Основные элементы сказки сивка бурка 3 класс

Литературное чтение, 3 класс

Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Сивка-Бурка», её принадлежность к волшебной сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа

нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С. 40-50

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;

Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем сочинить свою волшебную сказку.

Основное содержание урока.

1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:

А. – Смотри, вся пшеница потоптана.

В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал

А: – Три сына – это троекратный повтор.

В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.

А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.

В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.

А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?

В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…

Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.

А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.

В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.

А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.

В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.

А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.

В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.

А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?

В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.

А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.

В: Можно сказать, она добрая и справедливая.

А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.

В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.

А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.

А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…

В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.

А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.

В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.

А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.

В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?

А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»

А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.

В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.

А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.

В: Давай вспоминать.

1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.

2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.

3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.

4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.

5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.

6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.

7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.

8) На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.

9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.

10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.

11) Концовка – свадебный пир.

А: Поучительная сказка!

В: Чему же она тебя научила?

А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.

Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.

Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.

Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.

В: А я вспомнил пословицы к сказке.

А: И у меня есть пословицы.

В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?

А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда

В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.

А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.

Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор

Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:

1. Сивка-Бурка

2. Иван-царевич

3. Иванушка – дурачок

4. Елена Прекрасная

Ответ:

3. Иванушка-дурачок.

Разбор типового контрольного задания

Кроссворд.

Разгадайте кроссворд

1 вариант

1. Сколько сыновей было у старика?

2. Как называли Иванушку?

3. Кого звали Сивкой-буркой?

4. Значение слова «изловил».

5. Место, где сидела Елена Прекрасная.

6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?

2 вариант

1. Что посеял старик на поле?

2. Как называли младшего сына — дурачка?

3. Кто был волшебным помощником Иванушки?

4. Значение слова «потчевал».

5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?

6. Чем закончилась сказка?

Ответ

1 вариант

1. Три;

2. Дурачок;

3. Конь;

4. Поймал;

5. Терем;

6. Перстень.

2 вариант

1. Пшеница;

2. Иванушка;

3. конь;

4. угощал;

5. три;

6. свадьба.

Конспект урока по литературному чтению для
3 класса на тему: Сказка «Сивка-бурка»

Цель: познакомить
детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка».

Задачи:

  • Образовательные:

1.    
познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;

2.    
учить давать оценку поступкам героев;

3.    
вспомнить структурные элементы сказки (зачин);

  • Развивающие:

1.    
продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);

2.    
работа над предложением;

  • Воспитательные:

1.    
воспитать любовь к родному языку.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

1. Каким
испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто
помогает ему?

Ивану предстояло допрыгнуть на коне
до окна башни и снять с руки красавицы перстень. Своей цели он добивается
не сразу, а с третьей попытки. Ему помогает конь Сивка-бурка.

2. Опиши
волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал
Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?

Конь в сказке описан так: одна
шерстинка была золотая, другая — серебряная. Конь бежит — земля дрожит, из ушей
дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Необычно в коне то, что шерстинки
его были золотые и серебряные, что конь мог творить волшебство, что появлялся
перед Иваном по первому зову. Иван влезал в одно ухо к Сивке-бурке, а вылезал
из другого его уха красавцем. На этом коне Иван подпрыгнул очень высоко
к окну царевны и снял перстень с её пальца. 

3. Так ли
прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?

Иван совсем не прост. Он
довольно умен и находчив. Иван ловкий, проворный и храбрый, а его братья –
глупые и завистливые. Ивану удавалось долго водить их за нос и скрывать то, что
на самом деле тот самый молодец — это он и есть.

4. Почему
именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли
ему обрести счастье? Выбери правильный ответ:

•доброта;
•жестокость;
•упорство;
•смелость;
•жадность;
•находчивость;
•умение исполнить порученное дело.
Почему ты так думаешь? Приведи примеры.

Доброта, смелость, упорство,
находчивость, умение исполнять порученное дело. Эти черты характера и
стали залогом счастья Ивана. Наглядными примерами является достижение целей
героя: сначала он поймал волшебного коня, а потом еще добрался до желанного
окна.

5.
Прочитайте с другом по ролям понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете
интонацию.

Читаем выразительно, напевно.

6.
Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её
отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя
данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.

Художник изображает момент, когда
Иван допрыгнул до окна Елены Прекрасной, снял с нее кольцо и поцеловал ее.
Лица видны не очень хорошо, но видно, что герои красиво и богато одеты, что на
царской дочери корона. Я так их себе и представлял.

Пересказ:
Иван вызвал к себе Сивку-бурку, залез ему в одно ухо и вылез из другого
красавцем. Он сел на коня, помчался к царскому дворцу. Подпрыгнул конь и
допрыгнул до самого окна царевны. Иван поцеловал ее и снял с ее пальца кольцо.

7.
Попробуй самостоятельно составить к сказке вопросы, которые требуют подробного,
вдумчивого ответа. На них нельзя ответить одним словом.

•Объясните, почему…
•Почему вы думаете…
•Почему вы считаете…
•В чём различие…
•Предположите, что будет, если…

Объясните,
почему Ивана называли «дурачок»?
Предположите, что будет, если Иван на самом деле будет очень глуп.

Составь
вопросы, которые не требуют подробных объяснений.
кто   верно ли   согласны ли вы   может ли
что   мог ли   когда   как зовут   было
ли

Сколько у Ивана было братьев?
Кто истоптал поле?
Кто помогал Ивану? Опиши его, что в нем особенного?
Какой персонаж тебе больше всего понравился?
Как звали невесту Иванушки-дурачка?
Чем тебе запомнились братья Ивана?
Какие главные черты характера братьев?
Чем закончилась сказка?

8. По
каким признакам можно определить, что это произведение — волшебная сказка?
Запиши в «Рабочую тетрадь».

В этом произведении
есть волшебные персонажи, превращения, присказка, троекратные повторы,
значит это —  волшебная сказка.

— Давайте вспомни, в каких сказках мы с
вами встречались с Иваном? С конем?

— Кто сочиняет сказки? (сказки
сочиняет народ)

1. Первичное восприятие.

— Сегодня мы познакомимся с еще одной русской
народной сказкой — «Сивка — Бурка».

— Сейчас мы прослушаем первую часть сказки
(слушаем аудиозапись). Откройте свой учебник на странице 40 и следите
внимательно.

— Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке,
которые даны в учебнике (обсуждение). Затем показать
иллюстрации к этой сказке из других книг.

— Понравилась ли вам сказка?

— Какие чувства вы испытали при слушание
сказки? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) — выбрать
из перечня карточек нужные.

— В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и
словарная работа.

— Смысл каких слов был непонятен? (вещий
— предсказывает будущее; каурка — масть лошади рыжеватого цвета) — 
на
доску вывешиваются карточки с этими словами.

3. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть — на место тихо сесть.

4. Работа над первой частью сказки.

— Давайте теперь вместе почитаем.

— Как начинается сказка? (жил — был)

— Сколько сыновей было у старика? (три)

— Число три — что это за число? (волшебное)

— Почему именно пшеницу посеял
старик? (пшеница — самое дорогое, что было у крестьян)

— Как отец любит своих детей, как он к ним
обращается? (милые мои дети)

— Что узнаем о старшем сыне? Какими
качествами обладает? (ленивый, безответственный, не готов к трудностям)
— 
на доску повесить карточки с качествами братьев.

— Что нового узнаем о нем? (лгун,
обманщик)

— Что узнаем о старшем сыне? (такой
же)

— Что мы узнаем о герое Иване? (предусмотрительный,
смелый) — 
повесить карточки рядом с качествами братьев.

— Почему в полночь? (в полночь
случается волшебство)

— Конь обычный или нет? (необычный)

— Что необычного? (одна шерстинка
серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей
пламя пышет) 
— заучиваем наизусть это описание.

— Разве конь не слышал, что в поле кто —
то есть?

— Как можно охарактеризовать Ивана? (умелый,
сильный)

— Что дальше должно происходить, как вы
думаете? (предположения детей)

— Как конь разговаривает с Иваном? (знает
его по имени)

— Какую службу обещает сослужить? (великую)

— О чём думает Иван, взяв обещание с
коня? (если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом)

— Как Иван мог найти коня? (произнести
слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)
 —
заучиваем наизусть эти слова.

— Почему братья спрашивают у Ивана?

— А мог он соврать или не говорить? (да,
мог)

— О каком качестве Ивана это
говорит? (честный)

— Иван рассказал как поймать коня? (нет)

— Почему? (потому что конь
волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили)

— Каким качеством еще обладают
братья? (жадные, хитрые)

— Сдержал ли конь слово? Перестал ли
топтать пшеницу? (да, все кто дают слово, должны держать его)

— Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

— Диалог Ивана с братьями по возвращении
домой.

1.    
Итог урока

— Назовите героев сказки «Сивка — Бурка»

— Давайте вспомним описание коня? (одна
шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит,
из ноздрей пламя пышет)

— Как мог позвать коня Иван? (произнести
слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)

1.    
Домашнее задание

— Откройте дневники, записываем домашнее
задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Конспект урока по литературному чтению

для 3 класса

 «Сивка — Бурка. Русская народная сказка»

Цель: изучить русские народные сказки.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;
  2. учить давать оценку поступкам героев;
  3. вспомнить структурные элементы сказки (зачин);
  • Развивающие:
  1. продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);
  2. работа над предложением;
  • Воспитательные:
  1. воспитать любовь к родному языку.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Разминка
  3. Изучение нового материала

— первичное восприятие

— первичная проверка восприятия и словарная работа

— физкультминутка

— работа над первой частью сказки

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

— Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

2. Разминка

— Прочитайте буквы, записанные на доске:

А   С  К  З  А  К  

Д  Р  О  Н  А

— Какие слова мы можем составить из этих букв? (сказка, народ) — на доске карточки с этими словами.

— А как эти слова могут быть связаны между собой? (народная сказка)

3. Изучение нового материала.

— Давайте вспомни, в каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?

— Кто сочиняет сказки? (сказки сочиняет народ)

4. Первичное восприятие.

— Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «Сивка — Бурка».

— Сейчас мы прослушаем первую часть сказки (слушаем аудиозапись). Откройте свой учебник и следите внимательно.

— Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке, которые даны в учебнике (обсуждение).

Затем показать иллюстрации к этой сказке из других книг.

— Понравилась ли вам сказка?

— Какие чувства вы испытали при слушание сказки? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) — выбрать из перечня карточек нужные.

— В какие моменты вы испытали эти чувства?

5. Первичная проверка восприятия и словарная работа.

— Смысл каких слов был непонятен? (вещий — предсказывает будущее; каурка — масть лошади рыжеватого цвета) — на доску вывешиваются карточки с этими словами.

6. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть — на место тихо сесть.

7. Работа над первой частью сказки.

— Давайте теперь вместе почитаем.

— Как начинается сказка? (жил — был)

— Сколько сыновей было у старика? (три)

— Число три — что это за число? (волшебное)

— Почему именно пшеницу посеял старик? (пшеница — самое дорогое, что было у крестьян)

— Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (милые мои дети)

— Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (ленивый, безответственный, не готов к трудностям) — на доску повесить карточки с качествами братьев.

— Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик)

— Что узнаем о старшем сыне? (такой же)

— Что мы узнаем о герое Иване? (предусмотрительный, смелый) — повесить карточки рядом с качествами братьев.

— Почему в полночь? (в полночь случается волшебство)

— Конь обычный или нет? (необычный)

— Что необычного? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) — заучиваем наизусть это описание.

— Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть?

— Как можно охарактеризовать Ивана? (умелый, сильный)

— Что дальше должно происходить, как вы думаете? (предположения детей)

— Как конь разговаривает с Иваном? (знает его по имени)

— Какую службу обещает сослужить? (великую)

— О чём думает Иван, взяв обещание с коня? (если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом)

— Как Иван мог найти коня? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) — заучиваем наизусть эти слова.

— Почему братья спрашивают у Ивана?

— А мог он соврать или не говорить? (да, мог)

— О каком качестве Ивана это говорит? (честный)

— Иван рассказал как поймать коня? (нет)

— Почему? (потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили)

— Каким качеством еще обладают братья? (жадные, хитрые)

— Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (да, все кто дают слово, должны держать его)

— Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

— Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

8. Итог урока

— Назовите героев сказки «Сивка — Бурка»

— Давайте вспомним описание коня? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет)

— Как мог позвать коня Иван? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)

9. Домашнее задание

— Откройте дневники, записываем домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

  • Основные элементы сказки как жанра
  • Основные черты характера человека сочинение
  • Основные черты сказки царевна лягушка
  • Основные черты литературной сказки первой половины 19 века
  • Основные черты волшебных сказок их влияние на исполнение сказок