Особенности народной сказки царевна лягушка 5 класс

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

Какие особенности народной сказки можно найти «Царевна Лягушка» (см)?

Какие особенности народной сказки вы обнаружили (присказка, зачин, постоянные эпитеты) в сказке «Царевна Лягушка?

Школьный вопрос.

11 ответов:



3



0

Сказка «Царевна-лягушка», где главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудра, а при этом сказка именуется «Царевна-лягушка», — это уже говорит, что сказка волшебная. Начинается уже необычно:

oWqTTXieHdsVVsYeO38PfyvJ1BF69.png

заканчивается:

ygOu77pckQ045T0QDktj63xgxlUuXYU.png

А главными особенностями сказки являются:

Повторы: жил-был, царство-государство, подумал-подумал, костями-огрызками.

Эпитеты: животные рыскучие,птицы летучии, буйну голову (повесил), красноватая девушка, столы дубовые, скатерти кружевные, солнце ясное, белоснежные лебеди, дремучие леса, черные леса, высочайшие горы, незапятнанное поле, зеленоватые луга, топкие болота, голубое море,острая стрела, тугие луки, хороший молодец, красноватое солнце.



1



0

Сказка «Царевна-лягушка» имеет одну главную отличительную особенность. В сказке есть

постоянные эпитеты в сказке «Царевна-лягушка» — живая вода , добрый молодец , красна девица. особенность сказки заключается в отсутствии присказки, как бывает в русских народных сказках. Сказка начинается не с присказки, а с зачина, который обозначен как первые строчки сказки. В сказке есть концовка, зачин и постоянные эпитеты. В сказке «Царевна-лягушка» можно выделить несколько опорных слов Василиса Премудрая, лягушка, Бабя Яга.

Сказку нужно читать ритмично, обращая внимание на описание характеров Василисы и невесток царя.



1



0

Сказка «Царевна-лягушка» оказывается типичной волшебной сказкой, полной чудесных превращений.

Зачином в ней оказывается завязка сюжета, когда царь собирает сыновей и велит стрелять из лука, чтобы судьба нашла сыновьям невест.

Концовкой сказки оказывается заключение о том, что жили Иван-Царевич и Василиса Премудрая долго и счастливо, то есть финал сказки, как и положено, благополучный.

Обычные для любых народных сказок троекратные повторы в этой сказке также имеются:

Три сына у царя. Три дня ходил Иван Царевич по болоту. Три испытания женам от царя.

И вот цитата, в которой много этих повторов:

lqVD7IlovotI3BempjAwuUQfzUtz8Rj.png

Интерес представляют и такие повторы как Хитрей-Мудрей, Спать-почивать, Избушка-Избушка, Найти-Разыскать.

И наконец постоянные эпитеты, которые встречаются многократно и служат своего рода неотъемлемым атрибутом чего-либо:

Иван-Царевич, Лягушка-Квакушка, Красна девица, Птицы летучие, Звери рыскучие и конечно же Костяная нога.



1



0

Сказка «Царевна-Лягушка» относится к волшебным сказкам-с превращениями, говорящими животными. Итак, признаки народной сказки:

Зачин сказки:

Z1UumY3t3HbZFQWPilSruJzXl6pxBuxM.png

Герои самые обычные-царь да его 3 сына, которые пускают стрелы, чтобы найти так себе невесту: куда стрела упадет-там и невесту найдешь.

Сюжет сказки легко запоминается, его легко пересказать учащемуся.

В сказке встречаются троекратные повторы:

NBsjRzQbGHEflLLCSUB8a01fQZezE.png

Накопление героев: царь-3 сына-царевна-лягушка (Василиса)-Баба-Яга-Кощей Бессмертный.

Также встречаются постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные слова: чистое поле, злато-серебро, узоры печатные, Баба-Яга-костяная нога, добрый молодец, красная девица.



1



0

Название уже говорит о том, что это волшебная сказка, обещающая чудеса и превращения.

Зачин, начинающийся с характерных для народной сказки слов: В некотором царстве, в некотором государстве — отец собирает троих (очень любимое в народе число) сыновей и они стреляют из лука, чтобы найти себе по невесте.

Эпитеты, характерные для народной сказки, мы встречаем в «Царевне Лягушке»: добрый молодец, красна девица.

Традиционная концовка тоже говорит о том, что сказка народная: «И стали они жить дружно и счастливо», это о главных героях сказки — самой Царевне Лягушке и Иване Царевиче.

Три сына, три дня, три испытания, эти троекратные повторения тоже характерны для народных сказок.



0



0

Постоянные эпитеты (красна девица, добрый молодец), троекратное повторение, конструкции типа «долго ли коротко» «за тридевять земель», определения после определяемого слова.



0



0

Царевна-лягушка. Особенности этой сказки просматриваются уже в парадоксальном названии. Зачин, на мой взгляд, не оригинален, но вполне традиционный. Некоторые эпитеты весьма хорошо рифмованные, поэтичны (животные рыскучие, птицы летучие). Хорошая образность — солнце ясное, добрый молодец. Практически к каждому слову, даются уточняющие определения.



0



0

В замечатеной сказке «Царевна-лягушка» содержится несколько эпитетов:

  • Царевна-лягушка
  • Красна девица
  • Живая вода
  • Добрый молодец.

Даная сказка, на мой взгляд, имеет хороший зачин, который начинается не с приказки, текст написан внятно, происходящие действия и смысл понятен.



0



0

Сказка » Царевна-лягушка » не исключение в плане эпитетов, зачинов, присказок. Как и большинство русских сказок она начинается со слов: »

vdBmkF16OHXdRiMJp4PR9jveYaGnccrN.png

и заканчивается тоже традиционно:

BaJkRb3gw6f7qjYy0iup1qgxPV36Wx.png

Так же наблюдаются повторы, например; жил-был, подумал-подумал, царство-государство. Эпитеты: солнце ясное, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, дремучие леса, зеленоватые луга, топкие болота, острая стрела, голубое море, хороший молодец.



0



0

Само по себе название сказки уже является особенностью.

Если говорить о зачине, то в сказке он звучит так:

Встречаются в этой сказке и повторы:

Эпитеты тоже встречаются довольно часто: добрый молодец, красна девица, узоры печатные.

Сама сказка наполнена волшебными действиями, в ней есть волшебные персонажи (к примеру царевна-лягушка, Баба-Яга).

Если говорить о концовке, то она вполне традиционная, для главных героев все заканчивается хорошо.



0



0

На примере сказки «Царевна-лягушка» можно привести пример присказки и зачина, так же есть и эпитеты. Приведем примеры.

Зачином в сказке являются слова, начинающиеся с «В некотором царстве»:

Концовка сказки начинается со слов «И стали они жить дружно»:

5jc6vcWiN4nHHXTVOXAe6oCcWyKIjVU.png

Перечисли эпитеты сказки, которых тоже очень много: Царевна-лягушка или добрый молодец.

Троекратные повторы так же характерны для этой сказки: три сына, три желания, трое животных помогают Ивану.

Читайте также

Если речь идет о приуроченности к событию, тогда нужно говорить «поздравление ко дню рождения», «подарок ко дню…», если такого смысла нет, то нужно говорить «безразличен к дню рождения…», «относиться к дню…».

О том, что приручение и использование огня изменило жизнь первобытного человека говорить пожалуй не стоит — это и так понятно. Никто кроме человека не мог использовать огонь и это умение сразу подняло человека на недосягаемую для животных высоту. Огонь помогал человеку выживать, делал его жилище теплым, отгонял и отпугивал диких животных, позволил выживать в условиях суровых зим и следовательно позволил человеку расселиться на более обширной территории. Наверняка у первобытных людей были и свои нетрадиционные способы использования огня и наверное они лучше всех могли бы ответить на вопрос о том, чем был для них огонь.

Так давайте дадим слово этим самым первобытным людям:

5wPuPf0OZNEmCGQSTUu83epYGKf8tT9.png

Площадь обозначается заглавной буквой «S». Единицами измерения площади могут быть: миллиметры, сантиметры, метры, дециметры и километры, но обязательно квадратные. Еще площадь, например, поля можно измерить гектарами и арами.

Для каждой фигуры существует своя формула расчета площади. Вот основные из них:

текст при наведении

Бояться и боятся – слово одно и то же, глагол возвратный (есть постфикс -СЯ), но в разных формах. В произношении их концовок -ТЬСЯ / -ТСЯ нет никакой разницы ([ЦА], так они звучат), и сей факт никому не позволяет на слух распознать, где -ТЬСЯ, а где -ТСЯ.

Бояться – инфинитив, форма, называемая неопределённой, ибо в ней глагольные непостоянные признаки отсутствуют. Именно инфинитив считается начальной формой глагола.

К словам-глаголам в данной форме нас с начальных классов учат задавать вопросы что делать? (пугаться, клониться, собираться) и что сделать? (испугаться, склониться, собраться). Обратим внимание на весьма существенную деталь: вопросы инфинитива заканчиваются Ь – мягким знаком, а потому попросту частенько говорят так: «В вопросе пишем Ь – в глаголе следует о нём тоже не забыть, он оканчивается на -ТЬСЯ». Конечно, подобное объяснение чисто разговорного плана, а ответы учащихся на уроках должны быть выстроены в научном или научно-популярном стиле, поэтому корректно вот такое пояснение:

m18SgcCfHDQnD0DsjymCbc5tskuHhwuJ.png

Интересующая нас словоформа бояться как раз на вопрос что делать? отвечает, следовательно, это форма неопределённая и обойтись в ней без Ь перед постфиксом никак нельзя.

Боятся – форма иная, в ней присутствуют 4 возможных непостоянных признака (из 5), но для нас сейчас важен один – лицо, оно 3-е.

К глаголам, стоящим в сей форме, нас тоже с начальных классов учат задавать соответствующие форме вопросы – что делает? / что делают? (пугается / пугаются, клонится / клонятся, собирается / собираются) и что сделает? / что сделают? (испугается / испугаются, склонится / склонятся, соберётся / соберутся). Здесь тоже обратим внимание на важную деталь: вопросы к 3-му лицу не содержат Ь, поэтому опять же в разговорном стиле правило излагают так: «В вопросе Ь нет – нет его и в глаголе, пишем -ТСЯ». Переведём данный ответ на уровень учащихся средних классов – получится так:

AxyhS4WrPVp5FHWpttYNIoqv9sd2VVi.png

Боятся – что делают? – 3-е лицо, выбираем написание -ТСЯ.

Самый широкий пролив в мире — это пролив Дрейка. В самой узкой части он насчитывает около 820 километров.

Он находится между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетлендскими островами, и соединяет два океана — Атлантический и Тихий.

Хотя пролив назван именем Дрейка, по факту его открыл испанец Франсиско Осис, но по каким-то обстоятельствам это осталось незамеченным.

Еще пролив Дрейка знаменит своими самыми сильными штормами на планете — волны при этом достигают 15 метров.

текст при наведении

Литература

5 класс

Урок № 3

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

• сказка как вид народной прозы;

• виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных;

• сказочные формулы и приёмы сказочного повествования.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием; иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно поэтическое выражение.

Сказочные формулы – устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.

Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254

2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В.,Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)

2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)

3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (16.06.2019)

4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)

6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)

7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)

8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что собой представляет сказка как жанр? Каковы основные признаки волшебных историй, которые исследователи относят к сказкам? Прежде всего, это один из древнейших фольклорных жанров, известных нам. Многие годы они передавались из уст в уста на деревенских посиделках, от бабушек внукам, от нянь ребятишкам. А появились они, наверное, тогда, когда древние люди после долгого дня сели у костра, и один их них рассказал не о том, как прошёл его реальный день, а удивительную историю.

Чем она была так удивительна? Может быть тем, что в ней были необычные герои, предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про неведомых зверей и птиц…

С тех самых пор самым дорогим и желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю, либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.

Сказитель – рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей. Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.

Раньше, чтобы было не скучно работать и не жечь лишние лучины, ведь электричества не было, деревенские девушки, женщины собирались в одном доме и либо пряли на прялках, либо вышивали, шили одежду – занимались рукоделием. И сказительница с ними тоже занималась чем-то, так что привлечь внимание гуслями у неё не было возможности, тогда за общей беседой она начинала рассказ с присказки.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанное с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки. Например:

Жил-был царь.

У царя был двор.

На дворе был кол.

На колу – мочало. Не начать ли сказку сначала?

У многих сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые, кто-то предпочитал рассказывать о животных.

В фольклоре выделяют 3 типа сказок:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Бытовые сказки.

Самую большую группу составляют волшебные сказки, где развитию замысловатого сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют герои тёмного мира, к которым традиционно относят Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабу Ягу и Соловья-разбойника.

Светлый мир представлен Иваном Царевичем, Василисой Премудрой и героями, не имеющими благородного происхождения – например, Емеля или Крошечка-Хаврошечка.

Рассмотрим сказку «Царевна-лягушка».

Начинается сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное начало. Такая устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку, называется зачином.

Зачин – это начало сказочного повествования. Он служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).

Три – магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее. Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Кульминацией, моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

После окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.

Сказочник заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам текло, да в рот не попало…».

Такие выражения, переходящие из одного сюжета в другой, называются концовкой.

Концовка – завершающие фразы сказки. Они возвращают слушателя в реальный мир или содержат поучение: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Мы уже обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Они встречаются не только в зачине и концовке, но и соединяют некоторые детали сюжета: «Долго ли коротко ли». Или присутствуют в речи: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!».

Повторяются и характеристики многих герои и предметов (красна девица, добрый молодец, золотое веретено).

Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение (синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста).

Каждая сказка имела мораль — добро всегда побеждало зло.

Теоретический материал для углубленного изучения

Эта сказка записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для русских сказок.

Доктор филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки» писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор.

Из предложенных словосочетаний выберите то, где есть постоянный эпитет:

1) Красна девица

2) Долго ли, коротко ли…

3) Жили-были….

Вспоминаем пройденный материал и делаем вывод, что постоянный эпитет – это «красна девица».

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из списка ниже:

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще ______ подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в _______ царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как ______ железных сапог износишь, как _________ железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Слова: три дня, тридесятое, три пары, три.

Это задание на знание текста сказки, на закрепление пройденного материала – троичность в сказке. Нужно вспомнить, что такое троичность и заполнить пропуски.

Правильный ответ:

Три дня, тридесятое, три пары, три

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вёскинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме:

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Художественный мир сказки

по учебнику литературы  5 класс

Часть 1: Коровина В.Я и др.

издательство: 2-е изд. — М.: Просвещение 2013 год.

Подготовила и провела

учитель русского языка

 и литературы

Степанова О. А.

2016 г.

Конспект урока литературы по теме: Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.

Цели урока:

Систематизация знаний учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностях построения волшебной сказки, знакомство с русской народной сказкой «Царевна лягушка»

Задачи урока:

  • Познакомить с содержанием сказки;
  • Сформировать умения выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);
  • Подготовить обучающихся к подробному пересказу сказки и мини проекту;
  • Воспитывать ценностное отношение к произведениям устного народного творчества.

Средства обучения: учебник-хрестоматия – текст сказки, иллюстрации

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения

Оборудование: слайдовая презентация, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг.

Межпредметные связи: живопись

Планируемые результаты:

— предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.

— коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

— регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

— познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№№

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

(в мин.)

1.

Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой.

Cегодня нам предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит, как колокольчик. Звенит серебряным волшебным звоном, как бубенцы тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сейчас мы читаем сказки в книгах, а раньше их только рассказывали, или, как тогда говорили, сказывали. Так сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Как вы уже поняли сегодня у нас не простой урок. Мы идем в гости к самой Сказке (звучит заставка). Но чтобы открыть врата сказочного мира вы должны объяснить что же такое сказка?

-Каковы отличительные черты сказок?

Ответы учащихся:

Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

-Сказочные события

-Сказочные герои

-Сказочные существа

-Необычность обстановки

-Особая манера повествования

-Вариативность текста

-Автор коллективен.

2 мин.

2.

Актуализация знаний.

С самого раннего детства вы слышали сказки. Вы проникали в чудесный, загадочный и таинственный мир.

— Какие сказки вам особенно запомнились?

Даже вот в эти маленькие сказки народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром говорят: «Сказка – ложь, да в ней …», продолжите пословицу.

— Как вы её понимаете?

— Чем же русские народные сказки отличаются от литературных произведений?

— Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

— Что такое эпитет, гипербола?

— Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

— Какова композиция волшебных сказок? Расскажите об особом построении сказок.

Ответы учащихся:

Русские народные сказки отличаются от литературных произведений тем, что у литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ.

Виды сказок:

— Волшебные

— Сказки о животных

— Бытовые

Эпитет – выразительное определение.

Гипербола – преувеличение.

Постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец»

Композиция волшебных сказок:

Присказка

Зачин

Концовка

2 мин.

3.

Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке у нас открыто «Бюро литературных находок». В Бюро находок обычно возвращают забытые, потерянные вещи, но в нашем «Бюро литературных находок» оказались утерянные фразы, строчки, фрагменты из сказок. Вероятно, они выпали из книг, когда с ними небрежно обращались…

  • Чем угощала лиса журавля?
  • Чем подавился петушок?
  • Из чего варил кашу солдат?
  • Кто помог спасти брата в сказке «Гуси – лебеди?»
  • Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди?»
  • К какому виду сказок они относятся?

Кому принадлежат  эти слова из сказки? (карточки в волшебном мешочке)

1.        Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

2.        Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

3.        Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.

4.        Эх, Иван-царевич, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было!

5.        Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

6.        Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.

7.        Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

8.        Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

9.        Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

(Кашей)

(Бобовым зёрнышком)

(Из топора)

(Мышка)

(Платочек)

(Царь)

(Царевна-лягушка).

(Василиса Премудрая)

(старый старик)

(медведь)

(селезень)

(заяц)

(щука)

(Баба-яга)

5 мин.

4.

Постановка учебной задачи

Что объединяет всех этих героев?

Как же начинается эта сказка?

— Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».

— Определите цели и задачи урока.

(они из одной сказки «Царевна — лягушка»)

инсценирование сказки детьми

Волшебная

Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

1 мин.

5.

Постановка учебной задачи

— Как надо пересказывать или читать сказку?

Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.

С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.

Чтение полного текста сказки занимает 13 минут.

6.

Первичное закрепление

Работа по содержанию сказки. Лексическая работа.

  • Понравилась ли сказка? Чем?
  • Кто главные герои сказки?
  • Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки.

— лытать

— пытать

— кручиниться

— тужить

— мудрёный

— молвить

— дивиться

— снарядиться

Анализ текста учащимися

Работают с текстом сказки.

— уклоняться от дела, бегать работы

— (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

— горевать, печалиться

— горевать, тосковать, печалиться

— загадочный, непонятный, замысловатый

— говорить, сказывать

— удивляться, поражаться чему-либо

— запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

2 мин.

7.

Динамическая пауза. Физкультминутка

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом —
И Змей-Горыныч нипочем.
Сделал выпад раз и два —
Отлетела голова.
Еще выпад — три-четыре —
Отлетели остальные.

Делают движение в соответствии со стишком.

1 мин.

8.

Включение новых знаний в систему знаний.

Беседа по вопросам:

1.В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь… испугался Иван, хотел убежать»?

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Ответы детей:

В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

12 мин.

-Какие они — наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Отвечают на вопросы учителя

Премудрой

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Пересказ эпизода о представлении хлебов подготовленным учащимся.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано?

— Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших

Звучит пересказ эпизода подготовленным учащимся.

Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

Чтение эпизода.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой?

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй — «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

Чтение эпизода учащимися. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.

«Василиса Премудрая … пьет … остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей … чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут».

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

— О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?

— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

— Какие ещё персонажи присутствуют в сказке?

Почему они помогают юноше?

— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?

— О чем сказка «Царевна-лягушка»?

— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим

Ответы учащихся:

чудесные говорящие звери помощник-даритель (старый старичок);

Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и способ одолеть Кощея.

Какова мораль сказки?

Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.

Главный герой народной сказки «Царевна-лягушка» — младший сын царя Иван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.

С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:

1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).

2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных помощников.

3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.

Ответы учащихся:

Самое главное в этой сказке — это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. Не смогли и злые силы, олицетворяемые Кощеем Бессмертным, помешать Ивану-царевичу освободить свою любимую Царевну-лягушку.

9.

Самостоятельная работа

Выпишите, какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказке

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях

3 мин.

10.

Работа с репродукциями

Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

— Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

— Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?

Словесное рисование учащимися героев сказки

2 мин.

11.

Составляем кластер (работа в парах).

— Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…

1 мин.

12.

Рефлексия деятельности. Самооценка результатов

— Какую задачу ставили на уроке?

— Удалось ли решить поставленную задачу? 

Доказали, что сказка волшебная.

Назвали отличительные особенности русской народной сказки.

-Зачин.

-Троекратный повтор.

-Множество героев.

— Волшебные предметы и события.

-Концовка.

-Добро побеждает зло.

0,5 мин.

13.

Домашнее задание

-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

 — Подготовить пересказ сказки

— Индивидуальное задание: подготовить мини проекты по темам:

  • Предметный мир сказки
  • Сказочное время
  • Сказочное пространство
  • В мире интересных событий и фактов
  • Иллюстрации к сборнику

0,5 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР,  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Царевна-лягушка. Русские волшебные сказки.

Книга

текст

М.: ОНИКС 21 век, 2001.

2.

«Филологический класс»

Журнал

текст

Выпуск № 1 (39) / 2015

3.

«В художественном мире русской волшебной сказки»

Цикл «Развивающие исследовательские технологии».©

текст

Г.С. Меркин, 2009 г.

4.

«Литература. Начальный курс», Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О.

Поурочное планирование к учебнику

текст

М. — 8-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007.

5.

Н.Н.Евтифеева «Использование синквейна в процессе изучения сказки «Царевна-лягушка»

Статья

текст

МААМ.ru Международный образовательный портал. http://www.maam.ru

6.

ЛИТЕРАТУРА. 5 класс. Методические советы

Статья

текст

  http://old.prosv.ru/metod/korovina5/03.htm

7.

Сказка «Царевна — лягушка»

Методические рекомендации

текст

http://uchitel-slovesnosti.ru 

8.

Волшебная сказка / Т. В. Зуева, 237,[2] с. ил. 20 см

Книга

текст

М. Прометей 1993

9.

Анализ сказки

Сайт «Педагогические идеи»

текст

http://www.inksystem-az.com

10.

Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. Авт.-сост.: Н.В. Егорова

поурочные разработки по литературе

текст

М.: «Вако» 2011

11.

Литература 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной

поурочные планы

текст

И. В. Карасева, В. Н. Пташкина Волгоград: Учитель, 2010

12.

Шаблон к презентации

презентация

шаблон

http://ppt4web.ru/literatura/carevnaljagushka.html

13.

Заставка к передаче «В гостях у сказки»

видеоролик

видео

YouTube

Сегодня
на уроке мы:

·    
поговорим
о сказках как об особом жанре фольклора;

·    
разберём
сказку «Царевна-лягушка».

Любите
ли вы сказки? Наверняка любите. Ещё совсем маленькими мы слушали сказки,
которые нам читали мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Теперь мы читаем
сами. Необычайный волшебный мир открывается перед нами, едва только мы
раскрываем книгу сказок и читаем: «В некотором царстве, в некотором
государстве…».

Что
же такое сказка? И зачем она нужна?

Мы
уже говорили о фольклоре и помним, что фольклор – это устное народное
творчество
.

Сказка
– один из жанров фольклора.
Это произведение, в котором есть
волшебство.

В
сказках интересно и увлекательно рассказывается о необыкновенных событиях.
Герои сказок могут то, чего не могут ни люди, ни животные в реальной жизни.

Сказки
не только развлекают – они ещё и учат. В сказках добрый, заботливый, щедрый
герой получает награду, а злой, завистливый, жадный и вредный обычно наказан.

Сюжеты
многих сказок схожи.

Трудолюбивая
и добрая падчерица есть в русских, английских, турецких сказках. Жадный хитрый
богач теряет своё имущество, если обижает честного работника, в сказках шведских,
греческих, афганских.

Японские,
ненецкие, индийские сказки учат трудолюбию, уважению к старшим, заботе о слабых
и беспомощных.

«Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич
Пушкин. В сказках действительно есть «урок»: как поступить, какой выбор
сделать, сторону какого героя принять?

Сказки
народов мира похожи не только по сюжетам, но и по построению. Сказки состоят из
трёх частей.

Какие
сказки вы любите больше? Кому-то нравятся сказки о животных. Кому-то – о
принцах и принцессах. А кому-то – о находчивых крестьянах, которые ловко
обводят помещиков вокруг пальца!

Сказки
так разнообразны, правда?

Именно
поэтому все сказки условно делят на три группы: бытовые сказки, сказки о
животных и волшебные сказки
.

В
бытовых сказках говорится о простых людях – крестьянах, ремесленниках,
солдатах и так далее. Обычно это весёлые и даже озорные сказки. Они высмеивают
плохое в человеке: жадность, грубость, зависть, злобу, мстительность. А
смелостью, добротой, находчивостью, бескорыстием восхищаются.

Сказки
о животных
тоже чаще всего весёлые. Действуют в них звери и
птицы, но ведут они себя так же, как и люди. Смешные или же опасные ситуации, в
которые животные попадают, бывают вызваны их отрицательными чертами характера:
излишним самомнением, трусостью, глупостью, жадностью.

Волшебные
сказки
– самые необычные. В них есть необыкновенные
приключения, волшебство; трудности, которые герой должен преодолеть; волшебные
предметы, дающие власть и богатство; невиданные существа…

Русские
народные сказки в этом смысле ничем не отличаются от сказок народов мира. Есть
в них и условленный зачин, и обычная концовка; и деление на виды тоже есть.

Но
есть и своеобразие: определённые обращения и описания предметов. «Красно
солнышко», «добрый молодец», «путь-дороженька», «родимый батюшка», «трава шелковая».

Особенно
это заметно в волшебных сказках. Вот одной из таких увлекательных,
интересных сказок и является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Её
очень любили и рассказывали по всей Руси, иногда немного меняя сюжет.
Существует более 20 вариантов этой сказки! Известные художники не только делали
иллюстрации к сказке, но даже писали картины.

Почему
же мы говорим, что «Царевна-лягушка» − волшебная сказка? Потому что в ней
есть превращения, волшебные предметы, волшебство, добрые и злые существа,
говорящие звери. Герою предстоит пройти немалые испытания, пока он добьётся
своей цели.

Давайте поподробнее посмотрим сначала
на героев этой сказки.

Главный герой – Иван-царевич,
царский сын.

В сказках главным героем часто
становится самый младший из сыновей. Иван-царевич – герой, конечно,
положительный.

Иван-царевич – послушный сын: он
женится на той, кого выбрал по воле отца. Он не отвечает на насмешки братьев. И
ни разу ни в чём не упрекает свою неказистую супругу. В нём привлекает и его
упорство, доброта по отношению к животным во время путешествия, и желание во
что бы то ни стало вернуть жену.

Василиса Премудрая – тоже героиня многих русских
сказок.

Она мудра, добра и готова во всём
помочь Ивану. Кроме того, она ещё и волшебница: может соткать за одну ночь
ковёр или выпечь ковригу хлеба небывалой красоты.

Иван-царевич
и Василиса Премудрая заключают в себе лучшие черты русского народа. Они добры,
приветливы со всеми, всё умеют, не боятся трудностей, верны своей любви.

Положительным героям в сказках
противопоставляются отрицательные герои. Кажется, что здесь это – Кощей
Бессмертный и Баба Яга… но давайте сначала поговорим о братьях Ивана. Ведь
очень часто в сказках отрицательными персонажами являются – братья и сёстры.

Братья
Ивана-царевича насмехаются над младшим братом, хотя им самим гордиться нечем:
их жёны ничего не умеют. Но именно от зависти братья и высмеивают Ивана.
  

Да и жёны братьев под стать своим мужьям.
Они глупы и завистливы. Сами ничего не умеют. Могут только подражать, не
задумываясь о том, для чего что делается. Поэтому царь и прогоняет их с глаз
долой.

Кроме
обычных людей, в любой волшебной обязательно есть волшебные герои. Они могут
быть добрыми или злыми, помогать главному герою или вредить ему. В сказке
«Царевна-лягушка» это старичок, баба-яга и Кощей Бессмертный.

При
этом Кощей Бессмертный всегда герой отрицательный: он злой, беспощадный, его не
могут тронуть ни просьбы, ни слёзы.

В сказке «Царевна-лягушка» сам Кощей
не появляется – о нём узнаём из рассказа старичка и бабы-яги. Но от этого
характер Кощея не меняется: даже родной дочери он не может простить того, что
она оказалась умнее и талантливее его, и превращает её в лягушку.

Баба-яга тоже обычно персонаж совсем
не добрый. Но иногда она помогает главному герою. Помогает она и
Ивану-царевичу.

Старичок на первый взгляд кажется
обычным. Но при этом он знает много больше того, что известно простому
человеку. И даже даёт Ивану-царевичу волшебный клубок.

В
сказках очень распространены моменты, когда герой встречает как будто обычного
путника, или старичка, или даже нищего, а тот открывает ему будущее или
помогает. Эти мотивы пришли в сказки из мифов, где под видом путников или нищих
простым смертным встречались ангелы, волшебники и даже боги. 

А
как же волшебные предметы? Клубок не единственный волшебный предмет в
сказке. Лягушечья кожа, избушка на курьих ножках, волшебная игла в волшебном
яйце, волшебный дуб – это обычные атрибуты волшебной сказки. Даже кости лебедя,
съеденного на пиру, и остатки недопитого вина при волшебстве Василисы Премудрой
становятся озером и живыми лебедями.

Эти лебеди появляются волшебством и
исчезают после танца Василисы. А вот медведь, заяц, селезень и щука вполне
реальны. Волшебное в них то, что они понимают человеческую речь и сами говорят.
Они помогают Ивану-царевичу в благодарность за его доброту. Есть в сказке и
двое по-настоящему волшебных животных: заяц и утка из ларца.

Итак,
в сказке есть и волшебные предметы, и волшебные помощники главного героя. И,
конечно, волшебная сказка не может обойтись без волшебства и чудес. Лягушка
превращается в девушку, кости и вино превращаются в озеро с лебедями, клубочек
не просто разматывается, а ведёт в определённом направлении. Избушка может
менять своё положение, железные хлебы оказываются съедобными, сломанная игла
убивает злодея.

Сказка
«Царевна-лягушка» во многом схожа с другими волшебными сказками. 
Например, в ней повторяется число три, которое считалось священным. 

В
этой сказке у царя три сына, на третий день нашёл Иван-царевич свою стрелу, три
задания даёт сыновьям отец, три железных хлеба съесть и три пары железных сапог
износить должен Иван-царевич, три года обречена быть лягушкой Василиса
Премудрая, три дня оставалось до снятия заклятья.

Почти
во всех волшебных сказках главный герой отправляется искать свою похищенную
любимую. Иван-царевич тоже отправляется в дальний путь на поиски Василисы. Путь
главному герою указывает обычно кто-то старый – старичок или старушка, чаще
всего за его доброту и помощь.

Как
видим, в сказке «Царевна-лягушка» много общего с другими волшебными сказками.
Она и построена по всем правилам:

Зачин
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него
три сына»
.

Основное
действие
– все приключения Ивана-царевича.

Концовка
– «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Но
есть в этой сказке то, что отличает её от других волшебных сказок.

Василиса
похищена не потому, что просто понравилась Кощею, а потому, что Иван сжёг
лягушечью кожу. В этом его упрекает сама Василиса и старичок в лесу. Именно
из-за этого необдуманного поступка он и должен отправляться в долгий тяжёлый
путь.

Какие
же «уроки» даёт нам сказка «Царевна-лягушка»?

Будь
добрым с другими – и с тобой будут добры.

Перед
тем, как что-то сделать, подумай: а стоит ли это делать.

Никогда
не суди по внешнему виду. Ведь болотная лягушка оказалась царевной – красивой,
умной, умелой.

А
теперь давайте вспомним, что же мы узнали нового сегодня:

·    
Сказка
– один из жанров фольклора, в ней есть волшебство.

·    
Сказки
имеют общую структуру: зачин, развитие сюжета, концовку.

·    
Все
сказки условно делятся на три группы: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки
о животных.

·    
Сказка
«Царевна-лягушка» волшебная сказка, так как в ней есть все атрибуты
волшебных сказок: волшебство, превращения, волшебные существа, говорящие
животные, волшебные предметы.

·    
Сказка
«Царевна-лягушка» учит доброте, хорошему отношению к любому существу,
скромности.

  • Особенности направлений и тем итогового сочинения
  • Основная тема сказки бабушка метелица
  • Основная тема рассказа чехова в рождественскую ночь
  • Особенности написания сочинения рассуждения
  • Особенности моей семьи сочинение