Особенности композиции рассказа носова на горке


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который по разным обстоятельствам работал даже железнодорожником. Николай был вторым сыном в семье.

Николай Николаевич Носов – советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени. Николай Николаевич больше всего известен, как детский писатель. Все взрослые и дети знают его произведения «о Незнайке», «Живая шляпа», «Заплатка», «Затейники», «Огурцы», «Фантазеры» и др.

Я рассмотрю один из рассказов Николая Носова «На горке». Это произведение изучается во втором классе по школьной программе «Перспектива», авторы учебника Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Оно учит детей думать, размышлять и понимать смысл прочитанного произведения, так же развивает фантазию и воображение.

Темой рассказа является радость общего труда. Носов не только рассказывает о том, как это здорово и правильно трудиться вместе, но и даёт ребенку понять, что не нужно бояться ошибок, их можно и нужно исправлять. Котька совершил нелепый, глупый поступок, пытаясь получить желаемое — прокатиться на горке. Он не подумал о том, что это неправильно — воспользоваться результатом чужого труда, покататься без ребят. Котька испортил горку, но друзья сказали ему, как все исправить.И на этот раз они работали все вместе — Котька засыпал горку снегом, а ребята полили ее водой. И горка стала еще лучше.

Носов поднимает в своем рассказе проблему труда, нежелание Котьки трудиться. Конфликт в произведении заключается в нежелания помогать ребятам и желание пользоваться чужим трудом. Идея состоит в том, что автор учит совместному труду, ведь трудиться вместе с друзьями гораздо лучше и интересней, чем бездельничать.

Сюжет рассказа довольно прост, но при этом не лишен своеобразия. Рассказ начинается с экспозиции, как ребята строили горку, а Котька наблюдал за этим в окно. Завязка рассказа начинается с момента, когда ребята уши домой обедать, а Котька пошел кататься на горке. Но у него не получилось забраться на горку, и он решил засыпать её песком. И потом понял, что сделал глупость. Кульминационный момент происходит, когда пришли ребята и увидели, что их горка испорчена. Они начинают разбираться, кто испортил их горку. Котька признался в содеянном. Ребята были очень возмущенны, и сказали ему, чтоб он все исправил. И ребята начинают делать горку, теперь уже все вместе. Развязкой рассказа является конечный результат, сделанный всеми друзьями

Главным персонажем в рассказе является Котька Чижов, которого рассказчик видит хитрецом. «А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся». Котька не стал работать со всеми и кататься пошел один, без друзей, что и стало причиной его глупого поступка. Друзья Котьки остаются безымянными и несколько безликими: «Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Ребята полили её водой и побежали домой обедать», что позволяет автору сместить все внимание читателя на Котьку — он совершил ошибку, но сам же ее и исправляет, хотя к этому его и подтолкнули друзья. Котьку нельзя назвать плохим. Да, он ошибся, но исправился, стал лучше. Это дает читателю надежду, что в другой раз он уже так не поступит.

Главного персонажа автор рисует через его поступки, не дает описание внешности. При этом мы очень четко видим характер героя. Внешний облик персонажа здесь действительно не важен, такой подход к изображению героя делает рассказ универсальным. На месте Котьки читатель может представить любого мальчишку. Использован прием типизации. Котька — типичный школьник, обычный мальчик, который может оказаться и другом читателя и даже самим читателем. Это позволяет установить доверительные отношения между автором и ребенком-читателем, донести до него главную мысль рассказа.

Что касается языка произведения.Носов использует простой синтаксис, короткие предложения «Он горку не строил. Раз десять падал. Там – ящик с песком», стилизацию детской речи, что позволяет отобразить схематизм и прямолинейность детского мышления, обратить все внимание читателя на содержание рассказа. Автор использует восклицательные предложения «Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то, как следует, не умеет! Только полез на горку – бух носом!». В рассказе преобладают глаголы, которые служат для реализации замысла автора «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой». Ребенок должен запомнить ситуацию и ее разрешение.

Мне этот рассказ понравился тем, что он добрый и понятный детскому читателю, также в нем рассматривается случай, который мог произойти в реальной жизни. Рассказы Носова ненавязчиво учат детей, как поступить в трудной ситуации, а взрослым помогают решить воспитательные проблемы — донести до ребенка моральные и нравственные нормы в легкой и занимательной форме.

Список литературы

  1. Википедия. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Носов,_Николай_Николаевич

  2. Виноградская, Л.А. Литературное чтение 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская – М.: Изд-во просвещение, 2012. – 159 с.

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема: Анализ произведения Н.Н. Носова «На горке».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.

Задачи урока:

образовательные:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

  • создать условия для выразительного чтения;

  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные умения:

— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

— читать текст по ролям;

— составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

— пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

— проявлять желание читать произведения о дружбе;

— проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

 выполнять учебное задание по алгоритму;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

— определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

 — подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация, аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке»;

толковые словари русского языка Даля; выставка книг Н.Н. Носова.

Этапы

Методы и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивация учебной деятельности (Создание эмоционального настроя).

Словесный: слово учителя

1мин

-Сегодня на уроке у нас много гостей. Поприветствуйте их.

Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Итак, начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь и скажите: Слайд 2

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

— Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

– Кто хочет стать настоящим читателем?

– А что для этого надо делать? (Уметь грамотно читать.)

Чтобы грамотно и выразительно читать, проведем речевую разминку, подготовим голос для работы.

Речевая разминка.

— Выполним дыхательную гимнастику:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу

Слайд 3.

Подготовим голос к работе:

Ип- ип- ип – слышу снега скрип.

Ок- ок –ок –падает снежок.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

— Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ок- ок –ок –падает снежок.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

Личностные УУД: самоорганизация

Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией и без ошибок;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.

2 мин

— Выполнив следующее задание, вы узнаете автора произведения, которое мы сегодня будем читать.

Зачеркните все буквы П и Е и узнаете произведение какого автора мы будем читать. (Носов)

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП Слайд 4

— Что вы можете интересного рассказать о Н. Носове? Слайд 5

(Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят.)

— Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Н.Носова. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться. Даю подсказку: название состоит из двух слов. Слайд 6

Н.Носова.

рассказывают известные сведения об авторе и его произведениях.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н К Е Г О Р

Познавательные УУД: приводить примеры,

делать обобщения, выводы.

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

1 мин

Итак, мы узнали автора и название произведения.

А теперь давайте сформулируем тему нашего урока. (Знакомство с произведением Н. Носова «На горке».) или (Рассказ Н. Носова «На горке»)

Слайд 7

Какую цель мы перед собой поставим?

-Познакомиться с произведением Н. Носова «На горке» Слайд 8

Определите задачи урока?

Для этого нужно продолжить предложения.

На уроке мы будем:

выразительно читать и понимать прочитанное

отвечать на вопросы и доказывать свой ответ

самостоятельно работать с текстом

определять главную мысль текста

составлять план рассказа

учиться работать в группах

оценивать свою работу

А для чего это надо делать? (Чтобы стать грамотным читателем)

Формулируют тему и цель урока

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Мотивационный этап.

III. Работа по теме урока.

Словесный: учебный диалог.

Подготовка к первичному восприятию текста.

3 мин

— Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 9

— Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

— «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». Слайд 10

— А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. Слайд 11,12

— Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. Слайд 13

-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. Слайд 14

Как вы думаете, о ком будет этот рассказ?

Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) Слайд 15

-Предположите, что нужно для строительства снежной горки?

— Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

Вести учебный диалог

Работа в группах.

Коммуникативные УУД: вести диалог в соответствии с поставленными вопросами.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение трудно произносимых слов

5 мин

-А сейчас мы послушаем это произведение, и узнаем, верны ли ваши предположения по поводу содержания.

Подтвердились ли наши предположения? О чём этот рассказ?

Работа над новыми понятиями

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд 16

(Сначала дети берут листочки со словами, знакомятся и читают вслух)

А теперь прочитаем хором.

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ 
СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ
ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ

Найдите в тексте выделенное слово голубым цветом. Кто желает прочитать? Найдите значение этого слова в словарике в конце учебника. Слайд 17

Слушать аудиотекст

Находить значение слова в словарике

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: чтение по цепочке.

10мин

Чтение и первичный анализ Слайд 18

-А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Читаем по «цепочке» до моего сигнала.

— Какую ошибку совершил Котька и почему?

— А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

— Что произошло, когда ребята ушли обедать?

— Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

— А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

— Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

— Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

— Понравилось ли Котьке работать?

— Подтвердите словами из текста.

— Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

— Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

Читать текст по цепочке.

Анализировать текст.

Вести учебный диалог.

Познавательные УУД: осмысленное чтение текста.

Познавательные УУД: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

IV. Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений под стихотворный текст.

2 мин.

— Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся. Слайд 19

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Выполнение упражнений

V. Продолжение работы по теме урока.

Самостоятельная работа в группах. Проверка по образцу.

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

Практический: анализ пословиц,

10 мин.

Сейчас каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию. Внимательно прочитайте задание, познакомьтесь с его алгоритмом выполнения, обсудите и выполните. Договоритесь, кто из вас будет отвечать.

I группа Слайд 20

Задание.

1. Прочитайте последовательность событий текста.

2. Определите последовательность событий.

3. Расставьте номера событий по порядку.

□Котьке понравилось трудиться.

□Строительство горки ребятами.

□Котька посыпает горку песком.

□Хитрец на скользкой горке.

□Ребята заставили товарища работать.

— Молодцы! Вы справились с заданием!

2 группа Слайд 20

Задание .

1. Прочитайте предложения.

2. Вставьте верно слова.

3. Проверьте выполненную вами работу с образцом по книге стр. 63.

А Котьке так работать _____________, что он ещё сбоку лопатой______________проделал.

— Это, — говорит, чтоб______________ было _____________ .

3 группа Слайд 20

Задание .

1.Прочитайте слова.

2.Обведите в овал те слова, которые характеризуют Котьку в начале рассказа.

3.Отметьте сверху над словом Х те слова, которые характеризуют Котьку в конце рассказа.

Справедливый, умный, честный, весёлый, хитрый, глупый, маленький, ленивый, трудолюбивый, вредный, хитрый, честный, сообразительный, заботливый.

4. группа Слайд 20

Задание

1. Рассмотрите картинки художника к этому рассказу.

2. Определите соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.

3.Расставьте картинки по порядку. Какой картинки не хватает?

4.Подпишите каждую картинку.

5. группа Слайд 20

Задание .

1.Прочитайте пословицы.

2. Найдите и подчеркните пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

3. Ответьте, кто помог Котьке измениться? (Исправить ошибку помогли Котьке его товарищи, которые работали вместе с ними.)

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь — один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

4. Друзья познаются в беде.

5. Делу время – потехе час.

Итак, время закончилось. Слушаем внимательно отчёт групп.

Находить в тексте произведения правильный ответ на поставленный вопрос.

Выборочное чтение отрывка по заданию.

Подбирать подходящую пословицу.

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные УУД:

— определять ошибки в вопросах и находить правильный ответ, обосновывать свое мнение;

Познавательные УУД: анализ, синтез.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

VI. Выставка книг.

Обобщение материала.

1 мин.

— Итак, все задания выполнены, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».

(Названные книги выставляются на книжную полку).

-Скажите, кто является главными героями рассказов Н. Носова?

— И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания – ответа на вопрос.

VII. Итог урока.

Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала

1 мин

Пришло время проверить ваши знания. Выберите верные ответы.

«Верите ли вы» Я предлагаю вам определить с какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Да +, Нет —             

Слайд 21    

Чтобы:  

1

Развеселить читателя.

2

Подшутить над кем- нибудь.

3

Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4

Разбудить фантазию.

5

Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного.

— Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Самопроверка выполнения диктанта.

-Проверьте свою работу по ключу и оцените.

— Кто справился без ошибок?

Ответы:

+, +, +, +, +.

Подводят итог урока;

Организация соотнесения с эталоном для самопроверки

Личностные УУД: учувствовать в подведении итогов урока

VIII.Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния.

Наглядный: учебная презентация.

1 мин

Выберите любую фразу и продолжите её: Слайд 22

-Я сегодня познакомился с рассказом…

-На уроке мне понравилось…

— Я узнал, что …

— После урока мне захотелось …

Молодцы! Вы хорошо поработали! А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится

— Внимание, сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок. У вас у каждого на столе лежат снежинки, приклейте их на соответствующую горку. Белая снежинка – не все получилось, не все понравилось, синяя снежинка – было интересно, все удалось. Какая горка получилась самая высокая? (, дети приклеивают снежинки на соответствующую горку)

-Спасибо, мне было приятно с вами работать!

Проводят самооценку своей деятельности

Познавательные УУД: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

IX.Разноуровневое домашнее задание.

1 мин

Слайд 23

Я предлагаю вам самим выбрать счастливый билетик с домашним заданием, но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а на зелёном билетике написано задание, с которым каждый сможет справиться.

Билетики разного цвета

Зелёные – выполнить иллюстрация к произведению

Красные – подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:

Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята….

Жёлтые – подробный пересказ, так как написал автор

Запись д/з

Носов Н., рассказ «На горке»

Жанр: рассказы о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:

«Леденец»

Главные герои рассказа «На горке» и их характеристика

  1. Котька Чижов. Очень хитрый и ленивый мальчик. Однако познав радость труда, исправился.
  2. Ребята. Веселые, дружные, работящие.

План пересказа рассказа «На горке»

  1. Строительство горки
  2. Перерыв на обед
  3. Хитрый Котька в окне.
  4. Котька на коньках
  5. Скользкая горка.
  6. Песочек
  7. Новая неудача
  8. Возмущение ребят
  9. Ремонт горки
  10. Радость труда

Кратчайшее содержание рассказа «На горке» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Ребята во дворе строили горку, а Котька наблюдал за ними из окна.
  2. Он не выходил помогать ребятам и показывал, что ему нельзя.
  3. Ребята залили гору водой и убежали обедать.
  4. Котька вышел на коньках, но не смог подняться на скользкую горку.
  5. Он засыпал горку песком, но не смог с нее скатиться.
  6. Ребята заставили Котьку починить горку, а он еще и ступеньки приделал.

Главная мысль рассказа «На горке»
Прежде чем что-то сделать, подумай хорошенько. Труд приносит радость.

Чему учит рассказ «На горке»
Учит не лениться, трудиться, учит работать вместе, дружно. Учит тому, что совместный труд всегда приносит радость. Учит думать прежде, чем делать.

Отзыв на рассказ «На горке»
Мне понравился этот рассказ, хотя Котька Чижов в его начале был не просто ленивым мальчиком. Он был еще и очень глупым мальчиком. Он придумал посыпать горку песком, чтобы на нее подняться, но не подумал, как потом будет кататься. Но в конце Котька стал молодцом, понял, что трудиться лучше, чем отлынивать от труда.

Пословицы к рассказу «На горке»
Глаза боятся, а руки делают.
Не затем руки даны, чтобы даром болтались.
Наши пряли, а ваши спали.
Говори подумав, садись осмотревшись.
Где двое работают, там и песня слышна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «На горке»
Ребята целый день строили горку. Они нагребали снег лопатами к стенке сарая и утрамбовывали ее. Потом они полили получившуюся горку водой и побежали обедать. Они думали, что пока они быстро поедят, горка застынет и можно уже будет с нее кататься.
А Котька Чижов был мальчик хитрый. Пока другие ребята работали, он стоял у окна и смотрел на них. Когда его звали помогать строить горку, Котька только разводил руками и показывал, что ему нельзя на улицу.
Но как только ребята убежали домой, Котька выбежал на улицу и нацепил коньки. Кататься он как следует не умел, а потому подъехал к горке. Мальчик думал, что сейчас он заберется на горку и скатится с нее.  Но горка уже подстыла и стала скользкой. Котька раз упал, два упал, не может на горку подняться.
Что же делать? Но Котька ведь хитрый. Он сразу понял, что горку нужно посыпать песком. и побежал к дворницкой. Там он набрал песка и полез на горку. Посыпает песком перед собой и поднимается. Так до самого верха и добрался.
А как вниз катиться — снова неудача! Не едут коньки по песку. Упал Котька, лежит, плачет.
Тут ребята подбегают, видят горку песком засыпана. Стали спрашивать Котьку, не видел ли он кто такое безобразие учинил. Котька отвечает, что не видел, потому что сам и засыпал.
Как узнали про это ребята, рассердились. Вручили Котьку лопату и приказали засыпать горку снегом. А потом снова горку водой полили. Теперь снова ждать придется, пока горка застынет.
А Котьке-то работать понравилось. Он даже ступеньки к горке пристроил сбоку, чтобы любому можно было подняться.

Цель:

  • Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
  • Учить делить текст на части, составлять план,
    находить главную мысль, подробно излагать
    прочитанное.
  • Развивать навыки чтения, связную речь, мышление,
    память, внимание.
  • Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому
    труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник “Литературное
чтение” 1 часть, презентация, дидактические
материалы с заданиями

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • ознакомление с рассказом Н.Носова “На горке”;
    осознанное восприятия литературного
    произведения; формулирование ответов на вопросы
    по содержанию произведения; деление на
    логические части, построение оценочных
    рассуждений.

Регулятивные УУД:

  • выполнение принятой учебной задачи ; адекватное
    восприятие оценки учителя и товарищей;
    планирование своих действий;

Коммуникативные УУД:

  • взаимодействие с окружающими, умение слышать,
    слушать и понимать партнера, планировать и
    согласованно выполнять совместную деятельность,
    правильно выражение своих мыслей, оказание
    поддержки друг другу и эффективное
    сотрудничество как с учителем, так и со
    сверстниками;

Личностные УУД:

  • умение высказывать свое мнение о знании
    моральных норм поведения, умение соотносить
    поступки и события с принятыми этическими
    принципами, умение выделить нравственный аспект
    поведения и ориентацию в социальных ролях и
    межличностных отношениях.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их
готовность к уроку.

— Начинаем урок литературного чтения. Я вижу,
что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее.
Молодцы!

— Перемена быстро пролетела,
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно,
Побольше нового узнать
И получить отметку “пять”!

2. Работа над развитием техники чтения.

1. Дыхательная гимнастика

  • Вдох носом выдох через рот
  • Нюхаем цветок
  • Тушим свечи

2. Отработка дикции (слайд 2)

Ок-ок-ок — падает снежок
Ип-ип-ип — слышу снега скрип
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

3. Самоопределение к деятельности постановка
темы и цели урока.

— Ребята, перед вами фотографии известных вам
писателей и поэтов. Давайте вспомним их фамилии и
имена.(слайд 3)

Дети называют имена и фамилии (№1 М.Пляцковский,
№2К.Чуковский, №3 В.Орлов, №4 дети затрудняются
ответить)

— А знаете ли вы фамилию автора под номером 4?
Почему ?(потому что мы ещё с ним не знакомы)

— Что это значит? (предположения детей)

— Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с
новым писателем, которого зовут Самуил Маршак, а
также с его творчеством.

— Узнаем о нем немного подробнее. (слайды 4-11)

— Узнать название произведения нам помогут
загадки: (слайд 12 слова – отгадки вылетают в
нужном порядке и по вертикали получается
название произведения “На горке”)

*Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

*Зеленый теленочек перевязан веревочкой лежит
на боку и толстеет.(арбуз)

*Пока дети – каждый в берете повзрослели –
шляпы надели (грибы)

*Рос шар бел ветер дунул шар улетел (одуванчик)

*Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга)

*Сам дней не знает а другим указывает(календарь)

*Зимой и летом одним цветом (ель)

— Какое название у нас получилось?

— Правильно, “На горке”.

— Кто может мне сказать что такое горка.

— Как вы думаете, слово горка имеет одно или
несколько значений?

— Где мы можем об этом узнать? Конечно в толком
словаре. (слайды 13-14)

— “Горка – это возвышенность, поднимающаяся
над окружающей местностью. Это куча
чего-нибудь”.

— А ещё горкой называют полет спортивного
самолета, или застекленный шкафчик для красивой
посуды.

— Существует понятие “Красная горка”, оно
очень старое. Так называют первую неделю после
пасхальной.

— Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара,
горку муки, горку семечек и т.д.

— Про какую горку нам предлагает узнать Николай
Носов? (про снежную горку)

— Скажите, что нужно для строительства снежной
горки?

— Строительство горки – нелегкая работа. Она
требует большой силы и терпения.

— Одному человеку с такой работой не справиться.

— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

— Убедимся, верны ли наши предположения. Для
этого мы прочитаем это произведение. Вместе с тем
подчеркиваем непонятные слова, которые будут
встречаться нам во время чтения.

4. Первичное восприятие текста

а) чтение текста (текст читают по очереди
хорошо читающие дети.)

После прочтения выясняем значение непонятных
слов.

— Значение каких слов в тексте вам непонятны?

б) Словарная работа (слайд 15)

Дворницкая – помещение для дворника,
работника, поддерживающего порядок и чистоту на
улице.

На четвереньках — поза, в которой человек
стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги

5. Физкультминутка (слайд 16)

Учитель организует смену деятельности детей,
через проведение динамической паузы в игровой
форме.

— Молодцы, ребята! Сейчас мы отдохнем, а потом
выполним задания, которые я вам приготовила

Раз, два, раз, два — (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки
вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.

6. Вторичное восприятие произведения

Анализ содержания, выборочное чтение,
составление плана с опорой на сюжетные картинки.

Дидактическая задача: организовать работу
по адекватному осмыслению содержания и основной
мысли текста и делению его на логические части.

а) беседа по вопросам:

— А сейчас мы ответим на вопросы.

— Какую ошибку совершил Котька и почему?

— А что делал Котька, когда ребята трудились?

— Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но
хотел кататься
)

— Какой он? (хитрый)

— Что произошло, когда ребята ушли обедать?

— Почему Котька спешил, когда собирался на
улицу?

— Прочитайте, как Котька пытался залезть на
горку.

— А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на
нее взобраться
)

— Что из этого вышло? Прочитайте.

— Как отреагировали ребята, когда прибежали на
горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать
горку снегом
).

— Котька сразу согласился это сделать? (нет, он
предложил подождать, пока выпадет снег)

— Понравилось ли Котьке работать?

— Подтвердите словами из текста…

— Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он
стал лучше
).

— Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

б) работа в паре

На каждом столе разрезанные пословицы (приложение 1)

— Соберите пословицы и найдите пословицу,
которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

— Проверим, правильно ли вы составили пословицы.
(слайд 17)

— Вы правильно справились с заданием.

— Скажите, какая пословица выражает главную
мысль рассказа? (дети называют пословицу под №3)

— Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

7. Физкультминутка (Релаксация ) (под спокойную
музыку)


Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.


в) работа в группе

У каждой группы клей, конверт с картинками, лист
на который будут приклеивать картинки (приложение 2)

— Художник нарисовал к этому рассказу картинки.
Рассмотрите их. (слайд 18)

— Соответствует ли порядок рисунков событиям
рассказа? (нет)

— Каких картинок не хватает? (Хитрый Котька
смотрит в окно, Котька делает ступеньки)

— Давайте расставим картинки по порядку и
озаглавим каждую картинку.

(Дети приклеивают картинки на лист в нужном
порядке и подписывают каждую картинку)

План.


  1. Ребята строят горку .(+)
  2. Хитрый Котька смотрит в окно. (-)
  3. Хитрец на скользкой горке.(+)
  4. Котька испортил горку песком.(+)
  5. Ребята ругают Котьку (+)
  6. Котька помогает ребятам. (+)
  7. Котька делает ступеньки. (-)

После выступления групп можно задать вопрос

— Ребята, скажите, когда вы расставили картинки
по порядку, что у вас получилось (картинный план),
а когда озаглавили каждую картинку? (словесный
или письменный план)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Дидактическая задача: организовать анализ и
оценивание учебной деятельности на уроке,
зафиксировать неразрешенные затруднения.

Учитель проводит фронтальную беседу для
проверки выполнения задач данного урока,
проверки уровня усвоения содержания.

Наш урок подходит к концу. Подведем его итог.

Продолжите фразы: (слайд 19)

1. Я познакомился…

2. Я научился…

3. Мне было интересно…

4. Мне было трудно…

5. Больше всего мне понравилось…

6. Я понял, что… (- Мы совершаем в жизни очень
много поступков, и плохих, и хороших. Но главное –
вовремя остановиться, суметь признать свою
ошибку и исправить её. Только так можно заслужить
уважение окружающих.)

9. Итог урока:

— А сейчас мы с вами построим свою горку из
снежинок. У вас у каждого на столе лежат снежинки,
приклейте их на соответствующую горку. Белая
снежинка – не все получилось, не все понравилось,
синяя снежинка – было интересно, все удалось.
Какая горка получилась самая высокая ? (на доске
прикреплены два листа с рисунком горки, дети
приклеивают снежинки на соответствующую горку)

— Я довольна нашим уроком, большое вам спасибо
за хорошую работу! (слайд 20)

10. Домашнее задание:

У вас на столах лежат листочки с домашним
заданием. Его вы можете сделать по выбору: (приложение 3)

1. Пересказ от имени Котьки.

2. Пересказ по картинному плану.

3. Пересказ по словесному плану.

Приложение 4

МБОУ «Майкорская С(К) ШИ VIII вида»

Урок чтения в 3 классе.

Тема: Н. Н. Носов «На горке».

Учитель начальных классов: Тюнёва С.А.

2016 г.

Цель: Знакомство детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».

Задачи:

Обучающая:

Совершенствовать навыки осознанного смыслового чтения; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты, умение высказывать собственное мнение.

Развивающая:

— продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая:

— воспитание интереса к предмету, чувство дружбы и доброты, уважения и умение простить ошибку друга.

УУД:

Познавательные УУД: умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли текста.

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений (взаимопомощь, взаимовыручка).

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на

основе соотнесения того, что уже известно, оценивать результаты своих действий и действий других учащихся .

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Оборудование: учебник по УМК «Школа России», компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, карточки для работы в паре, группе, снежинки, горка.

Организация, эмоциональный настрой.

Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть вас.

Будем правильно читать.

Бойко, быстро отвечать.

Вывод темы.

-О чём мы сегодня будем читать, отгадайте загадку:

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били,

Колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гурьбой. ( Горка).

— Правильно. Произведение называется «На горке». Горка — это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего — либо. А ещё, горкой называют полёт спортивного самолёта. Горка — это застеклённый шкафчик для красивой посуды. Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку семечек… (Слайд). — Про какую горку мы будем читать? (Про снежную, ледяную горку).

-Почему? ( В загадке — поливали, хлопали).

-А кто же написал рассказ горка? Вы отгадаете фамилию писателя, если прочтёте последовательно выделенные буквы в именах знаменитых детских писателей:

Агния Барто

Чуковский Корней Слайд.

Михалков Сергей

— А кто знает имя и отчество писателя? ( Николай Николаевич Носов).

Тема: Николай Николаевич Носов « На горке».

Строительство горки — добрая работа. Она требует большой силы и терпения, слаженности в работе. И мы с вами тоже будем строить горку. Справляемся с заданиями — строим часть горки.

Речевая разминка.

Ребята строили горку во дворе. Слайд.

Прочитать предложение, меняя логическое ударение. (Выделить голосом поочерёдно каждое слово). ( Прикрепляю часть горки).

Знакомство с писателем.

— Что можно рассказать о Носове?

Н.Н. Носов – родился в Украине, недалеко от Киева, в семье актёра. Учился в Московском университете, в котором учат снимать кино.

Он был режиссёром: снимал мультфильмы и фильмы. В годы Великой Отечественной войны Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. Был награжден орденом Красной звезды (1943 г.) Он был фотографом: фотографировал окружающих людей и события. А самое главное он был детским писателем-юмористом. Когда у него родился сын, перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял смешные истории на ходу, придумывая совершенно реалистичные их из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

Все его произведения юмористического характера. Каждое произведение учит.

Какие книги Н. Носова вы читали?

Выставка книг Н. Н. Носова.

-Что можно рассказать о Н.Н. Носове? (Часть горки прикрепляю).

Знакомство с произведением — запись. – А чему учит рассказ «На горке?» Прослушайте рассказ. (Слайды).

Проверка первичного восприятия текста:

Чему учит рассказ « На горке»? Что было смешного в рассказе? (Прикрепляю часть горки).

А теперь я хочу проверить, как вы внимательно слушали рассказ. Я предлагаю вам вопросы на выбор — тонкие полоски-лёгкие, толстые полоски — труднее.

— Кто строил горку? — Как ты думаешь, почему Котька не строил горку?

-Куда зашли ребята? — Как ты считаешь, в следующий раз Котька так

сделает?

-Что сделал Котька с горкой? -Если бы Котька не испортил горку, чтобы делали ребята после обеда?

-Как исправился Котька? (Прикрепляю часть горки).

Словарная работа — в парах. (Соединить линией слова на карточке).

Котька на коленках

Дворницкая надел

На четвереньках помещение дворника

Нацепил коньки упал

Бух носом Константин

Проверка. (Слайд). (Прикрепляю часть горки).

Физкультминутка.

С горки весело скатились. 1,2,3. (Наклоны).

Нам на месте не сидится. 1,2,3. (Хлопки).

Пошагаем и начнём учиться. 1,2,3.( Шаги). (Прикрепляю часть горки).

Работа над содержанием, анализ текста — прогнозирование будущего содержания текста. А теперь мы прочитаем рассказ.

1.Как строили горку ребята целый день? А как ты думаешь, что же случилось дальше?

2.Что сделал Котька? Как считаешь, что будет дальше?

3.Что натворил Котька? А какие события его ждут?

4.Как отреагировали ребята, когда пришли обратно? Можешь ли предположить дальнейшее поведение Котьки?

5.Как изменился Котька? Как ты считаешь, какой будет Котька в будущем? (Прикрепляю часть горки).

Разминка для глаз — «Глазки скатываются с горки 5 раз». (Слайд). (Прикрепляю часть горки).

Объяснение пословиц.

Я предлагаю вам четыре пословицы. (Слайд).

-Все ли они подходят к рассказу « На горке»?

Будьте трудолюбивы, работайте вместе!

Уважай труд других людей.

Умел ошибиться, умей и исправиться.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

-Как вы понимаете смысл пословиц? ( Каждую прочитать, объяснить). (Прикрепляю часть горки).

Выборочное чтение. ( Найти в рассказе отрывок, соответствующий пословице).

Работа в группах (по рядам).- Дифференцированный подход.

I ряд- Будьте трудолюбивы, работайте вместе!

II ряд — Уважай труд других людей.

III ряд — Умел ошибиться, умей и исправиться.

(Прикрепляю часть горки).

Итог. Рефлексия.

Какая горка у нас получилась красивая и высокая!

-А почему мы смогли её построить? (Только работая дружно мы смогли её построить).

-Но чего-то не хватает на нашей горке? Почему остались пустые « комки» снега -круги? Давайте в каждом комке- круге напишем самые главные слова, о которых мы говорили на уроке?

( Iвариант-дети говорят — я вписываю.

II вариант-я задаю наводящий вопрос, ответ появляется на слайде).

— С каким рассказом мы сегодня познакомились? (На горке).

-Кто автор этого рассказа? (Н.Н. Носов).

— Кто главный герой рассказа? (Котька).

-Какими качествами обладали ребята? ( Трудолюбивые, дружные, активные).

-Чему научил рассказ? (Уважай труд).

Оценки.

-А ещё чего-то не хватает на нашей горке? Последних снежинок уходящей зимы.

У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Оцените свою работу на

уроке, поместите снежинку в том месте горки, как оцениваете свою работу: вверху, посередине, внизу.

Спасибо за урок!

  • Особенности композиции медведь на воеводстве вставные эпизоды пейзаж портрет интерьер в сказке
  • Особенности композиции вставные эпизоды пейзаж портрет интерьер сказки дикий помещик
  • Особенности композиции вставные эпизоды пейзаж портрет интерьер в сказке пропала совесть
  • Особенности композиции волшебных русских народных сказок
  • Особенности композиции волшебной сказки