именно проклятый! проклятый и есть; душегуб, живорез!» И все-таки, мучимый голодом, шел на добычу, душил, рвал и терзал… И начал он звать смерть. «Смерть! смерть! хоть бы ты освободила от меня зверей, мужиков и птиц! Хоть бы ты освободила меня от самого себя!» — день и ночь выл он, на небо глядючи. А звери и мужики, слыша его вой, в страхе вопили: «Душегуб! душегуб! душегуб!» Даже небу пожаловаться он не мог без того, чтоб проклятья на него со всех сторон не сыпались. Наконец смерть сжалилась-таки над ним. Появились в той местности «лукаши» [«Лукаши» — мужички из Великолуцкого уезда Псковской губернии, которые занимаются изучением привычек и нравов лесных зверей и потом предлагают охотникам свои услуги для облав. (Прим. М. Е. Салтыкова-Щедрина.)] и соседние помещики воспользовались их прибытием, чтоб устроить на волка охоту. Лежит однажды волк в своем логове и слышит — зовут. Он встал и пошел. Видит: впереди путь вехами означен, а сзади и сбоку мужики за ним следят. Но он уже не пытался прорваться, а шел, опустив голову, навстречу смерти… И вдруг его ударило прямо между глаз. — Вот она… смерть-избавительница!

  • Особенности направлений и тем итогового сочинения
  • Основная тема сказки бабушка метелица
  • Основная тема рассказа чехова в рождественскую ночь
  • Особенности написания сочинения рассуждения
  • Особенности моей семьи сочинение