Основная тема творчества н а римского корсакова сказка борьба сатира родина

                                     Итоговый тест
                                         7 класс
                                  Вариант № 2.

1.Кто является основоположником классической русской музыки:
А) А.П.Чайковский,
Б) С.В.Рахманинов,
В) С.С.Прокофьев,
Г) М.И. Глинка.

2. Кого можно назвать «королем вальса»:
А) Л.Бетховен,
Б) Ф.Шопен,
В) В.А.Моцарта,
Г) И.С.Баха.

3.Основная тема творчества Л.Бетховена:
А) сказка,
Б) борьба,
В) сатира,
Г) Родина.

4. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 20,
Б) 1000,
В) 100,
Г) 5

5. Либретто –это:
А) название инструмента,
Б) оркестровое выступление,
В) пьеса для постановки на сцене,
Г) жанр музыки.

6.Самый крупный инструмент струнной группы:
А) скрипка,
Б) виолончель,
В) контрабас,
Г) альт.

7.Кто не является русским композитором:
А) С.В. Рахманинов,
Б) А.П. Бородин,
В) Д.С.Шостакович,
Г) Э.Григ.

8. Какое произведение не принадлежит П.И.Чайковскому:
А) «Эгмонт»,
Б) «Щелкунчик»,
В) «Пиковая дама»,
Г) «Спящая красавица».

9.Слово «полифония» обозначает:
А) силу музыки,
Б) темп,
В) многоголосие,
Г) несколько звуков, взятых одновременно.

10.Жанр музыки, не связанный с литературой:
А) опера,
Б) этюд,
В) балет,
Г) романс.

11.Кто из композиторов входил в «Могучую кучку»:
А) М.П. Мусогорский,
Б) А.П. Бородинин,
В) Н.А. Римский- Корсаков,
Г) П.И.Чайковский.

12. Какая опера написана Глинкой:
А) «Евгений Онегин»,
Б) «Борис Годунов»,
В) «Иван Сусанин»,
Г) «Севильский цирюльник».

13. Какое слово обозначает длительность ноты:
А) акцент,
Б) четвертная,
В)регистр,
Г) динамика.

14. «Программная музыка»-это..?
А) музыка у которой есть название,
Б) танцевальная музыка,
В) музыка для кинофильмов,
Г) марш.

15. Какого инструмента не может быть в народном оркестре:
А) баяна,
Б)фортепиано,
В) треугольника,
Г) домбры.

                             Ответы на итоговый тест
                                         7 класс
                                  Вариант № 2.

1.Г

2.Б

3.Б

4.В

5.В

6.В

7.Г

8.А

9.В

10.Б

11.Г

12.В

13.Б

14.А

15.Б

Критерии оценок:

Ошибки: 0-1 = «5»
                 2-4 = «4»
                 5-7 = «3»
                 8 и более = «2».

                      Тест по творчеству Шопена.
Ф.Шопен-композитор:
А) Россия,
Б) Италия,

В) Польши

2.Какое утверждение верно?
А) Ф.Шопен-композитор-романтик,
Б) Ф.Шопен- представитель венских классиков,
В) Ф.Шопен – член «Могучей кучки».

3. Ф.Шопен жил:
А) в 18 веке,
Б) в первой половине 19 века,
В) во второй половине 19 века.

4. Ф.Шопен:
А) скрипач-виртуоз,
Б) пианист-виртуоз,
В) органист –виртуоз.

5.Основная тема в творчестве композитора:
А) война,
Б) сатира,
В) Родина.

6.Произведений какого жанра не писал Ф.Шопен:
А) полонез,
Б) балет,
В) мазурка.

7.Полонез – это:
А) танец-шествие,
Б) восточный танец,
В) русский народный танец.

8. Сколько мазурок написано Ф.Шопеном:
А)20,
Б)30,
В) более 50.

9.Слово «концерт» переводится как:
А) согласие, соревнования,
Б)шутка, лёгкость,
В) борьба, напряжение.

10.Сколько частей в классическом концерте?

А)1,
Б)2,
В) 3.

              Ответы на тест по творчеству Шопена.

1.В

2.А

3.Б

4.Б

5.В

6.Б

7.А

8.В

9.А

10.В

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа №32(филиал) г.Челябинска

Автор: Гундарева Татьяна Петровна (учитель музыки)

Статья

«Сказка в творчестве русского композитора

Николая Андреевича Римского-Корсакова»

«Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей – все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру»

(П.И.Чайковский)

(Цель статьи: « Значение сказки в творчестве русского композитора 19 века Николая Андреевича Римского-Корсакова».

Задачи: — познакомиться с оперой «Сказка о царе Салтане»

— определить основную идею оперы

— дать музыкальные характеристики главным героям оперы

— сделать основные выводы по теме статьи)

t1600193868aa.jpg

портрет Н.А.Римского-Корсакова

Среди композиторов «Могучей кучки» Николай Андреевич Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Душой русского народа всегда были сказка и песня. В сказке наш народ высказывал светлую мечту о лучшей жизни, о торжестве правды и победе добра над злом, над несправедливостью.

Н.А.Римский-Корсаков всегда был верен своим жизненным идеалам, от которых не отступал ни на миг. Среди композиторов «Могучей кучки» он был самым плодовитым композитором. В свое время его трудолюбием восхищался П.И.Чайковский, говоривший о нем: «Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей – все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру».

Н.А.Римский-Корсаков вошел в музыкальную историю как великий композитор, создавший 15 опер («Псковитянка», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже» и другие), симфонические сюиты («Шехерезада», «Антар», «Испанское каприччио»), симфонические картины, симфонии, симфонические увертюры, Концерт для фортепиано с оркестром, 80 романсов, Сборники русских народных песен (100 русских народных песен, 40 русских народных песен), хоры.

Н.А.Римский-Корсаков – талантливый дирижер, педагог (С-Пет.консерватория, Придворная Певческая капелла). Для студентов написал Учебник гармонии, Учебник оркестровки, многочисленные статьи в музыкальные журналы. Он также является автором воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни».

Такой плодовитой творческой деятельности способствовала размеренная, спокойная семейная жизнь дворянина. Всю жизнь он не знал материальных тягот, не нуждался в деньгах, мог думать только о замыслах своих новых произведений, о творческих задумках.

Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова занимает особое место. В каждом новом произведении сказка звучит по-своему, совсем по-новому. Композитор особенно любил сказки А.С.Пушкина.

t1600193868ab.jpg

портрет А.С.Пушкина

В 1899 году композитор создает чудесную оперу «Сказка о царе Салтане» на сюжет одноименной сказки Пушкина. Уже в этой опере сказочный юмор перерастает в тонкую и едкую сатиру на окружающую действительность. Эта сатира только начнет развиваться в опере «Сказка о царе Салтане» и расцветет в последующих операх «Золотой петушок» и «Кащей бессмертный», где она станет особо острой и беспощадной на русскую действительность (революция 1905 – 1907гг.).

Сюжет оперы развертывается на протяжении большого введения и 6 картин (4 действия).

Введение: Светлица трех сестер, царь берет в жены младшую из сестер.

1 действие: В Тмутаракань прибывает гонец к царю с доносом на молодую царицу.

2 действие: Жизнь царицы и молодого царевича на острове Буяне. Превращение царевича в шмеля.

3 действие: Царь Салтан узнает от иностранных гостей о таинственном острове среди океана, о трех чудесах.

4 действие: Царь Салтан приезжает на таинственный остров Буян.

В самой опере, как и положено сказке, много выразительных и изобразительных картин. Особо отличается живописная картина под названием «Три чуда». Это большая развернутая картина, подобно целой увертюре, рассказывает обо всех событиях последних лет. В ней флейта-пиккало «высвистывает» мелодию белки «Во саду ли, в огороде». Римский-Корсаков взял подлинную русскую народную песню без сокращений и изменений. Этот факт говорит о том, как композитор особо ценил то, что было тесно связано с народным творчеством.

(Звучит песенка белки «Во саду ли, в огороде»)

Фанфары возвещают о втором чуде. На фоне грозного нарастающего рокота басового мотива возникает тяжелая громогласная тема шествия 33 богатырей, появляющихся из пучины морских вод во главе с дядькой Черномором. Здесь композитор вводит торжественный марш, который довольно редко звучит в операх-сказках. После европейской музыки (Бизе «Кармен») русские композиторы середины и конца 19 века стали смело вводить марш в оперу (Глинка «Руслан и Людмила» — Марш Черномора, Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» — Марш 33 богатырей, Бородин «Князь Игорь» — Половецкий марш)

(Звучит музыка 33 богатырей)

Очень тихо, мягко, издалека появляется тема Лебеди. Красивейшая мелодия с изломами, взлетами и ниспаданиями рисует волшебное превращение белой Лебеди в прекрасную Царевну.

(Звучит тема Лебеди)

Но, оказывается, самое главное чудо ожидает царя Салтана в развязке оперы, когда он узнает в царице свою молодую жену, оставленную им в далекие годы с маленьким сыном на руках и оговоренную завистливыми сестрами на страдание.

В опере много музыкальных картин, рисующих картины живой русской природы, так горячо любимой композитором. Это светлая музыка плещущегося моря (Вступление к 3 действию), это музыка рассвета с проступающими очертаниями сказочного города (2 действие).

В опере много звукоизобразительности. Среди них особо выделяется «Полет шмеля». Музыка этого номера просто врывается в развитие драматического действия оперы.

(Звучит номер «Полет шмеля»)

Этот номер стал до такой степени популярным, что стал исполняться как отдельный концертный номер.

Большинство действующих лиц в опере поданы в юмористическом плане. Это царь Салтан с его игрушечной воинственностью и скорбью о безвинно погубленной им молодой царице с малолетним сыном. Это бесхитростный царевич Гвидон, превратившийся в шмеля, чтобы увидеть своего отца, и по-детски наказавшего обидчиков своей матери. Это сестры молодой царицы, строившие ей козни.

Выделяется образ самой царицы: незлобивый, лиричный, тихий. В музыкальной характеристике образа много интонаций русских народных песен. Римский-Корсаков подчеркивает «народность» этого образа, вводя мелодии подлинных русских народных песен или отдельные их интонации. Он как будто «вышел» из глубины веков народной жизни, рисуя безропотное подчинение молодых женщин на Руси, прощение содеянному злу. Молодая царица, царевна-Лебедь – излюбленные, обаятельные, волшебные женские образы, выведенные композитором с большой любовью.

Уже сразу после первой премьеры опера полюбилась. Было приятно композитору, что многие музыкальные номера стали исполняться отдельно от оперы.

В историю развития русской музыки Н.А.Римский-Корсаков вошел как композитор, создавший сказку, древний обряд через народный русский фольклор; как композитор, смело вводивший в оперу инструментальные картины быта русского народа. Он смело опирался на народные мотивы, придававшие его произведениям своеобразный народный колорит.

Во всем многообразном творчестве композитора развивается главная тема – тема Родины, тема народа. Для личности самого композитора было присуще чувство гражданской ответственности, понимание высокой миссии своего искусства. Отсюда вытекают большие этические проблемы его творчества, воспевающие могущество Родины, силу, мужество и талантливость народа, нравственную красоту главных героев произведений, торжество добра над злом, силу любви.

t1600193868ac.jpg

Портрет Н.А.Римского-Корсакова за работой

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Музыка

Класс: 5

Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Сказки в музыке. Н.А. Римский-Корсаков.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: для дистанционной работы (в формате zoom)

Форма организации урока: урок-лекция

Цель урока: проследить связь народной музыки с композиторским творчеством.

Задачи:

образовательные:

познакомить с творчеством Н.А. Римского-Корсакова; осознать значение народного творчества; формировать бережное отношение к народной песне;

развивающие:

развивать музыкальное восприятие, совершенствовать навыки музыкального анализа;

воспитательные:

прививать обучающимся музы­кальную культуру, любовь к родному краю, воспитывать уважение к культурному наследию родной страны.

Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане» (тема белочки), «Снегурочка» (третья песня Леля, видеофрагмент мультфильма «Снегурочка» — хор «Песни и пляски птиц»), «Садко» (хор «Высота ли, высота»).

Оборудование: ПК ученика, видеопрезентация «Фольклор в музыке русских композиторов».

Этапы

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Активизация внимания

Приветствие учителя.

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные:

  • развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Постановка проблемы.

Актуализация знаний

Учитель приветствует детей.

После приветственного слова учитель предлагает познакомиться с высказыванием Кабалевского с целью организации деятельности и постановки учениками собственных целей.

Проблемное задание

— сформулируйте вопросы к предложенному эпиграфу урока: «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».

Беседа

— о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

— с какими народными песнями вы уже знакомы?

Ученики приветствуют учителя.

Варианты вопросов учеников:

-Что означает выражение «учила любить жизнь и человека»?

— в чем мастерство народной песни, ведь они такие простые по мелодии?

— чему могла научить народная музыка профессиональных композиторов?

-Может ли народная мелодия звучать в композиторской музыке?

-Может ли музыка изображать что-либо?

-Зачем композиторы используют народные мелодии в своих произведениях?

Варианты ответов учеников:

— о народной музыке, о народной песне;

— о русских композиторах;

— о музыке русских композиторов;

— об отношении композиторов к народной песне;

— «Во поле береза стояла», «Во кузнице», «Уральский хоровод», «Во саду ли, в огороде», «Вниз по матушке, по Волге» и др.

Регулятивные:

  • учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Введение в тему урока

Рассказ учителя

Русская народная песня – это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем. Народными напевами питалась и музыкальная классика.

На творчество русских композиторов народные песни оказали огромное влияние. Нередко сочиненные композиторами мелодии напоминали народные. Также композиторы часто использовали народные песни в своих сочинениях. Многие народные мелодии, обработанные композиторами, обрели новую жизнь в операх и симфониях, в сочинениях для фортепиано и оркестра.

Ученики слушают рассказ учителя

Познавательные:

  • учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку;

  • различать особенности русской музыкальной культуры

Совместное открытие новых знаний

На экране — портрет Н. А. Римского-Корсакова

Беседа

Учитель.

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) – русский композитор, дирижер, педагог, общественный деятель, участник кружка «Могучая кучка», критик. Среди его сочинений – 15 опер, 3 симфонии, оркестровые сочинения, концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная, хоровая и духовная музыка.

Римский-Корсаков часто использовал в своих сочинениях подлинно народные мелодии. Нередко он сам сочинял в духе народных напевов.

Так, например, в опере «Сказка о царе Салтане» композитор цитирует мелодию народной песни «Во саду ли, в огороде».

— Кого характеризует данная мелодия?

— почему композитор выбирает именно эту мелодию?

Предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока

Обобщая ответы детей, учитель подводит их к формулированию темы урока — «Народная песня в музыке русских композиторов».

Учитель конкретизирует тему урока («Народная песня в музыке русских композиторов Оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова») и предлагает записать ее в тетради.

Конечно, не только у Римского-Корсакова можно встретить в музыке народные мелодии, не только он обращался к жанру сказки, но именно его сочинения будут сегодня в центре нашего внимания.

Следующая сказка вам хорошо знакома – о холодной девочке, которая растаяла с наступлением лета. Что это за сказка?

— А известно ли вам, что эта сказка существует и в авторском варианте? По мотивам народной сказки писатель-драматург Александр Островский создал сказочную пьесу, перенеся действие в сказочный лес, где родилась Снегурочка, и в Берендеево царство, где жили люди в гармонии с природой, в доброте и счастье.

Опера Римского-Корсакова написана на сюжет пьесы Островского. Она вся пронизана народными мелодиями и авторскими, похожими на народные напевы. (слушание Песни Леля).

Слушание и анализ музыки

Задание: в процессе звучания музыкального фрагмента определите солирующий инструмент, найдите изобразительные моменты, определите способы их создания.

Учитель координирует работу учащихся, направляя их на поиск истины через разнообразные формы деятельности: анализ звучащих тембров, средств музыкальной выразительности, разбор текста песни для понимания содержания.

Понравилась ли вам эта музыка?

-Можете назвать музыкальный инструмент, который здесь солирует?

— если знать, что Лель – пастушок, то что изображает флейта в его песне?

Песни Леля, а в опере их три, буквально сотканы из народных мотивов, хотя все принадлежат перу автора. Именно песни Леля манили Снегурочку к людям, согрели ее холодное сердце и наполнили его любовью.

— Если песни Леля созданы самим композитором, то сцена «Песни и пляски птиц» основана на двух подлинно народных мелодиях. Эта сцена вошла в мультипликационный фильм «Снегурочка», созданный по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова.

— Псени, тспользуемые композитором в своих операх, нередко подвергались изменениям, благодаря чему мелодия народной песни обретала новую жизнь. Так, в опере-былине «Садко» напев былины автор превращает в молодецкий хор, удалую песню.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

— белку.

— так написано в сказке у Пушкина: «…распевает при народе «Во саду ли, в огороде»

Формулируют тему урока. Варианты:

— музыка народная и композиторская;

— народная песня в операх;

— народные мелодии в музыке композиторов.

— «Снегурочка»

— да, нет (с пояснениями)

— флейта

— пастушью дудочку

Работа в тетрадях

Ученики записывают в тетради название прослушанных фрагментов с пояснениями.

Просмотр видеофрагмента.

Слушание фрагмента из оперы.

Работа в тетради: запись названий прослушанных и просмотренных фрагментов с пояснениями.

Познавательные:

  • учатся размышлять над содержанием музыкального произведения;

  • определять средства музыкальной выразительности;

  • высказывать суждения о музыке.

Регулятивные:

  • развитие умения осмыслить полученную информацию.

Коммуникативные:

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Познавательные:

  • учатся соотносить настроение и характеры произведений искусства;

  • формирование исполнительских навыков,

Коммуникативные: учатся выражать эмоциональное отношение к образам произведений искусства.

Познавательные:

  • учатся выделять специальную информацию из текста

Подведение итогов

Беседа

— Итак, мы сегодня познакомились с некоторыми фрагментами опер Римского-Корсакова. Что нового вы узнали о композиторе?

— Что новое о творчестве Римского-Корсакова вы сегодня услышали?

— Что запомнилось из прослушанного и увиденного? Почему?

Варианты ответов учеников;

— композитор знал народные песни и использовал их в своем творчестве;

— у Римского-Корсакова 15 опер, много сказочных;

— у сказки «Снегурочка» есть другой сюжет;

— познакомились с новыми народными песнями.

Ученики высказывают свои мнения.

Регулятивные:

  • развивают умение осмыслять полученную информацию;

  • формируют умение анализировать.

Рефлексия

Беседа

Как вы думаете, зачем композитор включал в свои произведения народные мелодии?

— Как вы считаете, нужно ли нам знать народную музыку? Для чего?

Учитель вместе с учениками оценивает работу класса.

Задание по желанию: нарисовать в тетради любого из персонажей опер-сказок Н.А. Римского-Корсакова.

Варианты ответов учеников:

— композитор любил народную музыку;

— для сказочных сюжетов лучше подходят народные песни;

— нам надо знать народную музыку, ведь в ней можно проследить историю народа;

— через народные песни можно узнать, что волновало людей в прошлом, как они жили;

— народную музыку нельзя забывать, это наша культура.

Регулятивные:

  • открыто осмысляют свои действия и оценивают их.

Учитель: Белова И.М.

МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска

  • Основная тема сказки спящая царевна жуковского
  • Основная тема сказки соседи салтыкова щедрина
  • Основная тема сказки самоотверженный заяц о чем
  • Основная тема сказки салтыкова щедрина дикий помещик
  • Основная тема сказки пропала совесть