Основной конфликт в пьесе гроза сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Основной конфликт в пьесе Гроза

Сочинение Основной конфликт в пьесе Гроза Островского

Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире. Сюжет разворачивается в типичном поволжском городке Калинове, где главная героиня, Катерина, живёт в браке по расчету с Тихоном Кабановым. Семья находится под гнётом жестокосердной овдовевшей купчики Кабанихи, которая хотя и живёт по старым, христианским традициям, в действительности не признаёт никаких ценностей, кроме материальных. Кабаниха на пару с С.П. Диким является самым богатым и влиятельным лицом в городе.

Внешнему конфликту произведения присущи черты драмы. Этот конфликт заключается в противостоянии Катерины прогнившему обществу города, которое пытается подмять под себя девушку, живущую в чистоте и правде. В отличие от всей семьи Кабановых, Катерина действительно религиозна, искренне верит в Бога и живёт по заповедям, а не просто создаёт вид христианки. Девушка пытается сохранить душевную чистоту, но на грех подталкивает её сестра мужа, Варвара.

Для Варвары ночные тайные свидания с Кудряшом, конторщиком Дикого, и ложь матери давно стали повседневностью. Она подговаривает Катерину на время отъезда мужа видеться с симпатизирующим ей Борисом Григорьевичем, порядочным и образованным племянником Дикого. Это первая страсть, которой поддаётся Катерина, игнорируя свою совесть. Также ломает её характер мягкотелость мужа. Для него нормой является слепое подчинение Кабанихе, он не думает о том, что правильно, а что нехорошо: ведомый её указаниями, он избивает Катерину после известия об измене. Именно через него Кабаниха воздействует на непокорную невестку.

В этом городе остались ещё ясные головы, как, например, мещанин Кулигин, который постоянно изобретает что-то для улучшения жизни в Калинове. Однако его идеи постоянно отвергают: Дикой и Кабаниха крепко держат в своих консервативных руках общественное мнение. Бороться с этим укладом у Катерины не получается, её нравственный протест царящей здесь лжи и жестокости пресекается.

Другой конфликт, трагический, протекает внутри самой Катерины. В отличие от окружающих, в ней ещё остались нравственные ценности, благодаря которым она различает худое от доброго. Идя на измену, она постоянно испытывает муки совести. Она воспринимает отношения с Борисом серьезно, её чувства к нему неподдельны: однако молодому человеку нет до этого дела, он отказывается от её предложения сбежать. Куда сильнее давления окружающих те внутренние переживания, которые испытывает Катерина, борясь со страстями внутри себя.

Какой из этих конфликтов является основным в произведении, должен каждый читатель выбрать сам. Заставили ли утопиться Катерину несчастная любовь, жестокость и извращенность окружающих или же собственные муки совести? Одно ясно наверняка: смерть её лежит на совести этих безбожных людей, жизнь среди которых невозможна для честного человека.  

2 вариант

Пьеса А.Н. Островского «Гроза», как драматическое произведение, построено на конфликте. Пьеса достаточно многогранна, поэтому в ней присутствует несколько конфликтов.

В городке под названием Калинов неискоренимо популярны постулаты «Домостроя». Между новым и старым поколением происходит конфликт на почве кризиса давно устаревшего общества. Бессовестные нравоучения взрослых выносили некоторые семейные заботы на всеобщее обозрение. Сталкиваются лбами Дикий и Кабаниха, да и молодежная среда не живет спокойно. Благодаря таким столкновениям общество находится в напряженном состоянии, но от этого ничего не меняется.

Основным конфликтом произведения является разногласие, которое происходит у Катерины, главной героини, и обществом города. Катерина вышла замуж и переехала к мужу – эти моменты являются завязкой конфликта. Героиня попала в непривычную для ее сердца среду. С младенчества ее окружала искренняя любовь и доброта, она не знала что такое лицемерие. Семья мужа была полной противоположностью. Там царили деспотизм и лживость, как, впрочем, и в остальных домах города Калинова.

У Катерины доброе, горячее сердце. Она очень любит супруга и готова все делать для него, но деспотичная свекровь, которую свободно можно назвать ханжой, пресекает все ее душевные порывы. Бесхарактерный Тихон не способен защитить жену от матери. И при таком раскладе искренний блеск в глазах героини может только угасать.

Заточение, лживость, отсутствие любви – ей не по душе. Катерина нужда в любви, это как символ жизни для нее. Героиня знакомится с Борисом. Христианские традиции до последнего не позволяли ей пойти на измену. Но Тихон уехал, и она осмелилась переступить через свою нравственность.

Катерина не могла хранить в душе этот груз и публично признается в своем проступке. Только никого не тронуло ее искреннее раскаяние. Свекровь без конца истязала супругов. Жизнь героини стала невыносимой. К тому же возлюбленный все-таки ее разочаровал.

Происходит развязка пьесы – Катерина решается на страшный грех, самоубийство. Конечно же, у нее был иной выход их сложившейся ситуации, но она не нашла в себе силы его увидеть. Ее гибель стала противостоянием разных эпох.

Это произведение показывает какими были отношения между людьми того времени. И как многолетние обычаи, которые только тормозят прогресс, только разрушаются с приходом нового поколения.

Также читают:

Картинка к сочинению Основной конфликт в пьесе Гроза

Основной конфликт в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

  • Духовные искания героев романа Война и мир

    Андрей Болконский и Пьер Безухов – два главных героя, которое постоянно находятся в духовных поисках и поисках себя. Их не устраивает обыкновенная жизнь

  • Самые дорогие слова — сочинение (4 класс Русский язык)

    Я знаю, что слова, конечно, разные. Есть очень важные, есть – не очень. Не очень важные, мы их не всегда и знаем. Они часто нужны для специалистов в чём-то. Это названия всяких деталей

  • Хозяйство Плюшкина (отношение к хозяйству Плюшкина) в поэме Мертвые души

    В произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» помещик Плюшкин – один из самых уникальных и странных персонажей. Автор подробно описал его нищее хозяйство, чтобы читатель мог понять, что из себя представляет этот человек.

  • Интересные факты о Бетховене

    Людвиг ван Бетховен является самым выдающимся и знаменитым композитором в мире. Его произведения известны всем, детей с детского сада до людей в возрасте. Об этом композиторе известно

  • Сочинение Спектакль — про меня (важный для меня спектакль)

    Что такое театр, и спектакль в частности? На мой взгляд — это один из самых таинственный и загадочных видов искусств. Он сочетает в себе, и литературный текст

Основной конфликт в пьесе «Гроза»

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

  • Михаил Семенов

    13/19

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Основной конфликт в пьесе Гроза

Основной конфликт в пьесе Гроза сочинение

Само по себе название произведения «Гроза» уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза — это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название своему произведению, автор сразу же дал понять, что в нём будет освещен конфликт. Только конечно же не природный, а человеческий.

Здесь главным конфликтом выступает столкновение нескольких сторон, которые вообще не совпадают в своих взглядах на эту жизнь, её смысл и предназначение.

Чтобы читателю было гораздо интереснее читать данное произведение, автор создал в нём несколько разных конфликтов, но тем не менее смог выделить среди них один главный, по его мнению.

Конечно основным конфликтом становиться душевная драма Катерина, которая является одной из главных героинь данного произведения. Она не желает мириться с тем, что попала в семью, где не ценят простые житейские радости, где царит алчность и жажда наживы.

Ей очень тяжело, так как её не понимают, и даже не пытаются это сделать. Более того, ситуация усугубляется конфликтом поколений, в котором так же оказывается Катерина, и её новоиспеченная родственница.

Вообще данное произведение можно смело назвать трагедией. И трагичным здесь становиться момент неразрешимого конфликта между индивидуальными стремлениями героев и сложными законами жизни, с которыми так или иначе приходиться мириться каждому персонажу.

Катерина, которая так и не смогла до конца смириться с тем, что выпало на её долю, просто напросто извела себя своими переживаниями. Многие критики уверены, что все переживания данной героини надуманы и её просто нужно было проще относиться к этой жизни и сложившейся ситуации.

Однако, все признают, что гибель Катерины — это как раз таки результат противостояния двух временных эпох.

Вариант №2

Нередко русские классики в произведениях раскрывают проблему непримиримого противоречия в душе одного героя, между несколькими героями. В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной перед отменой крепостного права, существуют два основных конфликта: внутриличностный и межличностный, рождённый общественным застоем.

Внутренний бунт главной героини данного произведения, Катерины, заключается в противостоянии желания быть свободной, любить и в вере наказания Бога, грешности перед мужем.

Катерина Кабанова является одной из главных героинь драмы «Гроза» А. Н. Островского. Девушку, воспитанную в добре, свободную как птица, умную, открытую отдают замуж за нелюбимого, Тихона Кабанова. Когда Катерина оказывается в доме мужа, где живёт и свекровь, властная Кабаниха, жизнь становится печальной и пустой, схожей с существованием птицы в клетке, которая тоскует по воле. Чувство любви к племяннику купца Дикого, Борису, заставляет вспомнить Катерину, что такое свобода. Девушка готова пойти на измену, чем нарушает священный для себя принцип, но позже мучается от осознания греховного деяния, нравственного переживания, ей сложно разрешить внутренний конфликт. Душевные терзания, отсутствие представления себя в жестоком мире послужили причиной самоубийства, подобно птице вырвавшейся на волю Катерина улетела от тягостной жизни, одержав нравственную победу над «темным царством».

Межличностный конфликт заключен в противостоянии нового поколения (Варвара, Кудряш) и старого (Кабаниха и Савел Дикой — деспоты, самодуры, противники прогресса). Противоречие возникает в момент, когда среди смирившихся обитателей Калинова с тиранством «тёмного царства», предавшихся власти, лукавствующей Варвары, появляется Катерина. Эта девушка — противоположность, обладающая чувством собственного достоинства, не способная терпеть, подчиняться порядкам этой семьи, но отказаться от такой жизни не было возможности по причине патриархальных устоев того времени.

Драма правдиво отражает общественные отношения, интересы того времени, показывает как рушатся вековые обычаи, тормозящие прогресс, с приходом новой эпохи.

Сочинение на тему Основной конфликт в пьесе Гроза

Как все драматические произведения, пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» построена на конфликте. Многогранность пьесы диктует выявление нескольких конфликтов.

В городе Калинове неистребима популярность не самых удачных постулатов «Домостороя». Кризис устаревшего калиновского общества вылился в конфликт междустаршим и младшим поколением. Беспардонные поучения старших нередко выносили семейные проблемы на публику. Противоречия возникаюткак между Диким иКабановой, так и в молодёжной среде. Эти мелкие конфликты служат причиной напряженности в обществе, но ничего не меняют.

Основной конфликт драмы — противоречие между главной героиней Катериной и калиновским обществом. Замужество Катерины, её вселение в дом мужа — это обстоятельства, являющиеся завязкой конфликта. Катерина попадает в чуждую ей по духу среду. В её родном доме она была окружена искренней любовью, с детства впитала она в себя нелицемерную веру. В семье мужа Катерина столкнулась с деспотизмом, лицемерием, лживостью. И в такой атмосфере пребывало в целом всё общество Калинова.

Катерина наделена горячим сердцем. Молодая женщина жаждет любви, она готова любить мужа, но все её искренние порывы пресекаются деспотичной свекровью, одержимой ханжеством. Слабый Тихон не в состоянии отстоять перед матерью свою жену. В таком обществе ясный огонь в душе Катерины обречён на угасание.

 Несвобода, притворство, нелюбовь — не для неё. Любовь нужна Катерине как условие живости её души. Так появляется Борис. Для Катерины, воспитанной в христианских традициях немыслимо изменить мужу. Однако Тихон уезжает, складываются благоприятные условия для искушения, да ещё подстрекает влюблённую женщину Варвара. И вот она преступает установленный в её душе нравственный закон.

Катерина не может жить, как Варвара: лишь бы всё было шито-крыто. Она измучена сознанием своей вины. Кульминация конфликта — публичное признание Катерины в своей измене. Только искреннее раскаяние не смягчает жестоких сердец. Кабаниха тиранила и невестку, и сына за недостаточно суровое обращение с оступившейся женой. Жизнь Катерины становится невыносимой. Да и любимый оказался не тем, что она себе вообразила.

Страшная развязка конфликта — самоубийство Катерины, непоправимый грех. Возможно, был другой выход, но она его не видела. Так разрешился душевный кризис героини и социальный конфликт, когда внутренне свободная личность столкнулась с бездушием и косным догматизмом общества.

Основной конфликт в пьесе Гроза

Основной конфликт в пьесе Гроза
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Вместе — целая страна

    Мы живем в прекрасной, великой стране. Она богата необъятными просторами, красивой природой, морями, горами, полезными ископаемыми, величественной архитектурой. А еще она имеет самое главное богатство – людей, которые в ней проживают.

  • Сочинение по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

    Илья Ефимович Репин — величайший художник девятнадцатого века. Он очень хорошо зарекомендовал себя в русской живописи. За всю свою жизнь он написал немало чудеснейших творений, которые прославились на весь мир. Ему был очень интересен свои край,

  • Сочинение Мужество (что такое мужество) 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение

    Очень часто мы сталкиваемся с таким понятием, как мужество. Но до конца не понимаем – что же это такое. Кто-то связывает мужество с проявлением характера во время войны, кто-то – с работой пожарных, спасателей. И это не удивительно:

  • Сочинение Мое любимое животное кошка 5 класс

    Я очень люблю животных. Если вижу бездомных котят или собачек, обязательно кормлю их, ухаживаю, то есть уделяю им немножко внимания. Они очень умные, и могут понять человека по его эмоциональному состоянию, жестам. Многие животные помогают человеку

  • Сочинение Великий Новгород — мой город

    Великий Новгород Новгородской области является одним из самых старых городов на земном шаре, основанный на берегах Волхова и богатый своей историей. Здесь вплоть до образования, все развивалось первым,

  • Сочинение на тему Бессмертие народа — в его языке рассуждение

    Язык народа по праву можно назвать его бессмертной душой. Язык хранит культуру своего народа и одновременно влияет и создает ее. Явления материального мира и культуры обязательно находят отражение в языке.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Конфликт в пьесе Гроза

Конфликт в пьесе Гроза Островского сочинение

Конфликт – обязательная составляющая драматического произведения. Он реализуется через сюжет на различных уровнях и трансформируется вместе с изменением литературного направления.

Так, в пьесе Островского «Гроза», написанная всего за два года до отмены крепостного права, автор описывает людей, которые не хотят жить по-новому. Общество держится за патриархальный порядок, тем самым останавливает прогресс. Невежество и пресмыкательство считается нормой.

Конфликт проявляет себя через взаимоотношения персонажей. Ярким противостоянием в пьесе является пара Катерины и Кабанихи. Находиться под одной крышей женщинам пришлось в силу обстоятельств. Семья Кабановых влиятельная и зажиточная. У Марты Игнатьевны есть взрослые сын и дочь. Мать любит манипулировать детьми, в особенности сыном. Считает правильным лишь свое мнение, не скупится на унижения и оскорбления для всех членов семьи.

Катерина вступила в брак с Тихоном в юном возрасте, поэтому и надеялась, что после замужества будет жить так, как она хочет. В реальности девушка сталкивается с жестокостью со стороны свекрови. Катерина и Марфа разные, но обе имеют сильный характер. Молодая девушка всеми силам пытается противостоять Кабанихе.

Любовный конфликт наблюдается в паре Катерины и Бориса. Катя влюбляется в недавно приехавшего молодого человека. Ей нравится, что он не похож на жителей города, его взгляды близки ей. Между парой начинается роман. Катерина не боится ни осуждения, ни позора. Однако Борис не готов взять на себя ответственность. Для него это лишь развлечение, ведь основная цель его приезда в Калинов – это получение наследства от дяди.

Серьезный конфликт происходит между парой Дикого и изобретателя-самоучки Кулигина. Дикой держит весь город в страхе: ворует, оскорбляет, пьет и ко всем относится свысока. Кулигин наоборот пытается помочь людям, хочет изобрести что-то полезное для всех. Однако на свои задумки у него не хватает денег.

Таким образом, в произведении разворачиваются несколько конфликтных ситуаций: между человеком и обществом, поколениями, старым и новым, а также конфликт внутри самой личности.

Конфликт в пьесе Гроза

Конфликт в пьесе Гроза

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Легко ли быть молодым?

    Легко ли быть молодым? На этот вопрос найдется множество разных мнений, все будет, зависит от возраста опрашиваемого.

  • Чудесная жизнь леса зимой сочинение

    Зима это пора года, когда лес окутывается белым покрывалом снега и превращается в магическое место. Зимний лес полон тишины и спокойствия, и кажется, что время здесь остановилось.

  • Жанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени Лермонтова

    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838—1840 годах. Роман был заявлен в оригинальном стиле, состоящий из нескольких повестей и связанных между собой главным персонажем Г.Печориным

  • Сочинение Что такое Скромность

    Скромность – это такое качество человека, которое заставляет человека находиться в стороне от ярких событий. Оно характеризует людей, как застенчивых и не любящих громкой славы. Рассмотрим это утверждение на примерах.

  • Анализ произведения Июльская гроза Платонова

    Рассказ небольшого формата «Июльская гроза» вышел в печать в 1938 году. Сюжет произведения заключен в многочисленных эпизодах жизни брата и сестры, где есть место и радости и грусти.

Основной конфликт драмы «Гроза». Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько вариантов сочинений по теме — основной конфликт драмы «Гроза». Используйте эти примеры для написания своего сочинения на урок литературы.

Сочинение №1

Само по себе название произведения «Гроза» уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза — это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название своему произведению, автор сразу же дал понять, что в нём будет освещен конфликт. Только конечно же не природный, а человеческий.

Здесь главным конфликтом выступает столкновение нескольких сторон, которые вообще не совпадают в своих взглядах на эту жизнь, её смысл и предназначение.

Чтобы читателю было гораздо интереснее читать данное произведение, автор создал в нём несколько разных конфликтов, но тем не менее смог выделить среди них один главный, по его мнению.

Конечно основным конфликтом становиться душевная драма Катерина, которая является одной из главных героинь данного произведения. Она не желает мириться с тем, что попала в семью, где не ценят простые житейские радости, где царит алчность и жажда наживы.

Ей очень тяжело, так как её не понимают, и даже не пытаются это сделать. Более того, ситуация усугубляется конфликтом поколений, в котором так же оказывается Катерина, и её новоиспеченная родственница.

Вообще данное произведение можно смело назвать трагедией. И трагичным здесь становиться момент неразрешимого конфликта между индивидуальными стремлениями героев и сложными законами жизни, с которыми так или иначе приходиться мириться каждому персонажу.

Катерина, которая так и не смогла до конца смириться с тем, что выпало на её долю, просто напросто извела себя своими переживаниями. Многие критики уверены, что все переживания данной героини надуманы и её просто нужно было проще относиться к этой жизни и сложившейся ситуации.

Однако, все признают, что гибель Катерины — это как раз таки результат противостояния двух временных эпох.

Сочинение №2

Как все драматические произведения, пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» построена на конфликте. Многогранность пьесы диктует выявление нескольких конфликтов.

В городе Калинове неистребима популярность не самых удачных постулатов «Домостороя». Кризис устаревшего калиновского общества вылился в конфликт междустаршим и младшим поколением. Беспардонные поучения старших нередко выносили семейные проблемы на публику. Противоречия возникаюткак между Диким иКабановой, так и в молодёжной среде. Эти мелкие конфликты служат причиной напряженности в обществе, но ничего не меняют.

Основной конфликт драмы — противоречие между главной героиней Катериной и калиновским обществом. Замужество Катерины, её вселение в дом мужа — это обстоятельства, являющиеся завязкой конфликта. Катерина попадает в чуждую ей по духу среду. В её родном доме она была окружена искренней любовью, с детства впитала она в себя нелицемерную веру. В семье мужа Катерина столкнулась с деспотизмом, лицемерием, лживостью. И в такой атмосфере пребывало в целом всё общество Калинова.

Катерина наделена горячим сердцем. Молодая женщина жаждет любви, она готова любить мужа, но все её искренние порывы пресекаются деспотичной свекровью, одержимой ханжеством. Слабый Тихон не в состоянии отстоять перед матерью свою жену. В таком обществе ясный огонь в душе Катерины обречён на угасание.

Несвобода, притворство, нелюбовь — не для неё. Любовь нужна Катерине как условие живости её души. Так появляется Борис. Для Катерины, воспитанной в христианских традициях немыслимо изменить мужу. Однако Тихон уезжает, складываются благоприятные условия для искушения, да ещё подстрекает влюблённую женщину Варвара. И вот она преступает установленный в её душе нравственный закон.

Катерина не может жить, как Варвара: лишь бы всё было шито-крыто. Она измучена сознанием своей вины. Кульминация конфликта — публичное признание Катерины в своей измене. Только искреннее раскаяние не смягчает жестоких сердец. Кабаниха тиранила и невестку, и сына за недостаточно суровое обращение с оступившейся женой. Жизнь Катерины становится невыносимой. Да и любимый оказался не тем, что она себе вообразила.

Страшная развязка конфликта — самоубийство Катерины, непоправимый грех. Возможно, был другой выход, но она его не видела. Так разрешился душевный кризис героини и социальный конфликт, когда внутренне свободная личность столкнулась с бездушием и косным догматизмом общества.

Сочинение №3

В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт — столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме А.Н. Островского «Гроза». Однако в произведении Островского он приобретает необычайную многогранность и сложность. Дело в том, что, начинаясь с противостояния главной героини и окружающего ее «темного царства», этот конфликт проникает в душу самой Катерины Кабановой. То есть Катерина становится центральным образом, вовлеченным как во внешний, так и во внутренний конфликт. Высокие устремления героини сталкиваются с нравственными принципами и устоями общества. В то же время в сердце Катерины идет отчаянная борьба между страстью и долгом. Как отмечает критик А. Анастасьев, «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившие в Катерине и обострившиеся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществиться это требование — в силу объективных условий жизни — не могло. Здесь и заключена трагедия». Трагическая безысходность положения главной героини пьесы Островского состоит именно в том, что в существующем мире не могут быть удовлетворены естественные потребности ее личности.

Основным злом, парализующим разум и волю обитателей Калинова, в драме выступает самодурство сильных этого мира. Оно подавляет всех персонажей, делая их безвольными, апатичными, сломленными. Попав в этот страшный мир, Катерина, резко отличающаяся от всех остальных жителей города, мучается, задыхается в атмосфере зла, жестокости, грубости. И, что еще ужаснее, она не имеет возможности вырваться из этого «темного царства», вынуждена оставаться в тяжелой зависимости от него. В доме деспотичной свекрови Катерина чувствует себя птицей, которую заперли в клетку, навсегда лишив ее возможности летать.

С первых же страниц мы видим, как нарастает, усиливается центральный конфликт драмы. Столкновение главной героини с обществом словно бы складывается из отдельных столкновений ее с каждым из обитателей города. Прежде всего, это конфликт между Катериной и ее свекровью. В отличие от грубой, властной и резкой Кабанихи, Катерина — натура глубоко поэтическая, тонкая, добрая, с чуткой и отзывчивой душой. К тому же она оказывается полной противоположностью не только свекрови, но и собственному мужу.

В Тихоне есть и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению. Но его основная черта — забитость, безвольность, робость. Он полностью покоряется своей матери, будучи не в силах противостоять ее деспотизму. Катерина же не может мириться с таким положением и не желает беспрекословно выполнять все требования Кабанихи. Она ужасно страдает, а муж оказывается неспособным понять ее страдания, ее устремления, не может проникнуть в ее душевный мир, прийти ей на помощь.

Стремясь вырваться из удушливой атмосферы семьи Кабановых, мечтая что-то изменить в своей жизни, встретить настоящую любовь, Катерина влюбляется в Бориса, который хоть и обладает душевной мягкостью, деликатностью, скромностью, добротой, все же очень отличается от нее самой. Он оказывается таким же безвольным человеком, как и Тихон. Борис находится в рабской зависимости от своего дяди, безропотно подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство.

Волевой, свободолюбивой, исполненной лиризма Катерине в пьесе противопоставлены и другие персонажи, такие как Варвара, от которой веет духовной примитивностью, или Кулигин — проповедник терпения и покорности. Конфликтность пронизывает каждую строчку драмы Островского, где постоянно происходят столкновения между всеми персонажами, а также между мечтами, стремлениями героев и реальной жизнью. Таким образом, центральный конфликт драмы «Гроза» обостряется и приобретает глобальные масштабы после супружеской измены главной героини. Поступок Катерины является грехом и в глазах общества, и, что трагичнее всего, в глазах самой героини. В ее душе страсть, любовь, настоящее чувство сталкиваются с чувством долга.

Полюбив Бориса, она нарушила не только нравственные устои общества, но и те принципы, которые сама признает и считает божественными, святыми. Она сознает греховность этой связи, но и поступиться своей любовью не в состоянии. Тем более что влечение к Борису ассоциируется у нее с ощущением свободы, о которой она так мечтала, к которой так стремилась всю свою жизнь. Однако жить обманом Катерина тоже не может. Она испытывает жестокие нравственные мучения и потому принимает решение раскаяться, но своим раскаянием она только осложняет свое дальнейшее существование. Шаг за шагом Катерина приближается к неизбежному, единственно возможному выходу — самоубийству.

Таким образом, в драме «Гроза» А. Н. Островский наиболее ярко обнажил главный конфликт, решительно, диаметрально противопоставив стороны и показав невозможность такого выхода из сложившейся ситуации, который бы не был по своей сути трагичным. Здесь перед нами и конфликт между чувством и долгом в душе героини, и непримиримая борьба Катерины со свекровью, и разочарование в любимом мужчине. Но конфликт «Грозы» не ограничивается рамками семейных отношений. В драме также раскрываются и социальные противоречия — противостояние богатых и бедных, которое накладывает свою печать на жизнь всего города, на взаимоотношения между всеми его обитателями. Поэтому конфликт произведения носит уже и межклассовый характер.

Мастерство Островского как выдающегося писателя, драматурга заключается в том, что он в одном произведении сумел вынести конфликт из семейной сферы на улицу, площади, паперти церквей, бульвар города. Он столкнул властителей «темного царства» и подчиненных, хозяев, носителей порока, и их жертв. Но в то же время он показал противоборство отдельно взятой личности с окружающей средой, с ее мертвящими установками, с ее губительными принципами и уничтожающим влиянием. Поэтому трудно говорить о центральном конфликте драмы Островского «Гроза» как о каком-то отдельно взятом явлении. Этот конфликт представляет собой цепь многообразных конфликтов, переходящих один в другой, тесно связанных друг с другом, которые вместе отражают кризис сложившихся форм жизни. Именно эта цепь конфликтов, объединенных в одну всеобщую трагедию, и создает «грозовую» атмосферу произведения. Да, гроза вовсе не случайно введена в пьесу — она наилучшим образом передает всю катастрофичность человеческого существования, то трагическое состояние расколотого надвое мира, в котором нет места полету, нет места настоящей свободной жизни.

Все сочинения

  • Основное содержание рассказа шергина мишка ласкин
  • Основное содержание рассказа кавказский пленник
  • Основная часть сочинения преступление и наказание
  • Основная часть сказки это
  • Основная часть сказки царевна лягушка