Основные образы сказки о мертвой царевне и о семи богатырях урок в 5 классе презентация

Слайд 1

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота Руставели

Слайд 2

Вспомните, чем отличается народная сказка от литературной?

Слайд 3

Сходства и различия сказок Русская народная сказка Литературная сказка — построение сказки (присказка, зачин, концовка) — сюжет (динамичный, стремительный, фантастический) — положительные и отрицательные герои конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил. народ-сказитель Конкретный человек (писатель)

Слайд 4

Какие сказки Пушкина вам известны? «Сказка о золотой рыбке»

Слайд 5

«Сказка о царе Салтане »

Слайд 6

«Сказка о золотом петушке»

Слайд 7

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Слайд 12

Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье. (Школьный философский словарь) Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный. (Словарь живого русского языка Владимира Даля) Что такое добро и зло? Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Слайд 13

В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Назовите положительных героев народных сказок и отрицательных.

Слайд 14

К какому столбцу мы отнесем Чернавку? Положительные герои Отрицательные герои Мачеха Семь богатырей Молодая царевна Явления природы: Солнце, Месяц, Ветер Собака Соколко Зеркальце (всегда говорит правду) Назовите положительных и отрицательных героев «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Слайд 15

Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Слайд 16

Сравнительная характеристика героев Царевна Царица Внешность Высока Стройна Бела Белолица Чербноброва Поведение и характер Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Красавица-душа Милая Приветлива

Слайд 17

Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Слайд 18

Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне ? Обладает ли добрый человек такими чувствами? А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Слайд 19

И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Слайд 20

Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “ Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Слайд 21

Подумайте , пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

Слайд 22

Выберите отрывок из сказки и выучите его наизусть. Домашнее задание

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Фрагмент рабочей тетради
  • по литературе
  • 5 класс

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

  • Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
  • П. Бажов
  • В Москве прошло детство А. С. Пушкина
  • Мать поэта Надежда Осиповна
  • Отец Сергей Львович
  • Дядя Василий Львович
  • Брат поэта Лев Сергеевич
  • Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

Основные образы сказки

  • ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
  • ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
  • ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
  • Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.
  • ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
  • Между тем росла, росла,
  • Поднялась и расцвела..
  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Практическая работа

  • Царского происхождения, умны, красивы
  • Царица
  • Царевна
  • Злая
  • Завистливая
  • Гордая
  • Своенравная
  • Ленивая
  • Грубая
  • Надменная
  • Жестокосердная
  • Добрая
  • Бескорыстная
  • Скромная
  • Кроткая
  • Трудолюбивая
  • Вежливая
  • Простая
  • Добродетельная

Помощники царевны

  • ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
  • ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
  • ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
  • ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Будьте внимательны к слову

  • Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва
  • Т. Маврина
  • Е. Пашков
  • В. Милашевский
  • В. Конашевич
  • ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  • В. Назарук

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
  • В путь-дорогу снарядился,
  • И царица у окна
  • Села ждать его одна.
  • Парная
  • Там на неведомых дорожках
  • Следы невиданных зверей;
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей..
  • Перекрестная

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Использованная литература

  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
  • ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
  • http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
  • http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
  • http://www.bookmate.ru/books/255032
  • http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
  • ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
  • Интернет-ресурсы. Режим доступа:


1



2


А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


3


Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». П. Бажов


4


Сказка – повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка – повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.


5


Литературная сказка Сочинил народ, передавались от одного поколения к другому.Сочинил народ, передавались от одного поколения к другому. Сочинил писатель и записал в момент создания.Сочинил писатель и записал в момент создания.


6


Волшебная сказка Порицаются недостатки человека: глупость, жадность, жестокость и т.д.Порицаются недостатки человека: глупость, жадность, жестокость и т.д. Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.


7


Секреты литературной сказки Секрет внезапного чуда Секрет внезапного чуда Секрет неожиданной точки зрения Секрет неожиданной точки зрения Секрет загадочной детали.Секрет загадочной детали. Подтекст Подтекст Поучительный вывод Поучительный вывод


8


Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.


9



10


Зеркало В славянской мифологии зеркало – связь с потусторонним миром. В славянской мифологии зеркало – связь с потусторонним миром. Считалось, что зеркалами пользуются колдуны и чародеи. Считалось, что зеркалами пользуются колдуны и чародеи.


11


Чернавка Служанка для чёрной работы


12


Черный Черный (цвет) – антипод белого, символ смерти, мрака, ночи. символ смерти, мрака, ночи. Цвет траура. Цвет траура. С черным цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные стороны, С черным цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные стороны, в том числе и черная магия, ведьмовство. в том числе и черная магия, ведьмовство.


13


Цифра 7 В славянской мифологии цифра 7 — символ добра, добродетели, доброго участия в чьей-то судьбе.


14


Яблоко В славянской мифологии яблоко означает плодородие, любовь, но вместе с тем обманчивость и смерть.


15


Хрусталь Символ чистоты, невинности, простоты.


16


Елисей Значение имени – спаситель.


17


А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.цитатный план. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему? Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?


18


Цитатный план «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..» «Будь нам милая сестрица» «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить» «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..» «В руки яблочко взяла» «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..» «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет» «Гроб разбился. Дева вдруг ожила» «Свадьбу тотчас учинили»


19


Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих? Как отомстила царица-мачеха царевне? Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана? Основные образы сказки


20


Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом 1. Внешность царевны и ее внутренние качества. 2. Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея. 3. Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям. 4. Отношение автора к героине. Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение. сравнение.


21


Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например: Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела.. Сравнить – значит найти черты сходства и различия.


22


Царского происхождения, умны, красивы Царица Царевна Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая Добродетельная Практическая работа


23


Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в тетрадь. Определите способы рифмовки: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Парная


24


На уроке…

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
    смысл противопоставления злой царицы и царевны,
    красоты внешней и внутренней, роли
    художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения,
    лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная
презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”.
Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.

— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

— Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.

— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.

— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.

— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).

— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

— Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
    капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
    вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
    лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.

— А какие общие черты их соединяют?

— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?

— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.

— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.

Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).

Слайд №11.

— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;

— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;

— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему:
«Добро и красота в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»

Царица и царевна
в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях »
А.С.Пушкина

Автор: Почебыт Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Кондопоги
Республики Карелия

Цели урока:

Найти и сравнить портретное описание героинь сказки;
Сравнить
речь
поведение
отношение к окружающим
Составить сравнительную таблицу
Сделать вывод:
-Как автор относится к героиням сказки.
— В чем отличие литературной и народной сказки.

Царица

Портрет:

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Чёрной зависти полна…

Царица злая…
Злая мачеха

Речь царицы

Свет мой зеркальце…
Как ты смела обмануть меня! (к Чернавке)
Ах ты, мерзкое стекло!

Поведение царицы и её отношение к окружающим

Любуется собой
Приказывает
Хочет избавиться от царевны
Хочет быть единственной красавицей

Грубит, кричит
Разговаривает только с зеркалом
Злится от зависти к царевне
Видит в царевне соперницу (недруга)

Царевна

Портрет
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.
«А царевна все ж милее, всё ж румяней и белее».
Алые губки, белые руки.

Поведение царевны по отношению к окружающим

Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку…

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась…

От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила…

Приберёт и приготовит,
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.

«Пригрожу сама я псу
И кой- что тебе снесу».

Она его ласкать,
Треплет нежною рукою…

Речь царевны:

И взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные…
Всех я вас люблю сердечно…
Я не сержуся,-
Тихо молвила она…

Бабушка, постой немножко
Что, Соколко, что с тобою?

Сравнительная характеристика

Что сравниваем

Царица

Царевна

Портрет

Красива, но горда, горда, ломлива,своенравна и ревнива.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого

Речь

Грубая, высокомерная

Ласковая, тихая, скромная, доброжелательная

Поведение

Злится, завидует, грубит, недоброжелательная

Трудолюбивая, отзывчивая, верит в Бога, ласковая, не помнит зла

Отношение к другим

Ненавидит, никого не любит

Относится уважительно

Отношение автора

Не нравится

Нравится

Отношение к ним

Страх, боязнь

Все любят, всем мила

Вывод

Умирает

Оживает

Сравнение народной и литературной сказки

Чем отличаются

Народная сказка

Литературная сказка

Форма рассказывания

Устная

Письменная

Кто написал

Народ

Автор

Герои

Нет подробной характеристики, герой либо положительный, либо отрицательный

Более полная характеристика: портрета, речи, отношения к другим

Отношение автора

Не выражает своего отношения к героям

Выражает своё отношение к героям, дает оценку

Вывод

Вывод: А.С.Пушкин изображает царевну как идеал красоты, как внешне, так и внутренне. Красота в доброте, трудолюбии, любви к окружающим.
Царица не мила никому, её злоба к окружающим губительна миру.

Составьте синквейн по теме урока:

Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
Вторая строчка –  два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
Пятая строчка –  итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Подготовила: Ефремова А.

Подготовила: Ефремова А.

Каковы фольклорные источники сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»

Каковы фольклорные источники сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»

  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана она 4 ноября 1833 года в Болдино. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», написанной на 21 год раньше, чем сказка Пушкина, но оказывается это только на первый взгляд, на самом деле в её основе лежит сказочная история, рассказанная нянюшкой. В своей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкин литературно обработал главным образом широко известную русскую сказку «Волшебное зеркальце» (или «Падчерица»), записанную им в Михайловском со слов Арины Родионовны, то есть он почти ничего не выдумал, а использовал мотивы фольклора

Традиционные сюжетные мотивы и образы народной сказки

Традиционные сюжетные мотивы и образы народной сказки

  • Со сказками Гримм Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях имеет схожие черты с народной.
  • В русских народных сказках используются традиционные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «9», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.
  • Установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народными сказками заложено было изначально. Поэт выбрал традиционный для народных сказок сюжет: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости.

Традиционные сюжетные мотивы и образы народной сказки Большинство его произведений имеют схожие мотивы, одинаковое развитие событий. В них используются характерные для фольклорных сказок приемы: сюжетные повторы, зачины, разговоры с неодушевленными существами и прочие. Например, в сказке о мертвой царевне Елисей, путешествуя в поисках возлюбленной, обращается к ветру, солнцу, месяцу, спрашивая, где находится красавица. Этот прием часто встречается в произведениях устного народного творчества и служит своеобразным двигателем действия. Владимир Пропп (фольклорист и профессор) даже дал характеристику таким союзникам – «волшебные помощники», ведущие главного героя к цели.

Традиционные сюжетные мотивы и образы народной сказки

Большинство его произведений имеют схожие мотивы, одинаковое развитие событий. В них используются характерные для фольклорных сказок приемы:

  • сюжетные повторы,
  • зачины,
  • разговоры с неодушевленными существами и прочие.

Например, в сказке о мертвой царевне Елисей, путешествуя в поисках возлюбленной, обращается к ветру, солнцу, месяцу, спрашивая, где находится красавица.

Этот прием часто встречается в произведениях устного народного творчества и служит своеобразным двигателем действия. Владимир Пропп (фольклорист и профессор) даже дал характеристику таким союзникам – «волшебные помощники», ведущие главного героя к цели.

Взаимодействие фольклорного и литературного начала Примеры фольклорных слов, выражений, обращений и «литературного» стиля: Например, «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

Взаимодействие фольклорного и литературного начала

  • Примеры фольклорных слов, выражений, обращений и «литературного» стиля:

Например, «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

  • Во многих народных сказках нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.
  • Сопоставляя с другими сказками, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в)олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»

Взаимодействие фольклорного и литературного начала

Взаимодействие фольклорного и литературного начала

  • Русских сказках чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа:  «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».
  • Пушкинскую сказку роднит народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, зависть, обилие народных выражений, традиционных образов. Пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. С большим интересом читаешь его сказки. Действительно, просто прелесть! Как хорошо, что есть сказки А.С. Пушкина.
  • И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует « не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой »
  • На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что « авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе » , и « самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их ».

Взаимодействие фольклорного и литературного начала

Взаимодействие фольклорного и литературного начала

  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина похожа на волшебную народную сказку. В ней, как и в народной, идет борьба добра и зла, то есть действуют добрые герои (например,Царевна, семь богатырей, королевич Елисей) и злые (мачеха прежде всего). Так же, как в народной сказке, здесь добро одерживает победу над злом. Царевну отыскал Елисей, она ожила, а злая мачеха умерла — от злости на царевну и зависти к ней. Кстати, во многих народных сказках, как и в пушкинской, героиней является именно злая мачеха, которая обижает падчерицу, житья ей не дает. Кроме того, здесь одухотворяются силы природы и действуют как самостоятельные герои (Ветер, Солнце, Месяц).
  • В сюжете сказки есть путь героя (царевна бродит по лесу, находит дом семи богатырей, Елисей ищет царевну)
  • Если говорить о композиции сказки, то здесь, хоть и нет зачина (дается сразу экспозиция), зато есть концовка, как и в народной сказке:
  • В сказке есть троекратное повторение событий, используются волшебные числа (семь богатырей). В этой сказке, как и в волшебной народной, есть волшебные предметы (говорящее зеркало у царицы-мачехи)
  • Очень близок народной сказке и язык произведения А.С. Пушкина. Здесь мы слышим постоянные эпитеты (красна девица, темная ночка, солнце красное, светлая горница и др.), уменьшительно-ласкат­ельные суффиксы (белая ручка, белешенька земля).

Каковы особенности стиха сказки? Сделайте ритмиче­ский рисунок одной строфы, укажите особенности рифмовки В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях используются разные ритмы. Выделенными буквами показаны гласные, на которые приходится выделение интонацией, а курсивом выделены гласные без выделения: 1. «Ц а рь с ц а р и ц е ю  пр о ст и лс я » — четыре раза ударные чередуются с безударными. 2. « И  ц а р и ц а   у   о кн а » — ударных гласных четыре, а безударных всего три. Эти два вида ритма используются во всей сказке.

Каковы особенности стиха сказки? Сделайте ритмиче­ский рисунок одной строфы, укажите особенности рифмовки

  • В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях используются разные ритмы.

Выделенными буквами показаны гласные, на которые приходится выделение интонацией, а курсивом выделены гласные без выделения:

1. «Ц а рь с ц а р и ц е ю  пр о ст и лс я » — четыре раза ударные чередуются с безударными.

2. « И  ц а р и ц а   у   о кн а » — ударных гласных четыре, а безударных всего три.

Эти два вида ритма используются во всей сказке.

Каковы особенности стиха сказки? Сделайте ритмиче­ский рисунок одной строфы, укажите особенности рифмовки

Каковы особенности стиха сказки? Сделайте ритмиче­ский рисунок одной строфы, укажите особенности рифмовки

  • Основные направления сочинения по литературе 2022 года
  • Основные направления итогового сочинения 2022
  • Основные мотивы сказок о животных
  • Основные мотивы лирики пушкина сочинение 10 класс
  • Основные мотивы лирики лермонтова кратко сочинение