Основные типы персонажей бытовых сказок

Бытовые сказки
отличаются от волшебных. В их основе
лежат события каждодневной жизни. Здесь
нет чудес и фантастических образов,
действуют реальные герои: муж, жена,
солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки
о женитьбе героев и выходе героинь
замуж, исправлении строптивых жен,
неумелых, ленивых хозяйках, господах и
слугах, об одураченном барине, богатом
хозяине, барыне, обманутой хитрым
хозяином, ловких ворах, хитром и
смекалистом солдате и др. Это сказки на
семейно-бытовые темы. В них выражается
обличительная направленность; осуждается
корысть духовенства, не следующего
священным заповедям, жадность и
завистливость его представителей;
жестокость, невежество, грубость
бар-крепостников. С симпатией в этих
сказках изображен бывалый солдат,
который умеет мастерить и рассказывать
сказки, суп варит из топора, может
перехитрить кого надо. Он способен
обмануть черта, барина, глупую старуху.
Служилый умело достигает своей цели,
несмотря на нелепость ситуаций. И в этом
обнаруживается ирония.

Бытовые сказки
кратки. В центре сюжета обычно один
эпизод, действие развивается быстро,
нет повторения эпизодов, события в них
можно определить как нелепые, смешные,
странные. В этих сказках широко развит
комизм, что определяется их сатирическим,
юмористическим, ироническим характером.
В них нет ужасов, они веселы, остроумны,
все сосредоточено на действии и
особенностях повествования, которые
раскрывают образы героев.

Источники:
анекдотические, сатирические ситуации,
отношения. Худож.приём – гипербола –
т.к.основная идея этого типа – осмеяние
или наказание порока человечества. При
этом хитрость и ловкость – добродетели.
Система персонажей: простой человек:мужик
и солдат; система антогонистов, царь,
генерал, барин, поп. Сюжеты о глупой и
сварливой жене.

34. Сказочная функция, понятие. Сколько функций в волшебной сказке, их последовательность. Круг действий персонажа волшебной сказки, система персонажей.

Сюжетостроение
сказок обладает своими, специфическими
особенностями: В.Я. Пропп обратил внимание
на действия сказочных персонажей и
обозначил их термином «функция»

(в разных сюжетах повторяются одинаковые
функции, например: похищение, нарушение
запрета, трудная задача и т.д.). Проппом
были изучены все основные функции
волшебной сказки. Он считал, что сказочных
функций чрезвычайно мало, а персонажей
чрезвычайно много. Этим и объяснял он
«двоякое» качество сказки: ее поразительное
многообразие, ее пестроту и сказочность,
и, с другой стороны, ее поразительное
однообразие. В. Я. Пропп считает, что: 1.
Постоянными, устойчивыми элементами
сказки служат функции действующих лиц,
независимо от того, кем и когда они
выполняются. Они образуют основные
составные части сказки.2. Число функций,
известных волшебной сказке, – ограниченно.
3. Последовательность функций всегда
одинакова. 4. Все волшебные сказки
однотипны по своему строению. Начало
сказки В.Я. Пропп определяет как «исходную
ситуацию», вслед за которой могут
следовать следующие функции:
I.
Один из членов семьи отлучается из дома.
II. К герою обращаются с запретом. III.
Запрет нарушается. IV. Вредитель пытается
произвести разведку. V. Вредителю даются
сведения о его жертве. VI. Вредитель
пытается обмануть свою жертву, чтобы
овладеть ею или ее имуществом. VII. Жертва
поддается обману и тем невольно помогает
врагу. Эти первые семь функций: отлучку,
нарушение запрета, выдачу, удачу обмана
– Пропп предлагает трактовать как
подготовительную часть сказки. Следующую
за ними восьмую функцию ученый считает
особенно важной, так как ею и создается
«движение сказки», ею открывается
завязка сказки. VIII. Вредитель наносит
одному из членов семьи вред или ущерб.
Виды вредительства предельно разнообразны,
встречаются сказки, которые не начинаются
с нанесения вреда. Однако Пропп считает,
что все сказки исходят из ситуации
нехватки или недостачи, что и вызывает
поиски, аналогичные поискам при
вредительстве. Вывод Проппа таков:
«недостача может быть рассмотрена как
морфологический эквивалент, например,
похищения». IX. Беда или недостача
сообщается, к герою обращаются с просьбой
или приказанием, отсылают или отпускают
его. Эта функция вводит в сказку героя.
X. Искатель соглашается или решается на
противодействие. XI. Герой покидает дом.
XII. Герой испытывается, выспрашивается,
подвергается нападению и пр., чем
подготовляется получение им волшебного
средства или помощника. XIII. Герой
реагирует на действия будущего дарителя.
XIV. В распоряжение героя попадает
волшебное средство. XV. Герой переносится,
доставляется или приводится к месту
нахождения поисков. XVI. Герой и вредитель
вступают в непосредственную борьбу.
XVII. Героя метят. XVIII. Вредитель побеждается.
XIX. Герой возвращается. Возвращение
обычно совершается обычно в тех же
формах, что и прибытие. XX. Герой
подвергается преследованию. XXI. Герой
спасается от преследования. На этом
очень многие сказки заканчиваются.
Герой прибывает домой, затем, если была
спасена девушка, женится и т.д. Но так
бывает далеко не всегда. Сказка заставляет
героя пережить новую беду, опять
появляется вредитель. XXII. Герой неузнанным
прибывает домой или в другую страну.XXIII.
Ложный герой предъявляет необоснованные
притязания. XXIV. Герою предлагается
трудная задача. XXV. Задача решается.
XXVI. Героя узнают.XXVII. Ложный герой или
вредитель изобличаются.XXVIII. Герою дается
новый облик.XXIX. Вредитель наказывается.XXX.
Герой вступает в брак и воцаряется.Этим
сказка завершается. Пропп также замечает,
что в некоторых случаях действия
сказочных героев не подчиняются и не
определяются ни одной из приведенных
выше функций. Таких случаев немного.
Это те случаи, когда сказка не может
быть понята без сравнительного материала,
или формы, перенесенной из сказок других
разрядов.

На основе
вышеперечисленных наблюдений, В.Я. Пропп
приходит к следующим выводам: «Количество
сказочных функций весьма ограниченно.
Можно отметить лишь 31 функцию. В пределах
этих сказок развивается действие
решительно всех сказок нашего материала,
а также и действие очень многих других
сказок самых различных народов.

Многие функции
логически объединяются по известным
кругам. Эти круги в целом и соответствуют
исполнителям.
Это— круги действий. Сказка знает
следующие круги действия:

1) Круг действий
антагониста (вредителя
).
Охватывает:

вредительство
(А), бой или иные формы борьбы с героем
(Б), преследование (Пр). 2)
Круг действий дарителя (снабдителя).

Охватывает: подготовку передачи
волшебного средства (Д), снабжение героя
волшебным средством (Z). 3)
Круг действий помощника
.
Охватывает: пространственное перемещение
героя (R),ликвидацию беды или недостачи
(Л), спасение от преследования (Сп),
разрешение трудных задач (Р), трансфигурацию
героя (Т). 4)
Круг действий царевны

(искомого персонажа) и ее отца. Охватывает:
задавание трудных задач (3),. клеймение
(К), обличение (О), узнавание (У), наказание
второго вредителя (Н), свадьбу (С*). Царевна
и ее отец не могут быть разграничены по
функциям вполне точно. Отцу чаще всего
приписывается задавание трудных задач
как действие, вытекающее из враждебного
отношения к жениху. Он же нередко
наказывает или велит наказать ложного
героя. 5) Круг
действий отправителя
.
Охватывает только отсылку (соединительный
момент,В). 6)
Круг действий героя
.
Охватывает: отправку в поиски (С{), реакцию
на требования дарителя (Г), свадьбу (С*).
Первая функция (C{) характерна для
героя-искателя, герой-жертва выполняет
лишь остальные.
7) Круг действий ложного героя

охватывает также отправку в поиски
(C{), реакцию на требования дарителя —
всегда отрицательную (Гneg) и, в качестве

специфической
функции — обманные притязания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое бытовые сказки и какие их художественные особенности, о чем они рассказывают Вы узнаете из этой статьи?

Содержание

  1. Особенности бытовых сказок
  2. Что такое бытовая сказка?
  3. О чем рассказывают бытовые сказки? 
  4. Кто является героями бытовых сказок?
  5. В чём заключается основная идея бытовых сказок?

Особенности бытовых сказок

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка представляет собой сатирическое короткое произведение, которое отличается от других сочинений тем, что победа всегда за положительными героями, проявляющими смекалку, ум и находчивостью. Создателями бытовых сказок в литературе можно считать М. Салтыкова-Щедрина и Л. Толстова.

Примеры бытовых сказок: «Дочь-семилетка», «Жена-спорщица», «Барин-кузнец», «Горшок», «Барин и мужик», «Заяц», «Морозко», «Барин и собака» и «Добрый поп».

Можно выделить такие особенности бытовых сказок:

  •  в основе сюжета повседневная бытовая и реальная жизнь.
  • отсутствие фантастики (нет волшебных событий, превращений, помощников) и реальные конфликты.
  • герои бытовой сказки – это обычные люди (мужья с женами, солдаты, барин со слугами, купцы и т.д). Каждый персонаж наделен яркими чертами характера: смекалистость, хитрость, доброта, жадность.
  • воспевают ум человека, его изворотливость и умение справляться с жизненными проблемами.
  • бытовые сказки полны юмора. В них высмеивают плохие качества людей: сварливость жены, жадность и глупость барина, лень хозяйки.

Бытовые сказки разделены на такие подгруппы:

  • сатирико-бытовые;
  • волшебно-бытовые;
  • социально-бытовые.
На чем построен сюжет бытовой сказки?

Такого рода сказки описывают разные реальные события, ситуации из повседневной жизни. То есть все, что может случиться с любым, реальным человеком. В фольклоре можно узнать о быте и семейном укладе персонажей, что ценно для современного человека. Благодаря этому мы узнаем об обычаях прошлых времен.

Сюжет бытовой сказки построен на человеке, который отличается от других своими положительными качествами. Сюжет и композиция бытовых сказок вращается вокруг реальной жизни и осуждает корысть духовенства, завистливость, жадность, невежество, жестокость и грубость.  Это короткое произведение зачастую описывает одну лишь ситуацию с быстро развивающимися действиями.  Она может сопровождаться сатирой, иронией или юмором.

О чем рассказывают бытовые сказки? 

О ежедневной жизни человека: о муже и жене, о слугах и господах, сударынях и барынях недалекого ума, ворах и солдатах, хозяине и крестьянине, о богатом и бедном. Они раскрывают две важные общественные темы:

  • социальное наказание,
  • социальную несправедливость.

Кто является героями бытовых сказок?

В этом фольклоре вы не найдете вымышленных или фантастических персонажей. Главные герои этих сказок – люди с разными характерами и социальным положением.  Зачастую это крестьяне и бедняки, которые не растеряли свою доброту, несмотря на тяжелую жизненную ситуацию. Они награждены не только добрым сердцем, но и смекалкой, помогающей выходить из трудных ситуаций.

особенности сказок

В чём заключается основная идея бытовых сказок?

Главная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Персонажами произведений  являются бедняки или крестьяне, которые невзирая на свою трудную жизнь не растеряли своих достоинств и доброты, которые способны придти на помочь себе и другим.

Бытовые сказки будут особенно интересны детям 3-7-летнего возраста. С их помощью они развивают свою фантазию и смекалку: представляя себя сказочными героями, дети думают, как бы поступили в той или иной ситуации, учатся анализировать свои поступки и их последствия.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие художественные особенности бытовых сказок.

Фольклористика | Филологический аспект №4 (36) Апрель, 2018

УДК 398.21

Дата публикации 30.04.2018

К вопросу об определении и специфике русских социально-бытовых сказок

кандидат культурологии, доцент, факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова,,РФ, г. Москва, egorovaolga29@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена определению специфических черт русских социально-бытовых сказок. Целью исследования является рассмотрение композиционных, стилистических и жанровых особенностей данного вида сказок. В целом большинство русских социально-бытовых сказок характеризуются лаконичностью, оптимизмом и близостью к анекдоту. Чудесные превращения и метаморфозы, происходящие в этих сказках, описываются реалистически, как привычные и естественные события. Кроме того, многие русские социально-бытовые сказки – сатирические, они высмеивают человеческие пороки, осуждают социальное неравенство и социальную несправедливость. Герои социально-бытовых сказок не совершают, за редким исключением, особых подвигов, лучшие их качества – доброта, находчивость, изобретательность, стойкость и сострадание.
Ключевые слова: русские социально-бытовые сказки, специфика, самобытность, стилистические и жанровые особенности, сказочные герои, чудесные превращения

On the issue of the definition and specificity of Russian social fairy tales

Egorova Olga Arsenovna
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow, egorovaolga29@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the definition of specific features of Russian social fairy tales. The purpose of the study is to examine the compositional, stylistic and genre features of the fairy tales. In general, the majority of Russian social fairy tales are characterized by laconicism, optimism and closeness to anecdote. The wonderful transformations and metamorphoses that are taking place in these tales are described in realistic way as usual and natural events. In addition, many Russian social fairy tales are satirical. They ridicule human vices, condemn social inequality and social injustice. Heroes of social fairy tales are not idealized and their best qualities are kindness, inventiveness, practical wit, perseverance and compassion.
Keywords: Russian social fairy tales, specificity, originality, stylistic and genre features, fairy-tale characters, wonderful transformations

Статья посвящена определению жанрово-стилевой специфике социально-бытовых сказок, основополагающие черты которых принципиально отличаются от сказок волшебных или сказок о животных.  В научной литературе существует несколько названий данного вида сказок [1], [8], [9], [10], [13]. Разными исследователями они определяются, как сказки социально-бытовые, реалистические или новеллистические. Поче­му у этого типа сказок несколько названий и какое из них наиболее точное? Интересно отметить, что в случае социально-бытовых сказок все три наименования допустимы, но ни од­но из них не располагает точностью научного термина и может использоваться с некоторыми ограничениями и довольно условно. Во-первых, можно дать определение данному типа сказок – сказки реалистические – потому, что их основные персонажи не фантастические персонажи, а реальные люди. Однако, как это будет проанализировано далее, эти сказки весьма далеки от реализма.  Эти сказки именуются новеллистические, поскольку они являются увлекательными и лаконичными рассказами. Но, конечно, это не новеллы, а сказочные повествования. Их можно назвать социально-бытовыми, поскольку тематика многих сказок социальная. Кроме того, бытовой фон находит в этих сказках определенную обрисовку, хотя описание быта не является их основной задачей.  С нашей точки зрения наиболее приемлемое определение – социально-бытовые сказки, так как оно емко и содержит основные характеристики рассматриваемого вида сказок. 

Социально-бытовые сказки имеют определенный набор сюжетов, образов, свои специфические композиционные, жанровые и художественные приемы.

Социально-бытовые сказки значительно отличаются от сказок волшебных. Волшебные сказки характеризуются наличием двух миров: реального мира и мира потустороннего, в который герой попадает в результате различных чудесных перипетий. В социально-бытовых сказках присутствует один мир, в котором с самого начала повествования живут сказочные герои. Бытовая обстановка подробно не описывается, дается лишь краткая ее характеристика, например: в одной деревне, жили в селении три брата, вот в одном приходе жил священник.

Еще одна важная особенность социально-бытовых сказок – это то, что повседневная обстановка, в которой происходят события, представляет собой важный исторический и культурологический материал. Благодаря этому социально-бытовые сказки тесно связаны с реальной действительностью. «Новеллистические сказки содержат большое количество бытовых элементов, метко схваченных наблюдений, жизненных деталей» [11, c. 288]. Волшебные сказки не дают представления о том, что представляла собой солдатская служба, или как протекала жизнь в крестьянской среде. Социально-бытовые сказки нам эту возможность представляют. Так, в социально-бытовых сказках рассказывается о том, чем в бытовой обстановке занимались люди, какие у них были обычаи и традиции, какую одежду они носили по будням и праздникам, какую готовили еду. Кроме того, сказочные персонажи русских сказок принадлежат к разным социальным сословиям. Положительные герои социально-бытовых сказок – это бедный мужик, работник, старик, солдат, казак. Отрицательные персонажи – противники главных героев – это люди, относящиеся к привилегированным сословиям, такие как барин, купец, помещик, богатый мужик. Многие русские социально-бытовые сказки повествуют о социальной и классовой несправедливости, которая существовала в обществе.

Социально-бытовые сказки – это в первую очередь источник изучения мировоззрения представителей непривилегированных сословий населения и их жизненной философии. В большинстве случаев эти сказки оптимистичны: герой одерживает победу над своими антагонистами и противниками. Тем не менее, характер противостояниями между ними иной, чем в сказках волшебных. В волшебной сказке всегда побеждает справедливость. При этом мифологические и фантастические существа, такие как баба-яга, змей Горыныч, Кощей Бессмертный выступают в качестве неприятеля главного героя [2], [6], [7], [12].

В социально-бытовых сказках зло и несправедливость представлены теми людьми, которых герой встречает в своей повседневной жизни. В русских сказках – это чаще всего социальные оппоненты положительного персонажа. Отрицательные герои обладают властью, богатством, имеют всевозможные привилегии. Они сильны социально, но ничтожны по своей человеческой сути. Поэтому в соперничестве с ними приходится идти на хитрость и даже вероломство – в борьбе с ними герой использует все средства – и честные, и ложные.

Положительный герой социально ничтожен и стоит на низких ступенях социальной лестницы. Он часто беден, лишен наследства, внешне некрасив. Герой социально-бытовой сказки не идеализируется, в его поведении нет ничего героического. Это самый обычный человек. Однако одновременно оказывается, что он весьма решителен, находчив, обладает сильной волей духа и волей к победе, а также чрезвычайно предприимчив, изворотлив и хитер. Все эти качества и помогают ему победить в сложной ситуации.

Одной из специфических черт социально-бытовых сказок является отсутствие сверхъестественного. Законы природы в этом типе сказок часто не нарушаются. В волшебных сказках волшебный помощник или волшебное средство помогают герою добиться своей цели. Иногда в волшебных сказках волшебный помощник выполняет все трудные задачи вместо героя [9]. В социально-бытовых сказках волшебного средства часто нет, что служит отличительным их признаком от сказок волшебных. В социально-бытовых сказках мы обычно не наблюдаем ничего необычайно прекрасного или мистического, например, волшебных животных, духов, золотых дворцов, заколдованных принцесс и в целом всех тех характерных черт, которые определяют специфику волшебных сказок.

Однако чудесное и сверхъестественное в этих сказках есть, но оно является частью прозаичной и повседневной жизни и имеет юмористический характер. Так, во многих социально-бытовых сказках, таких как «Работник», «Мужик и черт», «Шурыпа» один из персонажей – черт. Однако этот черт не является ужасающим персонажем волшебной сказки. В социально-бытовых сказках черт боится злой жены мужика («Баба хуже черта»), его обманывают и используют в своих корыстных целях мужик с женой («Работник»). Все социально-бытовые сказки, в которых присутствует черт, очень близки к анекдоту. Например, в сказке «Мужик и черт» чрезвычайно строптивая жена мужика утонула и попала к черту в болото. Там она так напугала нечистую силу, что черт готов исполнить все просьбы мужика, только чтобы он забрал свою жену обратно.  Мужик обещает помочь нечистому, но одурачивает его. В итоге мужик получает полцарства от государя, а черт остается со злой бабой в своем болоте. В сказке черт описывается со значительной долей внешней достоверности, реалистически точно так же, как и остальные ее персонажи.

Сказка «Мужик и черт» очень типична для жанра социально-бытовых сказок. Потустороннее существо – черт – преподносится в ней как обычный простодушный человек, которого одурачивают более хитрые люди. Диалоги, используемые в этих сказках, весьма эмоциональные, живые, очень экспрессивные: Черт попер осину до того, что пристал. «Ну, казак, давай отдохнем!» — «Ну, какой отдых, давай тащи урод!» («Работник»),

Мужик хотел его сбросить, а шишко говорит: «Не спускай! Не спускай! Не спускай! Тут ле така злая жена поселила, меня всего окровянила, я лучше тебе помогу, будем вместе жить («Злая жена»).

В. П. Аникин в работе «Русская народная сказка» указывает на то, что сюжеты о злых женах, относятся к одним из самых древнейшим, они встречаются с конца XII века. Подобные сюжеты используются в поучительной литературе и были найдены в монастырях в текстах, которые предостерегают против женщин, представляющих собой вместилище зла [2].

Однако тон русских сказок абсолютно иной: женщины в них не представляют собой абсолютное зло. Сказки преподносят житейский урок. Они показывают, что случается со скандальными и строптивыми представителями женского пола и насмехаются над ними. В.П. Аникин в работе «Русское устное народное творчество» делает интересное замечание относительно социально-бытовых сказок: «Характернее другое: все, что говорится о супружеских изменах, рассказано с веселой издевкой и над обманом неверных жен, и над простотой одурачиваемых мужей [3, c. 478].

Можно привести целый ряд примеров социально-бытовых сказок, в которых сверхъестественные события преподносятся как вполне реалистические.

В социально-бытовых, как и в волшебных сказках, часто происходят различные трансформации и метаморфозы, которые носят юмористический или даже саркастический характер. В волшебных сказках, в отличие от бытовых, такие превращения драматичны и воспринимаются трагически, например, когда ведьма превращает девушку в птицу, а героя – в камень. В волшебных сказках сама окружающая обстановка нереальная, фантастическая и часто пугающая – темный лес, избушка бабы-яги, огненная река и тому подобное. В социально-бытовых сказках сверхъестественные превращения происходят на внешне привычном бытовом фоне. Так, в социально-бытовой сказке неверная жена превращает своего мужа в собаку и выгоняет из дома. Благодаря счастливому стечению обстоятельств мужик не только остается жив, но возвращает себе человеческий образ, добывает волшебное средство, приходит домой и превращает изменницу в козу.  Можно было бы предположить, что таким будет окончание сказки. Жена наказана по заслугам. Однако доброму мужу становится жаль своей жены, и он снова превращает ее в человека. Жена просит прощения у мужа и супруги живут долго и счастливо («Диво»).

Все обстоятельства происходящего рассказываются реалистически, как будто такие перипетии и превращения – дело обычное и совсем не сверхъестественное.

В волшебных сказках практически не встречается повествование от первого лица. В социально-бытовых сказках этот прием заставляет читателя как бы стать соучастником происходящих действий. При этом сочетание чудесных превращений и обычной бытовой обстановки создает комизм ситуаций.

Социально-бытовые сказки называются часто реалистическими, потому что реалистичен стиль текста, способ трактовки и подачи сказочного материала. Однако сами события – сверхъестественные и в них невозможно поверить. Этим и определяется особое очарование социально-бытовых сказок, которые увлекают фантастическими событиями в обстановке, кажущейся обыденной.

Персонажи сказок также вполне реальны. Однако их поступки невозможны в реальной жизни, они иррациональны и выходят за рамки нашего понимания. Поэтому социально-бытовые сказки – это чудесные, волшебные, необыкновенные повествования, повествования о совершенно невозможном. События социально-бытовых сказок, такие как общение государя с Горшеней, проделки хитроумных воров, сделки с чертом несоизмеримы с действительностью. Кроме того, в сказках реальность как бы перевернута, превращена в абсурд.

Как уже говорилось выше, многие сюжеты социально-бытовых сказок юмористические. Они остроумны и радостны. Можно сказать, эти сказки носят терапевтический характер. Их цель – поднять настроение, помочь людям преодолеть жизненные невзгоды и трудности. Кроме того, русские социально-бытовые сказки – сатирические, они высмеивают человеческие пороки, осуждают социальное неравенство и социальную несправедливость. Многие социально-бытовые сказки похожи на анекдоты, в некоторых сюжетах грань между ними практически исчезает. Герои социально-бытовых сказок не совершают, за редким исключением, особых подвигов, лучшие их качества – находчивость, стойкость, честность, сострадание и трудолюбие. В некоторых сказочных сюжетах положительный герой выходит невредимым из самых безвыходных положений, потому что ему сопутствует удача. Но чаще он помогает себе сам – смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Социально-бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум и смелость человека.


Список литературы

1. Алексеева О.Б. Русские народные сказки. М., 1987.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 2006.
3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001.
4. Аникин В.П. Сказки народов мира в 10 томах. М., 1987.
5. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1986.
6. Егорова О.А. Специфика мифологической основы волшебного вымысла в сказках Британских островов//Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, М., № 1, 2014. с. 87-97.
7. Егорова О.А. Волшебные сказки о любви как одной из основных ценностей культуры//Молодежь в постиндустриальном обществе. Саратов, 2013. с. 90-93.
8. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М., 2003.
9. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. М., 2004.
10. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. М., 2009.
11. Пропп В.Я. Русская сказка. М., 2000.
12. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 2007.
13. Шафранская Э.Ю. Устное народное творчество. М., 2008.

ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Бытовые сказки

Выполнила учитель начальных классов

Татьянина Анна Муратовна

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Гуманистические идеалы, жизнеутверждающий пафос придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

        Сказок написано и собрано великое множество. Но среди огромного количества сказок обязательно найдется несколько самых-самых любимых. Именно эти любимые сказки мы и проносим через всю жизнь, подсознательно стараясь в чем-то походить на героев сказки или даже мечтая попасть в такую сказку со счастливым концом. Почему мы любим сказки? На этот вопрос каждый человек отвечает по-своему. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Да, не стоит удивляться. Взрослые тоже очень любят сказки. Наверное, даже больше, чем детишки. Взрослые так любят сказки, что и сами начинают их придумывать и рассказывать.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторический этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Установить точно, когда именно русская сказка определилась как жанр, когда именно начала жить как сказка, а не верование или предание,- невозможно. Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси, однако истоки её теряются в незапамятных временах. Памятники древнерусской литературы сохранили достаточно упоминаний о сказочниках и сказках.  Всё это даёт основание полагать, что в Древней Руси сказка уже выделилась как жанр  из устной прозы, размежевалась с преданием, легендой и мифом.

Сказка — один из жанров фольклора; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и в романтической окраске событий.

У сказок, как и у любых других произведений литературного жанра, также имеется своя классификация, причем даже не одна. Сказки могут делиться на несколько групп, во-первых, по содержанию, во-вторых, по авторству. Кроме того, существует еще и классификация сказок по национальному признаку, которая прозрачна и понятна всем. Например, «русские народные сказки», «немецкие сказки» и т.п. Сказать, какие бывают сказки по авторству, также не так сложно. Всем известно, что есть сказки народные, а есть — авторские, написанные конкретным человеком. Более сложная классификация сказок — по содержанию.

По содержанию литературоведы обычно выделяют 3 вида сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Поговорим подробнее о бытовых сказках. Бытовые сказки — это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Среди бытовых сказок выделяют следующие виды:

  • социально-бытовые («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик», «Как поп работницу нанимал»);
  • волшебно-бытовые (с элементами из волшебных сказок, яркие примеры тому: «Морозко», «Золушка»).

Вообще, нужно отметить, что классификация эта выведена литературоведами достаточно условно, поскольку далеко не всегда можно однозначно сказать, к какой категории принадлежит та или иная сказка. Многие можно отнести и к социально-бытовым, и к сатирико-бытовым, а, например, во всем известной сказке «Морозко» к этим двум особенностям добавляется еще и известная доля волшебства, поэтому она и бытовая, и сатирическая, и волшебная одновременно. И так обстоит дело со многими сказками.

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Бытовые сказки — это сказки, в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.

Задача жанра: высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Бытовые сказки делятся на следующие типы:

  • анекдотические
  • сатирические
  • сказки — состязания
  • сказки – насмешки

Общие особенности:

  • в основе — необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует);
  • имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола;
  • герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
  • вместо волшебства используется смекалка;
  • реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение);
  • действующие персонажи — антагонисты;
  • положительный герой — иронический удачник;
  • смысловой акцент приходится на развязку;
  • широкое использование диалога;
  • обилие глаголов;
  • герои: обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов. В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в них настолько реальны, что, читая их, невольно ощущаешь, будто мы сами проживаем их из дня в день. В бытовых сказках есть место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических событий и мифических персонажей, чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций. А еще такие сказки могут многому научить ребенка. Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря им. Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире. Но зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему и совершать добрые поступки в реальной жизни. А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться. Когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие.

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой многонациональной стране, как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения. Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и, главное, расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Список используемой литературы

  1. Веснина, Береника Сказка // Энциклопедия Кругосвет
  2. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2002.
  3. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
  4. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки). — М.: Лабиринт, 2006. — 336 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-3
  5. Интернет-ресурсы

  • Особенности жанра рассказ в литературе
  • Основные темы сказки черная курица или подземные жители
  • Особенности жанра и конфликта в пьесе горького на дне сочинение
  • Основные темы рассказов сборников вечера на хуторе близ диканьки миргород
  • Особенности жанра и композиции романа тургенева отцы и дети сочинение