Основная тема в севастопольских рассказах л н толстого это

В русской литературе существовало и существует немало гениев, поражающих мастерством и глубиной познания мира. Среди них заслуженно находится Лев Николаевич Толстой, чье творчество стало уникальным явлением не только в отечественной, но и мировой культуре. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом известного цикла классика «Севастопольские рассказы» по плану ниже.

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Смысл названия
  • 4 Суть: о чем?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 О чем заставляет задуматься?
  • 10 Художественные особенности
  • 11 Критика

История создания 

Известно, что в качестве материалов для написания нового произведения Толстой использовал личные наблюдения. Во время Крымской войны, которая длилась с 1853-го по 1856-й год, Лев Николаевич не раз посещал Севастополь и даже принимал участие в его обороне. Близость к местам боевых действий, возможность наблюдать за жизнью солдат и страшные картины гибнущих под обстрелами людей — все это оставило неизгладимый след в душе восприимчивого классика и подтолкнуло к созданию целого цикла рассказов. 

Увиденное собственными глазами Толстой фиксировал в дневнике. Туда же он вносил возникающие в голове философские мысли о характерах людей и многом другом.

Публикация первого рассказа цикла состоялась в 1855 году в знаменитом литературном журнале «Современник». Эта и последующие за ней части настолько понравились широкой публике, что вернувшегося в том же году в Петербург автора читатели и критики встречали с восторгом. 

К слову, царская семья тоже дала высокую оценку циклу. Так, Александр II и вовсе потребовал, чтобы Льва Николаевича срочно увезли с 4-го бастиона (где проходили самые ожесточенные сражения) в другое, более безопасное место. 

Жанр, направление

Некоторые особенности (ограниченное число главных действующих лиц; внимание, сосредоточенное только на важных эпизодах; единство тематики) позволяют говорить о таком жанре как рассказ. Рассказов здесь несколько, и это видно из названия. Они связаны местом, временем действия и мотивом.

Часть исследователей отмечает присутствие элементов иных жанров — очерка и репортажа — из-за достоверности, осмысления происходящего самим автором, обращения к историческим событиям и проблемам.

Направление произведения «Севастопольские рассказы» — реализм, так как Толстой задействует типичные образы и рисует мир, который видит вокруг себя.

Смысл названия

С помощью названия «Севастопольские рассказы» автор одновременно обозначает и место, где развивается сюжет (Севастополь), и форму произведения (рассказы, собранные в один цикл). 

Севастополь — город на юго-западе Крымского полуострова, блокада которого стала настоящей кульминацией в войне между Россией и коалицией в составе Французской, Османской и Британской империй, а также Сардинского королевства. Осада тянулась целых 11 месяцев; на защиту любимого города встали не только солдаты, но и мирные жители.

Толстой и сам присутствовал среди оборонителей, активно создавая короткие информационные заметки о том, что в те моменты происходило в обществе. 

Суть: о чем?

В первом рассказе («Севастополь в декабре месяце») читателя знакомят с городом и его обитателями. Подробно описываются погода, улочки, настроения жителей. Затем дорога приводит в госпиталь, где содержатся раненые. Тут и старый солдат с ампутированной ногой, и женщина, которая нечаянно оказалась рядом с бомбой, когда несла мужу обед, и другие несчастные.

Далее — опасное путешествие к четвертому бастиону, возле которого земля дрожит от постоянных пушечных обстрелов. Под конец читателя возвращают в центр города. Откуда-то доносится музыка, так странно сочетающаяся со звуками выстрелов с бастионов.

Во втором рассказе («Севастополь в мае») повествование сосредоточено на представителях военной аристократии и штабс-капитане Михайлове, который хочет когда-нибудь войти в этот элитный круг. Он грезит о наградах и уважении со стороны вышестоящих, но демонстрирует нерешительность как на поле боя, так и в общении со знатью.

Во время сражения Михайлова ранят в голову. Несмотря на это, мужчина отказывается от лечения.

В третьем рассказе («Севастополь в августе 1855 года») появляются Михаил и Владимир Козельцовы. Случайно встретившись на станции, они вместе отправляются в осажденный город. Владимир мечтает о том, как будет воевать бок о бок со старшим братом, но по прибытии в Севастополь его одолевает страх.

Вскоре героев определяют на Малахов курган, где они героически погибают.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в произведении «Севастопольские рассказы» представлена в списке:

Штабс-капитан Михайлов — тщеславный, самонадеянный, страдающий от внутренней неуверенности. Автор называет его не слишком умным, но рассудительным. Планирует быстро подняться по карьерной лестнице. В глубине души очень боится умереть.

«Потом очень легко я в этому же году могу получить майора по линии, потому что много перебито, да и еще, верно, много перебьют нашего брата в эту кампанию…»

Михаил Козельцов — опытный, мужественный боец, его уважают солдаты. Не страшится опасности, рвется обратно в полк после ранения, не желая оставаться в стороне. 

Владимир Козельцов — энергичный, честный юноша. Мечтатель, стыдится своей робости. Чувствительный, так как переживает за их с братом отношения.

Автор — тот, чьими глазами видится все происходящее. Он неоднократно высказывает собственное мнение, сквозь призму его взгляда воспринимаются события военных лет. Предстает неким проводником для читателя.

Народ — простые севастопольцы и солдаты, ведомые единым порывом: отдать все ради спасения города. Благодаря общности перед лицом врага их также можно выделить в отдельный центральный образ.

Темы

Основная тема в произведении «Севастопольские рассказы» — конечно же, война. Ужасная, калечащая судьбы и, по сути, бессмысленная. Но к ней люди, как ни удивительно, довольно быстро привыкают, и это безразличие хуже настоящей смерти. Автор подробно описывает поведение горожан, для которых мертвые тела и вражеские снаряды на улицах становятся обычным явлением. 

«Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости, — ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом…»

Раскрывается и тема патриотизма на примере всего русского народа и героев книги в частности. Конечно, они могут испытывать страх перед неизбежной кончиной, но все же возможность обеспечить будущим поколениям счастливое, мирное существование толкает их на настоящие подвиги.

Проблемы

Раскрывая указанные выше темы, автор затрагивает следующие проблемы:

  1. Жестокость и ненужность войны — она уносит жизни невинных, разлучает семьи и заставляет людей страдать. Да, в этот сложный период можно узнать, каков на самом деле человек (трус он или храбрец, есть у него понятие чести или нет и прочее), но все же для большинства война является настоящей трагедией. Подобные события не проходят бесследно, и возвратиться к привычному образу существования после них совсем не просто. Рассуждая о возможности сокращения потерь, Толстой предлагает неожиданный компромисс: пускай от каждой противоборствующей стороны вызовется по одному солдату, столкновение которых и решит исход войны. По мнению писателя, подобный способ позволит избежать массового кровопролития.
  2. Героизм — здесь он показывается совершенно с разных сторон. Например, без труда можно различить героизм истинный и ложный. В «Севастополе в мае» описываются аристократы, цель которых — не защитить родной город, а прославиться и получить высокую награду. Таков штабс-капитан по фамилии Михайлов, мечтающий о признании. А при обстреле его желания далеки от возвышенных. Горячо молясь Богу, Михайлов вспоминает родных и просит лишь об одном — уцелеть. Совсем иными предстают перед читателями братья Козельцовы из «Севастополя в августе 1855 года». Они храбры, готовы к активным действиям и стремятся на поле боя не ради медалей. Их гибель действительно героична, хоть и напрасна — французы все равно захватывают Севастополь.

Основная идея

Изображая происходившее крайне реалистично, без прикрас, Лев Николаевич показывает, к чему может привести ненависть, и призывает отказаться от нее. Политические распри и амбиции власть имущих, по его мнению, не должны губить людей. Война противоестественна и лишь обнажает худшие качества личности. Она неразумна, нелепа и всем вредна. Таков смысл произведения «Севастопольские рассказы».

Примечателен эпизод, в котором русские солдаты и их противники, стоя под белым флагом, мирно разговаривают о чем-то отвлеченном и улыбаются друг другу. Это лишний раз подчеркивает абсурдность войны. В этом и заключается главная мысль в произведении «Севастопольские рассказы». Подобные антивоенные настроения будут встречаться и в дальнейшем, в более поздних произведениях классика.

О чем заставляет задуматься?

Произведение «Севастопольские рассказы» заставляет задуматься о ценности жизни, взаимоотношениях с окружающими, любви к Отечеству и человечеству в общем. Возможно, если бы люди стали более сострадательными, то подобных трагедий бы больше никогда не случилось.

«Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать» — выражает свою позицию Толстой.

Художественные особенности

Толстой задействует различные литературные приемы с целью воспроизвести необходимую атмосферу как можно более ярко и точно. В тексте имеются эпитеты («величественные звуки», «громкий смех», «подленький голос», «вонючей грязью», «в уютной комнатке»). Особую важность представляют цвета: красный, белый, голубой, серый, зеленый и прочие — классик использует целую палитру красок («черное пространство», «в синем небе», «розоватые лучи»).

Несложно отыскать сравнения («визжащие, как струна», «жужжащие, как пчела») и метафоры («взвизгнет ядро», «бомбы свистели и лопались»).

Для придания речи живости писатель обращается к восклицательным предложениям и риторическим вопросам: «Счастливого пути!», «Черт возьми!», «Господи, Господи!», «А я заколол одного!», «Что значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?».

Критика

Современники приняли произведение тепло и с удовольствием отмечали мастерство Толстого. 

Тургенев был в полном восторге, Писемский говорил о тяжелой эмоциональной составляющей, Чернышевский похвалил удивительную психологичность внутренних монологов. 

«Из числа всех неприятельских держав, войска которых были под стенами нашей Трои, ни одна не имела у себя хроникера осады, который мог бы соперничать с графом Львом Толстым» — отзывался Александр Дружинин.

А редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» и вовсе возвела Толстого на один уровень с величайшими русскими авторами. 

Отношение
Толстого к войне окончательно сложилось
и оформилось в военном Севастополе.
26-летний писатель едет в Крым, в действующую
армию. Он болезненно переживает
севастопольские события, сам хочет
защищать город. Война становится для
него не «зрелищем», а страшной
действительностью. В ноябре 1854 года
Толстой приезжает в Севастополь. Восторг
и гордость русским войском вскоре
сменяются у Толстого возмущением и
негодованием. В начале апреля 1855 года
Толстой попадает на самый опасный
участок обороны Севастополя — 4-й
бастион. Здесь он вновь испытывает
небывалый подъем, чувство гордости и
единения с защитниками города.

«Севастополь
в декабре месяце»

первая
попытка Толстого художественно осмыслить
Крымскую войну. Сюжет очерка складывается
из непосредственных наблюдений
рассказчика, идущего по улицам осажденного
Севастополя. В его поле зрения попадают
не только военные эпизоды, но и сцены,
не имеющие, казалось бы, непосредственного
отношения к войне: он видит, как на
набережной «бабы продают булки», русские
мужики с самоварами кричат: «Сбитень
горячий», как «сидит матрос, покуривая
трубочку»… Изображение
будничного драматизма жизни военного
города составляет главную особенность
«Севастополя в декабре месяце»,
где
Толстой пытается «захватить все», дать
полную панораму войны.

В
первом севастопольском рассказе автор
создает
обобщающий образ народа-героя. Защитники
Севастополя— главный объект наблюдения
рассказчика.
Среди
них нет главных и неглавных героев, нет
даже поименно названных лиц: это просто
«старый исхудалый солдат» и «белокурый,
с пухлым и бледным лицом человек» в
госпитале, морской офицер и матросы на
4-м бастионе.

Впервые
в рассказе появляется понятие «дух
защитников Севастополя».

Толстой
обнажает подлинную основу их героизма:

«Из-за креста, из-за названия, из угрозы
не могут принять люди эти ужасные
условия: должна быть другая, высокая
побудительная причина. И эта причина
есть чувство, редко проявляющееся,
стыдливое в русском, но лежащее в глубине
души каждого, — любовь
к родине».

В
«Севастополе в декабре месяце» заметно
усиливается объективное начало

повествования, делая
читателя непосредственным свидетелем
и невольным участником происходящего:

«вы отчалили от берега», «вы входите в
большую залу Собрания», «вам предстоит
разочарование» и т. п.

«Севастополь
в мае»

написан в несколько дней: Толстой
высказал здесь самое наболевшее, важное,
давно мучившее его. Мир человеческий,
мир природы сталкивается со страшным
бедствием, привнесенным извне, явлением,
чуждым миру и жизни.

Мы
видим, как юнкер барон Пест заколол
француза, как маленькая девочка,
десятилетняя дочь матроски, вышла «на
крылечко посмотреть на канонаду», как
умирает офицер Праскухин, как «на другой
день вечером… офицеры, юнкера, солдаты
и молодые женщины празднично гуляли
около павильона и по нижним аллеям из
цветущих душистых белых акаций», видим,
как солдаты убирают трупы в «росистой
цветущей долине» и как «все так же, как
и в прежние дни, обещая радость, любовь
и счастье всему ожившему миру, выплыло
могучее, прекрасное светило».

«Севастополь
в мае» был первым художественным
произведением Толстого, в котором столь
отчетливо проявилось обличительное
начало.
Разные
пути привели в осажденный Севастополь
адъютанта Калугина и подполковника
Нефердова, князя Гальцина и ротмистра
Праскухина, барона Песта и поручика
Непшитшетского, но все
они движимы одной «гнусной страстишкой»—
тщеславием.

«Тщеславие! Должно быть, оно есть
характеристическая черта и особенная
болезнь нашего века»,— размышляет
автор. Тщеславие офицеров-аристократов
несовместимо с истинной храбростью, и
Толстой со злой иронией говорит о князе
Гальцине, считающем себя храбрецом, так
как он был на четвертом бастионе и видел
«от себя в двадцати шагах лопнувшую
бомбу», о юнкере бароне Песте, «который
был особенно горд и самонадеян со
вчерашней ночи, которую он в первый раз
провел в блиндаже пятого бастиона, и
считал себя вследствие этого героем».
Толстой раскрывает подлинную сущность
офицеров-аристократов, комментируя их
высказывания, или показывая их поведение,
когда они остаются одни, без свидетелей,
или обнажая самые сокровенные их мысли
и чувства. Впервые
в «Севастополе в мае» для раскрытия
психологии персонажа Толстой использует
«внутренний монолог»

(на-пример, предсмертные думы Праскухина,
мысли Михайлова в момент ранения).

Во
втором севастопольском рассказе впервые
в творчестве писателя нравственная
ценность человека определяется его
отношением к народу:

потому не вызывает неприязни штабс-капитан
Михайлов и таким отвратительным кажется
поручик Непшитшетский, давший волю
своему «патриотизму» в сцене с ранеными.

Обличительная
направленность «Севастополя в мае»
утверждала один из важнейших эстетических
принципов Толстого — принцип правдивого
изображения действительности.

В
августе 1855 года пал Севастополь. Толстому
поручают составить подробное донесение
о последней бомбардировке города.
Возникает замысел нового рассказа о
Севастополе. Последние часы обороны
города даны в восприятии живых людей —
защитников Севастополя.

Понятие
«мир» рассматривается здесь в нравственном
аспекте: мир человека в столкновении с
войной.
В
«Севастополе
в августе…»

процесс становления героя происходит
на глазах читателя: война формирует
духовный мир человека, разрушая
романтические иллюзии суровой правдой
действительности.

В
основе сюжета «Севастополя в августе…»—
судьба братьев Козельцовых, защищающих
Севастополь и погибающих в день штурма.
История
впервые входит в частную жизнь героев
Толстого:

они становятся участниками большого
исторического события, они в рядах
защитников Севастополя решают судьбу
России.

Толстой
максимально приближает своих героев к
народной массе. Отношение солдат к
Козельцовым основывается не на вынужденном
повиновении, а на искреннем уважении к
личности командира, добровольном
подчинении его авторитету. Михаила
Козельцова

любят в роте, его «солдатики» разговаривают
с ним «весело и дружелюбно».

У
Козельцова-младшего
иначе строятся отношения с солдатами.
Мечтая о великих героических подвигах,
прямо из корпуса едет он в Севастополь.
Отчаянный страх и одиночество испытывает
17-летний Володя,
столкнувшись с действительной картиной
войны. Общение с защитниками Севастополя,
с простыми солдатами, рождает у героя
новый взгляд на происходящее, помогает
обрести стойкость и мужество. Володя
очень доволен «тем уважением, которое
ему оказывали» солдаты. «Солдатики
тоже, заметив, что барин простый»,
ведут себя с ним спокойно и непринужденно.
Во взаимоотношениях с солдатами
раскрывается характер Козельцова-младшего,
определяется его нравственная ценность.

В
третьем севастопольском рассказе нет
рассказчика: повествование более
объективно. Точка зрения автора на
происходящее становится точкой зрения
его «любимых» героев: Михаила и Володи
Козельцовых. Через их восприятие передает
Толстой многие события и эпизоды военной
жизни Севастополя. Описание войны с
позиций неопытного солдата помогает
достигнуть эффекта
остранения

— особого свойства повествования,
открытого В.Б.Шкловским в процессе
изучения прозы Л.Толстого. Остранение
— это описание предмета как совер­шенно
незнакомого, отвлечение от всех привычных,
свя­занных с ним ассоциаций, эффект
нового, неожиданно­го взгляда.

«Севастополь
в августе…» венчает собой цикл рассказов,
посвященных обороне Севастополя. Работая
над рассказами, Толстой не строил планов
написать «цикл» произведений: каждый
рассказ создавался как независимый и
самостоятельный. И, тем не менее,
севастопольские рассказы составляют
неразрывное целое.

Рассказы
о Севастополе стали школой эпического
мастерства Толстого. Героический образ
русского народа у Толстого становится
мерилом Нравственной ценности человеческой
личности, эталоном храбрости и мужества,
мудрости и гуманности.

«Описание»
войны, задуманное Толстым, становится
в рассказе осуждением
войны. Страшны законы этого «внешнего»
мира, по которым люди убивают друг друга,
разрушают гармонию непосредственного,
цельного внутреннего мира человека и
мира природы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Севастопольские рассказы» Толстого

История создания и цель сборника

Лев Николаевич Толстой присутствовал при обороне Севастополя и выступал очевидцем событий, поэтому он смог подробно рассказать о происходящем в городе. Когда началась Крымская война, писатель находился на службе. Ему разрешили перевестись в Севастополь и год он жил в окрестностях города.

Лев Николаевич Толстой Крымской войне

Находясь в осаде, литератор был поражен героизмом простых людей, тогда и началась история создания «Севастопольских рассказов» Толстого. Первый очерк на эту тему он стал писать под шум орудий. Лев Николаевич считал, что русские солдаты и обычный народ, и есть та движущая сила, зарождающая героический дух.

Основная идея произведения — показать четкое различие между простыми солдатами и честолюбивыми, высокомерными офицерами, которые были способны на убийства ради получения звездочек и очередных званий. Тщеславие и лицемерие — ключевые моменты в проблематике произведения.

«Севастопольские рассказы» повлияли на формирование Толстого как автора. Писатель впервые начал говорить о простых людях, как о защитниках Родины. Лев Николаевич рассказал о войне без прикрас, читатели поняли, какие ужасные события происходили в реальной жизни.

События в декабре

Сборник начинается с рассказа «Севастополь в декабре». В нем автор описывает следующие события:

В госпитале раненные

  1. Прохладное, красивое утро, словно на картинке. Заря, похожая на рисунок художника. Тишину нарушают лишь выстрелы. В городе происходят боевые действия, но повседневная жизнь не прерывается. На улицах суетится народ, продавцы торгуют хлебом. Люди как будто бы не замечают выстрелов и не видят проблемы.
  2. В госпитале происходят страшные действия. Раненые участники войны ждут, когда им помогут доктора и с ужасом смотрят, как врачи ампутируют людям ноги и руки. В этом месте сосредоточен весь кошмар происходящего. Смерть, страдания и кровавые картины сопровождают Севастополь в декабре. Месяц главные герои боятся возможной кончины, но не цепляются за жизнь перед лицом опасности.
  3. Молодой офицер с четвертого бастиона беспокоится не о боевых действиях, а о грязи вокруг. Работает защитный механизм, юноша еще неопытен и ведет себя излишне легкомысленно. По пути в четвертый бастион все чаще встречаются носилки с ранеными людьми. Офицер выглядит непринужденным, он рассказывает, как в землянке оказалась бомба и сразу не стало 11 человек. На лицах солдат отражены исконно русские черты — упрямство и простота.

Продолжая анализ произведения «Севастопольские рассказы», стоит кратко заметить, что именно в первом цикле истории бросается в глаза, как сильно автор стремится показать героизм простого народа. Толстой дает понять, что у врагов нет шансов поколебать силу духа русских людей.

Происходящее в мае

Прошло 6 месяцев после осады города. Дипломатам не удается прийти к соглашению. Офицер Михайлов гуляет по Севастополю и вспоминает цитаты из письма товарища. Тот рассказал, что его супруга читает о событиях, происходящих в городе и сильно гордится своим мужем. Михайлов подумал, что ему очень недостает такой поддержки. Он мечтает быть награжденным, и чтобы все газеты рассказывали об этом. Тщеславие — основное качество в его характеристике.

Происходящее в мае в Севастополе

Офицер не заметил, как дошел до павильона с музыкой, ему захотелось поговорить с аристократами, но он не решился подойти к ним. Михайлов мечтает о повышении, но ему не нравится общаться с обычными людьми и солдатами. Наконец, офицер осмеливается подойти к аристократам, они проявляют отзывчивость и даже соглашаются вместе прогуляться. Мужчина чувствует себя счастливым.

Один из аристократов — Праскухин, не хочет попадать под обстрел. Михайлов руководит ротой на передовой, а у Праскухина требуют передать сообщение о перемещении. После того как батальон перемещается, оба офицера стремятся произвести впечатление. Праскухин погибает, а Михайлов получает ранение в голову, но отказывается от лазарета, потому что мечтает выделиться.

На следующий день аристократы гуляют по тротуару и описывают друг другу свои боевые подвиги. Объявляется перемирие. Русские бойцы и вражеские солдаты спокойно общаются, без ненависти и злости, но когда снимают белый флаг — обстановка вновь накаляется.

Рассказ об августе

Третьим и последним рассказом в цикле является «Севастополь в августе». Очерк отличается естественностью языка. В нем автор не пытается использовать литературные приемы и описывать интриги. Он просто показывает быт защитников Севастополя, рассказывает, что обычные люди не рискуют своей жизнью ради тщеславия, но и не берегут ее в критические моменты. В третьей части рассказывается следующая история:

Русские переходят через бухту на Северную сторону

  1. У офицера Володи Козелкова есть только один страх — струсить. Утром 27 августа парень снова погружается в свои мысли, боится, что его одолеет чувство страха и он станет предателем. Юноше очень не хочется умирать, ведь впереди у него вся жизнь.
  2. В конце августа офицер встречается со своим братом Михаилом, который уже давно являлся защитником города, но находился в отпуске из-за ранения.
  3. Володя приехал в Севастополь вместе с братом. Козельцов пребывает в ужасном настроении, в голове у него возникает странная картина. Ему видится, что брат погибает на поле боя, а он бросается отомстить за его кончину и умирает рядом с ним. Скоро мысли Володи станут реальностью. Его брата действительно ранят и он погибает во время перевязки. Козельцов же умирает на мортирной батарее.
  4. Повествование завершается тем, что русские переходят через бухту на Северную сторону.

Боевые действия велись практически год, но Толстой описал только три истории. Однако они позволяют понять полную картину происходящего. Читая краткое содержание и проводя анализ, стоит отметить, что от рассказа к рассказу все больше усиливается критический пафос, Лев Николаевич обличает героев произведения. Он все сильнее проводит черту между простыми, искренними солдатами и тщеславными офицерами.

«Севастопольские рассказы» изучают в старших классах и пишут по ним конспекты, поскольку истории содержат в себе множество ценных уроков. Произведение заложило основу реалистичному изображению войны. Писатель описывает события глазами простых людей. Этот опыт пригодился Толстому для написания романа «Война и мир». Можно с уверенностью сказать, что литератор всегда интересовался внутренним миром людей, попавших на войну, и стремился показать правдивую картину происходящего.

Ход занятия:

Оргмомент.

I. Вступительное слово учителя (тема и цель урока).

Сегодня мы с вами проведем исследование, которое поможет
определить степень человечности, патриотизма и правдивости в каждом из нас.
Главным учителем будет сама Правда. Что же такое правда? В словаре Владимира
Даля в 1866 году было записано:

Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие,
справедливость.

Именно правде в образе, т.е. в литературе, преданно служили
многие писатели России, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Перед вами слова
Н.А. Некрасова о правде Толстого, прочитаем их:

Это именно то, что надо теперь русскому обществу:
правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе.

(чтение цитаты по карточкам на столах).

Правда – это именно то, что нужно сегодня и нам. Сегодня мы
вспомним правду о войне. Главная идея нашей темы звучит в эпиграфах.

(чтение эпиграфов)

Какова
же она, правда о войне, очевидцем и участником которой был Толстой? Обратимся к
истории.

II. Изучение нового материала.

1. Анализ исторической обстановки в середине
XIX века.

I половинаXIX ознаменована серьезными
военными событиями. Победа России над наполеоновской Францией в Отечественной
войне 1812 года   блистательно изображена Толстым в романе-эпопее «Война и
мир». По мнению Льва Николаевича, не только о победах и славных подвигах нужно
знать мыслящему человеку, но и о поражениях и трагизме происходящего на полях
сражений.

Крымская война. В 1853 году
началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники —
Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и
боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12
приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена
дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов.
Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов
против 500 вражеских.

С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным
действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась
близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в
Крыму.

Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854
г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его
помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши.
Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение
противника. Началась осада.

В обороне Севастополя участвовало много замечательных
людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр
Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко.
Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников.
Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.

27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган.
Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной
победой русских людей, показавших чудеса героизма.

Такова краткая историческая справка об этой войне.

Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.

(Чтение отрывка из письма хирурга Н.И. Пирогова
жене, написанного

7 апреля 1855
г. в Севастополе)

Погода здесь хорошая… Стоят туманы… перед нашими
окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в
Петербурге.

Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в
сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один
каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на
прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и
провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет
которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни
ампутированных. Десять врачей при мне  и восемь сестер трудятся неусыпно день и
ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в
огромном зале собрания стоны раненых…

Комментарий учителя:

1. Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично –
мужество и самообладание.

2. Контраст: ампутированные в танцзале, вместо музыки –
стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть.

2. Л.Н. Толстой
– участник обороны Севастополя.

«Писать правду о войне очень опасно. Когда человек идет
на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут 12, а
возвращаются двое – правда, которую они привезут, будет действительно правдой».

Это слова замечательного американского писателя Эрнеста
Хемингуэя.

В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в
самых отдаленных друг от друга пунктах оборонительной линии неоднократно
замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными,
жадно вглядывающимися во всё, глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и
бастионах. Это был еще мало кому известный молодой поручик и писатель Л.Н.
Толстой. Очевидцы впоследствии недоумевали, каким образом он умудрился уцелеть,
этот «храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный
сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной
смертью, не суетливый, но упорный»
.

Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В
1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив
– наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла
в Константинополе Петра Толстого.

Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и
Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский 
полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой
отправляется в осажденный Севастополь, прямо на
IV
бастион.

(Учащийся в военной форме читает монолог о IV бастионе)

IVБастион

Когда кто-нибудь говорит, что он был на IV бастионе, он говорит это с особым удовольствием и гордостью; когда кто
говорит: «Я иду на
IV бастион» — непременно
заметны в нем маленькое волнение или слишком большое равнодушие; когда хотят
подшутить над кем-нибудь, говорят: «Тебя бы поставить на
IV бастион», когда встречают носилки и спрашивают: «Откуда?» — большей
частью отвечают: «
CIV бастиона». Вообще же
существуют два совершенно различных мнения про этот страшный бастион: тех, кто
никогда на нем не был и которые убеждены, что
IV бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, кто
живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.

Так вот он, IV
бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских
батальонов, которые здесь живут, курят трубки… Вглядитесь в лица: в каждой
морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского –
простоту и упрямство…, следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства.

Комментарий
учителя:

1.     
«Когда говорит, когда хотят
подшутить» — лексический повтор.

2.     
Два взгляда на IV бастион:
тех, кто там не был и тех, кто там живет.

3.     
Определить, кто такие пластуны.

4.     
Что такое бастион?

Справка о
пластунах.

Ученик:
В словаре Даля сказано так: «Пластун – пеший запорожский застрельщик, ныне так
называют черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях,
камышах, выжидая неприятеля…»

Учитель:

В
обороне Севастополя приняли участие два пеших пластунских батальона.  Внешний
вид пластунов производил невыгодное впечатление – они были «в изношенных
полуазиатских костюмах, т.е. чекменях, папахах, шароварах различных цветов и
узоров; им было в среднем от 30 до 50 лет и они отличались малорослостью. Но
скоро насмешки сменились искренним уважением – пластуны были необыкновенно
выносливы, метки в стрельбе, умелы в разведке». Они были переведены на самый
опасный 
IV бастион. После севастопольских событий о них
узнали все. Их увековечил художник В. Серов в картине «Пластуны под
Севастополем». Остались они  и в стихах.

Прочитайте
пожалуйста.

Ученик:          Незрима тень, бесшумен шаг

И
затаенное дыхание.

Пускай
не дремлет чуткий враг,

Но
глаз и слух его обманут.

Часами
слившийся с травой

Пластом
крадущийся возник,

А
смерти свист над головой,

Как
неотступный проводник

И
страха нет в его глазах,

Он
видит только цель свою.

Когда
стеной идет гроза,

Наперерез
ей – есаул.

Штыком
исколотой рукой

Он
тронет после ордена

И
холод шашки золотой.

Потом,
когда уйдет война.

Ученик:          Из века в век рядами длинными

Непобежденные
идут.

Они
не прячутся за спинами

И
снисхождения не ждут.

Всегда
красивые и сильные

Берут
на плечи тяжкий груз

Идут,
смеясь глазами синими,

Покручивая
темный ус.

И
каждый раз с зарею раннею

На
страшный жертвенник войны,

Уходят,
словно на заклание,

С
казачьей песней пластуны.

3. «Севастопольские рассказы» — структурный анализ.

Учитель:         Сейчас
мы попытаемся разобраться в хронологии и описании событий, которые лежат в
основе «Севастопольских рассказов». Перед вами лежат листы с планами к каждому
из трех рассказов. В ходе обсуждения следите и участвуйте, просматривая
ключевые моменты в повествовании.

Итак, первый рассказ цикла:

I. Севастополь в
декабре месяце.

(Сообщение учащегося)

В
этом рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления военных
действий между кровавой битвой под Инкерманом5 ноября 1854 года и битвой под
Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Главные эпизоды рассказа:

1.     
Описание фурштатского солдата.

2.     
Посещение госпиталя и операционной.

3.     
Описание IV бастиона.

В декабре Севастополь и его гарнизон не знали передышки и
забыли, что значит слово «покой». Бомбардировки города французской и английской
артиллерией не прекращались. Солдаты, матросы и рабочие трудились под снегом и
дождем без зимней одежды, полуголодные. Трудились так, что спустя 40 лет
вражеский генерал Канробер не мог без восторга вспоминать об их
самоотверженности и бесстрашии. 16 тысяч моряков почти все полегли вместе со
своими адмиралами Корниловым, Нахимовым и Истоминым, но не уступили врагу!

Все, что пишет Толстой, может быть подтверждено десятками
документальных свидетельств.

Жены солдат и матросов каждый день носили мужьям обед в их
бастионы, и нередко одна бомба губила всю семью. Безропотно переносили страшные
увечья и смерть эти достойные женщины. Даже в разгар штурма они разносили воду
и квас по бастионам, и сколько их легло на месте!

В рассказе звучит твердая «убежденность в невозможности
поколебать где бы то ни было силу русского народа».

II. Севастополь в мае.

(Сообщение учащегося)

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против
всей армии неприятеля.

Главные моменты рассказа:

1.     
Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.

2.     
Сцена, когда офицер укоряет солдата.

3.     
Описание раненных.

4.     
Сцена перемирия.

5.     
Изображение десятилетнего мальчика на поле среди
убитых.

В рассказе Толстой описывает краткое перемирие, объявленное
после битвы 26 мая – 7 июня, чтобы успеть убрать и схоронить множество трупов,
покрывавших землю. Как всегда, автор строжайше правдив в описании всего
происходящего.

Главная мысль – об ужасе войны,
о ее противоестественной сути. Цель Толстого – предельно правдивое изображение
войны в крови и страданиях.

Учитель:        Самый страшный
эпизод в рассказе – ребенок на поле битвы. Посмотрите, как мы представили себе
этот отрывок из рассказа «Севастополь в мае».

Инсценировка эпизода из рассказа
«Севастополь в мае».

(Навстречу друг другу выходят юноша в черном и девушка в
белом платье с букетом голубых цветов. Они ведут диалог на фоне декораций
полуразрушенного бастиона с белым флагом).

Девушка: (мечтательно) Как
прекрасна долина в цвету, как чудесны эти нежные цветы, взгляните… (показывает
цветы).

Юноша: Посмотрите лучше на
этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском
картузе, в башмаках на босу ногу… с самого начала перемирия вышел на вал и все
ходил по лощине, с тупым выражением глядя на французов и на трупы, лежащие на
земле.

Девушка: Он набирал полевые
голубые цветы, которыми усыпана эта долина.

Юноша: Да… Возвращаясь домой с
большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило ветром, остановился
около кучки тел и долго смотрел на страшный безголовый труп. Постояв довольно
долго, он подвинулся и дотронулся ногой до окоченевшей руки трупа. Рука
покачнулась…

Девушка: (со страхом в голосе)
Он вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь, к крепости!

Юноша: (с ожесточением) На
бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена
смрадными телами…

Девушка: (не слушая его)
Прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит в
золотых лучах солнца. Эти люди – христиане, исповедующие один великий закон
любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут ли
на колени перед тем, кто дал им жизнь и вложил в душу каждого вместе со страхом
смерти, любовь к добру и прекрасному? Неужели со слезами радости и счастья они
не обнимутся как братья?

Юноша: Нет! Белые тряпки
спрятаны (срывает белый флаг). Снова свистят орудия смерти и страданий, снова
льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия. Вперед, на бастион! (с
криком убегает).

Девушка: (в глубокой печали)
Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это 
сумасшествие, то они совсем не разумные создания,  как у вас почему-то принято
думать. (прячет лицо в цветы и уходит).

III. Севастополь в августе 1855
г.

(Сообщение учащегося)

Это самый страшный месяц осады, окончившийся падением
Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.

Главные эпизоды рассказа:

1.     
Описание солдат.

2.     
Изображение места битвы.

3.     
Рассуждение о природе  подвига.

4.     
История братьеКозельцевых.

5.     
Поведение людей.

6.     
Штурм.

В рассказе «Севастополь в августе 1855
г.» звучат следующие слова: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны
на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился
врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из
него героя».

Несмотря на сцену поражения, весь рассказ пронизан
убежденностью Толстого в героизме русского народа.

Главная мысль, высказанная автором – мысль о жестокости
любой войны.

Истинными героями Севастопольской эпопеи являются солдаты,
близкие к ним офицеры, жители города, — одним словом, русский народ.

Учитель: Героическая оборона Севастополя в 1854-55 годах, и
не менее величественная оборона этого же города в 1941-42 гг. доказала еще раз,
что русский народ всегда умел любить и защищать свое Отечество, и через всю
историю пронес героические традиции русского оружия.

Толстой в своих произведениях прославил две русские
национальные эпопеи: героизм в обороне Севастополя и позднее, в романе-эпопее 
«Война и мир» победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

4. Работа с терминами и новыми понятиями.

а) Повторение и обобщение таких понятий как «правда о
войне»
Л.Н. Толстого – параллель с «окопной правдой»
XX века в литературе о Великой Отечественной войне.

б) Работа с терминологическими карточками.

Реализм – (критический)
– художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и
воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Натурализм– изображение
отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются
сцены жестокости, насилия и т.д.

Антитеза
стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий
(примеры из отрывков о
IV бастионе и письма Пирогова).

Анафора– стилистический
прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого
параллельного ряда.

(«когда» в отрывке «IVбастион»).

Батальный – [франц. –
сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий
произведения на военную тематику.

Бастион– пятистороннее
оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух
фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)

III. Обобщение, объяснение творческого
домашнего задания.

(учащимся раздаются карточки с вопросами и фотографиями
Толстого и участников обороны Севастополя).

Комментарий учителя:

Чтобы ответить на вопрос в карточке, необходимо прочитать
«Севастопольские рассказы», обдумать конкретный эпизод и составить письменный
краткий ответ с изложением своей точки зрения.

Фотографию нужно вклеить в тетрадь по литературе и записать
под ней ответ.

IV. Заключение

«Велики судьбы славянского народа!

Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая
простота и бессознательность силы!» — так писал Л.Н. Толстой в очерке «как
умирают русские солдаты».

Главная правда о войне – это правда о ее
противоестественной сути, о том, что война есть наихудшее зло, противное
природе человека. Самый древний нравственный закон гласит: «Поступай с другими
так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А стало так, замечает Толстой,
словно в нем говорится: «Убивайте друг друга». Натуралистично изображая
страшные сцены войны, великий реалист Толстой преследует единственную цель –
вызвать неприятие любого насилия.

В эпопее Севастополя нет военной победы, но это не значит,
что нет в ней подвига и героизма. Ведь не всегда побеждает оружие, чаще – сила
человеческого духа. Истинный герой Севастопольской эпопеи – простой народ,
защитник своего Отечества. Так было всегда и так будет.

Финальная цитата: «Почти каждый солдат,
взглянув с северной стороны на оставшийся Севастополь, с невыразимой горечью в
сердце вздыхал и грозился врагам».

В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

Цель и основная тема

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, — боль, кровь, страдания и смерть.

Август в Севастополе

Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» — один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.

С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.

Декабрьский Севастополь

Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка — «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще — носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.

«Севастополь в мае»

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.

Вывод

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла — испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.

Произведение «Севастопольские рассказы» написал Лев Николаевич Толстой в 1855 году. В своих рассказах автор поднимает важные темы и повествует об обороне Севастополя. Он описывает подвиг простых солдат, которые боролись за свою родину. Цикл «Севастопольские рассказы» для читательского дневника позволит понять идею произведения и его главную мысль.

Оглавление:

  • Краткое содержание
  • План пересказа
  • Характеристика героев и основная мысль

 «Севастопольские рассказы»

Анализ произведения

Сюжетная линия развивается в Севастополе в 1854—1855 годах. Шла Крымская война, и город находился под контролем французской армии.

Краткое содержание

Цикл рассказов включает в себя «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».

Город Севастополь

Сначала автор представляет читателям спокойный город, население которого занимается своими обычными делами. Рядом с ними происходят жестокие бои, где гибнет множество людей. Толстой показывает всю бессмысленность войны. Умирают солдаты, мирные жители, а власти не торопятся договариваться между собой. Госпитали переполнены ранеными, многим ампутируют конечности. Такое жестокое отношение к своему народу не может быть оправданным.

Рассказчик узнает о существовании 4-го бастиона, о котором ходили легенды, и решает поехать туда. По приезде он встречается с командиром отряда и раговаривает с ним. Бастион находится рядом с врагом.

В следующем рассказе повествуется о событиях, произошедших через полгода. Севастополь показан уже другим. Он в осаде, гибнут люди. Власти ничего не предприняли, да и теперь были бессильны. Простые солдаты выполняют приказы, и большинство из них погибает.

Когда наступает период перемирия, французы и русские общаются между собой, как ни в чем не бывало. Ведь они — обычные люди, но их заставили воевать друг с другом.

Полководцы же хвалятся «своими» победами. Среди них и штабс-капитан Михайлов, жаждущий наград, признания и славы. Его ранило в голову, но он продолжает воевать.

В последнем рассказе показан город, в котором происходят сражения. Порой случаются перемирия, но это происходит крайне редко. В Севастополь прибывают два брата — Михаил и Володя Козельцовы. Им не понять, как можно добровольно оставить свою размеренную и мирную жизнь ради войны и убийства. Они погибают в сражении, а армия отступает, так как город оказывается во власти французов.

Толстой рассуждает о никчемности войны, ее драматичности и бессмысленности. Он считает, что это сумасшествие.

План пересказа

По краткому содержанию «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого можно составить сжатый план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:

Ученики пишут план к тексту

  1. Мирный город.
  2. Бессмысленность войны.
  3. Четвертый бастион.
  4. Севастополь в осаде.
  5. Смерть солдат.
  6. Тщеславие Михайлова.
  7. Братья Козельцовы.
  8. Город во власти французской армии.
  9. Рассуждения автора о бессмысленности войны.

Характеристика героев и основная мысль

В произведении описываются солдаты, обычные люди и сам город. Среди всех персонажей выделяют следующих:

  • Рассказчик — от его лица ведется повествование. Он лично побывал в осажденном Севастополе, записывал свои мысли о войне.
  • Защитники Севастополя — обычные люди, отважно и героически защищающие свою страну.
  • Михайлов — тщеславный штабс-капитан, жаждал славы, почета и признания.
  • Братья Козельцовы — истинные патриоты, отважные и храбрые.

Бесчеловечность и бессмысленность военных действий

Автор показал бесчеловечность и бессмысленность военных действий. Пока гибнут солдаты, их командиры присваивают себе подвиги, хвастают друг перед другом. Толстой считал, что поставить на поле боя по одному солдату от каждой стороны было бы честнее. Такой подход позволил бы избежать кровопролития и множества смертей.

По мнению писателя, война — признак неразумности человеческого общества. Она ломает привычный образ жизни людей, их судьбы.

Основная тема — испытания духовной и нравственной силы нации. Люди во время военных действий живут в нечеловеческих условиях и при этом способны на любовь к родине и героизм.

Отзывы читателей

Мне это произведение очень понравилось. Автор рассказывает об обороне Севастополя. Толстой показал всю суть войны в трех рассказах. Если кратко, то люди гибнут, а власти не торопятся что-то менять. Несмотря на ужасные условия, народ продолжает верить в победу, не падает духом. Я читал в Википедии историю создания «Севастопольских рассказов» Толстого. Оказывается, автор писал книгу по горячим следам. Он служил в то время в другом месте, но чтобы быть поближе к войне, попросил перевод в Крым. Рекомендую прочитать, никого не оставит равнодушным.

Я недавно перечитывала эти рассказы. Проблематика заключается в том, что война нужна только высшим чинам, которые сражаются за награды, ордена, гонятся за славой. Они присваивают себе подвиги солдат, которые погибают из-за них. Участники войны находятся в сложных жизненных условиях, им приходится выживать каждый день. В этом произведении есть о чем подумать.

Алла

В школе задавали прочитать это произведение, потом писали сочинение по нему, делали конспект и анализ. «Севастопольские рассказы» — про войну. Писатель рассуждает о ее ненужности, ведь гибнет множество людей, кого-то калечат. Война — это горе, ужас и смерть. Никакие земли и награды недостойны того, чтобы умирал народ. В момент прочтения перед глазами предстает ужасная картинка: город в разрухе, вокруг гибнут солдаты и мирные жители. Этим произведением автор передает сообщение своим читателям, что война не нужна, она несет только беды.

Егор

  • Особенности композиции сказки о животных
  • Основная проблематика рассказов бунина
  • Особенности композиции сказки лиса и журавль
  • Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии
  • Основная проблема этой сказки можно ли бороться с колдовством от кого зависит человеческая свобода