Особая энергия сказки оставляющая у слушателя определенное послевкусие

Теоретический обзор.

Сказкотерапия
метод, использующий сказочную форму
для интеграции личности, развития
творческих способностей, расширения
сознания, совершенствования взаимодействия
с окружающим миром. К сказкам обращались
в своем творчестве известные зарубежные
и отечественные психологи: Э. Фромм, Э.
Берн, Э. Гарднер, А. Менсгетти. М. Осорина,
Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовце-ва, Т.
Зинкевич-Евстигнеева.

Функции сказок.

Выделяют несколько основных функциональных
особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный
эмоциональный резонанс как у детей, так
и у взрослых. Образы сказок обращаются
одновременно к двум психическим уровням:
к уровню сознания и подсознания, что
создает особые возможности при
коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на
идее ценности метафоры как носителя
информации:

• о жизненно важных явлениях;

• жизненных ценностях;

• о внутреннем мире автора (в случае
авторской сказки).

3. В сказке в символической форме
содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные
периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации
проходит мужчина;

• какие этапы в процессе самореализации
проходит женщина;

• какие «ловушки», искушения, трудности,
препятствия можно встретить в жизни и
как с

ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и
любовь;

какими ценностями руководствоваться
в жизни;

как строить отношения с родителями
и детьми;

• как бороться и прощать.

4. Сказки являются основой для формирования
«нравственного иммунитета» и поддержания
«иммунной памяти». «Нравственный
иммунитет» — способность человека к
противостоянию негативным воздействиям
духовного, ментального и эмоционального
характера, исходящим из социума.

5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого
в состояние целостного восприятия мира.
Дают возможность мечтать, активизируют
творческий потенциал, передают знания
о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Принципы психологического анализа сказок.

При
проведении психологического анализа
сказок психологу следует придерживаться
трех основных принципов.

1. Принцип безусловного
принятия внутреннего
мира клиента. Данный
принцип позволяет
воспринимать мир,
представленный в
сказке, целостно, безоценочно.

2. Принцип объективности.
Рекомендует
рассмотреть сказку с разных точек
зрения, исследовать разные ее
«слои»
и «грани».

3. Принцип результативности.
Психологический анализ авторской
сказки всегда обусловлен
конкретной
целью — формированием
перспективных задач психологической
работы с клиентом.

Схема психологического
анализа
сказок.

Для того чтобы составить схему
психологического анализа сказки,
необходимо ключевые характеристики
сказки.

Под ключевыми характеристиками понимаются
качественные показатели, с которых
можно описать авторскую сказку. Ключевые
характеристики помогают выявить
отправные точки анализа сказки для
понимания внутреннего мира кл
особенностей его взаимоотношений с
окружающим миром.

Ключевые характеристики сказки таковы:

1. энергоинформационное поле сказки;

2. основная тема сказки;

3. сюжет сказки;

4. линия главного героя;

5. символическое поле.

Энергоинформационное поле сказки.

Это особая энергия сказки, оставляющая
у слушателя определенное «послевкусие»,
состоящее из ощущений, чувств, мыслей
и впечатлений.

Каждая сказка обладает частью энергии
своего автора и содержит информацию о
его внутренних процессах. Таким образом,
человек,читающий или слушающий сказку
соприкасается с ее энергоинформационным
полем.

Это поле может оказывать на нас
определенное воздействие — влиять на
психосоматическое состояние, настроение,
мыслительные процессы. Встречаясь со
сказкой, необходимо отмечать изменения
в своих ощущениях и впечатлениях, но не
следовать за ней, а найти возможности
абстрагироваться и «посмотреть со
стороны».

У подготовленного психолога
возникает, адекватный ответ на
энергетику сказки
включается «рабочее
состояние», первый признак которого —
искренний интерес к сказке.

Основная тема.

Основная тема — это идея,
пронизывающая весь сюжет сказки,
отражающая актуальные жизненные
ценности, потребности, показывающая
то, что оказывается для клиента значимым
в данный момент, к чему он стремится,
над, чем он сознательно или бессознательно
«работает».

Наиболее
распространенными темами сказок
являются: тема любви, тема детско-

родительских взаимоотношений и отношений
в семье, тема личностного роста, тема
основных жизненных ценностей, тема
дружбы.

Чтобы определить основную тему, нужно
задать себе или автору вопрос: о чем
сказка, чему она учит?

Основная тема может быть представлена
на нескольких уровнях:

• на ценностном уровне, который
содержит общие жизненные ценности,
проявленные в сказке

• на ментальном уровне, который
отражает понимание, степень осмысленности
автором событий, положенных в основу
сюжета сказки;

• на эмоциональном уровне, который
показывает качество чувственно-смыслового
проживания основной темы;

• на витальном уровне, который говорит
о степени удовлетворенности автора в
связи с актуализацией основной темы
сказки; к этому уровню относится влияние
происходящих в сказке событий на
жизнедеятельность героев.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Сказкотерапия»

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одно временно к двум психическим уровням: к уровню сознания и под сознания, что создает особые возможности при коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: о жизненно важных явлениях; о жизненных ценностях; о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как бороться и прощать.

4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» — способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Схема психологического анализа сказок

Для того чтобы составить схему психологического анализа сказки, необходимо выделить ключевые характеристики сказки — показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Ключевые характеристики помогают психологу выявить отправные точки анализа сказки для понимания внутреннего мира клиента и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром. Ключевые характеристики сказки:

Энергоинформационное поле сказки

Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений. Человек, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее энергоинформационным полем.

Это поле может оказывать на нас определенное воздействие — влиять на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и «посмотреть со стороны».

У подготовленого психолога возникает адекватный ответ на энергетику сказки и включается «рабочее состояние», первый признак которого — искренний интерес к сказке.

Основная тема

Основная тема — это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что оказывается для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно «работает».

Наиболее распространенными темами сказок являются: тема любви, тема детско-родительских взаимотношений и отношений в семье, тема личностного роста, тема основных жизненных ценностей, тема дружбы.

Чтобы определить основную тему, нужно задать себе или автору вопрос: о чем эта сказка, чему она учит?

Сюжет сказки

Это изложение хода событий. Работая с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента:

1. Оригинальность сюжета — это новизна, необычность сюжета, его непохожесть на популярные фабулы. Оригинальные сюжеты придумывают авторы с хорошо развитым воображением, склонные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и переживаниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного.

2. Жанровые формы сказок могут быть разными, иногда совершенно нестандартными: авантюрно-приключенческими, мистическими, сентиментально-драматическими, любовно-романтическими, реально-драматическими, интрапсихическими, морально-нравственными, философскими, историями жизни и смешанными. Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер переживаний и область его интересов.

3. Последовательность сказочных событий. Работая со сказкой, важно проанализировать последовательность событий в ней.

Линия главного героя

Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремление автора. Главный герой — это образ автора, реальный либо идеальный.

Важно прояснить четыре момента:

1. Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе.

2. Образ цели, к чему стремится главный герой.

3. Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки.

4. Отношения с окружающим миром. Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий «разрушитель-созидатель».

Символическое поле сказки

Оно отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Работая с символическим полем сказки, необходимо выписать наиболее яркие образы и исследовать их значение на двух уровнях — личном и глубинном. Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является такой-то образ?» Глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы.

Основные этапы психологического анализа сказок:

1. Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо прислушаться к собственным ощущениям и впечатлениям после прочтения сказки: зафиксировать исписать их.

2. Определить основную тему сказки. Необходимо задать себе вопрос: о чем эта сказка, чему она учит? Ответ рассмотреть с точки зрения четырех уровней: ценностного, ментального, эмоционального, витального.

3. Проанализировать сюжет сказки. Необходимо определить степень оригинальности сюжета и его жанр, разобрать последовательность событий.

4. Проанализировать линию главного героя. Линия главного героя рассматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков героя, отношение с окружающим миром.

5. Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне.

6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов. Определить степень сформированное «нравственного иммунитета».

7. Определить перспективные задачи психологической работы с автором, выявить его «основную проблему» и найти ресурсы для работы с ней. Выявить перспективы и индивидуальные средства формирования «нравственного иммунитета».

К коррекционным функциям сказки принято относить следующие:

1) психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

2) символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

3) принятие в символической форме своей физической активности.

Сказкотерапия с детьми

Использование сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

Отсутствие дидактики

События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Отсутствие четких персонификаций

Главный герой в сказке — собирательный образ. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.

Образность языка. Метафоричность языка

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Психологическая защищенность

Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

Наличие тайны и волшебства

В сказке любой предмет может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого.

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного.

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.

Начиная с 5лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

1) ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

2) ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

3) ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживав следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).

Основные приемы работы со сказкой

1 . Анализ сказок

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно той или иной сказочной ситуации.

2 . Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица.

3 . Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5 . Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста. (арт-терапия).

Последние 10 лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов вызывает арт-терапия. Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Основные арт-терапевтические методы:

  • Изотерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Игровая терапия.
  • Песочная терапия.
  • Музыкальная терапия.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Среди первоклассников есть дети, которые трудно адаптируются к новым для них условиям. Арт-терапевтические занятия и упражнения помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение – это для детей; поднимают статус ребёнка – это для родителей; позволяют детям считать занятия частью обычного школьного воспитания – это для учителей. В своей работе я использовала занятия для сплочения первоклассников, для разрешения конфликтов, для выработки взаимоуважения и понимания друг друга, освоения социальных навыков. Улучшить мнение ребёнка о себе или мнение других о себе, помочь завести новых друзей поработать с социальными навыками и быть увиденным в положительном свете можно во время классного часа, в ГПД, во время прогулки и т.д. вопрос о месте проведения времени занятия решается индивидуально, в зависимости от проблемы. Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления самооценки уверенности создания более уверенного образа себя. Детские психологи, врачи, специалисты, работающие с детьми, нуждающимися в психологической помощи есть, не в каждой школе, проблемы же от этого не исчезают. В своей работе я использовала сказкотерапию.

Сказка – это жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребёнка самое главное: выход из трудной ситуации есть. Термин « сказкотерапия» у некоторых вызывает улыбку и отношение как к несерьёзному, « детскому» методу. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывались у ребёнка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человечка формируется своеобразный « банк» жизненных ситуаций. То ость набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений с людьми, возможностях самореализации, устройства Мира и пр. Осмысливая Жизненные Уроки, ища параллели с реальными явлениями « банк» знаний о Мире переходит в активное состояние. Если сказочные истории просто читались или рассказывались, этот « банк», эти знания находятся в пассивном состоянии (процесс успешной социализации тоже имеется).

Сказкотерапия – как процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Целью и задачей сказкотерапии и является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Перед взрослыми встают важные задачи: понять, что чувствует ребёнок, оказать ему помощь в высказывании своих чувств, связанных с сюжетом сказки, или появившихся по ассоциации.

. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безбо­лезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помо­щью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого не­удачного жизненного сценария человека извлечь.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • Осознание своих потенциалов, возможностей ценности собственной жизни;
  • Понимание причинно-следственных связей событий, поступков;
  • Познание разных стилей мироощущения;
  • Осмысление созидательного взаимодействия с окружающим миром;
  • Внутреннее ощущение силы и гармонии.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно ещё и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с др. подходами.

У неё нет возрастных границ. У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. В каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по школе

« нормальное – отклоняющее развитие».

Современная сказкотерапия « трёхлика». «Лик»:

  • диагностический,
  • воздействующий,
  • профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:

  • художественных,
  • дидактических,
  • психокоррекционных,
  • психотерапевтических,
  • медитативных.

Для каждой ситуации, для каждого случая подбираются соответствующие сказки.

Возможности работы со сказкой:

  • использование сказки как метафоры.
  • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
  • Проигрывание эпизодов сказки.
  • Использование сказки как притчи-нравоучения.
  • Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание)

Анализ сказок, рассказывание, сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизация позволяют изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями.

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трёх вещах:

  • Уместность.
  • Искренность.
  • Дозированность. Часто процесс размышления над сказкой длительный. Поэтому нельзя « перегружать» сказкой. Один из секретов сказкотерапии состоит в последействии, которое является мощной силой, стимулирующей развитие.

На первых этапах работы целесообразно « вставлять» как бы ненароком, как бы « к слову».

Факторы эффективности сказкотерапии:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
  • Отсутствие чётких персонификаций;
  • Образность и метафоричность языка;
  • Психологическая защищённость – хороший конец;
  • наличие тайны, волшебства.

Сейчас появилось много литературы, посвященных работе со сказками, освещающих методические особенности работы, методические приёмы, использование сказок как для индивидуальной работы, так для работы в группах. Большинство рекомендаций дано психологам, но и воспитатель и учитель начальной школы и родители могут использовать сказкотерапию в работе с ребёнком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Энергоинформационное поле сказки – это особая энергия, оставляющая у слушателя определённое « послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей, впечатлений. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора, содержит о нём информацию. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и « посмотреть со стороны».

Авторские сказки Л.Д. Коротковой включают в себя методические разработки, анализ каждой из них с точки зрения практического применения. Её книга « Сказкотерапия в школе» содержит методики коррекционной и педагогической работы к каждой из предложенных сказок.

В книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой описываются также некоторые игры, тренинги органично включающиеся в работу со сказками.

Взрослый, который говорит на одном языке с ребёнком, понимает и учит его согласию с самим собой и другими, подобен волшебнику. Книга Е.Прудис « Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники» поможет глубже проникнуть в сказочный мир маленького человека, избежать ошибок воспитания и, возможно разобраться в истоках собственных проблем.

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев представляют терапевтические сказочные истории для детей 3-15 лет, ориентированные на конкретные проблемы, дают советы как использовать эти истории.

В книгах А. Лопатиной, М. Скребцовой « Вечная мудрость сказок» собраны притчи, легенды, сказки народов мира как фольклорные, так и авторские, посвящённые вечным темам – дружбе, добру, мудрости, милосердию. Уроки нравственности снабжены методическим аппаратом – после каждого текста приводятся вопросы и задания, темы письменных работ, рисунков, сценок на материале вышеприведённых сказок.

Л. П. Стрелькова « Уроки сказок», « Войди в тридевятое царство»,

Н. Огненко « Волшебная книга сказок», Л.Е. Тумина « Сочини сказку», З.Г. Шустерман « Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких» рассказывают об увлекательных путешествиях в сказочную страну, используются разнообразные игровые приёмы, интересные задания, с помощью которых ребята сами становятся участниками определённой сказочной ситуации.

В психологической практике можно использовать как народ­ные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиня­ются по проблемам. Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапев­тические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.

В книге известного петербургского врача и сказочника Гнездилова А.В. « Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу)» собраны его сказки, помогающие справиться с затруднительными ситуациями.

В своей работе, кроме названных авторов, я использовала уже разработанные программы:

1. « Добро пожаловать в сказочный мир» (Ю.С. Шиманович).

2. «День за днём в стране фантазий» (Н.А. Сакович).

3. « Я – единственный на планете» (Е.В. Белинская).

Данная работа в 1-2 классах помогла сплотить коллектив учащихся, разрешить многие конфликтные ситуации.

Даже в контексте выявления «конфликтного» и «ресурсного» содержания сказки мы отказываемся
от прямых оценок.

2. Принцип объективности. Мы стараемся рассмотреть сказку с разных точек зрения,
исследовать разные ее «слои» и «грани». И главное, мы не стремимся к тому, чтобы найти в
авторской сказке подтверждение той или иной психологической парадигме.

3. Принцин результативности. Мы не делаем анализ ради самого процесса анализа.
Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью:

—— составление психологического заключения (на предмет определения психологического статуса,
интересов, мотивов, индивидуальных особенностей автора);

— составление психологических рекомендаций;

— формирование перспективных задач психологической работы с автором.

С опорой на эти принципы мы составим схему психологического анализа сказок.

Схема психологического анализа сказок

Анализируя древние истории, мы не используем специальных схем, а просто стараемся, насколько
это возможно, постичь знание и смысл, зашифрованные в них. В контексте проективной
психодиагностики требуется структура, позволяющая систематизировать информацию, которая
содержится в авторской сказке.

Для того чтобы составить схему психологического анализа сказок, нам необходимо выделить
ключевые характеристики сказки.

Под ключевыми характеристиками понимаются качественные показатели, с помошью которых
можно описать авторскую сказку. Ключевые характеристики помогают психологу выявить
отправные точки анализа сказки и таким образом встать на путь понимания внутреннего мира
клиента и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром.

Объем информации, содержащейся в сказке, огромен. Психолог способен понять и осмыслить
лишь некоторую его часть. Однако и эта часть сама по себе является достаточно объемной.
Введение ключевых характеристик значительно облегчает процесс систематизации информации, а
следовательно, помогает специалисту встать на путь понимания внутреннего мира клиента.
Предлагаемый список ключевых характеристик сложился опытным путем. Не исключено, что со
временем он дополнится новыми показателями.

Итак, ключевыми характеристиками сказки являются:

1) энергоинформационное поле сказки;

2) основная тема сказки;

3) сюжет сказки;

4) линия главного героя;

5) символическое поле.

1. Энергоинформационное поле. Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя
определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений.

Каждая сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних
процессах. Таким образом, каждый человек, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее
энергоинформационным полем. Это поле может оказывать на нас определенное воздействие влиять на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы.

Читая разные сказки, мы отмечаем изменения в своих ощущениях и впечатлениях. Сказкотерапевт
обычно лишь фиксирует свою первую реакцию, но не следует за ней. Потому что, если
подчиниться энергоинформационной волне сказки, можно потерять объективность профессионального взгляда. Особенно в случае, когда клиент имеет выраженные психопатологические
особенности; как правило, «засасывающая» энергия таких сказок довольно велика.

Если первое впечатление от сказки оставило у психолога тяжелое ощущение, это верный
показатель наличия у автора серьезных внутренних конфликтов.

Чаще всего у сказкотерапевта, психолога возникает адекватный ответ на энергетику сказки, то
есть включается некое «рабочее состояние». Его первым признаком является искренний интерес к
сказке.

Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле сказки, но понимаем всю важность
этой ключевой характеристики. Фактически энергоинформационное поле является главным
хранилищем знаний об авторе, однако нам пока трудно формализовать это знание. Поэтому на
помощь приходят другие ключевые характеристики.

2. Основная тема. Это идея, пронизывающая весь сюжет сказки. Основная тема отражает

  • Основы права 9 класс сочинение
  • Основные приемы работы со сказкой реферат
  • Основоположником жанра литературной сказки считается
  • Основными микротемами во вступительной части рассказа телеграмма являются
  • Основным признаком волшебной сказки является