Основные признаки волшебной сказки серебряное блюдечко и наливное яблочко

Жанр: народная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других похожих сказок:
«Крошечка Хаврошечка»
«Аленький цветочек

Главные герои сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» и их характеристика

  1. Маша. Младшая дочь крестьянина. Добрая, милая, трудолюбивая, милосердная.
  2. Старшие дочери. Хвастливые, жадные, завистливые.
  3. Царь. Справедливый, добрый.

План пересказа сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»

  1. Семья Маши
  2. Подарки с ярмарки
  3. Блюдце и яблочко
  4. Зависть сестер
  5. Ягодные места
  6. Убийство
  7. Тростниковая дудочка
  8. Песня дудочки
  9. Живая вода
  10. У царя в гостях

Кратчайшее содержание сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старшие дочери просили у отца ткани, Маша просила блюдце и яблочко.
  2. Стала Маша яблочко по блюдцу катать, а то картины показывать.
  3. Завидно стало сестрам и убили они Машу в лесу.
  4. Но дудочка рассказала о смерти Маши, и как ее оживить.
  5. Дал царь живую воду и велел всех дочерей к нему вести.
  6. Вышла Маша за царя, а сестер ее простили.

Главная мысль сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
Не завидуй чужому, а своему радуйся.

Чему учит сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
Сказка учит не завидовать и не желать чужого. Учит доброте, милосердию, умению прощать. Учит любить прекрасное. Учит вере в лучшее.

Отзыв на сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
Мне понравилась добрая и милая Маша, которая хотела увидеть красоту мира. Завистливые сестры убили ее, но как водится в таких сказках, Маша ожила. И мне понравилось, что она не стала мстить сестрам, не стала их наказывать, а простила. Это говорит о том, что у Маши было золотое сердце. Именно поэтому ее полюбил царь, а не только потому, что ему тоже хотелось смотреть сказочный телевизор.

Пословицы к сказке «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
В лихости и зависти, нет ни проку, ни радости.
Чужому счастью не завидуй.
На чужом горе своего счастья не построишь.
Была вина, да прощена.
Жизнь дана на добрые дела.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
Жили-были крестьянин с женой, да было у них три дочери. Старшие все о нарядах думали, а младшая Маша родителям помогала.
Вот повез крестьянин сено на ярмарку и стал спрашивать, каких гостинцев дочерям привезти. Старшие ткани дорогой просят, а Маша — наливное яблочко, да блюдце серебряное.
Привез крестьянин подарки дочерям, старшие тканями любуются, а Маша села в уголок, покатила яблочко по блюдечку, и появилась картина чудесная. Вся наша Родина как на ладони, леса, реки, города и села.
Завидно стало сестрам, стали они Машу в лес звать, по ягоды. Пришли сестры в лес, стали ягоду искать. Но мало было ягоды. Тогда Маша села на пенек, покатила яблочко по блюдечку и показало блюдце все ягодные места.
Как увидели это сестры, совсем у них в голове помутилось. Схватили палки и убили Машу. Под березой закопали, яблочко с блюдцем себе забрали, и домой вернулись. Сказали, что потерялась Маша в лесу.

Хотел отец через блюдце дочку найти, но молчит блюдце.
А пастух в это время нашел в лесу свежий бугорок земли и срезал с него тростник. Сделал дудочку и стал играть. А дудочка о судьбе Маши рассказывает. Испугался пастух, прибежал в деревню, сыграл отцу Маши. Помертвел тот лицом, велел сестер-душегубок под замок посадить, а сам в лес побежал. Разрыли могилу, а там Маша, как живая лежит. И дудочка поет, что вода нужна живая из царского колодца.
Поехал отец к царю, рассказал ему все. Дал ему царь живой воды, велел после и Машу привести, и сестер ее убивец.
Оживили Машу, привел ее отец к царю. Попросил царь показать блюдце с яблочком. Покатила Маша яблочко по блюдечку и показало оно все города русские, море и корабли, звезды и черные дыры.
Подивился царь на это чудо и стал звать Машу замуж. Та согласилась, но попросила простить сестер своих. И сыграли свадьбу веселую, а сестры раскаялись.

Сказка Серебряное блюдечко и наливное яблочко — одна из тех, которые так нравятся детям — печальная история со счастливым концом. С удовольствием сказку прочитают онлайн и дети, и родители.

Сказка Серебряное блюдечко и наливное яблочко

Сказка Серебряное блюдечко и наливное яблочко читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Две старшие сестры были ленивые, думали только о нарядах и развлечениях, а младшая Марья работящей и кроткой была, всю работу за сестер выполняла. Привез отец с ярмарки гостинцы для дочерей. Для старшей и средней – красивые наряды, а для младшенькой, как она просила, серебряное блюдечко и наливное яблочко. Когда-то добрая бабушка-волшебница рассказывала Марьюшке о чудесном блюдечке, в котором весь белый свет увидеть можно. Стала Марья слова приговаривать и яблочко катать по блюдечку, как старушка ее научила. Вся земля в блюдечке видна и все, что на ней происходит. Позавидовали сестры подарку Марьюшкиному. Заманили девушку в лес, а когда блюдечко стало показывать, где самые спелые ягодки растут, от зависти сестры разум потеряли. Убили они Марьюшку и закопали под ивой. С блюдечком домой злодейки вернулись, отцу сказали, что пропала младшая сестра в лесу. Через некоторое время пастух под ивой срезал тростник для дудочки. Рассказала дудочка всю правду о Марьюшке. Нашли девушку мертвую под ивой. Велел отец старших дочерей в лесу к дубу привязать. А сам отправился к царю живой воды просить, чтобы оживить любимую Марьюшку. Когда дочка ожила, пошли они с отцом царя поблагодарить. Царь на девицу-красу смотрит, налюбоваться не может. А Марьюшка свой дорогой подарок — чудо-блюдечко предлагает царю, чтобы он в нем мог видеть все, что в царстве происходит. Понял царь, что Марьюшка – его суженая. Марьюшке тоже царь полюбился, тут они и свадьбу сыграли. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Серебряное блюдечко и наливное яблочко

В сказке показано, как зависть губит души людей. Подобные сюжеты встречаются во многих сказках. Но в сказке Серебряное блюдечко и наливное яблочко душегубами становятся родные сестры главной героини. Только в сказках тайное всегда становится явным. Сестры наказаны за злодеяние. Главная героиня за бескорыстие, кротость, терпение и доброту душевную получает вознаграждение. Чему учит сказка Серебряное блюдечко и наливное яблочко? Сказка учит милосердию и доброте.

Мораль сказки Серебряное блюдечко и наливное яблочко

Традиционная для волшебной сказки мораль – добро побеждает, зло должно быть наказано — присутствует и в сказке Серебряное блюдечко и наливное яблочко. Она еще раз показывает веру народа в торжество справедливости.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Что обманом взято, то не свято.
  • Делая зло, на добро не надейся.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Эту сказку читаем на уроке (текст даётся на каждую парту), чтение занимает около 9 минут. Затем спросим учеников:

— Как бы вы сказали, о чём эта сказка?

Кто говорит, что это сказка о зависти, кто — о семейных отношениях, кто — о восстановлении справедливости.

Всё это в ней есть, но смысл сказки гораздо глубже, и, может быть, именно в этой сказке детскому взору впервые открывается православный взгляд на мир и русский жертвенный
характер … Поможем детям увидеть это.

— Как вы объясните характеристики трёх сестёр: нарядницы, затейницы, простоватая?

Нарядницы- любительницы наряжаться; затейницы- забавницы, шутницы, любящие всякие забавы, затеи. А простоватая – значит глупая? Скорее бесхитростная, наивная, доверчивая, открытая…

— Как характеризует мать с отцом и старших дочек прозвище, которым они называют младшую дочь и сестру?

В семье все кличут младшую дурой: «Дура, поди! За всем, дура, гляди!» Родители идут на поводу у дочек и вместе с ними постоянно унижают девочку.

— А какой мы видим младшую дочь?

Она трудолюбива, исполнительна, послушна, незлобива: «Дурочку везде толкают, помыкают, работать заставляют; она не молвит и слова, на всё готова: и траву полет, и лучину колет, коровушек доит, уточек кормит. Кто что ни спросит, всё дура приносит … »

— Обратим внимание на то, с какими просьбами старшие дочери к отцу.
«Одна дочь просит: «Купи мне, батюшка, кумачу на сарафан»; другая: «Купи мне алой китайки». (Кумач и китайка — ткани.)

— А младшая? Просит ли о чём-то?

«А дура молчит да глядит. Хоть дура, да дочь; жаль отцу — и её спросил: «Чего тебе, дура, купить?» Дура усмехнулась и говорит: «Купи мне, свет-батюшка, серебряное блюдечко да наливное яблочко». — «Да на что тебе?» — сёстры спросили. «Стану я катать яблочком по блюдечку да слова приговаривать, которым научила меня старушка – за то, что я ей калач подала».

Младшая ни о чём сама не говорит, и только когда отец спрашивает, что ей купить, просит серебряное блюдечко и наливное яблочко, обращаясь ласково: «Свет-батюшка…»

— Почему просьба младшей сестры кажется старшим странной? Почему они смеются над ней?

Старшие пошили из привезённой отцом ткани сарафаны и радуются. А какая польза в
серебряном блюдечке и наливном яблочке? Но когда младшенькая покатила яблочком по
блюдечку, их и оторопь взяла … Перечитаем, что ежи увидели.

«Дура не ест яблочко, а села в углу — приговаривает: «Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту, и небес
красоту!» Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все
города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота; солнышко за солнышком катится, звёзды в хоровод собираются — так всё красиво, на диво — что ни в сказке сказать, ни пером написать».

— Сравните, что получили в подарок нарядницы и затейницы и что простоватая.

Старшие сёстры — новые наряды, а младшая — целый мир … Каждому — своё: что просили, то и получили … Старшим хотелось наряжаться, а младшей — любоваться миром и красотой.

— Каким чувством наполнились сердца сестёр, когда они увидели чудо с блюдечком?

«Загляделись сёстры, а самих зависть берёт, как бы выманить у дуры блюдечко …»
— Обратим внимание на то, как они теперь обращаются к младшей. «Душенька сестрица! В лес по ягоды пойдём, земляничку сберём …».  Злой умысел уже
созрел в их головах, и они готовятся к его осуществлению.

Заметим, что и заступ (лопату со специальной ручкой) нашла сама младшая сестра. Им и убили её «злые сёстры». Почему? Им хотелось завладеть сокровищем младшей, которая бы ни на что его не променяла.

Стоит ли человеческая жизнь любого сокровища? (Безусловно нет!) Но сёстры, совершив преступление, идут домой только с мыслью о серебряном блюдечке и наливном яблочке: теперь оно им достанется! Пришли к отцу и говорят: «Дурочка от нас убежала, без вести пропала; мы лес обошли, её не нашли, видно, волки съели! Жалко отцу — хоть дура, да дочь! Плачет мужик по дочери; взял он блюдечко и яблочко, положил в ларец да замкнул; а сёстры слезами обливаются».

— Мужик плачет по дочери, и сёстры слезами обливаются. Они тоже горюют о сестре?

Может быть, они раскаиваются в содеянном? Нет, не раскаиваются, а плачут о том, что им не достались желанные блюдечко и яблочко…

— Как описывается могилка младшей сестры? Почему она такая красивая? Она под берёзкой, её украшают «цветы алые, лазоревые», «прекрасивые», пастушок сразу обратил на неё внимание.

Могилка красивая, потому что лежит в ней невинное, кроткое существо, которое любило
мир и родной дом, могилка красивая, как и её чистая душа…

— Как же раскрылось преступление старших сестёр? Что их всё-таки подтолкнуло к признанию? А сами бы они признались?

Дудочка, в которую пастушок превратил тростинку, выросшую на могилке «дурочки», рассказала о преступлении всем, в том числе и семье девушки.

«Две сестры-завистницы затряслись, побледнели, а душа как в огне, и признались в вине». Видно, страшно им стало («душа как в огне»): ведь отвечать придётся за своё злодеяние. Но, наверное, не расскажи дудочка о том, что произошло, так никто бы и не узнал, что убили девушку сёстры.

— Найдите описание оживления девушки. Как она себя ведёт?

Старик, получив от царя заветную склянку с живой водой, «бежит … в лесок на цветной бугорок, отрывает там тело. Лишь он спрыснул водой — встала дочь перед ним живой и припала голубкой на шею отцу. Люди сбежались, наплакались». Ни слова упрёка от дочери, ни одной жалобы! Благодарная, «припала голубкой на шею отцу».

— Почему люди восхищались», глядя на это чудо?

Они растроганы кротостью и любовью ожившей девушки, рады чужой радости, свершившемуся чуду … Каждый представляет, что пришлось пережить этим людям … И вот старик с дочерьми в царских палатах перед царём. Какой видит царь ожившую девушку? Почему она в слезах? Чему он удивляется, на что гневается?

« … третья дочь — как весенний цвет, очи — райский свет, по лицу заря, из очей слёзы катятся, будто жемчуг падают». Девушка поэтически названа весенним цветом, вся она светится: по лицу заря, очи райский свет …

Поражает царя её чистота и красота, и не может он понять, как можно было убить такую
светлую красавицу. Он гневается, готов наказать преступниц.

— Как разговаривает с царём девушка?

Очень уважительно, спокойно, не заискивает перед ним, не унижается: «Что ты, царь-государь, хочешь видеть: города ль твои крепкие, полки ль твои храбрые, корабли ли на море, чудные ль звёзды на небе?»

И снова свершается чудо: «Покатила наливным яблочком по серебряному блюдечку, а на блюдечке-то один за одним города выставляются, в них полки собираются со знамёнами, со пищалями, в боевой строй становятся; воеводы перед строями, головы перед взводами, десятники перед десятниками; и пальба, и стрельба, дым облако свил, всё из глаз закрыл!

Яблочко по блюдечку катится, наливное по серебряному: на блюдечке море волнуется, корабли как лебеди плавают, флаги развеваются, с кормы стреляют; и стрельба, и пальба, дым облако свил, всё из глаз закрыл! Яблочко по блюдечку катится, наливное по серебряному: в блюдечке всё небо красуется, солнышко за солнышком кружится, звезды в хоровод собираются».

(Пищаль — длинноствольное или среднествольное оружие, десятники — командиры
подразделения из 10 человек.)

Царь удивлён, восхищён, а красавица всё плачет. О чём же она горюет?

О своих «сёстрах-лиходейках», которые её «загубили, со свету сбыли за серебряное
блюдечко, за наливное яблочко», горюет, что им придётся наказание нести. И просит она царя: «Царь-государь! Возьми моё серебряное блюдечко и наливное яблочко, лишь прости ты сестёр моих, за меня не губи ты их».

— Почему царь пошёл ей навстречу и помиловал сестёр? Что поразило его в поведении девушки и почему он решил взять её в жёны?

Царя поразил и бескорыстие и милосердие девушки, её готовность простить страшное преступление, любовь к семье, забота о ней. Царь понял, что такая девушка станет ему
прекрасной женой.

— А как она отвечает на предложение царя? Как это её характеризует?

«Царь-государь!.. Твоя воля царская, а над дочерью воля отцовская, благословенье родной матери; как отец велит, как мать благословит, так и я скажу».

Девушка не стремится стать царицей, для неё важнее всего воля родительская и материнское благословение (вспомним Василису Прекрасную!) — только с ними и можно вступать в брак, без этого не будет счастья …

Получив согласие и благословение родителей, она соглашается выйти замуж и снова обращается к царю с просьбой о чём? Она просит не разлучать её с семьёй, ей хочется, чтобы все были вместе. Семья — главная ценность в её жизни.

— Что поражает сестёр в поступке младшей? Теперь их раскаяние настоящее? Докажите.

Они поражены тем, что она не помнит зла, простила их: «Тут сёстры ей в ноги кланяются.
«Недостойны мы!» — говорят они. «Всё забыто, сёстры любезные! — говорит она им. — Вы
родные мне, не с чужих сторон, а кто старое зло помнит, тому глаз вон!» Так сказала она, .
улыбнулась и сестёр поднимала; а сёстры в раскаянье плачут, слёзы как река льются,
встать с земли не хотят». Добро и милосердие прости вшей их сестры заставило их раскаяться по-настоящему, очистило их от зависти, злобы, гордыни, и теперь слёзы их как
река льются …То и клад, когда в семье лад…

— Почему радостный народ кричит царю с царицей: «Здравствуйте на многие века!» Как вы думаете, каким будет царствование царя и царицы?

Народ только что был свидетелем подвига милосердия, он видел, какое впечатление этот подвиг произвёл на государя, как исцелил души сестёр-лиходеек. Значит, царствование царя и царицы будет добрым и справедливым. Так пусть же они здравствуют на века! ..
— Дома вспомните наш урок и самостоятельно подумайте, какова в сказке роль серебряного блюдечка и наливного яблочка.

Дата: 24.10.

Тема:
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке.

Цели:
познакомить учащихся с русской народной сказкой, развивать умение хорошо
ориентироваться в тексте, соотносить картинку с содержанием сказки; развивать
умение слушать аудиозапись, соотнося с текстом сказки. Прививать интерес к
изучению сказок, воспитывать чувство сострадания, сопереживания, воспитывать
бережное отношение к родным, друзьям.

Оборудование:
аудиозапись сказки, иллюстрации к сказке.

Ход
урока.

1.Орг.
момент.

2.Проверка
домашнего задания.

Выразительное
чтение 4 и 5 частей русской народной сказки «Иван Царевич и Серый Волк».

3.Подготовительная
работа к изучению сказки.

-Что такое
«сказка»? Какие сказки называются народными?

-На какие группы
делятся народные сказки?(волшебные, сказки о животных, бытовые).

4.Знакомство
со сказкой.

-слушание
аудиозаписи сказки. (дети следят по учебнику)..

5.Беседа
по прочитанному.

-Понравилась вам
сказка? Чем именно?

-Кто главный герой
сказки?

-С каких слов
начинается сказка? Чем заканчивается?

-Что можно сказать
о Маше? (словесное описание).

-Какими были ее
сестры?

-Что заказали себе
девушки в подарок?

-Как отреагировали
сестры на заказ Маши?

-Для чего Маше
нужно было блюдечко с наливным яблочком?

-Как отреагировали
сестры, когда увидели, что происходит с блюдечком и яблочком?

-Что случилось в
лесу?

-Что сказали
девушки родителям, придя
домой?                                                 

-Что увидел
пастушок в лесу? Что он сделал из тростника?

-Как родные узнали
о том, что Машу убили?

-Как Маша ожила?

-Что хотел с
сестрами сделать царь?

-Чем закончилась
сказка?

6.Физминутка.

7.Работа с
иллюстрациями к сказке.

— Я вам буду
показывать по 1 картинке, а вы найдите ее описание в тексте. (картинки на
экране).

8.Чтение
сказки по цепочке.

9.Итог
урока. Рефлексия.

«Одним словом». Закончите
одним словом:

Сегодняшний урок –
это…

Сегодня на уроке я

10.
Домашнее задание..

Чтение сказки в
хрестоматии стр 35-40.

Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся моменту из сказки.

Разбор Сказки о серебряном блюдечке и наливном яблочке, в сказке нам переданы знания от наших предков, что правда всегда выйдет наружу, как бы ее не прятали и каждому в жизни по заслугам его.

Было у отца с матерью три дочери. Часто бывает в сказках, что младшие не обычные дети рождаются «чудные», они обладают интуицией и теми знаниями, что от других скрыты и не понятны. Старших больше интересовало материальное, младшая жила во своем особом мире, ее не понимали другие, звали ее Дурочка.

Собрался отец в город на ярмарку, старшие сестры попросили бусы и ситец, а младшая серебряное блюдечко и наливное яблочко. Есть материальный и духовный мир и как часто люди материального мира совсем не понимают людей духовного. Отец всем все привез с ярмарки и когда старшие сестры увидели, как младшая делает заклинание, катая яблочко по блюдечку и приговаривая:

— Катись, катись яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне города, и поля, и леса, и гор высоту, и небес красоту!

Яблочко все показывает, что она просит, сестры стали завидовать и захотели забрать себе это яблочко с блюдечком.

Заманили ее в лес и убили, а родителям сказали, что она потерялась и наверно ее съели волки.

Прошло время и один пастух, ища свою овцу в лесу, увидел красивую березку и рядом бугорок с цветами и тростник на нем растет (Сила Земли помогла найти место, отметив его красотой, кудрявой березкой и красивыми цветами). Сделав дудочку, он услышал, что она сама песню поет, что «ее убили за яблочко наливное». Когда это услышали в деревне, то отец попросил показать это место в лесу, и снова дудочка сама снова запела (идет помощь от Стихии Воздуха — песня через дудочку) и стала просить ее оживить живой водой, что есть у царя в колодце (помощь от Стихии Воды — живая вода).

Отец попросил у царя эту живую воду, что была в его колодце и обладала такой способностью, что могла оживить.

Полив на мертвую дочку эту воду, то она ожила. Существует Силы природы, что нам помогают и всегда рядом с нами.

Придя к царю с тремя дочерьми на суд старших, младшая показала царю, как она использует яблочко на блюдечке, показала ему его полки, его города, моря и горы. Царь любовался чудесам, что ранее не видовал.

Тогда стала царя младшая дочь упрашивать не казнить старших сестер, оставив их в живых.

Царю понравилась необычная, добрая и красивая девушка и была у них свадьба.

Царь в девушке увидел мудрость и душевность, поэтому захотел ее в жены. Царь как образец мужчины, он понимает кто ему нужен в жены, какими душевными качествами и какими скрытыми знаниями должна обладать девушка чтобы править их царством и спрашивая ее, что всем ли она довольна в жизни, нам показывают, что царь уважал ее и хотел сделать счастливой, что если счастлива она, то и он будет счастливым. Это то что все хотят, сегодня День Счастья 18 ноября и мне захотелось разобрать эту сказку для Вас.

«Я думала, что счастье…- это когда все идеально — хорошо… абсолютно всё. А теперь… понимаю… Счастье не абсолютно… оно относительно… Счастье… когда есть кому рассказать свой сон… Счастье… когда есть о ком подумать в одиночестве… Счастье… когда есть кому подумать о тебе… Счастье… когда есть дом… в который хочется возвращаться.. Счастье.. когда на душе мир и покой… Счастье.. когда твой ребенок вырос достойным человеком… Счастье.. когда у тебя есть утро…. Счастье.. когда тебе звонят просто так.. Счастье.. это просто отсутствие несчастья… Счастье…. его на самом деле так много.. а мы его все ждем и ждем.. не зная.. что оно-то бывает разное… Счастья Вам.. и Вашим близким. Сегодня день Счастья!»

Эти замечательные слова сегодня прислали мои, и я захотела ими поделиться с Вами всеми!

Разбор сказки от участника Союза

  • Основы права 9 класс сочинение
  • Основные приемы работы со сказкой реферат
  • Основоположником жанра литературной сказки считается
  • Основными микротемами во вступительной части рассказа телеграмма являются
  • Основным признаком волшебной сказки является