Особенность рассказа как эпического жанра кратко

Рассказ как жанр литературы

Литература. Термины                                                       

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Определим  его особенности и на примере рассказа А.П.Чехова » Хамелеон»  рассмотрим их.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном  эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои  так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

Пример.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.  « Хамелеон».1945 г.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.
« Хамелеон».1945 г.

Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»

  • Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.

  • Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов . Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
  • Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина .
  • Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
  • Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
  • Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
  • Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему , в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
  • Рассказ написан в 1884 году, в период  расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного  метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.

Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. « Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.

Особенности жанра рассказа:

  1. Небольшой объём.
  2. Кратковременность описываемых событий.
  3. Небольшое количество героев.
  4. Рассказ имеет сюжет и композицию.
  5. Изображаемое в рассказе выглядит правдиво, соответствует реальной жизни.
  6. В рассказе не бывает нравоучения.

Сюжет — цепь эпизодов, событий.

Элементы сюжета:

  1. ЭКСПОЗИЦИЯ — предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.
  2. ЗАВЯЗКА — отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.
  3. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ — часть сюжета между завязкой и кульминацией.
  4. КУЛЬМИНАЦИЯ — высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.
  5. РАЗВЯЗКА — завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

Композиция — соединение, стыковка разных частей произведения, в том числе и эпизодов (всё то, что не является
сюжетом).

Элементы композиции:

  1. Портрет — описание внешности героя.
  2. Пейзаж — описание природы.
  3. Монолог — речь одного героя.
  4. Диалог — речь двух и более героев.
  5. Авторское отступление — оценка, замечание, наблюдение, которое делает автор произведения.

Примеры элементов композиции из рассказа «Бежин луг»

Пейзаж

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего
утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но
светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их
подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество
круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они
почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.
Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва
заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же
спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски
все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет,
раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой
рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

Портрет

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и
постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой
каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не
отцовские.

Монолог

— А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие
ребятишки; всех было нас ребяток человек десять — как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что,
мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой
придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и
гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это
их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под
ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась,
поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери
пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

Диалог

Все помолчали.

— А что, — спросил Федя, — картошки сварились?

Павлуша пощупал их.

— Нет, еще сыры… Вишь, плеснула, — прибавил он, повернув лицо в направлении реки, — должно быть, щука… А вон звездочка покатилась.

— Нет, я вам что, братцы, расскажу, — заговорил Костя тонким голоском, — послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

— Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя.

— Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

— Ну да; знаем.

Авторское отступление

(Я сам не раз встречал эту Акулину. Покрытая лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом, помутившимся взором и вечно оскаленными зубами, топчется она по целым часам на одном месте,
где-нибудь на дороге, крепко прижав костлявые руки к груди и медленно переваливаясь с ноги на ногу, словно дикий зверь в клетке. Она ничего не понимает, что бы ей ни говорили, и только изредка
судорожно хохочет.)

Что такое рассказ?

Рассказ — одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия — кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает.

А начинается развитие действия с завязки — с того момента, когда события рассказа развёртываются в направлении кульминации. Завязке может предшествовать экспозиция — несколько абзацев или фраз текста, которыми автор вводит читателя в повествование, говорит о месте и времени происходящего события, сообщает что-либо о героях. После самого напряжённого момента следует развязка — результат решительного поступка героя.

Итак, звенья сюжета в рассказе можно представить в следующей последовательности:
завязка — І эпизод — ІІ эпизод — кульминация — развязка

Структура рассказа

Композиция — построение художественного произведения, соотношение его частей, размещение их по отношению друг к другу, например последовательность глав в большом рассказе. 

Если сюжет — это цепь эпизодов, событийный ряд, то композиция — это соединение, стыковка разных частей произведения, в том числе и эпизодов. В композицию входят части текста, не относящиеся к сюжету: описания (портрет, пейзаж), авторские отступления (например, повествования о прошлом героя). Вы помните, наверное, как в рассказе «Муму» И. С. Тургенев говорит о жизни Герасима в деревне, о его работе в качестве дворника. Всё это части текста, которые не входят в сюжет, но включаются в композицию. 

Построение рассказа, его композицию, то есть целесообразность размещения автором того или иного отрывка текста именно в этом месте, лучше всего рассмотреть на конкретном примере. В рассказе Л. Толстого «Кавказский пленник» отчётливо видна композиция, то есть стыковка и соотношение частей. Пленение Жилина, его пребывание в татарском ауле, попытки бежать, помощь Дины. Вступительная часть нужна, чтобы читателю было понятно всё, что произошло дальше. Значит, композиция, как и сюжет, подчиненны авторскому замыслу. Иначе говоря, композиция обусловлена тем, что и как хочет сказать писатель о своём герое. Можно отчётливо представить композицию произведения, если составить его план, то есть выделить смысловые части, обозначив их заголовками. 

Композиция, как и сюжет рассказа, подчинена главной цели — изображению человека, его переживаний, размышлений, изображению окружающей жизни. Это значит, что и композиция, и сюжет зависят от того, как автор видит и понимает человека, которого он хочет изобразить. 

Главное отличие рассказа от сказки в том, что в сказке с самого начала есть установка на вымысел, а рассказ с первой фразы претендует на правдивость, соответствие реальной жизни. 

В рассказе никогда не бывает ни прямого, ни косвенного нравоучения. Автор рассказа стремится передать жизнь так, как он её понимает. А дело читателя — самому разобраться и всё самостоятельно оценить, выяснив авторские оценки изображённой ситуации и участвующих в ней героев. 

Вопросы по теме: 

1. Почему рассказ относится к эпическим жанрам? Почему его называют малой жанровой формой? 

2. Какие элементы сюжета вы знаете? Что такое кульминация? Почему завязка и развязка так называются? 

3. Что такое композиция? Назовите внесюжетные элементы текста.


  • Чирикать


  • Лайкнуть


  • VK Рассказать


  • ОК Поделиться

РАССКАЗ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. «Отличие новеллы от рассказа не представляется мне принципиальным», – писал исследователь европейской новеллы Е.Мелитинский. Б.Томашевский считал, что рассказ – это русский термин для новеллы. Такого же мнения придерживаются и большинство (хотя и не все) других литературоведов. Малую эпическую форму в европейских литературах, по крайней мере до 19 в., принято именовать новеллой. Что же такое новелла? Теоретического определения новеллы «не существует, скорее всего потому, что… новелла предстает в реальности в виде достаточно разнообразных вариантов, обусловленных культурно-историческими различиями… Совершенно очевидно, что сама краткость является существенным признаком новеллы. Краткость отделяет новеллу от больших эпических жанров, в частности от романа и повести, но объединяет ее со сказкой, быличкой, басней, анекдотом». (Е.Мелетинский).

Генетические истоки новеллы – именно в сказке, басне, анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комического, а трагического или сентиментального сюжета. От басни – отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки – отсутствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то воспринимается как нечто удивительное.

Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя – неожиданные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». Таковы новеллы Боккаччо из сборника Деккамерон. Вот, например, сюжет четвертой новеллы второго дня: «Ландольфо Руффоло, обеднев, становится корсаром; взят генуэзцами, терпит крушение в море, спасается на ящике, полном драгоценностей, находит приют у одной женщины из Корфы и возвращается домой богатым человеком».

Каждая литературная эпоха накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма содержание новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями и их преломлением в сознании героя (Песочный человек Гофмана).

Вплоть до утверждения в литературе реализма новелла избегала психологизма и философии, внутренний мир героя передавался через его действия и поступки. Ей была чужда всякого рода описательность, автор не вторгался в повествование, не высказывал своих оценок.

С развитием реализма новелла, какой она была в своих классических образцах, почти исчезает. Реализм 19 в. немыслим без описательности, психологизма. Новелла вытесняется другими видами короткого повествования, среди которых на первое место, особенно в России, выходит рассказ, который долгое время существовал как разновидность краткой повести (У А.Марлинского, Одоевского, Пушкина, Гоголя и др.). В проспекте Учебной книги словесности для русского юношества Гоголь дал определение повести, которое включает рассказ как частную разновидность («мастерски и живо рассказанный картинный случай»). Причем имеется в виду «случай» обыкновенный, который может произойти с каждым человеком.

С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в сравнении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова Спать хочется говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней будет после того, как преступление совершено, вообще неизвестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют центральное – убийство младенца. Рассказ невелик по объему.

Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова Ионыч по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна – показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона, «рассказ – это… единство настроения, ситуации, действия».

Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя. Так, в рассказе Тургенева Хорь и Калиныч сапоги Хоря, сделанные, казалось, из мраморной кожи, или пучок земляники, преподнесенный Калинычем своему другу, раскрывают сущность обоих крестьян – хозяйственность Хоря и поэтичность Калиныча.

«Но отбор деталей – это еще не вся трудность», – писал мастер рассказа Нагибин. – Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстротой чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление…». Так, в рассказе Бунина Антоновские яблоки практически ничего не происходит, но мастерски подобранные детали рождают у читателя «живое, картинное представление» об уходящем прошлом.

Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

Рассказ, как и новелла, несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан. Так, рассказы Мопассана вобрали в себя опыт психологической прозы, и потому, если и могут называться новеллами (в литературоведении иногда принято называть их так), то новеллами, принципиально отличными от новеллы классической. Рассказам Чехова свойственен подтекст, практически неизвестный литературе середины 19 в. В начале 20 в. модернистские течения захватывают и рассказ (рассказы Сологуба, Белого, Ремизова, отчасти Л.Андреева и др.)

В европейской литературе 20 в. рассказ обогатился художественными открытиями всей прозы («поток сознания», усиление элементов психоанализа, временные «перебивы» и пр.). Таковы рассказы Кафки, Камю, Ф.Мориака, А.Моравиа и др.

В 1920–1930-е в России на первый план выходят героико-романтические (В.Иванов, Бабель, Пильняк, Шолохов и др.) и сатирические рассказы (Булгаков, Зощенко, Ильф и Петров и др.)

Рассказ остается продуктивным жанром и в настоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близкий к новелле и практически бессюжетный.

Людмила Поликовская

Определение

Рассказ – это повествовательное произведение небольшого объёма с ограниченным количеством действующих лиц, в котором обычно разворачивается одна сюжетная линия с конфликтной ситуацией. События рассказа кратковременны.

История возникновения (зарождения) жанра

Рассказ берёт своё начало из устного народного творчества. Этот повествовательный жанр возникает благодаря легендам, анекдотам, пословицам, песням, притчам, сказкам, басням и другим жанрам фольклора, из которых писатели черпали темы и сюжеты для своих произведений.

Уже в античной литературе (II – IV ст. н. э.) встречаются элементы рассказа. Однако в качестве отдельного жанра рассказ формируется в Европе в эпоху Возрождения (Э. Гофман, Дж. Боккаччо). В это время определяются его основные черты: случай, который меняет жизнь героя, драматический конфликт, необычные происшествия.

Исследователи считают, что о русской новеллистике можно говорить со второй половины ХVII в. – начала ХVIII в. Это связано с созданием «Истории о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повести о Карпе Сутулове», а также с написанием «Русских сказок» В. А. Левшиным, «сказки» М. Д. Чулковым «Досадное пробуждение» и др. Хотя эти произведения и обозначались терминами «повесть», «сказка», «история», в этот период уже можно говорить об обособившемся рассказе.

На рубеже XVIII–XIX вв. рассказ появляется в Германии, а в ХIХ веке – в Северной Америке.

В середине 1820-х годов появляются первые произведения с подзаголовком «рассказ». Закрепление этого термина за повествовательными произведениями малой формы приходится на середину 1840-х годов. Рассказ выдерживает конкуренцию в среде других литературных жанров и начинает активно развиваться. Появляются очерки и заметки об этом жанре.

Д. У. Уотерхаус. «Декамерон»

Д. У. Уотерхаус. «Декамерон»

Зарождение жанра рассказа в традиционном смысле приходится на XIX век и связывается со знаменитыми «Повестями Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургскими повестями» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Записками охотника» И. С. Тургенева.

В конце XIX – начале XX века происходит значительное усложнение художественной структуры рассказа. Расцвет жанра в этот период связан с крахом народничества и крушением веры в народнические идеалы. Наиболее яркие представители этого периода: Л. Андреев, И. А. Бунин, В. Гаршин, Г. Гауптман, Ги де Мопассан, О. Генри, М. Горький, А. И. Куприн, А. П. Чехов.

В русской литературе второй половины XX века происходит воздействие на рассказ со стороны других эпических жанров. Но рассказ по-прежнему остаётся устойчивым и мобильным.

Начиная с 1940-х годов, рассказ выделяют как особый литературный жанр, который отличается и от повести, и от физиологического очерка тем, что рассказывает о судьбе конкретного человека.

Основоположники рассказа

Известно, что рассказ как отдельный литературный жанр формируется в эпоху Возрождения. К первым образцам произведений рассказываемого жанра относятся «Кентерберийские рассказы» (конец XIV в.) английского писателя Дж. Чосера и «Декамерон» (1348-1351 гг.) итальянского писателя Дж. Боккаччо.

Характерные особенности рассказа

Большинство литературоведов выделяют следующие характерные особенности рассказа:

  • Небольшой объём.
  • Изображение одного или нескольких событий.
  • Наличие чёткого конфликта.
  • Краткость изложения.
  • Сжатость содержания.
  • Единство действия и места.
  • Наличие мотивов.
  • Одна проблема и вытекающее из этого единство построения.
  • Повествование от одного лица (рассказчика, героя или автора).
  • Ограниченное количество действующих лиц.
  • Раскрытие доминирующей черты характера персонажа.
  • Одна чётко выделенная сюжетная линия (часто судьба главного героя).
  • Наличие одного главного героя (реже – нескольких).
  • Законченность и полнота повествования.
  • Значимая концовка и катарсис.
  • Запоминающееся название.

Особенности построения сюжета и композиции в рассказе

В основе рассказа лежит несложный сюжет. В произведениях этого жанра повествуется о каком-либо событии из жизни одного или двух героев.

Традиционно в сюжет рассказа входит:

  • Экспозиция (есть не всегда) – вступительная часть произведения, содержащая сведения о месте и времени действия, героях и т.д.
  • Завязка – основное действие, которое постепенно нарастает и развёртывается в направлении кульминации.
  • Кульминация – главное звено сюжета, самый напряжённый момент в развитии действия.
  • Развязка – результат решительного поступка героя.

Зачастую в композицию рассказа входят части текста, не относящиеся к сюжету: портретные и пейзажные описания, авторские отступления. Например, в рассказе И. С. Тургенева «Муму» автор рассказывает о деревенской жизни Герасима, о его работе дворником.

И. С. Тургенев «Муму», иллюстрация

И. С. Тургенев «Муму», иллюстрация

Композиция, как и сюжет, подчиненны замыслу автора и имеют одну цель – изображение жизни человека, его переживаний, размышлений. При этом писатель не останавливается на подробностях.

Также в рассказах встречаются мотивы – значимые компоненты литературного текста, сопутствующие раскрытию темы или идеи. Например, во многих рассказах А. П. Чехова прослеживается мотив тоски.

Рассказы могут объединяться в циклы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Одесские рассказы» И. Бабеля, «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойля и др.).

Художественные приемы в рассказе

Особая роль в рассказе отведена художественной детали, без которой невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Этот приём характеризуется смысловой и эмоциональной нагрузкой, а также изобразительной силой.

Так, в рассказе А. П. Чехова «Душечка» при описании жизни главной героини Оленьки Племянниковой автор пишет следующее:

«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна. Теперь уже она была совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки»

А. П. Чехов «Душечка», обложка

А. П. Чехов «Душечка», обложка

В этих строках с помощью художественной детали автор подчёркивает состояние полного одиночества главной героини.

Также литературоведы подчеркивают роль заглавия рассказа как художественной детали.

Ещё одной особенностью рассказа является то, что автор нередко «передаёт перо» герою, который сам начинает рассказывать свою историю. Например, в рассказе Н. С. Лескова «Зверь» повествование идёт от первого лица. Герой вспоминает историю из детства, случившуюся в великий праздник Рождества Христова.

Во второй половине ХIX – начале ХХ вв. авторы рассказов обратились к художественному приёму под названием «поток сознания». Суть его заключалась в следующем: воспроизведение душевной жизни персонажа посредством переживаний, ассоциаций, воспоминаний и др.

К этому приёму обращается В. Гаршин в рассказе «Четыре дня», И. А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». В европейской литературе к «потоку сознания» и к усилению элементов психоанализа в своих рассказах прибегают Ф. Кафка, А. Камю, Ф. Мориак, А. Моравиа и др.

В начале ХХ в. России пишутся сатирические рассказы (Ф. Искандер «13 подвиг Геракла», М. А. Булгаков «Воспаление мозгов», М. М. Зощенко «Человека жалко» и т.д.). В этих произведениях авторы используют аллегорию, гиперболизацию, иносказание.

Деление внутри рассказа как жанра

Рассказы бывают:

  1. автобиографическими;
  2. психологическими;
  3. бытовыми;
  4. философскими;
  5. научно-фантастическими;
  6. юмористическими;
  7. сатирическими;
  8. историческими;
  9. детективными.

Аудитория жанра

Каждый читатель может выбрать себе рассказ по душе, потому что тематика произведений этого жанра разнообразная.

Основной жанр малой повествовательной прозы полюбился не только взрослым, но и детям. Поучительные детские рассказы В. А. Осеевой, В. В. Бианки, В. В. Голявкина, К. Д. Ушинского, В. Ю. Драгунского появляются на страницах учебников уже в начальной школе. Дети с удовольствием читают о приключениях и историях из жизни своих сверстников.

Схожесть рассказа с другими жанрами

Исторически сложилось так, что рассказ близок с новеллой. Общее между произведениями этих жанров: содержание эпического и лирического начал, лаконизм в изложении достигается с помощью тщательного отбора отдельных выразительных деталей.

Интересно!

Литературовед-теоретик Г. Н. Поспелов, фото

Литературовед-теоретик Г. Н. Поспелов, фото

Большинство литературоведов полагают, что новелла и рассказ – это разные названия одного жанра (Б. В. Томашевский, Е. М. Мелетинский и др.). Часть исследователей говорит о том, что несправедливо отождествлять рассказ с новеллой, т.к. новелла – это еще одна разновидность малого прозаического жанра со своими отличительными характеристиками.

Советский учёный Г. Н. Поспелов считает, что «правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа».

Также к рассказу близки другие формы эпоса: очерк и эссе.

Что пишет М. Горький о связи очерка и рассказа:

«очерк с одной стороны примыкает к публицистике, с другой – рассказу, особый жанр, неспособный заменить ни рассказ, ни публицистику»

И очерк, и рассказ пишутся формой литературного художественного языка, линия построения образа длится от начала произведения до его конца, широко используются портретные и пейзажные описания, психологизм. Сюжет рассказа и очерка складывается: из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

Яркие представители

Непревзойдёнными мастерами в написании рассказов считаются такие русские писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. Горький, М. А. Булгаков, Н. С. Лесков, А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Набоков, В. П. Астафьев, М. М. Зощенко, И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, М. А Шолохов, Ф. К. Сологуб, А. П. Платонов, А. И. Солженицын, А. М. Ремизов. И. Ильф и Е. Петров.

Зарубежные представители: Ф. Кафка, А. Камю, Ф. Мориак, А. Моравиа, Дж. Чосер, Дж. Боккаччо, О. де Бальзак, С. Моэм, Ги де Мопассан, О. Генри, Р. Бредбери, Р. Акутагава.

Востребованность жанра в разные периоды

Пик популярности рассказа в России приходится на вторую половину XIX века (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. А. Шолохов и т.д.).

В разные периоды к рассказа обращались реалисты (А. Н. Толстой, И. С. Шмелёв, М. П. Арцыбашев и др.), модернисты (Ф. К. Сологуб, А. Белый и др.), сатирики (М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко и др.) и писатели, которые творили под влиянием реализма и модернизма (Б. К. Зайцев, С. Н. Сергеев-Ценский и др.).

Жанр остаётся востребованным и в настоящее время. Активно развиваются разновидности рассказа: бытовой, философский, сатирический, психологический, фантастический и т.д.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входит огромное количество рассказов, среди которых: «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина, «Куст сирени» А. И. Куприна, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «О чём плачут лошади» Ф. А. Абрамова, «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, «Бежин луг», «Бирюк», «Записки охотника», «Муму» И. С. Тургенева, «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение», «Никита», «Юшка» А. П. Платонова, «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет», «Царь-рыба», «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Кавказский пленник», «После бала» Л. Н. Толстого, «Живое пламя», «Кукла» Е. И. Носова, «Смерть чиновника», «Тоска», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш» М. Горького, «Голубая чашка» А. П. Гайдара, «Игорь Робинзон» С. Чёрного, «История болезни» М. М. Зощенко, «Уроки французского» В. Г. Распутина, «Тупейный художник» Н. С. Лескова, «Тихое утро» Ю. П. Казакова, «Кусака» Л. Н. Андреева, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина, «Дон Кихот» М. Сервантеса.


Список литературы

  1. Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  2. Мелетинский Е.. Историческая поэтика новеллы. М., 1990
  3. Нинов А. Рассказ // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1971.
  4. Нинов А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956 – 1966). Л., Изд – во «Художественная литература». – 1969. – 288 с.
  5. Огнев А. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1973. – 219 с.
  6. Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 1987. – С. 318.
  7. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. – 155 с.
  8. Хализев В. Теория литературы.
  9. Шубин Э. А. Жанр рассказа в современном советском литературоведении. // Русская литература. – 1972. – № 1. – с. 223 – 229.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 1.7k

  • Оставшиеся часть как пишется
  • Особенности языка сказок о животных
  • Оставшиеся сумму как пишется
  • Особенности языка сказки о золотом петушке
  • Оставшиеся деньги как пишется