Основные функции языка сочинение миниатюра

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      ricardopeterson924

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    10 минут назад

    Помогите пожалуйста решить

  • geometriya
    Геометрия

    10 минут назад

    Вы отвечаете на вопросы о решении геометрических задач тут?

  • geometriya
    Геометрия

    15 минут назад

    Помогите пожалуйста с геометрией :(((

  • geografiya
    География

    25 минут назад

    Пищевая и лёгкая промышленность

  • fizika
    Физика

    25 минут назад

    Сила давления в жизни растений

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    1 час назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20604

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Содержание

  1. Введение
  2. Связь между языком и языком, особенности
  3. Основные функции
  4. Речевые функции
  5. Заключение
  6. Список литературы

Введение

В данной работе будет изучен русский язык в самом широком смысле этого слова — как совокупность всех слов, грамматических форм.

Среди разновидностей русского языка существенно отличается русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.

Благодаря письменным записям мы можем проследить эволюцию нашего языка на протяжении более тысячи лет. В обмен на все, что было создано и укреплено, мы получили новую языковую систему, систему, в которой современное мышление постепенно откладывалось.

Простым примером на старого языка являются три типа (мужской, средний и женский), три числа (единственное, множественное и двойное), девять случаев, три простых раза. Современный язык выбирает более строгую и удобную бинарную оппозицию. Система случаев и времен также упрощена. Язык меняет свои грани каждый раз, как это требуется для этого конкретного времени. Из бесконечной языковой практики возникает обновленный язык.

Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы. С другой стороны, значительные социальные потрясения, которые затрагивают основы общественного порядка, всегда оставляют очень заметное влияние на язык [1].

Язык — это многофункциональная система, которая имеет дело с информацией — с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка связаны и в то же время связаны с их природой и целью в обществе.

Язык образуют феномен человеческой речи. Язык — это набор инструментов для общения людей посредством обмена идеями и правилами использования этих инструментов. Язык проявляется в речи. Язык — использование существующих языковых инструментов и правил в языковом общении людей.

Связь между языком и языком, особенности

  1. язык является средством общения; язык является воплощением и реализацией языка, который выполняет свою коммуникативную функцию посредством общения.
  2. язык абстрактный, формальный; язык материален, все в нем исправлено, он состоит из артикулированных звуков, воспринимаемых ухом;
  3. язык стабилен, статичен; язык активен и динамичен и характеризуется высокой изменчивостью.
  4. язык является достоянием общества, он отражает «образ мира» людей, которые на нем говорят. Язык индивидуален, он отражает только опыт индивида;
  5. Язык характеризуется организацией уровня, которая вводит иерархические отношения в порядок слов. Язык имеет линейную организацию, которая представляет собой последовательность слов, связанных в потоке;
  6. Язык не зависит от ситуации и ситуации общения — язык является контекстно-зависимым и ситуативным, в лингвистических (особенно поэтических) языковых единицах может приобретать ситуативные значения, которых им не хватает в языке.

Язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет различные функции.

Функция языка — это проявление его сущности, его цели и действия в обществе, его природы, то есть его качеств, без которых язык не может существовать.

Основные функции

  • Коммуникативная: язык является наиболее важным человеческим средством общения (общения), т. е. передача сообщения с определенной целью от одного человека другому. Язык доступен для общения. Люди общаются друг с другом, их мысли, чувства влияют друг на друга;
  • Познавательная. Язык является наиболее важным средством получения новых знаний о реальности. Когнитивная функция сочетает язык с умственной деятельностью человека.
  • Номинативная функция языка происходит непосредственно от когнитивного. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символизировать вещи.

Мир познается и осваивается только тогда, когда его называют. Мир без наших имен — чужой, как далекая неизвестная планета, на которой нет человека, на котором человеческая жизнь невозможна [3].

Имя может помочь вам исправить известные проблемы. Без имени каждый известный факт реальности остался бы единственной случайностью в нашем сознании. Когда мы называем слова, мы создаем свою собственную — понятную и удобную картину мира. Язык дает нам холст и цвет.

Я считаю, что различные типы мотивов — такие как запрос, команда, предупреждение, запрет, совет, убеждение и т. д. — не всегда формулируются как таковые, которые могут быть выражены с использованием «собственных» языковых средств. Иногда они появляются в иностранной форме и используют языковые единицы, которые обычно служат другим целям.

Таким образом, просьба к сыну не приходить домой слишком поздно может быть выражена непосредственно через императивную форму («Пожалуйста, не приходите слишком поздно сегодня!»), Или он может замаскировать это как вопрос («Когда ты возвращаешься?») также под упреком, предупреждением, установлением фактов и т. д.

Почему нам дан язык, то есть какие у него функции? Современные ученые выделяют несколько неравных функций языка. Если вы проанализируете новейшие энциклопедические лингвистические словари и учебники, то окажется, что даже количество назначенных функций находится между 2-3 и 9.

По-видимому, мы можем безоговорочно назвать шесть функций языка и языка, но перед тем, как назвать и охарактеризовать их, мы определяем разницу между этими двумя понятиями: функцией языка и функцией речи.

На наш взгляд, это можно сформулировать следующим образом:

  • Функция языка — это цель языка, его «обязанности», роли;
  • Функции речи — реализация речевых функций в речевой деятельности.

Речевые функции

  • Настройка контактов — функция установления и поддержания контакта между собеседниками;
  • Эмоциональная (выразительная) — выражение субъективно-психологического отношения говорящего к его содержанию (интонация, восклицание, междометия);
  • Возражение — функция вызова, вызова того или иного действия (императивная форма, побудительные предложения);
  • Накопление — функция хранения и распространения знаний о реальности, культуре и истории людей;

Накопительная функция языка связана с основной целью языка — собирать и хранить информацию, демонстрировать культурную деятельность человека. Язык живет намного дольше, чем один человек, а иногда даже дольше, чем целые народы. Известны так называемые мертвые языки, которые пережили народы, которые говорили на этих языках. Никто не говорит на этих языках, кроме экспертов, которые их изучают [4].

Подавляющее большинство огромного количества информации, производимой и производимой людьми, является устным. Другими словами, любая информация может в основном передаваться и восприниматься современниками и потомками. Это накопительная функция языка, с помощью которой человечество собирает и передает информацию как в наше время, так и в исторической перспективе — через эстафету поколений.

Заключение

Можно сделать выводы о том, что Самым важным достижением человека, позволившим ему использовать универсальный человеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, было вербальное общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Язык — это язык в действии. Язык — это система знаков со словами с их значением и синтаксисом — набор правил, по которым формируются предложения. Слово является своего рода знаком, поскольку последние присутствуют в разных типах формализованных языков.

Объективным свойством словесного знака, определяющего нашу теоретическую деятельность, является значение слова, то есть отношение знака (в данном случае слова) к объекту, обозначаемому в реальности, независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл является отражением места, которое этот объект (явление) занимает в системе человеческой деятельности, в индивидуальном сознании. Когда значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл является субъективным переживанием его содержания [5].

Каждый из коммуникативных партнеров использует речь для выполнения определенной языковой активности. Что можно назвать языковой активностью? Это деятельность, инструментом которой является язык, и у которой есть свой мотив, цель и конечный результат. Человек действует, когда она говорит, пишет и читает, когда она слушает кого-то другого. Таким образом, существует четыре вида голосовой активности.

Два из них производят текст — это речь, письмо, а два из них — восприятие текста — слушание и чтение. Как видите, язык пишется здесь (когда мы пишем и читаем) и проговаривается (когда мы говорим и слушаем).

Когда люди встречаются, они разговаривают. Не всегда, не везде, но в большинстве случаев. Они могут вступать в контакт с письменным языком, даже далеко друг от друга.

Речь — это то, что составляет сущность социального взаимодействия, и различные виды разговоров — от ежедневных разговоров об эмоциональных признаниях, от деловых встреч и переговоров до разговоров в СМИ — являются предметом теории голосового общения.

Чем богаче языковая система, тем больше возможностей изменить структуру языка, создавая тем самым наилучшие условия для коммуникативного речевого эффекта. Чем шире и свободнее языковые навыки человека, тем лучше, когда все остальное одинаково, он «заканчивает» свою речь, ее коммуникативные качества — правильность, аккуратность, выразительность.

Список литературы

  1. Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 544с.
  2. Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева– Л.: Наука, 1979. – 216с.
  3. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 413с.
  4. Левонтина И.Б. Речь и язык в современном русском языке // Язык о языке. Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. д. Арутюновой. — М.: Языки русской культуры, 2000. — C. 271-289.
  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Владос, 2002.

Сочинение: Функции языка и разговорный стиль

1. Основные функции языка

Язык – это не только система знаков, символически опосредующая мир человека, но и важнейший инструмент человеческой деятельности. В деятельности человека язык выполняет несколько важных функций. Основные из них: коммуникативная; познавательная (когнитивная); номинативная; аккумулятивная.

Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду – говорящему – выражать свои мысли, а другому – воспринимающему – понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует прежде всего для того, чтобы люди могли общаться.

Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков: по-другому просто нельзя общаться. А знаки, в свою очередь, и предназначены для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку. Ученые-лингвисты вслед за видным исследователем русского языка академиком Виктором Владимировичем Виноградовым (1895-1969), иногда определяют основные функции языка несколько по-другому. Они выделяют:

— сообщение, то есть изложение какой-то мысли или информации;

— воздействие, то есть попытка с помощью речевого убеждения изменить поведение воспринимающего человека;

— общение, то есть обмен сообщениями.

Сообщение и воздействие относятся к монологической речи, а общение – к диалогической речи. Строго говоря, это, действительно, функции речи. Если же говорить о функциях языка, то и сообщение, и воздействие, и общение являются реализацией коммуникативной функцией языка. Коммуникативная функция языка является более объемлющей по отношению к этим функциям речи. Ученые-лингвисты также выделяют порой, и небезосновательно, эмоциональную функцию языка. Иначе говоря, знаки, звуки языка часто служат людям для передачи эмоций, чувств, состояний. Собственно говоря, именно с этой функции, скорее всего, и начинался человеческий язык. Более того, у многих социальных или стадных животных именно передача эмоций или состояний (тревоги, испуга, умиротворения) является главным способом сигнализации. Эмоционально окрашенными звуками, возгласами животные оповещают соплеменников о найденной пище или приближающейся опасности. При этом передается не информация о пище или опасности, а именно эмоциональное состояние животного, соответствующее удовлетворению или испугу. И этот эмоциональный язык животных понимаем даже мы – мы вполне можем понять встревоженный лай собаки или урчание довольной кошки. Конечно, эмоциональная функция человеческого языка куда более сложная, эмоции передаются не столько звуками, сколько смыслом слов и предложений. Тем не менее эта древнейшая функция языка, вероятно, восходит еще к досимволическому состоянию человеческого языка, когда звуки не символизировали, не замещали эмоции, а были их прямым проявлением. Однако любое проявление чувств, прямое или символическое, также служит для сообщения, передачи его соплеменникам. В этом смысле эмоциональная функция языка также является одним из способов реализации более объемлющей коммуникативной функции языка. Итак, различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний.

Познавательная, или когнитивная, функция языка (от латинского cognition – знание, познание) связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека. Ученые все еще не пришли к однозначному выводу о том, что является первичным – язык или мышление. Возможно, неверна сама постановка вопроса. Ведь слова не только выражают наши мысли, но и сами мысли существуют в виде слов, словесных формулировок даже до их устного произнесения. По крайней мере, зафиксировать дословесную, доязыковую форму сознания пока никому не удавалось. Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Отсюда и представление о неразрывной связи мышления и языка. Связь между языком и мышлением была установлена даже с помощью физиометрических свидетельств. Испытуемого человека просили обдумать какую-нибудь сложную задача, и пока он думал, специальные датчики снимали данные с речевого аппарата молчащего человека (с гортани, языка) и обнаруживали нервную активность речевого аппарата. То есть мыслительная работа испытуемых «по привычке» подкреплялась активностью речевого аппарата. Любопытные свидетельства дают наблюдения над умственной деятельностью полиглотов – людей, умеющих хорошо говорить на многих языках. Они признаются, что в каждом конкретном случае «думают» на том или ином языке. Показателен пример разведчика Штирлица из известного кинофильма – после долгих лет работы в Германии он поймал себя на том, что «думает на немецком языке». Известен любопытный случай, приключившийся с болгарским оперным певцом Борисом Христовым. Живя в разных странах, он хорошо знал несколько языков и всегда считал необходимым петь арии на языке оригинала. Он объяснял это так: «Когда я говорю по-итальянски, то и думаю по-итальянски. Когда говорю по-болгарски, то и думаю по-болгарски». Однажды на представлении «Бориса Годунова», где Христов пел, естественно, по-русски, певцу пришла в голову какая-то мысль по-итальянски. И он неожиданно для себя допел арию на итальянском языке. Любопытно, что публика этого не заметила. И лишь когда изумленный дирижер указал певцу после концерта на удивительную метаморфозу, Христов осознал, что случилось и почему он вдруг переменил язык арии.

Когнитивная функция языка не только позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в коммуникации. Она также помогает познавать мир. Мышление человека развивается в категориях языка: осознавая новые для себя понятия, вещи и явления, человек называет их. И тем самым упорядочивает свой мир. Эту функцию языка называют номинативной (называние предметов, понятий, явлений).

Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи.

Способность слов символически замещать предметы помогает нам создавать свой второй мир – отдельный от первого, физического мира. Физический мир плохо поддается нашим манипуляциям. Горы руками не подвигаешь. А вот второй, символический мир – он полностью наш. Мы берем его с собой, куда хотим, и делаем с ним все, что захотим.

Между миром физических реалий и нашим символическим миром, отразившим физический мир в словах языка – есть важнейшее различие. Мир, символически отраженный словами, – это познанный, освоенный мир. Мир познан и освоен только тогда, когда назван. Мир без наших названий – чужой, как далекая неизвестная планета, в нем нет человека, в нем невозможна жизнь человека. Название позволяет зафиксировать уже познанное. Без названия любой познанный факт действительности, любая вещь оставалась бы в нашем сознании одноразовой случайностью. Называя слова, мы создаем свою — понятную и удобную картину мира. Язык дает нам холст и краски. Стоит, однако, отметить, что не все даже в познанном мире имеет название. К примеру, наше тело – мы «сталкиваемся» с ним ежедневно. У каждой части нашего тела есть название. А как называется часть лица между губой и носом, если там нет усов? Никак. Нет такого названия. Как называется верхняя часть груши? Как называется штырек на пряжке ремня, фиксирующий длину ремня? Многие предметы или явления вроде бы освоены нами, используются нами, но не имеют названий. Почему в этих случаях не реализована номинативная функция языка? Это неверно поставленный вопрос. Номинативная функция языка все равно реализована, просто более мудреным способом – посредством описания, а не называния. Словами мы можем описать все, что угодно, даже если для этого нет отдельных слов. Ну а те вещи или явления, которые не имеют своих названий, просто таких названий «не заслужили». Это означает, что такие вещи или явления не настолько значимы в обиходе народе, чтобы им давалось свое название (как тому же цанговому карандашу). Для того чтобы предмет получил название, нужно, чтобы он вошел в общественный обиход, перешагнул через некоторый «порог значимости». До каких-то пор еще можно было обходиться случайным или описательным названием, а с этих пор уже нельзя – нужно отдельное имя. Акт называния имеет огромное значение в жизни человека. Встретившись с чем-нибудь, мы прежде всего называем это. Иначе мы не можем ни осмыслить встреченное сами, ни передать сообщение о нем другим людям. Именно с придумывания названий начал библейский Адам. Робинзон Крузо прежде всего назвал спасенного дикаря Пятницей. Путешественники, ботаники, зоологи времен великих открытий искали новое и давали этому новому названия и описания. Примерно этим же занимается по роду деятельности и инновационный менеджер. С другой стороны, название определяет и судьбу названной вещи. Именно на связь судьбы и имени недвусмысленно намекают русские поговорки: «Назвался груздем – полезай в кузовок», «Хоть горшком назови, да только в печь не ставь». Известно забавное признание основоположника кибернетики американца Норберта Винера. Он вспоминал, что научная деятельность его лаборатории тормозилась из-за того, что его специалисты не могли правильно назвать направление своей работы – просто не было подходящего слова для новой дисциплины. И только когда в 1947 году вышла в свет книга Винера «Кибернетика» (ученый специально придумал это название, взяв за основу греческое слово со значением «кормчий», «рулевой»), новая наука стала развиваться стремительно. В конце концов, направление изысканий определено только в том случае, если названо. А если направление изысканий названо, то оно более-менее четко определено и уже можно выбивать под него субсидии.

Аккумулятивная функция языка связана с важнейшим предназначением языка — собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека. Язык живет гораздо дольше человека, а порой даже и дольше целых народов. Известны так называемые мертвые языки, которые пережили народы, говорившие на этих языках. На этих языках никто не говорит, кроме специалистов, изучающих их. Самый известный «мертвый» язык – латинский. Благодаря тому, что он долгое время был языком науки (а ранее – языком великой культуры), латинский хорошо сохранился и достаточно распространен – даже человек со средним образованием знает несколько латинских изречений. Живые или мертвые языки хранят память многих поколений людей, свидетельства веков. Даже когда забывается изустное предание, археологи могут обнаружить древние письмена и по ним восстановить события давно минувших дней. За века и тысячелетия человечества накопилось огромное количество информации, произведенной и записанной человеком на разных языках мира. В последние века этот процесс ускоряется – объем информации, производимой человечеством сегодня, огромен. Каждый год он увеличивается в среднем на 30%. К примеру, средний житель США посвящает 46% своего времени восприятию информации. Исследования ученых университета Беркли показали, что в 2002 году только на печатных, пленочных, магнитных и оптических носителях информации было сгенерировано около 5 экзабайт (1 экзабайт равен 1 млрд ГБ) новой информации. Для сравнения — объем всей библиотеки Конгресса США, включающей в себя 19 миллионов книг и 56 миллионов рукописей, соответствует 10 терабайтам (1 терабайт — 1024 ГБ) информации. То есть каждый год человечество создает как минимум 500 тысяч новых библиотек Конгресса США. Процесс накопления и обмена информацией еще более ускоряется благодаря все большему внедрению в нашу жизнь новых высокоскоростных информационных технологий. Среди средств и способов накопления и передачи информации лидерами по производству и передачи информации по праву являются телефоны, радио, телевидение и Интернет, посредством которых в том же 2002 году было передано 18 экзабайт данных – хватило бы почти на 2 миллиона библиотек Конгресса США. Все гигантские объемы информации, произведенной человечеством, существуют в языковой форме. Иначе говоря, любой фрагмент этой информации принципиально может быть произнесен и воспринят как современниками, так и потомками. Это и есть аккумулятивная функция языка, с помощью которой человечество накапливает и передает информацию как в современности, так и в исторической перспективе — по эстафете поколений.

Разные исследователи выделяют еще немало важных функций языка. К примеру, интересную роль выполняет язык для установления или поддержания контактов между людьми. Возвращаясь после работы с соседом в лифте, вы можете сказать ему: «Что-то сегодня завьюжило не по сезону, а, Аркадий Петрович?» На самом деле и вы, и Аркадий Петрович только что были на улице и прекрасно осведомлены о состоянии погоды. Поэтому ваш вопрос не имеет абсолютно никакого информационного наполнения, он информационно пустой. Он выполняет совершенно другую функцию – фатическую, то есть контактоустанавливающую. Этим риторическим вопросом вы на самом деле лишний раз подтверждаете Аркадию Петровичу добрососедский статус ваших отношений и ваше намерение этот статус сохранить. Если вы запишите все свои реплики за день, то вы убедитесь, что немалая их часть произносится именно с этой целью – не передать информацию, а удостоверить характер ваших отношений с собеседником. А уж какие слова при этом говорятся – второе дело.

Это важнейшая функция языка – удостоверять взаимный статус собеседников, поддерживать между ними определенные отношения. Для человека, существа социального, фатическая функция языка очень важна – она не только стабилизирует отношение людей к говорящему, но и позволяет самому говорящему чувствовать себя в обществе «своим». У Киплинга эта функция языка очень удачно выражена формулой, с помощью которой Маугли научился устанавливать контакт с любым другим обитателей джунглей: «Мы с тобой одной крови — ты и я». Разговор с Аркадием Петровичем в лифте – это реализация коммуникативной формулы Маугли с целью установления/удостоверения контакта. Есть у языка и другие функции, их исследование не прекращается и открывает исследователям новые интересные горизонты. Но для общего представления о функциях языка вполне исчерпывающим будет суждение, согласно которому у языка есть четыре основных функции – коммуникативная, когнитивная, номинативная, аккумулятивная. Все остальные функции, если внимательно присмотреться к ним, сводятся, в конце концов, именно к этим четырем основным. И в этом есть своя логика. Коммуникативная функция языка включает человека в мир ему подобных, организует социум. Когнитивная функция языка организует внутренний мир человека и его связи с внешним физическим миром, то есть ориентацию человека в физическом мире. Номинативная функция называет предметы и явления и позволяет, собственно говоря, реализоваться всем остальным функциям. Аккумулятивная функция языка позволяет человеку накапливать информацию и передавать ее не только в момент общения, но и в другое время. Для реализации аккумулятивной функции становится важным фактор времени – она реализуется вместе с течением времени. Иначе говоря, аккумулятивная функция обеспечивает человеку историческую перспективу – прошлое и будущее.

Поводя итог, можно вывести такую формулу для запоминания основных функций языка.

Коммуникативная функция обеспечивает социальные связи, жизнь в социуме.

Когнитивная функция обеспечивает мышление, познание и ориентацию в мире.

Номинативная функция называет предметы и явления.

Аккумулятивная функция обеспечивает преемственность знаний и существование человека в истории.

2. Характеристика разговорного стиля.

Каждый функциональный стиль современного русого языка — это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью некоторых значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны. Каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле — научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом — законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом — статья, репортаж. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, то есть целями общения. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. В ведущих жанрах каждого функционального стиля речи стандарт языковых средств находит свое наиболее яркое выражение. Периферийные жанры более нейтральны с точки зрения использования языковых средств. Однако каждый функциональный стиль речи имеет свои типические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в тои или иной степени в каждом жанре данного стиля. В соответствие со сферами общественной деятельности в русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный. Для научного стиля присуще использование специальной научной и терминологической лексики, графической информации, четкое определение понятий и явлений, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксис. Деловому стилю свойственна постоянная терминология, точность определения применяемых слов и определений, клешированность языковых средств. Главнейшим свойством публицистического стиля является его информативность и экспрессивность. Художественная речь использует все разнообразие и все богатство и разнообразие национального языка, чтобы создать яркий, запоминающийся образ. Понимание особенностей художественного стиля речи помогает более глубокому прочтению литературных произведений, обогащает нашу практическую речь.

Разговорный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной, монологической или диалогической речи на бытовые темы, а так же в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимают отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер, неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например посторонние лица. Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения в обиходно-бытовой, дружеской, семейной. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорный стиль ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать и другие темы: например, разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях об искусстве, науке, политике, спорте, разговор друзей на работе, в поликлинике, школах. Основными чертами разговорного стиля является уже указанный непринужденный и неофициальны характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из важней особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, то есть непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например: (женщина перед уходом из дома) Что мне надевать то? (о пальто) Вот это что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая эти высказывания и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идет речь. Таким образом в разговорной речи неязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации. Разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и обще книжная, и термины, и иноязычные заимствования, и слова стилистической высокой окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях — серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование различных элементов.

Большое влияние на разговорный стиль оказывает ситуация — реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно сокращать высказывание, в котором могут отсутствовать отдельные компоненты, что, однако, не мешает правильно воспринимать разговорные фразы. Например, в булочной нам не кажется странной фраза: Пожалуйста, с отрубями, один; на вокзале у билетной кассы: Два до Одинцова, детский и взрослый и т.д. В повседневном общении реализуется конкретный, ассоциативный способ мышления и непосредственный, экспрессивный характер выражения. Отсюда неупорядоченность, фрагментарность речевых форм и эмоциональность стиля. Как и любой стиль, разговорный имеет свою особую сферу применения, определенную тематику. Чаще всего предметом разговора становятся погода, здоровье, новости, какие-либо интересные события, покупки, цены… Возможно, конечно, и обсуждение политической обстановки, научных достижений, новостей в культурной жизни, но и эти темы подчиняются правилам разговорного стиля, его синтаксическому строю, хотя в подобных случаях лексика разговоров обогащается книжными словами, терминами. В разговорном стиле, для которого устная форма является исконной, важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация: именно она (во взаимодействии со своеобразным синтаксисом) создает впечатление разговорности. Непринужденная речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием слогов, паузами, изменениями темпа речи.

Синтаксические конструкции тоже имеют свои особенности: для разговорной речи типичны построения с частицами, с междометиями, построения фразеологического характера «Тебе говорят — говорят — и все без толку!», «Да куда же ты? Там же грязь!» и прочие. Разговорной речи свойственны эмоционально экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: «Ни чего себе цена! С ума сойти!», «Цветов в саду — море!», «Пить хочу! Умру!» Характерно использование слов в переносном значении, например, «В голове у тебя каша!» Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающего на главной информации, пользуется интонационным выделением. Вообще же порядок слов а разговорной речи обладает высокой вариативностью.

Таким образом, для каждого функционального стиля речи характерны свои особенности. Главной особенность разговорной речи является непринужденность, неподготовленность, для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и простроченных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально экспрессивной оценочности мимики, жестов.

Список используемой литературы

1. Культура речи. Под ред. Максимова В.Н., Москва, 2002г.

2. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Русский язык.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М.: Логос, 2001. — 432с.

Человеческий язык существует в виде отдельных языков – русского, английского, китайского и многих других. Ну, а в каком виде существует каждый отдельный язык? Конечно же, не в виде составленных учеными словарей и грамматик.

Ведь словари и грамматики составлены далеко не для всех языков. Там же, где они составлены, даже лучшие из них дают, очевидно, лишь более или менее приближенное и далеко не полное отражение того, что существует в языке объективно, т. е. независимо от описывающих его ученых. Можно сказать, что язык существует в сознании его носителей.

Но и такой ответ не может удовлетворить нас.

Подумаем, как возникает язык в сознании каждого отдельного человека. Мы уже говорили, что он не является “врожденным”, переданным по наследству. Термин “родной язык” не значит “врожденный”, а значит только “усвоенный в раннем детстве”.

В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, “извне”, проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться.

Из всего этого явствует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются.

Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах. Разграничение понятий “язык” и “речь” впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии нашей науки.

Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас акад. Л. В. Щербой (1880-1944) и его учениками.

Заметим, что под речью (у Соссюра “la parole”) современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие “речь” включается и так называемая “внутренняя речь”, т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д. ), осуществляемое “про себя”, без произнесения вслух. Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного.

При письменном общении речевой акт охва-тывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно – записанное или только произнесенное) “речевое произведение” любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается “внутренний текст”, т. е.

Речевое произведение, сложившееся “в уме”, но не воплотившееся устно или письменно. Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом? Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажем для простоты – из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мы увидим, и другие единицы). Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю.

Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание. Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т.

Е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык (у Соссюра “la langue”) того или иного коллектива и есть находя-щаяся в распоряжении этого коллектива система элементов – единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т. д. ) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют и инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т.

Е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правилего понимания грамматикой этого языка.. Ясно, что в речевых актах и в текстах как инвентарь, так и грамматика языка существуют, можно сказать, в “распыленном виде”: в каждом отдельном предложении представлены какие-то элементы из инвентаря языка и использован ряд правил грамматики. При этом некоторые из этих элементов и правил применяются часто, на каждом шагу, повторяются в тысячах и миллионах высказывании, другие используются реже, третьи – совсем редко.

Задача лингвиста – разобраться в том “хаосе языковых фактов”, который представляет собой речь, выявить и взять на учет все элементы инвентаря все действующие правила грамматики и точно описать их, одним словом “вышелушить” из речи объективно заложенный и скрытый в ней язык” недоступный как целостная система непосредственному наблюдению но стоящий как своего рода абстрактная сущность за конкретностью и бесконечным многообразием явлений речи. Наука вообще, как правило, идет от явления, от непосредственной данности к сущности, к внутренним закономерностям и связям. Не составляет в этом отношении исключения и наука о языке.

Когда лингвист исследует живой язык, ему даны не только тексты – устные или письменные, но и возможность наблюдать речевые акты носителей данного языка. Кроме того, как подчеркнул Л. В.

Щерба, лингвист может в этом случае экспериментировать, т. е. создавать сам слова, грамматические формы и целые тексты на исследуемом языке и проверять приемлемость и понятность созданного, привлекая живых носителей данного языка (в том числе и себя самого, если объектом изучения является родной язык исследователя). Если же изучается мертвый язык, т. е. такой, которым уже никто не пользуется (по крайней мере в качестве основного средства общения), например латынь, древнегреческий, старославянский и т. д.

, ученый располагает только письменными текстами, более или менее ограниченными по объему (иногда даже только отдельными словами или формами, так пли иначе сохраненными в текстах других языков). Ни наблюдения за актами общения, ни эксперимент здесь уже невозможны.

Что касается природных носителей живых языков, то у них владение языком создается постепенно, начиная с раннего детства, и создается в принципе тем же путем, каким идет и ученый лингвист: каждый человек познает свой родной язык, “добывая” его из речи. Только процесс этого добывания носит в этом случае не вполне осознанный характер, протекает в основном интуитивно, особенно в детстве. Слушая речь окружающих, т. е. встречаясь с различными высказываниями, произносимыми в той или иной ситуации, ребенок постепенно научается связывать с повторяющимися элементами этих высказываний определенные смыслы, т. е. начинает понимать и выделять эти элементы, запоминает, а позже начинает и сам воспроизводить их в соответствующих ситуациях.

Шаг за шагом он усваивает и практически применяет правила комбинирования этих элементов и так незаметно овладевает системой родного языка. Известную роль играет и целенаправленное сообщение взрослыми ребенку тех или иных элементов инвентаря (слов), а на более поздних этапах – и правил грамматики. Но в основном знание родного языка все же добывается индивидом из собственного речевого опыта; в процессе переработки данных этого опыта из всей массы услышанного, а затем и прочитанного неуклонно и постепенно отбирается, обобщается и складывается в систему все повторяющееся, все более или менее устойчивое и все это тут же проверяется на практике, “пускается в ход” в новых и новых высказываниях. Так “сырой” речевой опыт индивида превращается в его “организованный” языковой опыт, и в сознании человека вырабатывается почти автоматический механизм владения родным языком и “контролер” этого механизма – так называемое языковое чутье, или “языковая компетенция”.

Язык и речь различаются так же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах.

Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и “непосредственно дан” в речи 1 . Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность.

Loading…

  1. Сочинения
  2. Человек
  3. Роль языка в жизни человека

Сочинение Роль языка в жизни человека рассуждение

Язык играет огромную роль в жизни человека. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не существовало такого многообразия языков. С самых ранних лет ребенок начинает понимать, как называется тот или иной предмет, родители безумно рады, когда ему удается выговорить первое слово. Посредством языка люди понимают друг друга —  язык выполняет коммуникативную функцию.

Помимо этого язык отражает менталитет народа. То, что свойственно той или иной национальности, всенепременно отразится и на языке. Вот, например немецкий язык, кажется нам довольно грубым, сухими. Это не просто так – людям, говорящим на этом языке свойственно некоторая жесткость, дисциплинированность, пунктуальность.

Наш язык обладает множеством форм, он очень сложен для освоения. Большинство людей, которые занимается его изучением, отмечают, что он весьма непрост для понимания. Так  и русский человек очень противоречив и неоднозначен.

Помимо того, что язык помогает людям понимать друг друга, он создает огромную почву для творчества. Сколько стихов, песен сложено на разных языках мира. Мы читаем литературу, развиваемся, учимся чему-то новому, осваиваем какие-то навыки. Все это происходит посредством слова. В синтезе с другими видами искусства он способен создать настоящий шедевр.

С помощью языка восстанавливается наша история. Большинство событий, исторических дат передаются из уст в уста, формируя знание о прошлом, о том, как все происходило до нашего появления.

Язык многофункционален, на сегодняшний день невозможно даже на секундочку задуматься и понять, что было бы без его существования. Мы каждодневно разговариваем с близкими нам людьми и коллегами по работе, педагоги объясняют ученикам тот или иной процесс и все это благодаря существованию языка. Конечно, неприятно, что на сегодняшний день словарный запас нашей молодежи очень  ограничен, а большая часть словарного запаса – это нецензурные выражения и слова «паразиты».

Говорите красиво!

4, 5, 6 класс

Роль языка в жизни человека

Роль языка в жизни человека

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс

    Улица моего детства запомнится мне на всю жизнь. Я и сейчас живу на ней, но могу с уверенностью сказать, что даже когда я уеду, и буду жить очень далеко, я буду вспоминать её так, как будто вижу её воочию, прямо сейчас.

  • Анализ произведения Быкова Альпийская баллада

    Хоть произведения Быкова зачастую содержат весьма непростой сюжет, сложные для восприятия простому человеку, чем разум не был, затронут второй мировой войной, и необычными персонажами, но в произведении

  • Сочинение Тема судьбы в романе Герой нашего времени 9 класс

    Тематика и вопрос судьбы в произведениях Лермонтова прослеживаются повсеместно. Так же и в романе «Герой нашего времени», судьба и злой, но справедливый рок и невидимая рука провидения позиционируется автором весьма

  • Что мешает взаимопонимания между любящими? сочинение

    Любящие люди посвящены друг другу. Они заинтересованы в благосостоянии, здоровье, душевном состоянии своей второй половинки. Любящий человек делает всё, чтобы его половина была счастлива

  • Главные герои Недоросля Фонвизина

    Одной из героинь данного произведения является жестокая женщина помешица, которая била и унижала крестьян, а также своего слабохарактерного мужа, никого не любящая, кроме своего сыночка

Сочинение на тему Роль языка в жизни человека

Роль языка в жизни человека

  • Особенности изображения любви в рассказе темные аллеи
  • Основные типы персонажей бытовых сказок
  • Особенности звучания исторической темы в поэзии батюшкова сочинение 9 класс кратко
  • Основные темы сказок о животных
  • Особенности жанра рассказ в литературе