Особенности композиции сказки лиса и журавль

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Лиса и журавль

Анализ сказки Лиса и журавль

Сказки о животных отличаются аллегоричностью. В них животные разговаривают, их поступки либо вскрывают пороки людей, либо, наоборот, высвечивают все лучшее, что накоплено в человеческих взаимоотношениях. Яркий пример этого – незатейливый сюжет сказки о Лисе и Журавле, в которой раскрываются тонкости характеров героев, их представлений о дружбе и гостеприимстве.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством.  А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Лиса и журавль

Анализ сказки Лиса и журавль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Русский характер (характер русского человека)

    Описать русский характер можно не только любовью к Родине, но еще и любовью к ближнему. Из литературы, фильмов, учебников по истории мы знаем, как самоотверженно девушки-медсестры выносили на своих хрупких плечах раненых солдат с поля боя

  • Анализ рассказа Певцы Тургенева

    В произведении Тургенева «Певцы» автору хочется раскрыть всю правду про русского человека, а также рассказать как он живет и чем дышит. Больше всего на свете к этим людям он чувствовал сострадание и горечь, но ничем помочь не мог.

  • Анализ романа Степной волк Гессе

    Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, основной проблематикой которой является изображение противоречивости человеческой природы и размышления о путях ее разрешения.

  • Таблица с характеристиками героев Горе от ума

    В данном великолепном произведении показаны герои, которых автор описал достаточно ярко, правдоподобно и интересно. В их образах содержится большой скрытый смысл по тому, как нужно вести суждения о личностях.

  • Комическое и трагическое в пьесе Вишневый сад Чехова

    Автор отнёс жанр своего последнего произведение к юмору, но читатель, погружаясь в вымышленный мир, теряет улыбку в нахлынувшей грусти. Впрочем, в пьесе прослеживаются и забавные моменты.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Лиса и журавль — анализ сказки

Лиса и журавль — анализ сказки

Народная русская сказка «Лис и Журавель» — это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавель дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.

Главные герои сказки, которыми являются Лис и Журавель совсем не знаю, как дружить и как принимать у себя в доме гостей. Их знакомство началось с того, что они вдвоем крестили маленького медвежонка. После этого они как-то сдружились и начали ходить друг в другу в гости.  Бросается в глаза то, что каждый из них думал только о себе, Лиса подготовила себе плоскую посуду, с которой ей было удобно кушать и Журавлю дала такую же. Она разложила кашу по тарелке и начала кушать. Журавель и так пытался клювом, и сяк, ничего не выходило. В итоге Лиса и съела всю кашу сама. Из-за клюва птица не могла употреблять пищу из посуды с плоским дном. Когда Журавель пригласил Лису к себе, то поступил аналогично. Поставил на стол два кувшина, в которых была окрошка. Лиса и так, и сяк пыталась поесть, но ничего не получилось. Журавель довольный съел всю окрошку и свою, и Лисицы.

После таких неудачных походов в гости и закончилась дружба Лисицы и Журавля.

Сказка «Лисица и Журавель» является русской народной. Главная мысль произведения заключается в том, что никогда не надо ничего делать плохого другому человеку. Иначе, все вернется и еще в большей степени. Всегда нужно идти на встречу, пытаться находить компромиссы и быть терпеливым к друг-другу.

Сказка учит тому, что нужном быть добрым к другим людям. Быть гостеприимным к друзьям. Не думать только о себе, но и подумать о своем друге или гости. Этого в сказке Лиса и Журавель не делали, в итоге они потеряли дружбу. Никто из них не хотел идти на компромисс и был зациклен на чем-то своем.

В этой сказке заложен скрытый подтекст. Ситуации, которые были у героев русской сказки аналогична с теми, которые часто встречаются в жизни. Ведь каждый человек достоин уважения к себе и своему образу жизни в такой степени, в которой сам проявляет уважение к другим людям. К примеру, Лиса сразу не подумала о том, что Журавлю будет неудобно есть с такой посуды, тем самым, проявив свое неуважение к куму. Так же бывает и в жизни, люди зачастую не ходят входить в ситуацию и идти на встречу кому-то. Это значит, что он не уважает своего оппонента. Сказка вышла очень добрая и поучительная. Очень глубокая мысль заставляет задуматься даже маленького ребенка. Сказка уже с детства учит детей хорошему отношению и уважению друг к друг.

Лиса и журавль — анализ сказки

Лиса и журавль - анализ сказки

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои поэмы Песня про купца Калашникова Лермонтова

    «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова — историческая поэма времен правления Ивана Грозного. Главными героями стали сам царь и его опричник – молодой купец Степан Парамонович Калашников.

  • Лирические отступления в поэме Мертвые души Гоголя

    Лирическое отступление — это такое место в произведении, где автор может напрямую пообщаться с читателями. Порассуждать на какую-то тему, навеянную ходом повествования, поделиться своими соображениями по этому вопросу

  • Художественные особенности рассказов Чехова

    Художественная особенность рассказов Чехова состоит в том, что он с невероятной точностью и добрым юмором описал жизнь своих современников.

  • Сочинение на тему Мое любимое растение

    Оглянитесь вокруг! Нас окружает прекрасный мир, в котором растет много прекрасных растений: подсолнухи, лилии тюльпаны, подорожник, одуванчик. Каждая пора года прекрасна и привлекательна благодаря растениям и деревьям

  • Актуальность романа История одного города сочинение

    Автор «Истории одного города» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был знаком с чиновничеством в России XIX века, так как сам служил чиновником.

Сочинение на тему Лиса и журавль — анализ сказки

Лиса и журавль - анализ сказки


С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: Паспорт МДК (формат pdf).pdf, Практикум 2.docx, 3174.pdf.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: практическое задание №3 литература второй семестр.doc, ктп литература 7 класс.docx, практическое задание к разделу№4 литература 2 -ой семестр.docx, Тема 1. Понятие МП.docx, 2. Понятие и определение термина «информатика».docx, 1. Понятие и определение «информационные технологии»..docx, Тема 1.4 Понятие периферийных устройств. Виды. Внутренние и внеш, детская литература тесты 3.docx, Карьера понятие карьеры.docx, Форма правления понятие,виды.docx


завязка:Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает

развитие сюжета:На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

кульминация:Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

развязка:Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

8) Цель:Ознакомление детей со сказкой Лиса и Журавль

Задачи:образовательные::познакомить детей со сказкой лиса и журавль

Учить детей слушать внимательно

развив:Развивать память,мышление, внимание,речь

воспит:воспитывать нравственные качества личности через поступки героев

9)вопросы:

— Как называется сказка?

— Кто пригласил журавля в гости на званый обед?

— Что говорила лиса, угощая журавля?

— Что приготовил журавль?

— Как готовилась лиса к приходу журавля?

— Как вы думаете, остался ли журавль доволен? Почему?

— Как готовился журавль к приходу лисы?

— Стали ли друзьями Лиса и журавль?

— Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлем?

— Чью сторону ты примешь?

— Хорошо ли поступали герои сказки? Почему?

— А как можно было поступить иначе?

— Как подружить лису с журавлем?

— О чем эта сказка?

— Чему она учит? Где нам в жизни может это пригодиться?

«Кот и лиса»

1).Сказка Кот и Лиса является народной и она пронизана весельем и юмором. Если рассказать о ней кратко, то можно выделить такие моменты, самый важный что хозяин избавился от кота и оставил его в лесу.

2)Коту нужно искать варианты для выживания и он набрел в лесу на избушку, в которой стал жить и поживать. В лесу он знакомится с лисонькой, на которой решил жениться. Кот ей прихвастнул о себе, сказав что все его должны почитать и платить дань. Все звери поверили и стали ему подносить дань. Кота все звери стали сильно остерегаться и бояться и для него наступили райские дни, Стал жить припеваючи и собирать подарки от приносящих их.

3)Главные герои русской народной сказки «Кот и лиса» — обыкновенный кот, которого за проказы хозяин в лесу бросил, и рыжехвостая лиса. Когда лиса повстречала кота в лесу, она удивилась невиданному зверю. А кот представился ей, как важный правитель по имени Котофей Иванович, присланный в этот лес из Сибири. Лисе понравился новый житель леса, и она пригласила его к себе в гости. А затем и семья у них образовалась. Другие звери любопытство проявлять стали, старались узнать, кто это у лисы поселился.

4)Главный смысл сказки «Кот и лиса» состоит в том, что как себя поставишь в коллективе, так к тебе и будут относиться.

5)Сказка учит нас не теряться в трудных ситуациях. Кот, впервые попавший в лес, не растерялся и стал добывать себе пропитание охотой. А встретив лису, представился ей важной особой. Лиса же, в силу своей природной хитрости, постаралась сделать так, чтобы весь лес относился к ее мужу с уважением.

6)пословицы:Сколько голов – столько умов.

Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.

У страха глаза велики.

7)зачин:Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу — пускай пропадает.

завязка:Кот пошёл к лисице. Она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкой, а сама всё спрашивает:

кульминация:Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, а кот остался дома.

Бегала, бегала лиса и поймала утку. Несёт домой, а навстречу ей волк:

развязка:С той поры все звери стали кота бояться. А кот с лисой запаслись на всю зиму мясом и стали жить да поживать. И теперь живут.

8) Цель:Ознакомление детей со сказкой Кот и Лиса

Задачи:позн:познакомить детей со сказкой Кот и Лиса

развив:Развивать память,мышление, внимание,речь

воспит:воспитывать нравственные качества личности через поступки героев

9)вопросы:

как называется сказка?

Понравилась ли вам сказка?

Какой был кот?

Что можно сказать о коте?

А о лисе?

Почему сказка так называется?

о чем эта сказка?

чему нас учит сказка?

«лиса и козёл»

1).Упала Лиса в колодец. Но рыжая плутовка всегда была хитрой и находчивой. Когда Козел к колодцу подошел, Лиса сообразила, как ей из западни выбраться. Льстивыми речами стала Лиса дружка заманивать в колодец. Тот сдуру и прыгнул. Запрыгнула Лиса Козлу на спину и была такова. А спасителю пришлось долго посидеть в холодной воде, пока оттуда его не вытащили.

2)Персонажи сказки олицетворяют определенные человеческие типы: Лисичка – хитрость и коварство, Козел – тупость. Нужно жить своим умом – эту мысль мы повторяем часто. Именно она и раскрывается в сказке Лиса и Козел.Хитрая лиса и простодушный козел.

3)Сказка учит не следовать безумно советам других, обдумывать наперед свои действия, чтобы не стать «козлом» .Учит быть внимательным и осмотрительным. Лиса засмотрелась на ворон и провалилась в колодец. Если бы она была бдительной, то с ней не случилась бы эта беда.

4)Главная мысль сказки «Лиса и козел» заключается в том, что следует всегда просчитывать последствия своих действий. Козел, прыгая в колодец, совершенно не подумал о том, как будет из него выбираться.

5)мораль:Умный человек сначала подумает, а потом сделает.

6)Пословицы, поговорки и выражения сказки Прежде чем войти, подумай, как выйдешь. Хитрее лисы зверя нет.

7)зачин:Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже.

Сидит лиса, горюет.

завязка:Идет козел — умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

кульминация:Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил.

развязка: Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

8) Цель:Ознакомление детей со сказкой Лиса и козел

Задачи:обучающая:познакомить детей со сказкой Лиса и козел

Расширять представления о героях

Учить воспринимать содержание произведения

Подвести детей к пониманию смысла сказки

развив:Развивать память,мышление, внимание,речь

Расширять словарный запас

воспит:воспитывать нравственные качества личности через поступки героев

Воспитывать чувство к художественному слову

Воспитывать интерес к сказкам.

9)вопросы:как называется сказка?

понравилась ли вам сказка?

Какой показана лиса в сказке?

Почему вы думаете, что она хитрая?

Какою еще изображена лиса?

Какой в сказке козёл?

Почему сказка так называется?

Чем закончилась сказка?

А как бы вы поступили, если бы оказались на месте лисы?

«ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ»

1)Сказка Зимовье зверей – фольклорная.

Зимовье зверей – поучительная сказка о животных. Когда приближалась зима, рассудительный Бык призывал своих друзей построить дом, чтобы в тепле и добре вместе зимовать. Но у всех нашлись отговорки. Построил Бык добротную избушку, и холода ему не страшны. А его друзья озябли от стужи и вспомнили о теплой избушке Быка. Хочешь – не хочешь, пришлось идти к Быку. Добрый Бык был рассудительным, не стал он друзей за беспечность упрекать. А что было дальше узнаете прочитав сказку.

2)В сказке использован прием аллегории: в образах животных показаны человеческие качества. Бык воплощает надежность, хозяйственность, благородство, остальные персонажи – легкомыслие, безответственность и лень (Баран, Свинья, Гусь, Петух) или грубость и коварство (Медведь и Лиса).

3)Сказка учит не лениться, ценить дружбу и помогать товарищам в беде. А еще предостерегает от необдуманных поступков.

4)Главная мысль сказки «Зимовье зверей» заключается в том, что совместными усилиями можно справиться с любыми проблемами. Волк, способный расправиться с любым из животных по отдельности, оказался бессилен против их совместных действий.

5)мораль:Над моралью сказки полезно подумать и детям, и взрослым: если действовать дружно и сплоченно, любое дело сладится. Это касается отношений в семье, на работе, с друзьями. В единении – сила. Эту истину следует усвоить с детства.

6)Пословицы, поговорки и выражения сказки

Когда мы едины, мы непобедимы.

Объединишься – победишь, разъединишься – побежишь.

У страха глаза велики.

7)зачин:Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

завязка:Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран делать нечего, приходит к быку.

кульминация:Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать. Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса отправилась к медведю да волку и сказала:

развязка:Медведь ждал-ждал, вошел в избушку, а бык да баран его также приняли. Насилу медведь вырвался да и пустился бежать без оглядки.

8)Цель:Ознакомление детей со сказкой Зимовье зверей

Задачи : позн : познакомить детей со сказкой Зимовье зверей

развив :Развивать память,мышление, внимание,речь

воспит :воспитывать нравственные качества личности через поступки героев

9)вопросы:

как называется сказка?

понравилась ли вам сказка?

кто герои сказки?

кто из героев носил бревна?

кто ударил волка в бок рогами?

какое время года наступило в сказке?

Почему сказка так называется?

Чем закончилась сказка?

Чему нас учит сказка?

9)Художественные особенности бытовых (сатирических) сказок. Рассказывание и анализ одной из сказок по выбору обучающегося.

Близка к повседневной жизни и почти не включает в себя чудеса. Постоянными героями выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым»- богатым или знатным человеком. В отличии от волшебных сказок, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников лишь благодаря уму, ловкости, находчивости и удачным обстоятельствам. В бытовых сказках появляются порой животные, а возможно появление таких абстрактных действиных лиц, как Правда и Кривда,Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков.

Анализ сказки « Вершки и корешки»

1)Русская народная сказка « вершки и корешки» , является сказкой, потому что в ней есть вымысел

2 )Сказка является бытовой, потому что в ней присутствует юмор, действие разворачивается в близкой к повседневной жизни. Есть бытовые моменты.

3 )Сказка о том, как мужик с медведем хозяйничать вместе решили. Стали они урожай собирать , мужик выбрал корешки, ему досталась репа, медведю ботва. На следующий год медведь запросил корешки. Убрали они пшеницу, и опять медведь ни с чем остался.

4 )Мужик- находчивый, хитрый, умный , работящий

Медведь- жадный , ленивый, глупый.

5 )« хитрый всегда лазейку найдёт»

« хитрый – второй ум»

6 )завязка: мужик с медведем хозяйничали вместе решили

Развитие сюжета: стали они урожай собирать , мужик взял себе корешки, медведь ботву

Кульминация: через год стали пшеницу собирать. Мужик взял вершки , Миша корешки

Развязка: с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить

7) Сказка учит сообразительности, смекалке, хитрости. Что нельзя соглашаться на то, чего не знаешь. Сказка учит не совершать необдуманных поступки

8) Детей в сказке привлекает бытовая жизнь. Хитрость мужика и глупость медведя

9) Вопросы:

вам понравилась сказка?

Как она называется?

Кто главные герои?

Что в первым раз собирали мужик с медведем?

Что досталось медведю?

Что герои собрали через год?

Что досталось мужику?

Как закончилась сказка?

Чему учит сказка?

10)Цели и задачи

Возраст 3-4 года

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «вершки и корешки»

Задачи

Образовательные:

1прродолжать знакомить детей с русскими народными сказками

2 познакомить детей с сказкой « вершки и корешки»

3 учить детей внимательно сдушать

4 подвести детей к пониманию смысла сказки

5 расширять представления о героях

Развивающие:

1 развивать рамять

2 развивать словарный запас, мышление и речь

Воспитательные:

1 воспитывать чувство к художественному слову

2 воспитывать интерес к сказкам

3 воспитывать доброту и дружилюбие

10)Художественные особенности волшебных сказок. Анализ и выразительное исполнение отрывка из сказки по выбору обучающего.

В волшебной сказке максимально полно реализуется весь арсенал художественных средств, доступных писателю, создается неповторимый и захватывающий фантастический мир, который живет по своим собственным законам. Наиболее популярными и распространенными являются несколько типов сюжетов волшебной сказки. Но наиболее популярным, который используется практически во всех русских сказках и сказках других славянских народов, стал сюжет-путешествие.

Практически каждая сказка предполагает, что в самом начале главный герой собирается посетить далекие края – для выполнения сложного и опасного задания, в поисках счастья, вызволять свою невесту и т.д. Во время странствий он встречает огромное количество интересных персонажей, среди которых есть и помощники, и враги. Преодолевается немалое число препятствий, а в кульминации герой вступает в смертельную схватку с главным врагом, обязательно выходя из нее абсолютным победителем.

Для волшебных сказок характерна цепная композиция, как правило, с троекратным повторами. Так, Царевна-лягушка три раза выполняет задания, Иван-Царевич трижды сражается с Змеем Горынычем, у которого есть три головы. При достаточно линейной структуре приветствуются совершено неожиданные повороты сюжета, когда практически предвиденные читателем события не происходят, а случается что-то незапланированное и нереальное.

Обязательным атрибутом любой волшебной сказки является противостояние главному герою самых разных сверхъестественных злых существ, которых он побеждает благодаря своей смелости, мудрости и доброте. В облике негативных персонажей ребенку показывают то, что нехорошо. Он понимает, каким не должен быть, какие чувства являются недостойными хорошего человека, чего нужно избегать. В то же время, противоположностью врагов становится главный герой – яркий пример для подражания. Сегодня богатыри являются наилучшим примером для мальчиков, царевны и принцессы – для девочек.

Анализ сказки: «царевна- лягушка»

1)произведение является сказкой, потому что в ней присутствует вымысел

2)сказка является волшебной, т.к в ней присутствуют волшебные превращения

3)эта сказка о том, как Иван царевич с помощью своей стрелы, нашёл лягушку.пришлось её брать в жены. Как оказалось это была прекрасная царевна, а чтобы она больше не превращалась в лягушку, Иван сжигает лягушачью кожу. За это ему пришлось отправиться на поиски царевны. Отыскав свою возлюбленную и отвоевав её у Кащея, зажили они долго и счастливо

4) иван- добрый, смелый и храбрый

Василиса- красивая девушка, масленица на все руки, добрая

Кащей- воплощение зла, зловредный

5)»не делай добра не получишь зла»

«счастье не ищут, а делают»

6) завязка: Василиса обернулась белой лебедью и улетела в окно

Развитие сюжета: Иван царевича отпрвляется на поиски Василису и встречается с медведем,зайцем, уткой, селезнем, щукой.

Кульминация: Иван царевича боролся за царевну с кащеем и убивает его

Развязка: Иван царевича пошёл в дом кащея ,взял Василису и воротился домой. После того они жили вместе долго и счастливо

8) детей в сказке привлекает волшебство, сюжет, доброта

9) сказка учит тому, что никакие поступки не остаются безнаказанными

10) цель: ознакомление детей с русской народной сказкой « царевна- лягушка»

Задачи

Обучающая: учитььдетей внимательно слушать

Познакомить детей со сказкой

Учить пересказывать сказку

Подвести детей к пониманию смысла сказки

Развив: развивать память, словарный запас,мышление и речь

Воспитательные: воспитывать чувство к художественному слову

Восп чувство прекрасного

Интерес к сказкам

Доброту и дрожилюбие

11)вопросы

Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Кто главные герои?

Сколько сыновей было у царя?

Куда попала стрела Ивана царевича

Какие задания давал царь невестами?

В чем ехала лягушенка на царский пир?

Что сделал Иван царевич с лягушачьей кожей?

У какого зладея оказалась Василиса?

Какие звери помогали Ивану царевичу?

Как заканчивается сказка?

Инфоурок


Другое

ПрезентацииСказка «Лиса и журавль».Урок литературного чтения.

Сказка «Лиса и журавль».Урок литературного чтения.



Скачать материал

Лиса и журавль



Скачать материал

  • Сейчас обучается 187 человек из 55 регионов

  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лиса и журавль

  • Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать...

    2 слайд

    Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
    Куманёк-близкий друг, товарищ (в данной сказке).

  • Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарел...

    3 слайд

    Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:- Покушай, голубчик-куманек, – сама стряпала.
    Потчевать — Предлагать съесть или выпить что-то. Угощать.

    Стряпать — Готовить пищу.

  • Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А ли...

    4 слайд

    Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
    Не обессудь — не обижайся

  • Журавль ей отвечает:- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости. На др...

    5 слайд

    Журавль ей отвечает:- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:- Кушай, Лиса. Больше нечем потчевать.
    Окрошка — Холодное кушанье из кваса с зеленью и мелко нарубленным мясом или рыбой.

    Кувшин — высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой.

  • И так зайдет лиса, и лизнет кувшин, и понюхает-то – никак достать не может: н...

    6 слайд

    И так зайдет лиса, и лизнет кувшин, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
    Угощать — Радушно предлагать поесть

  • Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – несол...

    7 слайд

    Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – несолоно хлебавши. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
    Досада — Чувство неудовольствия, раздражения, вызванное неудачей.

    Несолоно хлебавши — Не добившись успеха, потерпев поражение.

  • АНАЛИЗ СКАЗКИ

  • Жанр: Сказка(Т.к. только в сказке животные умеют разговаривать) 

Тема: Нельз...

    9 слайд

    Жанр: Сказка(Т.к. только в сказке животные умеют разговаривать)

    Тема: Нельзя начинать дружбу с обмана

    Идея: Сказка «Лиса и журавль» показывает нам, как не надо дружить. Когда дружишь, заботишься о своих друзьях, постоянно думаешь о них. Дружить надо уметь. Если ты думаешь только о себе, то останешься таким же одиноким, как и лиса из сказки.

  • Кто является главными героями этой сказки? Охарактеризуйте этих героевЛиса
(х...

    10 слайд

    Кто является главными героями этой сказки? Охарактеризуйте этих героев
    Лиса
    (хитрая, коварная, жадная, скупая)
    Журавль
    (сообразительный, мудрый, хитрый)

  • Основные вопросы  Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказ...

    11 слайд

    Основные вопросы

    Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

    Какой фразой начинается сказка?(Каков гость, таково ему и угощение.(На что и звать, коли нечего дать. Не потчуй меня тем, чего я не ем.)

    Какой урок преподал журавль лисе? («Как аукнулось, так и откликнулось». )

    Почему лиса перестала дружить с журавлем? (Лису обидело то, что журавль начал над ней насмехаться)

  • Кто является автором этой сказки?  

Почему сказка названа именно так? 
Каки...

    12 слайд

    Кто является автором этой сказки?

    Почему сказка названа именно так?

    Какие художественные детали есть в этой сказке?

    Русский народ
    Сказка названа в честь главных героев

    Присказки, поговорки,
    использование повторений

  • Закончи фразы:Я знал…На уроке я узнал…Мне хотелось бы узнать…Я оцениваю свою...

    13 слайд

    Закончи фразы:
    Я знал…
    На уроке я узнал…
    Мне хотелось бы узнать…
    Я оцениваю свою работу на…
    После урока мне захотелось…

  • Чему учит нас эта сказка?Задачи, которые мы ставили решились ли в процессе ур...

    14 слайд

    Чему учит нас эта сказка?
    Задачи, которые мы ставили решились ли в процессе урока?
    Достигнута ли нами цель?

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 591 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 11.05.2018
  • 1827
  • 31
  • 11.05.2018
  • 746
  • 12
  • 11.05.2018
  • 288
  • 0
  • 11.05.2018
  • 4883
  • 36
  • 11.05.2018
  • 730
  • 6
  • 11.05.2018
  • 992
  • 0
  • 11.05.2018
  • 1885
  • 13
  • 11.05.2018
  • 1817
  • 6

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Негадова Алина Вячеславовна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Негадова Алина Вячеславовна

    • На сайте: 4 года и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 32955
    • Всего материалов:

      18

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

О чём русская народная сказка «Лиса и журавль»

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости. На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой. Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение. Источник

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Во вступительной беседе учитель спрашивает учащихся, какие они знают сказки о животных, какой зверь в этих сказках самый хитрый (лиса), что они знают о журавле. Если знаний у детей о журавле недостаточно или они неверные, учитель может показать картинку с изображением журавля и коротко рассказать об этой птице, обратив внимание учащихся на характерные особенности внешнего вида, на то, как и чем питается журавль. Далее учитель сообщает о том, что сегодня учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Эту сказку сочинили люди: один человек придумал, другой добавил, третий продолжил, и получилась сказка. Учитель читает, а еще лучше рассказывает сказкуи проводит краткую беседу по вопросам: «Кто главные персонажи сказки? (Лиса и журавль.) Кто к кому ходил в гости?» Сказка условно делится на четыре части: 1) лиса с журавлем подружились; 2) журавль в гостях у лисы; 3) лиса в гостях у журавля; 4) дружба лисы с журавлем распалась. Чтение сказки по частям.Учащиеся читают сами. Чтение каждой части сопровождается разбором по вопросам учителя, направленным на то, чтобы научить детей размышлять, находить в тексте ответы на заданные вопросы, которые должны помочь учащимся понять характер сказочных героев. Первая часть.

Почему лиса решила пригласить журавля в гости?
Вторая часть.
Чем потчевала (угощала) лиса журавля? Как угощала лиса журавля? Как вела себя лиса за обедом? Как оправдывалась перед журавлем? На вопрос «Почему журавль пригласил лису в гости?» ответ может быть разный (потому что хотел отомстить, пригласил в ответ на приглашение лисы), но его должен подсказать учитель.
Третья часть.
Что приготовил журавль? В какой сосуд налил еду? Как вел себя журавль? Смогла ли лиса поесть окрошки? Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал гостью?
Четвертая часть.
Почему лиса была раздосадована угощением журавля? Почему распалась дружба лисы с журавлем? (Оба поступили плохо, обманывая друг друга.)
Выборочное чтение.С какими словами и как обращалась лиса к журавлю? Прочитайте. Как вела себя лиса, чтобы достать окрошку? Найдите слова сказки, которые относятся к иллюстрации. Прочитайте окончание сказки и найдите самые главные слова. Как вы их понимаете? Другие задания учащимся. 1) Какие еще рисунки можно сделать к этой сказке? 2) Объясните выражения званый пир, не обессудь, больше потчевать нечем, пошла домой несолоно хлебавши.
3) Чтение по ролям.
Подготовительная работа к выполнению этого задания. 1) Соотнесите текст с персонажами (найдите слова автора, лисы, журавля). 2) Определите по тексту, как лиса обращается к журавлю, как журавль обращается к лисе. 3) Объяснение учителем того, как содержание текста и поведение персонажей сказки отражается на характере их диалогов. Подумайте и ответьте: «Одинаковым ли тоном надо читать слова за лису, за журавля? Почему вы так думаете? Как нужно читать — быстро или медленно — слова автора, лисы, журавля?» Работа над пониманием жанровых особенностей сказки. 1) Почему это произведение можно назвать сказкой? (Лиса и журавль ведут себя, как люди: ходят в гости, готовят обед, разговаривают, едят кашу, окрошку — пищу человека.) 2) Найдите слова, которые, как правило, используются в сказках (однажды, званый пир, потчевать, несолоно хлебавши).
3) Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями? 4) Чему учит сказка? (Коллективный ответ под руководством учителя.)
Работа над характеристикой персонажей.Лиса — хитрая, журавль — сообразительный, не позволяет себя обижать. Докажите это словами из сказки. Работа над планом.Чтение текста по частям и коллективное озаглавливание каждой части: лиса с журавлем подружились, журавль в гостях у лисы, лиса в гостях у журавля, дружба лисы с журавлем распалась. Опорные слова и выражения:подружились, вздумала угостить, пошла звать (первая часть); званый пир, наварила, размазала, потчует (угощает) (вторая часть); окрошка, кувшин с узким горлышком, угощает, вертится, лизнет, понюхает, не достанет, клюет да клюет (третья часть); взяла досада, несолоно хлебавши, дружба распалась (четвертая часть). Пересказ сказки по планус использованием опорных слов и сочетаний. На работу со сказкой следует отвести не менее двух уроков. Вопросы к сказке могут быть дополнены материалами из методического аппарата учебника по чтению для 3 класса (с. 110—112). В последнее время учителя специальных (коррекционных) школ VIII вида стали использовать в работе над текстом (опираясь на различные исследования, в том числе М. И. Омороковой) прием структурирования: ученик должен определить структуру текста и составить его модель, затем соотнести текст с моделью, наглядно выделяя связь содержания с текстом.
Порядок работы

1. Ученики читают сказку и изображают ее текст графически.

2. Подбирают к модели сказки текст, обосновывают свой ответ: 1) записывают вступление, зачин; 2) записывают концовку; 3) объясняют и записывают ответ на вопрос: «Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?» С нашей точки зрения, прием, который используют некоторые учителя-новаторы специальных (коррекционных) школ VIII вида, не прошел достаточно объективной и широкой апробации, поэтому нецелесообразно рекомендовать его для работы.

Чтение стихотворений

В 3 классе изучаются различные по тематике и эмоциональному настрою стихотворения: о школе и школьниках («Кто прав» А. Григорьева, «Важный день» С. Михалкова, «Учись читать», «Мальчики и девочки» Р. Сефа); о природе («Ласточки пропали…» А. Фета, «Осень наступила» А. Плещеева, «Зима недаром злится…» Ф. Тютчева, «Зима» И. Сурикова, «Колокольчики мои» А. Толстого); о труде и трудолюбии («Какого цвета ремесла», «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари); о войне («Спать легли однажды дети» С. Михалкова). Главная задача в работе над стихотворением — донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженные в нем. Поэтому вначале учитель должен определить, что это за стихотворение, какие чувства оно вызывает, какие картины рисует и, следовательно, как его нужно читать: бодро и весело, или печально и задумчиво, или торжественно и с пафосом, или просто и спокойно. Цель вступительной беседы — настроить учащихся на те чувства и мысли, которые хотел выразить поэт. Первый раз стихотворение выразительно читает учитель. Стихотворение не следует разбирать очень подробно, останавливаясь на каждом слове: это может быть скучно для детей. Лучше еще раз прочитать его. Разбирать стихотворения необходимо постепенно: при первом чтении ставить одни вопросы, при втором — другие. Не нужно требовать пересказать стихотворение своими словами, так как при этом исчезают и настроение, и поэтический образ. Основное место в работе со стихотворением должно занимать выразительное чтение, которое помогает лучше понять его содержание и основную мысль. Не все стихотворения нужно непременно заучивать. Большие по объему стихотворения даны в учебнике только для выразительного чтения. Ниже приводятся несколько образцов работы над стихотворными текстами, изучаемыми в 3 классе.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»3

Главное в работе над этим стихотворением — вызвать у детей яркие представления двух противоположных образов: зимы — злой, коварной старухи и весны — красивого, веселого и жизнерадостного ребенка. При чтении стихотворения важно передать радостное оживление природы, которое всегда бывает ранней весной. 1.Работу над стихотворением нужно начать с беседы, подытоживающей наблюдения за весенними изменениями в природе. Можно также рассмотреть репродукции картин о ранней весне (например, «Март» И. Левитана, «Весна» К. Юона, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.). 2.Затем учитель читает стихотворение и проводит краткую беседу по примерным вопросам: «Понравилось вам это стихотворение? Что вам в нем понравилось? На кого похожа зима? А на кого похожа весна? Дружат ли зима и весна?» Получив представление о впечатлении, которое произвело на детей стихотворение, учитель дает задание нескольким ученикам прочитать его вслух. 3.Далее следуют упражнения в выборочном чтении по вопросам и заданиям учителя: «Как зима боролась с весной? Прочитайте. Кто был рад весне? Прочитайте. А теперь постараемся прочитать это стихотворение так, чтобы было видно, что все обрадовались приходу весны, повеселели. Какое чувство передается в этом стихотворении? (Радостное.) Почему это чувство радостное? (Потому что победила весна.) Как автор называет весну? Как автор называет зиму?» 4. Проанализировав таким образом эмоциональную сторону стихотворения, учитель говорит: «Послушайте внимательно, я еще раз прочитаю это стихотворение. Я тоже очень люблю весну, рада ее приходу, ее победе над зимой, поэтому я буду читать стихотворение радостно». 5. Далее стихотворение читают учащиеся по частям. В первом четверостишии обращается внимание на то, что голосом нужно выделить слово недаром.

После прочтения каждой части происходит ее разбор: «Как сказал Тютчев о приходе весны? Прочитайте эти строчки.

Весна в окно стучится И гонит со двора.

Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о шумном, веселом приходе весны.

И все засуетилось, Все гонит зиму вон, И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.

Какие строчки говорят о том, что весна не боится зимы? Почему про весну сказано: „Хохочет и пуще лишь шумит“? Как это шумит весна? (Ручейки журчат, птицы поют.) В этих строчках мы должны выделить голосом слово пуще.

Как вы понимаете выражение
пуще шумит
?»(Шумит еще сильней, еще больше.)
6. Готовясь к выразительному чтению, учащиеся читают стихотворение про себя. «Теперь читаем все стихотворение выразительно, радостно», — говорит учитель. Два-три ученика по очереди читают стихотворение. 7. Оценивается чтение учащихся. На дом дается задание выучить стихотворение наизусть.
Р. Сеф. «Учись читать…»

1. Подготовка к восприятию стихотворения. Чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался». Учитель говорит: «Я прочитаю вам рассказ В. Голявкина „Спрятался“, а вы скажите мне, почему это короткое произведение так называется. Чтобы не оказаться в таком неловком положении, как мальчик Витя, нужно научиться хорошо читать. Чтение — это целая наука: надо выучить буквы, научиться складывать их в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты рассказов, стихотворений, математических задач. Нужно уметь не только грамотно, без ошибок читать, но и понимать все, о чем вы читаете». 2.Чтение стихотворения учителем. После эмоциональной паузы он спрашивает: «Чему призывает поэт учиться каждого из вас?» (Учиться читать.) 3.Чтение стихотворения по частям с разбором содержания каждой части. Вопросы к частям. Первая часть.

Почему автор говорит, что учиться читать — важная наука? (Чтение — целая наука, важная наука; без него нельзя овладеть другими науками, которыми вам предстоит заниматься и сейчас, и в старших классах.)
Вторая часть.
Почему человек, который умеет читать, не знает скуки, не умеет скучать? (Если человеку скучно, он откроет веселую, интересную книгу или журнал и забудет о грустном и печальном.)
Третья часть.
Почему автор предупреждает вас о том, что учиться читать надо всю жизнь? (Если вы не будете читать, то можете забыть, как это делается.)
Четвертая часть.
Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (Учись читать, учись пока не поздно! — чем позже начинаешь читать, тем труднее овладеть чтением.)
4.Чтение текста учащимися по цепочке с соблюдением логических частей стихотворения. 5.Выборочное чтение. Задания: 1) Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что автор к каждому из вас относится ласково, с любовью. 2) Найдите строчки стихотворения, в которых автор дает совет, как нужно читать. 6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Медленное, выразительное чтение стихотворения учителем. 7. Чтение стихотворения двумя-тремя учениками по их желанию. Следить, чтобы школьники читали по памяти, в случае затруднений опирались на текст учебника. 8. Обобщающая беседа. 9. Поэт не дал заглавия этому стихотворению. А как вы бы озаглавили его? («Учись читать», «Ученику», «Читателю».)
⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Лиса и журавль — анализ сказки

Народная русская сказка «Лис и Журавель» — это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавель дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.

Главные герои сказки, которыми являются Лис и Журавель совсем не знаю, как дружить и как принимать у себя в доме гостей. Их знакомство началось с того, что они вдвоем крестили маленького медвежонка. После этого они как-то сдружились и начали ходить друг в другу в гости. Бросается в глаза то, что каждый из них думал только о себе, Лиса подготовила себе плоскую посуду, с которой ей было удобно кушать и Журавлю дала такую же. Она разложила кашу по тарелке и начала кушать. Журавель и так пытался клювом, и сяк, ничего не выходило. В итоге Лиса и съела всю кашу сама. Из-за клюва птица не могла употреблять пищу из посуды с плоским дном. Когда Журавель пригласил Лису к себе, то поступил аналогично. Поставил на стол два кувшина, в которых была окрошка. Лиса и так, и сяк пыталась поесть, но ничего не получилось. Журавель довольный съел всю окрошку и свою, и Лисицы.

После таких неудачных походов в гости и закончилась дружба Лисицы и Журавля.

Сказка «Лисица и Журавель» является русской народной. Главная мысль произведения заключается в том, что никогда не надо ничего делать плохого другому человеку. Иначе, все вернется и еще в большей степени. Всегда нужно идти на встречу, пытаться находить компромиссы и быть терпеливым к друг-другу.

Сказка учит тому, что нужном быть добрым к другим людям. Быть гостеприимным к друзьям. Не думать только о себе, но и подумать о своем друге или гости. Этого в сказке Лиса и Журавель не делали, в итоге они потеряли дружбу. Никто из них не хотел идти на компромисс и был зациклен на чем-то своем.

В этой сказке заложен скрытый подтекст. Ситуации, которые были у героев русской сказки аналогична с теми, которые часто встречаются в жизни. Ведь каждый человек достоин уважения к себе и своему образу жизни в такой степени, в которой сам проявляет уважение к другим людям. К примеру, Лиса сразу не подумала о том, что Журавлю будет неудобно есть с такой посуды, тем самым, проявив свое неуважение к куму. Так же бывает и в жизни, люди зачастую не ходят входить в ситуацию и идти на встречу кому-то. Это значит, что он не уважает своего оппонента. Сказка вышла очень добрая и поучительная. Очень глубокая мысль заставляет задуматься даже маленького ребенка. Сказка уже с детства учит детей уважению друг к друг.

Другие сочинения: ← Анализ сказки Царевна-лягушка↑ ДругиеАнализ сказки Как один мужик двух генералов прокормил Салтыкова-Щедрина →

Краткое содержание сказки

Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Анализ сказки Лиса и Журавль

Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

Стр. 44. Лиса и журавль

1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлём? Что ты посоветуешь героям сказки?

Начинается сказка «Лиса и журавль» на очень положительной ноте, фразой:

Лиса и журавль подружились.

Сложно конечно представить себе такую дружбу, но в сказке все возможно. Впрочем дальнейшие события показали, что от дружбы здесь было только название. По крайней мере хитрая и жадная лиса вовсе не хотела быть настоящим другом журавлю. Это стало заметно, когда лиса пригласила журавля на обед, а манную кашу размазала по тарелке.

Журавль аналогично ответил залив окрошку в кувшин с узким горлом.

Вот дружба у лисы и журавля врозь и пошла — так заканчивается сказка.

А ведь надо было только проявить друг к другу немного участия. Научиться уважать друг друга и все у этой странной пары было бы отлично.

2.Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром и платят»? Объясни свой ответ.

Да подходит, так как лиса угостила журавля, но так, чтобы он не смог поесть, а журавль отплатил тем же, пригласив лису, и так же угостил, чтобы лиса не смогла достать.

3. Можно ли назвать друзьями лису и журавля? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь».

Нет нельзя, так друзья не поступают.

4. Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется, так и откликнется» подходит по смыслу к содержанию сказки?

Разумеется, пословица «Как аукнется, так и откликнется» прекрасно подходит к этой сказке. Мораль: как поступишь с кем-то, так и с тобой потом поступят.

Сделаешь плохо кому-нибудь — и тебе когда-нибудь достанется.

Добро несёт с собой ответное добро, а уж зло всегда обернётся злом тому, кто его делает.

Русская сказка

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Краткое содержание сказки

Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.

Характеристика персонажей

Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.

В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Лиса и журавль

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: — Покушай, голубчик куманёк, — сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит: — Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел. — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.

3 / 5 ( 2 голоса )

Лиса и журавль: главные герои. Какова главная мысль сказки?

Сказка “Лиса и Журавль” относится к народным сказкам о животных, и ее отличительной особенностью оказывается то, что главными героями сказки являются животные, которых сказители наделяют чертами, присущими человеку.

Два соседа, Лиса и Журавль живут не то, чтобы дружно, но с уважением относятся друг к другу. Лиса приглашает Журавля в гости, но не может преодолеть собственную жадность, а потому угощает Журавля так, что тот уходит не солоно хлебавши.

Журавль показывает, что ему не чужды мстительность и обидчивость. Он также приглашает в гости Лису и тоже угощает ее таким образом, чтобы Лиса осталась голодной.

Естественно, отношения между соседями портятся, и гни больше никогда не зовут друг друга в гости.

Аллегорический смысл этой сказки в том, что люди часто ведут себя подобно этим животным, и в своем эгоизме забывают о законах гостеприимства.

Главные герои сказки:

  1. Лиса. Жадная, хитрая, притворщица.
  2. Журавль. Мстительный, находчивый, обидчивый, хитрый.

Читайте по теме: Лиса и журавль: краткое содержание для читательского дневника

Главная мысль сказки:

Не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступили с тобой. Если пригласил кого-то в гости, не жадничай, а сделай так, чтобы гость остался доволен твоим гостеприимством.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 1 класса, а тут для 2 класса и для 3 класса здесь, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Ответы к стр. 11

10. Разгадай ребусы. Запиши отгадки.

11. Соедини линиями героев и характеристики.

12. Укажи точно последовательность событий в сказке: пронумеруй эпизоды.

3 Лиса наварила манной каши.
6 Журавль приготовил окрошку.
8 С тех пор дружба врозь.
7 Журавль угощает лису.
4 Лиса угощает журавля.
1 Лиса с журавлём подружились.
5 Журавль пригласил лису в гости.
2 Лиса пригласила журавля в гости.

«Лиса и журавль» читательсикй дневник (анализ)

На чтение 2 мин Обновлено 15 сентября, 2022

Читательский дневник сказки «Лиса и журавль» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о том, как лиса и журавль хотели обмануть друг друга. Анализ сказки поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Лиса и Журавль» читательский дневник сказки
  2. Характеристика героев сказки «Лиса и Журавль»
  3. Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»
  4. План сказки«Лиса и Журавль»
  5. Чему учит сказка»Лиса и Журавль»?
  6. Отзыв о сказке «Лиса и Журавль»
  7. «Лиса и Журавль» краткое содержание для читательского дневника

«Лиса и Журавль» читательский дневник сказки

Автор – народная сказка

Жанр – сказка о животных

Главная мысль сказки «Лиса и Журавль» —  нужно поступать с людьми так, как хочешь чтобы поступали и с тобой.

Характеристика героев сказки «Лиса и Журавль»

  • Лиса – хитрая, коварная, льстивая.
  • Журавль – изобретательный, добрый, доверчивый.

Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»

  • Дружба — самое большое сокровище.
  • Как аукнется так и откликнется.
  • За пустой стол гостей не сажают.

План сказки «Лиса и Журавль»

  1. Дружба Лисы и Журавля
  2. Приглашение Лисы
  3. Манная каша на тарелке
  4. Приглашение Журавля
  5. Еда в кувшине
  6. Конец дружбы

Чему учит сказка»Лиса и Журавль»?

Это произведение учит быть искренними со своими друзьями, делиться с ними тем, что у тебя есть, не обманывать их. Учит проявлять гостеприимство, встречать гостей радушно и учитывать их потребности.

Отзыв о сказке «Лиса и Журавль»

Мне понравилась эта сказка о неудачной попытке дружбы между хитрой лисой и неглупым журавлём. Оба героя сказки преследовали корыстные цели и хотели обхитрить друг друга.

лиса и журавль анализ сказки

«Лиса и Журавль» краткое содержание для читательского дневника

Однажды пригласила лиса журавля в гости, намазала манной каши на тарелку и угощает. Журавль клювом постучал по тарелке и ничего не съел. А лиса всю кашу сама подъела.
Потом Журавль пригласил Лису, приготовил окрошки и налил ее в кувшин с тонким горлышком. Пыталась Лиса отведать блюдо, но так и не смогла. С тех пор Лиса с Журавлем больше не дружат.

Вопросы к сказке «Лиса и Журавль»

Кто главные герои сказки? (Лиса и Журавль)
Куда лиса насыпала кашу? (в тарелку)
Почему Лиса так поступила? (чтобы она сама сьела все из тарелки)
Как отреагировал журавль на такое угощение? (пригласил к себе в гости)
Как журавль чувствовал себя в гостях у Лисы? (оскорбленным, негостеприимно)
Какую посуду выбрал журавлик? Почему? (Выбрал кувшин, потому что сам ест из него)
Как отреагировала Лиса на угощение журавля? (Она разозлилась)
Как должны были встретить друг друга настоящие друзья? (угостить друг друга).

  • Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии
  • Основная проблема этой сказки можно ли бороться с колдовством от кого зависит человеческая свобода
  • Особенности композиции сказки конек горбунок
  • Основные правила написания сочинения
  • Основная проблема рассказа фотография на которой меня нет