Основные мотивы лирики лермонтова кратко сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска «с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

3 вариант

Замечательный поэт и писатель в России М.Ю. Лермонтов. Он жил в эпоху романтизма, поэтому его произведения пронизаны трагическим настроением и чувствами. Его знаменитое стихотворение «Весна» стало прекрасным отражением событий того времени.

Давайте рассмотрим вопросы: Какой основной мотив есть в творчестве автора? В каких произведениях отражены основные черты лирики писателя? Какие мотивы были отражены в работах Лермонтова?

Природа – центральный мотив творчества Лермонтова. Он отражал природу в написании текстов и в красивых пейзажах. Самым популярным и красивым мотивом считали героизм. Замечательная воля, жертвенные подвиги и смелые выходки его героев. Все эти моменты остались в сердцах у людей. Самым популярным произведением у людей  стал  роман «Герой нашего времени».

Он  отражает трудности, которые обозначены в обществе. Он оказался свидетелем социальных беспорядков.  В поэме «Последний сын вольности»  отражены все социальные проблемы в обществе.

В работах автора понятно отмечен мотив неволи. Такое положение вещей стало изменениями в государстве, которые он разделял. В результате «Мцыри» и «Узник», заняли центральное место в творчестве поэта. Трудности взаимопонимания в обществе были обозначены у великого писателя.  Если он чувствовал одиночество и хотел перемен, но не получив поддержку народа, он не стал продолжать борьбу за свои идеалы.

В творческих работах «Пророк» и «Смерть поэта» были конкретными признаками предчувствия его смерти или отсутствия сил. Лермонтов – чувственная и замечательная натура, которая обращает свой взгляд на религию. Мотивы из Библии оказались в центре работ автора.

Сильно отмечены мотивы в работах «Молитва» и «Демон». Мотивы, отражённые в церкви обладали героическими поступками, нежели смиренный. Душа поэта не смирялась с поражениями и желала побед, поэтому она призывала народ. В результате Лермонтов  отправился на Кавказ. Такая ситуация отражена в его работах. Такие следы отражены в работах автора «Синие горы Кавказа» и «Узник». Лермонтова считали настоящим героем, который совершил подвиг.

Гвардейский офицер, который прошёл войну. Он обладал чувствительной душой и доброе сердце, хотя был дерзкий снаружи.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения и обозначения центральных мотивов лирики Лермонтова, чтобы лучше понять смысл всех произведений конкретного автора.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

Тема Родины проходит через творческий путь  Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.

Любовную лирику в  творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество.  Поэт не  обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз  и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.

Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он  был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном  герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу  этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.

Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В  «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Для 9 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Роль науки в современном мире

    Если задуматься, то почти все, что окружает современного человека каждый день, появилось благодаря науке. Инженерия подарила нам дома и автомобили, химия – лекарства и одежду, программирование

  • Характеристика и образ Веры в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  • Главные герои произведения Поднятая целина Шолохова

    Произведение «Поднятая целина» рассказывает события времен коллективизации в России. Произведение рассказывает нам о представителях рабочего класса, которые борются с, так называемыми, кулаками.

  • Поступки Хлестакова в комедии Ревизор сочинение

    В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова. Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.

  • Авторское отношение к Мцыри (к персонажу, герою Лермонтова)

    В произведении великого русского писателя (поэта) Михаила Юрьевича Лермонтова отсутствует прямое указание на отношение самого автора к главному персонажа поэмы. К примеру, в поэме «Евгений Онегин»

Основные мотивы лирики Лермонтова

Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.

Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение.

За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.

Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»).

Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, «пророческий», стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни. В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике. В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер («Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» («В избушке позднею порою)», «Плачь! Плачь! Израиля народ», «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян», поэма «Последний сын вольности», «Парус»). Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:

«Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу».
(«Унылый колокола звон»)

Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).

Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:

«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!»

Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).

Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:

«Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).

Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:

«Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).

Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».

Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.

Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).

Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:

«Час разлуки, час свиданья,
Им не радость ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль…
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!».
(«Демон»)

Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.

Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.

Краткое описание и характеристика мотивов творчества Михаила Лермонтова пригодится ученикам 9 классов для презентации или сочинения на тему «Основные мотивы лирики Лермонтова».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Темы и мотивы лирики Лермонтова

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич — великий русский писатель и поэт 19 века. Он жил в эпоху романтизма и в связи с этим, его произведения точно также как и произведения других российских писателей, того времени пронизаны чувственностью и меланхоличностью. Его первое дебютное стихотворение “Весна”, было прекрасным отражением настроения того времени, среди писателей.

Природа— стала одним из основных мотивов лирики Лермонтова. Он описывал её не только пером, но и кистью, ведь помимо всего прочего он рисовал красивейшие пейзажи. Другим известным и популярным в то время мотивом был героизм. Свобода выбора, железная воля и прославленные подвиги и отважные  поступки главных героев. Все это завораживало и покоряло сердца публики. Одним из произведений, у которого и сейчас много поклонников стал роман “ Герой нашего времени”.

Он посвящен общественным проблемам, а также социальному не равноправию, царившему в то время на русской земле. Эта тема нашла множество откликов в его произведениях. Например в поэме “Последний сын вольности”, или стихотворениях “Воля”, “Прощай немытая Россия”.

Мотив неволи также ярко выражен в творчестве Лермонтова. Это является следствием политических настроений того времени, которые он разделял. Так “Мцыри” и “Узник”, стали одними из самых главных тематических работ. Непонимание общества, неприятие серой массы обывателей были остро поставлены во главу угла всего творчества великого писателя. То, что он ощущал одиночество и жаждал изменений, но не находил отклика в сердцах людей, стало для него роковым знамением.

Так стихотворение “Пророк” и “Смерти поэта” были явными признаками предчувствия собственной погибели и беспомощности. Лермонтов как натура чувственная и лирическая, обращает свой взор к религии. Библейские мотивы были одними из важнейших и центральных в творчестве писателя. Ярко выражено это в таких стихотворениях как “Молитва” и “Демон”. Церковные мотивы носили больше героический характер, нежели смиренный. Бунтующая душа поэта не признавала поражений и стремилась к победам. К которым и призывала русский народ. За такие призывы Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ. Что также оставила отметку на его творчестве. Она прослеживается в произведениях “Синие горы Кавказа” и “Узник”. Лермонтов до последнего дня своей жизни оставался настоящим героем, совершившим подвиги. Настоящий офицер гвардии, прошедший войну, с твердым характером, но чувствительной душой, был натурой все же сентиментальной внутри, хоть и дерзкой снаружи. Лермонтов как и его кумир А. С. Пушкин умер на дуэли.

Темы и мотивы лирики Лермонтова сочинение

Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский: «…все, все в поэзии Лермонтова — и небо и земля, и рай и ад…» (В.Г.Белинский). Каждое стихотворение требует при­стального внимания и изучения как само по себе, так и в ряду других, близких по теме (таким образом были представлены тексты в статьях о Жуковском и Пушкине). Своеобразие художественного мира Лермонтова позволяет по-иному подойти к организации-мате­риала: сгруппировать стихотворения вокруг центрального мотива всего творчества поэта — мотива одиночества. Именно чувство одиноче­ства питает трагическое мироощущение поэта: «…в них уже нет на­дежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чув­ства… Нет нигде пушкинского разгула налиру жизни; но везде воп­росы, которые мрачат душу, леденят сердце…» (В.Г.Белинский).

Чувство одиночества лейтмотивом проходит почти сквозь все про­изведения Лермонтова, обусловливает характерное для Лермонтова разочарование в романтических идеалах (любовь, дружба, поэзия, природа). Однако мотив одиночества не остается неизменным. Тра­диционное романтическое противопоставление серой толпы и сто­ящей над ней исключительной личности приобретает с течением вре­мени трагическую окраску: герой ищет и не находит пути к людям. Если в 1837 году («Смерть поэта») одиночество проникнуто ощуще­нием избранности, воспринимается как способ противостояния миру, то в сороковые годы оно оборачивается иной стороной: чувством изгнанничества. Это связано не столько с изменением положения поэта в мире, сколько с эволюцией его внутреннего мироощущения, усталостью от вечных скитаний между небом и волнами: «приюта он просит с тоскою глубокой» («Листок»).

Лирический герой Лермонтова не может слиться Миром

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…

Всеобщая разобщенность, трагическая безысходность одиночества воспринимается как закон бытия.

У истоков лермонтовского мироощущения лежит «Парус».

«Парус» (1852)

«Стихотворение можно рассматривать как своего рода предельное выражение романтического мироощущения Лермонтова… В «Пару­се» выявлен кризис романтического индивидуализма, открыта траге­дия вечного несогласия» (В.Г. Маранцман, М.М. Гиршман).

Какие образы стихотворения позволяют сделать вывод о «тра­гедии вечного несогласия»? Какое состояние природы изображено в каждой строфе? Почему парус не удовлетворен ни одним? На­сколько определенны его мечты, идеалы?

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури.
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Мотив одиночества пронизывает всю лирику, объединяет все тема­тические ряды, отражает разлад в душе лирического героя.

Одиночество в теме родины предстает в нескольких аспектах: от­даленность от славного прошлого («Бородино») и трагическая разоб­щенность с современниками.

«Родина всегда занимала значительное место в лирике Лермон­това. Обреченный на одиночество, герой его лирики напряженно переживал свое отношение к ней. С самого начала, говоря о стра-

не, где «стонет человек от рабства и цепей», он вынужден был с болью признать: «Друг! этот край… моя отчизна» («Жалобы тур­ка», 1829).

…Устремленность к родине, тяготение к ней не оставляют героя лирики Лермонтова уже в раннем творчестве, тем более в зрелом:

Боюсь сказать! — душа дрожит!
Что, если я со дня изгнанья
Совсем на Родине забыт
(«Спеша на север из далека», 1837)

(У.Р. Фохт)

Невозможность для лирического героя найти в настоящем «род­ную душу» предопределяет перенесение поисков в историческое прошлое: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлю­щее в бездействии, зависть к великому прошедшему, полному сла­вы и великих дел… Эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодования» (В.Г. Белинский).

«Дума» (1858)

В «Думе» мотив одиночества, неприятия современности оборачива­ется парадоксальной близостью эпохе: лирический герой оказывает­ся носителем пороков, которые он сам неутомимо обличает. Прочи­тайте высказывания исследователей о «Думе ». Докажите текстом основные положения каждого.

«Значение «Думы» как одной из важнейших идейных деклараций Лермонтова — в развернутой аналитической критике современного ему поколения и в том, что к числу представителей поколения поэт относит и самого себя. Эта последняя особенность становится важной и знаменательной, если вспомнить, что согласно романтической эсте­тике лирический герой по своим изначальным качествам не зависел от среды и не подлежал критике («Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен…»). Предметом крити­ки и отрицания является в них не современное поколение вообще, а наиболее реакционные силы русского самодержавия. Герой и среда, как было и у раннего Лермонтова, поставлены здесь в непримиримо враждебные отношения между собой» (Д.Е. Максимов).

«Личную трагедию Лермонтов осмыслил как трагедию поколения. Уже в первой строке лирическое «я», социальное раздумье которого составляет предмет стихотворения, становится частью «обличаемого» целого («наше»): «Все то, что присуще поколению, присуще и автору, и это делает его разоблачение особенно горьким» (Ю.М. Лотман). Лирическое «я » как бы находится в двух сферах: включенное в круг «поко­ленья», оно подчеркнутым «неравнодушием», духовной мукой выво­дится за его пределы, выступая одновременно и осуждающим и осуж­даемым. «Обличенье» исходит от лица «я», глядящего на «поколенье» и с высоты личного сознанья («я гляжу»), и изнутри («наше»). Двойной угол зрения создает ряд конфликтных ситуаций как между «я» и «поколеньем», так и внутри «я»; порываясь подняться над уровнем сознания «поколенья », лирическое «я » осознает тщетность личных уси­лий, обнаруживая в себе пороки и слабости «поколенья», — в нем контрастно сочетаются порыв к борьбе и обреченность, чувство личной исключительности и переживание ее утраты… Если раньше Лермонтов обвинял жизнь, которая постоянно обманывала его надежды, то здесь он словно сам не оправдал предназначения судьбы» (В.И. Коровин). Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший цвет навеки извлекли
Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Покажите, как в системе сравнений раскрывается суть «поте­рянного поколения». Можно ли по «Думе» судить о положитель­ных идеалах Лермонтова? Какими должны быть отношения к добру и злу, к себе и к людям, к радости и горю, к прошлому и будущему?

Согласны ли вы с высказыванием Белинского: «…это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. » Сопоставь­те это высказывание с мнением критика о стихотворении «И скучно и грустно, и некому руку подать…»: «похоронная песня всей жизни, оправданная самой реальностью».

Покажите, как в стихотворении развенчиваются все традици­онные идеалы романтизма: мечты, любовь, страсти.

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы
Любить… Но кого же?., на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти9 — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка…
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)

Обратите внимание на сложность композиции стихотворения: «коль­цо» из настоящего (новогодний бал) вокруг воспоминаний о про­шлом, центром которого являются мечты о будущей любви. Почему новогодний бал не приносит радости лирическому герою? Найди­те в тексте стихотворения те характеристики окружения лири­ческого героя} которые делают понятным его стремление к оди­ночеству.

Как чувство «обмана в жизни » усиливается контрастным сопо­ставлением мечты о любви и окружающих лирического героя жен­щин? Какие художественные средства способствуют их противо­поставлению?

1-е января

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места; высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О,     как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

«Значение стихотворения не сводится только к обличению «боль­шого света». Тема маскарада здесь … глубоко символична. Обнару­живается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказы­вается призрачным, видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, опи­санной точным, вещественно-предметным языком» (Л.Н. Назарова, Э.Э. Найдич).

Одиночество в теме поэта и поэзии также раскрывается в двух направлениях: противопоставление поэта к толпы (избранничество) и трагедия одиночества (изгнанничество), невозможность выполнить свое назначение («Поэт», «Пророк»):

Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово.

«Смерть поэта» (1857)

Проследите, как в стихотворении развивается романтическая идея противостояния поэта толпе.

Каким предстает поэт? Выделите в тексте все характеристи­ки; подумайте, можно ли их отнести только к Пушкину или к другим поэтам тоже (сопоставьте стихотворения «Смерть по­эта» и «Поэт» (1838)).

Каков образ света в стихотворении? Может ли поэт найти «родную душу» в свете? Закономерна ли судьба поэта?

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой1..

Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор1 Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?

Что ж?., веселитесь… он мучений Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Согласны ли бы с мнением исследователя: «Здесь и горечь сожа­ления, и как бы упрек Пушкину: поэт не должен принимать законы «ничтожного света», не должен вступать в круг принятых в нем норм поведения и морали» (И.С. Чистова)?

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей? .

И прежний сняв венок — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело:

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет,

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:.

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

«Поэт» (1858)

Покажите, что в основе стихотворения — романтическое про­тивопоставление прошлого и настоящего. Как Лермонтов рисует былое единство поэта и народа, какие сравнения использует?

Как показаны в стихотворении современное общество и совре­менный поэт? Нужны ли они друг другу? В чем их близость?

Чем отличается истинный поэт от «осмеянного пророка»? Кому (чему) служит каждый
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы.
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

«Пророк» (1841)

«В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «пророка» раскрывается им как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества, враждебного «любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагической разоб­щенности интеллигенции и народа, их непонимания» (О.В. Миллер).

В чем причина одиночества поэта? Почему он не может реали­зовать свое назначение?

Сравните образ пустыни в «Пророке» Пушкина и Лермонтова. Можно ли лермонтовского «Пророка» рассматривать как про­должение и противопоставление пушкинскому? Докажите свою

точку зрения анализом текста.

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня.

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец! хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами.

Смотрите ж, дети, на него,

Как он угрюм, и худ, и бледен,

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

«Создавая образ современного поэта, Лермонтов лишал его того вы­сокого ореола, которым он был окружен в романтической литературе и отчасти у самого Лермонтова в начале 30-х годов. Лермонтов резко различает здесь возвышенный, пока еще недоступный идеал поэта и представление о реальном лирике-стихотворце, современнике Николая I     и Бенкендорфа. Идеальный поэт для Лермонтова — не мистик и не одинокий провидец, вдохновляемый божественными видениями, каким его рисовали многие романтики, а народный трибун, который своим «простым и гордым языком» «воспламенял бойца для битвы» («Поэт», 1838). Современный поэт в современных условиях не может подняться до этого идеала и переживает глубокий кризис. Трагедия поэта — в том, что он разобщен с народом и даже с теми, кого Лермонтов называ­ет толпой — смешанным, разноликим окружением поэта.

Он разошелся с толпой не только потому, что она недостойна его и не может его понять, но и потому, что он сам, предавшись поэти­ческой игре, перестал понимать простую и трагическую правду тол­пы («Не верь себе…», 1839). Лермонтов хочет, чтобы поэт проснулся, вспомнил о своей гражданской пророческой миссии и вместе с тем не видит реального для того времени пути к ее успешному вы­полнению» (Д.Е. Максимов).

Мотив одиночества в теме родины (непричастность славному про­шлому, парадоксальная со- и противопоставленность современникам), в теме поэта и поэзии (разобщенность со слушателями) раскрывает трагическую неслиянность лирического героя с общественной сферой бытия. Это способствует большей сосредоточенности на личной, ин­тимной области жизни — попытках найти «душу родную» в любви, дружбе, увидеть отголоски своих переживаний в природе, в вечных вопросах бытия, скрыться, в конце концов, от враждебного мира в глубины собственной души. Драматизм мироощущения лирического героя усиливается тем, что он постоянно разочаровывается во всех этих романтических идеалах и его одиночество постепенно осознается как полное и безысходное. Однако на этом общем фоне беспросветно­го трагизма иногда возникают отблески душевной гармонии, хоть крат­кого и мимолетного, но приобщения к жизни «божеско-всемирной».

В любовной лирике на раннем этапе чувство одиночества питается ощущением непонимания, обмана со стороны женщины («Нищий»). Позже, «заглядывая в себя», лирический герой обнаруживает соб­ственную неспособность наслаждаться счастьем: память о прошлом и предчувствие будущего не дают упоения настоящим («Отчего», «Нет, не тебя так пылко я люблю»). В позднем творчестве лиричес­кий герой разочаровывается в самом чувстве любви («вечно любить невозможно»). Но трагические мироощущения не исчерпывают эмо­циональной палитры любовной лирики Лермонтова, о чем свидетель­ствуют и такое стихотворение, как «Молитва».

«Молитва» (1857)

Стихотворение «строится как монолог лирического героя — мольба

о счастье любимой женщины, о ее душе (вероятно, о В.А. Лопухи­ной). В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится. В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, оди­нокого странника с «пустынной душой », отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини — ее нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного ». Мольба за нее освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духов­ного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересо­ванности в судьбе другого человека. «Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов: существование «незлобного сер­дца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования », в котором «теплая заступница » охраняет весь жиз­ненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смер­ти. Вместе в тем герой отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе, как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной «пустынной души» (Т.Г. Динесман).

Как вырисовывается облик лирического героя в сопоставлении с «девой невинной »? В чем он видит счастье? Выделите в тексте художественные средства, подчеркивающие противопоставленность персонажей: отношение с людьми; восприятие мира (вспомните более раннее: «в моей душе, как в океане, надежд разбитых груз лежит»); душевную настроенность ( «стих, облитый горечью и злостью» — и «сердце незлобное»).

Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную

«Завещание» (1840)

«Завещание» — образец так называемой «ролевой» лирики, когда непосредственно раскрывается внутренний мир героя, явно отличного от автора. На основе анализа речевой системы стихотворения (разго­ворная речь у отсутствие специальных художественных средств — метафор, эпитетов) сделайте вывод о социальной принадлежности, культурном и образовательном уровне субъекта повествования.

Насколько близки чувства персонажа «Завещания» мироощуще­нию лирического героя других стихотворений Лермонтова?

Почему Лермонтов передоверяет повествование другому лицу у как это способствует глобальности, масштабности выводов о трагичности человеческого существования?

Согласны ли вы с мнением критиков:

«…Последние стихи этой пьесы насквозь проникнуты леденящим душу неверием в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человека» (В.Г. Белинский);

«Герой «Завещания»… думает о своей отверженности, трагическом одиночестве, роковом неустройстве своей, а может быть, и всеобщей жизни…» (Д.Е. Максимов).

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть;
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж.. Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали И чтоб меня не ждали
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)

Что мешает лирическому герою чувствовать себя счастливым? Сопоставьте внешнее и внутреннее проявление чувства ( «так пылко я люблю» — «не тебя»).

Как проявляется в стихотворении характерная для лирического героя Лермонтова рефлексия, то качество, о котором устами Печорина сказано: «Я давно уже живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, дру­гой мыслит и судит его ».

1

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

2

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

3

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей

«Сон» (1841)

«Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращаю­щие друг другу свои отражения.

… В художественном пространстве баллады как бы сбывается и до конца уясняется живший в Лермонтове образ идеальной любви, ока­завшейся провидческой. И такая любовь, которую лишь в смертном сне, но успел — силой собственного прозрения — увидеть герой стихотворения, выводит тему смерти из абсолютного, замкнутого трагизма » (Б. Эйхенбаум).

Сопоставьте высказывание исследователя о «роковой неустро­енности жизни» (Максимов) и о «выведении темы из замкнутого трагизма » (Эйхенбаум). Нет ли здесь противоречий? Усиливает или ослабляет трагедию всеобщего одиночества возможность иде­альной любви?

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Обратитесь к стихотворению «И скучно, и грустно…».

Покажите, как в строках «Любить… но кого же…» прослежи­вается разочарование лирического героя в самой любви как роман­тическом идеале.

Чем обусловлено одиночество лирического героя, кто виноват в его личной неустроенности (женщины, он сам, судьба)? Подтвер­дите вашу точку зрения анализом текста.

В пейзажной лирике ярко представлены оба полюса «пейзажа души»: одновременное чувство причастности миру и безысходность одино­чества.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837) за­печатлены редкие мгновения гармоничного слияния с природой, с миром и связанное с ним состояние внутренней просветленности.

Обратите внимание на построение стихотворения. Оно представля­ет собой одно предложение: первые три части изображают время и условия достижения счастья. Как быстрая смена времени (осень — весна у утро — вечер) способствует созданию чувства мимолет­ности, непостоянства душевной гармонии?

Какую роль играет упоминание сна? Можно ли стихотворение рассматривать в русле традиционного романтического двоеми- рия? Сравните образ сна в этом стихотворении и в стихотворе­нии «Как часто у пестрою толпою окружен…» Так возможно ли счастье на земле?

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива Под сенью сладостной зеленого листка;
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда родом он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле.
И в небесах я вижу Бога…

«Утес» (1841)

«Ведущий мотив стихотворения — трагедия одиночества — прочи­тывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность человеческой связи вообще.

Кратковременность чувства не нуждается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена несходством самих жизненных судеб, неизбежной разнородностью духовного опыта. Лермонтовское оди­ночество, обычно гордое и мятежное, открыто осознаваемое как вызов миру, здесь лишено полемичности, вселенского масштаба: это естественно устоявшаяся, внутренняя форма реального бытия.

…«Тучка» и «утес» отнесены к разным природным стихиям: лету­чая, быстрая и беспечная «тучка» противоположна по всем этим признакам вечно неподвижному, монолитному утесу, и этот кон­траст вызывает целый ряд ассоциаций (характерно, что у Лермонто­ва «одиноко плачущим» оказывается камень, утес-великан, символ прочной и уверенной в себе силы)» (Л.М. Щемелева).

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

В философской лирике как бы подводятся итоги того, что уже вырисовывается в стихотворениях иной „тематики: всеобщая разоб­щенность, трагическая безысходность — закон жизни.

«Выношу один и на дорогу…» (1841)

Какими средствами рисует Лермонтов гармонию в природе, единство земли и неба, как одно отражается в другом и объединяется с ним?

Как представляет себе лирический герой гармонию? Возможно ли такое преодоление одиночества, о котором мечтает лиричес­кий герой? Обратите внимание на значимость образа сна в лирике Лермонтова. Вспомните стихотворения, в которых возникает этот образ, определите его функцию в каждом. Есть ли общее у сна и мечты в художественном мире Лермонтова?

Почему в стихотворении возникает настроение просветленнос­ти, причастности гармонии бытия?

Сравните композицию стихотворения с «Узником» Пушкина и Лермонтова (место в стихотворении мечты и действительного положения лирического героя).

1

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит…

2

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом. .

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

3

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя’

Я б хотел забыться и заснуть!

4

Но не тем холодным сном могилы..

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…

5

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Подводя итоги размышлениям Лермонтова о судьбе человека в мире, подумайте, возможна ли для поэта устойчивая гармония с миром, кто или что мешает этому? В чем причина одиночества — в самом человеке, в окружающих людях или это закон бытия? Отметьте, что не на все вопросы лирический герой Лермонтова дает однозначные ответы.

«Зрелая лирика Лермонтова устремлена к тому, что названо Белин­ским «поэзией действительности». Герой Лермонтова стал проще и ближе к людям. Сложный философско-психологический анализ, на­правленный у молодого Лермонтова главным образом на его лиричес­кого героя, сосредоточивается во втором периоде также и на явлени­ях, стоящих за пределами авторской личности»(Д.Е. Максимов).

Отзывы о лирике Лермонтова 9 класс

Лирика М.Лермонтова — это что-то особенное для меня. Со школьной скамьи на всю жизнь врезался его «Парус». И вот уже прошел не один десяток лет, а помнится и воображение рисует лазурное море и луч Солнца золотой в его гениальном стихе. Несомненно то, что мотивы одиночества звучат во многих его лирических сочинениях. И в «Бородино», как мне кажется, также. Но все их пронизывает любовь к Родине

Могу с уверенностью сказать, что Лермонтов — один из моих любимых поэтов. В моих глазах ему проигрывает даже Пушкин. Имя Михаила Юрьевича в первую очередь у меня ассоциируется со стихотворением Парус. Конечно, у него есть масса замечательных произведений — Мцыри, Бородино, Герой нашего времени и множество других. Но почему-то именно Парус я воспринимаю наиболее глубоко. Быть может в этом стихотворении есть некая частичка меня…

Очень люблю раннюю лирику Лермонтова, особенно небольшие и чувственные стихотворения о любви и жизни. Но всё же на первом месте у меня стоит сейчас современная литература — фантастика братьев Стругацких. Лермонтова читаю для души в свободное от работы время. Приятно видеть, что столько людей интересуются его творчеством.

Сочинение для 9 класса

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Несколько интересных сочинений

  • Почему Родион Раскольников убил старуху-процентщицу

    Главным героем романа является молодой человек по имени Радион Раскольников. Никаким образом невозможно оправдать его преступление, здесь никакая из причин не является достаточно веской.

  • Образ и характеристика Графини в Пиковой даме Пушкина сочинение

    Одним из главных персонажей произведения является графиня Анна Федотовна Томская, представляющаяся автором в образе восьмидесятилетней старухи

  • Сочинение по картине Первые зрители Сыромятниковой для 6 класса (описание)

    Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» залита солнечным светом. Здесь присутствуют элементы сразу нескольких жанров: портрет двух любопытных мальчиков, чудесный пейзаж за окном, бытовой жанр – обстановка комнаты. Все они гармонируют между собой

  • Семья Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение

    Лев Николаевич Толстой отвел семье Болконских основную роль в своем романе-эпопее. Эта семья выглядит несчастливой, не умея найти общий язык, не столько друг с другом, сколько с отцом семейства.

  • Цыганок характеристика и образ в повести Детство Горького сочинение

    Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт. Несмотря на столь короткую жизнь, он успел оставить нам богатое наследие, которым мы должны гордиться и ценить.

Творчество Лермонтова – вершина господства и расцвета периода русского романтизма.

М.Ю. Лермонтов родился в семье дворянского происхождения, но несмотря на, высокое положение в обществе, судьба его сложилась весьма трагически. Когда мальчику было 2,5 года умирает мать, и его воспитанием занялась бабушка, по материнской линии, очень властная женщина, она запретила отцу видеться с сыном.

Эта страница биографии поэта является причиной появления в творчестве Лермонтова темы одиночества («Парус»). Эта тема присутствует в каждом произведении.

Тема одиночества связана с темой отчужденности («И скучно и грустно»). Обе темы переплетаются между собой невидимыми нитями, и порой трудно определить, какая тема присутствует в данном произведении.

Тема любви – ода из первых тем творчества все первые творческие годы посвящены этой теме («Нищий»). Но автор не видит счастья в любви, она всегда неразделённая, трагическая.

Тема свободы— ещё одна из главных тем творчества. Она показана волей и неволей («Мцыри», «Узник»). Автор не приемлет того устоя государства, того правительства, которое находится у власти, а «верхи» в свою очередь не любят Лермонтова за его правду о режиме, за его независимость, за его бунтарский дух, тем самым отправляя его, то в ссылки, то в очаг боевых действий. Герои его произведений находятся в борьбе за свободу, за независимость. Он чётко отделяет понятия «Родина» и «Государство». Государство- это прогнившая правящая верхушка («Предсказание», «Прощай, немытая Россия»), а Родина –это что-то родное, близкое, доброе, понимающее.

Тема Родины неразрывно связана с темой природы. Автор показывает свою любовь к природе, к явлениям природы, во многих произведениях можно увидеть словесные зарисовки природы («желтеющая нива» -и мы видим как колышется на ветру нива, «звучный ручей» — и мы слышим звук бегущего ручья) описание пейзажа, при прочтении которых можно представить перед собой картину, как будто бы она нарисована той палитрой которую используют художники.

Очень важной темой в творчестве М. Ю. Лермонтова была критика общества – тема толпы. Он был недоволен средой, в которой ему приходилось существовать. Общество показано мелочным, праздным, с отсутствием внутренней глубины. Поэт задыхался, живя в таком обществе

В творчестве Лермонтова темы и мотивы связаны между собой, всегда в произведении будет присутствовать тема одиночества (одной из главных) и любая другая будь то: природа, любовь, свобода.

М. Ю. Лермонтов не только поэт и писатель, а воплощение человеческого достоинства, пылкая душа и глубочайший ум. В его произведениях чувствуется энергия, сила духа, внимательно читающий заряжается этой энергией.

Сочинение №2

Множество творений русских поэтов направленно в так называемый русский романтизм. В данном направлении работал известный поэт Лермонтов, который оставил ощутимый след в истории русской литературы.

Одной из главных тем в произведениях Лермонтова является одиночество. Данная тема для поэта являлась очень близкой, он считал одиночество своим нормальным состоянием. Тема одиночества рассматривается на примере борьбы лирического героя против народа, толпы, но этот спор или конфликт никогда не разрешается. Лермонтов много раз давал понять, что состояние одиночества нужно просто пережить, переждать. Но, в итоге выходит так, что лирический герой так и остается один в поисках своего душевного спокойствия. Кроме этого, данная тема поднимается в случаях, когда герою необходимо освободится от всего мира, от его шума и суеты.

В произведениях Лермонтова иногда поднимаются вопросы свободы и неволи. Лермонтов четко подчеркивает факт того, что именно свобода является для него самым ценным в мире. Героям произведений таких как «Мцыри», «Воля» и других, приходится отстаивать свою свободу, искать ее и бороться за неё. Так же стоит отметить, что темы и мотивы в творчестве поэта очень близко проходят друг возле друга, а некоторые даже переплетаются. Например, одиночество начинает переплетаться с природой. Это связано с тем, что в поисках душевного спокойствия, лирический герой обращается к природе. Герой наслаждается всеми красотами природы, никак не может налюбоваться ними.

Лермонтов очень стремился разобраться в чем же заключается суть данной эпохи времени, для этого он в своих произведениях рассматривает некий образ толпы, высшего общества того времени. Поэт довольно критично относится к обществу, он не понимает мелочность и зависть некоторых людей. Так же ему не понятно, почему людям ничего не интересно, никто не проявляет инициативу, все очень ленивы. Народ перестал думать, работает в стране стадный инстинкт. От такой толпы и пытается сбежать лирический герой Лермонтова в произведениях « Гусар» и других.

Когда поэт приходит к теме природы, он использует сопоставление, а именно сравнивание природы и государства. Благодаря этому приему, поэт высказывает свои неприятельские настроения по поводу нынешней власти. Автор подчеркивает всю черноту и гниль верхушки правления страны.

В произведениях Лермонтова всплывает и тема любви, но довольно пессимистично. Автор всегда рассматривает данную тему так, что любовь всегда не взаимна. Кроме этого, каждый по-своему может понимать данное светлое чувство. Лирические герои очень болезненно переживают не взаимность данного чувства, ведь любовь для них это что-то настоящее, искреннее. А вот дамы, напротив легко переносят разочарования в любви в произведениях Лермонтова. Это обусловлено тем, что Лермонтов показывает легкое отношение дам к любви, для них это развлечение, маленькая интрижка.

Автор затрагивал множество тем, выше представлены только основные, ведь все темы невозможно рассмотреть, настолько обширное и всесторонне было творчество Лермонтова.

10 класс

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова
Сейчас читают:

  • Анализ поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

    Михаил Юрьевич Лермонтов наиболее предпочитал писать в жанре поэмы. Им написано достаточно много поэм, но одним из самых любимых его творений было произведение «Мцыри». Именно эту поэму он с удовольствием декламировал по случаю именин Гоголя,

  • Сочинение на тему Летняя ночь 4 класс

    Лето – это отличное время года. Летом очень тепло, нет необходимости надевать теплую одежду, и хочется очень много времени проводить на улице. В последнее время лето очень жаркое.

  • Сочинение Жизненные ценностии ОГЭ 15.3 9 класс

    У каждого человека есть ориентиры, на которые он опирается на жизненном пути. Кто-то считает важным родительский авторитет, другой — библейские правила. Большинство руководствуется моральными принципами,

  • Сочинение на тему Снег идет

    Конец осени. Листья разноцветными кучками лежат на земле. Все: холмы и пригорки, деревья, кусты, травы засыпают. Крепко спят животные и насекомые. Они, плотно закрыли, входы домиков-муравейников,

  • Сочинение по картине Левитана Тихая обитель 4 класс

    Этот известных художник, является непревзойденным мастером пейзажного жанре, так как большинство его работ выполнена этом виде, но нужно отметить, что основное место в его работах занимает церковная тематика. Карина «Тихая обитель»,

  • История создания романа Обломов Гончарова сочинение

    Известный не только в нашей стране роман Гончарова «Обломов» уже очень давно стал одним из знаковых, и популярных произведений русской литературы девятнадцатого века, из всевозможных, написанных в то время произведений.

  • Основные мотивы лирики брюсова сочинение
  • Основные мотивы лирики бальмонта сочинение
  • Основные критерии итогового сочинения
  • Основные герои сказки спящая царевна
  • Основные герои сказки о царе салтане