Особенности иллюстрации васнецова к сказкам

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. 

1024px-Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_003.jpg

Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет , 1873 г.

Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.

Детские годы в деревне Рябово 

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае  в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи.  Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух. 

Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.

Академия художеств в Петербурге

Столичный город встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Васнецов успешно был зачислен в Академию с первой попытки, но из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами. Он подхватил на кисть остросоциальные темы и стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов.

Vasnetsov_Moving_House.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876

Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей. 

В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

Сказочный мир Васнецова

«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»  
Виктор Васнецов о себе

1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.

Витязь Vasnetsov.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.

Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу. 

vasnecov-posle-poboyscha.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.

Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти. 

Три царевны подземного царства.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.

Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. , художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.

Аленушка

Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г. 

Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы,  ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии. 

«Думаю,  не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования  бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»

В.М. Васнецов о своем творчестве

Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_004.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г. 

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. 

Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.

Viktor_Vasnetsov_-_Богатыри_-_Google_Art_Project.jpg

Виктор Михайлович Васнецов,  Богатыри,  18811898

Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин. 

Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой. 

Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.

Спящая_царевна.jpg

Виктор Михайлович Васнецов,  Спящая царевна, 1926 г.

Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».

Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои. 

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни. 

Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». 

Оформление детской книги всегда было и будет самым серьёзным экзаменом для иллюстраторов из-за неподкупной честности маленьких критиков. И высшей оценкой творчества художников становится узнаваемость их иллюстраций, которые память будет хранить с детства, когда эмоции и первые впечатления ещё не были затёрты жизненным опытом. 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой—Юрия Алексеевича Васнецова. О творчестве «сказочного» художника читайте в нашей статье.

Первый день апреля задаёт мажорную тональность всему месяцу—День смеха. 2 апреля мир отмечает Международный день детской книги—праздник без возрастного ценза (ведь «мы все родом из детства»), с обязательной улыбкой, теплом в груди и ворохом детских воспоминаний. А 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой—Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973гг.). Создатель волшебного мира сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку (ведь его рисунки зверей и птиц так похожи на игрушки), художник ещё при жизни был признан классиком в области детской книги. Юрий Алексеевич, любимым чтением которого до старости оставались сказки, так определил главную задачу своего творчества: «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и её щедрой природе».

Ю. А. Васнецов

«Сказочный» художник Юрий Алексеевич Васнецов родился 4 апреля 1900 г. в Вятке в семье священника, где дед и братья тоже были духовного сословия. Семья Юрия Алексеевича состояла в отдалённом родстве с известными русскими живописцами Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, а другой родственник—фольклорист Александр Васнецов, собрал более 350 народных песен северной России. Этот факт о многом говорит—и об атмосфере в семье, и о её «генетической» талантливости.

Иллюстрация к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» Ю. Васнецов

Славу себе Вятская губерния заслужила, в первую очередь, своими кустарными промыслами: игрушечным, кружевным, мебельным и сундучным. Мария Николаевна, мать художника, была известной в Вятке вышивальщицей и кружевницей. Такое культурное семейное наследие, народная, как сам художник говорил, «базарная», культурная среда стали благодатной почвой для развития его таланта. А талант был, поистине, многогранный (вектор деятельности Юры определялся словом «интересно!»): мальчик шил сапоги, переплетал книги, расписал стены своей комнаты, ставни и печки своих соседей затейливыми узорами и фантастическими зверушками, характерными для народного искусства. Уже в то время источником его вдохновения было народное творчество и фольклорные традиции. Позже заслуженный художник признавался:

«Всё ещё живу тем, что видел и помнил в детстве».

Иллюстрация к сказке «Три медведя» Ю. Васнецов

На радость многим поколениям детей верх взяла любовь к рисованию: молодой Юрий Васнецов принял решение стать профессиональным художником. Логика подсказала, что делать дальше: в 1921 г. Юрий Алексеевич приехал в Петроград и поступил на факультет живописи ГСХМ, который успешно закончил в 1926 г. Это было время, когда общество генерировало новые революционные идеи, а Петроград стал инкубатором революционных художественных идей. Среди петроградских учителей молодого Васнецова были: русский «сезанист» Осип Браз, русский «импрессионист» А. Карев, Александр Савинов, лидеры русского авангарда—Михаил Матюшин и супрематист Казимир Малевич. Вопрос о том, что удалось достичь Ю. Васнецову в живописи, долго оставался открытым. Индивидуальные особенности живописного языка мастера (художник стремился возродить традиции русского примитивизма) в его «формалистических» работах 1920-х годов свидетельствуют о его незаурядном таланте живописца.

«Дама с мышкой» Ю. Васнецов

Начавшуюся тогда кампанию по борьбе с формализмом, Юрий Алексеевич вполне обоснованно воспринял как предупреждение (идеологические преследования уже коснулись его книжной графики) и перевёл живопись в категорию увлечения, которое доверял только родным и близким друзьям-художникам. Его работы (в основном, пейзажи и натюрморты) практически никому не были известны и только после смерти художника получили достойное признание на персональной выставке в Государственном Русском Музее в 1979 г.

Достойной альтернативой живописи стала книжная графика. Молодой художник начал успешно сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства под руководством В.В.Лебедева. Успех Юрия Алексеевича был в его личных качествах, в его богатом воображении, прямым следствием которого стала креативная интерпретация темы образов русского фольклора—сказки. Уже в 1930-х годах Ю.Васнецов стал известным и узнаваемым иллюстратором детских сказок В.Бианки («Болото»), П.Ершова («Конёк-Горбунок»), К.Чуковского («Путаница», «Пятьдесят поросят»), Л.Н.Толстого («Три медведя») и автором забавных литографических эстампов для детей на те же сказочные темы. Поездка на Север в 1931 г. подтвердила правильность выбранного пути. Обращение к народным истокам, успешное соединение утончённой живописи с традициями народного искусства породило феномен «сказочной» живописи Ю.Васнецова, когда иллюстрации приобретают первостепенное значение, подчиняя себе текст.

иллюстрации юрия васнецова

Иллюстрации Ю. Васнецова

В иллюстрациях Ю.Васнецова цвету отведена главная роль, и это находка, которой до сих пор нет равных. Цвет становится первой азбукой—«цветовой», которую легко и радостно осваивает ребёнок: волк—серый, лиса—рыжая, гусь—белый. А для создания эмоционального настроения рисунков и усиления восприятия образов, художник использует цвет фона. Этот художественный приём, когда цвет становится средой происходящего действия, получил название «принципа волшебного фонаря». Постоянно ориентируясь на свой «вятский» мир, художник придавал своим сказочным персонажам особую выразительность, наряжая их в костюмы своего северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку—в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку «согрел» тёплой кофтой. И, помогая малышам правильно расставить акценты, оставлял злых волка, лису и медведя без одежды.

Иллюстрация к сказке «Три медведя» Ю. Васнецов

Книжная графика, хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. В годы войны, сначала в Молотове, а потом в Загорске, Ю.А.Васнецов был главным художником Института игрушки, преподавал в ленинградской школе изобразительных искусств, создавал костюмы и декорации спектаклей по пьесам А.Горького для ленинградских театров. В 1971 г. был создан анимационный фильм «Терем-теремок» по рисункам Ю. А. Васнецова. Творчество художника было высоко оценено, ему присвоили звания: Заслуженный художник РСФСР (1946 г.), Народный художник РСФСР (1966 г.) и лауреат Государственной премии СССР (1971 г.).

Но самой высокой наградой художника остаётся благодарная память потомков.

автор: Людмила Велигорская

На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один
из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки.
Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого
художника, «заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар
Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет
одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

"Царевна-Несмеяна"
«Царевна-Несмеяна»

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не
улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема — простой
люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество — для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа
хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто
с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не
придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"
«Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная»

Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! — говорит. — Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». — «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в
лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» — «На что тебе, глупая
баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! — говорит. — Русской
коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». — «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался — от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича?
Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог — лежит веник
позолоченный. «Это что?» — «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». — «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну
заделана».

"Царевна-лягушка"
«Царевна-лягушка»

Из методических рекомендаций к учебнику Коровиной

 — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц
удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы
притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса
Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

      1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

      2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

"Ковёр-самолёт"
«Ковёр-самолёт»

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся
внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит
в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали
удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не
кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

http://licey102.k26.ru/mo/slov/belesh/lesson1.htm

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная — эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову «по духу» женщин — Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери,
племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Алконост и Сирин
Алконост и Сирин

Алконост. В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело — птичье, голос сладок, как сама
любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав
о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме
крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос,
как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости.

А вот Сирин, тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто
послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг — истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре
объяснял так: «…мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью» (В. Даль
«Толковый словарь живого великорусского языка»). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение
несчастной души. Это птица печали.

4 апреля у художника, который
подарил детям незабываемую встречу со сказкой, Юрия
Алексеевича Васнецова, юбилей – 120 лет. Он
создал волшебный мир сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку. Создание
детской книги всегда было экзаменом для иллюстраторов. Ребенок сразу чувствует
фальшь, неискренность. Здесь
нужно все только неподдельное — и дух, и талант, и работа.
Высшей
оценкой творчества художников становится узнаваемость иллюстраций, которые
память будет хранить с детства.

Когда-то такая книжечка была почти у каждого
советского ребенка

Или такая

А может быть, такая

Сначала с восторгом рассматривались картинки,

а мама или бабушка читали: «Тили-бом, тили-бом, загорелся
кошкин дом» или «Козлятушки, ребятушки». По этим книжкам многие учились читать,
а потом читали их своим детям и внукам.

Рисунки Ю.А. Васнецова просты,
похожи на детские, и от этого очень трогательные. Они пропитаны русской
традицией – все эти рубленые домики, коты в валенках, зайцы в кафтанах, лисы в
сарафанах. Его звери мудрые, загадочные, сказочные.
У Васнецова, что ни зверь или птица, то яркая индивидуальность. Каждая
птичка или зверушка со своим темпераментом, со
своим оригинальным «лицом». Пожалуй, нет другого художника с таким редким даром
видеть в зверушках личности. Оттого и детям интересно их разглядывать и о них
рассуждать.

На иллюстрациях
Юрия Васнецова оживает особый мир – уютный, добрый, спокойный. И необыкновенно
красочный.
На свете мало людей, рождающих
праздник из своих фантазий, детских удивлений и перевернутого взгляда на то,
что всем знакомо. Юрий Васнецов – такой художник–праздник. Юрий Норштейн писал, что иллюстрациями
Васнецова можно лечить людей. А еще по
иллюстрациям Васнецова можно учить детей. Учить смотреть на мир открытыми
радостными глазами, видеть как разнообразен и как интересен этот мир. А если
еще и пофантазировать, насочинять, то получится сказка. «Сказка вошла в меня… Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела
сюда и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее
зачиналось и шло… Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем
сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из
него не сделаешь. А я ищу сказку
» – говорил Юрий Алексеевич.

Родился Юрий Васнецов 4 апреля
1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья
отца принадлежали к духовному сословию. Его
дальними родственниками были знаменитые русские художники братья Виктор и
Аполлинарий Васнецовы, а также русский фольклорист Александр Васнецов.

Славу себе
Вятская губерния заслужила, в первую очередь, своими кустарными промыслами:
игрушечным, кружевным, мебельным и сундучным. Мать Ю.А. Васнецова Мария
Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе. В памяти
художника на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные
короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках,
куклы-барыни. Костюмы, которые носили в его родных северных краях, и
праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и
расписные прялки и вышивки – все, что он видел с малых лет, пригодилось ему
потом для сказочных рисунков. С детства ему нравился всевозможный ручной труд. Он
шил сапоги и переплетал книги. Еще
мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей
яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Любимым
словом Васнецова было «интересно».

Он мечтал стать художником. В1921 году приехал в Петроград и поступил в Высшее
художественное училище при Академии художеств. Успешно закончил учебу в 1926
году.

Среди его учителей были Казимир Малевич и Кузьма Петров-Водкин (вот уж что
невозможно представить, глядя на васнецовских лошадок, кошечек и барашков!).
В 1928 году Ю.А. Васнецов впервые
попробовал себя в роли иллюстратора. Первыми книгами стали рассказы «Болото» и
«Карабаш» В. Бианки. После этого Васнецову поручили иллюстрировать русские
народные сказки. Здесь-то и раскрылся и заблистал талант Юрия Алексеевича. Ю.
Васнецов сделал такие иллюстрации к «Коньку-горбунку», что все «Коньки…», сделанные после Васнецова, – это
просто слабые отблески
. Через
много лет Юрий Гагарин, увидев на выставке васнецовского Конька-горбунка, летящего
среди звезд по черному небу, скажет: «Вот кто был первым космонавтом!»

С тех пор
книги многих прославленных детских писателей издавались с иллюстрациями
Васнецова. В тридцатые годы живопись Васнецова
достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер,
не схожий с работой близких ему художников.
В 1936 году он разрабатывает
для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю
по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной
литографской мастерской. В годы войны, сначала в
Перми, а потом в Загорске, Ю.А.Васнецов был
главным художником Института игрушки, в 1945 выпускает серию поздравительных
открыток.

В конце
1945 года, вернувшись в Ленинград, преподает в
ленинградской школе изобразительных искусств. Одна за другой выходят книги с
его иллюстрациями. В 1946 году ему присвоено звание Заслуженный художник РСФСР.
Книги издавались миллионными тиражами и не задерживались на полках магазинов
благодаря писательскому мастерству их авторов и неиссякаемой фантазии
иллюстратора: «Чудодейное колечко», «Краденое солнце», «Кошкин дом», «Небылицы
в лицах», «Ладушки», «Радуга-дуга».

Неповторимый, присущий только Ю. Васнецову художественный
стиль, мы и сегодня узнаем, даже мимолетно взглянув на иллюстрацию. Он создает
мощные, невероятно самобытные, праздничные вещи, ничем непохожие на тот
сюсюкающий и робкий стиль, утвердившийся после войны в иллюстрациях советских
книг для детей. В 1965 году вышла в свет книга «Ладушки». Главный редактор «Мурзилки»
писал тогда художнику: «Получаю со всех концов страны письма с просьбой помочь
купить «Ладушки»».

В тот год «Ладушки» были в центре советской экспозиции на
международной книжной ярмарке в Лейпциге, где книга Васнецова получила
серебряную медаль. «Ладушки» были выдвинуты на Ленинскую премию – вместе со
спектаклем «Маскарад» Ю. Завадского, фильмом Г. Козинцева «Гамлет» и книгой «Брестская
крепость» С. Смирнова. По этому поводу один из друзей разыгрывал доверчивого
Васнецова: «Композитору Шостаковичу заказан гимн на слова «Ладушки,
ладушки, где были — у бабушки»».

Премию Васнецову не дали, зато «Ладушки» неожиданно получили
золотую медаль ВДНХ. В 1966 году он получает звание Народный художник РСФСР.

В 1971 году по его иллюстрациям сняли мультипликационный
фильм «Терем-теремок», который можно смело отнести к шедеврам советской
мультипликации. Ю.А. Васнецов получает Государственную премию СССР.

Книжная графика,
хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. Он занимался
живописью постоянно, всерьез, но картины не демонстрировал публике, полагая,
что рискует быть обвиненным в формализме. Он сделал живопись тайным занятием и
показывал ее только близким людям. Но эти работы практически не были никому
известны. И только после смерти художника стали известны его тонкие и теплые
живописные работы, его изысканные живописные стилизации в духе примитива («Дама
с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой», 1932-1934). В них Ю. Васнецов
проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную
живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства,
которое он ценил и любил.

В своих пейзажах
и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных
по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно
возрождая традиции русского примитивизма. Лишь после смерти на выставках работы
Юрия Алексеевича Васнецова в полной мере обрели своих поклонников. Тогда стало понятно,
сколь велик был дар этого человека — являясь выдающимся «детским» художником,
он был и замечательным мастером живописи XX века.

Сегодня
происходит настоящий васнецовский ренессанс. Нет такого детского издательства,
которое не стремилось бы переиздать что-нибудь из его наследия. Издан уникальный
книжный проект — в издательстве «Красный пароход» вышел пятитомник «Материалы к
биографии великого художника». В эти пять исключительно красивых книг вошли
множество никогда не публиковавшихся работ художника, а также письма,
фотографии, воспоминания… Все это было любовно сохранено дочерьми художника –
Елизаветой и Натальей.

Однажды Юрия Алексеевича
спросили: «Какой вы получили самый
дорогой подарок?
» И он ответил: «Жизнь.
Подаренная мне жизнь».
Ответил так просто, незатейливо, искренне, как творил
свой удивительный чудесный мир.
Сказочник, тончайший живописец, мудрец и наивный ребенок Юрий
Алексеевич Васнецов.

Элеонора Дьяконова,
библиотекарь

Центральной
библиотеки им.А.С.Пушкина

15 мая исполняется 171 год со дня рождения великого русского художника Виктора Васнецова. Он появился на свет в Вятской губернии, которая – несколько десятилетий спустя – подарит России ещё одного знаменитого сказочника, Александра Грина. Лучшие картины Васнецова написаны на исторические, былинные, сказочные сюжеты: он страстно любил прошлое родной земли, русский фольклор. Прославился живописец и росписью храмов. Мастерством его восхищалась последняя императрица России, Александра Фёдоровна.

Творческий путь

В семье священника, где родился и рос Виктор, детям старались дать хорошее образование. Их учили не только чтению, письму и счёту, но и азам различных наук, а также рисованию. Способный мальчик проводил часы, набрасывая на бумаге пейзажи. Однако отец видел для него другой путь, 10-летнего Витю отдали в духовное училище, после его окончания молодой человек поступил в семинарию. Учёба не прошла даром.

витязь на распутье битва скифов со славянами Баян после побоища

Именно в эти годы юноша заинтересовался богатым прошлым России. Он считал, что облик народа лучше всего отражается именно в исторических картинах. Васнецов принимает участие в росписи кафедрального собора в Вятке, делает иллюстрации к книге пословиц, пишет свои первые картины, сюжеты которых взяты из сельской жизни. Семинарию Виктор не оканчивает – ему страстно хочется рисовать. Он уезжает в Санкт-Петербург и вскоре поступает в Академию художеств.

В годы учёбы он получает ряд наград, в том числе Большую серебряную медаль. Такую оценку получила у наставников его картина «Христос и Пилат перед народом». Признание молодой художник получает и на Всемирной выставке в Лондоне, где представлены два его полотна. Васнецов начинает работать над картиной, которая впоследствии станет одной из его самых любимых – над былинными «Богатырями». Обращается он и к историческим полотнам – битве русских войск с половцами, сражению славян со скифами.

Прощание Олега с конем Богатырь единоборство Пересвета с Челубеем встреча Олега с кудесником

Картины Васнецова начинают покупать известные меценаты того времени – Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Виктор Михайлович дружит с обоими. В Абрамцево, усадьбе Мамонтовых, он пишет свою знаменитую «Алёнушку», всю пронизанную русским духом. Также в этом имении – по эскизам Васнецова – строят храм Спаса Нерукотворного. Творчество художника высоко ценила семья последнего русского императора. Александра Фёдоровна была в восторге от росписей Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Над ними он трудился больше десятилетия. Позже работы Васнецова прославили церкви в ряде городов России.

Сказочный мир художника

С большой нежностью художник относился к поэтичным русским сказкам. Его картины на их сюжеты принесли Васнецову мировую известность.

Баба-яга на ковре-самолете бой Ивана-царевича с трехглавым змеем Воины Апокалипсиса

«Алёнушка»

В Абрамцево были такие места, где человеку с воображением легко представить сказочную героиню. Алёнушка запечатлена в тот момент, когда она сидит над омутом и горюет о братце, который превратился в козлёночка. В глазах девушки читаются глубокая печаль и смирение.

«Иван Царевич на Сером Волке»

На этом полотне изображён огромный сказочный Волк – взгляд у него человеческий, всезнающий. Через мрачный, зловещий лес несёт Волк седоков – Ивана-Царевича и его возлюбленную Елену Прекрасную. И хотя известно, что всё кончится хорошо, зрителя не оставляет тревога. Кажется, царевич так и ждёт нападения врагов.

«Богатыри»

Огромное полотно, размер которого около 3х4,5 м. Знакомые всем с детства Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, герои русских былин, стоят в дозоре, берегут от неприятелей русскую землю. Сам Васнецов говорил, что этот сюжет снился ему с детских лет. А прообразами героев стали вполне реальные люди из народа.

Аленушка Иван Царевич на Сером Волке Богатыри Спящая царевна

«Песнь радости и печали»

Две птицы с прекрасными женскими лицами поют: Сирин – о том рае, который утрачен людьми, Алконост – о рае, которого можно достичь праведной жизнью. Отчаянье и счастье – вот что чувствует зритель, глядя на картину.

«Ковёр-самолет»

Одна из ранних работ художника, которую отвергли промышленники (для них и выполнялся заказ), зато приобрёл Савва Мамонтов. С неё и началась «сказочная серия».

«Три царевны подземного царства»

Очень красивая картина, на которой запечатлены прекрасные женщины, олицетворяющие богатства недр – золото, медь и уголь. Золотая царевна смотрит надменно, у Медной – живой интерес в глазах, а Угольная – застенчива и робка. Хозяйки подземных сокровищ вышли к людям.

Сирин и Алконост ковер-самолет Снегурочка три царевны

«Кощей Бессмертный»

Последнее полотно, написанное Васнецовым, тоже сказочное. На нём мы видим Кощея в окружении сокровищ. Но красавицу-девушку он завоевать не в силах. Она отворачивается от злодея.

Умер Васнецов в 1926 году. Его прах покоится в Москве, на Введенском кладбище.

Читайте также:

1. Винсент Ван Гог: автопортреты художника
2. Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное…
3. Пьер Огюст Ренуар
4. Василий Суриков – художник и историк

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Кащей Бессмертный Царевна-лягушка Царевна-Несмеяна Сивка-бурка

  • Особенности изучения народных сказок кумулятивных бытовых волшебных о животных в начальной школе
  • Основные функции языка сочинение миниатюра
  • Особенности изображения любви в рассказе темные аллеи
  • Основные типы персонажей бытовых сказок
  • Особенности звучания исторической темы в поэзии батюшкова сочинение 9 класс кратко