Особенности бытовой сказки солдатская шинель

5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 43-44

Размышляем о своеобразии бытовых сказок

1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?

         Сказка хоть и называется «Солдатская шинель», но шинель не является главной в повествовании, потому что это сказка о солдатской сметливости и барской глупости. Для солдата испокон веку шинель была не только одеждой, но и кроватью, его шинель – его дом. Солдат не обманывал барина, когда хвалил шинель, а вот барин, не зная солдатской жизни и настоящей работы, почувствовал себя обманутым. Как солдат подшутил над глупостью барина, оценил полковой командир и наградил солдата, а не наказал, как думал барин.

 2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

         Бытовая сказка не содержит в себе никаких чудес и волшебства. Она очень похожа на рассказ, действие которого происходит в реальном мире. Нет здесь зачина и концовки, нет присказки и постоянных эпитетов, нет говорящих животных, зато есть в конце сказки мораль, что роднит ее с басней.

 3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

         Концовка сказки содержит мораль, вывод, к которому должны прийти слушатели сказки по ходу повествования. И этот вывод похож на пословицу, в которой часто присутствуют сравнение (при солнышке тепло – при матери добро) или условие (без труда не вытащишь и рыбку из пруда) или противопоставление (встречают по одежке, а провожают по уму). В концовке сказки про саму шинель ничего не сказано, потому что здесь противопоставляются труд и безделье. Когда человек много работает, так он хоть на камне уснет, а бездельнику и на перине уснуть.

4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подго­товьте краткий пересказ одной из них.

         В этом учебном году мы узнали три жанра сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.

5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расска­жите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.

         Иван Яковлевич Билибин, ученик знаменитого И. Репина, был художником-иллюстратором и оформителем. Первые иллюстрации он нарисовал в 1899 году к сказке «Сказка об Иване-царевиче и Жар-птице и о сером волке». И в дальнейшем в течение 40 лет он оживлял для читателей сказки и былины, создав свой неповторимый билибинский стиль. Автор всегда был точен в изображении русского костюма и предметов быта, а сказочности картинам придавали народные орнаменты, которыми он не только расписывал костюмы героев, но и обрамлял ими всю иллюстрацию.

Знаменитыми являются его рисунки к сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

 Фонохрестоматия

Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?

         Манера сказывания бытовой сказки отличается от сказывания волшебной, где есть присказки, загадочность, может быть вкрадчивость, паузы, усиление интонаций при встрече героя с Кощеем Бессмертным или Бабой Ягой. Бытовая сказка сказывается как случай, анекдот.

Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; нахождение нравственной проблемы в произведении;

формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Тип урока комбинированный

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

  2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

— К каким жанрам принадлежать эти произведения?/ сказкам

— Исходя из темы нашего урока, определите цель урока. / учиться анализировать сказки, сравнивать, делать выводы.

3. Работа по теме урока

3.1. Работа с понятиями

Сказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера. 

Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

1. Викторина по сказкам. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?

а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.

3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?

а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.

4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:

а) цапля; б) сова; в) журавль.

5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

6. В сказке «Солдатская шинель» есть:

а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.

7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто пора

ботает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:

а) солдату; б) барину; в) самому себе.

2. Лексическая работа.

Определение знаний слов и выражений присказка, семь верст месил, несолоно хлебавши

Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке

Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)

Несолоно хлебавши – То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.

3. Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля»

4.Беседа по содержанию сказки.

— Кто герои сказки?

— Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?

— Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

— Могла ли эта история произойти с людьми?

— Чему учит нас эта история?

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…» Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».

5.Заполнение таблицы «Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»

Герои сказки

Желание героя

Действие героя

Результат

Журавль

Хочет жениться, потому что скучно жить одному

Сватается

Остаётся одиноким, страдает

Цапля

Хочет выйти замуж, потому что скучно жить одной

Просит взять в жёны

Остаётся одинокой, страдает

Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.

В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

6. Беседа по сказке «Солдатская шинель»

— Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращиванием пай-барином.

Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца.

-Кто главные герои этой сказки? -Главные герои этой сказки барин и солдат.

-Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.

Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.

Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца

-Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.

-Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему? У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать

-Как вы думаете, обманул ли солдат барина? Солдат не обманул барина.

-Как же солдат использовал шинель? Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся

-Чему учит сказка? Найдите в тексте.

-Как вы понимаете эти слова?

-Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает — заснет и на шинели

7.Заполнение таблицы

Нравственные качества и поступки героев сказки «Солдатская шинель»

Герои сказки

Желание героя

Действие героя

Результат

Барин (богатство)

Спать на мягкой постели

Покупает у солдата шинель за 25 рублей

Шинель жёсткая, для постели не годится

Жена барина

Жить богато

Ругает мужа за покупку шинели

Убедилась в том, что была права

Солдат (бедность)

Похвастаться тем, что может обходиться малым

Хвалит свою шинель

Остаётся одинокой, страдает

Полковой командир

Разобраться, кто прав, а кто виноват

Выслушал солдата

Наградил солдата

Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.

В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.

8.Итог урока. Рефлексия

9. Домашнее задание

Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы

1) Чем сказки похожи? 2) чем они отличаются друг от друга.

Сегодня
на уроке мы:

·    
подробнее
поговорим о бытовых сказках;

·    
поговорим
про сказки о животных;

·    
рассмотрим
сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».

А
чтобы нам не было скучно, мы опять наведаемся в гости к Косте и его дедушке.


А у нас случайно нет больше волшебных сказок? – поинтересовался Костя, роясь в
книгах на полках.


А тебе зачем? – спросил дедушка.


Просто я тут решил вспомнить детство и перечитать волшебные сказки, – отозвался
Костя. – Особенно героические. Ты рассказал о них так много интересного. И в
них так много волшебства!

Мы
говорили о том, что в героических сказках часто отражалась борьба русского
народа с врагами.

А
вообще-то волшебные сказки отличают тем, что в них есть волшебные превращения,
путешествия героев, колдуны и маги и волшебные предметы.


Поэтому читать волшебные сказки так увлекательно, – продолжил Костя. – Так что
все, что у меня было, я уже прочитал. Где бы достать ещё?


У нас есть книга, где собраны бытовые сказки и сказки о животных, – заметил
дедушка. – Не хочешь ли заново познакомиться с ними?


Но ведь там ни волшебных превращений, ни колдунов, ни сражений… — приуныл
Костя.


Но все-таки, эти сказки очень интересны, – улыбнулся дедушка.


Давай рассуждать, – предложил дедушка. – Откуда появилось слово «бытовые»?


От слова «быт», – уверенно ответил Костя. – Это что-то о том, как живут люди
каждый день. Мне иногда, когда я мою посуду, так и хочется сказать: ох, как мне
надоел этот быт!


Верно, — улыбнулся дедушка. – Быт – это повседневный привычный образ
жизни людей.

Быт
не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы,
солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили,
как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те
же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.

В
детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из
топора»
, и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд»,
и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.

Каковы
особенности в этих сказках? Посмотрим на сказку «Солдатская шинель», чтобы
узнать это.

Сказка
«Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни
приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал
барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.

Барин,
привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему?
Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон
сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять
поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.

Солдат
же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира.
Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда
удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата
показывает сказка.

«Куда как хорошо, говорит, на шинели
после походу спится!»

Сказка
смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата.
Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не
только не наказал солдата, но наградил его.

Вся
суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает
солдатскую жизнь:

«Кто
поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на
перине не уснёт!»

Вообще-то,
солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Он появляется в очень
многих сказках: «Солдат и царица», «Солдат и чёрт», «Как
Солдат царевну спас»
, «Каша из топора» и многие другие. Солдат
всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться
за любое дело.

«Выслушал
это солдат и думает сам с собой: “Дай пойду, счастья попытаю; может, и избавлю
царевну! Царь хоть что-нибудь на дорогу пожалует”. Взял шинель, вычистил
пуговицы мелом, надел и марш во дворец. Увидала его придворная прислуга,
узнала, зачем идет, подхватила под руки и привела к
самому царю».

Какие
же признаки бытовой сказки мы можем выделить?

·    
В
центре сюжета – обычная жизнь.

·    
Эти
сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.

·    
В
сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого
народа.

То
есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.


Надо же, как интересно, – удивился Костя. – Эти сказки немного напоминают
сценки-юморески, правда? Те самые, которые можно увидеть по телевизору: там и о
злой тёще, и о глупых богачах…


Совершенно, верно, — улыбнулся дедушка.


А сказки о животных? – спросил его внук. – На что похожи они? Уж их-то сочиняли
просто для смеха?


Нет, – ответил дедушка. – Сказки о животных – это зеркало, которое отражает
жизнь людей.

В
этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это
достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому

животные
в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые
животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он
не примет их к себе:

«Вот пришла зима холодная, стали
пробирать морозы; баран просится у быка:

Пусти, брат, погреться.

Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!


А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет
холоднее».

При
помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В
таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и
так далее.

«Вот вздумала лиса угостить журавля,
пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманек,
приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса
наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

Покушай, голубчик куманек, сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке,
стучал, стучал — ничего не попадает!»

При
этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как
олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь –
неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…

Сказки
о животных – очень древние. И самым частым персонажем в них, конечно, выступает
лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Медведь
и лиса»
. Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк
и овца»
, «Коза-дереза», «Медведь и мужик».


А вот журавли и цапли в сказках встречаются не так уж часто, – заметил дедушка.
– Поэтому давай на сказку «Журавль и цапля», – предложил Василий
Петрович. – Ты помнишь её?


Конечно! – улыбнулся Костя. – Там журавль и цапля всё время ходят сватать друг
друга и никак не могут пожениться.


А почему?


Не могут найти общего языка.

Именно
непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но
что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?

Каждый
из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга. 

Вот
как цапля отвечает на сватовство журавля:

«–
Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам
худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!»

Но
ведь и сватовство было не самым вежливым:
«– Дома ли цапля?


Дома.


Выдь за меня замуж!»

Да
и жениться они хотят от скуки:

«Журавлю
стало скучно жить одному, и задумал он жениться».

Эти
соседи с самого начала не очень-то хотели часто видеться: их избушки на разных
концах болота, семь вёрст разделяют их.

Какие
черты мы можем увидеть в героях?

Цапля
капризна, судит соседа по внешности и разговаривает с ним грубо:

«…у
тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь,
долговязый!»

Журавль
обидчив и тоже груб с цаплей:

«
Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж.
Убирайся!

Цапля
заплакала от стыда и воротилась назад».

Самолюбие
и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать
семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и
неумение прощать делает ситуацию безвыходной:

«Вот
так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

Интересно,
что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась,
нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете,
может такое произойти?

Так
какие признаки сказки о животных мы можем выделить?

Основной
признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя
как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.


Дедушка! – воскликнул Костя. – А ведь такое и правда могло быть у людей. Даже у
друзей: ходят – ходят и никак не помирятся, хотя и помириться хочется… В
сказках столько всего скрыто!


Действительно, – согласился дедушка. – Бытовые сказки и сказки о животных тоже
могут быть поучительными.


Согласен, – кивнул Костя. – Сейчас же начну их перечитывать.

Так
что же мы должны сегодня запомнить?

«Солдатская
шинель» – это типичный пример бытовой сказки. Основные признаки бытовой сказки
такие:

В
центре сюжета – обычная жизнь.

Сказка
короткая, она рассказывает об одном-двух эпизодах из жизни.

Обличительная
направленность сказки.

«Журавль
и цапля» – это типичный пример сказки о животных. Основные признаки бытовой
сказки такие:

Главные
герои – животные.

Животные
умеют говорить и ведут себя как люди.

В
сказке в иносказательной форме показываются пороки и вообще черты людей.

  • Основные события пушкин метель в рассказе
  • Особенности биографии григория котошихина и причины создания им этого сочинения
  • Особенности арабской культуры и религии в сказке молодой принц
  • Основные события в рассказе станционный смотритель кратко
  • Основные события в рассказе недоросль