Особенности авторской волшебной сказки

Сказки в литературе

Определения

  • Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
  • Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
  • Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
  • Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:

  1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
  2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
  3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
  4. помощник (Серый Волк);
  5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
  6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).

Бытовые сказки

В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

Р Е Ф Е Р А Т

Авторская сказка в детской литературе

выполнила: Арсланова Русалина

студентка 23 группы

специальность: 050146

 руководитель: Кондратьева И. И.

Челябинск, 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Авторская сказка в детской литературе.

1.1. Жанровые особенности литературной сказки:…………………………………….. 5

 1.1.1. идейно — тематическое содержание авторской сказки;………………….. 7

 1.1.2. герои литературных сказок…………………………………………………………….. 10

1.2. Традиции русской литературной сказки в XIX — XX веках…………………. 12

1.3. Продолжение традиций в XXI веке……………………………………………………… 15

Заключение………………………………………………………………………………………………. 18

Список литературы………………………………………………………………………………….. 19

Введение

Актуальность проблемы исследования. «В настоящее время внимание многих исследователей привлекает наименее изученный жанр – «литературная сказка». К таким произведениям можно отнести сказки Л. Кэрролла, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, П. Трэверс, А.Н. Толстого, A.M. Волкова и многих других авторов», — считает выдающийся литературный исследователь Брандис Е. П.  [1,с. 93]. Поначалу, сказка представляла собой классический рассказ, и первыми слушателями, как правило, были дети. Но по прошествии времени сказка трансформировалась из устного повествования в полноценное литературное произведение. 

Известный литературовед Пропп В. Я.   Утверждает: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей». [5, с. 56]

При чтении определённых сказок у ребенка формируются нужные установки на примерное поведение, понимание того, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. С помощью сказки можно оградить ребёнка от различных внутренних страхов и недостатков в поведении.

Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен ребёнку. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.       

Сказки не только радуют, успокаивают,  но и являются хорошим способом для развития эмоций и чувств ребёнка. Сказка одновременно объединяет родителей с детьми.

«Сказки – это не только развлечение, но и способ вырастить духовно богатую личность, а также  и самим духовно обогатиться. Дети любят сказки. И чем старше становятся они, тем выше их требования и ожидания от сказок. И если в 2-летнем возрасте малыши готовы довольствоваться народными сказками, то становясь старше, стремятся окунуться в более глубокий мир литературных сказок, где сюжеты позапутаннее, а герои настолько реальны, что ребенок может с легкостью поставить себя на их место», — отмечает выдающийся доктор филологических наук Федь Н. М. [6, с. 137]

Исходя из проблемы появления авторских сказок и их дальнейшего развития как жанра для детей нами была сформулирована тема исследования: «Авторская сказка в детской литературе».

Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования:

  1. отобрать и изучить теоретическую литературу об авторской сказке и её изменениях в XIX-XXI веках;
  2. на основе анализа литературы представить в тексте работы особенности литературной сказки, её традиции и изменение традиций с течением времени
  3. обобщить результаты исследования по теме «Авторская сказка в детской литературе» и определить перспективы дальнейшей работы  по данной теме

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • сравнение точек зрения известных литераторов
  • классификация и систематизация материала;
  • обобщение.

  Глава 1. Авторская сказка в детской литературе.

  1. Жанровые особенности литературной сказки.

Литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в прошлом столетии и  стала полноправным литературным жанром. Она находится на стадии активного развития, однако до сих пор не существует четкого понимания ее жанрового своеобразия. Жанр литературной сказки возник в последней трети XVIII века. Изначально авторы литературных сказок черпали свои сюжеты из фольклорных сказок. Кроме сюжетов, в авторских сказках присутствуют и другие характеристики народных сказок. Это и традиционные образы-персонажи, и использование народных средств поэтической речи, таких как эпитеты, троекратные повторы, фразеологизмы, поговорки. Ярким примером такой сказки является «Конёк Горбунок» П. Ершова. 

     Учитель — методист  Мелетинский Е.М. считает: « Литературную сказку можно в полной мере назвать художественным произведением, обладающим сложной структурой. Сказка — один из древнейших видов словесного искусства.  Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остаётся спутником человека,  доставляя ему огромное художественное наслаждение.  Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем,  что в ней выражены копившиеся столетиями мысли и чувства народа.  Сказка — самый популярный и самый демократический вид словесного искусства у всех народов мира».  [2 , с.3 ]

По мнению исследователя Нагишкин Д.И: «Литературная (или авторская) сказка совершенно уникальное видовое образование. Опираясь на древнейшие архетипы, авторская сказка ориентирована не только на жанры народной сказки, но и на ассимиляцию элементов предшествующей культурной традиции (литературные сказки предшественников и «классиков» жанра – Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина и др.). В ней также используются идейные принципы и сюжетно-композиционные модели повести, философского романа, утопии, притчи, басни и других литературных жанров».[3, с. 140]

   «Литературная сказка возникла в эпоху романтизма.  Главной отличительной чертой литературной сказки является осознанное авторство,  когда писатель сам создает свое произведение,  пусть даже основанное на фольклорных источниках. Литературная сказка — один из самых распространённых жанров детской литературы. Она,  с одной стороны,  опирается на традиции народной сказки,  а с другой стороны, несёт на себе отпечаток авторской индивидуальности.  Соотношением этих двух начал и определяется жанровое своеобразие литературной сказки.  Литературная сказка, как плод трудов определенного человека,  принадлежащего определенному времени,  несёт в себе современные этой эпохе идеи,  отражает современные ей общественные отношения. В литературных сказках можно найти в своеобразном переплетении характерные для народных волшебных сказок ясность и тайну, проявления чудесного в разных формах, причем не только в осязаемом мире. Чудесное может указывать на психологическую и моральную сложность человека, чудесному может придаваться духовное значение. Для творческой фантазии создателя литературной сказки представлен полный простор, что не мешает авторам использовать традиционные функции героев». [7].

   Неотъемлемыми чертами сказки являются  её жизнеутверждение и неумирающий оптимизм, моральная чистота, торжество добра над злом в социальном понимании, соответствие кругу классовых и этических представлений её создателя», — считает выдающийся педагог — исследователь Д.И. Нагишкин [2, с.18]

   Известный литератор Д.И. Нагишкин убеждён в том, что: «Литературная сказка заимствует у народной  систему образов: противопоставление добрых и злых героев. Типичные персонажи фольклорных сказок нередко попадают на страницы сказок авторских: злая мачеха, добрая волшебница, жадная старуха, прекрасная принцесса и т.д. Впрочем, по мере развития жанра герои сказки обретают живые характеры и становятся всё больше похожи на людей — современников автора сказки». [2, с. 25].
         В авторской сказке обязательно присутствует фантастический элемент, герои наделены чудесными способностями, а события нередко принимают неожиданный оборот. Вместе с тем  волшебный элемент в литературной сказке всегда сочетается с реалистическим, и это делает произведение двухадресным: за текстом сказки, обращённым к детям, скрывается подтекст, адресованный взрослым. Например, в описании Страны Дураков в сказочной повести А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» отчётливо просматриваются реалии того времени — разруха и запустение.
  В целом же литературная сказка укрепляет веру маленького читателя в торжество добра и справедливости, учит его сочувствовать герою.

    «По сравнению с другими жанрами прозы, к которой относится литературная сказка, она обладает некоторыми отличительными чертами, менее свойственными другим жанрам литературы. Эти черты — способность к одушевлению и очеловечиванию предметов, понятий, явлений, существ и способность  при творческом преломлении действительности к творческому синтезированию ряда обыкновенных явлений, предметов, понятий, существ в образы, наделённые чертами необыкновенными», — утверждает известный литератор Пропп В. Я. [5, с.18]

   Учёный — педагог Д.И. Нагишкин утверждает: «Степень присутствия фольклорного начала в авторской сказке может быть разной. Автор может заимствовать сюжет народной сказки и предложить его оригинальную версию или литературная сказка может иметь совершенно самостоятельный сюжет и при этом использовать фольклорные способы организации художественного пространства сказки.
   Неисчислимое количество сюжетов, щедрость выдумки, глубокая поэтичность образов,  высокая мудрость, неумирающий оптимизм, основанный на светлой вере в силы человека, подчинение всех волшебных и прочих персонажей человеку и прогрессивная роль его в борьбе с силами природы и силами зла, моральная чистота, извечный мотив торжества добра над злом, способность поставить мировоззренческие и эстетические вопросы на понятном и доступном каждому — и ребёнку и взрослому — повседневном материале — вот что характеризует литературную сказку и восхищает в ней каждого мыслящего человека». [3, с. 4]

1.1.1. Идейно — тематическое содержание авторской сказки;

Литературная сказка, как плод трудов определенного человека, принадлежащего определенному времени, несет в себе идеи того времени и отражает  его общественные отношения.

Русская художественная литература XIX—XX вв. очень обильно насыщена сказками, хоть и литературные сказки еще совсем не изучены. В литературе наиболее распространены прозаические сказки и стихотворные, хотя имеются и яркие образцы сказок драматических. Примером драматических сказок могут служить сказочные пьесы Е.Л.Шварца. Примером  сказки стихотворной являются сказочные поэмы К.И. Чуковского.

«Обработки сказок у В. Жуковского («Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Кот и в сапогах» и др.) и Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и  его работнике Балде», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях») укрепляют литературный жанр стихотворной сказки. Прозаическая сказка Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») включает элементы романтической сказки, точным воспроизведением романтической сказки являются сказки А. К. Толстого.

С точки зрения родовой принадлежности все литературные сказки делятся на эпические, лирические и драматические. Но отнесение конкретного произведения сказочного жанра к какому-либо роду в большинстве случаев связано с трудностями аргументации, поскольку литературная сказка – это соприсутствие лирического, эпического и драматического». [8]

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Но в то же время у авторской сказки есть свои особенности, которые отличают её от народной.

Литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.

«Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки», — утверждает известный исследователь Млетинский Е.М. [2, с. 176].

Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.

Литературная сказка всегда сказка своего времени, и даже у одного и того же автора направление и структура сказки может значительно различаться, в отличие от строгой по форме сказки народной.

В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности. В романах и повестях-сказках второй половины XX века мы можем увидеть ярко выраженный социальный или даже политический подтекст. Например, в сказках  Дж. Родари или Ю. Олеши. «Три толстяка»

Выдающийся доктор филологических наук Федь Н.М. утверждает: «литературная сказка заимствует у народной  стилистические особенности. Но только от воли автора зависит степень стилизации его произведения. Чаще всего автор литературной сказки в обилии использует разговорную речь, усложняя строение фраз и придавая большое значение правильности их построения».[6, с. 78]

В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям. 

«С помощью повествовательных форм композиционно-речевой структуры, за счет динамики развивающегося сюжета воплощается художественное время. Художественное время не совпадает со временем реальным. Таким образом, в  сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). Так же писатель может убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему скомбинировать различные элементы действия, переставляя их во времени.

Общественная, культурная и, в частности литературная ситуация с конца 1950-х годов сильно меняется. Эти перемены сказались и на детской литературе, перед которой встали новые задачи, которая охотнее и быстрее идет на эксперимент, да и просто становится свободнее и раскованнее. Уже не классовая борьба, не подготовка к очередной войне, являются предметом литературы для детей, а сам ребенок как личность, как индивид, его мечты, игры, интересы определяют содержание детской литературы. Корректируются идеалы общества, а вместе с тем и морально-нравственные нормы, предъявляемые взрослыми к ребенку, — смещение происходит от классово-общественных к общечеловеческим или к детским.

На литературную сцену выходит новый герой. Как положительный герой воспринимается в 1960-1990-е гг. ребенок-шалун, очень беспокойный и непослушный с точки зрения классического взрослого воспитателя, но живой, непосредственный исследователь жизни с позиции автора и читателя (Э. Успенский, Н. Носов, В. Крапивин, Т. Крюкова и др.). Это милый и добрый ребенок, увлекающийся, с нестандартным мышлением». [7]

 «В сказку прочно входят элементы фантастики, мифа, научно-технической литературы», — утверждает исследователь литературы Н.М. Федь

1.1.2. Герои литературных сказок.

Известный методист Е.М. Мелетинский утверждает: «В литературных сказках происходит индивидуализация сказочного героя. Часто у него есть полное имя (то есть имя и фамилия), автор сказки сообщает читателям подробности его жизни. В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером». [2, с. 189]

  В литературных сказках бесчисленное множество персонажей, тогда как в рамках народной традиции принято переносить персонажей из одной сказки в другую, часто даже с сохранением функции героя, постоянство функций в литературной сказке также нарушено. Герой по ходу действия может переходить из разряда положительных в категорию отрицательных и наоборот. Портретные и психологические характеристики в литературных сказках играют важную роль для понимания образа героя. Автор старается обосновать действия персонажей, объясняя их особенностями характера. Поэтому характеристики героев занимают значительное место в литературной сказке.

 Народ в качестве героя избирает необычного,  непохожего на других персонажа. Писатель же, наоборот, создаёт самый обыкновенный характер, чаще всего — детский.

«Изменилось и отношение к чуду. Если фольклорный герой воспринимает чудо как само собой разумеющееся, то персонаж литературный, как правило, удивляется чуду, воспринимает волшебство именно как чудо. Литературная сказка возвращает ребенку чудесное. Но чудо не вписывается в реальную жизнь, его надо либо научно объяснить, что пытается сделать А.М. Волков в своем «изумрудном» сериале, либо скрывать (чудеса Хоттабыча) . Герой сказки ХХ века добивается нужных ему результатов прежде всего благодаря собственному труду (В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»). Чудо, дарованное волшебными помощниками — старушкой из сказки «Цветик-семицветик» или стариком-боровиком («Дудочка и кувшинчик»), — не помогает героям напрямую, а лишь способствует воспитанию важных черт характера: трудолюбия, бескорыстия. Чудо, направленное на удовлетворение собственных потребностей, бесплодно. Поистине чудесно лишь альтруистическое желание блага другому: последний лепесток волшебного цветка приносит здоровье Вите, а Жене — радость («Цветик-семицветик»); чудеса Хоттабыча «срабатывают» лишь тогда, когда он дарит их результат людям, а не рабски угождает Вольке («Старик Хоттабыч»), золотой ключик отпирает дверь в волшебную страну для всех положительных героев одноименной сказки. Далее традиционный «чудесный инвентарь» подвергается корректировке —  герои не удивляются чудесам, наоборот, они активно используют сказочное волшебство, но, как правило, не в традиционной форме, а оригинально. Таким образом, писатель подключает собственную фантазию и начинает  игру со знакомыми ребенку элементами литературных сказок и народного творчества». [8]

Знаменитый исследователь литературы Н.М. Федь считает: » Близкими ребенку-читателю становятся  герои, прошедшие в сказку из других жанров литературы и фольклора. К примеру, весьма популярными становятся герои-роботы произведения, а также различные барабашки, домовые, гномы, лешие и т.д.  Однако, чудесный герой, как правило, уже не являет собой некое волшебство. Он действует в реальном мире, а не в «тридевятом царстве», дружит с обычными детьми, практически не окружен ореолом таинственности и загадочности. Он скорее даже не чудесный помощник, а друг-советчик. Логика его характера вполне вписана в современную детскую характерологию. Отсюда и чудеса, совершаемые им или с его помощью, скорее напоминают проказы шалунов».[6, с. 132]

1.2. Традиции русской литературной сказки в XIX — XX веках.

«К середине XIX века литературная сказка окончательно утвердила себя как жанр и наряду с поэмой, романом, драмой и повестью прочно вошла в сокровищницу  художественной культуры. Этому способствовало творчество ряда выдающихся писателей (Лермонтов, Гоголь, Даль, Лесков), тесно связанных с народной жизнью, тонко понимавших, чувствовавших и «впитывавших» национальный русский язык с его безграничными изобразительными возможностями», — утверждает выдающийся доктор филологических наук Н.М. Федь [6, с. 13]

  Учёный — педагог Н.М. Федь убеждён в том, что: « ХХ век — век великих открытий, потрясений и катастроф. Новая эпоха заставляет  переосмыслить традиционные жанровые элементы сказки. Если ХIХ век был более ориентирован на народную основу (А.С. Пушкин, П.П. Ершов, С.Т. Аксаков, В.И. Даль и др.), то в ХХ веке стал господствовать оригинальный сюжет. Время, конкретная эпоха корректируют жанровые, структурные особенности сказки, трансформируют устоявшиеся коллизии и понятие чудесного.

Кукольность, ненастоящесть, осуждаемые веком XIX, ХХ век оживляет и очеловечивает. Иногда сказка ставит все вверх ногами, и тогда маленького ребенка воспитывают ожившие игрушки — карандаш и конструктор, например, сказка Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина».

 К началу XX в. уже существуют серьезные литературные традиции авторской сказки, намечены некоторые тенденции развития. В целом складываются две основные литературно-сказочные формы: волшебно-романтическая и сатирико-аллегорическая, главные функции которой — нравоописательная и дидактическая. Определилось и сращение сказки с массовой беллетристикой». [6, с 67]

XX век способствовал проникновению и укоренению в литературе и искусстве фантастики, гротеска, чудесного, сама жизнь воспринимается в карнавальном, феерическом ключе. Отсюда и особый взгляд на чудо, волшебство: если сам мир чудесен, то чудо обретает черты реалистичные, а происходящее вокруг мыслится чудесным. Традиционное чудо уступает место новому. На смену устаревшим уже магам и чародеям приходит новый тип волшебников — ученые, чьи знания и умения реальны, но остаются удивительными. Все сказочные приключения лишены привычного для народной сказки волшебства, а скорее напоминают не менее интересные для ребенка ловкие цирковые трюки. Чудо мыслится прежде всего в романтико-героическом и социальном аспектах, что корреспондирует со временем, но не меняет функции чуда.

«Иное отношение к чуду можно увидеть в повести-сказке Успенского «Вниз по волшебной реке», которое сконструировано по принципу переосмысления традиционных фольклорных сюжетов, мотивов, персонажей. Писатель смело и остроумно соединяет фольклорные элементы с современной ему действительностью, создавая принципиально новый вариант повести-сказки. Герои этого произведения говорят и действуют уже не в состоянии с устойчивым типом поведения, а по логике индивидуального характера. К примеру, Баба-Яга предстает как живой полнокровный характер, а не только выполняет четко отведенную ей функцию вредителя или волшебного помощника. Эта героиня как и многие другие. выступает в нескольких ипостасях: и добрая, заботливая бабушка Мити, и реальная старушка, которая провожает внука до электрички, и волшебница, так как она обладает чудесными предметами: избушка на курьих ножках, которая может путешествовать, блюдечко с яблочком и т.д.», — утверждает литературовед Брандис Е. П. [1, с 14]

   Таким образом сказка открывает новую ипостась чуда — его обыкновенность.

Известный методист Е. М. Мелетинский считает, что: «Сам жанр сказки явился средством подспудной борьбы фантастического, стихийного, неординарного с тоталитаристскими канонами. Перевод и переложение западных сюжетов в XIX веке  расширяли творческие возможности художников. Если сказка 1820-х годов была еще абстрактна и условна, то 1830–1850-е гг. разрабатывают в общем и целом реалистические характеры. Основное место действия — «здесь», которое очерчено весьма конкретно и точно, воспроизведены реалии  эпохи (В. Катаев «Цветик-семицветик» Л. Лагин «Старик Хоттабыч» и др.). Сказочное место действия может быть и условным, но черты реального мира,  как правило, сохранены (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля). Некоторые сказочные повести сохраняют традиционное фольклорное двоемирие, однако оно трансформируется и из сферы мифологической (соотношение загробного и земного) переходит в сферу социально-политическую — противостоят две системы: капитализм и социализм». [2, с 190].

 «Начало XX в. стало временем интереса русских художников слова к мифологии, к мифотворчеству, временем зарождения многих типологических «линий» и в развитии литературной сказки, трансформированных затем в советской сказке (для детей и взрослых) и по-новому представленных в сказках последнего десятилетия XX в. Это время появления первых произведений (сказок-путешествий) М.М. Пришвина; сказок А.М.Горького, А.Н. Толстого; сказочно-мифологических произведений A.M. Ремизова («Посолонь»; «Русалия», «Среди мурья», «Сказки русского народа»); сказок Л.А. Чарской

Литературная сказка начала XX в. характеризуется усложненностью, полифункциональностью связей с народной и мировой культурой, а также многожанровостью (сказка-новелла, сказка-легенда, сказка-притча, сказка-лирическая миниатюра, сказка-миф). Причины обращения авторов первой четверти XX в. к сказке обусловлены не только притягательностью эстетики чуда и тайны, свойственной этому жанру, но и стремлением почувствовать, художественно воссоздать глубины души и истории русского народа ». [8] 

Авторы детских литературных сказок XX в. опираются на фольклорные традиции, на творчество А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, социально-аллегорические и педагогические сказки XIX в.

Сказка второй половины ХХ века оказалась способной сочетать сказочные элементы с повседневностью, бытом, что способствовало ломке жанра, его преобразованию.

«Сказка в литературе XX в. представлена многими жанрами. Для ее осмысления предпочтительно выделение исторически сложившихся периодов в едином культурно-литературном цикле: сказка «серебряного века» (условно —

дореволюционная сказка XX в.), советская литературная сказка (20-80-е гг.) и сказка 90-х гг. В любое время сказка активно воспринимала проблемы времени и «пристрастия» литературы. Так, сказочными средствами в 20-40-е гг. изображалась революционная борьба и восстановление социальной справедливости, отрицание буржуазных ценностей, затем научно-фантастические новации 50-60-х гг., в 80-90-е гг. актуальными становятся вопросы гуманного отношения к человеку, утверждение вечных нравственных ценностей и отрицание бюрократического «омертвения» души человека». [7]

1.3. Продолжение традиций в XXI веке. 

Разнообразными путями идет развитие литературной сказки для детей. Увеличивается количество сказочных произведений, предназначенных для детского чтения, причем их форма усложняется за счет синтеза с научной фантастикой. Оформляются функционально-тематические разновидности сказок: волшебно-дидактическая; природоведческая (научно-познавательная); приключенческо-фантастическая; игровая. Оформляется и процветает в полной мере и массово-коммерческий тип сказкотворчества, опирающийся на переосмысленные традиции литературно-фольклорных отношений. «Многосерийные» сказки различного происхождения и национальной принадлежности активно влияют на читательские вкусы. Кино- и видеофильмы-сказки получают широкое распространение, используя многие стереотипы и пристрастия массового сознания.

«Современная сказка пытается заглянуть в будущее, прогнозируя возможные последствия дня сегодняшнего. Отсюда и недетская философичность сказок: авторы делают попытки вскрыть сущность зла. Чудесное в такого рода произведениях обретает фантастико-гротесковые черты. В связи с этим и выстраивается иное соотношение между добром и злом, нежели в традиционной сказке. Добро уже не так всемогуще и не всегда в состоянии победить зло

Персонифицированное зло становится настолько всемогущим, что добро вынужденно отступать в мир мечты, сказки, сна, инобытия. Счастливый конец по сути становится авторской уступкой жанру. Это характерно прежде всего для произведений В. Крапивина последних лет. На страницы сказочной литературы приходит и смерть. Сказка ориентируется на более старший возраст читателя (подростковый и юношеский), раздвигая границы жанра», — считает, известный доктор филологических наук Н.М. Федь [6, с. 243]

 Сейчас можно увидеть, как сильно изменился стиль сказок, написанных современными авторами. Многие сильно отличаются от старых сказок, а другие даже наводят ужас на взрослых, не то что на детей. Например, сказка-повесть Э. Успенского «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы». Уже по одному названию можно испытать чувство страха. Чему же может научить такая сказка. Жестокости, страху. Возможно, сочиняя такую сказку автор руководствовался другими мотивами. В этой сказке нет ни морали, ни скрытого смысла, ни ответов на интересующие детей вопросы. Такие сказки годятся разве что для ночи у костра в летнем лагере.

Но к счастью не все современные сказки ужасные. Есть и такие, в которых до сих пор главной идеей остаётся воспитание в маленьком ребёнке честного, смелого и открытого человека. Примером могут послужить сказки Радия Погодина. Этот писатель любит своих маленьких героев, наивных и бесстрашных, добрых и совестливых. В их уста он вкладывает простые и естественные, но очень важные нравственные истины, например, в сказке «Книжка про Гришку». У наивных, внешне простодушных сказок Радия Погодина два читателя — ребёнок и его родители. Сказки эти многослойны, написаны на вырост. Поэтому в разные годы говорили, что для детей они сложны и даже — что они вовсе не детские. Но время расставляет всё по своим местам. Сказка » Где ты, Гдетыгдеты» и »  Книжка про Гришку» до сих пор остаются любимыми книгами детей, одновременно доставляя удовольствие и взрослым.

«Многие современные авторы уже не соблюдают те особенности, без которых сказка не может существовать. В большинстве современных авторских сказок уже нет гномов, фей, магических вещей, таких как шапка — невидимка, тридевятых государств и хитрых загадок. В современных сказках всё чаще и чаще появляются простые школьники, следователи и адвокаты. Так же изменились и места действий. Из тёмных лесов или волшебных замков, дворцов они переместились в совершенно обычные школы и улицы.

Конечно, в этих сказках есть всё, что нужно для воспитания ребёнка. Они воспитывают детей и помогают им понять многие вопросы. Но у сказок, как правило, есть два критерия: они учат жить и параллельно заставляют поверить в чудо. Ведь вера во что-то лучшее порождает надежду, а надежда силу.

Известным писателям, таким как Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм всегда удавалось сохранить эти два правила. Этим писателям уже с первых строк удавалось увлечь ребёнка. Они обладали каким — то магическим взглядом на мир, который ушёл вместе с ними и не достался современникам», — считает известный литератор Федь Н.М.  [6, с. 300 ]

В последнее время авторская сказка нередко «растворяется» в фантастически-аллегорических мирах «фэнтэзи»

Заключение

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что авторская сказка играет важную роль в детской литературе, в воспитании и развитии детей, так как каждая сказка несёт в себе определённый смысл

 Авторская сказка постоянно изменяется и впитывает в себя черты новой реальности. Она всегда была неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Об авторской сказке, её традициях и развитии подробно пишут исследователи литературной сказки Л. В. Овчинникова, М. Н. Липовецкий. В ходе исследования мы опирались на учебно-методический комплект «Школа России». Исследование авторской сказки обогатило, расширило наши знания о сказке, о её возможностях.

По справедливому замечанию Л. В. Овчинниковой, «художественный мир литературной сказки сложен для описания и изучения, для различных классификаций, но доступен и открыт для восприятия».

Изучение литературной сказки необходимо мне, как будущему учителю для более глубокого понимания организации работы на уроках.

В дальнейшем, в курсовой работе мы более подробно рассмотрим и разработаем приёмы работы с авторской сказкой.

Список литературы

1. Брандис Е. П. » От Эзопа до Джанни Родари» литература в детском и юношеском чтении – М.: Просвещение, 1995. –  С.311

2. Млетинский Е.М. «Герой волшебной сказки» – М.: издательство восточной литературы, 1985.- С. 263

3. Нагишкин Д.И. «Сказка и жизнь» —  М.: Просвещение, 1977. – С. 269

4. Померанцева Э.В. «Писатели и сказочники» издательство Москва 1988. – С.360

5. Пропп В. Я. «Морфология сказки» — М.: Наука. 1979. —  С.168

6. Федь Н.М. «Зелёная ветвь литературы» – М.: Современник, 1991. —  С. 304

7. Образование: сказки бывают разные [Электронный ресурс] – М. Режим доступа: http://ceteratura.ru/skazki-byivayut-raznyie

8. Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор [Электронный ресурс]–М.Режим доступа:http://www.ruthenia.ru/annalystxt/Skazka.htm

Волшебные
сказки.

Это
самый популярный и самый любимый детьми
жанр. Вол­шебными
они называются потому, что все
происходящее в волшебной сказке
фантастично
и значительно по задаче
:
ее герой, попадая то в одну, то в другую
опасную ситуацию, спасает друзей,
уничтожает врагов — борется не на жизнь,
а на смерть. Опасность представляется
особенно силь­ной, страшной потому,
что главные
противники
его
— не обы­чные люди, а представители
сверхъестественных
темных сил
:
Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный
и пр. Одерживая побе­ды над этой
нечистью, герой как бы подтверждает
свое высокое
человеческое начало, близость к светлым
силам природы
.
В борьбе он становится еще сильнее и
мудрее, приобретает новых друзей и
получает полное право на счастье — к
вящему удовлетворению маленьких
слушателей.

Персонаж в волшебных
сказок всегда носитель
определенных моральных качеств
.
Герой самых популярных волшебных сказок
— Иван-царевич. Он многим помогает,
животным и птицам, которые ему за это
благодарны, и в свою очередь, помогают
ему, братьям, которые часто стараются
погубить его. Он представлен в сказках
как народный
герой
,
воплощение высших
моральных качеств

— смелости, честности, доброты. Он молод,
красив, умен и силен. Это тип
смелого и сильного богатыря.

Русскому народу
свойственно сознание того, что человек
всегда встречается на своем пути с
жизненными трудностями, а своими добрыми
поступками он их обязательно преодолеет.
Герой наделенный такими качествами как
доброта, щедрость, честность глубоко
симпатичен русскому народу.

Под стать такому
герою женские
образы

Елена Пре­красная, Василиса Прекрасная,
Царь-девица, Марья-Моревна, прекрасная
королевна. Они так красивы,
что «ни в сказке сказать, ни пером
описать», и при этом обладают
волшебст­вом, умом и смелостью
.
Эти «мудрые девы» помогают Ивану-царевичу
бежать от морского царя, найти Кощееву
смерть. выполнить непосильные задания.
Сказочные героини иде­альным образом
воплощают
народные представления

о жен­ской красоте, доброте, мудрости.

19

Противостоят
главным ге­роям персонажи резко
отрицательные

— коварные, завис­тливые, жестокие.
Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба
Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо
одноглазое. Они чу­довищны и безобразны
внешне, коварны, жестоки в проти­воборстве
с силами светлыми и добрыми. Тем выше
цена победы главного героя.

В трудные минуты
на помощь главному герою приходят
помощники.
Это либо волшебные животные (Сивка-бурка,
щука, Серый волк, Свинка—золотая
щетинка), либо добрые старушки, чудесные
дядьки, силачи, ходоки. Большим
раз­нообразием отличаются чудесные
предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы,
скатерть-самобранка, шапка-невидимка,
живая и мертвая вода. Спасаясь от
преследования, герой бро­сает гребешок
— и встает дремучий лес; полотенце,
платок превращается в реку или в озеро.

Фантастичный
мир
тридевятого
царства, тридесятого го­сударства
многоцветен, наполнен множеством
диковинок: здесь текут молочные реки с
кисельными берегами, в саду растут
золотые яблочки, «поют птицы райские
да мяукают котики морские».

Таковы присказки,
традиционные зачины, кон­цовки
.
Их назначение
отграничить
сказку от
обыденной жизни.

«В некотором царстве, в некотором
государстве», «жили-были» — самые
характерные зачины русской сказки,
иногда они соединяются. Концовка, как
и присказка, обыч­но носит шуточный
характер, она ритмизирована, рифмова­на,
произносится скороговоркой. Часто
сказочник заканчи­вал свое повествование
описанием пира: «Устроили пир на весь
мир, и я там был, мед, пиво пил, по усам
текло, а в рот не попало». Явно слушателям
детского возраста адресована такая
присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов
связка».

Повествование в
сказочной прозе ведется при помощи
устойчивых
формул
. Одни
из них ускоряют или замедляют дей­ствие,
перекидывают своеобразные мостики от
одной ситуа­ции к другой («близко ли,
далеко ли, скоро ли, коротко ли»), другие
рисуют внешний облик, характер персонажа
(«Во лбу светел месяц, в затылке часты
звезды», «Баба Яга, костяная нога, в
ступе едет, пестом упирается, помелом
след заметает»). Усиливает впечатление
слушателей использование при­ема
троекратного
повторения
:
три раза герой бьется со змеем; проходит
последовательно через три царства:
медное, сереб­ряное, золотое; три брата
три раза ходят ловить жар-птицу.

Волшебная сказка
как бы вбирает
в себя
многие
стилис­тические приемы других жанров

фольклора. Здесь и посто­янные
эпитеты
,
свойственные лирической песне («конь
доб­рый», «леса дремучие», «травы
шелковые», «уста сахарные»), и былинные
гиперболы

(«бежит — земля дрожит, из ноздрей дым,
из ушей пламя пышет»), и параллелизмы:
«Тем време­нем пришла колдунья и
навела на царицу порчу: сделалась
Аленушка больная, да такая худая да
бледная. На царском дворе все приуныло;
цветы в саду стали вянуть, деревья
сох­нуть, трава блекнуть».

Среди персонажей
волшебной сказки много
детей
. Их
образы поэтичны, трогательны, что
подчеркивается и фор­мой имени
(Терешечка, Крошечка-Хаврошечка, братец
Ива­нушка, сестрица Аленушка), и всем
тоном повествования. Терешечка,
преследуемый ведьмой, «просит, ублажает»
защипанного гусенка: «- Гусь-лебедь ты
мой, возьми меня, посади меня на кры­лышки,
донеси меня к отцу, к матери; там тебя
покормят-напоят и чистой водицей обмоют.

Сжалился защипанный
гусенок, подставил Терешечке кры­лышки,
встрепенулся и полетел вместе с ним».

Оптимистичный
конец сказок

о детях
кажется особенно оправданным и
справедливым. Несмотря на то, что
описа­ние внешнего облика героев
волшебной сказки очень ус­ловно
(«такая красавица, что век бы очей не
отвел», «купе­ческий сын был собою
статный, рослый, кровь с молоком»), все
зримо представляют их себе. В этом
большую роль
игра­ют широко известные иллюстрации

к русским народным сказкам. Сказочные
образы вдохновляли таких крупных
живописцев, как В.Васнецов, М.Врубель,
графиков И.Билибина, Е.Поленову.
Классические и современные издания
русских народных сказок украшают работы
талантливых ху­дожников-иллюстраторов
Ю.Васнецова, Е.Рачева, Т.Мавриной и многих
других.

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

метки: Сказка, Авторские, Литературный, Литература, Авторский, Герой, Исследование, Ресурс

Актуальность проблемы исследования. « В настоящее время внимание многих исследователей привлекает наименее изученный жанр – «литературная сказка». К таким произведениям можно отнести сказки Л. Кэрролла, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, П. Трэверс, А.Н. Толстого, A.M. Волкова и многих других авторов», — считает выдающийся литературный исследователь Брандис Е. П. [1,с. 93]. Поначалу, сказка представляла собой классический рассказ, и первыми слушателями, как правило, были дети. Но по прошествии времени сказка трансформировалась из устного повествования в полноценное литературное произведение.

Известный литературовед Пропп В. Я. Утверждает: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей». [5, с. 56]

При чтении определённых сказок у ребенка формируются нужные установки на примерное поведение, понимание того, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. С помощью сказки можно оградить ребёнка от различных внутренних страхов и недостатков в поведении.

Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен ребёнку. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.

Сказки не только радуют, успокаивают, но и являются х орошим способом для развития эмоций и чувств ребёнка. Сказка одновременно объединяет родителей с детьми.

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу …

… лет. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК С …

«Сказки – это не только развлечение, но и способ вырастить духовно богатую личность, а также и самим духовно обогатиться. Дети любят сказки. И чем старше становятся они, тем выше их требования и ожидания от сказок. И если в 2-летнем возрасте малыши готовы довольствоваться народными сказками, то становясь старше, стремятся окунуться в более глубокий мир литературных сказок, где сюжеты позапутаннее, а герои настолько реальны, что ребенок может с легкостью поставить себя на их место», — отмечает выдающийся доктор филологических наук Федь Н. М. [6, с. 137]

Исходя из проблемы появления авторских сказок и их дальнейшего развития как жанра для детей нами была сформулирована тема исследования: « Авторская сказка в детской литературе».

Для проведения теоретического исследования мы определили

  1. отобрать и изучить теоретическую литературу об авторской сказке и её изменениях в XIX-XXI веках;
  2. на основе анализа литературы представить в тексте работы особенности литературной сказки, её традиции и изменение традиций с течением времени
  3. обобщить результаты исследования по теме «Авторская сказка в детской литературе» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/klassna-temu-avtorskie-skazki/

  • сравнение точек зрения известных литераторов
  • классификация и систематизация материала;
  • обобщение.

Глава 1. Авторская сказка в детской литературе.

  1. Жанровые особенности литературной сказки.
  2. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/klassna-temu-avtorskie-skazki/

Литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в прошлом столетии и стала полноправным литературным жанром. Она находится на стадии активного развития, однако до сих пор не существует четкого понимания ее жанрового своеобразия. Жанр литературной сказки возник в последней трети XVIII века. Изначально авторы литературных сказок черпали свои сюжеты из фольклорных сказок. Кроме сюжетов, в авторских сказках присутствуют и другие характеристики народных сказок. Это и традиционные образы-персонажи, и использование народных средств поэтической речи, таких как эпитеты, троекратные повторы, фразеологизмы, поговорки. Ярким примером такой сказки является «Конёк Горбунок» П. Ершова.

Учитель — методист Мелетинский Е.М. считает: »

По мнению исследователя Нагишкин Д.И: «Литературная (или авторская) сказка совершенно уникальное видовое образование. Опираясь на древнейшие архетипы, авторская сказка ориентирована не только на жанры народной сказки, но и на ассимиляцию элементов предшествующей культурной традиции (литературные сказки предшественников и «классиков» жанра – Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина и др.).

13 стр., 6405 слов

Творчество М.Зощенко как предмет литературного исследования

… исследования данной работы является анализ трудов Жолоковского А.К. §1. Творчество М.Зощенко как предмет литературного исследования Изучением раннего периода творчества М.М. Зощенко … свадьбы и не отдавайтесь мне. Будьте как сказка: всегда желанная, будьте в этом лесу нимфа, … писателя». План сборника и очень краткий обзор творчества М. Зощенко 1914-1919 годов также присутствуют в книге А.Н. …

В ней также используются идейные принципы и сюжетно-композиционные модели повести, философского романа, утопии, притчи, басни и других литературных жанров».[3, с. 140]

« Литературная сказка возникла в эпоху романтизма. Главной отличительной чертой литературной сказки является осознанное авторство, когда писатель сам создает свое произведение, пусть даже основанное на фольклорных источниках. Литературная сказка — один из самых распространённых жанров детской литературы. Она, с одной стороны, опирается на традиции народной сказки, а с другой стороны, несёт на себе отпечаток авторской индивидуальности. Соотношением этих двух начал и определяется жанровое своеобразие литературной сказки. Литературная сказка, как плод трудов определенного человека, принадлежащего определенному времени, несёт в себе современные этой эпохе идеи, отражает современные ей общественные отношения. В литературных сказках можно найти в своеобразном переплетении характерные для народных волшебных сказок ясность и тайну, проявления чудесного в разных формах, причем не только в осязаемом мире. Чудесное может указывать на психологическую и моральную сложность человека, чудесному может придаваться духовное значение. Д ля творческой фантазии создателя литературной сказки представлен полный простор, что не мешает авторам использовать традиционные функции героев». [7].

Неотъемлемыми чертами сказки являются её жизнеутверждение и неумирающий оптимизм, моральная чистота, торжество добра над злом в социальном понимании, соответствие кругу классовых и этических представлений её создателя», — считает выдающийся педагог — исследователь Д.И. Нагишкин [2, с.18]

Известный литератор Д.И. Нагишкин убеждён в том, что: «Литературная сказка заимствует у народной систему образов: противопоставление добрых и злых героев. Типичные персонажи фольклорных сказок нередко попадают на страницы сказок авторских: злая мачеха, добрая волшебница, жадная старуха, прекрасная принцесса и т.д. Впрочем, по мере развития жанра герои сказки обретают живые характеры и становятся всё больше похожи на людей — современников автора сказки». [2, с. 25].

В авторской сказке обязательно присутствует фантастический элемент, герои наделены чудесными способностями, а события нередко принимают неожиданный оборот. Вместе с тем волшебный элемент в литературной сказке всегда сочетается с реалистическим, и это делает произведение двухадресным: за текстом сказки, обращённым к детям, скрывается подтекст, адресованный взрослым. Например, в описании Страны Дураков в сказочной повести А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» отчётливо просматриваются реалии того времени — разруха и запустение.

В целом же литературная сказка укрепляет веру маленького читателя в торжество добра и справедливости, учит его сочувствовать герою.

2 стр., 511 слов

Урок развития речи. сказки, 2 класс

… концовку. 8)Проверка творческих работ. 9)Итог урока. Какие бывают сказки? Ваша сказка литературная или народная? [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/teremok-po-skazke-klass/ 10)Рефлекия. Понравилось вам … Какие бывают сказки?(ответы детей-народные) Игра: Узнай сказку по знакомым словам. Прочитаем слова известной сказки, а вы угадайте её название. …

«По сравнению с другими жанрами прозы, к которой относится литературная сказка, она обладает некоторыми отличительными чертами, менее свойственными другим жанрам литературы. Эти черты — способность к одушевлению и очеловечиванию предметов, понятий, явлений, существ и способность при творческом преломлении действительности к творческому синтезированию ряда обыкновенных явлений, предметов, понятий, существ в образы, наделённые чертами необыкновенными», — утверждает известный литератор Пропп В. Я. [5, с.18]

Учёный — педагог Д.И. Нагишкин утверждает: «Степень присутствия фольклорного начала в авторской сказке может быть разной. Автор может заимствовать сюжет народной сказки и предложить его оригинальную версию или литературная сказка может иметь совершенно самостоятельный сюжет и при этом использовать фольклорные способы организации художественного пространства сказки.

Неисчислимое количество сюжетов, щедрость выдумки, глубокая поэтичность образов, высокая мудрость, неумирающий оптимизм, основанный на светлой вере в силы человека, подчинение всех волшебных и прочих персонажей человеку и прогрессивная роль его в борьбе с силами природы и силами зла, моральная чистота, извечный мотив торжества добра над злом, способность поставить мировоззренческие и эстетические вопросы на понятном и доступном каждому — и ребёнку и взрослому — повседневном материале — вот что характеризует литературную сказку и восхищает в ней каждого мыслящего человека». [3, с. 4]

1.1.1. Идейно — тематическое содержание авторской сказки;

Литературная сказка, как плод трудов определенного человека, принадлежащего определенному времени, несет в себе идеи того времени и отражает его общественные отношения.

Русская художественная литература XIX—XX вв. очень обильно насыщена сказками, хоть и литературные сказки еще совсем не изучены . В литературе наиболее распространены прозаические сказки и стихотворные, хотя имеются и яркие образцы сказок драматических. Примером драматических сказок могут служить сказочные пьесы Е.Л.Шварца. Примером сказки стихотворной являются сказочные поэмы К.И. Чуковского.

«Обработки сказок у В. Жуковского («Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Кот и в сапогах» и др.) и Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях») укрепляют литературный жанр стихотворной сказки. Прозаическая сказка Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») включает элементы романтической сказки, точным воспроизведением романтической сказки являются сказки А. К. Толстого.

С точки зрения родовой принадлежности все литературные сказки делятся на эпические, лирические и драматические. Но отнесение конкретного произведения сказочного жанра к какому-либо роду в большинстве случаев связано с трудностями аргументации, поскольку литературная сказка – это соприсутствие лирического, эпического и драматического». [8]

5 стр., 2492 слов

Литературный анализ русской народной сказки

… в происхождение вымысла в волшебных сказках на примере русской народной сказки «Царевна-Лягушка». С первых слов своего повествования сказка переносит слушателя (читателя) в мир, … вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, …

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Но в то же время у авторской сказки есть свои особенности, которые отличают её от народной.

Литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.

«Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки», — утверждает известный исследователь Млетинский Е.М. [2, с. 176].

Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.

Литературная сказка всегда сказка своего времени, и даже у одного и того же автора направление и структура сказки может значительно различаться, в отличие от строгой по форме сказки народной.

В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности. В романах и повестях-сказках второй половины XX века мы можем увидеть ярко выраженный социальный или даже политический подтекст. Например, в сказках Дж. Родари или Ю. Олеши. «Три толстяка»

Выдающийся доктор филологических наук Федь Н.М. утверждает: « литературная сказка заимствует у народной стилистические особенности. Но только от воли автора зависит степень стилизации его произведения. Чаще всего автор литературной сказки в обилии использует разговорную речь, усложняя строение фраз и придавая большое значение правильности их построения».[6, с. 78]

В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.

«С помощью повествовательных форм композиционно-речевой структуры, за счет динамики развивающегося сюжета воплощается художественное время. Художественное время не совпадает со временем реальным. Таким образом, в сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия).

Так же писатель может убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему скомбинировать различные элементы действия, переставляя их во времени.

Общественная, культурная и, в частности литературная ситуация с конца 1950-х годов сильно меняется. Эти перемены сказались и на детской литературе, перед которой встали новые задачи, которая охотнее и быстрее идет на эксперимент, да и просто становится свободнее и раскованнее. Уже не классовая борьба, не подготовка к очередной войне, являются предметом литературы для детей, а сам ребенок как личность, как индивид, его мечты, игры, интересы определяют содержание детской литературы. Корректируются идеалы общества, а вместе с тем и морально-нравственные нормы, предъявляемые взрослыми к ребенку, — смещение происходит от классово-общественных к общечеловеческим или к детским.

25 стр., 12090 слов

Специфика изучения устного народного творчества в начальной школе

… работы заключается в возможности использования ее практических материалов студентами факультета психолого-педагогического и специального образования в процессе прохождения педагогической практики. Структура Глава 1 Теоретические аспекты изучения устного народного творчества в начальной школе Основная цель уроков литературного …

На литературную сцену выходит новый герой. Как положительный герой воспринимается в 1960-1990-е гг. ребенок-шалун, очень беспокойный и непослушный с точки зрения классического взрослого воспитателя, но живой, непосредственный исследователь жизни с позиции автора и читателя (Э. Успенский, Н. Носов, В. Крапивин, Т. Крюкова и др.).

Это милый и добрый ребенок, увлекающийся, с нестандартным мышлением». [7]

«В сказку прочно входят элементы фантастики, мифа, научно-технической литературы», — утверждает исследователь литературы Н.М. Федь

1.1.2. Герои литературных сказок.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/klassna-temu-avtorskie-skazki/

Известный методист Е.М. Мелетинский утверждает: «В литературных сказках происходит индивидуализация сказочного героя. Часто у него есть полное имя (то есть имя и фамилия), автор сказки сообщает читателям подробности его жизни. В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером». [2, с. 189]

В литературных сказках бесчисленное множество персонажей, тогда как в рамках народной традиции принято переносить персонажей из одной сказки в другую, часто даже с сохранением функции героя, постоянство функций в литературной сказке также нарушено. Герой по ходу действия может переходить из разряда положительных в категорию отрицательных и наоборот. Портретные и психологические характеристики в литературных сказках играют важную роль для понимания образа героя. Автор старается обосновать действия персонажей, объясняя их особенностями характера. Поэтому характеристики героев занимают значительное место в литературной сказке.

Народ в качестве героя избирает необычного, непохожего на других персонажа. Писатель же, наоборот, создаёт самый обыкновенный характер, чаще всего — детский.

«Изменилось и отношение к чуду. Если фольклорный герой воспринимает чудо как само собой разумеющееся, то персонаж литературный, как правило, удивляется чуду, воспринимает волшебство именно как чудо. Литературная сказка возвращает ребенку чудесное. Но чудо не вписывается в реальную жизнь, его надо либо научно объяснить, что пытается сделать А.М. Волков в своем «изумрудном» сериале, либо скрывать (чудеса Хоттабыча) . Герой сказки ХХ века добивается нужных ему результатов прежде всего благодаря собственному труду (В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»).

39 стр., 19070 слов

Жанровая специфика литературной сказки

… написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного процесса … «одна из самых специфических черт современной литературной сказки – атмосфера «сказочной реальности», то есть растворенности «чуда», его нормативности при полной ирреальности, поддерживаемой …

Чудо, дарованное волшебными помощниками — старушкой из сказки «Цветик-семицветик» или стариком-боровиком («Дудочка и кувшинчик»), — не помогает героям напрямую, а лишь способствует воспитанию важных черт характера: трудолюбия, бескорыстия. Чудо, направленное на удовлетворение собственных потребностей, бесплодно. Поистине чудесно лишь альтруистическое желание блага другому: последний лепесток волшебного цветка приносит здоровье Вите, а Жене — радость («Цветик-семицветик»); чудеса Хоттабыча «срабатывают» лишь тогда, когда он дарит их результат людям, а не рабски угождает Вольке («Старик Хоттабыч»), золотой ключик отпирает дверь в волшебную страну для всех положительных героев одноименной сказки. Далее традиционный «чудесный инвентарь» подвергается корректировке — герои не удивляются чудесам, наоборот, они активно используют сказочное волшебство, но, как правило, не в традиционной форме, а оригинально. Таким образом, писатель подключает собственную фантазию и начинает игру со знакомыми ребенку элементами литературных сказок и народного творчества». [8]

Знаменитый исследователь литературы Н.М. Федь считает: » Близкими ребенку-читателю становятся герои, прошедшие в сказку из других жанров литературы и фольклора. К примеру, весьма популярными становятся герои-роботы произведения, а также различные барабашки, домовые, гномы, лешие и т.д. Однако, чудесный герой, как правило, уже не являет собой некое волшебство. Он действует в реальном мире, а не в «тридевятом царстве», дружит с обычными детьми, практически не окружен ореолом таинственности и загадочности. Он скорее даже не чудесный помощник, а друг-советчик. Логика его характера вполне вписана в современную детскую характерологию. Отсюда и чудеса, совершаемые им или с его помощью, скорее напоминают проказы шалунов».[6, с. 132]

1.2. Традиции русской литературной сказки в XIX — XX веках.

«К середине XIX века литературная сказка окончательно утвердила себя как жанр и наряду с поэмой, романом, драмой и повестью прочно вошла в сокровищницу художественной культуры. Этому способствовало творчество ряда выдающихся писателей (Лермонтов, Гоголь, Даль, Лесков), тесно связанных с народной жизнью, тонко понимавших, чувствовавших и «впитывавших» национальный русский язык с его безграничными изобразительными возможностями», — утверждает выдающийся доктор филологических наук Н.М. Федь [6, с. 13]

Учёный — педагог Н.М. Федь убеждён в том, что: »

Кукольность, ненастоящесть, осуждаемые веком XIX, ХХ век оживляет и очеловечивает. Иногда сказка ставит все вверх ногами, и тогда маленького ребенка воспитывают ожившие игрушки — карандаш и конструктор, например, сказка Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина».

К началу XX в. уже существуют серьезные литературные традиции авторской сказки, намечены некоторые тенденции развития. В целом складываются две основные литературно-сказочные формы: волшебно-романтическая и сатирико-аллегорическая, главные функции которой — нравоописательная и дидактическая. Определилось и сращение сказки с массовой беллетристикой» . [6, с 67]

14 стр., 6687 слов

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

… и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается …

XX век способствовал проникновению и укоренению в литературе и искусстве фантастики, гротеска, чудесного, сама жизнь воспринимается в карнавальном, феерическом ключе. Отсюда и особый взгляд на чудо, волшебство: если сам мир чудесен, то чудо обретает черты реалистичные, а происходящее вокруг мыслится чудесным. Традиционное чудо уступает место новому. На смену устаревшим уже магам и чародеям приходит новый тип волшебников — ученые, чьи знания и умения реальны, но остаются удивительными. Все сказочные приключения лишены привычного для народной сказки волшебства, а скорее напоминают не менее интересные для ребенка ловкие цирковые трюки. Чудо мыслится прежде всего в романтико-героическом и социальном аспектах, что корреспондирует со временем, но не меняет функции чуда.

«Иное отношение к чуду можно увидеть в повести-сказке Успенского «Вниз по волшебной реке», которое сконструировано по принципу переосмысления традиционных фольклорных сюжетов, мотивов, персонажей. Писатель смело и остроумно соединяет фольклорные элементы с современной ему действительностью, создавая принципиально новый вариант повести-сказки. Герои этого произведения говорят и действуют уже не в состоянии с устойчивым типом поведения, а по логике индивидуального характера. К примеру, Баба-Яга предстает как живой полнокровный характер, а не только выполняет четко отведенную ей функцию вредителя или волшебного помощника. Эта героиня как и многие другие. выступает в нескольких ипостасях: и добрая, заботливая бабушка Мити, и реальная старушка, которая провожает внука до электрички, и волшебница, так как она обладает чудесными предметами: избушка на курьих ножках, которая может путешествовать, блюдечко с яблочком и т.д.», — утверждает литературовед Брандис Е. П. [1, с 14]

Таким образом сказка открывает новую ипостась чуда — его обыкновенность., Известный методист Е. М. Мелетинский считает, что: »

« Начало XX в. стало временем интереса русских художников слова к мифологии, к мифотворчеству, временем зарождения многих типологических «линий» и в развитии литературной сказки, трансформированных затем в советской сказке (для детей и взрослых) и по-новому представленных в сказках последнего десятилетия XX в. Это время появления первых произведений (сказок-путешествий) М.М. Пришвина; сказок А.М.Горького, А.Н. Толстого; сказочно-мифологических произведений A.M. Ремизова («Посолонь»; «Русалия», «Среди мурья», «Сказки русского народа»); сказок Л.А. Чарской

Литературная сказка начала XX в. характеризуется усложненностью, полифункциональностью связей с народной и мировой культурой, а также многожанровостью (сказка-новелла, сказка-легенда, сказка-притча, сказка-лирическая миниатюра, сказка-миф).

Причины обращения авторов первой четверти XX в. к сказке обусловлены не только притягательностью эстетики чуда и тайны, свойственной этому жанру, но и стремлением почувствовать, художественно воссоздать глубины души и истории русского народа » . [8]

Авторы детских литературных сказок XX в. опираются на фольклорные традиции, на творчество А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, социально-аллегорические и педагогические сказки XIX в.

24 стр., 11805 слов

Сказки Натальи Абрамцевой как метод нравственного воспитания младших школьников

… же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребёнком были правильными. А сказка поможет ребёнку почувствовать, узнать добро. Её сказки — это взгляд на жизнь человека, который за … Баб Ёг. Но в них есть чудо. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают в её сказках все, даже старые тапочки. Малюсенького …

Сказка второй половины ХХ века оказалась способной сочетать сказочные элементы с повседневностью, бытом, что способствовало ломке жанра, его преобразованию.

«Сказка в литературе XX в. представлена многими жанрами. Для ее осмысления предпочтительно выделение исторически сложившихся периодов в едином культурно-литературном цикле: сказка «серебряного века » (условно —

дореволюционная сказка XX в.), советская литературная сказка (20-80-е гг.) и сказка 90-х гг. В любое время сказка активно воспринимала проблемы времени и «пристрастия » литературы. Так, сказочными средствами в 20-40-е гг. изображалась революционная борьба и восстановление социальной справедливости, отрицание буржуазных ценностей, затем научно-фантастические новации 50-60-х гг., в 80-90-е гг. актуальными становятся вопросы гуманного отношения к человеку, утверждение вечных нравственных ценностей и отрицание бюрократического «омертвения » души человека». [7]

1.3. Продолжение традиций в XXI веке.

Разнообразными путями идет развитие литературной сказки для детей. Увеличивается количество сказочных произведений, предназначенных для детского чтения, причем их форма усложняется за счет синтеза с научной фантастикой. Оформляются функционально-тематические разновидности сказок: волшебно-дидактическая; природоведческая (научно-познавательная); приключенческо-фантастическая; игровая. Оформляется и процветает в полной мере и массово-коммерческий тип сказкотворчества, опирающийся на переосмысленные традиции литературно-фольклорных отношений. «Многосерийные» сказки различного происхождения и национальной принадлежности активно влияют на читательские вкусы. Кино- и видеофильмы-сказки получают широкое распространение, используя многие стереотипы и пристрастия массового сознания.

«Современная сказка пытается заглянуть в будущее, прогнозируя возможные последствия дня сегодняшнего. Отсюда и недетская философичность сказок: авторы делают попытки вскрыть сущность зла. Чудесное в такого рода произведениях обретает фантастико-гротесковые черты. В связи с этим и выстраивается иное соотношение между добром и злом, нежели в традиционной сказке. Добро уже не так всемогуще и не всегда в состоянии победить зло

Персонифицированное зло становится настолько всемогущим, что добро вынужденно отступать в мир мечты, сказки, сна, инобытия. Счастливый конец по сути становится авторской уступкой жанру. Это характерно прежде всего для произведений В. Крапивина последних лет. На страницы сказочной литературы приходит и смерть. Сказка ориентируется на более старший возраст читателя (подростковый и юношеский), раздвигая границы жанра», — считает, известный доктор филологических наук Н.М. Федь [6, с. 243]

Сейчас можно увидеть, как сильно изменился стиль сказок, написанных современными авторами. Многие сильно отличаются от старых сказок, а другие даже наводят ужас на взрослых, не то что на детей. Например, сказка-повесть Э. Успенского «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы». Уже по одному названию можно испытать чувство страха. Чему же может научить такая сказка. Жестокости, страху. Возможно, сочиняя такую сказку автор руководствовался другими мотивами. В этой сказке нет ни морали, ни скрытого смысла, ни ответов на интересующие детей вопросы. Такие сказки годятся разве что для ночи у костра в летнем лагере.

Но к счастью не все современные сказки ужасные. Есть и такие, в которых до сих пор главной идеей остаётся воспитание в маленьком ребёнке честного, смелого и открытого человека. Примером могут послужить сказки Радия Погодина. Этот писатель любит своих маленьких героев, наивных и бесстрашных, добрых и совестливых. В их уста он вкладывает простые и естественные, но очень важные нравственные истины, например, в сказке «Книжка про Гришку». У наивных, внешне простодушных сказок Радия Погодина два читателя — ребёнок и его родители. Сказки эти многослойны, написаны на вырост. Поэтому в разные годы говорили, что для детей они сложны и даже — что они вовсе не детские. Но время расставляет всё по своим местам. Сказка » Где ты, Гдетыгдеты» и » Книжка про Гришку» до сих пор остаются любимыми книгами детей, одновременно доставляя удовольствие и взрослым.

«Многие современные авторы уже не соблюдают те особенности, без которых сказка не может существовать. В большинстве современных авторских сказок уже нет гномов, фей, магических вещей, таких как шапка — невидимка, тридевятых государств и хитрых загадок. В современных сказках всё чаще и чаще появляются простые школьники, следователи и адвокаты. Так же изменились и места действий. Из тёмных лесов или волшебных замков, дворцов они переместились в совершенно обычные школы и улицы.

Конечно, в этих сказках есть всё, что нужно для воспитания ребёнка. Они воспитывают детей и помогают им понять многие вопросы. Но у сказок, как правило, есть два критерия: они учат жить и параллельно заставляют поверить в чудо. Ведь вера во что-то лучшее порождает надежду, а надежда силу.

Известным писателям, таким как Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм всегда удавалось сохранить эти два правила. Этим писателям уже с первых строк удавалось увлечь ребёнка. Они обладали каким — то магическим взглядом на мир, который ушёл вместе с ними и не достался современникам», — считает известный литератор Федь Н.М. [6, с. 300 ]

В последнее время авторская сказка нередко «растворяется » в фантастически-аллегорических мирах «фэнтэзи»

Заключение

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что авторская сказка играет важную роль в детской литературе, в воспитании и развитии детей, так как каждая сказка несёт в себе определённый смысл

Авторская сказка постоянно изменяется и впитывает в себя черты новой реальности. Она всегда была неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Об авторской сказке, её традициях и развитии подробно пишут исследователи литературной сказки Л. В. Овчинникова, М. Н. Липовецкий. В ходе исследования мы опирались на учебно-методический комплект «Школа России». Исследование авторской сказки обогатило, расширило наши знания о сказке, о её возможностях.

По справедливому замечанию Л. В. Овчинниковой, «художественный мир литературной сказки сложен для описания и изучения, для различных классификаций, но доступен и открыт для восприятия».

Изучение литературной сказки необходимо мне, как будущему учителю для более глубокого понимания организации работы на уроках.

В дальнейшем, в курсовой работе мы более подробно рассмотрим и разработаем приёмы работы с авторской сказкой.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/klassna-temu-avtorskie-skazki/

1. Брандис Е. П. » От Эзопа до Джанни Родари» литература в детском и юношеском чтении – М.: Просвещение, 1995. – С.311

2. Млетинский Е.М. «Герой волшебной сказки» – М.: издательство восточной литературы, 1985.- С. 263

3. Нагишкин Д.И. «Сказка и жизнь» — М.: Просвещение, 1977. – С. 269

4. Померанцева Э.В. «Писатели и сказочники» издательство Москва 1988. – С.360

5. Пропп В. Я. «Морфология сказки» — М.: Наука. 1979. — С.168

6. Федь Н.М. «Зелёная ветвь литературы» – М.: Современник, 1991. — С. 304

7. Образование: сказки бывают разные [Электронный ресурс] – М. Режим доступа:

8. Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор [Электронный ресурс]–М.Режим доступа:

  • Основные проблемы рассказа господин из сан франциско
  • Особенно любят мальчишки рассказы о подвигах солдат партизанов подпольщиков
  • Основные проблемы комедии недоросль сочинение краткое
  • Особенно как пишется запятая
  • Основные признаки сказок о животных