Основная тема сказки по щучьему велению

Чему учит сказка «По щучьему велению»?В русской народной сказке «По щучьему велению» рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля. В семье своей Емеля считался человеком недалеким, да и к физическому труду у него тяги особой не было. Больше всего любил Емеля на печи полежать. Больших трудов стоило уговорить Емелю что-то сделать по дому. Дело делать он соглашался, только если гостинец ему пообещают.

Как-то раз удалось поднять Емелю с печи и отправить его на речку за водой. Дело зимой было. Взял Емеля ведра и топор и пошел к реке. На реке он не только прорубь вырубил и воды набрал, но и сумел голыми руками щуку поймать. Щука оказалась не простой, а волшебной. Сказала она Емеле заветные слова, которые любое желание выполняют. Емеля тут же загадал, чтобы ведра с водой сами домой пошли.

Потом волшебные слова помогли дров наколоть. А когда дрова закончились, Емеля на одних только санях, без лошадей, съездил в лес. В лесу топор сам дрова нарубил, дрова сами в сани сложились и Емеля домой вернулся.

Про необычные дела Емели узнал сам царь. Приказал он Емелю к нему во дворец доставить. Емеля и тут смекалку проявил. С помощью волшебных слов отправился он к царю прямо лежа на печи. Во дворце Емеле царевна понравилась, и он опять слова волшебные использовал, чтобы царскую дочь в себя влюбить. Царю такой кандидат в женихи не понравился. Емелю обманом усыпили и вместе с царевной в бочке по морю отправили.

Когда проснулся Емеля в бочке, то не растерялся, а попросил волны и ветер его на берег выбросить, да освободить из бочки. По просьбе царевны Емеля загадал построить на том берегу богатый дворец, да и сам красавцем сделался.

Мимо дворца как-то царь проезжал. Емеля его в гости пригласил и царь увидел, каким тот стал богатым и сильным. Испугался царь, попросил у Емели прощения и отдал Емеле царство, и свою дочь за него замуж выдал.

Таково краткое содержание сказки «По щучьему велению».

Герой сказки, простой крестьянский сын Емеля, оказался не таким уж и глупым человеком. Став обладателем волшебных слов, он проявил недюжинную фантазию, придумывая, как можно облегчить тяжелый крестьянский труд.

Чему учит сказка «По щучьему велению»?

В первую очередь, сказка учит нас внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби щуку. Сказка учит нас также быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал ее голыми руками. Можно сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Следует отметить, что в этой сказке щука символизирует собой окружающую нас природу. Внимательно наблюдая за явлениями природы, люди постепенно узнавали ее секреты, и придумали множество полезных вещей – колесо, самодвижущиеся повозки, многие другие полезные вещи, и даже научились летать в небе, подобно птицам.

Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел, и он его получил. А обо всём судим, как говорится, по конечному результату.

Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила щука.

Содержание

  1. Смысл названия По щучьему велению
  2. О чём сказка По щучьему велению
  3. Смысл финала По щучьему велению

Сказки любят все, особенно наши, родные, русские сказания. Добрые, поучительные, они хранят в себе историю и культуру нашей родины.

В каждой сказке есть скрытый смысл. Вот и народное творение «По щучьему велению, по моему хотению» пронизано им.

Смысл названия По щучьему велению

Название сказки говорит о единстве человека с его родом, а также с природой. Мудрая щука учит Емелю, помогает ему, наставляет. Она не просто исполняет его желания, а направляет молодого человека. Щука в сказке — символ рода, надёжная покровительница и защитница.

«По щучьему велению, по моему хотению» говорит об объединении желаний Емели с помощью его рода. А результатом этого единения стало обретение свободы и материальных благ.

О чём сказка По щучьему велению

Обычный человек по имени Емеля всё время сидел на печи. Ему было лень делать любую работу. А его братья и их жёны часто заставляли его сходить то за дровами, то за водой. Родственники Емели считали его дурачком.

И однажды он согласился сходить к проруби за водой. В ведро Емели попала щука, которая попросила отпустить её обратно в воду в обмен на исполнение всех желаний. Хоть сначала Емеля и хотел сварить из неё уху, но сжалился и отпустил щуку в прорубь. Щука сдержала слово, и желания Емели исполнялись. Вёдра сами ходили домой, топор рубил дрова без участия Емели.

Сани с дровами сами ехали домой. Для всех этих чудес достаточно было произнести: «По щучьему велению, по моему хотению».

Однажды Емеля пожелал, чтобы его полюбила царская дочь. По царскому приказу он явился во дворец, приехал на печи. Царю жаловались на него, что он подавил санями много народу. Пока он разговаривал с Емелей, тот увидел прекрасную Марью-Царевну, и тут же произнёс своё желание. А сам уехал на печи домой.

В царском дворце тем временем было неспокойно. Царевна плакала и просила, чтобы её выдали замуж за Емелю. Велел царь вельможе опять привезти Емелю во дворец. Так и случилось. Вельможа выполнил приказ государя, он накормил Емелю и пообещал ему подарки.

Как только Емеля явился во дворец, его вместе с царевной посадили в бочку и бросили в море. По просьбам Марьи-царевны и по щучьему велению бочка оказалась на берегу.

Потом на берегу появился дворец, а сам Емеля стал добрым молодцем и красавцем. Щука не забыла своего обещания и помогала Емеле до конца.

Царь по дороге на охоту захотел узнать, кто посмел строить дворец на его земле. Емеля позвал его в гости и рассказал, кто он такой на самом деле.

Он женился на Марье-царевне и стал править всем царством.

Смысл финала По щучьему велению

Смысл сказки в том, что счастье человека зависит только от него самого. Емеля хотел стать счастливым, и стал им. Щука помогла ему, конечно, но за доброту Емели. Так что сказка учит нас быть добрыми, в том числе и к животным, птицам и рыбам. Учит сказка и тому, что у каждого должна быть цель, и нужно сделать многое, чтобы её добиться, а не сидеть на одном месте.

В конце сказки все желания Емели исполнились. И здесь тоже есть смысл. Если правильно ставить цели, действовать, а не сидеть на печи, можно многого добиться. В точности как Емеля из сказки.


4

Сказка «По щучьему веленью»: кто главные герои, какова главная мысль?

10 ответов:



7



0

Эта сказка пришла к нам из глубины веков и является образцом устного народного творчества. Она относится к волшебным сказкам, так как все приключения начинаются после того как главный герой знакомится с волшебной щукой. В сказке фигурируют такие личности: лентяй и чудак Емеля, царь — адепт вульгарного материализма, его дочь Царевна — романтическая натура, волшебная Щука. Второстепенными персонажами являются крестьяне — односельчане Емели, царская свита и гвардия.

Мораль сказки в том, что при определенной доле везения и лежебока может выбиться в люди, а его странные и на первый взгляд оторванные от реальности фантазии, воплощаясь в реальность, могут стать неплохими идеями и инновациями. К сожалению, многие, кто знает сказку, отрицают тот факт, что Емеля под влиянием обстоятельств серьезно меняет свои взгляды на жизнь. Если бы он оставался таким же лентяем, то попросил бы у щуки пряник несъедаемый и завершилась бы история тем, что так он 100 лет на печи лежал и выпечку глодал.



4



0

Сказки всегда чему-то учат. Вот и во всем известной сказке «По щучьему велению» есть поучение или мораль, но только не каждый поймёт, в чём суть. Емеля-то, главный герой, не особо утруждал себя, даже с печи вставать не хотел, а награждён был самым щедрым образом: жена-царевна, полцарства в придачу. Щука волшебная помогала ему все желания исполнять. Кроме этих героев, в сказке есть царь и царская дочь. Главная мысль, которую хочет донести до нас сказка: всегда будьте готовы к чудесам, но не вздумайте всю жизнь на печи провести, а то они мимо вас пройдут и другие получат то, что могли бы вы без усилий получить.



3



0

Сказка «По щучьему велению» относится к русским народным сказкам, в ней. как и во всех сказках, есть своя мораль.

Мораль этой сказки коротко можно выразить так: мечтать нужно, и этому можно выделять какое-то время в своей жизни, но также надо и что-то делать для исполнения желаний, просто, хотя-бы, встать в печи.

В сказке есть такие герои:

  1. Главным героем можно назвать простока Емелю, которые показан как лежебока.
  2. Марья, царевна, она влюбилась в Емелю, не обращая внимания на социальные различия (Марья — царская дочь, а Емеля из простых крестьян).
  3. Царь, отец Марьи, добр, но недалек.
  4. Щука — волшебница, умеет говорить и исполнять желания.
  5. Второстеренные герои: мимоходом описанные люди — царская свита и другие.



2



0

В сказке «По щучьему велению» главный герой один, и это: простачок Емеля, лентяй и лодырь. Правда, парень был добрым, а потому щуку отпустил, а она за это сказала ему заветные слова, которые изменили его жизнь.

Емеля сумел распорядиться необычным даром и даже невесту заполучил царских кровей. Не раз его выручала щука и в конце сказки Емеля стал зажиточным человеком, причем красавцем. Да и дураком его вряд ли теперь можно было назвать.

Кроме Емели, в сказке мы встречаем щуку-волшебницу, Марью-царевну, её отца-царя, а также вельможу и офицера.

Главная мысль сказки заключается в том что счастье человека зависит от самого человека. Поймать удачу может каждый, причем без применения волшебных предметов и волшебных слов. Сказка учит нас, что главное — знать, к чему стремиться и приложить все силы для исполнения мечты. Нужно проявлять находчивость и смекалку, и тогда вам обязательно повезет в жизни.



2



0

Сказка «По-щучьему велению» о бездельнике Емеле, который поймал волшебную щуку, она стала исполнять его желания в обмен на свободу. В итоге Емеля стал царевичем и женился на Марье-царевне.

Главные герои народной сказки «По-щучьему велению»:

1) Емеля-лентяй. Ему повезло изловить волшебную щуку и с тех пор ему ничего не пришлось делать самому;

2) Царь. Не очень умный правитель, он не понял, как можно было использовать Емелю, такой зять точно бы ему пригодился;

3) Марья-царевна. Здравомыслящая девушка, она влюбилась в главного героя «по-щучьему» велению.

4) Щука. Волшебная рыба, которую поймал Емеля. Она исполняла все его желания.

Главная мысль сказки «По-щучьему велению»:

Пожалуй главная мысль сказки в том, что не всегда можно добиться чего-то только упорным трудом, иногда стоит подождать и положиться на везение. Но нельзя подумать, что эта сказка учит нас ничего не делать, она во многом учит проявлять смекалку, которую проявляла Марья-царевна. И сам Емеля тоже сообразил, когда возвращался через город. Он предположил, что его будут бить и подумал о дубинке.



2



0

В сказке «По щучьему велению» главным героем является парень Емеля, по натуре он лодырь, лентяй, но добрый, так как отпустил щуку, а она открыла ему за это заветные слова, которые помогли ему наладить свою жизнь, найти невесту, стать вполне зажиточный и красивым юношей. Кроме главного героя, есть в сказке волшебная щука, Марья-царевна, полюбившая Емелю, царь, вельможа, офицер.

Главная мысль сказки «По щучьему веленью» заключается в том, что каждый человек в силах построить своё счастье, не прибегая к волшебству, потому что надо очень желать, предпринимать действия, а не сидеть только на печи, ждать у моря погоды. Проявив прозорливость, упорство и находчивость, можно повернуть свою жизни в нужную сторону, даже координально изменить её.



1



0

Главными героями данной сказки являются чуда по имени Емеля, Царь, прекрасная Дочь царя, и самый сказочный персонаж Щука. А вот главная мысль сказки в том, что мы являемся сами кузнецами своего счастья. Если мы не будем знать чего хотим, то ничего у нас не будет.



1



0

Главными героями такой сказки, как: По щучьему веленью являются:

Во-первых, это — Емеля который является лодырем и лентяем. Ему очень повезло с уловом, ведь это была — щука, ведь ему не пришлось самому что-то делать.

Далее, Царь — он не является умным и не понял как можно использовать Емелю.

Далее, Марья-Царевна, она влюбилась в Емелю по щучьему веленью.

И конечно же, — Щука которая является — волшебным существом.

Главная мысль состоит в том, что иногда нужно просто остановиться, ведь иногда ничего не нужно делать самостоятельно — все может сложиться наилучшим образом.



1



0

«По щучьему веленью» — русско народная сказка.

Волшебная русская сказка.

Главные герои сказки:

1 Емеля (Лентяй и лодырь. Емеле посчастливилось поймать волшебную щуку. С тех пор, Емеле, вообще ничего делать самому не пришлось).

2 Царь (Не очень умный, и хороший человек. Царь, не сразу понял, как он может использовать простока Емелю в своей выгоде. Но, понял одно, что такой зять пригодится ему в хозяйстве).

3 Марья-царевна (Девушка, которая влюбилась в Емелю, по щучьему велению).

4 Щука (Волшебное существо).

Главная мысль сказки.

Счастье человека, зависит только от него.



1



0

Главные герои сказки «По щучьему велению»:

Емеля — лентяй, каких свет не видывал, любимое занятие сидеть на печи, такому лодырю повезло поймать щуку, которая исполняла все его желания.

Марья-царевна — влюбилась в лентяя Емелю.

Царь — добрый человек, но не шибко умный, так и не смог понять, что Емеля ему очень может пригодится.

Щука — волшебное существо, она исполняла все прихоти и желания Емели.

Главная мысль сказки — иногда везение в нашей жизни играет не меньшую роль, чем трудолюбие и упорство, Емеле просто повезло поймать щуку, которая исполняла его желания. И Емеля не упустил своего шанса стать счастливым.

Читайте также

Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием «Садко» оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.

Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.

Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.

Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.

Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.

Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:

dpV1Cq8mwaVkyVnt0EF8uhD8pYKMOk1p.png

Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.

Геннадий Цыферов «Дневник медвежонка»- это сказка о том, как люди нашли странный березовый сверток (из бересты). На нем что-то было нацарапано, будто написано или нарисовано. Старые и мудрые охотники сказали, что это дневник медвежонка.

Краткое содержание дневника:

Во вступлении хозяин дневника описывает себя как медвежонка возрастом 2,5 дня. ОН решил вести дневник. Пока он его не потерял, туда вместилось ровно 7 дней. В дневнике описано, как медвежонок знакомился с солнцем и пытался его догнать. Потом он надувал пузыри и писал о том, что никакого дождичка в четверг не было. В пятницу медвежонок нашел алый лепесток мака, а субботу ловил рыбу. Они с крокодилом здорово напугали друг друга. Ну а в воскресенье он не делал ничего, это же выходной день. ПО воскресеньям только солнце работает.

Главные герой произведения: милый и забавный медвежонок, что познает окружающий мир, описывает все свои впечатления в дневнике. Он балуется, как и все дети. Смешной, непоседливый, ему все интересно.

Очень интересная и замечательная сказка.

Главными героинями являются две сестры, одну из них звали Беляночка (в других переводах Белоснежка), а вторую — Розочка (по — другому Краснозорька). Обо девочки были трудолюбивыми, добрыми и не обидчивыми. А главное — любили друг друга, всегда были вместе.

Медведь, а в действительности заколдованный принц, также является главным героем. Приходил к девочкам домой каждый день. В последствии женился на Беляночке.

Гном — очень злой, противный, неблагодарный. Несколько раз девочки спасали его, а он в ответ только грубил и кричал. Позже медведь его убил.

Главная мысль сказки: нужно быть трудолюбивым, сострадательным, бережно относиться к семье, близким, помогать окружающим вне зависимости — отблагодарят они или нет.

<hr />

Здесь (нажмите) можете найти подходящие к сказке пословицы, чему учимся.

Главному герою станционному смотрителю Самсону Вырину изначально было «лет пятьдесят» (CC 99.17), а во время второго его посещения на той же станции, как минимум, на три года больше (т.к. его рассказ начинается словами «три года тому назад..»).

Смешной и в то же самое время поучительный рассказ Саши Чёрного, где описан разговор двух маленьких людей — детей. Они, собственно говоря, и являются главными персонажами истории. Это 5-ти летний брат и его 4-х летняя сестренка.

  • Краткое содержание для читательского дневника: мальчик приносит в ведерке медузу и показывает ее сестре. Девочка задает вопросы о жизни морского обитателя, и получив достаточное количество ответов, выносит свой приговор — выбросить медузу обратно в море.

Если говорить о том чему учит произведение, то я бы ответила так:

  • Сестра оказывается мудрее своего брата. Она проявляет любопытство и пытается понять — почему человек, кушая и купаясь, как медуза, не становится на нее похожим. Брат, не зная как отвечать на каверзные вопросы сестренки, сердится. А девочка выносит свой приговор — выкинуть бесполезное существо обратно в море, т.к. оно глупое. Взрослым, прочитав сей рассказ, тоже следует обратить внимание на то, что ребенок — это маленький человек, способный анализировать и делать свои, не всегда неверные, выводы. Разве скажешь, что малышка не права в этой ситуации? Все верно рассудила, от медузы прока не будет, хм.

Саша Черный рассказ "Маленькие" читать онлайн бесплатно

Откуда пошла сказка

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского. 

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное. 

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина. 

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости. 

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном.  Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.  

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой. 

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду. 

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста».  Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.   

Прочтений: 2 452

  • Основная тема сказки морозко
  • Основная тема сказки маша и медведь
  • Основная тема сказки летучий корабль 3 класс
  • Основная тема сказки крошечка хаврошечка
  • Особенности произведений литературы 18 века сочинение