Основной конфликт сказки о золотом петушке

Проблема смысла жизни, счастья и свободы

в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.

В «Сказке о золотом петушке» своеобразие присутствия автора состоит в осознании Пушкиным своей общественной, социальной зависимости. Внешний конфликт, сюжетный – во взаимоотношениях Дадона со звездочётом. Внутренний ( и это его «личная тема» автора) – его собственный конфликт с царями, который зашифрован в сказке. Пушкинский историзм проявился в ней, как сатирическое изображение русского монарха.

К 1834г. поэт вполне осознал трагическую невозможность общественного благополучия личности в условиях русской самодержавно – крепостнической системы. Дарованные ему к этому времени «милости» Николая 1 (личная цензура царя и придворное звание камерюнкера) были унизительны для поэта, гордости России. Пушкин просил отставку, но после внушения, сделанного ему Бенкендорфом, вынужден был отказаться от прошения. В это время Пушкин чувствовал себя в оппозиции к трону. Обременённый растущей семьёй, постоянными заботами о жене и детях, материальными затруднениями и одновременно ощущавший могучие творческие силы, поэт мечтал о работе в исторических архивах и вместе с тем замышлял «побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег ».

Настроения этого периода: неудовлетворённость своим общественным положением, тревожное ожидание будущего – вошли в художественную ткань «Сказки о золотом петушке», единственного произведения третьей Болдинской осени (1834г; замысел возник в Болдинскую осень 1833г). Вследствие этого произошло изменение эмоциональной тональности самого стиха от мажорной к едко-иронической, исполненной сарказма. Эта тональность является главной формой присутствия автора.

Уже зачин, благодаря введению только одного слова Негде, наполняется авторской иронией, и иной интонации быть не может:

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил – был славный царь Дадон.

Острие иронии падает здесь на последнюю фразу, сразу же предвидя обличительный смысл сказки по отношению к славному царю Дадону, тем более что обличение уже началось с введения имени. Дадон – имя царя «тирана», которого Пушкин сравнивает с Наполеоном.

Если зачин превращается в авторский из традиционного зачина волшебной сказки, то концовка конструируется Пушкиным на основе пословицы Сказка – сладка, песня – быль:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

Присутствие автора здесь выражено не только интонацией, но и «морфологически»(восклицательный знак). Концовка звучит назидательно и угрожающе, своим зашифрованным смыслом она обращена к царю:

Сказка ложь, да нам урок,

А иному и намёк.

Концовкой автор дал ключ к пониманию смысла сказки: читатель должен её расшифровать, ибо под маской сказки скрываются отнюдь не «сказочные» намёки автора.

В «Сказке о золотом петушке», написанной литературным стихом, у автора появилась возможность наделить волшебно – символический образ своим обличительным задором, вложить в его уста одну из ключевых фраз:

И кричит: «Кири – ку – ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

Эта фраза была задержана цензурой, и не случайно! Образ дремлющего на троне ленивого монарха характерен для сатирических произведений русской литературы 18 – начала 19 – в. Он появляется в оде Державина «Властителям и судьям»:

Но есть безумцы и средь трона:

Сидят и царствуют дремля.

Зивающий на троне монарх нарисован в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Сласская полесть»). Сам Пушкин в оде «Вольность» говорит о законе:

И горе, горе горе племенам,

Где дремлет он неосторожно…

В сказке Пушкина покой страны обеспечивает не царь, а золотая статуя петушка (Вдруг раздался лёгкий звон…), но заслуги приписываются Дадону;

И соседи присмерели,

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!

«Сказка о золотом петушке» увенчана пустотой: исчезают царь, его дети, мудрец, девица, петушок. В авторском плане такая концовка отражает ужасный тупик, в котором оказался Пушкин, пытаясь окончательно определить своё социальное положение в России 30-х годов.

«Сказкой о золотом петушке» Пушкин пророчески предупреждает о страшных последствиях утраты в человеке человеческого, подчёркивает аморальность неограниченной власти над другими людьми. Сказочное «зло» переместилось из вне в душу пушкинского героя: этим было заявлено о неблагополучии внутреннего мира человека.

Литература

1.А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

2.В.И. Чернышёв «Пушкин и русские сказки»-М;Л,1950г.

3.В.С.Непомнящий «Добрым молодцам урок»-М.,1982г.

4.Д.Н.Медриш «Слово и событие в сказках Пушкина»-Саратов,1980г.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/48320-problema-smysla-zhizni-schastja-i-svobody-v-s

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им.В.П.Сергейко станицы Ленинградской Краснодарского края

Тема: «Проблема смысла жизни, счастья и свободы.                      Ответственность человека за судьбу мира».

(По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)

                                                       Выполнила:

                                                      Череп Людмила Фёдоровна,

                                                      учитель русского языка и литературы

                                                     (высшая квалификационная категория)

2017

Тема: «Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность     человека за судьбу мира»

Цель:  проследить на примере сказки, как в ней решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинства, причастность к родине, её истории и культуре.

                                                     Эпиграф

                                                     Самостоянье человека – залог величия его…

                                                                             А.С.Пушкин

Ход урока.

  1. Слово учителя.

—  Сегодня мы вновь обращаемся  к творчеству А.С.Пушкина. И как не странно для семиклассника – к его сказкам, но дело в том, что сказки Пушкина помогают понять его творчество, как одно из выдающихся проявлений духовной энергии России. Это , во-первых, а во-вторых, последняя из написанных Пушкиным сказок – очень серьёзное и сложное произведение. О том, что это действительно так, говорит и тема нашего сегодняшнего урока.

(Идёт запись урока и эпиграфа в тетради учащихся.)

— А начнём мы урок с чтения ваших домашних сочинений-миниатюр «Мой Пушкин».

( Ребята читают свои работы)

Обобщение учителя.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Сегодня, познакомившись ближе со сказкой Пушкина, я думаю, что каждый из вас откроет в поэте для себя ещё что-то новое, неизвестное. В сказке, как и в любой его другой, присутствует сам автор, но присутствие его в ней своеобразно. Своеобразие это состоит в осознании  Пушкиным своей общественной зависимости. Здесь два конфликта – внешний и внутренний.

 Вспомните, что значит внешний конфликт? Что значит внутренний? (внешний – борьба героя с противостоящими ему силами; внутренний – психологический, борьба героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями)

 — Определите внешний конфликт. ( во взаимоотношениях Дадона со звездочётом)

Внутренний конфликт – это его (Пушкина) собственный конфликт с царём, который зашифрован в сказке. Дело в том, что к 1834 году поэт вполне осознал трагическую невозможность общественного благополучия личности в условиях русской державно- крепостной системы. Дарованные ему к этому времени «милости»Николая 1 (личная цензура царя и придворное звание камер-юнкера) были для поэта унизительны,  Пушкин просил отставку, но после внушения , сделанного ему Бенкендорфом, вынужден был отказаться от прошения. А незадолго до этого он писал Наталье Николаевне: (Слайд)

Видел я 3-х царей; первый велел снять с меня картуз и пожурить за меня мою няньку; второй меня не пожаловал; третий хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить со своим тёзкой, с моим тёзкой я не ладил. Но дай бы ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царём! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибёт».)

А восьмого июня того же года писал жене из Петербурга: (Слайд)

(Теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым можно им поступать как им угодно. Опала легче презрения. Я, как Ломоносов, не хочу быть смутом ниже у господа Бога».

В это время Пушкин чувствовал себя в оппозиции к трону. Обременённый растущей семьёй, постоянными заботами о жене и детях, материальными затруднениями и одновременно ощущавший могучие творение силы, мечтал о работе в исторических архивах и вместе с тем замышлял «побег в обитель дальную  трудов и чистых нег».

Настроение этого периода: неудовлетворённость своим общественным положением, тревожное ожидание будущего – вошли в художественную ткань «Сказки о золотом петушке», единственном произведении третьей Болдинской осени. Вследствие этого произошло изменение эмоциональной тональности самого стиха.

 -Обратимся к зачину сказки. Прочитаем его выразительно.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон…

Уже зачин, благодаря введению только одного слова «негде», наполняется авторской иронией. Острие этой иронии падает здесь на последнюю фразу, предвещая обличительный смысл сказки.

 — Как вы думаете, по отношению к кому? (К славному царю Дадону)

Имя это было заимствовано как имя собственное из лубка, слово «дадон» употреблялось в народе в нарицательном смысле в значении «неуклюжий, нескладный, несуразный человек».

  Итак, центральное место занимает антигерой, царь Дадон. Надо сказать, что Дадон изображён вполне реалистически. Он даже имеет собственную биографию, хотя и за пределами сюжетной линии.

 — Каким же предстаёт перед нами царь Дадон? ( В молодости он был грозным, а под старость испытывает только бессильную злобу и трусость:

Иногда плакал царь Дадон,

Иногда забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге!

Он решает обратиться за помощью к «мудрецу, звездочёту и скопцу». Просит помочь его беде, скорее заботясь о собственном покое, чем о безопасности своей страны.)

Он хочет покоя, но не в состоянии добиться его своими силами, так как слаб, ленив, то спит, то в забытьи. Он щедр на пышные обещания, не задумываясь об их исполнении.

 — Как же изменилась жизнь Дадона, когда ему подарили золотого петушка? (Царь успокоился, петушок «стал стеречь его границы», соседи присмирели, не смели воевать:

                                        Год , другой проходит мирно;

                                         Петушок сидит всё смирно…)

 И всё же покой страны обеспечивает не царь, а золотая статуя волшебного петушка, но заслуги приписываются Дадону. Царь представлен на закате жизни, и это обстоятельство помогает раскрыть его человеческую природу в самом будничном, сниженном плане. Он – немощный старик, у которого два взрослых сына-наследника.

 — Как Дадон ведёт себя, увидев их мёртвыми? (он воет, Пушкин включает несколько строк причитания)

Но всё же в нём живы инстинкты сластолюбца, которые сильнее всего. Вот он видит шамаханскую царицу. Перед ней он замирает «как пред солнцем птица ночи», а потом кощунственно наслаждается её красотой, «пирует» над трупами сыновей. Чтобы разоблачить Дадона, Пушкин посылает ему ещё одно испытание.

 Как вы думаете, какое? (Испытание любовью)

Шамаханская царица заимствована из сказки Катенина «Княжна Милуша», отдельное издание этой сказки автор послал Пушкину. В литературной сказке Катенина шамаханская царица – это ведьма-оборотень, внезапно явившийся и исчезнувший призрак, посланный герою как испытание его верности невесте Милуше. Вот и Пушкин посылает Дадону царицу, чтобы испытать его.

 — Как меняется Дадон при виде царицы? Зачитайте этот эпизод.

Ещё глубже разоблачается внутреннее уродство Дадона во время  второго диалога с мудрецом.

Чтение диалога по ролям.

 — Что обнажает этот диалог? (Грубое, неблагодарное сердце, злоупотребление властью. Он способен улыбаться царице, хотя вся столица содрогнулась)

Мы видим перед собой живой, конкретный образ глубоко порочного старика. В сказке создаётся треугольник: старый и пошлый царь – красавица-призрак – скопец. Хотя скопца называют мудрецом, почтительно относятся к его старости, но причины требования звездочётом царицы не разъясняются. Дадон не может понять, для чего скопцу красавица.

 — А как вы думаете, а царю Дадону –зачем? (Самоутвердиться, в нём нет молодости, душевной красоты, возвышенной любви0

Именно это и создаёт пародийность ситуации, в которую он попал. Мир предстаёт безобразным. И вот царю, как и всякому человеку, должна прийти расплата за содеянное зло. А дальше поэт рисует ужасные картины наказания.

Просмотр конца мультфильма.

Ужасна смерть самого Дадона. Наказание пришло к нему неизбежно. Заканчивается сказка словами:

Сказка – ложь. Да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

Концовка звучит назидательно и угрожающе.

 — К кому она обращена? (К царю Дадону)

Именно такой концовкой Пушкин даёт ключ к пониманию смысла сказки.

  — Итак, «Сказка  о золотом петушке» пророчески предупреждает о страшных последствиях утраты в человеке человеческого, подчёркивает аморальность неограниченной власти над другими людьми. Сказочное «зло» переместилось извне в душу пушкинского героя: этим было заявлено о неблагополучии внутреннего мира человека. «Сказка о золотом петушке» увенчана пустотой6 исчезают царь, дети, мудрец, девица, петушок. Именно такая концовка отражает ужасный тупик, в котором оказался Пушкин, пытаясь окончательно определить своё социальное положение в России 30-х годов.

                                                      Домашнее задание:

                                   Перечитать сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»

                                    и  ответить на вопрос: Как две сказки Пушкина

                                    вскрыли  зло в душе старухи крестьянки и царя

                                    Дадона?                  

Использованная литература

Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина // Анна Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки. – Л., 1977

Пушкин А.С. Сказки. – М, 1993

Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1./ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта +, 1998

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки О золотом петушке Пушкина

Внимание литературоведов редко обращалось в сторону этого произведения, именно поэтому о нем так мало информации. Особый интерес к сказке проявила Ахматова, которой удалось найти оригинал переложенной истории. Новелла «Легенда об арабском звездочете» Ирвинга послужила идейным вдохновителем для сказки Пушкина. Сравнивая эти две истории, можно увидеть, как они сильно похожи, но, одновременно, разные. Большинство исследователей не принимают тот факт, что сказка Пушкина не оригинальна, остальные же смирились с этой точкой зрения.

Главный герой сказки — петушок. Он является солнечная птица, представляющая собой солнечный всепоглощающий огонь. Петух олицетворяет собой победу света над тьмой, добра над злом. Именно поэтому по старым поверьям тьма покидала мир с первыми криками петуха. Считалось, что его крик способен прогонять злых духов. В сказке Пушкина петушок является сверхсильным существом, способным вершить правосудие и справедливость. Если в начале петушок был предметом гордости, эдаким золотым подарком, то в конце истории узнаем, что как такового блага петушок не сделал.

Текст сказки полностью пронизан множеством архаизмов и историзмов, встречаются эпитеты, олицетворения и сравнения. Для придания тексту самобытности автор использует тавтологические словосочетания — быль и небыль, было ль, не было ль и др.

Эта сказка является последней сказкой, написанной Александром Сергеевичем. Поэтому можно смело заявить, что она является истинным воплощением всего того, чему научился Пушкин за все время написания сказок.

В сказке больше морали, чем во всех остальных. Следовательно меньше фольклорных и сказочных начинаний, в отличии от остальных. Эту сказку никогда не называли русской народной, потому что в ней отсутствуют главные черты  такой сказки: волшебные предметы, зачин, герои-помощники и т. д.

Мораль сказки заключается в том, что сказанное слово необходимо сдержать. А если не получается, то не стоило и вовсе его говорить. Не стоит разбрасываться словами, необходимо обдумывать абсолютно все, что собираешься сказать.

Основная суть сказки, проста — в первую очередь стоит надеяться лишь на себя. Не стоит доверять решение того или иного вопроса магии, ведь от нее не знаешь чего ожидать. Не стоит быть жадным и корыстолюбивым, ведь за все рано или поздно придется заплатить. А, как показывает история Додона, цена за «грехи» может быть очень высока.

Анализ №2

Конкретные темы сказок и произведений Пушкина показывают, что он достаточно точно знает народное творчество и умеет грамотно его интерпретировать, поэтому он с легкостью подражает тому, чему научился. Автор вносит всегда живое и актуальное содержание для существующих символов и образов, которые достаточно устарели для читателя того времени.

Произведение, получившее название «Сказка о золотом петушке»,  привлекает внимание исследователей, но они не смогли найти источник в виде народной сказки. Ахматова даже написала статью в 1933 году, где указала источник, она сказала, что основой вдохновения является новелла «Легенда об арабском звездочете», написанная Вашингтоном Ирвингом и переведенная только в 1823 году.

Если сопоставить два сюжета, то можно увидеть очевидное сходство, но нельзя сказать, что это является полным, подражаем одного произведения другому.  Дадон, как и царь Ирвинг в другом произведении, ранее были сильными и могущественными, но теперь решили отойти на покой.  Каждому из них преподнесли подарок, одному золотого петушка, а второму медного. Но вот в повествовании Ирвинга животное – это просто талисман, а в повествовании Пушкина становится живым и полноправным персонажем.

Образ Шамаханской царицы Пушкин взял из другого произведения, его вдохновляет образ Катерины из сказки под названием «Княжна Милуша». Там она является ведьмой и оборотнем, которая появляется внезапно и исчезает также внезапно, да и вообще он послан главному герою как настоящее испытание.

Так и в произведении Пушкина Шамаханская царица появляется для испытаний царя Дадона. Только вот испытываются совсем другие качества, такие как чувства к своим детям и ответственность перед государством.

Главным различием является финал произведения, если же у Ирвинга – звездочет не хочет других наград, он владеет книгой Соломона, то у Пушкина, мотивация героя ничем не объяснена. В черновиках можно прочитать, что звездочет был шамаханским, поэтому стоит предположить, что он являлся союзником царицы, поэтому старался вызволить ее. Только вот в оригинале данная подробность была исключена, автор исключает ее, поэтому подробность опускается, а читатель совершенно не понимает, зачем ему царица. Остается только догадываться и приписывать звездочету свои мотивы, быть может он был влюблен в царицу, а быть может им двигали совершенно иные мотивы, остается только предполагать.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки О золотом петушке

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Цель в жизни человека ЕГЭ 11 класс

    У каждого человека есть своя цель в жизни, т.е. задача, которую человек хочет решить на протяжении своей жизни. Взрослея, становясь личностью, меняя свои приоритеты, любой человек зачастую и меняет свою жизненную цель.

  • Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых сочинения

    Произведение Куприна “Куст сирени” хоть и не богат на обилие персонажей и их разно плановость, но в нём хорошо раскрываютсяих характеры, черты личности, цели и приоритеты.

  • Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста

  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.

  • Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

    В этой повести тесно переплелись фантастика и реальность, но я сейчас постараюсь разобраться… Конечно, всё можно допустить. Теоретически. Можно предположить, что профессор мог изобрести способ «превращать» животных в людей

Цели:

  • раскрыть особенности “Сказки о золотом
    петушке” А.С. Пушкина;
  • сравнить с “Легендой об арабском астрологе” В.
    Ирвинга;
  • развивать коммуникативные навыки школьников,
    способствовать освоению ими законов родного
    языка;
  • воспитывать нравственные принципы учащегося
    через установление авторского идеала и системы
    нравственных оценок.

Задачи:

  • выработка навыков творческого чтения;
  • развитие навыков литературоведческого анализа:
    определения жанрово-родовой принадлежности
    произведения, идейно-тематического и
    сюжетно-композиционного анализа, характеристики
    образов, характеристики
    изобразительно-выразительных средств;
  • формирование устной диалогической и
    монологической речи и развитие умения общаться;
  • создание атмосферы эстетического переживания и
    осознания эстетической самоценности
    литературного произведения.

Оборудование:

  • художественные тексты: “Сказка о золотом
    петушке” А.С. Пушкина, “Легенда об арабском
    астрологе” В. Ирвинга;
  • портреты А.С. Пушкина, В. Ирвинга;
  • иллюстрации “Сказки о золотом петушке” А.С.
    Пушкина;
  • ария царя Дадона из оперы Н.А.
    Римского-Корсакова.

Методы:

  • репродуктивные, частично-поисковые,
    исследовательские;
  • словесные индуктивно-дедуктивные,
    традуктивные, наглядные, практические.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение
готовности к уроку, приветствие, отметка
отсутствующих в классном журнале (1 мин.).

II. Постановка темы урока.
Самомотивация учащихся (3 мин).

1. Показ иллюстраций “Сказки о золотом
петушке” А.С. Пушкина, определение учащимися
названия произведения и его автора.
2. Самомотивация: постановка темы урока
и определение целей учебно-познавательной
деятельности учащимися.
3. Уточнение темы и целей урока учителем.
4. Вступительное слово учителя.

“Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкина,
последняя из написанных им сказок, – очень
серьезное и сложное произведение. Поэт создал ее
в 1834 году, в период глубоких раздумий о судьбе
своей родины. Вспоминая период жизни поэта после
1831 года, связанный с написанием “Дубровского”,
“Капитанской дочки”, работой над историческим
трудом “История Пугачева” и одновременно над
сказками, Н.В. Гоголь писал: “…Набрался он много
русской жизни и говорил обо всем так метко и умно,
что хоть записывай всякое слово…” (“Выбранные
места из переписки с друзьями”). Поэтому одной из
центральных проблем сказки – сторон жизни,
наиболее значимых для автора, — является проблема
ответственности человека за судьбу окружающего
мира.
По жанру – это литературная
социально-политическая сказка, в которой
используются фольклорные образы и сюжеты,
проявляются характер, мудрость и моральные
качества народа. На примере сказки мы определим,
какую русскую национальную литературную
традицию последовательно сохранял и развивал
А.С. Пушкин в своем творчестве.
Сравнивая “Сказку о золотом петушке” А.С.
Пушкина с “Легендой об арабском астрологе” В.
Ирвинга, подтолкнувшей поэта к созданию сказки,
мы откроем особенности пушкинского
произведения.

5. Запись учащимися даты, темы урока в
тетрадь по литературе.

III. Актуализация опорных знаний.
Формирование базовых теоретико-литературных
понятий (3мин.):

  • жанрово-родовая принадлежность изучаемого
    произведения;
  • определение понятий: “персонаж”,
    “литературный герой”, “литературный
    характер”, “литературный образ”;
  • идея художественного произведения;
  • сюжет;
  • композиция;
  • сюжетно-композиционные элементы;
  • конфликт в литературе;
  • основные средства создания художественного
    образа.

IV. Новый материал. Сравнение “Сказки о
золотом петушке” А.С. Пушкина с “Легендой об
арабском астрологе” В. Ирвинга. Определение
особенности пушкинского произведения (35 мин.).

1. Вступительное слово учителя (1мин).

Фабула (лат.) – сказание, рассказ, предание.
Многозначный литературоведческий термин, в
школьной практике употребляется в том же смысле,
что и сюжет. Или же “сюжетом” называется весь
ход событий, а “фабулой” — основной конфликт,
который в них развивается. Фабула “Сказки о
золотом петушке” предельно проста и похожа на
фабулу “Легенды об арабском астрологе”.
Правитель отказывается выполнять требования
звездочета, оказавшего ему неоценимую услугу,
нарушает данное мудрецу слово из-за прекрасной
девушки и подвергается жестокому наказанию или
попадает в трагическую ситуацию. Помните, мы
отмечали, вслед за М.Б. Ладыгиным, что в
произведении Ирвинга нет ни одного
положительного персонажа, у А.С. Пушкина то же
самое. Однако на этом сходство заканчивается.
Сегодня мы будем определять особенности
пушкинской сказки, отличающие ее от легенды В.
Ирвинга.
Мы проведем урок-исследование текста
художественного произведения. Необходимо будет
сравнить созданные авторами образы Абен-Абуса и
царя Дадона, Абу-Аюба и звездочета, христианской
принцессы и шамаханской царицы по предложенному
вам плану, работая в творческих группах.

2. Организация работы в группах (1мин).

Учащиеся работают в 4-х творческих группах.
Каждая из групп выбирает руководителя группы,
который распределяет вопросы из методической
карточки-задания или следит за их
самостоятельным выбором участниками группы. Он
организует проверку подготовленного материала и
отбор главного содержания для сообщения.
Руководитель группы оценивает работу членов
группы, занося баллы в оценочный лист.
В каждой группе выбирается докладчик,
представляющий ее работу классу для обсуждения
(докладчик может быть один либо по количеству
вопросов).
В каждой группе выбирается оппонент, имеющий
право дополнять, уточнять сказанное докладчиком
любой группы, и рецензент, оценивающий сообщение
предыдущего докладчика. Например, рецензент I
группы оценивает ответ докладчика II группы и т.д.
Дополнения могут делать все представители групп,
получая дополнительный балл за правильный,
логичный, полный ответ.
В конце урока будут определены группа-победитель
по наибольшему общему количеству баллов и лидер
в каждой группе.

3. Задания группам (основные вопросы и
методические указания). Самостоятельная работа
учащихся (10 мин.)

Группа 1. Сравните образы
Абен-Абуса и царя Дадона, используя
художественные тексты произведений А.С. Пушкина
и В. Ирвинга.

1. Представьте персонаж, приведя цитату из
текста. Правителем какой страны он является?
Дайте характеристику деятельности Абен-Абуса и
царя Дадона как правителей в молодости и в
преклонном возрасте:
а) взаимоотношения с соседними странами;
б) отношение к подданным.
3. Как решается А.С. Пушкиным проблема
ответственности человека за судьбу окружающего
мира на примере создания образа правителя?
Сравните характеры Абен-Абуса и царя Дадона, их
человеческие качества. Вспомните, что существуют
диалектические противоречия – внутренние
противоречия, которые не могут быть разрешены в
силу одинаковой необходимости, важности для
человека. Диалектические противоречия
заставляют человека искать выход, а не просто
совершать выбор.
Почему в опере Н.А. Римского-Корсакова ария царя
Дадона воспроизводит мелодию народной частушки?
4. Укажите художественные средства создания
образов Абен-Абуса и царя Дадона. Какие из
основных средств создания образа используют
авторы:

  • портрет внешний или психологический;
  • пейзаж;
  • интерьер;
  • оценку других персонажей;
  • речь;
  • изобразительно-выразительные средства языка;
  • авторскую оценку?

5. В чем заключается трагизм образа царя Дадона?

Подумайте над строками:

    Ничего ты не получишь.
    Сам себя ты, грешник, мучишь…

Почему царь Дадон называет звездочета
“грешником”? Почему он говорит: “Ничего ты не
получишь”? Царицу или ничего? Что может
попросить звездочет? Возможно, царь догадался о
каких-то тайных намерениях звездочета, о его
лихоимстве?

Группа 2. Сравните образы Абу-Аюба
и звездочета, используя художественные тексты
произведений А.С. Пушкина и В. Ирвинга.

1. Представьте действующее лицо, приведя цитату
из текста. Почему и кто звездочета в сказке и
астролога в легенде называет “мудрецами”?
Авторская ли это оценка?
2. Найдите основные средства создания
художественного образа Абу-Аюба и звездочета.
Какие из основных средств создания образа
используют авторы:

  • портрет внешний или психологический;
  • пейзаж;
  • интерьер;
  • оценку других персонажей;
  • речь;
  • изобразительно-выразительные средства языка;
  • авторскую оценку?

Определите национальную принадлежность
Абу-Аюба и звездочета. Подумайте, одинаково ли
вероисповедание мудрецов? Какую роль играет
Абу-Аюб в легенде? Понаблюдайте, “магическая”
сила астролога заключается в убедительном слове.
Приведите примеры.

Дополнительные сведения. Царь Дадон,
уставший отвечать за безопасность своей страны,

    Обратился к мудрецу,
    Звездочету и скопцу.

Возвратившись из похода, царь Дадон в
приветствующей его толпе увидел “старого
друга” “в сарачинской шапке белой”. Звездочет
принадлежал к скопцам, к одной из самых страшных
сект, существовавших на Руси. На нем была
сарацинская шапка, а сарацины – это
арабы-мусульмане, следовательно, советником и
помощников царя был иноверец (нехристь). Н.В.
Гоголь в том же отрывке из “Выбранных мест из
переписки с друзьями”, который называется “В
чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем
ее особенность”, писал: “Какая точность во
всяком слове! Какая значительность всякого
выражения!”
Сравните: у Ирвинга султан и маг — единоверцы
(подтвердите текстом).

3. Подумайте над тем, мог ли звездочет оказывать
действительную помощь царю? Подтвердите текстом
сказки.
Почему звездочет дает царю Дадону только один
волшебный предмет в отличие от Абу-Аюба? Какую
цель преследовал звездочет, подарив Дадону
петушка, давшего царю ложное указание на
неприятельское нападение?
4. Подумайте, если царь Дадон околдован, может ли
он выполнить просьбу скопца и отдать царицу? Если
звездочет знает, что царь околдован им, то почему
тогда требует от Дадона невыполнимое? Почему
звездочет так странно себя ведет?
5. Если бы звездочет получил шамаханскую царицу,
созданную его колдовством, то что бы он
потребовал от царя? Выскажите догадку.

Группа 3. Сравните образы
христианской принцессы и шамаханской царицы,
используя художественные тексты произведений
А.С. Пушкина и В. Ирвинга.

1. Опишите портреты христианской девушки и
шамаханской царицы (цитаты). Определите средства
создания художественного образа. Какие из
основных средств создания образа используют
авторы:

  • портрет внешний или психологический;
  • пейзаж;
  • интерьер;
  • оценку других персонажей;
  • речь;
  • изобразительно-выразительные средства языка;
  • авторскую оценку?

2. Сравните ситуации, в которых появляются перед
правителями, а затем перед звездочетом и
астрологом девушки. Предполагал ли Абу-Аюб
заранее в своих планах воздействия на султана
принцессу? Заметьте, Ибрагим, требуя пленницу у
султана, решает сделать ее своей собственностью.

3. Рассмотрите внимательно влияние шамаханской
царицы на царя Дадона, приведите цитаты. Обратите
внимание на такие строки:

А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

Подумайте, почему после смерти царя она
моментально исчезла? Кто из персонажей является
“живым” образом, а кто результатом колдовства?

4. Почему петушок указывает на шамаханскую
царицу как на неприятеля, вражеский стан? Почему
он подает ложную тревогу о нашествии врага,
провоцируя гибель сыновей царя?
5. Как вы думаете, зачем автору нужен образ
шамаханской царицы? Если бы царь Дадон отказался
от шамаханской царицы, созданной колдовством
мага, и отдал ее звездочету, то что бы тот мог
потребовать от него?

Группа 4. Назовите основной
конфликт “Сказки о золотом петушке” и “Легенды
об арабском астрологе”, определите его развитие.
Какова роль художественной детали в
произведении?

1. Найдите часть, в которой обозначается
конфликт, процитируйте; ответьте на вопрос: как
она называется? Абу-Аюб рассказывает султану о
медных баране и петушке, установленных языческой
жрицей над городом Борса. Сам он устанавливает
бронзового всадника на штиле башни. Подумайте,
почему у А.С. Пушкина петушок золотой? Найдите в
толковом словаре определение слова “золотой”.
Обратите внимание: “золотое дно” (разг. устар.) —
о прибыльном, богатом источниками дохода месте.
Почему звездочет дает царю Дадону только один
волшебный предмет в отличие от Абу-Аюба?

2. Назовите и найдите часть, в которой конфликт
углубляется, появляются подробности. В чем
отличие действий Абен-Абуса и царя Дадона по
отражению неприятеля? В чем отличие влияний
астролога и звездочета на правителей?

3. Найдите кульминацию – наивысшую точку
развития сюжета, в которой конфликт максимально
обостряется и требует немедленного разрешения.
Охарактеризуйте образы Абен-Абуса и царя Дадона,
Абу-Аюба и звездочета в кульминационной сцене.
Найдите средства создания художественного
образа.

4. Назовите и найдите часть, в которой конфликт
подходит к своему завершению. Подтвердите, что
финал сказки убеждает нас в верности догадки о
враждебности действий звездочета.

5. Установите различие заключительных частей,
завершающих произведения. Докажите, что В. Ирвинг
утверждает наличие магии и в финале
произведения. Как вы понимаете концовку сказки
А.С. Пушкина?

4. Ответы представителей (докладчиков)
каждой группы по своей теме, уточнение,
дополнение (23 мин).

Оценка правильности, полноты, логичности,
грамотности оформления ответов рецензентами.
Выставление баллов в оценочный лист группы
руководителем, в оценочный лист 4-х групп
учителем.

Оценочный лист группы.

    группа докладчик

    оппонент

    рецензент

    дополнения

    общее
    кол-во
    баллов
    1. Ф. И.          
    2. Ф. И.          
    3. Ф. И.          
    4. Ф. И.          
    5. Ф. И.          

V. Подведение итога урока (2 мин.).
Определение группы, набравшей большее
количество баллов, комментирование учителем
выставленных оценок.

Таблица оценки работы всех групп:

    группа докладчик

    оппонент

    рецензент

    дополнения

    общее
    кол-во
    баллов

    I

             

    II

             

    III

             

    IV

             

VI. Задание на дом (1мин.). Составьте
развернутый ответ на один из вопросов:

1. Почему А.С. Пушкин назвал произведение
сказкой?
2. Какова роль фантастики в сказке А.С. Пушкина?

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа по литературе (5-11 классы). Для школ и
классов с углубленным изучением литературы,
гимназий и лицеев гуманитарного профиля./ Под
редакцией М. Б. Ладыгина. Программно-методические
материалы. Литература. 5 – 11 кл. / Сост. Т. А.
Калганова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. –
320 с.

2. Литература. 7 класс.: Учебная хрестоматия для
школ и классов с углубленным изучением
литературы, гимназий и лицеев. / Авт.-сост.
М.Б.Ладыгин, Н. А. Нефедова, Т. Г. Тренина. – 4-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 480 с.

3. Русская литература XVIII – XIX веков: Справочные
материалы. Книга для учащихся старших классов.
/Сост. Л. А. Смирнова. – М.: Просвещение: АО
“Учебная литература”, 1995. – 463 с.

4. Н. В. Гоголь. “В чем же, наконец, существо
русской поэзии и в чем ее особенность”.
Выбранные места из переписки с друзьями. Русская
литература XIX века. Первая половина. Учебная
хрестоматия. В 2 ч. Ч. 2/Л. Г. Ленюшкина, Д. Г.
Терентьева. – М.: Просвещение, 1996 – 400 с.

5. Словарь русской литературы./ Уртминцева М. Г.
Нижний Новгород: “Три богатыря” и “Братья
славяне”, 1997. – 560 с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000
слов. – Екатеринбург: “Урал-Советы”, 1994. – 800 с.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки Пушкина О золотом петушке

А.С. Пушкин в 1834 году написал произведение «Сказка о золотом петушке». В этот период автор много размышлял о судьбе Родины. Сказка немного напоминает «Легенды об арабском астрологе». Пушкин был поражен работой В. Ирвинга, что принялся писать свой шедевр.

Главным персонажем сказки является царь Дадон. Он не выполнил условия, которые ему предъявил звездочет за то, что он принес в дар царю золотого петушка. В последствии Дадон погибает по вине подарка. В произведении Ирвинга сюжет очень похож. Главный герой не выполняет требований астролога и так же получает наказание. В «Сказке о золотом петушке» Шамаханская царица появляется от заклинания скопца.

Александр Сергеевич Пушкин имел свой неповторимый и необычный  стиль написания. В сказке не совсем понятно, в какую пору года происходят события, в какой части необъятной Родины едет действие. Автор любил в своих сказках повторять слова несколько раз, через время возвращаться обратно к рассказу. Необычная манера повествования захватывает читателя.

Золотой петушок был послан царю, что бы помогать. В самом начале он действительно  старается и делает все, чтобы угодить Дадону. Золотой петушок вместе с царем отлично преодолевает нападки врагов. Он хранит границы государства, все боятся золотого петушка и не смеют затевать войну с Дидоном.

Шамаханская царица возникает благодаря заклинанию колдуна. Она должна заманить царя с сыновьями в ловушку, но у нее ничего не вышло, потому что скопец погибает, и она внезапно исчезает.

Золотой петушок выступает в роли некого палача. Это настоящая бомба, которая ждет активации, взрывается неожиданно. Его сотворил тот же колдун, что и Шамаханскую царицу. Золотой петушок был послан царю не для помощи, по команде скопца он убивает Дадона.

Петушок в начале сказки выступает в роли дорогого и ценного подарка. Но, на самом деле он же и погубил царя. Дадон был жадным и стремился у всех что-то отнять, за это его наградили золотым подарком, который не принес ему счастья. Так же сказка учит нас не играться с магией и не решать благодаря ей свои вопросы. Магические влияния на жизнь могут навредить, а не помочь. В любой ситуации необходимо полагаться на свои силы и здравый разум.

Вариант 2

Пушкин так стал писать сказки, что довёл их до совершенства, подбирая самые важные мотивы содержания народных сказок.

Хоть и исследователи по всему миру искали аналогов сказки «Золотой петушок», сконцентрированное внимание их так и осталось не замеченным.

Однако сходство с новеллой «Легенда об арабском звездочёте» было выявлено Ахматовой в 1933 году. Она под итожила тем, что они были схожи в сюжетах и несхожи в развязке.

Сказка обманчива персонажами из зверей, вуалируя тем самым сущность человека и донося до него сокровенные домыслы. Сказка оставляет читателя наедине самим с собой, дав возможность выйти наружу переживаниям и амбициям, таким образом, вылечивая моральные болезни организма.

Пушкин, используя совершенные детали литературы, прибегает к русскому фольклору, играючи относясь к словам.

С древних времен петух являлся символом победы, бдительности и отваги, украшая его золотом, означающий закон, огонь и справедливость.

Автор всю свою жизнь искал и добивал уникальность сказочного жанра, связанного с литературой и моралью.

На свете есть ненасытные люди которые пороком жадности не сдерживают обещание, чем чревато не предсказуемыми последствиями. Так и повел себя царь Додон, расплативший в последствие за это своей жизнью. Он недооценивает силы звездочета, который строго наказывает за непослушание наставлений и недержание данного слова.

Додон в свою очередь наглым образом пользуется его помощью, а отблагодарить он не считает нужным, тем самым оскорбляя и неуважительно относясь к мудрецу. Золотой петушок в свое время оказал не заменимую помощь и указывал путь по нападению врагов на государство. Автор отмечает коем образом не благодарных людей отвечающих злом на добро, завистью на совет и не ценит разум, ведущий их только  к благим делам.

Сам петушок олицетворяет праведную судью расставляющий все точки над И, борца за справедливость и своевременное наказание преступника за содеянные грехи. И делает это прилюдно, что даёт многим другим людям осмыслить свои недочёты и покаяться пока не столь поздно.

Пока есть время обдумать и исправить все ошибки, если нужно будет попросить извинения или сделать добро, принеся этому миру, хоть капельки счастье, ибо сказано — не можешь помочь, не мешай и не вреди. Иначе сила мира и всевышнего могут сильно наказать, что любому из нас будет не до плохих мыслей. Нам ведали творить добро, дарить надежду и быть самыми счастливыми…

Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки О золотом петушке

Несколько интересных сочинений

  • Анализ Золотого слова Святослава из Слова о полку Игореве

    Это один из ключевых фрагментов произведения. Здесь автор, оставшийся неизвестным, выражает свое отношение к походу князей на половцев, описанному в «Слове о полку Игореве».

  • Образ и характеристика Кирибеевича в поэме Песня про царя Ивана Васильевича… Лермонтова

    Одним из основных персонажей произведения является любимый опричник русского царя Ивана Васильевича Грозного, его охранник Кирибеевич.

  • Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение

    Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий.

  • Сочинение Примеры мужества из жизни

    Мы иногда видим по телевизору сюжеты о том, как кто-то совершает мужественный поступок или даже подвиг. Случай, о котором я хочу рассказать, произошел на моих глазах. Хотя и не назову поступок, свидетелем которому я стал

  • Отзыв о романе Отцы и дети Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев является известным писателем. его произведения легли в основу русской классической литературы. По праву одним из его известных и лучших творений является роман «Отцы и дети». Отзыв о данном произведении представлен в этой статье.

  • Основной конфликт в пьесе гроза сочинение
  • Основной закон как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Основное содержание рассказа шергина мишка ласкин
  • Основное содержание рассказа кавказский пленник
  • Основная часть сочинения преступление и наказание