Особенности композиции рассказа уроки французского

Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.

Творчество Валентина Распутина может в полной мере удовлетворить этот интерес. Он, как никакой другой советский писатель, понимал свой народ, его надежды, его печаль и трудности, которые приходится ему преодолевать. В этом плане наибольший интерес представляет его рассказ «Уроки французского», разбор которого представляет Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чём произведение?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Главная мысль
  • 10 Чему учит?

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
  5. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Смысл названия

В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями. 

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая: 

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию. 
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.  
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень. 
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу. 
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского» характеристика
главный герой

(образ распутина в рассказе)

безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловна учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.

директор школы, василий андреич холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

Темы

Тематика рассказа «Уроки французского» всегда актуальна для тех, кто пережил трудности в школьные годы. Если ее нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
  2. Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
  3. Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
  5. Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.

Проблемы

Проблематика рассказа «Уроки французского» состоит из вечных проблем, которые всегда будут волновать читателей. Если и она нуждается в дополнении, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  • Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
  • Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
  • Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
  • Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.

  • Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Чему учит?

Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.

Какова мораль произведения «Уроки французского» ? Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.

Автор: Михаил Щепин

Анализ «Уроки французского» Распутин

Анализ «Уроки французского» Распутин

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 3724.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 3724.

Обновлено 10 Июля, 2021

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. Перед анализом произведения “Уроки французского” следует ознакомиться с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, каковы тема, идея и проблематика рассказа. Это значительно облегчит работу на уроке, а также пригодится для подготовки к творческим и тестовым работам.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”.

Тема – доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, моральный выбор.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – реализм.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, его детские впечатления легли в основу сюжета. После окончания четырёхлетней школы в своей деревне будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для одиннадцатилетнего мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность нормально одеваться и питаться, неприятие одноклассниками. В рассказе описываются реальные события, именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – главный период в формировании не только характера, но и таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Из детства он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча. С особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился этот замечательный рассказ.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в “честной” игре с педагогом, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где за честность и мастерство в игре его избивали мальчишки. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил в первых строках произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что, помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность рассказа Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных личных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее, о чём мы узнаём, – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии учительница умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Уроков французского».

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунуться в воспоминания и раскрыть внутренний мир персонажей – всё это превратило произведение в маленький шедевр, глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе, они даны глазами мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, более сытая жизнь горожан. Этот рассказ реалистический, автора обычно относят к так называемым “писателям-деревенщикам”. Деревенская проза была распространена в 60-80-ые годы XX века. Писатели этого направления раскрывали особенности деревенской жизни, подчёркивали её самобытность, поэтизировали и в чём-то идеализировали деревню. Также в прозе этого направления показаны свойственные народу традиционные моральные ценности, утраченные в последнее время. Ещё в литературе “деревенщиков” отражены проблемы разрухи, упадка и обнищания деревни, тревога за будущее села.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

Рейтинг анализа

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 3724.


А какую оценку поставите вы?

«Уроки французского» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Род, жанр, творческий метод.

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа.
Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -— поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1.    «Чтобы учиться дальше… и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2.    «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3.    «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4.    «Получив его (рубль), … я покупал на базаре баночку молока».
5.    «Они били меня по очереди … не было в тот день человека несчастнее меня».
6.    «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».

Далее представлен рассказа Уроки французского анализ с подробным описанием темы, композиционных особенностей и автобиографических элементов рассказа.

Краткий анализ «Уроков французского»

  • Год написания: 1973

  • Основная тема: бедность, неравнодушие посторонних людей, значение учителя в жизни ребенка, несправедливость.

  • Направление: реализм.

  • Жанр: рассказ.

  • Композиция: традиционный рассказ с прямым развитием событий от завязки до эпилога.

  • Главные герои: мальчик, чье имя не упоминается (страдает от недоедания и очень хочет овладеть французским языком), мама мальчика (воспитывает в нищете троих детей и делает все возможное, чтобы они могли получить образование), Лидия Михайловна (преподает в городе французский язык и начинает заботиться о мальчике), Василий Андреевич (глава городской школы, неправильно истолковывает действия учительницы).

История создания

Автор рассказа, В. Г. Распутин, считает, что ранний подростковый возраст – это самый важный период формирования личности. Именно в периоде с 10 до 13 лет человек начинает четко осознавать, что в мире нет только «черного» и «белого», и что все вокруг состоит из полутонов. Именно тогда закладываются основы нравственности человека, и во много они зависят от того, какое отношение ребенок встречал от окружающих.

Сам В. Г. Распутин родился в 1937 году. Его ранний подростковый возраст как раз пришелся на послевоенные годы, в которые Советский Союз пытался восстановиться от потрясений. Маленький Распутин переехал из деревни Аталанка в районный центр, который находился за 50 км от его родного дома. Ему пришлось тяжело в новой школе, и он был вынужден терпеть плохое отношение одноклассников, вести полуголодное существование и жить в чужом доме. Именно об этих переживаниях написал Распутин в своем рассказе. Но, делая анализ произведения «Уроки французского», необходимо упомянуть, что и в жизни самого автора была добрая учительница Лидия Михайловна. Она помогала ему справиться в жизненными трудностями, а в последствии Распутин успешно закончил университет в Иркутске и стал знаменитым писателем.

распутин уроки французского анализ

Тема и идея

В произведении автор больше всего говорит о двух чувствах: голоде (физическом) и гордости (моральном). Главный герой постоянно недоедает, но мужественно сносит все испытания ради образования, пытаясь худо-бедно поддерживать свое здоровье. Но принимать помощь от других он тоже не готов, так как ему мешает гордость. К тому же, он понимает: когда учительница отдает продукты ему, она отнимает их от себя.

Учительница же, в свою очередь, делает все, чтобы помочь своему худому подопечному. Она не настаивает на том, чтобы он принимал от нее продукты, так как уважает мальчика и его чувства. Вместо этого она использует различные хитрости, чтобы все-таки помочь, но при этом не задеть гордости своего ученика. В результате она жертвует даже работой и ни капли не смущается, так как знает – она выполнила свой учительский долг, что бы кто там о ней не думал. Ведь в помощи ученикам этот долг и состоит.

Композиция рассказа

Все события в рассказе описываются от первого лица – мальчика. Его имени мы так и не узнаем, но, зная историю написания «Уроков французского», понимаем, что В. Г. Распутин делится с читателями собственными воспоминаниями.

Рассказ имеет традиционное прямое развитие: завязка, кульминация и развязка. Но примечательно, что основную тему автор не раскрывает постепенно, а сразу же сообщает читателям в первом предложении. Получается, что мы постепенно углубляемся в нее, читая строчку за строчкой и начиная понимать, каким именно образом развивается эта авторская мысль.

Жанровые особенности

Жанр рассказа как нельзя лучше подходит для того, чтобы автор мог поделиться собственными мыслями и говорить с читателем о тех проблемах и событиях, которые его волнуют. Завершая анализ «Уроки французского» Распутина, отметим, что в течение всего произведения события показываются только от лица мальчика-рассказчика, не отвлекаясь на других героев. О том, что происходило с ними и что они чувствовали, мы можем судить, только увидев события глазами главного героя. Так, например, мы не узнаем, что Лидию Михайловну уволили за «совращение», а видим только, что «через три дня она уехала». О том, что произошло, мы можем только догадываться – также, как и мальчик.

Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ рассказа «Уроки французского», который написал Валентин Распутин. Весь собранный материал непременно вам пригодится при изучении данного произведения.

Так случилось, что русская литература в советский период не имеет такой популярности, как, например, литература девятнадцатого века. И очень зря. Ведь именно благодаря ей мы имеем возможность узнать информацию о нраве и быте советского народа. Мы имеем возможность узнать, что переживали авторы того времени, что им было интересно, и какие темы тревожили.

Что же касается творчества Валентина Распутина, то углубившись в него, мы получим ответы на все интересующие нас вопросы. Валентин Распутин отличался тем, что он как никто другой понимал свой народ. Он переживал вместе со всеми печали, трудности, питал те же надежды, что и остальные граждане его страны.

Содержание

  1. История создания
  2. Направление, жанр
  3. Смысл названия
  4. Композиция и конфликт
  5. Смысл произведения
  6. Темы
  7. Проблемы
  8. Главная мысль

История создания

Стоит отметить. Что идею для написания произведения автор взял из самой жизни. Он родился в самой простой крестьянской семье, которая проживала в Иркутской области. С ранних лет он воочию наблюдал течение жизни простого народа в сибирской деревне. Эти воспоминания позже легли в основу многих произведений автора.

За основу произведения «Уроки французского» автор так же взял автобиографические факты. Подтверждением этому является то, что все повествование происходит от первого лица. Когда он был ещё очень мал, то точно так же, как и герой его рассказа, приезжает в незнакомый город. Там ему довелось столкнуться с большим количеством трудностей, которые пришлись на послевоенное время. Огромную роль в его жизни играет его учитель – Лидия Михайловна, которая своей добротой и отзывчивостью помогает ему пережить столь тяжелое время. Женщина помогла ему пережить голодное время, а её посылку с макаронами он вспоминал еще долгие годы. Так же именно эта женщина сумела привить ему любовь и интерес к литературе.

Благодаря публикации его произведения он смог разыскать свою учительницу, и начал с ней общаться.

Впервые произведение «Уроки французского» было опубликовано в журнале «Советская молодежь».

Направление, жанр

Рассказ «Уроки французского» относится к реализму. Автор достоверно изображает окружающую действительность, не стараясь её приукрасить. В каждом его герое, их словах и действиях отчетливо виден натурализм. Автор очень часто упоминает реальные места и события. Благодаря этому. У нас складывается впечатление, что все написанное происходило на самом деле.

Что же касается жанровой принадлежности, то произведение «Уроки французского» является рассказом. В произведении описывается небольшой промежуток времени. А количество действующих лиц очень мало.

Так же Валентин Распутин детально описывает все места, употребляя реальные названия. Совокупность всего этого помогают читателю окунуться в атмосферу того времени и самого произведения.

Смысл названия

Для названия своего произведения Валентин Распутин использует наименование дополнительных занятий главного героя и его учителя. Благодаря этому нам изначально становится понятно, о чем будет идти речь в произведении. Так же названием автору удается подчеркнуть основную мысль рассказа, ведь именно эти занятия и становятся кульминационными в отношениях учителя и главного героя. Занятия французским языком дали герою не только знания, но и подарили настоящего друга.

Польза дополнительных занятий была огромна, поскольку именно благодаря им герой прошел этап становления личности. Та же можно отметить, что в названии акцентируется внимание на том, что французский язык является второстепенным, по сравнению с тем, какие ценности способен привить ребенку учитель. Та и учительница мальчика смогла научить его более важным вещам, нежели язык, а именно – отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

Главной композиционной особенностью произведения является то, что рассказ делится на шесть логических частей. Данные части разделены очень небольшим временным промежутком. Структура рассказа классическая.

Первая часть – это экспозиция, в которой мы знакомимся с главным героем и его историей.

Во второй части произведения мы видим завязку. Мы узнаем о тех лишениях и трудностях, которые пришлось преодолевать мальчику, оказавшись в чужом городе.

Четвертая часть произведения – это кульминация. Автор описывает тот момент, когда голодающий мальчик отказывался принять от учительницы посылку с продуктами. Данное событие становится поворотным в произведении и выводит отношения учительницы и мальчика на новый уровень.

Трагедия произведения заключается в том, что директор школы не разбирается в возникшем недоразумении, а увольняет учительницу.

Финальная часть показывает, что сюжетные линии приходят к логическому завершению. Так же мы узнаем, что стало с героями в дальнейшем.

Основой конфликта произведения становится борьба человека с несовершенствами нашего мира. Автору удается показать читателю, как тяжесть времени способна губительно влиять на людей. Так же мы видим, как человек может пережить все трудности, выпавшие на его судьбу.

Смысл произведения

Главные события рассказывают о том, как в 1948 году мальчик, родом из деревни, переезжает жить в город. Было ему всего одиннадцать лет от роду. А в город он приехал к своей тетке, чтобы получить образование в школе. Жить в городе мальчику намного сложнее, нежели ему жилось в деревне. Очень часто ему нечего есть, поэтому он вынужден голодать. Из-за этого он очень сильно похудел, начал страдать малокровием и очень тосковать по дому.

Но все трудности, которые встретились на его пути, совершенно никак не сказывались на успеваемости ребенка. Он очень ответственно относился к своему образованию, поэтому учился на одни пятерки. Не давался мальчику лишь французский язык. Его учительница – Лидия Михайловна, не могла спокойно слушать его неправильное произношение.

Мальчик начал играть в «чику», чтобы заработать себе деньги на молоко, в котором он очень нуждался. Однажды его избили мальчишки за его игру. Учительница увидела следы избиения на теле ребенка.

Изначально учительница отнеслась к мальчику предвзято из-за его увлечения, потому что думала, что он играет с целью наживы. Но, поговорив с ним, она узнает, как обстоят дела на самом деле. Ей становится жаль ребенка, поэтому она решает помочь ему.

Женщина начинает давать мальчику дополнительные занятия французского языка, которые проходят у неё дома. Она пытается покормить героя, но он решительно отвечает отказом. Тогда женщина отправляет ему посылку с макаронами, но и её мальчик возвращает обратно. Этот его поступок очень поразил учительницу.

Тогда Лидия Михайловна находит способ, как помочь мальчику зарабатывать на жизнь. Она начинает играть с ним на деньги в «пристенок». Эти деньги мальчик начинает брать, и потихоньку его жизнь начинает налаживаться. Мальчик с учительницей становятся настоящими друзьями.

Как-то раз, они настолько увлеклись игрой, что не заметили директора школы, который застал их за этим. Директор не стал разбираться, а просто уволил учительницу. Женщина уезжает к себе на Родину в Кубань. Она продолжает помнить о своем подопечном, которому отправляет яблоки и макароны.

Темы

В анализируемом произведении автор поднимает очень актуальную тематику для тех, кому пришлось в школьные годы пережить трудности.

Одна из основных тем произведения – это тема отзывчивости. Автор уверен, что данное качество необходимо сохранить в себе. Человек должен уметь сопереживать другим людям, чтобы не стать эгоистичным животным, которое может пойти абсолютно на все ради собственной выгоды. У человека должна быть душа, которая умеет чувствовать.

Еще одна тема произведения – это тема доброты. Всю доброту в произведении автор показывает в образе Лидии Михайловны. Когда на горизонте она увидела проблему, то не отвернулась от неё, а с упорством и терпением принялась её решать.

Любовь к профессии – данную тему тоже следует отдельно отметить. На примере учительницы Лидии Михайловны автор показывает то, каким должен быть учитель на самом деле – до безумия любить свою профессию. Ведь настоящий учитель должен не только идеально знать свой предмет и учить детей, но и воспитывать, и помогать своим подопечным.

Распутин поднимает такую важную тему, как сила духа. Её он демонстрирует на примере своего героя. Даже в самой сложной ситуации мальчику удается сохранить свое лицо и человеческое достоинство. Он не пытался получить что-то от жизни или других людей бесплатно, он всего старался добиться своим собственным трудом.

Тема скромности так же была затронута в рассказе. Мальчик, который родился в деревне, намного скромнее своих городских ровесников. Он ко всему относится с осторожностью, а дорогие подарки, которые он не заслужил, и вовсе обходит стороной.

Проблемы

Что же касается проблематики произведения, то автор поднимает извечные проблемы, которые всегда волновали, и будут волновать читателей.

Проблема одиночества – одна из важных проблем произведения. Автор демонстрирует читателю то, насколько люди стали озлобленными и угнетенными после продолжительных военных действий. Мы хорошо видим отчетливую разницу между деревней и городом, когда деревенский мальчишка не в состоянии понять безнравственность и пресыщенность ребят, проживающих в городе.

Проблема бедности – серьезная проблема во все времена. В анализируемом произведении мы отчетливо видим, какая разруха и нищета царит в стране после войны. Люди не живут, а скорее выживают, стараясь хоть как-то свести концы с концами. Это не могло не отразиться на их моральном облике.

Проблема равнодушия – это так же актуальная тема и по сей день по той причине, что это одно из самых ужасных качеств человека. Когда человек безразлично относится к жизни и судьбе других людей, его душа черствеет. Подобное хорошо заметно в тот момент, когда мальчишки жестоко избивают героя, или когда директор школы не хочет разобраться в происходящем, а просто увольняет Лидию Михайловну. Данные поступки показывают то, что люди равнодушны к чужой беде. Им легче отмахнуться от соседа, чем постараться ему помочь.

Детское насилие – еще одна проблема произведения. Главного героя неоднократно избивают его сверстники, но никто даже не пытается как-то решить этот вопрос. На его защиту становится только учительница. А настоящие виновники – любители азартных игр – так и остались безнаказанными.

Что же касается жизни в деревне, то её мы видим как постоянный выматывающий рабский труд и голод. Денег нет абсолютно ни на что, поэтому чтобы обуть своего ребенка, необходимо продать что-то из вещей.

Главная мысль

Валентин Распутин показывает очень тяжелую жизнь, которая наступила у граждан советского союза после окончания войны. Люди перестали жить, а начали лишь выживать в столь тяжелое для всех время. Самое страшное, что это не обошло стороной и детей, которые так же превратились в жестоких зверей, которые до последнего будут бороться за выживание. Но автор поставил перед собой задачу, которую с блеском выполнил. На примере данного рассказа он показал то, что в любой, даже в самой тяжелой ситуации, необходимо оставаться добрым, отзывчивым и честным человеком.

Так же Распутин показал, каким должен быть настоящий учитель. Так же мы видим несправедливость, с которой пришлось столкнуться учительнице за свою добродетель.

Главной мыслью произведения является то, что в одиночку человек не может изменить внутренние устои и проблемы страны. Но он в состоянии совершить что-то хорошее, благодаря чему всем станет жить немного легче. Придя на помощь своему ученику, Лидия Михайловна сделала большой вклад в будущее своей страны. Ведь она дала ему шанс добиться большего в этой жизни, а так же помогать другим людям и своей стране.

На чтение 4 мин. Опубликовано 03.06.2020

Валентин Григорьевич часто в произведениях описывал тяжелое детство. Он вырос в небольшом селе и с ранних лет знал, что такое голод и жизнь у чужих людей. Все это нашло отражение в рассказе «Уроки французского». Анализ произведения Распутина позволяет лучше выделить тему и идею работы, а также увидеть особенности текста.

Содержание

  1. История создания
  2. Характеристика главных героев
  3. Центральная тема
  4. Анализ текста

История создания

Рассказ был написан в 1973 году. Писатель посвятил его матери писателя Александра Вампилова — учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне. Произведение же носило автобиографический характер.

Распутин родился и вырос в селе Усть-Уда. В нем была только четырехлетняя школа. После он переехал в районный центр.

Там ему пришлось жить у чужих людей. У него не было возможности полноценно питаться и носить нормальную одежду.

Существование скрашивала одна учительница. Она помогала мальчику делать уроки, играла с ним и дарила разные вещи. Именно учительница повлияла на Распутина, и он сохранил ее образ в памяти на долгие годы.

Характеристика главных героев

Повествование ведется от лица мальчика 11 лет. Он родом из деревни и приехал учиться в районную школу. Его основные личностные черты:

  • мужественность;
  • смелость;
  • упорство.

 уроки французского жанр произведения

Мальчик очень одинокий, так как городские дети не принимали его. Он очень умный и самостоятельный, старательный. Герой стремиться не разочаровать семью. В рассказе есть еще одна центральная героиня — Лидия Михайловна. Учительнице иностранного языка исполнилось только 25 лет. Красивая и молодая женщина, она выросла на Кубани. В детстве доставляла немало проблем родителям.

Директор школы — Василий Андреевич. Он громко разговаривает, и это часто пугает детей. Провинившихся он заставлял оправдываться перед всей школой. Поступок учительницы директор посчитал недопустимым.

В рассказе встречается множество второстепенных персонажей.

Среди них — хулиган Птаха, его младший соратник Вадик, одноклассник главного героя Тишкин и многие другие. Все они делают произведение Распутина уникальным.

Центральная тема

В рассказе писатель поднимал несколько проблем. В первую очередь он показал, как важно быть неравнодушным. Если бы не помощь Лидии Михайловны, мальчик мог свернуть на кривую дорожку. Проблематика произведения — особый моральный выбор, который не поддерживается обществом.

Учительница не только хотела помочь герою справиться с учебой. Она помогла ему деньгами, вернулась в пору безмятежного детства.

 анализ уроки французского

В то же время герой смог отказаться от игры с хулиганами. Они не раз избивали его, но ему были нужны деньги. На них мальчик покупал только батон и молоко. Эти продукты стали настоящим спасением. Помощь Лидии Михайловны тоже была кстати, так как герой перестал общаться с хулиганами.

Основная мысль работы: когда человек помогает кому-то, то он помогает себе. Учительница смогла стать счастливой, хотя она рисковала карьерой.

Но даже увольнение не расстроило ее. Ведь она помогла мальчику.

Анализ текста

Рассказ точно описывает повседневные события. Несмотря на это, произведение получилось трогательным, глубоким, правдивым. Глазами главного героя автор показал реалии исторического периода — обнищание деревни, сытую жизнь городских людей, разруху.

В композиции рассказа можно выделить несколько частей:

Уроки французского жанр

  1. История главного героя.
  2. Игра на деньги.
  3. Занятия с учительницей.
  4. Игры с Лидией Михайловной.
  5. Разоблачение.
  6. Отъезд учительницы.

Рассказ имеет завязку, кульминацию, развязку. Небольшое произведение стало отражением ценных идей. Прежде всего автор показал важность человечности. Лидия Михайловна проявила неравнодушие, и именно это помогло ей стать счастливой. Да, она была уволена, но это уже не имело значения. Важно другое: ее неравнодушие спасло мальчика.

Анализ «Уроков французского» Распутина позволяет лучше понять особенности произведения. Оно написано в жанре деревенской прозы. В нем автор показал реальное положение сёл, то, как людям там приходилось выживать. Ведь для героя простые макароны были недоступным лакомством.

Рассказ учит проявлять неравнодушие к чужим бедам. Главный герой не жаловался и не плакал, но учительница смогла хитростью помочь ему. В конце она присылает ему посылку с красивыми кубанскими яблоками.

Она не только смогла помочь мальчику сердечным отношением, но и на всю жизнь запомнилась ему своими уроками доброты.

  • Особенности композиции рассказа носова на горке
  • Особенности композиции медведь на воеводстве вставные эпизоды пейзаж портрет интерьер в сказке
  • Особенности композиции вставные эпизоды пейзаж портрет интерьер сказки дикий помещик
  • Особенности композиции вставные эпизоды пейзаж портрет интерьер в сказке пропала совесть
  • Особенности композиции волшебных русских народных сказок