Особенности бытовых сказок 5 класс

Литература

5 класс

Урок № 6

Бытовые сказки

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных;
  • народные представления о добре и зле;
  • мастерство сказителей.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Фельдфебель – младший офицерский чин в царской армии.

Шинель – форменное пальто.

Перина – мягкий матрас для кровати, набитый пухом или перьями.

Ваше высокоблагородие – обращение солдат и матросов к офицерам в царской армии.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, cтр. 254

2. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80

8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)
  3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(16.06.2019)
  4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)
  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)
  6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)
  7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)
  8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Бытовые сказки имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но качественно отличаются от них. Даже, исходя из названия «бытовые», можно сделать вывод о простоте персонажей и самой истории. В их основе лежат события повседневной жизни. Здесь нет фантастических образов. Действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Положительный герой часто беден, лишён наследства, внешне некрасив. В поведении такого героя нет ничего героического. Это самый обычный человек. Однако одновременно оказывается, что он весьма решителен, находчив, обладает сильной волей духа и волей к победе, а также – чрезвычайно предприимчив, изворотлив и хитёр.

В бытовых сказках наиболее яркий и запоминающийся — образ солдата. Он обманывает глуповатых или чрезвычайно жадных персонажей настолько виртуозно и изобретательно, что вызывает у читателя искреннюю симпатию. Солдат умеет, и рассказывать сказки, и шить, и готовить суп из топора. Кроме того, солдат разрешает споры, высмеивает суеверия, показывает людские недостатки и пороки.

Часто сюжет бытовой сказки построен на конфликте честного и немного наивного героя «из народа» и героя с ярко выраженными негативными чертами: злостью, ревностью, жадностью. Второй персонаж вызывает у читателя и слушателя однозначно резкое неприятие. Именно через отрицательного героя выражается обличительная направленность: осуждаются жадность, жестокость, глупость и завистливость.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. Сказки веселы, остроумны, всё сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. В. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве».

Ещё одним отличием бытовой сказки является то, что победа персонажа воспринимается как единичный случай. Например, в волшебных сказках победа главного героя видится закономерной.

Сказки имеют разделение на три подгруппы: социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»), сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»), волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»). Однако, это деление условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и бытовые элементы.

Бытовая сказка стремится к воплощению идеала человеческого существования. Она заставляет поверить в ценность благородных человеческих качеств.

Теоретический материал для углублённого изучения

B бытoвыx cкaзкax выpaжeн инoй взгляд нa чeлoвeкa и oкpyжaющий eгo миp. B ocнoвe вымыcлa этих произведений лeжaт нe чyдeca, a дeйcтвитeльнocть, нapoдный пoвceднeвный быт.

Coбытия бытoвыx cкaзoк вceгдa paзвopaчивaютcя в oднoм пpocтpaнcтвe – ycлoвнo-peaльнoм, нo caми эти coбытия нeвepoятны. Haпpимep: нoчью цapь идёт вмecтe в вopoм oбкpaдывaть бaнк; пoп caдитcя нa тыквy, чтoбы выcидeть из нeё жepeбёнкa; дeвyшкa yзнaёт в жeниxe paзбoйникa и yличaeт eгo. Блaгoдapя нeвepoятнocти coбытий бытoвыe cкaзки и являютcя cкaзкaми, a нe пpocтo житeйcкими иcтopиями. Иx эcтeтикa тpeбyeт нeoбычнoгo, нeoжидaннoгo, внeзaпнoгo paзвития дeйcтвия, чтo дoлжнo вызвaть y cлyшaтeлeй yдивлeниe и кaк cлeдcтвиe этoгo – coпepeживaниe или cмex.

B бытoвыx cкaзкax инoгдa фигypиpyют и чиcтo фaнтacтичecкиe пepcoнaжи, тaкиe кaк чёpт, Гope, Дoля. 3нaчeниe этиx oбpaзoв cocтoит тoлькo в тoм, чтoбы выявить peaльный жизнeнный кoнфликт, лeжaщий в ocнoвe cкaзoчнoгo cюжeтa. Haпpимep, бeдняк зaпиpaeт cвoe Гope в cyндyк (cyмкy, бoчкy, гopшoк), пoтoм зaкaпывaeт – и бoгaтeeт. Eгo бoгaтый бpaт из зaвиcти выпycкaeт Гope, нo, oнo пpивязывaeтcя тeпepь к нeмy. B дpyгoй cкaзкe чёpт никaк нe мoжeт пoccopить мyжa c жeнoй – eмy нa пoмoщь пpиxoдит oбыкнoвeннaя бaбa-cмyтьянкa.

Koличecтвo pyccкиx бытoвыx cкaзoк весьма знaчитeльнo: бoлee пoлoвины нaциoнaльнoгo cкaзoчнoгo peпepтyapa.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания элементов

Задание: Подчеркните верные варианты.

Зачем барин в сказке купил шинель у солдата?

Варианты ответов:

Носить её

Порадовать жену

Спать на ней

Хотел поступить на службу в армию

Правильный ответ: Спать на ней

Задание основывается на материале, изученном на уроке. Вспоминаем диалог главных героев, где Солдат расхваливал удобство отдыха на шинели, а Барин хвалился перед женой удачной покупкой, сделанной именно для того, чтобы можно было обойтись без подушки, одеяла и перины. Таким образом, приходим к выводу, что правильный ответ – «спать на ней».

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Задание: Впишите верные слова на месте пропусков в тексте.

Что же ты, брат, – говорит ____________, – обманул барина?

— Никак нет, ваше благородие, – отвечает ____________. Взял солдат ___________, расстелил, голову положил на ____________ и накрылся полою.

Предложен список существительных: командир, солдат, шинель, рука.

Задание основывается на материале, изученном на уроке и тексте сказки «Солдатская шинель». Вспомнив сюжет сказки и действующих в ней героев, приходим к выводу, что перед нами отрывок, в котором представлен диалог полкового Командира и Солдата. Предметом диалога является жалоба Барина на непригодность купленной им шинели для сна. Делаем вывод, что Солдат показал, как спать на шинели, и вводим с клавиатуры ответы, которые в результате составляют правильный вариант:

Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?

— Никак нет, ваше благородие, – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

Бытовые сказки


Бытовые сказки

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.

Сказка – один из жанров фольклора, который может выражаться устно или письменно. Все сказки можно разделить на три вида: сказки о животных, волшебные сказки и сказки бытовые. В данной статье речь пойдет именно о последнем виде. Так что такое бытовые сказки, и в чем заключается их особенность?

Бытовые сказки: характеристика

Бытовые сказки описывают различные ситуации из повседневной жизни, реальные события, которые могут случиться с любым человеком. В этом виде фольклора не бывает чудес или фантастических, вымышленных персонажей. Героями являются люди с разным социальным положением и разными характерами. Очень часто в таких сказках описывается быт и семейный уклад персонажей, что очень ценно. Ведь благодаря этому люди нашего поколения могут узнать о народных обычаях прошлых времен.

Бытовая сказка – это короткое сатирическое произведение, в котором положительные герои побеждают благодаря смекалке, находчивости и уму.

Писателями, которые создавали бытовые сказки в русской литературе можно считать Л. Толстова и М. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин

Рис. 1. Салтыков-Щедрин.

Народные бытовые сказки представляют интерес для детей в возрасте 3-7 лет. Они ассоциируют себя со сказочными героями, представляют, как бы они поступили на месте главных действующих лиц. Такие сказки могут научить детей, как действовать в той или иной ситуации, предвидеть последствия своих поступков.

Бытовые сказки можно разделить на три подгруппы:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Барин и мужик»);
  • волшебно-бытовые («Морозко»).

В волшебно-бытовых сказка присутствует элемент фантастики, как, например, в сказке «Морозко», однако главными в таких произведениях все равно остается человек со своим набором положительных качеств

Основная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Главными героями часто становятся бедняки и крестьяне, которые несмотря на свою тяжелую жизнь не растеряли свою добродетель и способны благодаря своей смекалке помочь себе и окружающим.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам изучить вопрос такого жанра фольклора, как народные бытовые сказки. Здесь представлена информация, чем эти сказки отличаются от других видов сказок, в чем заключается идея бытовых сказок, и на какие подгруппы они распределяются.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Мбук-Цсобгбрянска Библиотека

    5/5

  • Илья Сафронов

    5/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.


А какая ваша оценка?

Что такое бытовые сказки и какие их художественные особенности, о чем они рассказывают Вы узнаете из этой статьи?

Содержание

  1. Особенности бытовых сказок
  2. Что такое бытовая сказка?
  3. О чем рассказывают бытовые сказки? 
  4. Кто является героями бытовых сказок?
  5. В чём заключается основная идея бытовых сказок?

Особенности бытовых сказок

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка представляет собой сатирическое короткое произведение, которое отличается от других сочинений тем, что победа всегда за положительными героями, проявляющими смекалку, ум и находчивостью. Создателями бытовых сказок в литературе можно считать М. Салтыкова-Щедрина и Л. Толстова.

Примеры бытовых сказок: «Дочь-семилетка», «Жена-спорщица», «Барин-кузнец», «Горшок», «Барин и мужик», «Заяц», «Морозко», «Барин и собака» и «Добрый поп».

Можно выделить такие особенности бытовых сказок:

  •  в основе сюжета повседневная бытовая и реальная жизнь.
  • отсутствие фантастики (нет волшебных событий, превращений, помощников) и реальные конфликты.
  • герои бытовой сказки – это обычные люди (мужья с женами, солдаты, барин со слугами, купцы и т.д). Каждый персонаж наделен яркими чертами характера: смекалистость, хитрость, доброта, жадность.
  • воспевают ум человека, его изворотливость и умение справляться с жизненными проблемами.
  • бытовые сказки полны юмора. В них высмеивают плохие качества людей: сварливость жены, жадность и глупость барина, лень хозяйки.

Бытовые сказки разделены на такие подгруппы:

  • сатирико-бытовые;
  • волшебно-бытовые;
  • социально-бытовые.
На чем построен сюжет бытовой сказки?

Такого рода сказки описывают разные реальные события, ситуации из повседневной жизни. То есть все, что может случиться с любым, реальным человеком. В фольклоре можно узнать о быте и семейном укладе персонажей, что ценно для современного человека. Благодаря этому мы узнаем об обычаях прошлых времен.

Сюжет бытовой сказки построен на человеке, который отличается от других своими положительными качествами. Сюжет и композиция бытовых сказок вращается вокруг реальной жизни и осуждает корысть духовенства, завистливость, жадность, невежество, жестокость и грубость.  Это короткое произведение зачастую описывает одну лишь ситуацию с быстро развивающимися действиями.  Она может сопровождаться сатирой, иронией или юмором.

О чем рассказывают бытовые сказки? 

О ежедневной жизни человека: о муже и жене, о слугах и господах, сударынях и барынях недалекого ума, ворах и солдатах, хозяине и крестьянине, о богатом и бедном. Они раскрывают две важные общественные темы:

  • социальное наказание,
  • социальную несправедливость.

Кто является героями бытовых сказок?

В этом фольклоре вы не найдете вымышленных или фантастических персонажей. Главные герои этих сказок – люди с разными характерами и социальным положением.  Зачастую это крестьяне и бедняки, которые не растеряли свою доброту, несмотря на тяжелую жизненную ситуацию. Они награждены не только добрым сердцем, но и смекалкой, помогающей выходить из трудных ситуаций.

особенности сказок

В чём заключается основная идея бытовых сказок?

Главная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Персонажами произведений  являются бедняки или крестьяне, которые невзирая на свою трудную жизнь не растеряли своих достоинств и доброты, которые способны придти на помочь себе и другим.

Бытовые сказки будут особенно интересны детям 3-7-летнего возраста. С их помощью они развивают свою фантазию и смекалку: представляя себя сказочными героями, дети думают, как бы поступили в той или иной ситуации, учатся анализировать свои поступки и их последствия.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие художественные особенности бытовых сказок.

Разработка урока литературы в 5 классе

по теме « Композиционные и сюжетные особенности русских народных бытовых сказок» в  контакте ФГОС .

Учитель – Галкина Лариса Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 24 Г. ГУКОВО Ростовской области.

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Тема урока: « Композиционные, сюжетные особенности русских народных бытовых сказок» ( « Сбрехал». « Добрый поп». « Святая вода»)

Вид урока: урок углубленной работы над текстом.

 Тип урока – комбинированный.

Форма урока:   Беседа по вопросам,Ролевое чтение, наблюдение над текстом, анализ сюжетов,  речи героев, композиции.

Оборудование урока:  кассета с записью русских

народных песен; иллюстрированный материал, воссоздающий элементы

бытовой жизни русского народа (различные бытовые предметы: вышитые

полотенца, крынка, деревянные ложки; фотографии народных костюмов;

репродукции лубочных картинок), иллюстрации к сказкам; карточки с

заданиями.

Материалы к уроку: Учебник, распечатки текстов, записи на доске, тетради.

ИКТ  — презентация.

Цель урока методическая   ( для учителя):

Создать условия для развития ценностно – смысловой компетентности, в которых ученик сможет:

Обучающая- ( познавательное  ууд)

— знать условия создания бытовой сказки;

-знать героев бытовой сказки;

Развивающая-

—  понимать особенности сюжетов бытовой сказки; ( познавательное УУД)

— понимать условия создания вымысла в бытовой сказке;

— отличить бытовую сказку от волшебной и о животных;

— знать особенности композиции бытовой сказки;

— выразительно, по ролям читать бытовую сказку;

— овладеть композиционной схемой бытовой сказки;

Воспитательная_

— понимать мудрость бытовой сказки. ( личностное УУД, коммуникативное УУД)

Задачи урока:

1. Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

2. Познакомить ребят с разновидностями сюжетов, особенностями вымысла,

композиции бытовых  сказок, их художественным своеобразием.

3. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

4. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

5. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

6. Воспитывать любовь к народному творчеству, патриотические чувства

учащихся.

  Цель урока дидактическая ( для ученика) :

Учащиеся должны знать :

—  героев бытовых сказок;                      ууд познавательное

— условия создания бытовых сказок;    ууд познавательное

— способы создания вымысла в бытовой сказке; ууд познавательное

— особенности содержания бытовой сказки;     ууд познавательное

-Особенности сюжетов бытовой сказки;        ууд познавательное

-особенности  композиции бытовой сказки      ууд познавательное

— особенности мудрости бытовой сказки      ууд личностное,                                коммуникативное

Учащиеся должны уметь:

 -анализировать сюжеты бытовых сказок;   УУД познавательное

— Определять скрытый подтекст бытовой сказки; УУД познавательное

— определять идею бытовой сказки, её мудрость; УУД познавательное

— Сопоставлять особенности бытовой и волшебной сказки, сказки о животных;  УУД   познавательное

 — выразительно по ролям читать сказку;    УУД  коммуникативное,    личностное

— анализировать сюжеты бытовых сказок.  УУД познавательное

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока (2 мин.)

3. Актуализация знаний учащихся (2 мин.)

4. Объяснение нового материала (25 мин.)

А) Чтение и анализ сказки «Сбрехал» (6 мин.)

2

Б)  Ролевое чтение и выявление композиционных и художественных особенностей

сказки «Добрый поп» (15 мин.)

В) Обобщение изученного материала: запись в тетрадь основных

особенностей бытовых сказок (4 мин.)

5. Закрепление изученного материала: чтение и самостоятельный анализ

сказки «Святая вода» (8 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

7. Подведение итогов урока (1 мин.)

           Рефлексия.

                                          Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.

Вступительное слово учителя, сопровождающееся негромким

звучанием народных мелодий:

 «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на

художественное оформление доски. Какие предметы вы видите?

(Ученики  перечисляют приметы народного быта.)

Чем связаны между собой эти  предметы?

 (Все они представляют собой элементы народного быта.)

Эти предметы погружают нас в атмосферу быта далекого прошлого России, когда зарождались и распространялись русские народные бытовые сказки.

С какой целью народ, отрываясь от тяжелых будней создавал эти сказки?

 Как отразилась народная мудрость в этих сказках? Какие человеческие пороки, недостатки, или, наоборот, достоинства отражены в этих сказках? На эти и другие вопросы мы ответим после более близкого знакомства с народной  бытовой сказкой».

Чтение эпиграфа: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со

своею старою сказкою», — призывает нас Н.С.Лесков.

Почему люди должны жить в ладу со сказкою?

(Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

Запись эпиграфа.

Формулирование задач урока: «Наша задача на сегодняшнем уроке –

вникнуть в  композиционные и сюжетные особенности  бытовой сказки, научиться  видеть ее скрытый смысл».

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ..

Повторение изученного на уроках литературы в форме фронтального

опроса.

1) Ч то такое сказка?

( Произведение фольклора с вымышленными событиями, героями)

Слайд №1.

2) В чем особенности вымысла в волшебных сказках?

 (В них совершаются чудеса, действуют волшебные помощники и

сверхъестественные персонажи.)

 Слайд № 2

 2) Где чаще всего происходит действие

волшебной сказки?

 (В сказочном тридевятом царстве.)

3)В чем, по-вашему,

особенность вымысла в сказках о животных?

Слайд № 3

 (В них действуют говорящие и

думающие, как люди, животные.)

Слово учителя, постановка проблемного вопроса: « Третий вид сказки – бытовая.      Слайд № 4.     

Как вы думаете, почему она так называется?

 ( Отражает повседневные или бытовые события)

 Кто является героями бытовой сказки?

 ( Обыкновенные, реальные люди)

   Вы правы, в бытовой сказке нет  ни  сверхъестественного, ни говорящих животных, в них действуют обычные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Почему же мы называем их сказками, на чем основан их вымысел? Какие персонажи в них действуют? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе урока».

4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А)                 Чтение учителем сказки «Сбрехал».

 (Краткое содержание сказки:

Барин просит цыганенка «сбрехать», Цыганенок говорит, что отец его лучше

брешет и просит двух коней, чтобы привезти отца. Барин отдает коней, а

цыганенок не возвращается. Барин отправляется домой пешком, неся на себе

телегу, а кучер несет хомут, т.к. барин поверил, что хомут тяжелее телеги.)

Выявление  Сюжетных особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

1) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему?

( Персонажи в реальной обстановке русской деревни. Значит, это бытовая сказка.)

2)Кто главные герои сказки?  

Где происходит её действие?

( Барин и Цыганёнок)

( на улице)

3) Какие необычные поступки совершает барин?

 (Он отдает цыганенку лошадей, тащит на себе телегу.)

4) Можем ли мы представить, что барин в действительности мог совершить такие поступки?

(Ответы могут быть и «да» и «нет». «Да»-если предположить, что барин непроходимо глуп, «нет» — если он разбирается в

элементарных вопросах.)

5) На чем же основан вымысел в данной сказке?

 ( Учитель должен подвести ребят к выводу, что вымысел в сказке создается изображением нереальных поступков, преувеличением глупости.)

Запись вывода в тетради: «Вымысел в бытовой сказке заключается в том,

что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные,

смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются».

6) Какие человеческие качества высмеивает сказка?

              ( Глупость барина)

Б)      Чтение по ролям сказки «Добрый поп»

 ( Краткое содержание  сказки. Жадный поп, чтобы не кормить

работника, предлагает ему за один присест позавтракать, пообедать и

поужинать. Работник, плотно закусив, отправляется спать, т.к. после ужина принято спать ложиться)

Анализ содержания сказки в форме беседы по вопросам:

1 ) Кто главные герои сказки?

            ( Поп и работник)

2) Где разворачиваются события сказки?

                 ( В доме у попа)

3) Почему сказка интересна при ролевом чтении?

 ( Это помогает различить голоса героев)

4 )Помогают ли эти голоса представить героев? Как вы их видите?

5) Какая интонация в голосе попа и почему?

 ( поп говорит слащавым голосом, чтобы задобрить работника, скрыть свою хитрость)

6) Как поп  обращается к работнику?

( Называет его словом « СВЕТ»)

7) А как работник обращается к попу?

( Называет его « Бартюшка»)

8 ) Какой смысл вкладывается в обращения « СВЕТ» и  « БАТЮШКА» ?

( ПОП презрительно обращается к работнику, А работник к нему – уважительно. ОНИ ИЗ  РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЁВ)

9  )   Какая нереальная ситуация лежит в

основе сказки?

(Герои за один  присест завтракают, обедают и ужинают.)

10) Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке?

 (Жадность.)

11) Действительно ли поп в сказке добрый или в названии звучит

насмешка?

 (В названии звучит насмешка над жадным попом.)

12) Чего хотел добиться поп, предлагая работнику за один присест

позавтракать, пообедать и поужинать?

(Он хотел , чтобы работник мало ел и много работал.)

13) Каким образом в сказке работник наказывает жадного попа?

( Плотно поев, он отказывается работать, т.к. после ужина спать ложиться надо.)

14) Прочитайте концовку сказки и скажите, что утверждает ее народная

Мудрость

.. («С тех пор перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином». В сказке торжествует справедливость: поп наказан за

жадность, и это послужило ему уроком.)

Анализ композиционных особенностей сказки « Добрый поп»

1) Найдите и зачитайте зачин сказки.

 («Жил — был поп…»)

2) Найдите и зачитайте кульминацию сказки, неожиданный поворот

Сюжета.

 («Работник схватил свой армяк и собирается вон: «Куда ты, свет? « —

спрашивает поп. «Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо

спать ложиться»,)

3) В каких словах заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл?

                              (В последнем предложении сказки.)

Построение композиционной схемы сказки учителем на доске, учениками

в тетрадях

 «Зачин (введение в бытовую ситуацию) – развитие событий

(нереальные ситуации и невероятные поступки персонажей)

Кульминация   (неожиданный поворот сюжета)

 развязка – концовка (мудрость сказки, торжество справедливости)».

  В)                   РЕФЛЕКСИЯ.: «Что вы узнали о  сюжетных  и композиционных особенностях  бытовой сказки?».

( ЕЁ герои – обычные люди. Действия повседневные ( БЫТОВЫЕ). Вымысел достигается путём попадания героев в неожиданные ситуации.  Речь характеризует персонажа. Композиция от зачина – к  развязке. Заключается народная мудрость)

                        Слайд № 5

.

5.   ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Записываются в тетрадях основные особенности бытовой

сказки:

ЕЁ герои – обычные люди.

Действия повседневные ( БЫТОВЫЕ).

Вымысел достигается путём попадания героев в неожиданные ситуации.  Речь характеризует персонажа.

Композиция от зачина – к  развязке.

 Заключается народная мудрость.

6 .      Закрепление изученного материала.

1.      Задание:       Подчеркни те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.

Зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, , волшебные события, добро побеждает зло, обычные люди, волшебные предметы, повседневная жизнь, необычные ситуации.

2.     Самостоятельное чтение сказки «Святая вода» и письменный ответ на   отдельном листе на вопросы к тексту этой сказки.

(Тексты сказок и вопросы распечатываются учителем и предлагаются каждому ученику или по одномуна парту.)                        

   Вопросы :

1) Какой тип взаимоотношений осмысливается (описывается) в сказке?

(Семейные отношения между мужем и женой.)

2) Почему между персонажами не было согласия? (Они все время

спорили и не уступали друг другу последнего слова.)

3) Какое средство советует бабе соседка для восстановления мира и

согласия в семье? (Набрать в рот чудесные капли; и следить, когда муж

начнет ругаться, чтобы ни одной капли не вылилось.)

4) С помощью капель согласие в семье восстановлено.Действительно ли

капли имеют чудодейственное свойство и являются «святой водой» или их

действие не является волшебным? Ответ обоснуйте. (Действие капель не

волшебное.)

5) Постройте композиционную схему сказки.

6) Какое качество преувеличивается и высмеивается в сказке?

7. Домашнее задание.

Прочитать сказку «Каша из топора»,    

подготовить выразительное чтение по ролям. Указать композиционные элементы.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответ на вопросы учителя:

1. Что нового узнали на уроке?

2 Что было интересно?

3. Что заставило задуматься?

4. Какие Композиционные и сюжетные  особенности бытовой сказки вы запомнили?

5. На чем основан вымысел в бытовой сказке?

6. Как строится бытовая сказка?

7.                                   Особенности мудрости бытовой сказки?

                                                                                    Добрый поп.

Жил-был поп. Нанял себе работника, привел его домой.

— Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю.

Пожил работник с неделю, настал сенокос.

— Ну, свет, — говорит поп, — бог даст, переночуем благополучно, дождемся утра и пойдем завтра косить сено.

— Хорошо, батюшка.

Дождались они утра, встали рано. Поп и говорит попадье:

— Давай-ка нам, матка, завтракать, мы пойдем на поле косить сено.

Попадья собрала на стол. Сели они вдвоем и позавтракали порядком. Поп говорит работнику:

— Давай, свет, мы и пообедаем за один раз и будем косить до самого полдника без роздыха.

— Как вам угодно, батюшка, пожалуй, и пообедаем.

— Подавай, матка, на стол обедать, — приказал поп жене.

Она подала им обедать. Они по ложке, по другой хлебнули — и сыты.

Поп говорит работнику:

— Давай, свет, за одним столом и пополуднуем и будем косить до самого ужина.

— Как вам угодно, батюшка, полудновать так полудновать!

Попадья подала на стол полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой — и сыты.

— За равно, свет, — говорит поп работнику, — давай заодно и поужинаем и заночуем на поле — завтра раньше на работу поспеем.

— Давай, батюшка.

Попадья подала им ужинать. Они хлебнули раз-два и встали из-за стола.

Работник схватил свой армяк и собирается вон.

— Куда ты, свет? — спрашивает поп.

— Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться.

Пошел в сарай и проспал до света.

С тех пор перестал поп угощать работника за один раз завтраком, обедом, полдником и ужином.

                          Святая вода.

Жили-были муж с женой. Когда они были молодые, жили хорошо, дружно, никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они чаще и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему — два, он ей — два, а она ему — пять, он — пять, а она — десять. И такая ссора между ними начинается, что хоть из избы убегай.

А разбираться начнут — никто не виноват.

— Что это мы с тобой, старуха, а? — скажет старик.

— Да это ты, старый, ты все!

— Я? А не ты ли? Со своим длинным языком?

— Не я, а ты!

— Ты, а не я!

И снова ссора начинается.

Вот стала старуха думать, что делать? Как быть? Как жить со стариком дальше? Пошла она к соседке и рассказала ей про свою беду. Соседка ей говорит:

— Я могу помочь твоему горю. Есть у меня святая водица. Как старик начнет кричать, ты возьми в рот немного этой водицы. Но, смотри, не проглоти ее, а держи во рту, пока он не успокоится… И все будет хорошо.

И дала она старухе воды в бутылочке. Старуха поблагодарила и пошла домой.

Только она вошла в дом, а старик сразу начал кричать:

— Где ты была? Что делала? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!

Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взяла в рот воды из бутылочки и не проглотила ее, а стала во рту держать.

А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал.

Обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и действительно святая!»

Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.

— Что это ты там гремишь? — закричал старик. — Самовар поставить не умеешь!

А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу.

Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и… замолчал.

И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А все потому, что как только старик начнет кричать, старуха сейчас — за волшебную водицу.

Вот, сила-то в ней какая!

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом  

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы:  уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  •  Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Бытовые сказки еще
называют социально-бытовыми. В центре
сюжета, как правило, один эпизод, действие
развивается быстро, без замедлений.
Развит комизм. Распространены диалоги,
изложение от лица условного рассказчика
выполняет пояснительную роль. Темой
бытовых сказок может быть социальная
несправедливость, либо высмеивание
пороков. Бытовые сказки отличаются
острой идейной направленностью.

Популярен сюжет о
том, как мужик одурачил барина. Барин в
таких сказках показан как глупый, не
знающий жизни человек, жадный, жестокий.
Мужик умнее его, честнее. Существует
другой вариант сюжета – барин попадает
в другую жизненную среду, например,
сказка о том, как барыня во сне переносится
в избу сапожника, и получает хороший
урок.

Другой остро
сатирический образ – поп, который
изображается как жадный, лицемерный,
невежественный, нарушает заповеди и
остается безнаказанным. Нередко
пародируется церковная служба – поп
может за деньги и козла похоронить по
церковному обряду. Существуют сказки
о любовных похождениях попа к барыни,
купчихе, но попытки ходить к жене простого
крестьянина или плотника оканчиваются
неудачи.

В бытовых сказках
критикуются жизненные порядки, выражаются
ожидания народа о справедливости,
спокойной и счастливой жизни.

Важной особенностью
бытовых сказок является «социальная
антитеза» — противопоставление мужика
барину, купцу, попу; бедного – богатому.
Эта антитеза выражала классовые
противоречия.

В сказках, которых
преобладают социальные мотивы, ярче
проявляется сатира, в собственно бытовых
– юмор. Пример: «Каша из топора».
Высмеивается скупость хозяйки, поощряется
хитрость солдата, происходит разоблачение,
но не в резкой форме. Яркие сатирические
образы попа, барина характерны для
сказок с ярко выраженным социальным
началом. В собственно бытовых типизируются,
как правило, образы мужа, жены, старика,
старухи, солдата.

Солдат в русских
сказках – бывалый, умный, хитрый, умеет
и смастерить что-нибудь, и рассказать
что-то интересно, и перехитрить. Пример:
сказка, как солдат продал барину шинель,
расхвалил ее, сказал, что ей можно и
накрыться, и под голову подстелить, а
когда барин пожаловался командиру, тот
наградил солдата за то, что тот показал,
как это делать. Заканчивается сказка
моралью о том, что тот, кто много работает,
и на камне уснет, а тот, кто ничего не
делает, не уснет и на перине.

Бытовые сказки, как
правило, веселы, остроумны, заканчиваются
присказкой.

Сюжеты: умные
отгадчики/трудные загадки; испытания
жён; разбойники; солдаты; глупцы; злые
жёны; работа; поп и попадья.

Билет 12. Календарные обряды зимнего периода. Понятие календарного обряда.

Весь фольклор можно
разделить на обрядовый и необрядовый.
К обрядовому относятся произведения
народного поэтического творчества,
которые используются во время совершения
какого-либо обряда, являются его составной
частью. Обряд — это строго определенные
обычаями те или иные действа. Назначение
обрядовых действ – способствовать
достижению какой-либо цели.

Обряд — один из
древнейших видов культуры. В обрядах
можно обнаружить черты мышления человека
доклассового общества: анимизм (вера в
существование душ и духов), антропоморфизм
(представление о том, что животные и
растения обладают человеческими
качествами), вера, что человек может
влиять на течение событий с помощью
магии. Проникновение христианских
мотивов и образов в народную поэзию и
обряды повлекло возникновение явления
«двоемирия»(смешение языч.и
христианск.элементов).

Календарные обряды
сопровождались специальными песнями.

Соседи Нижегородской
обл: Рязанская, Марий-Эл, Чувашия,
Мордовия, Кировская, Ивановская,
Владимирская.

Обряд:

  1. Большое количество
    участников (все члены социума)

  2. Открытый характер:
    праздновался публично – этим отличался
    от окказионального обряда(случайного)

  3. Исполнялся во
    определённый день. Некоторые привязаны
    к конкретной дате. Некоторые плавающие.

Сочельник, Рождество,
Новый год (Васильев день), Святки (Святые
вечера), Крещение, Масленица.

1. Сочельник
(прелшествовал Рождеству): постный день,
начинали есть вечера: кутья, блины и
овсяный кисель (все блюда из похоронной
обрядности), ставились лишние предметы
— помянуть предков.

2.
Рождество: славление (группа детей —
артельщики — ходят по домам и славят
церковной молитвой, часто подавали
обрядовое печенье — кокурки/каракульки;
часто детей сажали на вывернутую шубу
— символ плодородия (прордуцирующая
магия); колядование.

3. Новый год/Васильев
день: обход дворов — ходить-таусенькать
(песня Таусень); одаривали свиными
кишками с овсяной кашей; разжигание
костров, приметы, продуцирующие обряды
семейного характера: тётки таскали
борону, чтобы девушки вышли замуж;
таскали сеялку (просеивали девочек
через решето).

4. Святки/Святые
вечера: ряженье (в народы — в самое лучшее;
в шабаны, шабонихи — в самое старое,
страшное, лоскуты; зооморфные обличья
— лошадь и медведь; солдаты; смерть/покойник,
обрядовые бесчинство ряженых); гадания
— в нечистых местах, снятие защиты, типы
гаданий: на звуки, на имя, с животными
(крица, тараканы), вещие сны, счёт, вода,
зеркало.

5. Крещение (вместе
с рождеством — двунадесятые праздники):
сочельник — день очищения от грехов,
купание в проруби; в 12 ночи — за крещенской
водой; «Христу ножки грели».

6. Масленица:

четверг — широкая
масленица: гощение у тёщи (к тёще на
блины), «Подмазки», «Снятие шапки
с молодого», почитнае девочек — базар,
смотрины, соление девчонок; кулачные
бои, жжение факелов; начинали печь блины
с четверга/пятницы, первый блин отдавали
нищему.

прощёное воскресенье
— сжигание масленицы (солома/женское
чучело).

Колядки. Круг
календарных обрядов открывался
новогодними (святочными) обрядами.
Праздновались в период зимнего
солнцестояния. В основе лежала магия
первого дня года, обряды должны были
действовать в течение всего года.
Проводились различные игры, ряжения,
прочие действа имеющие магический
смысл. Колядование — хождение по дворам
с песнями-колядками.

Подблюдные песни –
обладают гадательным, а не заклинательным
характером, однако концовка песен,
заклинающая судьбу, сближает их с
заговорами и колядками.

Колядки очень
архаичны по содержанию, которое
определялось их назначением. Основной
целью было пожелание хозяевам добра,
богатства, благополучия. Некоторые
колядки имеют вид величания, в них
идеализированно описываются богатство
и благополучие крестьянской семьи.
Отличительная черта колядок величального
типа – их обобщённый характер.

Другая, обязательная
тема, связанная с назначением колядок
– просьба об угощении или вознаграждении.
Во многих колядках просьба или требование
угощения составляет единственное её
содержание.

Композиция колядки:

1)обращение к Коляде,
поиски её колядовщиками.

2)величание, описание
обряда или просьба о вознаграждении

3)пожелание
благополучия, просьба о подаянии.

Масленица и масленичные
обряды. В центре праздника масленицы
стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит
из трёх частей: встречи в понедельник,
разгула или перелома в так называемый
широкий четверг и прощания.

Песни
на масленицу можно разделить на две
группы. Первая – встреча и чествование,
имеет вид величаний. В них воспеваются
широкая честная масленица, её яства,
развлечения. Она величается полностью
– Авдотьей Изотьевной. Характер песен
весёлый, задорный. Песни, сопровождающие
проводы, несколько иные — в них говориться
о наступающем посте. Поющие сожалеют,
о кончающемся празднике. Здесь Масленица
– уже свергнутый кумир, она больше не
величается, а называется непочтительно
«обманщицей». Масленицу обычно толковали
преимущественно как празднование победы
весны над зимой, жизни над смертью.

Билет
13. Календарные обряды весеннего и летнего
периода.

Весенний
цикл.

Масленица и масленичные
обряды. В центре праздника масленицы
стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит
из трёх частей: встречи в понедельник,
разгула или перелома в так называемый
широкий четверг и прощания.

Песни на масленицу
можно разделить на две группы. Первая
– встреча и чествование, имеет вид
величаний. В них воспеваются широкая
честная масленица, её яства, развлечения.
Она величается полностью – Авдотьей
Изотьевной. Характер песен весёлый,
задорный. Песни, сопровождающие проводы,
несколько иные — в них говориться о
наступающем посте. Поющие сожалеют, о
кончающемся празднике. Здесь Масленица
– уже свергнутый кумир, она больше не
величается, а называется непочтительно
«обманщицей». Масленицу обычно толковали
преимущественно как празднование победы
весны над зимой, жизни над смертью.

Весенний пост —
чистый понедельник — начало весенней
календарной обрядности. Мылись в бане,
мыли дом, перемывали всю посуду, шуточные
действия с блинами — вешали на дерево,
отдавали скотине.

Крестовая/средокрестная
неделя — четвёртая после великого поста;
говение ломается — пекли постное печение;
гадание — монетка — монетка в печенье, в
несколько крестов — монета, щепка, кольцо,
давали скотине кресты.

30 марта — день сорока
мучеников (печенья в виде жаворонков);
встреча весны, прилёт первых птиц; 17
марта, в день Григория Грачевника, пекли
грачей. Приметы: много птиц — удача,
сугробы — урожай, сосульки — урожай льна.
Первый весенний праздник – встреча
весны – приходится на март. В эти дни в
деревнях пекли из теста фигурки птиц и
раздавали их девушкам или детям. Веснянки
– обрядовые лирические песни
заклинательного жанра. Обряд «заклинания»
весны был проникнут стремлением
воздействовать на природу с целью
получения хорошего урожая. Имитация
полёта птиц (подкидывание жаворонков
из теста) должна была вызвать прилёт
настоящих птиц, дружное наступление
весны. Веснянкам свойственна форма
диалога или обращения в повелительном
наклонении. В отличии от заговора,
веснянки, как и колядки. исполняются
коллективно.

Благовещение — 7
апреля: «птички гнездо не завивают,
девки волосы не заплетают»; нельзя
зажигать свет, работать с землёй-именинницей;
сезлнный перелом — убирали сани, доставали
телегу.

Вербное воскресенье
(последнее воскресенье перед пасхой) —
«вход господен в Иерусалим».
Приносили в дом вербу и хранили весь
год у икон, освящали детей; пускали вербу
и иконы на воду.

Страстная неделя —
неделя перед пасхой. Великий четверг
(в религии — пятница) — самый страшный
день; беление избы, избавление избы от
тараканов методом вымораживания,
подрезание крыльев у домашней птицы,
вся вода — святая.

Пасха — крашение яиц
(ни кулича, ни пасхи нет); не ходят на
кладбище, только на следующую красную/фомину
неделю — вторник и суббота-радуница);
певрое яйцо год хранили у иконы.

Вьюнишние песни –
песни, которые в субботу или в воскресенье
первой, послепасхальной недели поздравляли
молодоженов. Содержание песен: пожелание
молодым счастливой семейной жизни.

6 мая — Егорьев день
(Георгий Победоносец); Егорий — скотий
бог; первый раз выводили скот в поле

Вознесение (40 дней
после пасхи)

СемИцкие обрядовые
песни – 7-ая неделя после пасхи называлась
семицкой. Четверг этой недели назывался
Семиком, а ее последний день (воскресенье)
— Троица. Совершались особые обряды,
которые сопровождались песнями. Главный
обряд «завивание» венка. Одев праздничные
наряды, девушки шли в лес, искали себе
молодую березу, наклоняли ветки березы
и сплетали их с травой, через несколько
дней березу срубали, носили ее по деревне,
потом топили в реке или бросали в рожь.
Из верхушек двух берез девушки сплетали
арку и проходили под ней. Затем был обряд
на гадании с венком. Тема замужества и
семейных отношение занимает все большее
место в семицких песнях.

Духов день — нельзя
работать с землёй.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Основные события рассказа барышня крестьянка
  • Особенности бытовой сказки солдатская шинель
  • Основные события пушкин метель в рассказе
  • Особенности биографии григория котошихина и причины создания им этого сочинения
  • Особенности арабской культуры и религии в сказке молодой принц