Особенности чтения волшебных сказок бытовых сказок о животных

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: 

«Особенности чтения сказок о животных» 

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников.
Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому.
Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения.

Само по себе название «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям распространённой сказочной формой повествования. « Я там был…» « Жили – были..» . Естественный задушевный тон — одно из главных условий чтения сказки.
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.

Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и Петух»), ум – глупости («Лиса и козёл», и.т.д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы), замедлением темпа, паузами (большей силы).
Подчёркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более понятной для детей. Герои в сказках о животных – хорошо знакомы детям. (Кот, лиса, петух, заяц, коза и др.), наделённые типическими чертами: лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, кот и петух – храбрые и. т. д.)

Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли, о каком герое идёт речь. Так, те места, где говориться о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации.

Действие в сказках о животных начинается сразу: «Посадил дед репку…» и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Возьмем, к примеру, сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему встречается собака, убежала собака — повстречался медведь, ушёл медведь — появился петух и.т.д.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция не сложная. Большую роль играют многократные повторения: например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой, встречается с собаками, медведем, петухом и всем в совершенно одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная…»
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им понять сказку и запомнить её, поэтому повторы при чтении необходимо выделять. Слова, которые передают нарастающее напряжение, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним.

Читайте детям сказки , ведь дети их так любят.

Вы, должно быть, читаете детям сказки и нередко задумываетесь, а как читать сказки детям правильно, на чем ставить сильный акцент, где задать вопрос, где ускорить чтение, а где, наоборот, замедлить. В данной статье про особенности художественного чтения сказок вы узнаете о методике чтения сказок.

Сказка – самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Ребят привлекает яркость образов, выразительность характеров персонажей, занимательный сюжет. Слушая сказки, дети становятся как бы участниками происходящих в них фантастических событий.

Как читать сказки? Методическая литература рекомендует читать сказку так, чтобы у ребят создавалось впечатление, будто рассказывается только что придуманная история. Ведь дети предпочитают слушать сказки, когда их рассказывают, а не читают.

Младшие школьники непроизвольно идентифицируют себя с ее героями, сопереживают им. Поэтому очень важно в процессе исполнения сказки манерой чтения показать, что действие доведено до конца, т.е. до полной победы добра над злом, жизни над смертью, любви над ненавистью, ума над глупостью. Финал сказки должен быть интонационно окрашен передачей состояния торжества справедливости, воплощения надежд, исполнения желаний, свершившегося праздника, радости и счастья.

Тексты сказок способствуют развитию речи учеников, поскольку служат первичным и самым доступным образцом художественного слова. Содержание сказки в наибольшей степени соответствует психолого-педагогическим особенностям развития детей младшего школьного возраста, миру детских ценностей, представлений, наглядно-образному типу мышления, памяти, непроизвольному характеру усвоения информации.

Учебные программы предусматривают ознакомление младших школьников с особенностями сказки как жанра, со спецификой ее фабулы (сюжета), идеи, персонажей. Сказку от реалистических литературных произведений отличают художественно-фантастические образы и вымысел, соответствующие анималистическим взглядам на происхождение мира (вера в существование душ и духов), мистическое одушевление сил природы.

Композиционная структура сказки содержит ряд характерных компонентов, соответствующих закономерностям развития драматургического действия этого жанра: зачин, повторы, введение которых обусловлено появлением в линии сюжета новых действующих лиц, деталей, обстоятельств, кульминация, развязка, финал.

При обучении младших школьников выразительному чтению учителю необходимо уделять большое внимание раскрытию композиционных и языковых особенностей сказок, выявлению отличий этого жанра от других художественных произведений. Это очень важно в методике чтения сказки.

Чтение сказок характеризуют возвышенность, таинственность, мягкость, искренность тона. Чем больше в сказке вымысла, тем труднее добиться естественности, убедительности и правдоподобия при передаче голосом фантастических явлений, характеров сказочных героев, их поступков, мыслей, чувств, желаний, что зависит от индивидуальной позиции чтеца, уровня его интеллектуального и эстетического развития, исполнительской трактовки образов.

В начальных классах дети изучают сказки про животных, волшебные и бытовые. Для их усвоения на уроках можно проводить беседы, выборочное чтение, словесное рисование, составление плана, чтение в лицах, рассказывание сказки, инсценирование, драматизацию, составление сказки по аналогии с ранее прочитанной и т.д.

Бытовые сказки читаются и анализируются как реалистические произведения. В процессе подготовки к выразительному чтению бытовой сказки дети должны понять ее образы, раскрыть характеры персонажей. В ходе подготовительной работы важно подвести учеников к осознанию роли художественных и выразительных средств, ведущей идеи и основной мысли произведения.

В сказках про животных в аллегорической форме отражаются межличностные взаимоотношения людей в сфере социального взаимодействия, их жизненный опыт. Младшие школьники осознают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета (лиса и журавль на самом деле не ходят в гости друг к другу), однако непроизвольно воспринимают содержание произведения и в течение продолжительного времени остаются под воздействием впечатлений от сказочных событий. Поэтому в процессе рассказывания сказки важно не разрушить архитектонику образов ее вымышленного мира.

Анализ текста бытовых сказок и сказок про животных аналогичен разбору реалистического произведения. Все виды заданий на уроках чтения должны помочь учащимся воспринять содержание сказки. Так, специально поставленные вопросы: какова главная мысль сказки? Почему это произведение называется сказкой? – способствует правильному осознанию развития сюжета, мотивов поведения и взаимоотношений персонажей. Можно предложить детям чтение текста сказки по ролям.

Для сказок, персонажами которых выступают явления природы, предметы, деревья, характерна реальная основа – смена времен года, факты и события, происходящие в объективно существующей действительности. Фантастическими в них являются диалоги животных и птиц, предметов и природных явлений.

Дети младшего школьного возраста осознают границу между реальностью и вымыслом. Описание природы в сказках способствует становлению у школьников объективных представлений об окружающей действительности, природе, мироздании, развитию логического мышления и связной контекстной речи. Дети учатся рассказывать о природных явлениях, используя художественные образы языка сказок.

Происхождение волшебных сказок восходит к самым древним языческим культурам и отражает особенности мифологического мышления и анимистического восприятия действительности нашими предками. В волшебных сказках мифологические представления, символы, надежды и фантазии народа воплощены в фантастических образах, действиях и предметах.

Художественный вымысел в волшебных сказках связан с действием высших сил, свершением фантастических событий и является одним из литературных средств создания магического мира. Так как в волшебных сказках герои взаимодействуют с одушевленными предметами, природными явлениями, обладающими мистической силой, а также с животными, выполняющими человеческие функции, то в ходе анализа текста сказки необходимо определить, на что направлено действие волшебных лиц, кто их использует и для чего, как они помогают сказочным персонажам.

Читать Особенности художественного чтения сказок (часть 2)

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями —

И моя благодарность останется с вами!

Сказки в литературе

Определения

  • Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
  • Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
  • Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
  • Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:

  1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
  2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
  3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
  4. помощник (Серый Волк);
  5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
  6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).

Бытовые сказки

В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой

План

1. Ознакомление
школьников со сказкой как жанром.

2. Особенности
методики изучения сказок различных
типов.

2.1. Сказки о животных

2.2.Бытовая
сказка.

2.3. Волшебная
сказка

Литература

1. Бибко Н.С.Сказка
приходит на урок. // НШ – 1996 — №9 – с. 31-34

2. Бибко Н.С. Обучение
первоклассников умению читать сказки.//НШ
– 1986 — №4 – с.17-20 (чудесного типа).

3. Бибко Н.С. Изучение
сказок, помещенных в разделе «Устное
народное творчество».//НШ — 1987 — №5 –
с.25-28 (условного типа).

4. Бибко Н.С. Изучение
сказок смешанного типа.//НШ — 1990 — №3 –
с. 29-33

5. Бибко Н.С. Работа
над выразительностью речи и чтения при
формировании умения читать сказки //НШ
– 1991 — №12 – с.20

1. Ознакомление
школьников со сказкой как жанром.

В чтении младших
школьников большое место занимает
сказка.

Сказка
— один из видов повествовательной
литературы, произведение в прозе или
в стихах, в котором речь идет о вымышленных
событиях, иногда фантастического
характера. Сказки
имеют большое воспитательное значение.

1. Они педагогичны,
так как содержат народную мудрость.

2. Они подкупают
своей идейной направленностью: добрые
силы всегда побеждают.

3. Сильной стороной
сказок является их направленность на
победу, на торжество правды.

4. Велико значение
сказки как средства развития речи. Язык
сказки богатый образными выражениями,
обогащает речь учащихся.

Это прекрасный
материал для формирования навыков
связной речи.

5. Сказки развивают
воображение младших школьников,
пробуждает творческие интересы.

В начальной школе
согласно программе, учащиеся лишь
практически знакомятся с особенностями
сказки как жанра фольклора. Отмечаются
две существенные особенности
сказки: наличие вымысла и композиционное
своеобразие (зачин, повторы, концовка).
В сказке обычно повторяется один основной
эпизод. При этом в последний раз после
повторяющегося эпизода, как правило,
совершается контрастное событие и
следует развязка. Повторы происходят
чаще всего потому, что в сказке появляются
все новые и новые действующие лица или
вносятся новые детали. В каждой сказке
есть своя композиционная особенность.
Поэтому только по повтору учащимся
нельзя делать вывод о том, сказка перед
ними или нет. Важно учить школьников
при распознавании жанра произведения
учитывать совокупность его признаков.

Таким образом,
сказка имеет следующие жанровые
признаки.

  1. Сказка занимательна,
    необычна, с отчетливо выраженной идеей
    торжества добра над злом, жизни над
    смертью, правды над ложью. Все события
    в ней доведены до конца, незавершенность
    не свойственна сказочному сюжету.

  2. Назначение сказки:
    на материале сказки решается
    образовательная, развивающая и
    воспитательная задача.

  3. Сказка восходит
    к действительности, породившей ее
    эпохи, отражает события той эпохи, в
    которую она бытует, но это не прямой
    перенос в сказочный сюжет реальных
    факторов.

  4. Сказочный дидактизм
    пронизывает всю сказочную структуру,
    достигая особого эффекта резким
    противопоставлением положительного
    и отрицательного. В сказках всегда
    торжествует нравственная и социальная
    правда.

  5. Как явление
    фольклора, сказка всегда сохраняет все
    общефольклорные признаки: коллективность,
    устность бытования.

  6. Каждый рассказчик
    предлагает свой вариант сказки. В них
    совпадает идея, сюжет, повторяются
    общие мотивы. Жизнь сказки – непрерывный
    творческий процесс. В каждую новую
    эпоху происходит частичное обновление
    сказочного сюжета.

  7. Важнейший признак
    сказки – особая форма ее построения,
    особая поэтика.

  8. Что же касается
    героев сказки, то ими становятся не
    только мифические персонажи, но и
    обездоленные люди: сироты, нищие и т.
    д. В сказках можно найти мифологические
    элементы.

Рассмотрим
структуру урока работы над сказкой

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего
    задания

  3. Вступительная
    беседа

А) сведения об
авторе сказки, работа с выставкой книг,
проведение викторины;

Б) Жанровые
особенности сказки

  1. Словарная работа

А) язык сказки
(изобразительно-выразительные средства)

Б) объяснение
непонятных слов

  1. Первичное восприятие
    текста сказки с установкой (рассказывание,
    использование фонохрестоматии)

  2. Проверка первичного
    восприятия текста

  3. Чтение по частям
    и анализ прочитанного текста

  4. Составление плана
    прочитанного.

  5. Пересказ

  6. Подготовка к
    чтению по ролям.

  7. Чтение по ролям

  8. Проведение
    различных видов творческих работ.

  9. Обобщающая беседа

  10. Домашнее задание

При анализе сказок
разных типов учитываются некоторые
особенности. На этом вопросе мы
остановимся, рассматривая методику
работы над сказками разных типов.

По сложившейся в
литературоведении традиции сказки
делятся на три группы: сказки
о животных, волшебные и бытовые
новеллистические
.

2. Рассмотрим
особенности методику изучения сказок
различных типов.

2.1. Самый
распространенный вид сказок, который
рано становится известным ребенку, –
сказки о
животных
.
Главные его герои – звери, птицы. Они
ведут себя как люди: строят жилье, делают
на зиму запасы, ходят друг к другу в
гости, разговаривают.

Сказка о животных
по своему характеру похожа на бытовую
сказку. Она доказывает самые прописные
истины: нужно слушаться старших, не
нарушать запреты. Сказки учат ценить
ум выше физической силы, приучают
дорожить дружбой, осуждают предательство.
В сказках этого вида самые элементарные
и в то же время самые важные представления
– об уме и глупости, о доброте и жадности
– ложатся в сознании и определяют для
ребенка нормы поведения.

Сюжет сказок о
животных очень прост. Как справедливо
подметил Ю.М.Соколов, в сюжете сказок о
животных очень широко применяется прием
встреч. С одной стороны, посредством
встреч передаются какие-то элементы
реального. С другой стороны этот прием
дает возможность столкнуть в сюжете
любых животных, наградив их соответствующими
качествами и поступками, передать
фантастическое.

Методика анализа
сказок о животных существенно не
отличается от анализа реалистических
рассказов.

Вначале сказка
анализируется как реалистический
рассказ и все направлено на то, чтобы
учащиеся восприняли конкретное
содержание, правильно представили себе
развитие сюжета, мотивы поведения
действующих лиц, их взаимоотношения.
Только на последнем этапе работы над
сказкой учитель ставит детей в условия
«переноса» вывода сказки на аналогичные
случаи в жизни. Этого вполне достаточно,
чтобы, с одной стороны, сказка для
учащихся осталась сказкой, а с другой
– они обогатили себя знанием определенных
явлений жизни.

Из всего сказанного
можно сделать следующий вывод:

  1. Специфику сказок
    определяет вымысел. Он возникает в
    результате соединения противоположностей
    – человеческого и животного мира – в
    одном пространстве, в одной сфере (петух
    и кот живут вместе).

  2. В сказках о животных
    нет идеализированного героя. Во всех
    сказках ум противопоставлен физической
    силе. Но единого носителя этого качества
    нет. В сказках о домашних и диких животных
    победа всегда за домашними животными.
    Торжествует ум, а не сила (волк боится
    козы и барана).

  3. Не во всех сказках
    о животных благополучный конец, но
    трагедийного звучания в сказке нет.
    Это своеобразное доказательство от
    противного основной идеи (лиса обманула
    старика, потому что он глуп).

  4. Сказки о животных
    обладают потенциальной иносказательной
    возможностью, в них легко угадываются
    человеческие бытовые ситуации (лиса
    угощает журавля кашей на тарелке).

  5. Сюжет в сказках
    о животных не сложен. Чаще всего в них
    разрабатывается мотив встречи.

  6. В конце сказки
    всегда подводится итог, выраженный или
    пословицей, или обобщающей фразой («как
    аукнется, так и откликнется»)

  7. В сказках о животных
    в процессе повествования используются
    традиционные сказочные формулы («и
    теперь живут, хлеб-соль жуют»).

2.2. Рассмотрим
особенности бытовой
сказки
.

Конфликт в бытовой
сказки разрешается в бытовой сфере,
поэтому в отличие от волшебной сказки
вымысел в них не носит ярко выраженного
сверхъестественного характера. Действия
героя и его врага в бытовой сказке
протекает в одном времени и пространстве,
воспринимаются слушателями как
повседневная реальность. Степень вымысла
возрастает в зависимости от нарушения
привычных бытовых пропорций.

В бытовой сказке
социально-бытовые мотивы – основа
сюжета. Они не могут оставаться
неизменными.

Герой бытовой
сказки – фигура активная, он действует
без чудесных помощников. Бытовая сказка
поэтизирует ум, ловкость, смелость,
находчивость. Она стремится к снижению
чудесного.

У бытовой и волшебной
сказки совпадают представления об
идеалах добра и справедливости,
конфликтные коллизии, есть ряд общих
мотивов, но бытовые сказки имеют особую
структуру.

Действие в бытовых
сказках происходит в обычной обстановке.
Однако в них нет героев-животных. А если
животные попадут в такую сказку, то
только в своем реальном виде, не обладая
никакими качествами и признаками
человека. Героями в таких сказках
являются мужик, солдат, работник, а также
предметы, окружающие нас в быту.

Главные темы
бытовых сказок – это или семейные
отношения, или отношения социально-бытовые.

Условия жизни в
бытовых сказках рисуются довольно
реально, конфликты решаются правдивые.
Удивительное в таких сказках то, что в
них вполне реальные персонажи получают
необычную сюжетную реализацию. Таким
образом, бытовая сказка имеет следующие
особенности:

  1. Конфликт разрешается
    благодаря активности самого героя;
    сказка делает героя хозяином своей
    судьбы.

  2. Сказочное
    пространство и время в бытовой сказке
    приближено к слушателю и рассказчику,
    в них важную роль играют моменты
    сопереживания.

  3. Вымысел в бытовых
    сказках строится на алогизме. До
    определенного момента сказка
    воспринимается как бытовой, вполне
    правдоподобный рассказ. Алогизм
    достигается гиперболичным изображением
    каких-либо качеств отрицательного
    героя: глупости, жадности.

  4. Бытовые сказки
    могут иметь различную композицию:
    новеллистические и авантюрные –
    многоэпизодные, комические и сатирические
    чаще всего разрабатывают один эпизод.

2.3. Рассмотрим
особенности
волшебной
сказки

Волшебная сказка
– это художественное произведение с
четко выраженной идеей победы человека
над темными силами зла, с идеализированным
героем, который, выдержав предварительные
испытания, при помощи волшебного средства
достигает желаемого: получает царство,
невесту или то и другое сразу.

Волшебные
сказки
характеризуются всевозможными
превращениями. Характерным механизмом
преобразования сказочных образов
является гиперболизация,
различная по форме. Такова гиперболизация
изменений во времени (например,
герой-ребенок необыкновенно быстро
растет). Другая форма гиперболизации в
пространстве (герои быстро перемещаются);
гиперболизация качеств, присущих
персонажу сказки (например, ковер-самолет).

В волшебной сказке
характеры персонажей, действующие лица
от начала и до конца бывают наделены
определенными добродетелями или пороками

В волшебных сказках
отрицательные персонажи дурны и злы,
положительные наделены комплексом
особенно ценных качеств ума, чувства,
характера. Оба типа персонажей в сказках
этого вида представлены в контрастном
противопоставлении. Герои сказок всегда
остаются верны своим характерам, что
бы с ними не случилось. Функции животных
– в решающий момент они приходят на
помощь герою.

В волшебных сказках
герои прибегают к помощи предметов или
живых существ, обладающих волшебной
силой.

Волшебные сказки
отличает особый характер вымысла. В них
всегда действуют сверхестественные
силы – то добрые, то злые. Они творят
чудеса: воскрешают из мертвых, обращают
человека в зверя или птицу. Здесь и
страшные чудовища: Баба Яга, Змей Горыныч,
и чудесные приметы: ковер-самолет,
шапка-невидимка. Поэтому при анализе
таких сказок специфичным будет выяснение
направленности волшебных сил (кому
помогают и почему, как это характеризует
героев сказки). В остальном анализ сказки
будет осуществляться так же, как и анализ
рассказа.

Специфика
волшебных сказок:

1. Конфликт в
волшебной сказке разрешается всегда
при помощи волшебных сил, чудесных
помощников, при относительной пассивности
героя.

2. В волшебной
сказке действия развертываются в двух
пространственно-временных планах.

3. В волшебных
сказках два типа героев.

Один тип – это
«положительный герой», наделенный от
рождения положительными качествами.
Второй тип – «отрицательный герой». В
конце сказки обездоленный получает
свои права, бедный становится богатым.

4. В волшебной
сказке описание заменяют поэтические
формулы. Обязательный признак формулы
– повторяемость в ряде сказок. Различают
начальную формулу (присказка),
повествовательную, конечную (концовка).

Рассмотрим
методические
рекомендации

к изучению сказок.

При чтении сказок
рекомендуется:

1. Работу над сказкой
вести как над реалистическим рассказом.
Не надо снижать заинтересованность
детей, растолковывав им, что «так в жизни
не бывает», что это вымысел. Дети сами
не верят в существование Бабы Яги и
говорящей рыбки, но детскому воображению
свойственно яркое видение мира,
показанного в сказке, и это приносит им
радость, учит мечтать.

2. Использовать
сказки для составления элементарных
характеристик и оценок, так как персонажи
сказок обычно являются выразителями
каких-то характерных черт, ярко
раскрывающихся в их поступках. Ставятся
такие вопросы: «Почему же яблонька,
печка, река сначала не захотели помочь
девочке, а теперь спасают ее?» — спрашиваем
мы. В ответах дается оценка поведения
девочки, делается вывод о значении
вежливости и скромности

3. Не переводить
мораль сказки в область человеческих
характеров и взаимоотношений. Дидактизм
сказки настолько силен, ярок, что дети
сами делают выводы: «Не послушался
Иванушка сестры — стал козленочком:
надо было потерпеть, выдержать характер».

Если дети придут
к подобным заключениям, то, значит,
чтение сказки достигло цели.

4. Учитывать
специфику произведения необходимо и
при выборе приема для первичного
восприятия. Так, народную сказку как
фольклорный жанр следует детям
рассказывать, в то время как литературная
авторская сказка должна быть прочитана
по книге.

Специфика фольклорной
сказки в том, что она создавалась для
рассказывания. И композиция, и язык
сказки рассчитаны на сказовую манеру
передачи. Поэтому прозаические сказки
пересказываются, и как можно ближе к
тексту.

Рассказывание
сказки проводится на разных этапах
урока. Иногда первичное знакомство со
сказкой идет через выразительное
рассказывание ее учителем. Полезно
использование фонохрестоматии, где
сказки даны в артистическом исполнении.

Сказка детьми
пересказывается и по картинкам, заменяющим
собой план. Своеобразным пересказом
является словесное иллюстрирование
сказки (Д. Мамин-Сибиряк. «Храбрый заяц»;
М. Горький. «Воробьишко»). Обязателен и
подробный пересказ. Хорошим приемом
подготовки к подробному пересказу
является чтение сказки в лицах.

Небольшие сказки
можно драматизировать, разыгрывать в
лицах. Инсценировка сказок во внеклассное
время помогает выражать сказочные
характеры, развивает речь и творческие
способности детей.

5. Сказка используется
и для обучающих работ по составлению
плана, так как она отчетливо членится
на сцены — части плана, а заголовки
легко отыскиваются в тексте сказки. Уже
во II классе дети охотно рисуют картинный
план.

6. Обычно чтение
сказки о животных не требует никакой
подготовки. Но иногда следует напомнить
в беседе о нравах и повадках животных,
с показом чучела или изображения на
картине и припоминанием уже известных
сказок о них. Если читается сказка о
природе, близкой детям, то используется
материал экскурсии, записи в календарях
природы, т. е. наблюдения и жизненный
опыт детей.

7. В связи с чтением
сказки возможно изготовление кукол,
декораций для кукольного театра, фигурок
зверей и людей для теневого театра (на
уроках труда).

8. Следует вести
элементарные наблюдения над особенностями
композиции сказки, так как эти наблюдения
повышают сознательность восприятия
сказки детьми. Уже во II классе дети
встречаются со сказочным приемом
троекратного повтора и замечают, что
это помогает запомнить сказку. В III
классе возможна более углубленная
работа над композицией сказки.

При
работе со сказкой используются те же
самые формы
и приемы

работы с текстом, что и при работе с
рассказом: выборочное чтение, ответы
на вопросы и постановка вопросов
учащимися, словесное и графическое
рисование, составление плана, все виды
пересказа, добавляются такие виды работ
как составление сказки по аналогии с
прочитанной и составление сказка
наоборот.

Тесты и задания
к лекции №10 «Методика работы над
сказкой».

1. Назвать жанровые
признаки сказки (по 1 баллу за правильно
названный признак. Всего 8 баллов).

11. Назвать особенности
сказки о животных (8 баллов), бытовой (4
балла), волшебной сказки (5 баллов)

Тип урока: Праздник читательских
удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных
сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о
    русских народных сказках, особенностях их
    построения, языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой на изучение
    произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес к чтению,
    развивать воображение, наблюдательность, умение
    доказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего
    народа, чувство ответственности, умение
    принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением
сказочных домиков, рисунки героев сказок,
различные сказочные предметы, портрет
сказочницы, карточки с признаками сказок
различных типов, карточки с заданиями,
проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав
загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем
отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по
вашему мнению есть самый важный, нужный человек
на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта
волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам
решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала
нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда
вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть
герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник
прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго
не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без
которого не обходится ни один урок чтения. Это
(…книга, книга сказок). На стенде сборники
русских народных сказок. Именно книга поможет
нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь.
Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут
конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о
какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из
сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше
ответил на вопросы, передаёт клубок другой
группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям
отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и угадайте, какая
мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.
  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная, торжественная.
(Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой
характер и настроение. С этим заданием вы тоже
справились.

III группа. Инсценировка отрывков из
сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.
  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Кто герои?
  • Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?

1-я сценка

“Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали –
не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу
на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут
клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу надеваю.

П. – …

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение
показать характеры героев.

Вопросы к классу:

  • Что за сказка?
  • Какие герои по характеру?

2-я сценка

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да
соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила.
Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит, садится у проруби, да
приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем
    отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из
сказок, в которых эти предметы встречаются.
Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки
каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня,
гребень, меч, игла, яйцо).

Сказки:

  • “Кулик” (скатерть).
  • “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
  • “Гуси-лебеди” (яблоня).
  • “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).

Оценить.

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем

Терем

Простая изба

Простая изба

Лесная избушка

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые сказки и особые
герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить
увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда
пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это
волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша
из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые
сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и
петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о
животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными
героями.

Задание: Распределить героев из
сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы,
объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили
сказки, героев, предметы?

Дети: Потому что сказки можно
разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Прикрепляю таблички с названиями видов
сказок)

  • Почему сказки делятся на 3 вида?
  • Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои
    признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с особенностями
сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о
животных, 4 гр. – проверяет, находит общие
признаки.

1 группа 2 группа 3 группа
Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое
настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое
назначение, свое настроение и рассказывать их
надо по-особому. На следующий урок вы подготовите
пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс
сказителей.

Испытание IV

(Последнее – резервное Можно использовать в
виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои
    полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка
  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,
  • Какие животные – герои сказок спрятались
    внутри слов?
  • – Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть,
кто же был самым важным и нужным на нашем уроке
(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не
состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и
нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее
наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла
такая яблонька. (Открываю доску).

img10.jpg (23020 bytes)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое,
зеленое).

img11.jpg (14434 bytes)

– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.

Тема:. Понятие о сказке. Бытовые, волшебные, о животных

Цели урока:

обучающиеобобщить знания о сказке, жанрах сказок, их структуре, закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию, активизировать познавательную активность;

развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развитие исследовательских умений; развитие мышления; развитие умения использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы

Планируемые результаты

Предметные: овладевать навыками классификации сказок, учиться работать с цитатным материалом

Метапредметные :

а) познавательные: проводить поиск необходимой информации, определять понятия, сравнивать, обобщать, применять полученные знания к конкретной задаче;

б) регулятивные: проявлять волевые усилия для достижения цели, вносить коррективы в процесс деятельности, выбирать действия в соответствии с задачей, прогнозировать результаты, уметь распределять время для самостоятельной работы;

в) коммуникативные: презентовать собственную работу, принимать участие в учебном диалоге, представлять результаты своей деятельности,

г) личностные: развитие навыков сотрудничества, осознание важности ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.

Ход урока

І . Организационный момент

Слово учителя

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.

ІІ Мотивация учебной деятельности

  1. Беседа с обучающимися:

Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.

Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?

  1. Игра «Отгадай сказку»

  1. Какое из земноводных животных в сказке имеет титул царевны? («Царевна Лягушка»)

  2. Какой предмет из домашней выпечки смог обмануть людей и животных? («Колобок»)

  3. В какой сказке грызун стал причиной потери богатства? («Курочка Ряба»)

  4. В какой сказке обувь принесла девушке счастье? («Золушка»)

ІІІ Восприятие учащимися нового материала

  1. Слово учителя

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества, повествовательное произведение про фантастические события. Все сказки объединят одно – вымысел.

  1. Работа в группах со статьей учебника «Литература 5 класс под редакцией Коровиной В.Я.»

1 группа

Фантастические сказки

Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

2 группа

Сказки про животных

Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.

3 группа

Бытовые

Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.

3.Слово учителя

А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.

Народная сказка — это

Виды сказок

Фантастические

Про животных

Бытовые

«Царевна Лягушка»

«Сказка про Лису и Журавля»

«Каша из топора»

«Мальчик с пальчик»

«Три медведя»»

«Репка»

«Кощей Бессмертный»

«Волк и семеро козлят»

«Вершки и Корешки»

4.Давайте проведем игру «Ассоциации»

Я буду говорить героя, а вы мне – с каким человеком он у вас ассоциируется .

Волк – жесткий, хитрый, алчный

Змея, Осел, Медведь, Лиса, Заяц, Индюк

ІV Закрепление изученного материала

1 Творческая работа «Снежный ком»

Сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Первый ученик придумывает Зачин сказки, следующий продолжает и так каждый должен сказать по два предложения. Не принимают участие только последние две парты, они оценивают сказку, определяют вид и структуру.

2 VI. Рефлексивно-оценивающий этап.

1.Анализ достижения определенных целей.

-В начале урока мы ставили перед собой цель. Чего удалось достичь, а над чем необходимо будет поработать на следующем уроке. (Несколько учеников озвучивают).

2. Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

— Было замечательно, вы были уверенны, вам было интересно, поднимите руки.

— Было очень интересно, вам все очень понравилось, то поднимите руки и хлопните в ладоши.

— Было на уроке скучно, не интересно – присядьте.

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, поэтому придя домой обязательно расскажите сказку своим меньшим братикам и сестричкам, бабушке. У вас обязательно получится.

VIІ Домашнее задание

Составить сказку

  • Особенности художественного чтения народных сказок
  • Оставляя в пока в стороне все материальные выгоды сочинение
  • Особенности хронотопа волшебной сказки
  • Оставлял про запас как пишется
  • Особенности французских народных сказок