Основные черты волшебной сказки иван царевич и серый волк

Цели.

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.

— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,

— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”)
Презентация — 1 слайд*

— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…

И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.

2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:

3 слайд


  • Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.

4 слайд


  • Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с
    которыми мы познакомились.

2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд


  • Верно ли, что понятия “признак” и
    “особенность” обозначают одно и то же?
    Обоснуйте своё мнение.

6 слайд


  • Можно ли считать, что особенности одной
    волшебной сказки обязательно повторятся в других
    волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной
сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома
в … охлаждает, морозит

Оживление…

Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок,
Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало,
Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий
корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.
Особенности волшебной
сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень.
Простой мужик.
Третий младший сын царский.
Повторы событий
(троекратные)
Полёт и встречи с волшебными
помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три
раза поклонился…

Три испытания…

Трубы затрубили три раза…

Испытания

Быть вежливым и уважительным к
старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ
мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания
царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю,
просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и
царство.
Жар-птица, конь златогривый,
жена Елена Прекрасная.


  • Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!

3.2. Социализация.


Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.

5. Итоги урока. Рефлексия.

5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:

А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”

Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).

В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.

Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.

5.2. Работа с фразой конструкт.

— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.

Напишите фразу-конструкт:

— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что

имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что

имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………….

5.3. Самооценка.

— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений
** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…

6. Организованный конец урока.

— Спасибо за работу. 9 слайд

— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

— Урок закончен. До свидания.

Приложение 1 –  презентация к
уроку.

Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

Летающий конь

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг

В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова

BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты

Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак

Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

logo

  • особенности волшебной сказки Иван -царевич и серый волк

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      julianduffy528

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    10 минут назад

    Помогите пожалуйста решить

  • geometriya
    Геометрия

    10 минут назад

    Вы отвечаете на вопросы о решении геометрических задач тут?

  • geometriya
    Геометрия

    15 минут назад

    Помогите пожалуйста с геометрией :(((

  • geografiya
    География

    25 минут назад

    Пищевая и лёгкая промышленность

  • fizika
    Физика

    25 минут назад

    Сила давления в жизни растений

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 час назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20604

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Открытый урок в 3 классе, Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Цель: формирование у обучающихся понятия о волшебных сказках.

Задача урока:

выявить, повторить и закрепить отличительные черты волшебной сказки.

учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.- делить текст на части.

составлять простой план.

подробно пересказывать текст сказки- учить работать с репродукцией картины В.Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке” и выявлять основные объекты.

видеть содержательные линии картины.

создавать свой собственный текст.

учить работать в паре.

Планируемые результаты усвоения урока.

осмысление особенностей волшебной сказки

характеристика героев волшебной сказки

выявление причинно-следственных связей, составление плана, подготовка к подробному пересказу

формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения

осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

1.Организационный момент
— Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу.

— Я хочу, что бы вы сегодня на уроке получили не только хорошие отметки, но и ушли с новыми знаниями, впечатлениями и открытиями.

2.Речевая разминка.
На плакате написана пословица

Сказка – ложь, да в ней намек….

— прочитайте пословицу про себя;
— прочитайте пословицутихо;
-прочитайте пословицу «жужжащим чтением»;
— прочитайте с восклицательной интонацией;
— прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое, второе слово.

3.Актуализация. Сообщение темы. Нацеливание.

— Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о волшебных сказках и познакомимся с русской народной сказкой «Иван – царевич и Серый волк».

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою: (Презентация)

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три поросёнка»… (английская сказка, на русский язык перевел С.Михалков, волк злой, хитрый). 

3.»Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)(отрывок мультфильма)

— Вы заметили, что волк в сказках не всегда хитрый, злой, т.е. не всегда он отрицательный герой.И на сегодняшнем уроке, познакомившись со сказкой «Иван-царевич и Серый волк», обратите внимание, какими качествами будет обладать волк- положительными или отрицательными.

4. Откройте учебник на 51 странице.

— Ребята, посмотрите на иллюстрацию «Иван Царевич на сером волке». Её написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов (иллюстрация представлена на доске и в учебнике)

-Кто изображён на ней? Начните ответ на этот вопрос со слов: Художник изобразил…

— Где находятся герои?

-Чтобы ваша речь была более выразительная, вам помогут слова и выражения из волшебной «словарной коробочки» (в лучах света, беспокойство, просветы синего неба, темный, угрюмый лес, тревога, цветущие кусты)

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

-Обратите внимание как ИванЦаревич прижался к волку, он уверен в его помощи. Если волк помогает Ивану-Царевичу, давайте предположим, какое между ними отношение?

-Сейчас и мы вспомним пословицы о хорошем, добром отношении.

  • Задание. Соединить начало и конец пословицы (работа в парах). Одна пара обучающихся работает на интерактивной доске.

Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело – правду говорить смело.

  • Работа в парах с карточками.

Учитель: вам надо записать ответ в тетради по литературному чтению в виде небольшого текста.

 развернуть таблицу

— волшебный мир сказки…

— цветущие кусты…

— художник изобразил…

— верный друг – Серый Волк…

— темный, угрюмый лес…

— надежда на спасение…

 развернуть таблицу

  • Проверка работы.

Учитель: молодцы, вы все хорошо поработали. Кто хочет прочитать свой текст?

2-3 ученика читают вслух. Примерный текст.

“Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.

Верный друг – Серый Волк стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение”

5. Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Ребята, какие сказки вам читали раньше? Чем интересны сказки? Какие виды сказок мы знаем? Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Иван Царевич и серый волк». Прошу вас внимательно слушать ее, а потом сказать, к какому виду сказок она относится.

2. Чтение 1-части сказки

А) ответить на вопросы:

-Как звали царя?

-Сколько у него было сыновей?

-Что случилось?

-Как стерегли сад старший и средний сыновья?

-Что удалось сделать Ивану-царевичу?

-Какую характеристику можно дать сыновьям уже по 1-части?

Б) Как можно озаглавить 1-часть сказки?

3. Чтение 2-части до слов: Проснулся Иван, видит – коня нет.

А) предсказания учащихся дальнейших событий

Б) ответить на вопросы к тексту стр.40

В) Как можно озаглавить 2-часть?

Г) Объясните выражение: леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает

4. Чтение 3-части сказки до слов: …взяли с собой Елену Прекрасную и уехали.

А) предсказания учащихся дальнейших событий

Б) Как вы относитесь к поступку братьев?

В) Как можно озаглавить?

5. Чтение 4-части сказки

А) Как закончилась сказка?

Б) Чему она учит?

В) Выпишите в тетрадь имена главных героев и персонажей сказки.

Г) К какому виду сказок относится эта сказка?

  1. Словарная работа по ходу чтения

Караулы — воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Похйтник — похититель.

Позарился — зариться — смотреть на кого-, что-либо с зави­стью, желать получить

для себя.

Задблит — одолеет.

Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо).

6.Рефлексия: наш урок заканчивается. Выразите ваше отношение к уроку через карточку (красная-грусть, желтая — спокойствие, зеленая- радость).

7.Подведение итогов урока.

С какой сказкой вы познакомились?

Чему учились на уроке?

8.Домашнее задание. Прочитать сказку еще раз.

Тема урока — Нравоучительный и философский характер русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк».

Цель и задачи данного урока:

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей волшебной сказки;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

При планировании урока мною были разработаны методы и формы работы с целью внедрения в обучение семи модулей Программы курсов Кембриджского подхода к преподаванию:

1.Новые подходы в преподавании и обучении

2.Обучение критическому мышлению

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения

4.Использование ИКТ в преподавании и обучении

5.Обучение талантливых и одаренных учеников

6.Управление и лидерство в обучении

7.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

До начала урока учащиеся с помощью карточек различных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, ромб) были поделены на 4 группы. Были выбраны лидеры групп. С целью создания доброжелательной атмосферы дружбы и сотрудничества был показан флеш-тренинг «От улыбки с каждым днем светлей…».

На этапе проверки домашнего задания учащиеся получили листочки с заданиями для групп. Необходимо было, посовещавшись в группе, подготовить ответ. После выступления представителей групп их ответы поощрялись с помощью приема формативного оценивания «Три хлопка». Все группы справились с предложенными заданиями. Затем в качестве обобщения материала представила слайдовую презентацию на тему «Сказки. Виды сказок», в ходе просмотра которой учащимся было предложено по рисунку определить название сказки и ее вид.

На этапе знакомства со сказкой «Иван-царевич и Серый волк» необходимо прочитать сказку по главам:

1 группа – 1 часть

2 группа – 2 часть

3 группа – 3 часть

4 группа – 4 часть

Затем один представитель группы пересказывает содержание главы. Так передается содержание всей сказки.

Этап закрепления проходил следующим образом:

  1. Учащимся дается раздаточный материал с заданиями для обсуждения в группе. Даются вопросы для выявления восприятия текста. Устные ответы учащихся.

  2. Ведется работа со словами.

  3. Заполняется таблица «Признаки волшебной сказки». Группы обмениваются своими заполненными таблицами. Затем на интерактивной доске показывается заполненная таблица, сравнивая свои ответы и ответы на доске, учащиеся в группах оценивают работу другой группы. ФО «Взаимооценивание групп».

С целью снятия усталости и напряжения, внесения эмоционального заряда, совершенствования общей моторики и выработке четких движений во взаимосвязи с речью была проведена физминутка. На экране был показан небольшой клип, в ходе просмотра которого учащиеся должны повторять танцевальные движения.

Далее группам были даны задания творческого характера:

  1. Составить кластер на тему «Чему учит данная сказка?»

  2. Диаграмма Венна — Иван-царевич и Серый волк

  3. Дать оценку поступкам Ивана-царевича. Назовите его черты характера. Правильно ли он все сделал?

  4. Написать эссе на тему «О чем заставляет задуматься данная сказка?»

Каждый ответ группы поддерживался приемом ФО «Три хлопка».

Для того чтобы дать задание на дом, была продемонстрирована на интерактивной доске картина Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». Устное описание картины помогло учащимся увидеть, как автор картины с помощью красок сумел передать содержание сказки. Дается задание на дом: необходимо нарисовать иллюстрацию к сказке и написать эссе по выбранному фрагменту сказки.

На этапе рефлексии было предложено учащимся оценить себя и других с помощью приема ФО «Две звезды и одно пожелание» следующим образом: 1 звезду подарить ученику, который на твой взгляд ее заслужил за работу на уроке; 2 звезду подарить группе, которая дружно и быстро работала сегодня на уроке. И одно пожелание – всем нам или кому –нибудь одному.

Затем заключительное слово учителя и оценки за урок.

Урок построен логически последовательно, была достигнута цель урока. В результате обучения учащиеся повторили теоретические сведения о сказке,
ее видах, познакомились с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый волк», раскрыли нравоучительный и философский смысл данной сказки.

Учащиеся на уроке были активны. Флеш-тренинг помог эмоционально настроиться на урок. Для деления на группы был использован раздаточный материал. Эта стратегия помогла не только поделить класс на группы, но и увидеть, как учащиеся умеют быть организованными. Учащиеся справились с заданием с некоторыми трудностями.

При работе со сказкой и ее пересказе активно проявили себя учащиеся, имеющие высокую мотивацию к обучению. Но следует отметить, что слабоуспевающие учащиеся не сидели в стороне, а охотно помогали и внимательно слушали ответы своих одноклассников.

Учащимся понравилась техника формативного оценивания «Взаимооценивание». Они активно обсуждали в группах правильные ответы. Каждый старался увидеть то, что не видят другие.

При выполнении заданий в группах хочется отметить тесное сотрудничество учащихся при работе, умение распределить отвечающих, чтобы каждый сумел показать свои знания и умения. Работа в группе помогла активизировать работу учащихся и повысить познавательную мотивацию к обучению «средних» и «слабых» учеников.

В ходе рефлексии учащиеся по желанию высказывали свое мнение об уроке. Каждый хотел подарить свои звезды и сказать всем пожелание.

Мне понравился урок тем, что учащиеся свободно чувствовали себя при обсуждении материала в группе, активно участвовали при выполнении заданий, «слабые» учащиеся смогли спросить непонятное у своих одноклассников в ходе работы в группе.

Думаю, что в дальнейшем при планировании следующего урока надо продолжить работу по выявлению одаренных и способных учащихся. Также обратить внимание на приемы формативного оценивания, которые бы помогали процессу обучения. Необходимо также вести работу с учащимися по развитию навыков саморегуляции, повышая их заинтересованность материалом и стараясь разнообразить виды работ.

  • Особенности изучения народных сказок кумулятивных бытовых волшебных о животных в начальной школе
  • Основные функции языка сочинение миниатюра
  • Особенности изображения любви в рассказе темные аллеи
  • Основные типы персонажей бытовых сказок
  • Особенности звучания исторической темы в поэзии батюшкова сочинение 9 класс кратко