Особенности композиции сказки конек горбунок

 

Уже самый зачин «Конька-Горбунка» свидетельствует о глубоком интересе Ершова к подлинному народному быту. Вместо бытовавших в литературе идиллических «поселян» Ершов показывает людей, живущих трудовыми интересами. Сказочный сюжет развертывается на будничном, прозаическом фоне реального крестьянского быта. Ершов показывает будничную прозаическую изнанку неоднократно идеализировавшейся «сельской жизни».

 
Сюжетное ядро развивается на фоне многоголосой ярмарочной толпы, в среде кичливой царской челяди. Это густонаселенный русский мир (городничих, купцов, служилых людей) в различных его «срезах» — семейном, придворном (царском), социальном и т.д.

 
Сказка как литературное произведение имеет классическую трёхчастную форму, логическую последовательность в развитии событий, отдельные части органически сплетаются в единое целое. Все действия, совершаемые героями, оправданы классическими законами волшебной сказки.

 
Композиционно сказка П.П.Ершова состоит из трех частей, каждую из к-рых предваряет эпиграф:

 
1.Начинает сказка сказываться.
2.Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается.
3.Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал.

 
В этих эпиграфах угадываются уже и темп, и плотность повествования, и меняющаяся роль главного героя, определяемая меткостью народной пословицы.

 
Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт:

 
1.Иван и Конек-Горбунок — и смекалистые братья. (Пространство семьи — государства.)
2.Иван и Конек-Горбунок — и царь с прислугой. (Пространство царства, столь разительно напоминающего своей широтой российские пределы.)
3.Иван и Конек-Горбунок — и Царь-девица. (Пространство Мироздания.)

 
Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время в них уплотнено до предела, а пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев и предопределяет дальнейшие события.

 
В первой части это пленение кобылицы. Она дарит Ивану жеребят, с ними вместе Иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть завершается кратким рассказом о дальнейших событиях вплоть до заключительного эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.

 
Во второй части центральными являются два события: Иван с помощью Конька-горбунка ловит Жар-птицу и доставляет во дворец Царь-девицу.

 
Как и во многих народных сказках, Иван выполняет третье, самое трудное, почти непосильное задание — добывает перстень Царь-девицы и встречается с китом; заодно побывал на небе, где беседовал с Месяцем Месяцовичем, матерью Царь-девицы, освободил кита от мучения, за что тот помог Ивану достать перстень. Третья часть, таким образом, наиболее насыщена событиями. В ней использованы известные в народной сказке мотивы: герой. помогает встречному, который в свою очередь, через цепочку действующих лиц, выручает самого героя, содействуя выполнению наиболее трудного задания.

 
Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.

 
Все три части сказки крепко связаны между собой образом Ивана и его верного друга Конька-горбунка.

 
Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и рассказчик.

 
Двигателем сюжета в основном является характер главного героя, всегда находящегося в центре событий. Его смелость, отвага, самостоятельность, находчивость, честность, умение ценить дружбу, чувство собственного достоинства помогают преодолеть» все препятствия и победить.

 
Одним из традиционных художественных приёмов, используемых сказочником, является удвоение, принимающее всеохватывающий характер: удваиваются сюжетные мотивы и фрагменты, персонажи имеют своих двойников и «близнецов», в повествовательной структуре возникает множество параллельных синтаксических конструкций с лексическими повторами. Происходит удвоение жанра – сказка в сказке, удваиваются «сферы вселенной» (земное и подводное, земное и небесное царства). Функция удвоения – создание и разрушение сказочной реальности; сатирично описаны «двойники – братья» «Данило да Гаврило».

На
всём протяжении сказки звучит голос
народа; действие нередко выносится на
площадь, в шумную толпу. Всё в сказке
подчинено стихии народной жизни.

Отличительная
черта – сочетание трёх основных типов
народной сказки: волшебной, сатирической
и сказки о животных. К элементам волшебной
сказки относится всё чудесное и
прекрасное. Сатирическая сказка
проявляется в обрисовке Иванушки-дурака,
братьев, царя, спальника, отчасти и
Царь-девицы. Сказка о животных представлена
сюжетом «Ёрш Щетинникович» — в описании
подводных владений.

Все
герои за исключением заморской
Царь-девицы, представляют единый
национальный тип, все говорят на бойком,
цветистом русском языке, думают и
переживают совершенно по-русски. Пара
главных героев Иван и его игрушечка-конёк
имеют много сходства: младшие дети,
антиподы «образцовых» старших, они тем
не менее оказываются лучше, достойнее
их. Удача сама идёт к ним и всё у них
получается. Конек-Горбунок не слуга, а
верный товарищ Ивана, способный не
только помочь, выручить, но и сказать
горькую правду. В обоих есть нечто
наивное, непосредственное, что делает
их похожими на детей.

22.Проблема авторства сказки п. Ершова «Конёк-горбунок». Научные доказательства и вымысел споров вокруг авторства сказки.

Эта
сказка появилась в 1834 году, в пору, когда
своё слово о народности сказали все
видные литераторы и критики. Однако
«Конёк-Горбунок» вызвал новую волну
споров на эту тему. В. Г. Белинский отказал
сказке даже в достоинствах «забавного
фарса», журнал «Отечественные записки»
ругал сказку за отсутствие народности
в вымысле, за «рифмованные нелепости»
и «площадные» выражения. Цензуре
показалось опасным сатирическое
изображение русского царства. Однако
Ершова и его сказку поддержали те, кто
понимал народность более широко. Первым
признал «Конька-Горбунка» профессор
изящной словесности (так тогда называли
художественную литературу)
Санкт-Петербургского университета П.
А. Плетнёв. Крупнейшие поэты-сказочники
поддержали талантливого писателя.
Жуковский заметил, что это не только
побасенка для детей, а Пушкин отозвался
высокой похвалой («Ваша сказка –
настоящая сокровищница русского языка!..
вы избрали правильный путь. Теперь этот
род сочинений можно мне и оставить… А
сказку вашу издать для народа. Миллион
книжек!.. с картинками и по самой дешёвой
цене…»).

На
пути «Конька-Горбунка» к народу было
и немало препятствий: сказка то
запрещалась, то уродовалась цензурой
или выходила в нелепых переделках,
вплоть до «Конька-летунка», на котором
Иван обозревал Страну Советов. Несмотря
на всё это, «Конёк-Горбунок» нашёл дорогу
к народу и попал даже в собрание народных
сказок.

В
круге детского чтения сказка появилась
сначала как подцензурная переделка, а
потом уже в настоящем виде. До сих пор
она остаётся одной из лучших сказок
русского детства.

27.
Изображение ребёнка в русской
литературе Х1Х – начала ХХ века.

Х1Х
–ХХвв.- время активного развития
собственно детской художественной
литературы, поставившейв центр
повествования личность ребенка,
положившей начало проявлению детского
«я», сущности детской души, детского
мировосприятия и контекста собственно
детской жизни. Взгляд на мир меняется;
он перестает восприниматься как
«производный мир взрослых». Отринув
это восприятие, взрослый человек увидел
ребенка не себе подобным, а другим,
имеющим свою психоэмоциональную
специфику, свой круг интересов, проблем,
пристрастий, свое восприятие
действительности, разительно отличающееся
от взрослого.

Тема
детства и образ человека растущего
рассматривались на широком философском,
социальном, культурологическом фоне.
Детство как полноценный период
человеческой жизни старались вписать
в общую картину мира, которая без этого
периода представлялась неполной,
дисгармоничной, разорванной, поскольку
ребенок есть наследник прошлого и
носитель традиций, хранитель духовных
и материальных богатств, накопленных
человечеством.

Огромную
роль в познании ребенка, его души, его
жизни, его возможностей, как физических,
так и нравственных, психологических
сыграла общая литература рубежа веков
(Чехов, Андреев, Бунин). Ребенок и детство
у писателей – реалистов стали изображаться
без идеализации, перестали быть некими
знаковыми фигурами, материалом для
философских обобщений.

Игрушка
как знак родовой принадлежности к
детству в подобной литературе крайне
редка. Кукла, которую приносит Вася, не
столько является игрушкой для умирающей
Маруси, сколько психотерапевтическим
средством, «первой и последней радостью
ее недолгой жизни».

Тип
ребенка — «маленького каторжника»,
созданный литературой рубежа веков,
исключал тему игры и игрушки в ее
первоначальном смысле. Это исключение
видится как своеобразная художественная
и социальная задача авторов: в мире, где
жизнь ребенка становится адом, а смерть
– избавлением от него, не может быть
игр и игрушек, потому что у детей –
«каторжников» отобрано полноценное
детство, а иногда и право на жизнь (
маленький шахтер Сенька).

«Ангелочек» Л. Андреева в цикле
рассказов о детстве. Социальная и
художественная значимость рассказа.

Игрушка
– центр повествования, одно из самых
ярких произведений. Герой рассказа –
тринадцатилетний Сашка изображен в
пору прощания с детством, в пору слома
его психического и физиологического
состояния, неудовлетворенности жизнью
и растущего отвращения к людям, его
окружавшим. Он ненавидел и бил не только
товарищей по гимназии, но даже собственных
отца и мать. Он хотел свободы, какой-то
растительной жизни, где не требовалось
умываться по утрам, и «боялся одного
голода». Обладая «непокорной и смелой
душой», он стал превращаться в волчонка,
в орущего звереныша, которого не могла
остановить, отрезвить даже собственная
боль. Грубое, животное, нутряное чувство
переполняло Сашку. Даже мать видит в
нем щенка.

Сашка
– продукт семьи пьющей, мстящей за
страдания друг другу, выставляющей
напоказ «ужас человеческой жизни» и
одновременно тяжело переживающей его.
В ней все враги. Происходящее с членами
семьи – распад родственных отношений,
вражду и ненависть, постоянное желание
сделать больно другому – мать называет
неуместным здесь словом «статистика»,
напоминавшим о прошлом мужа – грамотея
и больно ранившим его, умирающего от
чахотки.

Идея
унижения, подчинения всех себе, а может
быть, и мести «чистеньким детям», витает
над Сашкой. Не щадит он даже маленького
Колю Свечникова, протянувшего ему
игрушечное ружье. Игрушка в руках Сашки
становится средоточием зла и мести,
неожиданных для Коли и от того еще более
страшных и болезненных. Елка, на которую
пригласили Свечниковы Сашку, которая
вызывала восторг детей, оказалась для
него границей между двумя мирами.
Преображение Сашки происходит тогда,
когда он замечает игрушку – воскового
ангелочка, висевшего на елке. Здесь на
елке Сашка впервые понимает, что у него
вроде бы «есть отец и мать, свой дом, а
выходит так, как будто ничего этого нет
и ему некуда идти».

И
это еще одна граница между миром прежнего
Сашки, щенка, волчонка, грозившего
превратиться в матерого зверя, и миром
Сашки обновленного, который теперь даже
возможное прикосновение к крылышкам
ангелочка посчитал «безумной жестокостью».

В
реалистическом рассказе Андереева
игрушка становится символом возможности
изменения детского сознания, детского
мировосприятия, прикосновения к жизни
чистой, одухотворенной. Ангелочек на
миг останавливает Сашку от окончательного
падения, превращения в зверя. Игрушка
у Андреева нечто духовное, не
объективируемое. Сашка воспринимал
ангелочка не глазами, а чувством. В нем
рождалось и крепло невероятное желание
получить его, прикоснуться к нему. Ради
исполнения этого желания Сашка был
готов на все: раскаяться, вновь начать
учиться, стать на колени перед хозяйкой
дома, терпеть и казаться хорошим до тех
пор, пока она не согласиться дать ему
игрушку.

Получив
ангелочка, Сашка внешне становится
другим: «на глазах его сверкнули две
маленькие слезинки». Ангелочек в руках
Сашки – это «короткий момент» «веяния
человеческого счастья».

До
тринадцати лет Сашка не знал состояния
одухотворенности, которое возникает в
жизни чистой и неиспорченной, которое
положительно влияет на психическое
здоровье и развитие человека. С ангелочком
он пережил новое для себя чувство
краткого единения с отцом, то чувство
«что сливало воедино сердца и уничтожало
бездонную пропасть, которая отделяет
человека от человека и делает его таким
одиноким, несчастным и слабым. Ощущение
чистой, радостной, светлой жизни на миг
было даровано не только Сашке, но и его
отцу. Ведь ангелочек был снят с елки и
отдан его сыну женщиной, которую когда-то
он любил сам.

Но
все, происходящее в Сашке и вокруг него,
кратко, одномоментно, иллюзорно. Взяв
ангелочка, он возвращается домой к
пьяной матери, к «бревенчатой, покрытой
копотью стене», к «грязному столу», к
«погибшему человеку» — его отцу. Минуты
нечаянной радости, пережитые вместе с
отцом, перебьет сон. И растаявший ночью
восковой ангелочек унесет с собою
призрачную надежду на обновление его
бытия. С нею закончится тот период ,
который в человеческой жизни называется
детством. И вместо символа детства –
игрушки с наступающим утром в жизнь
Сашки врывается другой символ – стук
железного черпака зазябшего водовоза.
Он – свидетельство того страшного круга
жизни, из которого не вырваться Сашке,
не уйти от судьбы отца и матери, не
преодолеть даже с помощью той звериной
силы и настойчивости, которая зрела в
нем.

Естественно,
что в тех произведениях, которые были
непосредственно адресованы детям, нет
ощущения трагедии жизни ребенка.
Собственно детская литература, развивая
тему игры и игрушки, почти никак не
соприкасается с этой темой в общей
литературе. Она не поднимается до
символических обобщений, тем более не
связывает эту тему с социальными
проблемами жизни России того времени.
Наоборот, она возвращает ее в детство,
в мир, изначально принадлежащий ей.

28.
Природоведческая детская
литература: история становления и
развития.

Природоведческая
литература для детей появилась поздно.
В конце XVIIIв.журнал
И.Новикова «Детское чтение для сердца
и разума» первым стал публиковать очерки
о природных явлениях и даже стихи, где
описывались чувства, которые возникали
у лирического героя от созерцания
природы (Карамзин «Весенняя песнь
меланхолика»).

Такое
позднее обращение к теме объясняется
отсутствием традиции: ведь древняя
литература не знала описаний природы,
а в случае необходимости пользовалась
устойчивыми стилистическими формулами,
которые скорее всего свидетельствовали
о каноне, нежели об индивидуальном
восприятии мира природы.

В
устной словесности долгое время
существовали рассказы о животных, на
смену им пришли сказки, многие из которых
сразу прижились в детской среде и
удовлетворяли детское любопытство к
миру животных.

Но
в XIXв.стало ясно, что нужна
детская природоведческая книга. Заметим,
что в 40-е гг. 19в.-время активного развития
детской литературы-говорится о
научно-познавательной книге. О
художественной литературе речи нет.

В
60-е гг. 19в.научно-популярных книг стало
так много, что Н.Мамин-Сибиряк
свидетельствует о них как о «ярком
знамении времени».

В
это время природоведческие произведения
активно востребованы и читателями, и
составителями хрестоматий. Педагоги и
методисты говорят о том, что обучение
ребенка следует начинать с рассказах
о временах года, самом человеке, домашних
и диких животных и т.д.

Не
будучи довольным тем, как преподносились
«натуральные знания» в детской книжке,
составители хрестоматий сами сочиняют
детские произведения. Так появляются
зообеллетристика Л.Толстого и К.Ушинского.
Рассказы этих авторов, короткие,
насыщенные действием, создавались в
первую очередь как познавательные. Они
знакомят читателя с внешним видом,
повадками, образом жизни животных и
одновременно являются материалом для
упражнений в технике чтения. Отсюда
лаконичность, динамика, простота языка.

Манера
повествования Ушинского сказочная,
просторечная. Звери у писателя
разговаривают, имеют семью, читают
книжки. Он часто пользуется фольклорными
художественными средствами «на хвосте
узоры, на ногах шпоры».

Поскольку
произведения в большей степени создавались
как учебные, авторы не забывали о
сообщении детям новых знаний, полезных
сведений, пригодных в реальной жизни.
В рассказе Л.Толстого «Фазаны» описывается
подробно процесс охоты собаки на фазана,
как она его ищет, загоняет на дерево и
охотник застреливает его.

Благородная
цель развития маленького человека была
важной для писателей-педагогов. Но и не
менее важными были и воспитательные
цели. Ушинский одним из первых отметил
в детской литературе нравственное
воздействие природы на человека («Дети
в роще»). Рассказ психологически точен,
автор одушевляет природный мир, зная,
что именно таким, живым, себе подобным,
воспринимают его дети. Анимизм как
особенность детского мышления,
представленный в этом рассказе, станет
впоследствии основным художественным
приемом природоведческой литературы.

Традиции
Толстого и Ушинского быстро прижились,
и в обзорах 80-х гг.XIXв.
природоведческие рассказы, рекомендованные
для чтения маленьким детям, фигурируют
часто. Их сочиняют и переводят. В них
отмечается хорошее знание авторами
естественной среды обитания, привычек,
образа жизни животных и птиц.

Два
пути развития природоведческой литературы
определились в 60-80-е гг.
XIXв.:
1.
Научно-познавательная литература,
связанная со знанием, обучением детей,
развитием их интеллекта, любознательности;

2.Художественная
литература, оказывающая сильное
воздействие на эмоции, формирующее
нравственное отношение детей к миру
природы, эстетическое восприятие его
реальной красоты и силы.

Достойную
роль в развитии художественной литературы
сыграл Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Серая
шейка», «Аленушкины сказки», где
представлен реальный или сказочный
природный мир, мир, полный драматизма
и радости. Он тесно связан с человеческим:
в природе, как и в человеческом обществе,
свои несчастья, беды, проблемы. Так же,
как старый, полуслепой Емеля, Утка, мать
Серой Шейки, драматически ощущает свое
бессилие, невозможность помочь слабому,
защитить его от опасности.

Но
произведения для детей, особенно
«Аленушкины сказки», которые, «писала
сама любовь», несмотря на драматизм
повествования, полны светлой надежды
на изменение горестного положения
героев, веселья, смеха, взрыва эмоций
обитателей прибрежного пространства.

Мир
природы изображается писателем
гармоничным. Персонажи его произведений
стараются жить в согласии друг с другом,
находить компромиссы.

Но
самое главное для писателя – это гармония
в отношениях человека и природы. Чтобы
подчеркнуть важность этой мысли, писатель
избирает своим героем человека
обездоленного, для которого все живое
– прежде всего средство к существованию,
возможность выжить. Емеле нужно было
отыскать олененка и убить для своего
внучка, т.к. внук не может больше есть
черный хлеб и соленую козлятину, поэтому
бредет он по тайге. Когда он находит
олененка, он не может его убить, т.к. это
значит уподобиться неразумной волчьей
стае. Емеля опускает ружье, а больной
внук понимает деда и радуется тому, что
оно не совершилось.

Начиная
с рассказов Мамина-Сибиряка, тема
взаимоотношения человека с природой
звучит как глубоко нравственная тема.
Он говорит о приоритете разума в
отношениях человека и природы, о понимании
природы как животного организма,
подобного человеку. В связи с этим
основным художественным приемом он
избирает антропоморфизм. Отдельные
представители мира природы могут не
только выполнять похожи действия, как
у человека, но и мыслить, как человек,
глубоко мыслить, переживать.

Антропоморфическое
восприятие животного мира свойственно
и А.П.Чехову. «Каштанка», «Белолобый».
О рассказах Чехова говорили как об
интересных явлениях в детской литературе.
И в то же время не все рецензенты
соглашались отнести их к детскому чтению
« рассчитано не для детского понимания,
слишком много тонкой отделки».

Это
была настоящая, большая литература для
маленьких. Создавая их, автор предъявлял
к себе высокие требования, говорил о
том, что писать для детей трудно, работал
подолгу, оттачивая каждую деталь,
редактировал, обсуждал написанное с
издателями, специально искал
жудожника-анималиста для оформления
«Каштанки».

Новаторство
Чехова заключается в создании
психологического образа животного.
Его герои мыслят, анализируют свои
поступки. Каштанка понимает, что
заблудившись, она виновата сама. Автор
описывает характер своих героев, их
душевное состояние, те переживания,
которые одолевают их: «Волчиха была
слабого здоровья, мнительная».

Картины
жизни животных, которые рисует сам
Чехов, поразительно точны: теплый пар,
запах навоза и овечьего молока чувствует
не только волчица, разгребающая соломенную
крышу хлева, но и читатель. Его рассказы
пронизаны запахами, звуками, он знает
повадки, образ жизни, привычки животных
(обыкновенно волчихи приучают своих
детей к охоте, давая им поиграть с
добычей). Благодаря этому литературный
герой на какое-то время становится
типичным обитателем мира природы.

Рубеж
веков не внес каких-либо разительных
изменений в процесс развития
природоведческой литературы. Из
созданного большое внимание привлекают
рассказы Натальи Ивановны Манасеиной.
«Бутузка».
Автор стремится проникнуть
в психологию животного (песик любит
шерсятной платок, который напоминает
ему мать и воспринимается как ее тепло
и ласка). Манасеина ратует за то, чтобы
животные жили естественной, т.е. привычной
для них, жизнью : привезенный с дачи в
городской дом, Бутузка не может привыкнуть
к правилам жизни в неволе, огорчает и
страдает от этого. Педагог по образованию,
автор не забывает дать в своих рассказах
образец детского поведения по отношению
к природному миру («Лягушка»).

После
революции 1917г. в природоведческой
литературе происходят кардинальные
изменения. На протяжении длительного
времени ведущей темой становится тема
покорения природы человеком, тема
господства человека над природой
(В.И.Инбер «Ночь под Москвой»).

Так
же круто изменилось и направление
развития литературы. Она в основном
становится научно-художественной и
продолжает оставаться ею до конца XXв.
Приоритет ее над художественной стал
возможен потому, что в детскую литературу,
начиная с 20-30-х гг., приходили писатели,
владеющие огромным запасом профессиональных
знаний о природе, обладающие талантом
умного собеседника, хорошо знающие
возрастные особенности детского
восприятия. Это Бианки, Акимушкин и т.д.

Профессиональные
знания писателей оказали влияние на
своеобразие природоведческих произведений.
Это проявляется в сочетании научности,
достоверности и вымысла, художественного
отображения природы. Много пришлось
потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»),
чтобы уяснить: хвост каждому живому
существу дан для дела, а не для красоты,
как раньше наивно полагала она. Все
персонажи этого произведения одушевлены,
что естественно приближает их к
ребенку-читателю и делает строгие
научные истины доступными для него.

Писатели-природоведы
пользуются особым жанром сказки-несказки,
родоначальником которого является
В.Бианки. Он хотел, чтобы во всех
произведениях все было ясно, чтобы в
каждом из них было какое-то открытие,
чтобы читатель понимал взаимосвязь
всего живого.

Главной
книгой жизни Бианки, по мнению Сладкова,
является «Лесная газета», созданная в
жанре энциклопедии, где представлена
система знаний о временах года.
Энциклопедия тематически многообразна,
системна, в ней представлено множество
интересных сведений по различным
вопросам.

Иногда
энциклопедические знания преподносятся
читателю в форме сказки (Шурко «Солечный
мальчик»). Андрюша, будущий первоклассник,
поверив в сказку, начинает понимать все
человеческие языки, языки животных и
птиц и одновременно накапливает знания
из различных областей науки.

Кроме
книг, посвященных естественной жизни
природы, есть книги о животных, живущих
в неволе (Дуров «Мои звери», Чаплина
«Питомцы зоопарка»).

Во
второй половине XXв. в
природоведческой литературе заметна
специализация авторов. Чарушин
писал о животных-детенышах, по возрасту
близких к тем читателям, кому адресована
книга. Н.Романова пишет о мелких живых
существах («Ящерка без хвоста»), а ее
книга «Муравей Красная точка» — это
научно-художественное описание
эксперимента, который проводился
автором.

Автор
для наблюдения помечает муравья красной
точкой, чтобы удобней было за ним
наблюдать. Он обретает имя, автор –
возможность наблюдать за ним. У муравья
есть семья, свой дом, подружка-тля,
которая угощает его « сладкой каплей
березового сока». Экспериментатор
переживает драматический момент
исчезновения муравья во время дождя и
радостную встречу с ним, храбрым и
сильным. Он постигает тайны муравьиной
природы: оказывается, «муравьи умеют
чувствовать время», крепко спят ночью,
даже яркий свет фонарика не будет их;
имеют общих детей, которых вместе кормят;
касаясь усиками друг друга, сообщают
новости. Благодаря муравью с красной
точкой читатель не только узнал о
муравьях, но и сам захотел быть
исследователем.

С.Сахарнов
более всего пишет об обитателей моря,
так как с ним связана его профессия («По
морям вокруг земли» детская морская
энциклопедия).

Писатели
изображают природу полной тайн. Они
находят тайны там, где, казалось бы, их
нет, где все давно известно и ясно.
Дмитриев пишет о собаках, кошках, лошадях,
т.е. о тех, кто давно уже рядом с человеком.

Но
главной проблемой природоведческой
литературы является нравственная
проблема взаимоотношения человека с
природой
. Вопреки существовавшей на
протяжении длительного периода (20-90-е
гг. XXв.) общегосударственной
установкой о том, что человек является
хозяином и преобразователем природы,
детская литература ставит перед собой
задачу формирования нравственного
отношения человека к природе, отношения,
при котором человек выступает существом
разумным, берегущим природу, знающим
особенности ее развития, ощущающим себя
частью природы, умеющим разумно
пользоваться ее богатствами. Особенность
решения этой задачи заключается в
отсутствии примой назидательности,
открытой дидактики, поучения. Чтобы
нравственное содержание разговора
стало яснее ребенку, писатели прибегают
к жанру сказки (Бианки «Красная горка»).
В обычном реалистическом рассказе также
не исключается нравственная проблематика
(Пришвин «Лоси»). И также используется
олицетворение как художественный прием,
созвучный мировосприятию ребенка
(Пришвин «Осинкам холодно»).

В
природоведческой литературе большое
значение имеет образ повествователя,
мудрого, много знающего человека,
труженика, охотника, рыболова,
исследователя, желающего поделиться с
читателями своими наблюдениями и
открытиями.

Нравственность
природоведческой литературы заключается
также и в особой любви к природе тех,
кто о ней пишет, любви искренней,
заражающей других.

Природа
писателей – это олицетворение Родины.
Задача современных писателей – изменить
взгляд человека на природу, сделать
устойчивым понимание кровной связи
мира человека и мира природы. Имея
маленького читателя как объект приложения
своих идей, детская литература с помощью
особого художественного языка говорит
с ним о том же, и чем страстно обсуждали
Чехов в «Лешем».

Природоведческая
проблематика в детской литературе тесно
связана с экологической: в защите и
охране одинаково нуждается душа человека
и душа окружающего его мира.

Художественное
направление развития литературы о
природе представлено именами Пришвина,
Паустовского, Житкова (цикл «Рассказы
о животных»).

Определение
понятий «природоведческая литература»,
«анимизм», «антропоморфизм».

В
теории детской литературы нет научного
определения понятия природоведческое
произведение
. Очевидно, им можно
считать то произведение, где основной
темой является сама тема природы,
взаимоотношений человека и природы,
основным объектом изображения –
природный мир, основными художественными
средствами – анимизм, антроморфизм, в
научно-художественной литературе –
научное описание. Главная задача –
воспитывать дух любознательности,
возбуждать интерес к активному изучению
природы (1919г.). В наше время к этому
необходимо добавить задачу воспитания
разумного отношения человека ко всему
природному миру.

Анимизм
(душа) – это одушевление животных,
растений, предметов, наделение их
свойствами и качествами, присущими
человеку.

Антропоморфизм
(от антропо…
и греч. morpho — вид), уподобление человеку,
наделение человеческими психическими
свойствами предметов и явлений неживой
природы, небесных тел, животных, мифических
существ.

В. Белинский о природоведческой
детской книге
.

Белинский
впервые отметил, что нужна природоведческая
литература. Делая ежегодные обзоры
того, что издавалось для детей, заметил
отсутствие «толковых книг», дающим
детям знание об окружающем мире. Критик
не только говорил о создании научно –
познавательной и учебной книги для
детей, но и наметил темы, считая нужным
«провести ребенка по всем трем цартсвам
природы». Он подсказал основной способ
изображения природы – одушевление,
антропоморфизм.

Путь
знакомства ребенка с миром природы
должен быть простым: надо рассказать
малышу о том, что окружает его, о самом
обычном и каждодневным. Белинский
неоднократно указывал на то, какою
должна быть детская природоведческая
книжка: это «книжка с картинками», с
«простым толковым текстом о том, как
прекрасна природа», текстом, в котором
представлена «научная систематизация
излагаемого».

Уроки 1 –
2                                    П. П. Ершов «Конек – горбунок»

Просмотр первых кадров мультфильма.

    Это было
полтора столетия назад в Петербургском университете. На календаре был 1833 год.
Только что прозвенел звонок и студенты заполнили аудиторию, вот и профессор
появился, к кафедре подошел, поздоровался, свою тетрадочку открыл и прочел:

За
горами, за лесами,

За
широкими морями,

Против
неба – на земле

Жил
старик в одном селе.

У
старинушки три сына:

Старший
умный был детина,

Средний
сын и так и сяк,

Младший
вовсе был дурак…

Зачем профессор
читал эту сказку своим студентам? Дело в том, что среди них был ее автор Петр
Ершов. Ему тогда было 18 лет. Он постеснялся отнести рукопись сказки в редакцию
и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам,
но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». Так в
1834 году имя Ершова и его сказка стали известны всей читающей России.  Прочел
ее и Пушкин. Прочел и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»

— Как вы понимаете
такую оценку сказки Пушкиным?

Познакомимся
сначала с автором сказки.

Почему нужно знать
биографию автора?

3.Знакомство с биографией поэта.

С
именем Петра Павловича Ершова мы знакомимся впервые. Кто же он, автор этой
замечательной сказки?                                                  

1)    П.П.Ершов
родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской
губернии (ныне Тюменская область в Сибири). 

2)    В 1824 году он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 году
отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета.

3)    В
детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и
сам хорошо их рассказывал. 
Он очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов
– царя, бояр, купцов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость,
добро. 

4)    Ершов
учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные
сказки Пушкина. Они тогда только что появились. 
И он тут же задумал написать своего «Конька горбунка» – весёлую
сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном
коньке горбунке. Многое взял Ершов для «Конька горбунка» из старинных
народных сказок. 

5)    В
1834 году сказка была напечатана. Успех его был очень большой. Сказку узнала
вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый
по-своему, в разных сёлах и городах.

6)    Слава
пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера,
— лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести – не идёт ни в
какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником. 

7)    Молодого
автора «Конька-Горбунка» в Петербурге называли «жар-птицей из
холодных краев».

8)     Большую
часть жизни провел писатель в городе Тобольске, считавшемся в Х1Х веке
сибирской столицей. Там он после окончания Петербургского университета работал
преподавателем, а затем и директором тобольской гимназии, писал стихи, пьесы,
поэмы, рассказы. Но всем известен Ершов как автор сказки «Конёк-горбунок».

Народная и
литературная сказка

Итак, «Конёк-горбунок» — литературная
сказка.

«Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»
— русские народные сказки.

-Чем отличается русская народная сказка от
литературной?

Народная

Литературная

1.
Автор-народ.

1.
Автор-  конкретное лицо (он творец).

2.
Существует в устной форме.

2.
Создаётся в письменной форме.

З.
Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить
изменения).

3.
Внесение изменений не допускается.

4.
Время создания определить невозможно.

4.
Время создания сказки известно.

5.
Народная сказка ограничивается определённым жанром:

-волшебная

-бытовая


животных

5.
Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой
сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

-А связь между народной сказкой и
литературной есть?

При жизни Ершова сказка неоднократно
переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором.
Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной
основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

1.    
В сказке есть народные (фольклорные) элементы: она
состоит из 3-х частей. У отца три сына; три котла, в которых должны искупались
царь и Иван. 

2.    
Композиция сказки «Конёк-Горбунок» такая же, как и в русских
народных сказках.   У неё есть зачин. Он вводит читателей
в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад. Найти
и прочитать

За
горами, за лесами, 
За широкими морями,
 

3.     В
сказке есть концовка: (найти и прочитать)

Во
дворце же пир горой:

Вина льются там рекой; …
4. В сказке добро побеждает зло, как и во всех
русских народных сказках. Царь сварился в котле из-за жадности, а Иван стал
царём. Это мечта народа о счастливой жизни. 

5. В сказке много разных героев, добрых и злых.

Добрые – это Иван,
его отец, конёк-горбунок, рыба ёрш, которая помогает Ивану достать перстень
царевны, Месяц Месяцович, отец царевны, он тоже помогает Ивану.

Злые
– это братья Ивана (но их не наказывает автор в конце сказки); спальник,
который завидовал Ивану и хотел его извести; это царь, которого в конце
наказывают. 
6. Это сказка волшебная, потому что в ней есть волшебные герои (конёк
горбунок, чудо юдо рыба кит, жар птица, перо которой освещает комнату). В
сказке разговаривают животные, Иван их понимает. Таких коней, которые описаны в
сказке, нет на свете:


Кони ржали и храпели, 
Очи яхонтом горели; 
В мелки кольца завитой, 
Хвост струился золотой, 
И алмазные копыты 

Словарная работа
Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о
чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения
России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку
детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова,
понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются
в нашей речи.

Стали
думать да гадать – 
Как бы вора соглядать 
   (подсмотреть,
увидеть)
 

И со страхов наш мужик 
Закопался под сенник

(сноп
сена)
 

Я куплю тебе лубков(ярко раскрашенные книжки с
картинками) 

Дам
гороху и бобов. 

Тут
Иван с печи слезает, 
Малахай свой надевает. (длинная,
широкая одежда без пояса)
 

Да ещё рожу конька 
Ростом только в три вершка, 
На спине с двумя горбами 
Да с аршинными ушами.   

 (Вершо́к —
старорусская единица измерения, первоначально равнялась
длине основной фаланги указательного пальца, т.е. 4,5 см; три вершка
– это 13,5 см; Аршин – 71,2 см) 
Месяц, ровно , тоже светил, – 
Я порядком не приметил. 
      (будто, словно) Но и я ведь сам не промах, 
Слышь, держал его, как в жомах.
      (Жомы
– тиски, пресс)


Два же брата между тем 
Деньги царски получили, 
В опояски их зашили, 
Постучали ендовой 
И отправились домой. 
   (пояс;
деревянная миска)
 

спальник

придворный чин

бабка — игральная кость

зело – сильно

басурманин – иноземец

каурка – лошадь рыжей
масти

лубки – яркие картинки

седмица – неделя

острог – тюрьма

шабалки – шабаш, конец

льзя – можно

рядиться – торговаться,
договариваться

малахай – длинная, широкая
одежда без пояса

Работа с текстом.
Чтение комментарий. Характеристика героев.

Часть первая

1.     Зачин

2.     Завязка (…приключилося
им горе…)

3.     Три ночи –
три караула

4.     Борьба
Ивана с кобылицей. Победа и награда. Наказ кобылицы.

5.     Возвращение
Ивана домой. Рассказ о ночи дозора. Почему Иван не рассказывает правды?

6.     (Много ль
времени аль мало…)
Открылась тайна Ивана.

7.     Замысел
братьев Ивана. Как эти планы характеризуют братьев?

8.     Горе
Ивана. Первая помощь Конька-горбунка.

9.     Расскажите
о том, каким вы представляете Конька-горбунка? Откуда складывается
представление о герое? Как к нему относится автор? Подберите отрывки из текста,
в которых описывается конек.

Да еще
рожу конька…

Да игрушечку-конька

Ростом
только в три вершка…

Лишь
игрушка-горбунок

У его
вертелся ног…

Тут конек
ему заржал…

10.  Иван догоняет
братьев. Как повели себя братья, когда Иван их догнал? А какие качества
характера проявил Иван?

11.  Перо Жар-птицы.
Нарушение запрета Иваном. С этого момента начинается разворачивание основного
сказочного сюжета.

12. Город. Торговая
площадь. Что мы узнаем о правилах в этом городе?

13. О конях сообщают
царю.

14. Царь торгует
коней. (Царь-то был великодушный!) Как тут выражено авторское
отношение?

15. Ивана нанимают на
царскую службу. Как ведет себя Иван? Какие выдвигает условия службы?

16.  Как завершает
автор сюжетную линию братьев ивана?

17.  Какой необычный
отрывок завершает первую часть сказки? (Снова сказкой позабавим
православных христиан…)

Домашняя работа:

Перечитать сказку.
Начать работу со словариком. Составить в тетради план второй части сказки.

Часть втора.

Скоро сказка
сказывается, а не скоро дело делается.

1.     Присказка.
Какое отражение в присказке нашли сказки А.С.Пушкина?

2.     Как
складывается судьба Ивана? Почему автор использует слово затесался ?

3.     Иван и
спальник. Почему спальни стал следить за Иваном?  (До Ивана был начальник
над конюшней надо всей Из боярских слыл детей;)

4.     Что
насторожило спальника в поведении Ивана? (…Иван коней не холит, и не чистит,
и не холит…)

5.     А нешто,
так я и пулю, не смигнув, сумею слить…
Как вы понимаете
выражение слить пулю? Что задумал спальник? Найдите и прочитайте в
тексте.

6.     Ждет
суседки…
Кто
такая суседка? (домовой)

7.     Что увидел
спальник на самом деле?

8.     Первый
донос спальника.
Почему доносит спальник – понятно. А как реагирует
царь на донос? Как он себя проявляет в этой ситуации?

9.     Зачем
посыльные дворяне падают на глазах царя несколько раз? Как такое поведение
характеризует нравы при дворе?

10.  Иван у царя. В
чем состоит, по мнению царя, вина Ивана? Как себя чувствует Иван перед царем?

11. Иван и Конек.
Впервые звучит формула: «Это — службишка, не служба; служба все, брат,
впереди..»
О чем говорит Конек? Сколько раз он произнесет еще эти слова?

12. Как добывали
Жар-птицу. Сколько времени Иван и Конек были в пути? (Едут целую седмицу…) Благодаря
чему Иван справился с заданием? А как он себя ведет после того, как поймал
Жар-птицу?

13.  Чем закончилось
для Ивана первое испытание?

14.  Как спальнику
пришла мысль о втором доносе на Ивана? (История о Царь-девице)

15. Второе задание.
Как об этом задании отзывается Конек? Что во второй истории повторяется? Как
называется такой прием в сказке?
А что пошло не так? Как отзывается Иван о
внешности Царь-девицы? (Эта вовсе некрасива; И бледна-то и тонка, Чай, в
обхват-то три вершка; А ножонка-то, ножонка! Тьфу ты! Точно у цыпленка! Пусть
полюбится кому, я и даром не возьму)
Почему Ивану не понравилась красавица?
Почему не поймал ее с первого раза? Как ему удалось не заснуть во второй раз?

В истории с
Царь-девицей происходит усложнение сюжета.

16.  Возвращение к
царю. Почему красавица выдвигает царю условия, прежде чем согласиться на
свадьбу?

17. Задания
Царь-девицы.

Царь, отправляя
Ивана, опять проявляет свой вздорный характер: кричит, топает ногами, не дает
Ивану отдохнуть.

— А как задачу
усложняет Царь-девица?

Прочитайте
разговор Ивана и Конька. Что в этом разговоре интересного?

Почему на этом
закончил Автор Вторую часть?

Пришло время вспомнить Александра Сергеевича! Его
произведения Ершов знал и любил. Какие из них нашли отражение в сказке
«Конек-Горбунок»?

1.     Стихотворная
форма. Живой разговорный язык

2.     И нейдет
ли царь Салтан Басурманить христиан?

3.     Присказка
ко второй части

Часть третья

Доселева Макар огороды копал, а нынече Макар в воеводы
попал.

1.     Присказка.
В ней использованы народные прибаутки.

2.     Чудо-юдо
Рыба-кит. Расскажите историю этого персонажа. За что страдает Рыба-кит?

3.     Дело
мешкотно творится…
Что значит мешкать? Какое однокоренное слово
есть в современном языке?

4.     Иван в
небесном царстве. Какое впечатление на героя производит то, что он увидел?

5.     Расскажите
о встрече Ивана с Месяцем Месяцовичем. Что в этом герое вам показалось
странным? Мужской и женский род одновременно. Именно здесь впервые Иван назван
по Отчеству (Иванушка Петрович)

Спец-задание для
любопытных: попробуйте открыть тайну Месяца!

6.     Как
отнесся Месяц к планам царя жениться?

7.     Расшифруйте
последние слова Месяца, обращенные к Ивану. Знает ли он, что должно произойти?

8.     Спасение
Кита.

9.     Подводное
царство. Какие там царят порядки? Кого высмеивает Ершов, описывая этот мир?

10. На кого в сказке
похож Ерш? Чем?  Сцена Ерш и Кит напоминает сцену с царем и Иваном.

11. Возвращение Ивана.

12. Разговор Царя и
Царь-девицы. Как ведет себя царь? Что его совершенно не волнует во время его
сватовства?

13. Рецепт молодости
от Царь-девицы.

14. Как ведет себя
царь по отношению к Ивану? Какие качества характера он тут проявил?

15. Вот уж служба, так
уж служба!

16. Почему Царь-девица
не воспротивилась испытанию Ивана? Она же этот рецепт не ему предлагала, а
царю?

17. Жалко ли вам царя?

18. Объясните финал
сказки.

19. Концовка

Еще Пушкинские мотивы

Описание
небесного дворца (Из столбов хрустальный свод: все столбы те завитые, хитро
в змейки золотые; на верхушках три звезды, Вокруг терема сады)
Домик белки
из «Царя Салтана…»

Можно
прийти к выводу, что Иван-дурак является Иваном-царевичем с самого начала
сказки, только реальный мир об этом не знает. Обратите внимание, с каким
уважением к Ивану относятся все представители мира волшебного. Получается, что
мир волшебный раскрывает внутренний мир героя и помогает Ивану проявить себя в
реальном мире.

Домашняя работа:

1.
Нарисуйте карту путешествий Ивана.

2.
Характер героев народных сказок обычно не меняется от начала произведения к его
концу, а в сказке Ершова «Конек-горбунок» Иван меняется. Запишите, что
изменилось в герое. Как вы думаете, что стало причиной превращения Ивана в
пригожего молодца? Только ли купание в волшебных котлах?

Составьте
схему построения этой сказки.

  • Основные правила написания сочинения
  • Основная проблема рассказа фотография на которой меня нет
  • Особенности композиции сказки как один мужик двух генералов прокормил
  • Основные правила жизни поморов из рассказа устьянский правильник
  • Особенности композиции сказки волк и семеро козлят