Основные темы сказки черная курица или подземные жители

Эта повесть была написана Антонием Погорельским для своего племянника – Алексея Толстого. В ней присутствуют и автобиографические мотивы. «Черная курица» считается первым авторским фантастическим произведением, изданным на русском языке, в ней зарождается ядро романтической фантастики. Давайте в компании с Литреконом проанализируем это произведение по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Погорельский назвал главного героя повести Алёшей, в честь своего племянника. Настоящее имя самого автора тоже Алексей. Писатель переживал чувство одиночества и ненужности в детстве, так как являлся незаконнорожденным ребёнком и все время проводил вдали от родственников. Для таких детей всегда находились интернаты, где отношение к ним оставляло желать лучшего. Даже преподаватели давали понять, что эти воспитанники «второго сорта» по сравнению с признанными наследниками семейств. Свои переживания автор отобразил в произведении.

На творчество Погорельского сильно повлиял модный в ту пору немецкий писатель Эрнст Гофман. В «Чёрной курице» мы встретим несколько отсылок к «Щелкунчику» Гофмана. Например, главные герои – дети, подземное царство со своим королём и т.д.

Многие элементы повествования связаны с масонской символикой. В особенности с обрядом посвящения в масоны, который подразумевает ритуал в подземелье, скрытый от посторонних глаз и подразумевающий сохранение тайны. Как и масоны, Алеша узнал кое-какие секреты, которые помогли ему преуспеть.

Жанр и направление

«Черная курица» именуется волшебной повестью для детей. С этим можно поспорить, ведь при прочтении мы сталкиваемся с двоемирием – реальным и волшебным миром, а это больше характерно для сказки.

Главный герой должен пройти испытания, обладает волшебным предметом, присутствует помощник-даритель и многократное повторение одного и того же действия. Всё это указывает, что перед нами романтическая сказка. Черты романтизма мы перечисляем тут.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Черная курица» изложена в списке:

  1. Экспозиция – знакомство с Алёшей. Он спасает курицу-министра, в ответ получает благодарность и знакомится с подземным миром.
  2. Завязка конфликта – герой получает волшебное зёрнышко и условие хранить тайну.
  3. Развитие действия – сначала Алёша стыдился незаслуженной похвалы, но затем его характер меняется в худшую сторону. После того, как он теряет зёрнышко — получает наказание и осуждение сверстников.
  4. Кульминация – выбор мальчика между сохранением тайны и наказанием или разглашением секрета и прощением преподавателем.
  5. Развязка – Алёша совершает предательство, из-за чего министр-курица оказывается в наручниках, а всё его царство вынуждено покинуть своё любимое место жительства.
  6. Эпилог – Алёша сильно болеет после пережитого, но со временем всё становится на круги своя. С ним снова начинают дружить, он ведёт себя скромно и послушно.

Смысл названия

Название «Чёрная курица или подземные жители» говорит нам о друге главное героя – курице, по прозвищу Чернушка. 

Эта курица в реальном мире просто птица, а в подземном царстве является настоящим министром.

Суть о чём?

Это волшебная повесть о десятилетнем Алёше, которого родители отдали в пансион. Он тоскует по ним, от скуки развлекается игрой с курицами и рассматриванием улиц через дыры в заборе. 

Однажды он спасает свою любимую чёрную курицу Чернушку от участи быть приготовленной на обед. Мальчик отдал самое ценное, что у него было – единственный империал. 

В благодарность за спасение, курица знакомит его с подземным миром. Король подземного царства дарит мальчику зёрнышко, которое стало помогать ему рассказывать любые уроки безо всяких усилий. Курица просит Алёшу лишь об одном — никому не рассказывать об увиденном мире.

Спустя время характер Алёши портится. Он становится самым популярным учеником из-за того, что может пересказывать дословно любые тексты. В конечном счёте, он теряет волшебное зёрнышко и предаёт Чернушку, рассказав обо всём учителю из-за страха быть наказанным.

Жители подземного мира вынуждены покинуть свой любимый город. В конце повествования мы узнаём, что Алёша исправляется и снова становится скромным и дружелюбным.

Вот подробное краткое содержание повести.

Главные герои и их характеристика

Алёша – добрый впечатлительный мальчик с богатой фантазией. Общение с родственниками ему заменяют книги. Он был добр и скромен, до момента получения зёрнышка. После обладания им он становится заносчивым, дерзким, неуправляемым и забывает о своём друге. Столкнувшись с искушением, он предаёт курицу. После того как зёрнышко исчезло, мальчик снова становится добрым и послушным.

Чернушка – курица, которая оказалась министром подземного царства. После того как Алёша избавил её от гибели, она отблагодарила его, познакомив с подземным миром. Курица была недовольна ленью мальчика, но всё равно была ему благодарна за спасение. После разглашения тайны мальчиком, ей пришлось покинуть своё подземное царство вместе со всеми жителями подземного мира.

Темы

Тематика произведения «Черная курица» может быть расширена, если Вам чего-то не хватило. Это так? Напишите об этом в комментариях!

  1. Тема трудолюбия. Автор пытался донести до читателей мысль о том, что всего надо добиваться своим трудом, а полученное даром может сыграть с человеком злую шутку.
  2. Тема порядочности. Надо стараться всегда держать данное слово, как бы при этом ни было тяжело.
  3. Тема тщеславия – успех и слава большое испытание для каждого, от этого может испортиться характер, человек начинает быть гордым и заносчивым, что произошло и с нашим героем.

Проблемы

Проблематика «Чёрной курицы» тоже может быть раскрыта глубже, если нужно. Напишите, чего не хватает, в комментариях:

  1. Проблема искушения. Как меняется человек, получая большие и незаслуженные возможности – овладев конопляным зёрнышком, Алёша стал меняться в худшую сторону.
  2. Предательство. Сложности хранения чужой тайны – из страха мальчик предал друга.
  3. Проблема одиночества – Алёша тоскует без родителей, чувствует себя покинутым.
  4. Проблема дружбы – Алеша спасает Чернушку, отдав последний империал. Курица прощает Алёшу несмотря ни на что.
  5. Страх наказания – Алёша боится, что его высекут розгами. Ему страшно потерять авторитет среди преподавателей и однокашников. Было бы уместно затронуть тему жестокости в школе. Взрослые люди бьют детей за малейшую шалость — такая система может воспитать только травмированную личность.

Смысл

Основная идея произведения «Черная курица» в том, что всего нужно добиваться собственным трудом и не стоит искать лёгкого пути. Ведь даже если Вам на помощь придёт волшебство, ещё не факт, что оно пойдёт вам на пользу. 

Главная мысль в тексте «Черная курица» о том, как важно держать данное слово. Мы видим, как мучается Алёша – болеет физически от душевных мук из-за того, что выдал секрет лучшего друга. Важно сохранять верность своему слову, несмотря ни на что, иначе человек лишается душевного равновесия.

Чему учит?

Мораль повести «Черная курица» в том, что не нужно держать зла, даже если тебя предали – это мы видим в поведении курицы. Важно делать добрые дела, за это люди могут быть вознаграждены. Алёшу наградили волшебным даром. Но он не смог им правильно воспользоваться, потому что не заслужил его.

Нельзя ставить себя выше других, даже если ты многое знаешь. Ведь интеллектуальное превосходство лишено смысла, если не служит людям и миру во благо.

Вывод: надо развивать в себе скромность, доброту и уважение к другим.

Критика

Произведение «Черная курица» впервые опубликовали в 1829 году. В прессе положительно отзывались о повести. Критики отмечали схожесть сюжета сказки с обрядами инициации в масонских ложах.

О. И. Тиманова: «В повествовании присутствует двоемирие, в нём есть две основные линии — волшебная и реалистическая. Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды.»

А. П. Ефремов утверждает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести».

Автор: София Яковлева

                                                     
Анализ сказки

По
дисциплине­­­­­­­ :  Детская литература

      
На тему: «
А. Погорельский «Чёрная
курица, или подземные жители»
»

                                             
Выполнила:

Самозвон
А. А.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители».

Жанр:
волшебная повесть для детей.

Тема:

Идея:
не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за
то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты
лучше их.

Главные
герои:

Алеша
до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный,
любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик,
мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое
одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый,
отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить
скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то
время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным,
самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым
шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка
– ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные
герои: учительница, король.

Сюжет повести. 

Повесть начинается с экспозиции (предыстория
событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени
произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий),
своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах
подземных жителей конопля­ного семечкаа не других взращенных
прекрасных цветов и пло­довЭтому самому выбору сопутствует прельщение (трудно
не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, од­нажды уступив
своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на
путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется,
тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и
обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня,
ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства —
конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.

Причем
потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс
без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя
конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо­блачение обмана, «предательство» подземных
жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить
их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши,
горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит
расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить
нельзя. Событийная сто­рона — повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво­ду, пусть и вербально не
оформленному: гордыня, спесь побежда­ются раскаянием, покаянием, соучастием,
состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат
афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам
Господь БОГ» 
(св. Иoанн Лествичник)

Воспитательное
значение:

Книга
напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе
надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и
уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может
грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее
Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

Надо
развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность,
уважение к людям, доброту.

Надо
быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо
жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше
других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Слушать
внутренний голос совести.

Быть
требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность,
трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
 Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Познавательное
значение:

Все
произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных
вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой
удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое
верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно
входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит
автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь
не игрушечный вариант взрослой: все в

Особенности стиля. Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами
которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор
изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик
y читателей — сверстников героя.

Писатель,
изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию
подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные
пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер­вой линии
Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками,
крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными
досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство
праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги
учителя, и многие другие под­6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые
сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны
страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно
интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный,
разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский
не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается
за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами,
сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не
будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от
читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда
плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная
Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет
архаической лексики, ус­таревших оборотов речи. И в то же время повесть
выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп­ливость
экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер­нушки, о чудесных
происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому,
непринужденно­му диалогу.

B
стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской
мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и
использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я
был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или:
«Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так
детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя,
и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по
степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям
восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской
книгой.

Архаизмы:
дортуары, сени.

 Произведение
предназначено для учеников 4-5 классов.

Мною
было прочитано данное произведение в 4 классе. Считаю, что оно очень
интересное, поучительное и детям его нужно читать, даже и взрослым.
Произведение учит: нужно быть благородными, ответственными, честными, прежде
всего с самим собой. Нужно быть дружелюбными. Нужно развивать в себе
скромность, трудолюбие. Нужно добиваться всего самому, а не надеяться на
других.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Произведение по жанровой направленности относится к сказочной повести, отличающимся необыкновенным сюжетным действием, напоминающим фантастические события.

Основной темой повести является рассуждения о правильном воспитании детей, характеризующемся в передаче им положительных человеческих качеств в виде доброты, ответственности за ближнего, сострадания.

Композиционная структура повести представляет собой четырехчастное построение в виде экспозиции, заключающейся в предыистории событий, разворачивающихся непосредственно в ходе повествовательного сюжета, завязки, где главный герой заступается за любимую курицу, кульминации, подчеркивающей наивысшую точку напряжения всех сюжетных проблем, а также развязки-эпилога, в котором происходит разоблачение предательства подземных жителей и их уход.

Главным героем произведения является мальчик Алеша, изображенный писателем в качестве умного, любознательного, романтического ребенка, отличающегося одновременно щедростью, старательностью, добротой, скромностью, но при этом проявляющим ветреность, лукавство, самоуверенность и самолюбие.

Вторым персонажем повести, играющим ключевую роль, становится любимая курица мальчика Алеши по кличке Чернушка, описанная автором как ласковая, благодарная и добрая птица.

Стилистически повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления и отличающимися свободной, разнообразной лексикой с редким включением в повествовательный текст архаизмов и устаревших речевых оборотов, а также эмоциональными, живыми, непринужденными диалогами.

Сюжетная линия произведения имеет в своем динамическом развитии два мира, в которых оказывается главный герой. Первый мир сталкивает его в пансионе с курице-министром Чернушкой, которую он спасает. Затем мальчик попадает в фантастическое подземелье, где король гномов одаривает Алешу конопляным семечком, помогающим отвечать на уроках. Этот подарок становится для Алеши серьезным испытанием, поскольку в результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.

Однако семечко теряется, а сказочное повествование завершается болезнью мальчика, по окончании которой он возвращается к себе прежнему, послушному и ответственному ребенку.

Смысловая нагрузка повести заключается в необходимости воспитания у ребенка положительных черт характера, позволивших ему в будущем стать настоящим человеком.

2 вариант

Антоний Погорельский написал рассказ «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника. По жанру произведение напоминает сказку с романтическими нотками. В произведении можно наблюдать такой прием как двоемирие. Первый мир – это реальность, здесь Алеша проходит свое обучение. Второй мир – это волшебное подземное царство. Эти миры взаимодействуют друг с другом. Чернушка в реальном мире является обыкновенной курицей, в волшебном измерении она представляется нам в образе заслуженного министра. В произведении главный герой должен преодолеть массу испытаний. На его пути встретятся различные волшебные персонажи и предметы.

Главным действующим персонажем произведения является мальчишка по имени Алеша. Он живет в городе Санкт-Петербурге. Обучается он в том же городе в пансионате. С самого начала мальчика можно охарактеризовать как любознательного и умного парня. Ему нравится учиться и познавать новое. У него много друзей. Алеша с нетерпением ждет выходных, чтобы получить весточку от родителей. Мальчик по своей натуре очень добрый. Он постоянно кормит куриц во дворе, а когда узнает, что Чернушку хотят зарезать начинает защищать ее. Алеша ради спасения курицы отдал кухарке золотой империал.

За такой поступок Чернушка решила отблагодарить мальчика. Она поведала Алеше про подземное царство. Она думала, что там он не будет чувствовать себя одиноко. С этого момента жизнь парня изменилась в лучшую сторону и стала интереснее. В волшебном мире Алеша встретился с рыцарями, успел пообщаться с королем. В новой реальности все другое и необычное. Мальчику нравится сад том много необыкновенных деревьев и цветов. Здесь много диких зверей прикованных цепями. Чернушка рассказала ему все о подземном царстве.

Там ему преподнесли подарок – это конопляное семечко. Благодаря ему он смог отвечать на любой вопрос учителя доже, если не готов. С этого момента он стал получать хорошие оценки просто так.

Вскоре мальчик зазнался и стал вести себя высокомерно по отношению к своим товарищам. В конце у мальчика не осталось друзей. Погорельский таким поведением мальчика хотел показать читателю, что в любом человеке борется добро и зло, но чаще всего побеждает плохая сторона. Мальчик, получив конопляное семечко из доброго и отзывчивого превратился в эгоиста. Произведение показывает читателям, что нужно трудиться, учиться и развиваться. Легкая слава приводит к разрушению личности.

Анализ 3

Воспитательное значение

Произведение твердит нам о главном: все мы честны и благородны в наших сердцах, но к добру себя нужно приучать. Быть честным, ответственным, заслужить признание и любовь окружающих — все это требует усилий. В противном случае несчастье может угрожать даже тому, к кому мы привязаны, и кто дорог нам. Истинное чудо может возможно лишь один раз, и нужно быть готовым и достойным к нему. Нужно учить себя скромности, трудолюбию, честности, уважению к людям, доброте. Нужно жестче обращаться с самим собой.  Достигать своих целей нужно самому.

Нужно жить без лжи, быть смиренным, прислушиваться к другим людям. Нельзя превозносить себя так, будто ты лучше, быть эгоистом. Нужно прислушиваться к совести.

Черты стиля

Своеобразное мышление мальчика, героя рассказа, видевшего многие события произведения, помогло автору выбрать изобразительные инструменты. Поэтому читателям интересно наблюдать за историей в «Черной курице».

Автор, профессиональный в выдуманных историях, также не оставил без внимания детальную реконструкцию настоящей жизни. Словно полон деталей, словно с реальности, набросал картину прекрасного Петербурга, если быть точным, одной из его древнейших улиц — Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками. Погорельский внимательно и детально описал наряд Алеши, украшение стола, мудреную прическу жены учителя, выполненную в популярном на тот момент стиле, и многие другие предметы петербургской жизни XVIII века.

В бытовых событиях истории проскальзывает легкая насмешливая улыбка писателя. Так создаются эпизоды, воспроизводящие веселую суматоху в квартире преподавателя до того, как приехал директор. «Черная курица» легка и понятна людям сегодняшнего мира. Практически нет архаичной лексики, устарелых поворотов разговора. И наравне с этим история построена на разнообразии в стилях. Это эпическая неторопливая экспозиция, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о замечательных инцидентах, происходивших с подземными жителями. Зачастую писатель обращается к обычной, реалистичной и живой беседой между героями рассказа.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Популярные сегодня темы

  • Главные герои Сказки о мертвой царевне Пушкина

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.

  • Анализ рассказа Бирюк Тургенева

    В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк», написанном в 1848 году, описывается порядок действий, которые как нельзя лучше раскрывают характер героев. Здесь в большей степени акцентируется внимание на чувствах героев

  • Сочинение Большов в пьесе Свои люди — сочтемся! Островского

    Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал.

  • Проблемы рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (нравственные проблемы)

    Каждый человек на нашей планете представляет особый интерес с точки зрения тех норм, ценностей, которые в нем заложены. Без противоборства разных сил – добра и зла невозможно представить мир, отношения людей.

  • Лермонтов

    Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель-романтик первой половины XIX века. Поэт, драматург, прозаик, художник-живописец… Грани его одаренности безграничны.

Небольшое произведение Антоний Погорельский написал для своего маленького племянника. Его звали Алексей Толстой, и в будущем он стал известным писателем. Анализ произведения «Чёрная курица, или Подземные жители» знакомит читателей с главным героем, показывает поступки, раскрывает характер, учит, как нужно поступать с друзьями. В произведении ярко показан нравственный выбор героя.

Оглавление:

  • Жанр и композиция
  • Анализ произведения
  • Авторский замысел

Черная курица 5 класс

Жанр и композиция

Автор написал романтическую сказку. В ней мир делится на две части: одна представлена пансионом, в котором проживал главный герой — мальчик Алёша, другая часть — подземное царство. Они взаимодействуют между собой. Чёрная курица в обычном мире становится заслуженным министром. Этот рассказ помогает размышлять о добрых поступках, показывает, что иногда ради дружбы нужно чем-то пожертвовать.

Черная курица анализ произведения

Основная тема рассказа — правильное воспитание детей. То есть то, как родители передают положительные качества своим примером, ответственным отношением к близким людям. Композиция повести представлена:

  1. Экспозицией в виде предыстории.
  2. Завязкой (главный герой спасает хохлушку).
  3. Кульминацией.
  4. Развязкой-эпилогом (разоблачение предательства со стороны мальчика).

Читают «Чёрную курицу» в 5 классе на уроках литературы, рассматривая характеристики героя, составляя таблицу. По ФГОС учащиеся пишут доклады и делают проекты.

Анализ произведения

Начать анализ сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» нужно с характеристики Алёши. Любознательный и умный мальчик хорошо учился, дружил с ребятами. Грустил, ожидая писем от родителей. Он был добрым — кормил курочек. Одну из них, любимую Чернушку, мальчик спас от кухарки. Хохлатка отблагодарила своего спасителя. Она пригласила мальчика в подземное царство.

Анализ сказки черная курица или подземные жители

И здесь жизнь Алёши круто изменилась. Он видит рыцарей, разговаривает с королём, гуляет по необычному саду. Любимая Чернушка знакомит мальчика с подземным миром и его народом. А главное — ему дают конопляное семечко. Оно помогает хорошо учиться, не делая домашнее задание. Король нехотя подарил семечко, так как обещал исполнить желание ребёнка за спасение хохлатки.

Почему же у правителя такое отношение? Потому что Алёша станет лениться, перестанет учиться, но будет получать похвалу. И сам мальчик чувствует себя неловко. Ведь в начале повести читатель видит, что Алёша — это положительный герой. Однако мальчика не терзают муки совести.

Погорельский показывает, что школьник начинает верить в собственные способности. А главное, он важничает перед другими ребятами. Это приводит к тому, что у Алёши не остаётся ни одного друга.

Авторский замысел

Позиция автора чётко выражена. Мальчик — обычный человек, в нём борются противоречивые чувства. Он понимает, что не заслужил похвалы, нужно браться за учёбу. Но самолюбие не даёт этого сделать, наоборот, приводит к эгоистичности героя.

В сочинении о «Чёрной курице» в 5 классе можно поднять нравственную тему и обсудить поступки Алёши. Нравственные уроки Погорельского выражаются в таких тезисах:

Анализ сказки черная курица или подземные жители сочинение

  1. Только собственные заслуги приносят счастье.
  2. Успех должен быть заслуженным и являться результатом труда.

Если всего этого не происходит, человек становится эгоистом, теряет добрые качества характера. Как раз в кульминации рассказа автор показывает момент предательства — Алёша рассказывает о подземном царстве. Он не должен был этого делать, ведь тогда Чернушка с жителями вынуждена была переселиться в другое место.

Так автор противопоставляет великодушной курице трусливого Алёшу. Подземный король перед уходом простил мальчика. Он попросил его снова стать добрым. Герой, чувствуя вину, старается исправиться.

Автор показывает, что хорошие качества нужно воспитывать в себе самостоятельно: доброту, честность, любознательность. Только добрые поступки помогут найти настоящих друзей, заслужить любовь и уважение. Истинное чудо возможно, но только один раз в жизни. И нужно быть не только готовым, но и достойным его.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Начало повести

Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» — это мальчик Алеша и Чернушка — персонаж, с которым Алеша знакомится на птичьем дворе. Именно там мальчик проводит значительную часть своего свободного времени. Ему очень нравится наблюдать за тем, как живут птицы. В особенности ему приглянулась курица Чернушка. Алеше кажется, что Чернушка безмолвно пытается ему что-то сказать и обладает осмысленным взглядом. Как-то раз Алеша просыпается от криков Чернушки и спасает курицу из рук кухарки. И этим поступком мальчик открывает для себя необычный, сказочный мир. Так начинается волшебная сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Мечта ленивого ученика

Однако слово есть слово, и ему пришлось выполнить свое обещание. Алеша получил особое конопляное зернышко , которое нужно было всегда носить с собой, чтобы отвечать на домашние задания. На прощание Алеше велено было никому не говорить о том, что он увидел в подземном царстве. Иначе его жителям придется покинуть свои места, чтобы уйти навсегда, и начать обустраивать свою жизнь в неведомых землях. Алеша поклялся, что не нарушит этого обещания.

С той поры герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» становится лучшим учеником во всем Петербурге. Сначала ему неловко, так как учителя хвалят его совершенно незаслуженно . Но в скором времени Алеша и сам начинает верить в то, что является избранным и исключительным. Он начинает гордиться, нередко шалит. Его характер становится все хуже и хуже. Алеша все больше ленится , становится злым, проявляет нахальство.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог , ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой.

Чему нас учит сказка

  1. Нужно быть добрым и спасать невинных от гибели.
  2. Нельзя гордится поступками и делами, успех в которых не заслужен собственными силами. Награда за такие поступки не заслуженная.
  3. Нужно стараться в учебе и в жизни, не лениться, прикладывать усилия и, не зависимо от результатов, все окружающие это заметят и оценят.
  4. Нельзя предавать людей, которые надеются на тебя, и чья жизнь и счастье зависит от твоих поступков. Как в сказке — жизнь и спокойствие целого народа зависела от честности и преданности мальчика.
  5. Сказка учит прощению и раскаянию. Министр простил Алёшу и остался его верным и любящим другом, несмотря на то, что его заковали в кандалы и ему придется понести наказание. А Алёша раскаялся в своём поступке и запомнил этот урок на всю жизнь.

Вот она, единственная сказка моего детства, которая казалась мне жуткой. А ведь я росла в компании Андерсена, с его «Красными башмачками» и братьев Гримм у которых, например, одному мальчику перерубает шею крышка сундука (« и отлетела голова и упала между красными яблоками») Но карающие ангелы и злые мачехи, это где то там, за тридевять земель. Другое дело черная курица. Почему бы ей, в самом деле, не вылезти из — под бабушкиной кровати? Тем более, что зима, сумерки и ты в доме один. Да что там! Когда я думаю о Петербурге, первым делом в голове всплывает: дом, полумрак, портреты с буклями на стенах, темные провалы дверей и Чернушка. Парочки с картин Сомова и блоковские Пьеро с Коломбиной, отлично вписываются в это пространство. Стоп. Кажется, я пишу мемуары..

О книге. Оказывается, я кроме общей фабулы все забыла. А там ведь и деревья из разноцветного мха, и дорожки из драгоценных камней и зверинец и охота — на Гофмана похоже, но не так рассудочно. Реалистичная часть не хуже. Пансион, учителя, дортуары… А забор из барочных досок? А старушки голандки, говорившие с Петром? А их серый попугай с красным хвостом? Читала бы и читала. Есть разные теории относительно смысла этой сказки. Одни говорят о развенчании идеалов романтизма; другие, что ночное путешествие Алеши к подземным жителям, это зашифрованное описание масонского ритуала. Или же, это просто история о том, как важно быть прилежным, скромным и держать слово. Конечно, по нынешним меркам, Погорельский преподносит эти нравственные уроки, слишком уж прямым текстом. Но видно, что автор говорит от чистого сердца, а за искренность многое можно простить.

Экранизации две: анимация 1975-го года и фильм 1980-го. Сначала мультик, который мне совершенно не понравился. Он кукольный, выдержан в бело-голубых, тонах и сюжет разворачивается в крайне условном пространстве. С пансионом на фоне белых парусов и Чернушкой разгуливающей по пустынной площади. А кухарки там нет вовсе. Чернушку хотела схватить хищная птица. Но эти отступления можно было бы списать на авторское виденье и простить, когда бы не патетичность и морализаторство. Всего один пример: в сказке, Алеша, высказывает желание всегда знать урок, смутившись перед лицом подземного короля и не сумев ничего другого придумать. Здесь, Чернушка проводит его в сад, где растут семена Доброты, Мудрости и Здоровья. Но Алеша только и думает, как бы не учиться. И я его понимаю. Какой нормальный ребенок, станет мечтать о мудрости? Далее, наш герой, бывший до того ангелочком, целый день постигавшим азы наук и искусств (так что не ясно, зачем ему зернышко) в раз превращается в мелкого хулигана и даже плеваться начинает. Финал, вроде книжный, а вроде и с намеком на Смысл, хотя, казалось бы, какие уж там подтексты..

Фильм слишком авторский, чтобы его можно было считать экранизацией. Слишком много всего добавлено. На первый план выступают тяготы казенной жизни, наказания и тоска по дому. Бесысходность и бесправность. Мальчик в главной роли такой славный, что не сопереживать невозможно. А режиссер все нагнетает и нагнетает. Я бы оценила фильм намного выше, потому что актерская игра очень хороша и атмосфера (хотя Погорельским там и не пахнет),но его очень тяжело смотреть. Меня Бергман так не грузил, честное слово. И эта нарочитость. Съемка и то как и на чём они расставили акценты… есть в этом какой то снобизм типа: «смотрите, мы творим Искусство, а не сказочки глупые снимаем». Не люблю этого.

Итого: Сказка, отменная, а экранизации уж очень мудреные и не о том.

Сказка под названием «Черная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем А. Погорельским в 1829 году. Но произведение не потеряло своей актуальности и сегодня. Сказка будет интересна многим школьникам, а для некоторых может послужить настоящим источником жизненной мудрости.

Как создавалась книга

Многим школьникам пришлась по душе сказка «Черная курица, или Подземные жители». Отзывы об этой книге у читателей самые положительные. Однако не всем известно, с какой целью создавалась сказка изначально. Это произведение было подарком А. Толстому, которому Погорельский заменил отца. Алексей Толстой был родственником по отцовской линии великого русского писателя Льва Толстого. Известно, что со временем Алексей Николаевич также стал популярным сочинителем и даже поспособствовал созданию известного образа Козьмы Пруткова.

Однако это ожидало его лишь в будущем, а пока что отрок доставлял немало трудностей Погорельскому из-за того, что не хотел учиться. Именно поэтому Погорельский решил сочинить сказку, которая подвигла бы его воспитанника на труд в учебе. Со временем книга обретала все большую популярность, и уже каждый школьник мог составить о ней свой отзыв. «Черная курица, или Подземные жители» стала классикой для каждого учащегося. Возможно, поклонникам сказки будет интересно узнать о том, что фамилия Погорельский в действительности является псевдонимом. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский.

сказка черная курица или подземные жители

Основные идеи сказки

Чернушка дает Алеше немало советов, с помощью которых он мог бы сохранить себя, не стать злым и ленивым. Министр подземного мира предупреждает его, что от пороков избавиться не так-то просто — ведь пороки «входят в дверь, а выходят через щелочку ». Стоит отметить, что советы Чернушки совпадают с теми выводами, которые делает школьный учитель Алеши. Труд, как считает и учитель, и Черная курица — это основание нравственности и внутренней красоты любого человека. Праздность же, напротив, только развращает — напоминает Погорельский в произведении «Черная курица, или Подземные жители». Главная мысль волшебной повести — добро есть в каждом человеке, однако чтобы оно проявилось, нужно прилагать усилия, стараться его взращивать и проявлять. Иначе никак. Если этого не делать, беда может обрушиться не только на самого человека, но и на тех близких и дорогих ему людей, которые находятся рядом с ним.

Книга, которая понравится каждому

Отзывы о «Черной курице, или Подземных жителях» у большинства читателей самые теплые. Несомненно, эта сказка не оставит равнодушным ни одного школьника. В ней переплелись волшебство и реальность, уроки жизни и трагический сюжет. Отзыв о «Черной курице, или Подземных жителях» каждый школьник может написать по своему усмотрению. Однако обязательно необходимо упомянуть главные уроки, вынесенные после прочтения этой книги. Повесть напоминает, что всеми силами стоит стараться развивать в себе скромность, чувства долга, честность и трудолюбие – словом, лучшие качества, при помощи которых только и возможно преодолеть пороки. Еще один урок, который преподносится в произведении: нужно быть строгим к самому себе.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Анализ сказки «Черная курица, или Подземные жители». Небольшое слово об авторе.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Антоний Погорельский

(1787 – 1836 гг.) был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский. В 1808 году Антоний Погорельский поступает на службу в Сенат, но с началом Отечественной войны 1812 года бросает все свои государевы дела и отправляется на войну против Императора Наполеона. В 1816 году Погорельский переезжает в Петербург, где становится участником ещё одного литературного движения – арзамасцев. В 1829 году Антоний Погорельский напишет свою знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», которая принесла ему определённую славу. Оставаясь молодым, он подхватил туберкулез и уже в 1836 скоропостижно скончался.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Воспитательное значение

:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Особенности стиля.

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора. «Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Анализ сказки Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антонио Погорельский написал в 1829 году. Известно, что она была создано для племянника писателя – Алексея Константиновича Толстого, будущего известного русского мастера слова. Все началось из того, что маленький Алеша рассказал дяде, как с удовольствием играл с курицей во дворе пансиона. Этот незатейливый случай превратился в волшебную сказку, которая пользуется популярностью уже более 100 лет.

А. Погорельский дал произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». На самом деле, под повестью в литературоведении подразумевается произведение среднее по объему с несколькими сюжетными линиями. Анализируемое произведение по объему больше похоже на рассказ, да и сюжетная линия в ней одна – жизнь и приключения Алеши. Можно сделать вывод, что слово «повесть» здесь употребляется как синоним к слову «рассказ». Жанр произведения – сказка. В ней есть как реальные, так и фантастические события и персонажи, события призваны «поучать» читателя.

В сказке А. Погорельского нетрудно рассмотреть двоемирие – признак, характерный для романтизма. Перед читателем разворачиваются события в пансионате (реальный мир) и в подземном царстве (фантастический). Во время войны А. Погорельский служил с Гофманом, отсюда и веяние романтизма в его творчестве.

Тема анализируемого произведения – приключения мальчика Алеши

в пансионате и подземелье. Автор хочет показать, как важно сдерживать слово, которое дал, утверждает, что вкусны лишь те плоды, которые достал сам. Также А. Погорельский доказывает, что нельзя считать себя лучше других, так как судьба непредсказуема.

В начале сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» автор переносит читателя в Санкт-Петербург. Описание города и пансионата, в котором происходят события, занимают несколько абзацев. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу происходящего. Постепенно он знакомит с героями сказки. В центре сюжета – Алеша, главной можно назвать и Чернушку

– курицу-министра. Второстепенную роль играют учитель, кухарка, бабушки-голландки. Есть в сказке и сборные образы – жители подземелья и ученики пансиона.

Сюжет произведения развивается в двух мирах, но все его элементы расположены в логической цепочке. Экспозиция – знакомство с Алешей и пансионерами. Завязка – Алеша начинает «дружить» с Чернушкой и спасает птицу. Развитие событий – путешествия с министром в подземелье, учеба с конопляным зернышком. Кульминационные точки – потеря конопляного зернышка и наказание Алеши, разговор с министром после «предательства». Развязка – Алеша исправляется, а все, что произошло, кажется ему смутным сном.

Используя прием «двоемирия» А. Погорельский поднимает в сказке множество проблем. Он рассказывает о доброте, когда Алеша спасает Чернушку. Писатель с иронией говорит о важности признания вышестоящими для людей (прием директора в пансионе), с такой же иронией отзывается и о богатстве (драгоценности в подземном царстве).

Сказка А. Погорельского – образец оригинальной подачи вечных проблем, поэтому ее стоит прочитать не только детям, но и взрослым.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог , ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой.

  • Особенности жанра и конфликта в пьесе горького на дне сочинение
  • Основные темы рассказов сборников вечера на хуторе близ диканьки миргород
  • Особенности жанра и композиции романа тургенева отцы и дети сочинение
  • Основные темы итогового сочинения
  • Особенности жанра и композиции романа обломова сочинение