Основные элементы сказки как жанра

раскрытая книга
Сказка: Unsplash

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Спящая царевна

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Кащей Бессмертный

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

фонарь

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

Царевна-лягушка

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Есть и казахские сказки:

  • «Лисица и Обезьяна»;
  • «Мечта голодного волка»;
  • «Ласточка и Богомол».

лиса, олень и волк

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka—eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/

  1. Особенности сказки как фольклорного жанра

Ска́зка
— один из жанров фольклора, либо
литературы. Эпическое, преимущественно
прозаическое произведение волшебного
характера, обычно со счастливым концом.
Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Сказка
фольклорная — эпический жанр письменного
и устного народного творчества:
прозаический устный рассказ о вымышленных
событиях в фольклоре разных народов.
Вид повествовательного, в основном,
прозаического фольклора (сказочная
проза), включающий в себя разножанровые
произведения, тексты которых опираются
на вымысел. Сказочный фольклор противостоит
«достоверному» фольклорному повествованию
(не сказочная проза).

Сказка
литературная — эпический жанр:
ориентированное на вымысел произведение,
тесно связанное с народной сказкой, но,
в отличие от неё, принадлежащее конкретному
автору, не бытовавшее до публикации в
устной форме и не имевшее вариантов.
Литературная сказка либо подражает
фольклорной (литературная сказка,
написанная в народно поэтическом стиле),
либо создаёт дидактическое произведение
на основе не фольклорных сюжетов.
Фольклорная сказка исторически
предшествует литературной.

Слово
«сказка» засвидетельствовано в письменных
источниках не ранее XVII века. От слова
«каза́ть». Имело значение: перечень,
список, точное описание. Современное
значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее
использовалось слово «баснь». Слово
«сказка» предполагает, что о нём узнают,
«что это такое» и узнают, «для чего»
она, сказка, нужна. Сказка целевым
назначением нужна для подсознательного
или сознательного обучения ребёнка в
семье правилам и цели жизни, необходимости
защиты своего «ареала» и достойного
отношения к другим общинам.

Сказка
– это древнейший жанр устного
народно-поэтического творчества,
эпическое, преимущественно прозаическое,
произведение волшебного, авантюрного
или бытового характера. Как и все народное
искусство, сказка глубоко национальна,
но в то же время большинство сказочных
сюжетов встречается у многих народов
мира. Если подобрать к слову сказка
однокоренные слова, то в результате
возникнет ряд слов, в определенной
степени раскрывающий его смысл: сказка
– рассказывать – сказывать. По сути
сказка – то, что рассказывается, устный
рассказ о чем-либо интересном как для
исполнителя, так и для слушателя, несмотря
на то, что она всегда ориентирована на
вымысел, будь то нравоучительные рассказы
о животных, волшебные сказки, авантюрные
повести, сатирические анекдоты. Незнание
сказок, как один из существенных
недостатков воспитания, расценивал
А.С. Пушкин: Слушаю сказки – и вознаграждаю
те недостатки проклятого своего
воспитания. Что за прелесть эти сказки!
каждая есть поэма!

2.1 Жанровые разновидности сказки

Сказка
о животных

Сказка
о животных (животный эпос) — это
совокупность (конгломерат) разножанровых
произведений сказочного фольклора
(сказка), в которых в качестве главных
героев выступают животные, птицы, рыбы,
а также предметы, растения и явления
природы. В сказках о животных человек
либо 1) играет второстепенную роль
(старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из
воза (саней»)), либо 2) занимает положение,
равноценное животному (мужик из сказки
«Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная
классификация сказки о животных.

Прежде
всего, сказка о животных классифицируется
по главному герою (тематическая
классификация). Такая классификация
приведена в указателе сказочных сюжетов
мирового фольклора, составленного
Аарне-Томпсоном и в «Сравнительном
Указателе Сюжетов. Восточнославянская
сказка»:

  • Дикие
    животные.

  • Лиса.

  • Другие
    дикие животные.

  • Дикие
    и домашние животные

  • Человек
    и дикие животные.

  • Домашние
    животные.

  • Птицы
    и рыбы.

  • Другие
    животные, предметы, растения и явления
    природы.

Следующая
возможная классификация сказки о
животных — это структурно-семантическая
классификация, которая классифицирует
сказку по жанровому признаку. В сказке
о животных выделяют несколько жанров.
В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

  • Кумулятивная
    сказка о животных.

  • Волшебная
    сказка о животных

  • Басня
    (аполог)

  • Сатирическая
    сказка

  • Е.
    А. Костюхин выделял жанры о животных
    как:

  • Комическая
    (бытовая) сказка о животных

  • Волшебная
    сказка о животных

  • Кумулятивная
    сказка о животных

  • Новеллистическая
    сказка о животных

  • Аполог
    (басня)

  • Анекдот.

  • Сатирическая
    сказка о животных

  • Легенды,
    предания, бытовые рассказы о животных

  • Небылицы

В.Я.
Пропп, в основу своей классификации
сказки о животных по жанрам, пытался
положить формальный признак. Костюхин
же, в основу своей классификации, отчасти
положил формальный признак, но в основном
исследователь разделяет жанры сказки
о животных по содержанию. Это позволяет
глубже понять разнообразный материал
сказки о животных, который демонстрирует
разнообразие структурных построений,
пестроту стилей, богатство содержания.

Третья
возможная классификация сказки о
животных является классификации по
признаку целевой аудитории. Выделяют
сказки о животных на:

  • Детские
    сказки.

  • Сказки,
    рассказанные для детей.

  • Сказки,
    рассказанные детьми.

  • Взрослые
    сказки.

Тот
или иной жанр сказки о животных имеет
свою целевую аудиторию. Современная
русская сказка о животных в основном
принадлежит детской аудитории. Таким
образом, сказки, рассказанные для детей,
имеют упрощённую структуру. Но есть
жанр сказки о животных, который никогда
не будет адресован детям — это т. н.
«Озорная» («заветная» или «порнографическая»)
сказка.

Около
двадцати сюжетов сказок о животных —
это кумулятивные сказки (Рекурсивная).
Принцип такой композиции заключается
в многократном повторении единицы
сюжета. С. Томпсон (англ.)русск., Болте,
Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки
с кумулятивной композицией в особую
группу сказок. Кумулятивную (цепевидную)
композицию различают:

С
бесконечным повторением:

Докучные
сказки типа «Про белого бычка».

Единица
текста включается в другой текст («У
попа была собака»).

С
Конечным повторением:

«Репка»
— нарастают единицы сюжета в цепь, пока
цепь не оборвётся.

«Петушок
подавился» — происходит расплетание
цепи, пока цепь не оборвётся.

«За
скалочку уточку» — предыдущая единица
текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой
жанровой формой сказки о животных
является структура волшебной сказки
(«Волк и семеро козлят», «Кот, петух и
лиса»).

Ведущее
место в сказках о животных занимают
комические сказки — о проделках животных
(«Лиса крадёт рыбу с саней (с воза),
«Волк у проруби» , «Лиса обмазывает
голову тестом (сметаной) , «Битый небитого
везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые
влияют на другие сказочные жанры
животного эпоса, особенно на аполог
(басню). Сюжетное ядро комической сказки
о животных составляют случайная встреча
и проделка (обман, по Проппу). Иногда
сочетают несколько встреч и проделок
(контаминация). Героем комической сказки
является трикстер (тот, кто совершает
проделки). Основной трикстер русской
сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц).
Жертвами её обычно бывают волк и медведь.
Замечено, что если лиса действует против
слабых, она проигрывает, если против
сильных — выигрывает (Дм. Молдавский).
Это идёт из архаического фольклора. В
современной сказке о животных победа
и поражение трикстера нередко получает
моральную оценку. Трикстеру в сказке
противопоставлен простофиля. Им может
быть и хищник (волк, медведь), и человек,
и животное-простак, вроде зайца.

Значительная
часть сказок о животных занимает аполог
(басня), в которой выступает не комическое
начало, а нравоучительное, морализующее.
При этом аполог не обязательно должен
иметь мораль в виде концовки. Мораль
вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации
должны быть однозначными, чтобы легко
сформировать моральные выводы. Типичными
примерами аполога являются сказки, где
происходит столкновение контрастных
персонажей (Кто трусливее зайца? ; Старя
хлеб-соль забывается ; Заноза в лапе
медведя (льва) . Апологом можно также
считать такие сюжеты, которые были
известны в литературной басне с античных
времён (Лиса и кислый виноград ; Ворона
и лисица и многие другие). Аполог —
сравнительно поздняя форма сказок о
животных. Относится ко времени, когда
моральные нормы уже определились и
подыскивают для себя подходящую форму.
В сказках этого типа трансформировались
лишь немногие сюжеты с проделками
трикстеров, часть сюжетов аполога (не
без влияния литературы) выработал сам.
Третий путь развития аполога — это
разрастание паремии (пословицы и
поговорки). Но в отличие от паремии, в
апологе аллегория не только рациональна,
но и чувствительна.

Рядом
с апологом стоит так называемая
новеллистическая сказка о животных,
выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в
животной сказке — это рассказ о необычных
случаях с довольно развитой интригой,
с резкими поворотами в судьбе героев.
Тенденция к морализации определяет
судьбу жанра. В нём более определённая
мораль, чем в апологе, комическое начало
приглушено, либо совсем снято. Озорство
комической сказки о животных заменено
в новелле иному содержанию — занимательному.
Классический пример новеллистической
сказки о животных — это «Благодарные
звери». Большинство сюжетов фольклорной
новеллы о животных складываются в
литературе, а потом переходят в фольклор.
Лёгкий переход этих сюжетов связан с
тем, что сами литературные сюжеты
складываются на фольклорной основе.

Говоря
о сатире в сказках о животных, надо
сказать, что литература некогда дала
толчок к развитию сатирической сказки.
Условие для появлении сатирической
сказки возникает в позднем Средневековье.
Эффект сатирического в фольклорной
сказке достигается тем, что в уста
животных вкладывается социальная
терминология (Лиса-исповедница; Кот и
дикие животные). Особняком стоит сюжет
«Ёрш Ершович», которая является сказкой
книжного происхождения. Поздно появившись
в народной сказке, сатира в ней не
закрепилась, так как в сатирической
сказке легко можно убрать социальную
терминологию. Так, в XIX веке сатирическая
сказка непопулярна. Сатира внутри сказки
о животных — это лишь акцент в крайне
незначительной группе сюжетов о животных.
И на сатирическую сказку повлияли законы
животной сказки с проделками трикстера.
Сатирическое звучание сохранилась в
сказках, где в центре трикстер, а где
была полнейшая нелепица происходящего,
то сказка становилась небылицей.

Волшебная
сказка имеет в своей основе сложную
композицию, которая имеет экспозицию,
завязку, развитие сюжета, кульминацию
и развязку (см. также Конфликт
(литературоведение). По Проппу происходит
от обряда инициации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Жанровые
особенности сказки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.  Понятие «сказка»: история,
функции

2.  Типы и жанры сказок

3. Жанровое своеобразие каждого из
типов сказок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сказки являются неким отражением как
окружающего мира, так и человека в определенной исторической эпохе. Они
представляют собой сокровищницу народной мудрости, своеобразное средство
передачи данных. 

Сказки разных народов хранят в себе
традиции, передают национальных характер.

Другими словами, посредством сказок
каждый народ может передать и воспроизвести свою национальную черту.

Актуальность контрольной работы
заключается в недостаточном рассмотрении в литературных источниках проблемы
жанра сказок, а так же необходимо подчеркнуть ценность и важность фольклорного
наследия, и необходимость взаимного обмена культурной информацией между
представителями различных народов.

Цель работы заключается в изучении жанровых
особенностей сказки.

Для достижения поставленной цели,
решались следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «сказка»:
история, функции 

2. Изучить типы и жанры сказок   

3. Изучить жанровое своеобразие каждого
из типов сказок

1.  Понятие
«сказка»: история, функции

Для понятия «сказка» существует множество
определений, каждый автор трактует этот термин по-своему, проанализировав
несколько определений, мы пришли к выводу, что все определения объединяет один
смысл, а именно сказка представляет собой вид устного повествования с
фантастическим вымыслом. Стоит отметить М. Л. Фон Франца, который указывает,
что сказки связаны с мифами и легендами, а следовательно это выводит их за
рамки простого фантастического рассказа. Другими словами, сказка – это не
просто игра фантазии или вымысел автора, через ее язык, сюжеты, образы и
содержание разные народы могут отражать свои, исключительные, ценности.

Важно сказать, что любая из сказок
содержит в себе социально-педагогический эффект. Т.е. сказка может побудить к
деятельности, обучить человека, а иногда и вылечить. Исходя из этого,
бесспорным является то, что тот потенциал, который несет в себе сказка является
намного важнее, богаче и глубже, чем ее идейно-художественная значимость.

Функции сказок чрезвычайно широки, но
мы рассмотрим те, которые, по нашему мнению, являются важными с
социально-педагогической точки зрений. А именно: социализирующая, креативная,
голографическая, валеолого–терапевтическая, культурно–этническая, вербально–образная
функции сказки [3].

Первая функция – социализирующая,
представляет собой присоединение молодого поколения к этническому и
общечеловеческому опыту, который сосредоточен в мире сказок.

Вторая функция – креативная,
заключается в формировании, развитии и реализации, читающего сказку,
творческого потенциала. А также она позволяет развивать как образное, так и
абстрактное мышление читающего.

Следующая функция – голографическая.
Эта функция представлена в трех формах, а именно возможность сказки в малом показывать
большое, далее сказка способна представить окружающий мир в трехмерном
временном и пространственном измерении. Например, в сказке можно проследить
прошлое – настоящее – будущее или небо-земля- подземный мир. Третья форма
голографической функции представляет собой способность сказки актуализировать
все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов
эстетического творчества.

Четвертая функция сказки –
развивающе-терапевтическая. По нашему мнению, одна из главных функций,
способствующая воспитанию здорового образа жизни, а также призвана показать
человеку пагубность некоторых привычек или увлечений, тем самым оградив его от
этого. 

Пятая функция – культурно-этническая.
Данная функция призвана помочь человеку воссоединиться с историческим опытом
разных народностей мира, посмотреть на их традиции, какую атрибутику они
использовали, проанализировать культуру, быт и язык.

Шестая функция – лексико-образная,
заключается в приобретении человеком способности владеть художественно-образным
богатством речи, ее многозадачностью, т.е. сказка помогает человеку при
формировании языковой культуры личности.

Достоверных данных «рождения» сказок в
литературе нет, но можно с уверенностью сказать, что сказки появились намного раньше,
чем письменность. Свидетельством этого факта служат бесчисленные находки сказок
в самых древнейших рукописных источниках. На сегодняшний день, полагается, что
изначально передача сказок осуществлялась из уст в уста. Такой способ передачи
не только помог сохранить древнейшие из сказок, но и помог им эволюционировать,
это обусловлено тем, что из поколения в поколения сказки передавались
посредством понятных, на тот момент, слов. Важно только то, что всегда должен
был быть сохранен первоначальный иносказательный смысл [5].

Изначально, каждая народная сказка
имела своего автора, но его постепенно забывали, это происходило из-за большого
расстояния пересказа сказок или из-за того, что прошло очень много лет.
Следовательно, авторство терялось в процессе множественного пересказа.

Сюжетом сказки становилось все что
угодно, это могла быть простая бытовая ситуация, которая происходит в каждой
семье постоянно или сюжетом становилось какое-то сложное путешествие. Важно
отметить, что героями сказок могли быть так же все предметы и явления вокруг,
неважно были они одушевленные или нет, например, боги и люди, горы и деревья,
птицы и звери.

Только в XVII веке
появилось определение понятию «сказка», которое мы понимаем в современном мире.
До
XVII века их называли по-разному, например, «басень»
или «байка» – это слова, образованные от слова «баять», т.е. рассказывать.

В сказках наиболее развитой является их
эстетическая сторона, именно это отличает их от иных прозаических жанров.
Данная сторона сказок выражается, как в чрезмерной идеализации положительных
героев, так и в романтической окраске происходящих в ней событий.

На Руси сказки появились с древнейших
времен. Можно сказать, что рассказывать сказок представляло некий русский
обычай. С ранних времен исполнение сказок было доступно всем желающим,
независимо от их возраста или пола. На Руси даже существовали такие люди,
оберегающие и развивающие сказочное наследие, чем удостаивались уважения среди
народа [6].

Таким образом, важность и ценность
сказок заключается в их способности показать человеку и помочь ему пережить
смысл главных общечеловеческих ценностей, осознать смысл жизни в целом.

Если смотреть на сказку с житейской
позиции, то ее можно счесть наивной и глупой, но если обратить на нее внимание
с точки зрения жизненного смысла, то сказка становится глубоким и неисчерпаемым
источником мудрости.

2.  Типы и
жанры сказок

При все многообразии, существующие
сказки можно разделить на два типа.

Первый – это фольклорный. Этот тип
сказок представляет собой эпический жанр как устного, так и письменного
народного творчества. Сюда относятся сказки, в которых содержится история о
вымышленных событиях, имеющихся в фольклоре разных народов мира. Главная их
особенность в том, что они не имеют конкретного автора, они были созданы и
развиты народом.

Второй тип сказок – это литературные.
Им также присущ эпический жанр. Такой тип сказок, в отличии от первого
(народного) типа, имеет определенного автора, а текст таких сказок не был ранее
в устой форме.

Если взять за основу сюжеты или
действующие лица, то все сказки разделены на три группы. Рассмотрим их
подробнее

Первая группа – это сказки о животных.
Это самая древняя группа сказок. Особенность таких сказок, заключается в
простоте сюжета, зачастую, он заключается в одном эпизоде [5].

Далее идет вторая группа – это
волшебные сказки. Начало этих сказок сразу настраивает слушателя на невероятный
лад и занимательное путешествие. Началом может служить, например: «В некотором
царстве, в некотором государстве жил–был царь с царицею…».

Третья группа – бытовые сказки. Это
самая молодая группа сказок. Особенностью таких сказок является то, что
персонажами являются обычные люди, взятые из жизни с стереотипными о них
представлениями. Например, солдат обязательно храбрый, поп всегда жадный, а пан
обязательно богат и жесток [3].

Среди жанровых особенностей сказок,
можно выделить следующие:

Многократное повторение действий. Как
правило, в сказках это повторение является троекратным

Кольцевая композиция. Другими словами,
начало сказки и ее конец непременного встраивают сказку в некую «цепочку».
Например, началом сказки, зачастую, служат слова «Жили–были.» и концовка «Тут и
сказочке конец, а кто слушал – молодец».

Сюжет сказки содержит детали,
соединенные между собой сказочными формулами. Например, «долго ли, коротко
ли…». Такое соединение, как правило, ярко выражается в волшебных сказках.

Прозвища героев сказок постоянно
повторяются и переходят из сказки в сказку. Например, если это Кощей, то он
всегда бессмертный, если мы говорим о Бабе Яге, то она всегда Костяная Нога и
т.д. [1].

Рассказывание сказки всегда происходит
в определенной, особенной интонацией.

Таким образом, сказки – будь то о
животных, бытовые или волшебные, всегда построены на вымысле, на небылицах,
которых в реальности не может быть. Этим их главное отличие от других жанров.

3. Жанровое
своеобразие каждого из типов сказок

Волшебные сказки.

Жанровая задача такого вида сказок
заключается в необходимости пробудить восхищение добрым героем и обязательно вызвать
осуждение злодея. Так же здесь присутствует потребность выражения уверенности
торжестве добра над злом.

Волшебные сказки можно разделить по
типу, содержащегося в них конфликта:

1.    
Героические, т.е. главный герой отважно борется с
волшебной, злой силой.

2.    
Социально-классовые, т.е. главные герой борется с
несправедливыми баринами или злым царем.

3.    
Семейные, т.е. конфликт сказки повествует об одной
семье.

Герои таких сказок могут быть: злодеи,
помощники, страдальцы и заступники.

Волшебные сказки обладают общими,
характерными особенностями, такими как:

– присутствие явной фантастики, чуда
или волшебства. Например, в сказке есть персонажи или предметы, обладающие
волшебными свойствами;

– происходит взаимодействие с силами
волшебства;

– осложнённая композиция;

– расширенный набор
изобразительно–выразительных средств;

– преобладание описания над диалогами;

– многоэпизодность (сказка охватывает
достаточно продолжительный период жизни героя).

Примерами волшебных сказок служат:
«Царевна–лягушка», «Крошечка волке» и другие.

Бытовые сказки [3].

Задача жанра: высмеять плохие черты
характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Бытовые сказки делятся на следующие
типы:

– анекдотические;

– сатирические антибарские,
антицарские, антирелигиозные;

– сказки – состязания;

– сказки – насмешки;

Общие особенности:

–  в основе – необычайное происшествие
в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует);

– имеет место чудесное допущение,в
основе которого, например, гипербола:

Герой настолько хитёр, что может
перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;

        – вместо волшебства
используется смекалка;

        – реализм условен ( реальные
жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение);

        – действующие персонажи –
антагонисты;

        – положительный герой –
иронический удачник;

        – смысловой акцент приходится
на развязку;

        –широкое использование диалоша;

        –обилие глаголов.

        Герон: обычные люди (поп,
солдат, мужик, баба, царь, барин).

        примерами бытовых сказок
являются: «Каша из топора», «как мужик с барином обедал», «Кому горшок мыть» и
другие.

        Сказки о животных [6].

        Задача жанра: высмеять плохие
черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.

        По конфликту сказки о животных
изображают:

        – борьбу хищников между собой;

        – борьбу слабого зверя с
хищником;

        – борьбу человека со зверем.

        Герои: животные (черты животных
и условно человека).

        Особые подгруппы:

        – сказки о плутнях лисы;

        – кумулятивные (цепные сказки).

         Общие особенности:

         – специфический состав
действующих лиц (сказочные образы – традиционные типы: лиса – хитрая, волк –
глупый):

         – антропоморфизм (перенесение
присущих человеку психических свойств и качеств характера на животных);

         – конфликты отражают реальные
жизненные отношения людей;

         – облегчённая композиция;

         – суженный набор
изобразительно–выразительных средств;

         – широкое использование
диалогов;

         – обилие глаголов;

         – малоэпизодность,
быстродействие;

         – введение малых фольклорных
форм.

         Примерами сказок о животных
служат: «Кот, Петух и Лиса», «Лисичка–сестричка и Волк», «Лиса, Заяц и Петух»,
«Лиса и Тетерев» и другие [7].

          Таким образом, мы рассмотрели
особенности каждого из трёх типов сказок фольклорных.

          Традиции сказки как жанра
устного народного не допускали смешения типов сказок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Итак, сказки – это источник передачи опыта,
жизненного смысла, национальных традиций и взглядов из поколения в поколение.
Сказки появились раньше письменности и передавались из уст в уста. Несмотря на
их, порой невероятные сюжеты и идеализацию главных положительных героев, они до
сих пор оказывают колоссальное влияние на формирование личности человека.
Основная цель всех сказок – научить добру. Ведь даже в самом кошмарном, злом и
темном сказочном мире находится герой, который проявляет невиданную храбрость и
сражается со всеми, присутствующими в этом мире чудовищами. Именно благодаря
таким героям сказки помогают развивать у читателя такие качества личности, как
сила воли, смелость, а главное понимание стороны другого человека.

Похожие литературные произведения
объединяются в группы посредством жанров. Сказка, как и любое произведение,
обладает своими жанровыми особенностями.

Главное такой особенностью, по нашему
мнению, является сюжет сказки, стоит отметить, что в реальность такого сюжета
не верит ни читатель, ни рассказчик.

Далее среди жанровых особенностей
сказок, нами были выделены следующие: поучительный характер, изображение борьбы
добра со злом, деление персонажей на положительных и отрицательных, хороший
конец, наличие различных вариантов сюжета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                
Виды сказок. Сюжет и язык сказок // Электронный
источник. – URL:https://licey.net/free/12analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2569-
Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 30.08.2021)

2.                
Го, Яньминь Жанровые особенности сказки/ Яньминь Го
// Электронный источник. – URL:https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/110516/2/Го%20Яньминь%20ЖАНРОВЫЕ%20ОСОБЕННОСТИ%20СКАЗКИ.pdf
Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 30.08.2021)

3.                
Зворыгина, О. И. Русская литературная сказка:
речевые параметры жанра/ О. И. Зворыгина. – М., 2020. – 151 с.

4.                
Королькова, П. В. Новый труд по изучению славянской
литературной сказки/ П. В. Королькова // Славянский альманах. Электронный
источник. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-trud-po-izucheniyu-slavyanskoy-literaturnoy-skazki
Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 30.08.2021)

5.                
Намычкина, Е. В. Сказка как литературный жанр / Е.
В. Намычкина // Вестник Вятского государственного университета. Электронный
источник. –
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-literaturnyy-zhanr
Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 30.08.2021)

6.                
Сказка. Виды и особенности сказок// Электронный
источник. – URL: https://foxford.ru/wiki/literatura/skazka-osobennosti
Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 30.08.2021)

7.                
Цикушева, И. В. Жанровые особенности литературной
сказки (на материале русской и английской литературы) / И. В. Цикушева // Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и
искусствоведение. – №3. – 2015. – С. 17-23.

В последнее время на фоне все более
возрастающего внимания к проблемам русской
национальной культуры наблюдается усиление
интереса к одному из основных и любимых жанров
устного народного творчества — к сказке.
Литературная сказка по своей природе является
жанром индивидуального, а не коллективного
творчества. Ее изучению посвящено множество
исследовательских работ. Прослеживая историю
становления жанра, нетрудно заметить, что сказки,
в том числе и литературные, часто служили
наглядным материалом для решения педагогических
задач. По «Литературному энциклопедическому
словарю» дадим определения таких понятий, как
«сказка», «литературная сказка».

«Сказка — это повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил» [5].

«Литературная сказка — это повествовательный
жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с
персонажами реальными и (или) вымышленными, с
действительностью реальной и (или) сказочной, в
которой по воле автора поднимаются эстетические,
моральные, социальные проблемы всех времен и
народов» [5].

Несмотря на то, что в словарях уже есть
конкретные определения, необходимо рассмотреть
основные этапы становления литературной сказки.

Ситуация с трактовкой понятия «литературная
сказка» может быть кратко представлена так:
сказки бывают разные, «но в науке : до сих пор не
создано единой классификации» [8]. Существует
большое количество определений литературной
сказки как жанра, условно их принято делить на
два типа.

Первый тип определений представляет собой
перечисление отдельных характеристик, которые
обычно присущи литературной сказке: это
авторское, художественное или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо придуманное самим писателем, но
в любом случае подчиненное его воле [3]. В
конкретных произведениях данные характеристики
могут частично отсутствовать, такого рода
определения довольно громоздки и неприменимы ко
всем литературным сказкам.

Второй тип — это попытка
универсального определения. Литературная сказка
— такой жанр литературного произведения, в
котором в волшебно-фантастическом или
аллегорическом развитии событий, и, как правило,
в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах
или драматургии решаются морально-поэтические
или эстетические проблемы [3].

Наиболее часто цитируемым является
определение, принадлежащее известной
исследовательнице скандинавской литературы Л.Ю.
Брауде. В своей статье «К истории понятия
«литературная сказка»» она пишет:
«Литературная сказка — авторское,
художественное, прозаическое или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо сугубо оригинальное;
произведение преимущественно фантастическое,
волшебное, рисующее чудесные приключения
вымышленных или традиционных сказочных героев и,
в некоторых случаях, ориентированное на детей;
произведение, в котором волшебство, чудо играет
роль сюжетообразующего фактора, служит
отправной точкой характеристики персонажа» [3].

О специфике жанра литературной сказки пишет в
своей монографии Л.В. Овчинникова:
«Литературная сказка — многожанровый вид
литературы, реализуемый в бесконечном
многообразии произведений разных авторов. В
каждом из жанровых типов литературной сказки
своя доминанта. Поэтика многожанрового
явления — авторской сказки в целом определена
как поэтика литературно-фольклорная,
«диалогическая», условно-символическая» [9].

Зачастую при определении жанра литературной
сказки ее почти полностью отождествляют с
фольклорной: «При жанровой дифференциации,
которая свойственна в одинаковой мере фольклору
и литературе, есть некоторые жанры, общие для той
и другой разновидности поэтического искусства.
Различие зафиксировано терминологически лишь
добавлением слова «литературная»» [2].

Известно, что литературная сказка — жанр,
впитавший в себя черты народного фольклора и
элементы литературных жанров. Действительно,
сказка как самостоятельный жанр существует и в
фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия
народа и его мудрость. Однако возраст
литературной и фольклорной сказки не одинаков.

Происхождение последней теряется в глубокой
древности, в то время как в литературе сказка —
один из самых молодых жанров. Существуют
различные мнения о времени возникновения жанра
русской литературной сказки: одни исследователи
(М.Н. Липовецкий, Л.В. Овчинникова,
И.П. Лупанова, Р.В. Иезуитова, Т.Г. Леонова)
называют XIX век, другие (Э.В. Померанцева, Н.В.
Новиков) — XVIII век. Будем считать XIX век периодом
становления классической литературной сказки.

Одним из «отправных пунктов» детской
литературы является устная словесность как
неотъемлемая часть народной культуры,
переданная сказителями и певцами. Слово
«сказка» часто встречается в качестве термина,
обозначающего те виды устной прозы, для которых в
первую очередь характерен поэтический вымысел, в
ней видели «одну забаву», достойную низших
слоев общества или детей.

«Литературная сказка восприняла народную в
совокупности, во всех ее жанровых
разновидностях» [2]. Тезис дал основание
некоторым исследователям отождествлять два
различных жанра: можно привести пример,
сформулированный М.Н. Липовецким:
«Литературная сказка — это в принципе то же
самое, что фольклорная сказка, но в отличие от
народной литературная сказка создана писателем
и поэтому несет на себе печать неповторимой
творческой индивидуальности автора» [4].

Однако, по мнению И.П. Лупановой, литературная
сказка как авторское произведение имеет ряд
структурных отличительных особенностей, не
свойственных фольклору, несет индивидуальную
смысловую и поэтическую нагрузку. И.П. Лупанова
выявила, что авторскую сказку в основном
характеризует «не только и не столько
разработка распространенных в русском фольклоре
сюжетов и мотивов, сколько стремление к
овладению системой типичных для народной сказки
образов, ее языком и поэтикой» [6].

«Одна из самых специфических черт современной
литературной сказки — атмосфера «сказочной
реальности», то есть растворенности «чуда», его
нормативности при полной ирреальности,
поддерживаемой художественными приемами,
создающими «иллюзию достоверности»» [6].

Основываясь на работах И.П. Лупановой, М.Н.
Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Е.М. Неелова, Т.А.
Чернышевой, В.А. Бахтиной, Л.Ю. Брауде, Ю.Ф.
Ярмиш, и др., выделим основные черты жанра
литературной сказки:

  • литературная сказка отражает мировоззрение и
    эстетику своего времени в их специфически
    народном проявлении;
  • для нее характерно:
  • использование типичных для народной сказки
    образов, особенностей поэтики и языка;
  • свободное сочетание элементов
    действительности и вымысла;
  • наличие гротескного мира;
  • наличие игрового начала в той или иной мере;
  • по-разному осуществляемое стремление к
    психологизации образов;
  • явно выраженная позиция автора, рассказчика
    (иногда — в одном лице);
  • сохранение — как и в народной сказке —
    социальной оценки изображаемого;

Следует заметить, что под литературной сказкой
принято подразумевать произведения трех типов
конструкций: прозаическая сказка, стихотворная
сказка, драматическая сказка.

С точки зрения родовой принадлежности все
литературные сказки могут быть разделены на
эпические, лирические и драматические.

«Авторская сказка — жанр пограничный, она
обнаруживает закономерности, свойственный и
фольклору, и литературе» [7], и «самое
существенное этого жанра обусловлено тем, что
литературная сказка выросла на основе
фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки,
развивая и трансформируя их» [1]. Здесь можно
говорить о жанровой эволюции. Несомненно,
фольклорная традиция — тот самый фактор, который
изначально формирует зарождение нового жанра в
литературе, а впоследствии его жанрово-видовых
модификаций.

Со временем разрушались каноны традиционной
фольклорной сказки, трансформируясь в новые
жанровые формы литературной сказки. Недаром
сегодня бытуют уже разнообразные формы
последней: сказки, предназначенные специально
для детей, сказки, аккумулирующие информацию об
обрядовых и фольклорных традициях прошлого,
сказки универсальные для детей и взрослых и т.д.
Кроме того, литературная сказка может не только
бытовать в форме отдельного произведения, но и
интегрироваться в структуру текста другого
жанра. Литературная сказка всегда сказка своего
времени, и даже у одного и того же автора ее
структура может значительно различаться.

По степени «удаленности» от образца устной
словесности литературная сказка, по мнению
Л.В. Овчинниковой, проходит следующие этапы:

  • запись народных сказок;
  • обработка фольклорных записей сказок;
  • авторский пересказ;
  • авторская сказка (в ней создана своя
    собственная внутренняя форма, фольклорное
    используется с иной, художественно-оригинальной
    семантикой);
  • стилизация и пародия (это путь от литературной
    реальности навстречу фольклорному образцу с
    разной художественно-педагогической задачей);
  • собственно литературная сказка, она не содержит
    даже намека на известные фольклорные сюжеты, на
    устойчивые образы, чужда ее
    интонационно-речевому строю [9].

Список литературы.

  1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции
    современной литературной сказки//Проблемы
    детской литературы. — Петрозаводск, 1971.
  2. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном
    осмыслении последнего двадцатилетия. — Уфа, 1979.
  3. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка.
    — М., 1979.
  4. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. —
    Свердловск, 1992.
  5. Литературный энциклопедический словарь. // Под
    общ. ред. В.М.  Кожевникова и П.А. Николаева. —
    М., 1996.
  6. Лупанова И.П. Русская народная сказка в
    творчестве писателей 1-ой половины 19 в. —
    Петрозаводск, 1959.
  7. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и
    ее критики//Проблемы детской литературы. —
    Петрозаводск, 1981.
  8. Неелов Е.Н. Переступая возрастные границы.
    Заметки о «взрослом» содержании сказок К.
    Чуковского.//ПДЛ. — Петрозаводск, 1976.
  9. Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной
    сказки. — М., 2001.

  • Основные черты сказки царевна лягушка
  • Основные черты литературной сказки первой половины 19 века
  • Основные черты волшебных сказок их влияние на исполнение сказок
  • Основные черты волшебной сказки иван царевич и серый волк
  • Особенности иллюстрации васнецова к сказкам