Основная тема сказки белая уточка

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

В чём смысл сказки «Белая уточка» ? Какова главная мысль?

6 ответов:



2



0

Сказка «Белая уточка» очень интересная и познавательная.

Она рассказывает об истории жизни княжеской семьи.

Князь женился на молодой девушке, а сам уехал в поход.

В его отсутствии злая волшебница завлекла княжну погулять в сад, а затем искупаться в пруду и там превратила её в уточку, а сама заняла её место.

Когда у уточки подросли три сына, ведьма решила их убить, уточка плачет, князь услышал её человеческий голос и превратил её обратно в свою жену.

Сыновей оживляют, живая и мертвая вода помогают их воскресить.

В конце сказки ведьма погибает.

Это сказка учит не доверять тем, кого мы никогда в жизни раньше не видели.

Нельзя полностью доверять незнакомцам.

Не нужно отвечать на вопросы незнакомцев или выслушивать их предложения, которые могут показаться простыми и в тоже время заманчивыми.

Не нужно принимать подарки от чужих.

Эта сказка учит осмотрительности и тому, что нужно быть осторожным.



1



0

Сказка «Белая уточка» — это сказка волшебная и потому главный смысл этой сказки в том, что добро все равно должно победить зло, что добро в любом случае сильнее зла. Эта сказка показывает нам неотвратимость возмездия, которое неминуемо настигнет любого злодея.. Так и случилось со злой колдуньей в этой сказке — привязали ее к хвосту и раскидали ее косточки по чистому полю.

Но также в этой сказке можно найти и другую основную мысль.

Это мысль о том, что нельзя прислушиваться к речам незнакомцев, какими бы ласковыми и обходительными они нам не казались. Ведь неизвестно, что на сердце у такого человека и зачем он втирается к нам в доверие. Князь это хорошо понимал, и потому строга наказал княжне:

GBc3lvpQJ4Hh6IUdirNCLbyQLCbKIH8V.png



1



0

В сказке «Белая уточка» повествуется о жене князя, которая на время осталась одна. Пришлось князю отлучиться в другие земли, а перед отъездом он наказал жене ни с кем в разговоры не вступать и остерегаться незнакомцев. Но княжна поверила обходительной и обаятельной незнакомке, которая пригласила её к озеру прогуляться, а затем превратила её в белую уточку.

После этого последовало много бед, и только через время князь сумел разоблачить ведьму и восстановить справедливость. Если бы княжна послушалась мужа, то встречи со злой женщиной можно было бы избежать.

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно остерегаться незнакомцев и не доверять их речам. Сказка учит нас быть осмотрительными и осторожными, держаться от незнакомых людей подальше и никуда с ними не ходить. Только так мы можем обезопасить себя от возможных несчастий и бед.



1



0

Главная мысль этой сказки в том, что в жизни, как правило настоящей дружбы между женщинами не бывает и одна из женщин, будет либо завидовать другой или вообще как в этой сказке, окажется ведьмой и постарается все отобрать, а саму приятельницу, которая ей доверилась как здесь жена князя, вообще уничтожить.

Однако впоследствии в этой сказке появилась и другая мысль, а именно та что в быту, муж поймет, его ли жена живет с ним или есть какая то подмена и недобросовестный человек, все равно проявит свой злой нрав и выдаст сам себя и его обнаружат. Ну а добрый человек напротив, в кого бы он не был превращен, в итоге не утратит человеческий облик.



0



0

Главная мысль сказки в том, что зависть- это худший порок у человека, от которого он совершает плохие поступки. Ведьму и погубила зависть. Обман рано или поздно раскрывается. А добро побеждает зло.



0



0

«Белая уточка» — русско народная сказка.

Сказка относится к народной и волшебной.

Главные герои сказки: Княжна; Князь; Ведьма; Сыновья Княжны.

Главная мысль сказки.

Никогда не доверяйте тем людям, которых плохо знаете, или вообще, первый раз видите их.

Чему учит сказка.

Сказка учит не доверять незнакомцам, и не разговаривать с ними, а тем более, не принимать от таких людей советы и подарки.

Читайте также

В рассказе «Замазка» действуют двое озорных мальчишек, которых зовут Шура и Костя. Оба мальчика пытаются развлечься, для чего начинают лепить из оконной замазки различные фигурки. Далее они отправляются в кинотеатр, не забыв взять с собой замазку.

В кинотеатре ребята то и дело попадают в смешные ситуации, и все они связаны со злополучным кусочком замазки. Сначала на замазку усаживается человек, затем Костя чуть не съел замазку, приняв её на пряник. После этого до конца фильма мальчишки заняты тем, что ползают в поисках замазки, которая упала на пол.

Зря ребята в кино пошли, ведь они толком ничего не увидели. А все потому, что были невнимательны, поскольку за замазкой не следили. Главная мысль рассказа сводится к тому, что нужно стараться следить за своими вещами. А если уж оплошал, то нечего ругать в этом других людей. Нужно быть ответственным за свои действия и поступки.

Главный герой сказки Воробьишко птенец, который недавно вылупился, объясняли ему мама Воробей и папа Воробей, что маленькому птенчику нужно вести себя осторожнее, по незнанию, он может погибнуть. Но Воробьишко ни разу не сталкивался с опасностью и вел себя беспечно и вывалился из гнезда, где его чуть не съела кошка.

Сказка «Воробьишко» учит послушанию, маленькие дети должны слушаться родителей, которые заботятся о своих детях и оберегают, а не просто так рассказывают, молодо — зелено, как говорится. Мама Воробей спасла птенчика, но сама пострадала.

Пословицы, которые подходят к сказке «Воробьишко»

gAISNbGiOSKPDrBZxfp8veoMTQvfzAR.png

Сказка «Воробьишко» начинается так

2FcRfFtANFdbDkuO86xHXXaqduY3K6M.png

Главными героями рассказа Николая Носова «Клякса» являются:

  1. Федя Рыбкин, веселый и беззаботный мальчик-озорник, которому пришлось озаботиться красотой своего лица.
  2. Зинаида Ивановна, учительница, которая решила проучить Федю за баловство, напугав его до полусмерти.
  3. Гриша Копейкин, приятель Феди.

<hr />

В это рассказе Федя измазал лицо тушью, все ребята очень смеялись и Федя поспешил измазать дополнительно нос. Учительница внутренне возмутилась, но внешне осталась спокойной и напугала Федю жутким предсказанием язв и волдырей. Федя содрал себе кожу с лица ластиком чуть не до костей, и только после этого учитель сжалилась и отпустила мальчика умываться.

Главная мысль этого рассказа — баловство может довести до серьезной беды, а наказание может быть очень суровым. Ну или: урок не время для баловства.

Основной темой в рассказе А.И.Куприна о чудесном докторе для меня стало противопоставление отчаяния и спасения. Эпитет же чудесный к слову доктор, в данном случае, для меня раскрывает тему, что чудо — это дело рук самих людей. Ведь Пирогов ничего не сделал сверх естественного, он просто помог, оказал содействие, проявил сострадание и сочувствие человеку, увидев в Мерцалове именно человека, а не существо, которого следует гнушаться или чураться, как тот же швейцар или барин из дома, где до своей болезни служил Мерцалов.

Отчаяние — это большая ошибка (грех) человека, ведь отец семейства своими дурным поступком (стремлением покончить жизнь самоубийством) не делал жизнь своей семьи лучше, он усугублял ее страдания еще сильнее. И хорошо, что в жизни попадаются такие люди, как доктор Пирогов, которые спасают не только от реальных язв или лихорадки, но и от душевного краха, надлома, который случился с Мерцаловым.

Порой, чтобы вернуться в жизнь с мечтами и надеждами, достаточно встретить на своем пути «чудесного доктора», который поделившись частичкой своего оптимизма и жизнелюбия, непременно вселит вам уверенность, что «Жизнь налаживается»…

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» это самое лучшее произведение автора. Некоторые другие тоже читала, но вот именно эта книга более всего запомнилась. В тот момент строилось новое общество, старались вырастить поколение патриотов. Ребята организовали команду во главе с Тимуром, которые помогали жителям поселка, обычным людям и семьям военнослужащих.

Каждый может увидеть положительную сторону поведения тимуровцев. Считаю, что повесть Гайдара учит сплоченности людей, особенно младшее поколение, патриотизму, верности своим принципам, любви. Хорошо, если до сих пор детям, подросткам интересно это произведение. Это говорит о том, что наши дети лучшие!

Анализ русской народной сказки «Белая уточка» для читательского дневника

08.12.2021

сказка белая уточка

В статье мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка» для читательского дневника. В разбор вошли: описание сюжета (краткое содержание), главные герои с небольшим описанием, план пересказа, мораль (чему учит произведение) и личный отзыв (мнение) о сказке.

Автор: русский народ (записал и обработал известный фольклорист Александр Афанасьев).

Описание сюжета (краткое содержание):

Князь влюбился в красивую девушку и женился на ней. Но нужно было уехать ему по делам. Наказал он княжне из дома не выходить и с плохими людьми разговоров не вести. Но пришла в его отсутствие к его молодой жене злая ведьма, обратившаяся в образ простой женщины, выманила ее из дома, превратила в птицу — белую уточку, а сама княжной обратилась. Муж, вернувшись, не заметил подмены. А уточка родила трех сыночков – старших нормальных, а младшего – заморыша. Захотела ведьма и детей извести, заманила их в дом, напоила-накормила, а когда детки уснули, умертвила их. Уточка прилетела к деткам и стала вокруг них летать и приговаривать, что змея подколодная всех обманула. Князь услышал ее причитания, сказал заклинание, и уточка превратилась обратно в его жену. Детишек воскресили живой водой. А злую ведьму привязали к лошади, и сгинула она в поле.

Главные герои:

Князь – знатный человек, женился на любимой женщине, был обманут ведьмой.

Княжна – молодая жена князя, которую завистливая ведьма выгнала из дома и превратила в уточку.

Ведьма – злая колдунья, которая хотела занять место жены князя, поэтому превратила ее в птицу и убила ее детей.

Дети белой уточки и князя – три сына, два обычных и «заморышек», неказистый внешне, но умный и смекалистый.

План пересказа:

1.Князь женится на прекрасной девушке

2.Уезжает по делам, оставив молодую жену одну.

3.Ведьма хитростью выманивает княжну из дома и превращает ее в птицу.

4.Белая уточка живет на озере, рожает 3-сыновей.

5.Ведьма заманивает и убивает мальчиков.

6.Уточка с грустной песней кружит около мертвых детей.

7.Князь при помощи заклинания возвращает настоящий облик жене.

8.Воскресение детей при помощи живой воды.

9.Наказание ведьмы.

Мораль сказки:

Добро всегда побеждает зло, хитрая и злая ведьма наказана, справедливость торжествует. Не пытайся обманом присвоить то, что тебе не принадлежит, например, чужого мужа.

Не будь слишком доверчив, как княжна-уточка, не слушай сладких речей всяких ведьм, доверяй, но проверяй. Не подпускай слишком близко к себе незнакомых людей, вначале убедись, что этот человек не причинит тебе зла, узнай его получше.

Скука – плохой советчик. Всегда будь занят полезным и интересным делом, тогда и на опасные приключения не будет тянуть.

Слушайся старших, более мудрых и опытных людей, которым доверяешь, не будь самонадеян, как молодая княжна, которая не послушала совета мужа и поэтому попала в беду.

Отзыв:

Прекрасная, поэтичная сказка о любви князя и княжны и о планах коварной ведьмы, которым не суждено было осуществиться. О зависти и доверчивости, которых много и в реальной жизни. Произведение поучительно и полезно, читается легко. Мне очень понравилось все – и сюжет, и язык, и развязка.

Очень трогательным был момент оплакивания уточкой своих детей. Думаю, этот эпизод заставит многих деток задуматься о том, как родители, особенно мамы, переживают за них. И будут более осторожными и осмотрительными.

Другие разборы русских сказок для читательского дневника:

Морозко

Петушок и бобовое зернышко

Гуси-лебеди

Русская народная сказка «Белая уточка»

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки «Белая уточка» и их характеристика

  1. Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
  2. Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
  3. Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
  4. Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.

План пересказа сказки «Белая уточка»

  1. Свадьба князя и отъезд
  2. Женщина-обольстительница
  3. Превращение в уточку
  4. Князь ничего не подозревает
  5. Три сына
  6. Коварный замысел ведьмы
  7. Смерть братьев
  8. Плач уточки
  9. Превращение уточки в княжну
  10. Оживление братьев
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки «Белая уточка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
  2. Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
  3. Ведьма выдает себя за княжну
  4. Подрастают три сына и ведьма убивает их
  5. Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
  6. Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.

Главная мысль сказки «Белая уточка»
Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни

Чему учит сказка «Белая уточка»
Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности.

Пословицы к сказке «Белая уточка»
Меж дверей пальца не клади.
Осторожная нога оступается редко.
Зло пропадает, а добро побеждает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Белая уточка»
Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать.
Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась.
А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась.
Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку.
А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял.
А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели.
Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит.
Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма — опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли.
А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена.
Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело.
А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.

Признаки волшебной сказки в сказке «Белая уточка»

  1. Волшебные превращения — княжна в уточку
  2. Волшебные существа — ведьма
  3. Победа добра над злом

Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья», бусы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.

О ком эта сказка? (О княгине-уточке, её детях и князе.)

А как одним словом можно их назвать? (Семья.)

Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (Тема семьи).

Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

3. Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.

Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.

О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.

В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?

Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание. (Дети инсценируют данный отрывок сказки).

Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым).

Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.

Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?

Кто помог уточке в горе? (Князь.)

Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

На какие группы мы можем поделить героев сказки? (Положительные и отрицательные герои.)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

4. Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.

Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (Дети читают свои стихи о мамах).

Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (Счастливой.)

Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (Дружными, любящими, заботливыми, добрыми.)

Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.

У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (Дети читают свои сочинения.)

Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми.)

Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья.  Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.

А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?

Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.

На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!

Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.

Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (Улыбка.)

Как известно, с чего начинается счастье? (С улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.

5. Итог урока. Обобщение.

О чем сегодня говорили?

Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?

А может кто-то захотел в себе что-то изменить?

Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!

Отзыв о сказке «Белая уточка»Главные герои русской народной сказки «Белая уточка» — князь и княгиня. Княгиня вскоре после свадьбы вынуждена была остаться одна в тереме, потому что князь уехал в далекие края. По совету мужа она никуда не выходила. Но пришла однажды женщина и стала уговаривать княгиню выйти на прогулку.

Поддавшись на уговоры, княгиня покинула терем и пошла с этой женщиной гулять по саду. В саду женщина предложила княгине искупаться, но как только та поплыла, женщина, которая оказалась колдуньей, превратила княгиню в белую уточку. А сама колдунья приняла облик княгини и стала ждать возвращения князя.

Князь по возвращении не заметил подмены. А у белой уточки со временем появились детки, да не утята, а ребята. Дети уточки часто выходили играть на берег, и однажды забрались на княжеский двор.

Там их узнала колдунья и решила извести. Она заманила детей в дом и уложила спать. А когда дети уснули, обвела их мертвой рукой, и они стали неживые.

Утром мать-уточка стала искать своих деток, и нашла их на княжеском дворе бездыханными. Она стала плакать и причитать. Это увидел князь и стал он удивляться, что утка человеческим голосом плачет. Он велел поймать уточку и затем произнес волшебные слова. Уточка превратилась обратно в молодую княгиню и князь ее сразу узнал.

Тотчас же отправили сороку за живой и мертвой водой. Деток княгини оживили, и у князя стала большая дружная семья. А ведьму к лошадиному хвосту привязали, да пустили в поле. И памяти о ней не осталось.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Белая уточка» заключается в том, что следует быть осторожным и внимательным при общении с незнакомыми людьми. Молодая княгиня начала общаться с незнакомой женщиной, а та оказалась ведьмой – она сделала княгиню уточкой и заняла ее место.

Сказка учит прислушиваться к советам близких людей. Князь советовал княгине не выходить из терема, но она не послушала его и попала в беду.

В сказке «Белая уточка» мне понравился князь. Он сразу почувствовал неладное, увидев уточку. Князь сумел превратить уточку обратно в княгиню и оживил ее детей.

Какие пословицы подходят к сказке «Белая уточка»?

Жена без мужа — что дом без крыши.
Доверяй, да проверяй.
Добро побеждает зло.
Все хорошо, что хорошо кончается.

Конспект урока по литературному чтении.

Тема; Русская народная сказка «Белая уточка»

Дата-16.10.2017

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные: познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать  интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию  успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

— осознание значимости чтения для личного развития;

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

— использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

— умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 Коммуникативные:

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

— формирование уважительного отношения к иному мнению;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— самооценка своей деятельности на уроке;

Тип  урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала 

Технологии:

— Методика «Основы смыслового чтения и работа с  текстом»

— Технология критического мышления

— Технология деятельностного метода обучения

Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»; диск – электронное приложение к учебнику; карточка с задачами урока; портрет А.Н. Афанасьева.

Методические пособия:  Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 400 с. – (В помощь школьному учителю); толковый словарь В.Даля; этимологический русскоязычный словарь Фасмера 

 (интернет ресурс  http://www.slovopedia.com)

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Этапы урока

ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент. Мотивация к учебной  деятельности.

Цель: создание положительного настроя на работу

— В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Алладина, в сказку нас веди,

Башмачок хрустальный, помоги в пути!

Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарям нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

— Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

— Ну, тогда в путь!

Восприятие мотивов обучения, настрой на работу с литературным произведением.

Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: позитивный настрой на работу.

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

 — Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

— Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

— Как вы понимаете данную пословицу?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений)

— Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений)

— Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками?

Поставим задачи на сегодняшний урок.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ:

— Познакомимся со сказкой.

— Обсудим её.

— Попытаемся понять её основную мысль.

Чтение с доски предложения, ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений  

Р: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

П: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

К: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки.

Цель: первичное знакомство со сказкой и впечатление от неё.

— Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту.

— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

— Понравилась ли вам сказка?

Слушание и слежение по тексту за диктором.

Озвучивание впечатлений после первичного прочтения сказки, обмен мнениями с одноклассниками.

Р: овладение логическими действиями анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

4. Словарная работа.

Цель: толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей

— Смысл каких слов и выражений был непонятен вам?

РАБОТА ПО ПАРАМ:

Соедините слова с их толкованием по карточкам:

ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал

НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не  водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля)

РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять.

НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась.

РАБОТА В ПАРАХ: объяснение непонятных слов через соотнесение с их толкованием

5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.

Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла.

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

— Сейчас мы обсудим по группам, как вы поняли смысл сказки? Времени даётся на работу в группе – 3 минуты.

Озвучивание мнений от группы.

— Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине.

— С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя?  Что с ней случилось? Зачитайте.

— Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

— Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения.

(Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)

— Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.

— Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?

— В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое)

РАБОТА ПО ГРУППАМ: участие в диалоге по определению смысла сказки.

Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений.

Выборочное чтение.

Характеристика героев сказки, их поступков и последствий.

Физкультминутка

Цель: снятие физиологического утомления и напряжения

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

— Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку.

Коллективное выполнение динамической паузы под руководством 1 ученика

Снятие физиологического утомления и напряжения

5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.

Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла.

Вернёмся к сказке.

— Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

— Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок).

— Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала)

— Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

— Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая)

— Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие)

— Кто помог уточке в горе? (князь)

— С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок.

— Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

— Какие слова непонятны были вам?

МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались.

куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера)  

— Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

Сказка о непослушании? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)

Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений.

Характеристика героев сказки, их поступков и последствий.

Поисковое чтение

Выборочное чтение

Толкование слов

П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Р: овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

6. Подведение итогов

Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

— К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная)

— Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события)

— Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья — ведьма)

— Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

— Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Ответы на воросы учителя, высказывание собственных точек зрения.

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Л: развитие оптимистического взгляда на жизнь;

7. Рефлексия

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

— В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

 — Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?

— Что нового для себя сегодня узнали?

Самооценка учебной деятельности на уроке

Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Л: самооценка своей деятельности на уроке;

8. Знакомство с А.Н. Афанасьевым.

Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом в русскую культуру.

— Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

— Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок.

Сборник «Народные русские сказки» — одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом.

Знакомство с собирателем сказок А.Н. Афанасьевым.

П: знакомство с воронежским учёным и собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом у русскую культуру.

9. Домашнее задание.

Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Принятие домашнего задания

Л:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми

  • Особенности народных сказок 5 класс кратко
  • Основная тема сказки бедный волк
  • Особенности народной сказки царевна лягушка 5 класс
  • Особенности направлений и тем итогового сочинения
  • Основная тема сказки бабушка метелица