Особенности композиции сказки волк и семеро козлят

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Волк и семеро козлят

Анализ сказки Волк и семеро козлят

Произведение по жанровой направленности является сказкой о животных, в которой, как во всех народных сказаниях, добро побеждает зло.

В качестве главных персонажей в сказке выступают семь козлят, представленных в образе послушных детей, коза, являющаяся заботливой матерью, отличающаяся храбростью и решительностью, а также волк, изображенный в образе коварного, жестокого, жадного и безжалостного зверя.

Мама коза описывается в сказке очень любящим своих детей и заботливым животным, решающим обезопасить их от проникновения в дом посторонних, объясняя козлятам, что чужим дверь открывать не следует.

Сюжетная линия сказки разворачивается в момент появления у двери дома волка, который очень хочет проникнуть в жилище и полакомиться молодыми козлятами.

Несмотря на то, что козлята во всем слушаются маму, хитрому волку удается обмануть малышей и ворваться в дом. Для этого волк, обратившись к кузнецу, меняет интонацию голоса, а доверчивые козлята принимают его за маму-козу, поскольку слышат знакомую им с детства мамину песенку о том, что она пришла к своим любимым детям и принесла им молочка.  В результате козлята оказываются съеденными волком. Спастись удается лишь одному козленку, который прячется в печном отверстии.

Вернувшаяся домой коза обнаруживает отсутствие детей и решает наказать злого волка, пригласив его на прогулку и заманив его в яму, где волк распарывает свое брюхо и оттуда целые и невредимые появляются козлята.

Отличительной особенностью произведения является глубокий смысл сказки, заключающийся в присутствии в жизни мошенников и лжецов, стремящихся завладеть чужим путем хитрости и обмана.

Тем самым сказка знакомит маленьких читателей с азами общения с чужими и посторонними людьми, с которыми необходимо вести себя осторожно и внимательно, быть бдительными и прислушиваться к советам старших людей, поскольку последствия наивности и доверчивости могут быть весьма негативными.

Для родителей сказка также несет предупреждение о том, что не стоит оставлять малышей одних в доме на длительное время.

В непринужденной и веселой манере маленькие читатели приобщаются к правильной манере поведения в обществе, а также учатся отношениям с родителями.

Смысл произведения доводит до читательской аудитории неизбежность наказания за совершение плохих поступков, а также победы добра над злом.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Волк и семеро козлят

Анализ сказки Волк и семеро козлят

Популярные сегодня темы

  • Отношение Чичикова к помещикам (Мертвые души)

    Главный герой поэмы «Мертвые души», Павел Чичиков, путешествует по поместьям с целью совершить сделки. На протяжении своего пути он встречает разных людей, к которым по-разному относится.

  • Образ, тема и идея дома в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    В романе М.А. Шолохова, обрисована правдивая картинка жизни народа, которых настигли тяжелые события. Автор в этом произведении, на примере казачьего хутора, показывает читателю какие трагедии народа

  • Тема семьи в романе Война и мир Толстого сочинение

    Роман Льва Николаевича Толстого Война и мир — это одно из великих произведений в русской литературе. Благодаря ему читатель учится таким прекрасным качествам, как доброта, справедливость, честность, и другие

  • Рассказ «Золотая осень»

    Пришло время, и изумрудное лето уступило место золотой осени. Вернее, передача календарной власти произошла не в одночасье, а постепенно: сначала в зелёных прядях кудрявых деревьев начала появляться золотистая

  • Сочинение Что такое тургеневская девушка?

    Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип

Библиографическое описание:


Левина, В. В. Особенности русской народной сказки «Волк и козлята» и английской народной сказки «Волк и три котенка» / В. В. Левина, Т. А. Моисеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1 (4.1). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/383/ (дата обращения: 11.01.2023).



В статье рассматриваются особенности русской народной сказки «Волк и козлята» и английской народной сказки «Волк и три котёнка», характеристика героев этих сказок, сравнение, проблемы, которые решают герои.

Сказка — один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов. Сказку понимают решительно все. У каждого народа есть свои сказки. В них отражается душа народа, его мудрость.

Сказка сегодня — не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

Чтобы понять, в чем их особенность сказки на английском языке, мы решили сравнить русскую народную сказку «Волк и козлята» и английскую народную сказку «Волк и три котёнка».

Русские сказки и английские учат читателя отличать доброе, светлое начало от злого, сопереживать и помогать слабому.

Сказки учат сопереживать героям, помогать им, причем здесь практически отсутствует какая-то мораль либо дидактическая составляющая. Важную роль играет юмор, который смягчает острые ситуации — герои и их качества высмеиваются и представляются в комическом ключе. Сказка будет жить вечно.

Цель: сравнение английской сказки «Волк и три котенка» и русской народной сказки «Волк и козлята».

Предмет исследования: общие и отличительные черты героев английской и русской народных сказок.

Задачи: познакомиться с героями и изучить различия, проанализировать их особенности.

Главными героями сказок является: волк (дикое животное), символизирующие собой «зло». Волку нужно утолить голод. Домашними животными в русской сказке- коза и козлята (слабые козлята выходят из сложных ситуаций победителями). В песенке козы много гласных звуков [e], [a], передающих блеяние козы. В английской — кошка и котята (слабые котята выходят из сложных ситуаций победителями), их речи повтор звука [p], передающего урчание, мурлыканье кошки.

Действующие лица (животные) в сказке » Волк и три котенка» действуют, как более современные герои: читают, пишут письма.

В отличие от русской сказки, где на помощь козлятам приходит их мама (готовность гибнуть ради детей, утверждение семейных ценностей), в английской котята сами справляются со сложившейся ситуацией (котята спрятались). В английской сказке утверждается западный тип активно действующего, сильного героя, способного самостоятельно разрешить возникающие вопросы, не прибегая к помощи извне (волк сам наелся сахару, лапы мукой обвалял).

Сказка «Волк и козлята» при внешней схожести сюжета и героев с английской сказкой более живая, образная. В ней больше эпитетов, звукоподражаний, песенок. Это связано с древней традицией рассказывания сказок под музыку и её театрализацией.

Структуры перечисленных выше сказок схожи небольшим размером текста, простотой и элементарностью сюжета.

Композиционные особенности:

  1. Накладывание эпизода на эпизод
  2. Многократное повторение эпизода
  3. Кульминация
  4. Развязка

Сказки формируются в среде определенного народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции, что заставляет их модифицироваться к местным обычаям.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи были решены, на все интересующие нас вопросы мы получили ответы. В своей работе мы сравнили русскую народную и английскую народную сказки и увидели, что в них очень много общего, так как народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. Но сказки одновременно демонстрируют национальное своеобразие фольклора каждого народа. И животные — герои сказок — напоминают и своей речью, и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. Иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни.

Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда наконец все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Народные сказки — это кладезь премудрости, который заполнялся долгими веками. Заключение …Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…

Литература:

  1. Аникин В. М., Лихачёв Д. С., Михельсон Т. Н. Библиотека мировой литературы для детей. — М. 2004.
  2. Николаев П. А. «Сказки о животных» Москва, 2004г.
  3. www.festival.ru В мире русских и английских сказок.
  4. www.skazkinarodov.ru Сказки народов мира.

Основные термины (генерируются автоматически): Сказка, Волк, английская народная сказка, английская сказка, русская народная сказка, ситуация победителями, герой, козленок, котенок.

Произведение по жанровой направленности является сказкой о животных, в которой, как во всех народных сказаниях, добро побеждает зло.

В качестве главных персонажей в сказке выступают семь козлят, представленных в образе послушных детей, коза, являющаяся заботливой матерью, отличающаяся храбростью и решительностью, а также волк, изображенный в образе коварного, жестокого, жадного и безжалостного зверя.

Мама коза описывается в сказке очень любящим своих детей и заботливым животным, решающим обезопасить их от проникновения в дом посторонних, объясняя козлятам, что чужим дверь открывать не следует.

Сюжетная линия сказки разворачивается в момент появления у двери дома волка, который очень хочет проникнуть в жилище и полакомиться молодыми козлятами.

Несмотря на то, что козлята во всем слушаются маму, хитрому волку удается обмануть малышей и ворваться в дом. Для этого волк, обратившись к кузнецу, меняет интонацию голоса, а доверчивые козлята принимают его за маму-козу, поскольку слышат знакомую им с детства мамину песенку о том, что она пришла к своим любимым детям и принесла им молочка.  В результате козлята оказываются съеденными волком. Спастись удается лишь одному козленку, который прячется в печном отверстии.

Вернувшаяся домой коза обнаруживает отсутствие детей и решает наказать злого волка, пригласив его на прогулку и заманив его в яму, где волк распарывает свое брюхо и оттуда целые и невредимые появляются козлята.

Отличительной особенностью произведения является глубокий смысл сказки, заключающийся в присутствии в жизни мошенников и лжецов, стремящихся завладеть чужим путем хитрости и обмана.

Тем самым сказка знакомит маленьких читателей с азами общения с чужими и посторонними людьми, с которыми необходимо вести себя осторожно и внимательно, быть бдительными и прислушиваться к советам старших людей, поскольку последствия наивности и доверчивости могут быть весьма негативными.

Для родителей сказка также несет предупреждение о том, что не стоит оставлять малышей одних в доме на длительное время.

В непринужденной и веселой манере маленькие читатели приобщаются к правильной манере поведения в обществе, а также учатся отношениям с родителями.

Смысл произведения доводит до читательской аудитории неизбежность наказания за совершение плохих поступков, а также победы добра над злом.

Картинка к сочинению Анализ сказки Волк и семеро козлят

Предыдущая

СочиненияАнализ сказки Огниво Андерсена

Следующая

СочиненияАнализ сказки Щелкунчик и Мышиный король Гофмана

Особенности народных сказок
о животных. русская народная сказка
«Волк и семеро козлят»

Автор: Карпова Наталия Павловна

Организация: ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск

Населенный пункт: Самарская область, г. Чапаевск

Пояснительная записка

Автор Методической разработки урока литературного чтения для обучающихся 2-ого класса «Особенности народных сказок о животных. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (Далее Разработки) является учитель начальных классов ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск Самарской области. Урок разработан с использованием средств ИКТ, его дидактических возможностей, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и авторской программы курса «Литературное чтение» УМК «Планета знаний», ООО Издательство: Москва, «Астрель».

Урок модели «смена рабочих зон» проводился, в основном, с использованием технологий проблемного обучения с применением словесных, наглядных методов и приемов.

Актуальность применения средств и сервисов ИКТ на уроках в начальной школе объясняются возможностью заинтересовать обучающихся в запоминании нового материала, а также в желании её дальнейшего изучения.

Цель – создание условий для изучения особенностей народных сказок о животных на примере русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Задачи:

обучающие:

1) изучить особенности народных сказок о животных;

2) познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят»;

развивающие:

1) продолжить развитие навыков работы на ПК с выходом в интернет;

2) развивать логическое мышление, память, внимание;

воспитывающие:

1) воспитывать любовь к чтению произведений о животных;

2) воспитывать бережное отношение к природе, живым существам;

Технологическая карта урока

Тема

Особенности народных сказок о животных. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Образовательная модель, технология

Смена рабочих зон.

Групповая работа.

Средство (сервис) ИКТ, его
дидактические возможности

Ну-ка дети – данная платформа содержит множество сказок, позволяет прослушивать аудиокниги, музыку, а также обучает рисованию и развивает смекалку, благодаря предложенным загадкам.

Storyjumper – это сервис, который позволяет воплотить свои творческие мысли в книгу, он содержит множество иллюстраций и героев, позволяет озвучивать книгу.

Wizer – это сообщество педагогов, создающих инновационные образовательные ресурсы для уроков в открытой информационно-образовательной среде.

Интерактивная доска SMART Notebook – доска позволяет работать на ней в двух режимах: интерактивный и режим Office. Дает возможность перемещение объектов, что позволяет обучающимся составлять логические цепочки, схемы и размещать информацию. Интерактивная доска оснащена целым рядом встроенных инструментов, позволяющих организовать обучение в новой форме.

Планируемые образовательные результаты, их практическая значимость

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: смысловое чтение.

Регулятивные УУД: анализирование проделанной работы; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; планирование и выполнение мини-проектов.

Практическая значимость: Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные УУД: Участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение работать в группе, в коллективе.

Практическая значимость: Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Личностные результаты:

развитие умения слушать, вступать диалог, строить высказывания; готовность и способность учащихся к саморазвитию; проявление креативности мышления, инициативности и находчивости.

Практическая значимость: Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания».

Внутри- и межпредметные связи

Межпредметные связи:

Информатика, изобразительное искусство.

Этап 1. Информационная минутка

Как происходить, задания:

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Наверное, каждому из нас в детстве мама читала или рассказывал сказки перед сном. И точно так же каждый из нас будет читать сказки своим деткам. А вот что бы узнать, кто будет главными героями нашей сегодняшней сказки, надо отгадать загадки:

Зайцы разбегайтесь!

Серый зверь. Спасайтесь!

Он зубами щелк, щелк.

На охоту вышел … (Волк)

Любопытный, озорной,

И мотает головой,

Прыгает, бодается,

Как он называется? (Козлёнок)

Читают сказку “Волк и семеро козлят” на сайте https://nukadeti.ru/skazki/bratya_grimm_volk_i_semero_kozlyat

  • Для нашей плодотворной работы на надо поделимся на 3 группы. На столах у каждого из вас лежат «избушка», но не простая, перевернув ее, вы может увидеть маршрутные листы, где обозначен маршрут вашей работы.

— Смена зон будет осуществляться по сигналу колокольчика, который будет звучать два раза. Первый сигнал означает, что нужно заканчивать работу и прибирать рабочее место; второй сигнал – нужно переходить в другую зону, согласно своему маршруту. Напоминаю, что на работу отводится ограниченное количество времени.

Маршрутный лист (перемещение):

Группа 1 зона «Работа с ресурсами ИКТ»;

Группа 2 зона «Работа с учителем»;

Группа 3 зона «Групповая творческая работа».

Этап 2. Групповая работа в зонах

(деятельность учителя и обучающихся)

Зона 1.

Работа с ресурсами ИКТ

  • Задание:

1. Создать книгу по прочитанной сказке.

Сервисы: Storyjumper [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.storyjumper.com

Пример работы:

https://www.storyjumper.com/book/read/125684802

  • Виды деятельности: техническая.
  • Способы контроля: готовая электронная книга.
  • Образовательные результаты:

Познавательные УУД: смысловое чтение.

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию.

Зона 2.

Работа с учителем

— В сказках про животных обычно высмеиваются людские пороки, а поэтому животным присваиваются те или иные черты человеческого характера.

  • Задание: игра «Допиши пропущенное слово» (работа обучающихся на интерактивной доске); игра «Крокодил» (учитель говорит какие слова надо изобразить: Коза, Волк, Петух, мост, дом, молоко; дети отгадывают).
  • Сервисы: wizer [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://app.wizer.me/preview/EBNWCZ
  • Виды деятельности: игровая.
  • Способы контроля: беседы с детьми, анализ проделанной работы.
  • Образовательные результаты:

Коммуникативные УУД: Участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные УУД: анализирование проделанной работы.

Личностные результаты: развитие умения слушать, вступать диалог, строить высказывания.

Зона 3.

Групповая творческая работа

  • Задание: создать плакат-афишу «Волк и семеро козлят», используя ватман гуашь, кисти и акварель.
  • Виды деятельности: художественное творчество.
  • Способы контроля: Творческий отчет (готовый плакат-афиша).
  • Образовательные результаты:

Регулятивные УУД: планирование и выполнение мини-проектов.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, в коллективе.

Личностные результаты:

Проявление креативности мышления, инициативности и находчивости.

Итог урока:

Дети рассматривают и обсуждают плакат-афиши «Волк и семеро козлят».

(- Кто изображен на плакатах?

— Почему вы решили изобразить именно этих героев?

— Какой сюжет изобразила группа?

— Почему именно на этот сюжет пал выбор?)

Выполняют рефлексия «Три лица». (Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц (прикреплены на доске смайлики: веселый, нейтральный и грустный). Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению и поставить в столбик под смайликом мелом галочку.)

Приложения:

  1. file0.docx.. 97,6 КБ

Опубликовано: 10.12.2022

Произведение по жанровой направленности является сказкой о животных, в которой, как во всех народных сказаниях, добро побеждает зло.

В качестве главных персонажей в сказке выступают семь козлят, представленных в образе послушных детей, коза, являющаяся заботливой матерью, отличающаяся храбростью и решительностью, а также волк, изображенный в образе коварного, жестокого, жадного и безжалостного зверя.

Мама коза описывается в сказке очень любящим своих детей и заботливым животным, решающим обезопасить их от проникновения в дом посторонних, объясняя козлятам, что чужим дверь открывать не следует.

Сюжетная линия сказки разворачивается в момент появления у двери дома волка, который очень хочет проникнуть в жилище и полакомиться молодыми козлятами.

Несмотря на то, что козлята во всем слушаются маму, хитрому волку удается обмануть малышей и ворваться в дом. Для этого волк, обратившись к кузнецу, меняет интонацию голоса, а доверчивые козлята принимают его за маму-козу, поскольку слышат знакомую им с детства мамину песенку о том, что она пришла к своим любимым детям и принесла им молочка.  В результате козлята оказываются съеденными волком. Спастись удается лишь одному козленку, который прячется в печном отверстии.

Вернувшаяся домой коза обнаруживает отсутствие детей и решает наказать злого волка, пригласив его на прогулку и заманив его в яму, где волк распарывает свое брюхо и оттуда целые и невредимые появляются козлята.

Отличительной особенностью произведения является глубокий смысл сказки, заключающийся в присутствии в жизни мошенников и лжецов, стремящихся завладеть чужим путем хитрости и обмана.

Тем самым сказка знакомит маленьких читателей с азами общения с чужими и посторонними людьми, с которыми необходимо вести себя осторожно и внимательно, быть бдительными и прислушиваться к советам старших людей, поскольку последствия наивности и доверчивости могут быть весьма негативными.

Для родителей сказка также несет предупреждение о том, что не стоит оставлять малышей одних в доме на длительное время.

В непринужденной и веселой манере маленькие читатели приобщаются к правильной манере поведения в обществе, а также учатся отношениям с родителями.

Смысл произведения доводит до читательской аудитории неизбежность наказания за совершение плохих поступков, а также победы добра над злом.

Дата публикации: 12 июля 2022 в 15:10

Предыстория

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки. 

Под  названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье «В чем смысл сказки «Репка«?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Автор словно говорит: «вот были козлята послушные, как вы мои дорогие читатели, но это не уберегло их от постигшей беды».

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно.

«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы «Колобок». Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.  

Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят» 

Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется  такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!

Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста. 

Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).

Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни:  злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка. 

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Беда ум родит

Не копьём побивают, а умом

С хитростью — до обеда, а с умом — целый день

Женский ум лучше всяких дум

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

 «Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать.

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро. Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Значение ямы и вернувшихся козлят

Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?

Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Прочтений: 1 455

  • Особенности композиции сказки богатырь салтыкова щедрина
  • Основные положения сочинения в с соловьева русская идея
  • Основные ошибки в итоговом сочинении
  • Основные орфоэпические нормы современного русского языка акцентология в современной речи сочинение
  • Основные образы сказки о мертвой царевне и о семи богатырях урок в 5 классе презентация