Основные положения сочинения в с соловьева русская идея

Владимиру
Соловьеву принадлежит заслуга
теоретического обоснования “русской
идеи”, которая кратко может быть
охарактеризована как идея богоизбранности
русского народа. Что есть русская идея?
Об этом он говорит в большой работе
Национальный вопрос в России и ряде
других работ, первая часть, которая
вышла в 1888 году, а в 1989 появилась вторая
часть этого сочинения. Находясь во
Франции, Соловьев прочитал лекцию на
тему “Русская идея”. “Идея нации, —
сказал он в этой лекции, — есть не то, что
она сама думает о себе во времени, но
то, что Бог думает о ней в вечности”.
Соловьев уверен, что у каждой нации есть
в мире свое предназначение, возложенное
на нее Богом, или, как он его называет,
ее “вселенская функция”, ибо человечество
представляет собой некий большой
организм, где все части связаны воедино
и только на первый взгляд может показаться,
что одна из них может быть вполне
самостоятельной и независимой. В чем
же предназначение русского народа?
Именно России отведена роль “строителя”
Вселенской церкви, а русскому народу,
в силу его промежуточного положения
между Западом и Востоком, — роль основного,
базисного народа для последующего
всеобщего объединения народов. Истинная
русская идея, считает Соловьев, — это
идея, “засвидетельствованная религиозным
характером народа, преобразованная и
указанная важнейшими событиями и
величайшими личностями нашей истории”.

Идеи,
высказанные Соловьевым в его сочинениях
и устных выступлениях, были ответом на
оживившиеся в конце века дискуссии,
которые оказались как бы продолжением
старого спора западников и славянофилов.
Еще в магистерской диссертации Соловьев
отрицает крайности обоих этих направлений.
С годами его стремление отмежеваться
от традиционного славянофильства,
сохранив дух патриотизма и любви к
своему народу становится все сильнее.
Соловьев понимал патриотизм не как
национальное бахвальство, а как долг
нации и ее интеллигенции осуществлять
самокритику. “ Истинная любовь к народу
желает ему действительного блага,
которое достигается только исполнением
нравственного закона, путем самоотречения.
Такая истинная любовь к народу, такой
настоящий патриотизм тем более, для
нас, русских, обязателен, что высший
идеал самого русского народа (идеал
“святой Руси”) вполне согласен с
нравственными требованиям и исключает
всякое национальное самолюбие и
самомнение”. Например, подлинная любовь
к русскому народу абсолютно несовместима,
по его мнению, с антисемитизмом. Усиленное
возбуждение племенной религиозной
вражды, как указывал Соловьев, “ в корне
развращает общество и может привести
к нравственному одичанию, особенно при
ныне уже заметном упадке гуманных идей
и при слабости юридического начала в
нашей жизни. А вот почему из одного
чувства национального самосохранения
следовало бы решительно осудить
антисемитское движение не только как
безнравственное, но и как крайне опасное
для будущности России”. Антисемитизм
был, в глазах Соловьева, одним из тягчайших
грехов русского национализма, но далеко
не главнейшим. Не менее отрицательным
было его отношение к национальной
“китайщине”, национальному самодовольству
и самопревознесению, к самодовольному
третированию культурных достижений
других народов Недостатком этим в полной
мере впавшие в национализм “младшие”
славянофилы. Соловьев отмечал, что в их
теориях мы имеем дела не с национальностью,
а с национализмом. Если национальность
“есть факт, который никем не игнорируется”,
то национализм — “ то же факт — на манер
чумы или сифилиса. Смертность сего факта
особенно стала чувствительна в настоящее
время, в противодействие ему вполне
своевременно и уместно”. Национализм
славянофильства таил в себе противоречие
между восхвалением народности и
подспудным барством, высокомерием по
отношению к теоретически превозносимому
народу. Одним из самых явных его
обнаружений Соловьев считал мысль, что
русский народ не способен к
государственно-политической деятельности
и потому предоставляет эту деятельность
правительству, не нуждаясь ни в каких
политических правах, не требуя их для
себя. Приведя с негодованием ряд цитат
из славянофильской “Руси”, утверждавшей,
будто русский народ есть народ
негосударственный, не стремящийся к
государственной власти, не желающий
для себя политических прав, не имеющий
в себе даже зародыша народного властолюбия,
а посему он предоставляет правительству
неограниченную власть государственную.
Соловьев в разрез подобным рассуждениям
доказывал, ссылаясь на опыт русской
истории, что русский народ с самого
начала русского государства “нисколько
не отказывался от деятельного участия
в политической жизни”. Проповедь
аполитизма для русского народа Соловьев
отвергал как реакционную утопию, неверную
по существу и не соответствующую ни
характеру, ни достоинству русского
народа.

Безоговорочно
отрицая Запад, но в то же время, страдая
от общественно-политических зол русской
жизни, славянофилы, по его мнению, не
замечали, что их борьба против этих зол
могла приобрести положительное значение,
только если бы она велась средствами,
выработанными историческим развитием
европейского сообщества, развитием
политических форм его жизни, его культуры.
“ Сами славянофилы… могли бороться
против нашей общественной неправды
единственно только в качестве европейцев,
ибо только в общей сокровищнице
европейских идей могли они найти мотивы
и оправдание этой борьбы”.

Небезынтересно,
что правящие круги России отреагировали
на выступления Соловьева во Франции
подобно славянофилам: они увидели в
критическом подходе философа ущемление
интересов России, о чем Победоносцев
доложил Александру III. Может быть, в
связи с этим, опасаясь политических
преследований, а может по другим причинам,
но по возвращении в Россию Соловьев
отошел от активной общественно-политической
деятельности, полностью посвятив себя
исследовательской работе.

В
спорах о национальном вопросе и русской
идее Соловьев отчасти продолжает ту
линию, которая идет от Достоевского, а
именно — развивает сущностный,
глобально-исторический подход к самому
содержанию и прояснению понятия “русская
идея”, которое было весьма противоречивым
в российских дискуссиях того времени.
Достоевский различал три мировые идее
— “идею католицизма”, “старого
протестантизма” и “идею славянскую”,
или русскую идею.

Соловьев
отличал истинную русскую идею от тех
многообразных конкретных рассуждений
о ней, которые уже имели место или еще
возникнут в соответствующих дискуссиях.
Среди отвергаемых Соловьевым суждений
— идея “официальной, официозной России”,
мнения тех, для кого идеалом стала старая
допетровская Россия. Критической оценке
подвергаются слепой “национализм”,
панславизм, обскурантизм, “национальный
партикуляризм”, видящий благо России
в ее изоляции от других стран и народов,
в частности и в особенности от Запада.
Соловьев показывает, что идеи изоляционизма
далеки от реальной истории России. По
мнению Соловьева, Россия, к счастью,
никогда не шла по этому пути. Давайте
представим себе на минуту, предлагает
он, что было бы, если бы народ России на
деле воплощал антизападнические или
любые другие изоляционистские идеи.
Если бы их придерживались новгородцы
в IX веке, то не было бы Российского
государства. Если бы их разделял Владимир
Киевский, то Русь не стала бы христианской.
Если бы боярам удалось уговорить Петра
не проводить западнически ориентированных
преобразований, то не было бы современной
ему России и ее богатой культуры. Соловьев
обращал внимание славянофилов на то,
что их собственные рассуждения неотделимы
от судеб мировой, в частности западной,
культуры и религиозности. Национализм,
изоляционизм, мессианизм Соловьев не
принимал не только из философских,
историко-культурных, но, прежде всего,
из морально-религиозных соображений.
Ибо эти идейные уклоны противоречили
соловьевской идее Богочеловечества.

В
судьбе русского народа, согласно
Соловьеву, главное состоит в том, что
он христианский народ, и поэтому он
должен “вступить в совместную жизнь
христианского мира” и в согласии с
другими народами реализовать совершенное
и универсальное единство. Русская идея
— не что иное, как определенный аспект
христианской идеи. Однако идея эта
далека от воплощения. Сказанное относится
к идеям других народов. Их воплощению
в действительность России мешают
национализм, ложные монополистические
претензии на полное и единственное
воплощение православием “истинной
веры”, нетерпимость к другим христианским
(и нехристианским) конфессиям, нежелание
искать путь к “мировой церкви”. России
еще предстоит, рассуждает Соловьев,
продолжить движение к “социальному
освобождению”, который начался 19 февраля
1861 года отменой крепостного права.
“Тело” России свободно, но национальный
дух ее еще ждет своего 19 февраля, считает
философ. Все его идеи актуальны и сегодня.
Например, описывая препятствия, стоящие
на пути духовного освобождения России,
Соловьев отмечает: “Государственная
идея, высокая сама по себе и крепкая в
державном источнике ее, в практике жизни
приняла исключительно форму “начальства”.
Начальство сделалось все в стране”.
Разве не тоже самое мы видим в сегодняшней
уже ”демократической” России?

Соседние файлы в папке 䨫

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Раскаяться в своих исторических грехах и удовлетворить требованиям справедливости, отречься от национального эгоизма, отказавшись от политики русификации и признав без оговорок религиозную свободу, — вот единственное средство для России. Русская идея не может быть ничем иным, как некоторым определенным аспектом идеи христианской. Нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них. Три главные действующие силы: вселенский первосвященник, государь, пророк. Согласие и гармоническое действие этих трех главных факторов является первым условием истинного прогресса.

Первая публикация: L’Idée russe. Par Vladimir Soloviev. Paris, 1888. Перевод на русский язык осуществлен Г. А. Рачинским: Владимир Соловьев. Русская идея. М., 1911.

В апреле 1887 г. Соловьев прочитал в Москве две публичные лекции «Славянофильство и русская идея», которые, как он сообщал Н. Н. Страхову, доставили «2000 р. студентам и большое неудовлетворение московской публике». Через год в парижском салоне княгини Зайн-Витгенштейн он выступил с лекцией «Русская идея», текст которой затем и был издан. В эти годы Соловьев был увлечен идеей «вселенской теократии», не сомневался, что «будущее за нею», и посвятил ее обоснованию крупные работы «История и будущность теократии (Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни)» (1887 г., издана в Загребе) и «Россия и Вселенская церковь» (1889 г., издана в Париже на французском языке). Кратким изложением последней стала «Русская идея». Будучи в Париже, Соловьев получал из России известия, что публикация брошюры заградит ему «дорогу в отечество».

Теократическая утопия Вл. Соловьева привела его к острому конфликту с духовной и светской властью в России, не получила она признания и у русской интеллигенции. По свидетельству Соловьева, даже его зять В. П. Безобразов, известный ученый-византинист, отказывался раздавать общим знакомым французскую брошюру своего родственника. В теократии, в идеале «вселенской церкви» для Соловьева был заключен соблазн, преодоленный им в последние годы жизни. Верно писал Е. Н. Трубецкой: «Не подлежит сомнению, что крушение теократии есть крупный шаг вперед в духовном развитии Соловьева… Теократия Соловьева — это прах земной, прилипший к крыльям,- то самое, что отягощает полет его мысли и служит в ней источником противоречий» (Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. Т. 2. М., 1913. С. 37).

Соловьевское представление о существовании некоей «русской идеи» оказало глубочайшее воздействие на последующие поколения русских мыслителей, зачастую трактовавших ее с диаметрально противоположных позиций.

Цитаты из книги Владимир Соловьев — Русская идея. Конспект:

Я имею в виду вопрос о смысле существования России во всемирной истории.

Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.

Фальсифицированный продукт, называемый общественным мнением, фабрикуемый и продаваемый по дешевой цене оппортунистической прессой, еще не задушил у нас национальной совести, которая сумеет найти более достоверное выражение для истинной русской идеи.

Участвовать в жизни вселенской Церкви, в развитии великой христианской цивилизации, участвовать в этом по мере сил и особых дарований своих, вот в чем, следовательно, единственная истинная цель, единственная истинная миссия всякого народа. Это — очевидная и элементарная истина, что идея отдельного органа не может обособлять его и ставить в положение противоборства к остальным органам, но что она есть основание его единства и солидарности со всеми частями живого тела. И с христианской точки зрения нельзя оспаривать приложимости этой совершенно элементарной истины ко всему

человечеству, которое есть живое тело Христа.

Вот почему сам Христос, признав в последнем слове своем к апостолам существование и призвание всех наций (Матф. XXVIII, 19), не обратился сам и не послал учеников своих ни к какой нации в частности: ведь для Него они существовали лишь в своем моральном и органическом союзе, как живые члены одного духовного и реального тела. Таким образом,

христианская истина утверждает неизменное существование наций и прав национальности, осуждая в то же время национализм, представляющий для народа то же, что эгоизм для индивида: дурной принцип, стремящийся изолировать отдельное существо превращением различия в разделение, а разделения в антагонизм.

Русский народ — народ христианский, и, следовательно, чтобы познать истинную русскую идею, нельзя ставить себе вопроса, что сделает Россия чрез себя и для себя, но что она должна сделать во имя христианского начала, признаваемого ею и во благо всего христианского мира, частью которого она предполагается. Она должна, чтобы действительно выполнить свою миссию, всем сердцем и Душой войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенского единства человеческого рода, непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой.

Каковы бы ни были внутренно присущие русскому народу казачества, они не могут проявляться нормальным образом, пока его совесть и его мысль остаются парализованными правящим насилием и обскурантизмом. (Обскуранти́зм (мракобе́сие) (от латинского obscurans — затемняющий) — враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу.)

Если послушать некоторых патриотов, то придешь к мысли, что крещение Святого Владимира, столь действенное для самого князя, для его нации было лишь крещением водой и что, нам следовало бы принять вторичное крещение духом истины и огнем любви.

И действительно, это второе крещение безусловно необходимо, если не для всей Руси, то по крайней мере для той части нашего общества, которая в настоящее время говорит и действует. Чтобы стать христианской, она должна отречься от нового идолослужения, менее грубого, но не менее нелепого и значительно более вредоносного, чем идолослужение наших языческих предков, отвергнутое Святым Владимиром. Я говорю о новом идолослужении, об эпидемическом безумии национализма, толкающем народы на поклонение своему собственному образу вместо высшего и вселенского Божества.

Существует элементарный моральный закон, одинаково обязательный как для индивидов, так и для наций, и выраженный в словах Евангелия, повелевающих нам, прежде чем принести жертву к алтарю, примириться с братом, имеющим что-либо против нас.

Сила, даже победоносная, ни на что не пригодна, когда ею не руководит чистая совесть.

Эта система гнета, применяемая не к одной только Польше, как ни плоха сама по себе, становится еще значительно хуже от того вопиющего противоречия, в котором она стоит к великодушным освободительным идеям и бескорыстному покровительству, на которые русская политика всегда заявляла свое преимущественное право. Эта политика по необходимости пропитана лживостью и лицемерием, отнимающими у нее всякий престиж и делающими невозможным какой-либо прочный успех. Нельзя безнаказанно написать на своем знамени свободу славянских и других народов, отнимая в то же время национальную свободу у поляков, религиозную свободу у униатов и русских раскольников, гражданские права у евреев.

Раскаяться в своих исторических грехах и удовлетворить требованиям справедливости, отречься от национального эгоизма, отказавшись от политики русификации и признав без оговорок религиозную свободу,— вот единственное средство для России приуготовить себя к откровению и осуществлению своей действительной национальной идеи

, которая — этого не следует забывать — не есть отвлеченная идея или слепой рок, но прежде всего нравственный долг.

Русская идея, мы знаем это, не может быть ничем иным, как некоторым определенным аспектом идеи христианской

, и миссия нашего народа может стать для нас ясна, лишь когда мы проникаем в истинный смысл христианства.

Идеал, если он только не пустая мечта, не может быть ничем другим, как осуществимым совершенством того, что уже дано.

Благочестие, справедливость и милосердие, чуждые всякой зависти и всякому соперничеству должны образовать устойчивую и нерасторжимую связь, между тремя основными действующими силами социального и исторического человечества, между представителями его прошлого единства, его настоящей множественности и его будущей целостности.

Принцип прошлого, или отчества, осуществлен в Церкви священством, духовными отцами, старцами или старейшинами по преимуществу (prêtre от пресвитер — senior) представителями на земле небесного Отца, Ветхого деньми. И для всеобщей, или кафолической, Церкви должно существовать общее, или интернациональное, священство, централизованное и объединенное в лице общего Отца всех народов, верховного первосвященника.

Реальное единство семьи не может существовать правильным и устойчивым образом без общего отца или кого-либо, замещающего его.

Истинная Церковь всегда осудит доктрину, утверждающую, что нет ничего выше национальных интересов, это новое язычество, творящее себе из нации верховное божество, этот ложный патриотизм, стремящийся стать на место религии. Церковь признает права наций, нападая в то же время на национальный эгоизм; она уважает власть государства, но противоборствует его абсолютизму.

Истинная будущность человечества, над которой нам надлежит потрудиться, есть вселенское братство, исходящее из вселенского отчества чрез непрестанное моральное и социальное сыновство.

Таким образом, все три члена социального бытия одновременно представлены в истинной жизни Вселенской Церкви, направляемой совокупностью всех трех главных действующих сил:

духовного авторитета вселенского первосвященника

(непогрешимого главы священства),

представляющего истинное непреходящее прошлое человечества

;

светской власти национального государя

(законного главы государства),

сосредоточивающего в себе и олицетворяющего собою интересы, права и обязанности настоящего

; наконец,

свободного служения пророка

(вдохновенного главы человеческого общества в его целом),

открывающего начало осуществления идеального будущего человечества.

Согласие и гармоническое действие этих трех главных факторов является первым условием истинного прогресса.

Верховный Первосвященник

есть представитель истинного, вечного отечества, а не ложного отечества языческого Кроноса (Времени), пожирающего своих детей. Он, напротив, находит свою жизнь лишь в их жизни. Верный страж предания, утверждающий его неизменное единство,

вселенский первосвященник

не имеет надобности отвергать ни законных интересов настоящего, ни благородных порывов к идеалу совершенному; для доброго ограждения прошлого ему не нужно связывать настоящего и закрывать дверь перед будущим.

С своей стороны,

глава национального государства

, если он достоин врученной ему власти,

должен мыслить и действовать как истинный сын Вселенской Церкви

(представленной Верховным Первосвященником), и тогда он есть истинный образ и орудие Сына и вечного Царя, того, кто творит не свою волю, но волю Отца и желает быть прославленным лишь для того, чтобы в себе прославить Отца.

Наконец, свободный инициатор прогрессивного социального движения,

пророк

, если только он верен своему великому призванию, если он согласует свое личное вдохновение с вселенским преданием и свою свободу —

истинную свободу чад Божиих

— с сыновним благоговением к священному авторитету и со справедливым уважением к законным властям и правам, становится истинным орудием Святого Духа, глаголавшего устами пророков и одушевляющего вселенское тело Христа, побуждая его стремиться к безусловному совершенству.

Чем совершеннее единение этих трех одновременных представителей прошлого, настоящего и будущего человечества, тем решительнее победа Вселенской Церкви над роковым законом времени и смерти, тем теснее связь, соединяющая наше земное существование с вечной жизнью божественной Троицы.

Великое социальное единство, нарушенное нациями и государствами, не может сохраниться надолго для индивидов.

Раз человеческое общество не существует более для каждого человека как некоторое органическое целое, солидарной частью которого он себя чувствует, общественные связи становятся для индивида внешними и произвольными границами, против которых он возмущается и которые он в конце концов отбрасывает.

И вот он достиг свободы, но той свободы, которую смерть Дает органическим элементам разлагающегося тела.

Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть Сыча) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа).

Русская империя, отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных войн.

(Абсолютизм — форма государства, в котором монарх обладает неограниченной верховной властью.) Русская империя, пожелавшая служить Вселенской Церкви и делу общественной организации, взять их под свой покров, внесет в семейство народов мир и благословение.

«Не добро быть человеку одному». То же можно сказать и о всякой нации.

Девятьсот лет тому назад мы были крещены Святым Владимиром во имя животворящей Троицы, а не во имя бесплодного единства. Русская идея не может заключаться в отречении от нашего крещения.

Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа

и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними.

Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы — вот в чем русская идея.

И в том, что эта идея не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания

нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них,— в этом лежит великое доказательство, что эта идея есть идея истинная. Ибо истина есть лишь форма Добра, а Добру неведома зависть.

Источник:

Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. — 525 с. С.41-68.

ISBN 5-270-01370-3

██ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ (1853-1900). ██ Русский философ, писатель, религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик.

Обновлено: 10.01.2023

член Союза журналистов России

Чем же объясняется живой интерес к воззрениям известных мыслителей, чей язык, логика рассуждений, научные и философско-религиозные интересы существенно отличаются от привычных нам способов выражения и круга идей? Ответ прост: жгучая актуальность! Именно современность, жизненность того, что было продумано и написано, оставлено нам в качестве своего рода духовного завещания великими русскими мыслителями, привлекает сегодня к их трудам и маститых учёных, и политических деятелей, и широкие общественные круги. Причины этого явления кроются в разительном сходстве тех социально-политических и духовных потрясений, которые выпали на долю России в начале и в конце XX века. Потрясения эти и обусловленный ими экономический и общественно-политический кризис кроме всего прочего обнажили нерешённость того круга проблем, над которым бились лучшие представители русской философии.

Владимир Сергеевич Соловьёв – критик, поэт, философ, сын выдающегося историка Сергея Михайловича Соловьёва, дальний потомок русско-украинского мыслителя Григория Сковороды – властитель дум на рубеже XIX и XX веков. Соловьёв – первый русский мыслитель, построивший свою философскую систему, оказавшую большое, если не сказать решающее, влияние на развитие русской философии – и в плане тематики и в плане традиции – в XX столетии. Именно Соловьеву принадлежат основополагающие мысли в определении русской идеи.

Второй принцип – национальная идея не есть идея национальной ограниченности или национальной исключительности. Так как каждый народ, каждая нация есть часть человечества, мирового сообщества, связанная непрерывными узами с другими народами и нациями, поэтому национальная идея есть идея всечеловечности, общечеловечности.

Однако Соловьёв не выступает против государства как органа обособления национально-политической жизни. Вопрос о государстве он трактует гораздо шире. Значение государства, на его взгляд, состоит в том, что государство, обособляя на каком-то этапе исторического развития определённый народ от остального человечества, упрочивает в то же время его роль во всемирном процессе.

Впервые о соединении церквей, Соловьёв заговорил 19 февраля 1883 года, в третьей речи о Достоевском. А какова же была его точка зрения на разделение церквей? Соловьёв считал, что разделение произошло не из-за различия в догматах. Исконная противоположность Востока и Запада, упразднённая христианством, снова выступает на историческую сцену. В иерархии Востока и Запада оскудевает дух любви и единства, уступая языческой национальной стихии, вселенское на Востоке подменяется греческим, а на Западе – латинским.

Соловьёв считал единство христиан не только важнейшим духовным принципом, но и насущным долгом, требующим действия, и всякое доступное ему действие стремился исполнить. Даже на раннем этапе своего творчества, этапе близости к славянофилам, христианское сообщество для него было Вселенской Церковью, границы которой шире Православия. Поэтому заповедь единства для него означала дело и долг соединения Церквей, и этому делу он был предан всю жизнь. В воссоединении двух миров в христианское всечеловечество, в богочеловечество, видел Соловьёв и великое призвание России. Межконфессиональные отношения – сфера запутанных проблем и тяжких конфликтов, однако именно в этой сфере феномен Владимира Соловьёва видится и выступает как символ. Позиции его здесь не раз менялись, мысль порой принимала окраску увлечения, форму утопической схемы – как в знаменитом проекте всемирной теократии в виде союза русского царя и римского папы. Но за всеми колебаниями оценок и взглядов всегда неизменной оставалась его истовая жажда соединения христиан, преданность идее этого соединения, готовность служить ей. Поэтому его образ сделался символом самой идеи соединения. Как всякий символ, он обретал конкретные воплощения, и одним из них стала сама кончина философа. Его племянник и биограф рассказывает: после погребения Соловьёва на его могиле оставлены были неизвестными две иконы – православная икона Воскресения Христова из Иерусалима, с греческой надписью, и католическая Остробрамская икона Божией Матери, с латинской надписью.

Да, именно так. Русская национальная идея. Ни больше, ни меньше.

Многие поколения мыслителей пытались сформулировать её. Но не смогли.

А меня тут вдруг осенило. Нужно было просто внимательно просмотреть наши сказки, былины и предания. Вспомнить, как вели себя русские люди последнюю 1000 лет. Тогда всё станет понятно.

Да, звучит несколько нагло и самонадеянно. Многие мыслители пытались сформулировать, что такое Русская идея. Наиболее известны труды на эту тему Соловьёва В.С. и Бердяева Н.А.

Впрочем, не только Соловьёв и Бердяев пытались разобраться, что такое Русская идея. Ильин, Розанов, Федотов. Всех не перечесть.

И нельзя сказать, что у них ничего не получилось. Получились отличные научные труды и философские трактаты. Но просто и ясно сформулировать эту идею, чтобы было понятно каждому, получилось разве что у Уварова (Православие, Самодержавие, Народность).

Но, пожалуй, слишком просто и однобоко. Без глубины народной мудрости и его чаяний.

А вот народный фольклор передаёт эти чаяния и ценностные установки русского народа. Впрочем, не только фольклор. Многие поэты и писатели тоже передают это в своих произведениях. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Лесков, Есенин, Гумилёв.

Главное, что составляет Русскую Идею — это Доброта . Доброта к людям и ко всему живому. Я бы даже сказал — некая разновидность космоцентризма, противопоставление западному антропоцентризму.

Притом это вовсе не непротивление злу, как у Толстого, а доброта сильного, способного защитить тех, кого любит, и тех кого поклялся защищать.

Отсюда вторая составляющая — уважение к Силе. Но Силе не захватнической, а защищающей. Признание факта того, что «добро должно быть с кулаками». И обретение силы в русской традиции — не способ самовыражения и получения личного могущества, а путь личного самосовершенствования и формирования некоего сообщества защитников, способного защитить общество и государство от посягательств «тёмных сил». Которые могут быть как внешними, так и внутренними.

«Отстоять в борьбе дело правое, силой силушку превозмочь» — эти строки из песни группы Стаса Намина как нельзя более точно передают отношение русских к Силе. Без поклонения ей, но и без розовых соплей и стеснения.

Третья важнейшая составляющая Русской Идеи — это Справедливость. Если творишь добро, то оно обязательно тебе вернётся. Доброта и честность обязательно должны быть вознаграждены. Это основная идея всех русских сказок.

Справедливость может запоздать, но всегда неотвратима. Справедливость всегда вершит свой суд в Русской истории. Если народ и правители отступают от доброты, справедливости, силы — судьба наказывает и очень жестоко. Но верных и стойких судьба вознаграждает. От сказочного Ивана-Дурака и пушкинского князя Гвидона, до русских полков на поле Куликовом и защитников Сталинграда.

Три основные составляющие Русской Идеи: Д оброта, спокойная Сила, Справедливость.

Но есть ещё несколько понятий, которые вытекают из этих трёх основных.

Жизнь по Правде . Творить Добро и Справедливость. «Не в силе Бог, но в Правде».

Самоуважение . Самоуважение как к себе, так и к народу, и к стране. Уважение к истории и культуре.

Многие отмечали, что русский солдат, попав в плен, крайне редко унижался, чтобы вымолить пощаду. Терпел пытки и издевательства, но не склонял голову.

Уважение к мудрости и старости. К предкам и накопленным ими знаниям и опыту.

А также к смекалке «На Бога надейся, а сам не плошай». Силу используй, но с умом. Отсюда и суворовское «Не числом, а уменьем» . Нестандартные ходы стали стандартом и отличительной чертой русских.

Жертвенность . Жизнь положить за други своя — высшее достоинство. И это не просто так. А ради Веры .

Веры в то, что всё в итоге будет хорошо. Добро и Справедливость восторжествуют, не смотря ни на что. Может, Конёк-горбунок поможет. Может, Илюша, что 30 лет на печи лежал, возьмёт, да и встанет. А Может и воевода Боброк из засады выскочит. Но это если сами не справимся, но не дрогнем. Не предадим себя.

Не отступать и не сдаваться. Погибаю, но не сдаюсь. Мёртвые сраму не имут. Это всё часть русского цивилизационного кода. Выстоять, не смотря ни на что. И победить.

Ну и последняя составляющая Русской Идеи — стремление побеждать. Быть во всём первыми. Лучшими. Ведущими за собой. Вдаль. Туда, где ещё никто не был.

Чтобы Добро и Справедливость торжествовали. И чтобы не оскудела силушка богатырская.

“РУССКАЯ ИДЕЯ” — сочинение Вл. Соловьева. Весной 1888 Соловьев прибыл в Париж с целью издать на французском языке обширное сочинение “La Russie et l’Eglise universelle” (“Россия и Вселенская Церковь”). Решив познакомить публику с основными идеями этого сочинения, он прочел в салоне княгини Сайн-Витгенштейн доклад, вышедший вскоре в виде брошюры под названием “L’idée russe”.

В брошюре Соловьев продолжает развивать идеи церковного объединения, кратко ссылаясь на сформулированные в работах конца 1870-х — начала 80-х гг. (“Чтения о Богочеловечестве”, “Великий спор и христианская политика”, цикл публицистических статей “Национальный вопрос в России” и др.) богословские и общественно-политические принципы. Объединение Церквей представляется ему необходимым подготовительным этапом к превращению “великого человеческого единства во вселенское тело Богочеловечества”. Этому объединению, по мнению Соловьева, препятствует национальный эгоизм русского народа, который должен быть преодолен “ради вселенской истины” (как это уже дважды случалось в истории: при Владимире Святом и Петре Великом). Кроме того, необходимо достижение независимости Православной церкви от государства, которое в свою очередь предоставит гарантии религиозной свободы и непредвзятого богословского диалога между церквами (в критике синодального управления Церковью он целиком следует за И. С. Аксаковым).

Брошюра Соловьева, хотя и не была разрешена к продаже в России, вызвала множество откликов в отечественной прессе, преимущественно негативного или остро критического характера. Особое недовольство выражалось по поводу предложенного проекта Вселенской Церкви, предполагающего существование “общего, или интернационального, священства, централизованного и объединенного в лице. Верховного Первосвященника”, которому должна быть передана часть полномочий светских правительств национальных государств. Третьей составляющей Вселенской Церкви должны были стать пророки — “свободно воздвигаемые Духом Божиим для просвещения народов и их властителей и непрестанно указывающие им на совершенный идеал человеческого общества”. В “согласном и гармоническом действии этих факторов” Соловьев полагал первое истинное условие человеческого прогресса, или движения человечества к Богочеловечеству. В собственном проекте Соловьев надеялся “восстановить на земле образ Божественной Троицы” и полагал, что именно в таком восстановлении и состоит подлинная “русская идея”. На русский язык брошюра Соловьева была впервые переведена Г. Рачинским в 1909 и появилась в журнале “Вопросы философии и психологии”, кн. 100 (V), ав 1911 вышла в том же переводе отдельным изданием в книгоиздательстве “Путь”. Переиздания: Соч., т. 2. M., 1989 (серия “Из истории отечественной философской мысли”); Русская идея. М., 1992, с. 185—205; Соловьев Владимир. О христианском единстве. М., 1994, с.161-79.

Лит.: Носов А. В защиту “Русской идеи” Владимира Соловьева, вступительная статья к публикации: Трубецкой С. Н. Неопубликованное письмо в редакцию “Московских ведомостей”. — “Новая Европа”, [1994], № 4.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое «“Русская идея” (Соловьев)» в других словарях:

Русская идея — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание Русского народа[1]. Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. На неё возлагают особые надежды по возрождению … Википедия

русская идея — РУССКАЯ ИДЕЯ философский термин, введенный Вл. С. Соловьевым в 1887 88. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (E. H. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А Ильин, Л. П. Карсавин и др.) для … Философская энциклопедия

Русская идея — философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887–1888 гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. (Е. Н. Трубецкой, Розанов, В. И. Иванов, Франк, Федотов, И. А. Ильин, Бердяев и др.) для интерпретации рус. самосознания,… … Русская Философия. Энциклопедия

РУССКАЯ ИДЕЯ — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других … Русская история

РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887 1888 гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. (Е. Н. Трубецкой, Розанов, Иванов, Франк, Федотов, И. А. Ильин, Бердяев и др.) для интерпретации рус. самосознания, культуры,… … Русская философия: словарь

РУССКАЯ ИДЕЯ — идея особой судьбы и предназначения России, которая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX начала XX вв. (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В. Соловьев, Н.А. Бердяев). Доминирующий мотив русской идеи признание ее миссии… … Тематический философский словарь

Соловьев, Владимир Сергеевич — знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его знаменитый историк (см.); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода (см.) … Большая биографическая энциклопедия

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины… … Философская энциклопедия

Самобытность каждого отдельного этноса весьма уникальна. Не является исключением и российский народ, который может похвастаться не только самобытной культурой, но и потрясающе глубокой и богатой историей. В один прекрасный момент все наши богатства были объединены в так называемую русскую идею. Это термин, характеризующий нас как этнос, который имеет свои традиции и историю. Что же, давайте разберемся с данным понятием и всеми его нюансами подробнее.

Общее определение

Итак, в общепринятом смысле, русская идея — это совокупность определений, которые выражают особенности исторического образования и особенное призвание нашего народа. Этот термин имеет глубокий философский смысл, а если говорить более точно, является основой философии отечественной народности. Русская национальная идея также играет роль своеобразной призмы, через которую видят мир наши писатели, поэты, художники и мыслители.

Важно понимать, что этот термин появился в обиходе вовсе не в качестве строгого постулата или догмы. Русская идея — это, скорее, метафора или некий символ, который стал отображением всего, что связано с нашей народностью в мировом контексте на протяжении веков.

Истоки зарождения термина

Первые весьма завуалированные и размытые упоминания об идеях русского народа зародились в трудах монаха Фиолефея в 16-м столетии. Он стал автором знаменитейшей концепции «Москва — третий Рим», которая обсуждается в обществе до сих пор. Говоря кратко, Филофей присудил столь громкое звание княжеству Московскому в период его процветания, а именно с момента начала правления Иоанна III. Всех князей, которые занимали свою верховную должность, сторонники концепта считали наследниками византийских и римских императоров. Отметим также, что, согласно трудам монаха, все идеи русской культуры на тот момент возвышались над идеями остальных существующих народностей. Так из Московского княжества хотели сделать сверх-государство, популяризовав всю его атрибутику и наследие обычного, простого народа.

у истоков русской идеи

Нужно сказать, что такое радикальное развитие русской идеи стало хорошим оплотом для формирования дальнейшего народного самосознания. Период существования Московского княжества также называют «Золотым веком русской святости», так как именно тогда религия в нашей стране достигла своего пика, а с ней тесно была переплетена культурная жизнь. Все это сформировало так называемый русский каталог идей, в основе которых лежала религия.

Предпосылки Чаадаева

История русской идеи продолжилась только три века спустя. Народ стоял на пороге чего-то нового, каждый чувствовал, что былой, привычный ритм жизни нужно менять. После эпохального восстания декабристов в 1825 году ключевые вопросы русской национальной идеи снова поднял Петр Чаадаев в своих знаменитых «Философских записках». Он первый решил не просто описать, так сказать, в двух измерениях сущность и особенности нашего народа, а задумался о его предназначении и призвании. Важным моментом является то, что Чаадаев оценивал обособленность русского народа от всех остальных исключительно в негативном ключе. Однако со временем он понял, что истинная русская идея — это ни хорошо, ни плохо, это нужно принимать как данность и пытаться всячески понять свою самобытность. Для ясности можно процитировать его краткое высказывание, которое было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 году: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы — народ исключительный».

Относительно самого Чаадаева можно сказать следующее. Он был под постоянным прицелом у царской полиции, так как своими антимонархичными трудами и весьма дерзкими рассуждениями изрядно злил на тот момент правящего Николая Первого. Несмотря на все это, его эссе публиковались в журналах и выпускались в качестве мемуаров; широкие массы людей имели возможность ознакомиться с суждениями столь свободно мыслящего автора. Именно благодаря Чаадаеву, можно сказать, появилась русская идея в России, так как люди начали один за другим задумываться о том, кто они в этом мире, что им предначертано и как им жить дальше.

Дальнейшее развитие

Вскорости появилась русская идея и в русской литературе. Впервые употребил этот термин «душа» всех отечественных писателей — Федор Достоевский, который уж точно знал, какова наша страна и ее народ на самом деле. Гениальному автору принадлежат следующие слова, написанные им в 1861 году: «Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях».

Конечно же, Достоевский не формирует четкого определения данному термину, а преподносит его в контексте, как бы ссылаясь на эти слова как на само собой разумеющееся. Но именно в творениях этого автора мы видим наше бытие, наших людей, их обычаи и нравы такими, какие они есть на самом деле. В романах Достоевского четко сформулирована русская идея 19 века, которая, как оказалось в дальнейшем, является не только символом того времени, а вечным знаменем России.

Наши за рубежом

В 1888 году Европа, а впоследствии и весь мир впервые узнали о том, что это такое и что вообще существует русская идея. Соловьев Владимир — отечественный публицист, философ, мыслитель и поэт опубликовал статью, которая так и называлась — «Русская идея». Свои соображения на этот счет он преподнес через призму религии, опять-таки подняв вопрос о предназначении наших людей. Вот одна из ключевых цитат этого автора: «Национальная идея — это не то, что нация думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Именно «Русская идея» Соловьева стала причиной межнациональных дискуссий на данную тематику. На международном уровне, в сообществе мыслителей и философов, стали подниматься вопросы о том, насколько непосредственно российская культура и история повлияли на развитие Запада и Востока. А также в какой степени наша народность смогла впитать традиции иных этносов, которые стали оплотом для создания чего-то нового.

Владимир Соловьев

Сам Владимир Соловьев определяет развитие русской идеи по трем простым принципам:

  • Принцип первый — центростремительный, подавляющий всякое разнообразие. Эта черта заимствована у Востока.
  • Второй принцип — центробежный, который дает свободу индивидуализму, эгоизму и анархии. Черта заимствована у Запада.
  • Третий принцип — славянство как носитель двух предыдущих крайностей, как «губка», которая впитала от Запада и Востока только самое лучшее и синтезировала это в нечто новое.

По мнению мыслителя, именно Россия должна заложить основы всемирной теократии, основанной на принципах, описанных выше.

Последователи данной концепции

Наступление нового, ХХ столетия, для России стало фатальным периодом в истории. Революция, две войны, постоянный голод и дефицит не дали возможности мыслителям в полной мере раскрыть свой потенциал и донести до измученного народа те самые светлые мысли. Тем не менее в 1946 году в свет выходит книга Николая Бердяева «Русская идея». Его можно назвать единственным в своем роде последователем Соловьева, который мудро и с учетом нового времени представил миру консенсус бытия российского народа и его предназначение.

Книга предоставляет читателю возможность взглянуть на «русскую идею» через призму истории и религии. Исходя из своих исследований, автор делает следующие выводы, которые можно назвать краткой рецензией к его сочинению: «Природа русского народа очень поляризованная. Ей свойственно как смирение и отречение, так и бунт, который требует справедливости. Есть место состраданию и жалости, но наряду с ними идет жестокость. Русским людям свойственна любовь к свободе, но они склонны к рабству. Но самое главное — у русского человека есть особая любовь к земле, и сама земля у него иная, нежели на Западе. Ему чужда мистика крови или этноса, но присуща мистика земли».

Николай Бердяев

Суть труда Бердяева

Русская идея для данного автора, как и для его предшественника Соловьева, является вопросом глобальным. Бердяев раскрывает его через Бога и религию, но при этом делает также огромную ставку на самосознание российских людей. Автор утверждает, что народ русский не любит того устройства, которое свойственно этому миру, и всячески его отвергает. А устремлен он к созданию некого Града Грядущего, Нового Иерусалима, который сплотит все расы, объединит людей всей планеты и станет воплощением Духа Святаго. Все это и есть тот самый замысел Божий, то самое предназначение и идея, которую несет в себе русский народ и земля, на которой он живет. Именно Россия, находясь одновременно и на Западе, и на Востоке, сможет стать вратами в новую эру и в новый мир.

Мнения других философов

Развернуто, в виде труда или книги, или же кратко о русской идее высказывались многие отечественные мыслители. Среди них особого внимания заслуживают слова Ивана Ильина, который был яростным противником Советской власти и полагал, что этот режим правления подавляет суть и предназначение русского народа. Стоит отметить, что, в отличие от Соловьева и Бердяева, Ильин не предлагает рассматривать все аспекты бытия и культуры, а формирует образ народного единства, выбирая лишь самое светлое и самое лучшее из того, что ему присуще. Высказывания этого философа можно процитировать: «Русская идея — это то, что уже нашему народу присуще, то, в чем он прав пред лицом Божьим и то, чем он самобытен и выделяется среди других народностей. Вместе с тем это указывает на нашу историческую задачу и предначертанный путь. Это все то, что нам нужно перенимать у предков и передавать своим детям, то, что нужно растить и развивать во всех сферах бытия — в культуре, повседневной жизни, религии, искусстве и законах. Русская идея — это нечто живое, простое и творческое. Она воплотила в себе самые знаменательные времена для нашей страны, нашла свое отображение в самых знатных людях и их не менее весомых поступках».

характерные черты русского народа

Выводим общую философскую формулу термина

На фоне всего вышесказанного можно сформулировать так называемый каталог идей на русском языке, о русском народе и о русской земле, который берет свое начало у истоков формирования государства и заканчивается новейшим временем. Какие же именно аспекты включила в себя русская идея?

  • Любовь к Родине, которая идет рука об руку с патриотизмом.
  • Историческая миссия государства Российского и его предназначение. Возрождение понятия «Москва — Третий Рим», а также утверждение о том, что русский народ — это мессия.
  • Особенности исторического пути России, пересечение с другими культурами и народностями и синтез традиций.
  • Специфика бытия российского народа или, как говорится, «русская душа».
  • Ценности, которые присущи этой «душе», национальные и общечеловеческие.
  • Роль государства и интеллигенции в формировании основ бытия.

Получается, что русская идея — это неразрывный круг, который включает в себя все аспекты из жизни нашей страны. Начинается он у подножия, то есть в быту и повседневной жизни любого простого человека. А заканчивается в правящей верхушке и приближенным к ней. Именно взаимоотношения этих двух, так сказать, прослоек, а также нить религии, которой пронизана вся история народа, формируют то самое самосознание и место, которое Россия занимает в мире.

Русское самосознание и его особенности

Очень важную роль в становлении идеи какого-либо этноса и его культуры играет самосознание каждого отдельно взятого человека. Как ни крути, каким бы особым и уникальным ни был человек как личность, он обитает в социуме, следовательно, в большей степени следует стереотипам и суждениям, присущим этому обществу. Именно по этим критериям иные, отличные от нашего, этносы и общины (или же нации) идентифицируют нас и определяют среди многих других. Каковы же особенности самосознания русского? Что для нас характерно?

  • Мистицизм. Им буквально пропитана вся наша история и быт. Основой для зарождения мистицизма стали учения святого Григория Паламы (исихазм), которые появились в поздневизантийский период. Основными идеями труда стали: познание внечувственного мира, умная молитва, возможность восприятия энергии Бога, молчальничество и т. д. Все это еще в те далекие времена тесно переплелось с так называемыми «русскими исканиями» и нашло отражение в религии и в быту. Нужно сказать, что позднее все эти азы религии синтезировались с такими понятиями, как «рацио» и «чувства». Скорее всего, именно поэтому духовная жизнь русского народа более едина и целостна, нежели на Западе.
  • Историзм. Самым главным козырем русского народа, скорее всего, является его история. Причем такая черта была ему присуща не только в недавние годы, но и в весьма далекие времена. История, в свою очередь, тесно переплетается опять-таки с религией, и эти два понятия формируют уже новую философию, которая становится зеркалом народа. Самым ярким примером историко-сакральной мысли является идея соборности.
  • Эстетизм. Проявляется он уже в более светских сферах бытия, таких как искусство, философия, мораль. Самые яркие примеры проявления русской идеи в искусстве мы уже кратко затронули. Это труды Федора Михайловича Достоевского, поэмы и рассказы других авторов, а также статьи и труды мыслителей.

русская идея в соборности России

Глобальный смысл понятия

Нынешнее время характеризуется как эпоха глобализма. По этой причине русская идея именно сейчас может стать смыслоообразующим компонентом. Иными словами, за счет становления уникальной, самобытной и очень многогранной концепции российского народа духовно может обогатиться вся планета, что приведет к единству народа во всем мире. Почему именно за счет одного-единственного государства — России? Следует воззреть в корень идеи этой страны:

  • В первую очередь просматривается приоритет единства всего мира.
  • Ценности, которыми превалирует русская идея, общепринятые. Это свобода, справедливость, братство, терпимость, солидарность, отсутствие насилия и т. д.

Дело в том, что духовные приоритеты любого другого государства или этноса на данный момент сильно расчленены. Люди сосредоточены на своих, автономных, можно так сказать, догмах, убеждениях и истинах, которые чаще всего идут вразрез со многими другими доводами. Российская же культура, которая на протяжении веков тесно переплеталась с религией и духовностью, стала единой субстанцией. Более того, она впитала в себя истоки различных других культур, что в большей степени обогатило ее и сделало многогранной. Именно поэтому как ранее, так и сейчас считается, что именно русская идея — это тот самый постулат единства, который откроет дверь в нечто новое для всего мира, а не только для своей страны.

Как с этим связана геополитика?

Некоторыми философами, в частности А. Л. Яновым, была выдвинута следующая мысль. Если русский народ рассматривается как некая мессия для всего мира, и рассматривается он в таком контексте относительно политических границ государства, то это чистой воды шовинизм. Однако данное суждение не стало переломным в истории русской идеи. Многие другие мыслители, опираясь не только на свои труды, но и на наработки своих предшественников, указали на тот факт, что данным термином определяются отнюдь не отношения народа с государством. Это понятие более глубокое, которое охватывает целый спектр жизнедеятельности, становления народности, его обычаев и традиций, а также формирование народных прослоек.

русская идея и современность

Русская идея в современном контексте

Если рассматривать все через призму культуры, философии и нравственности, то не только современная Россия, но и весь мир, который мы можем увидеть сегодня, стоит на краю пропасти. Утеряны важнейшие духовные ценности, нет единства веры, приверженности чему-либо, рассыпаются на глазах традиции и культурное наследие. В таких условиях именно русская идея обретает особый смысл и становится крайне важной для понимания. Если люди вовремя «очнутся» и обратят свои взоры на ту самую идею единства, гармонии и процветания, то человечество сможет открыть новые двери, перейти в новую эру, стать на порядок выше, умнее, духовнее и богаче. Как мы видим сами, пока что эти глубокие и крайне мудрые мысли если и прорываются в «грешный» мир, то конкурируют там с сотнями сопротивлений. Возможно, в ближайшем будущем люди смогут найти в себе силы возродить народное единство и вспомнить, каковой была история их народа и чему может научить культура.

Специфика русской философии

Ну а теперь пришло время изложить основные идеи русской философии, по которым живет народ и, опираясь на которые, создавали свои знаменитые труды мыслители и философы.

Русская идея - это

Недостатки русской философии

Идея, призывающая объединить людей всего мира под одним знаменем, которой чужды насилие, страх и ненависть, конечно же, звучит очень привлекательно и многообещающе. Однако у нее, увы, нашлись недостатки, из-за которых она до сих пор не может в полной мере раскрыться. Как же можно охарактеризовать минусы русской идеи или философии?

  • Отсутствие систематики. Все понятия весьма размыты, в них нет точности. Они имеют колоссальную философскую нагрузку, но далеко не всегда применимы на практике.
  • Недоработанность. Философы, о которых мы говорили выше, смели лишь изложить свои мысли на бумаге, предоставить людям духовную пищу для рассуждений. Но они не сформировали все это в единый постулат, коим можно было бы руководствоваться.
  • Недооценка рационалистичных конструкций. Вся суть русской идеи сводится к духовности и религии. Но в ходе этих размышлений мы забываем, что реальный мир совсем иной и живет, скорее, по «западным» правилам, нежели по законам единства и дружбы.

Русская идея, несомненно, нуждается в доработках, но ее суть — это тот самый стержень, за который необходимо держаться каждому, кто заинтересован в том, чтобы наш мир стал лучше, светлее и добрее.

Подведение итогов

Все сказанное выше можно считать своего рода каталогом всемирных идей на русском языке. А можно охарактеризовать как размышления группы единомышленников, которые далеки от реальности. Но в любом случае стоит признать, что русская идея — это нечто гениальное, что имеет отголоски не только в народе, его религии и истории, а в самом бытии, природе и людях, которые живут с ней рука об руку, в творениях этих людей и их поступках, в истории, которую они создают прямо сейчас. Для русского человека, как утверждают философы, единственный путь к свету — это Бог, но, для того чтобы достичь просветления, нужно искренне хотеть стать частичкой Бога, а не просто слепо следовать инструкциям.

Читайте также:

      

  • Гормоны счастья книга краткое содержание
  •   

  • Информация о школе 22
  •   

  • Тарас шевченко близнецы краткое содержание
  •   

  • Супруга чехов краткое содержание
  •   

  • Бригада книга продолжение краткое содержание

  • Основные ошибки в итоговом сочинении
  • Основные орфоэпические нормы современного русского языка акцентология в современной речи сочинение
  • Основные образы сказки о мертвой царевне и о семи богатырях урок в 5 классе презентация
  • Основные направления сочинения по литературе 2022 года
  • Основные направления итогового сочинения 2022