Особенности образов сказки карась идеалист

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения интересные для детского, а больше взрослого чтения. «Карась-идеалист» яркий пример сказки для «взрослых».

История создания.

Сказка написана в 1884 году. К этому времени Салтыковым написано множество подобных произведений, которые он публикует в ОЗ (Отечественных записках). Сказка является откликом писателя на новые либеральные веяния, в том числе идеи марксистов (Марксизм – это общественное и политическое движение, выступающее за свержения капиталистического строя по средствам гражданской революции и перехода к коммунистическому обществу).

Тема.

Первая и очевидная тема сказки, которую бы отыскал ребенок, но едва ли взрослый обратил на неё внимание – жизнь в реке. Автор кратко описывает жизнь рыб, выстраивая иерархию: рачки – карась – щука. Люди участвуют в сказке пассивно: они где-то есть и ловят рыбу.

Менее очевидные, скрытые темы – это равное общество, без различий в статусе, честность, и стремление к идеализации жизни, чтобы всем было хорошо. Этими мыслями бредит карась, бесхитростная смирная рыба, которая больше  лежит в тихом иле и ест рачков, не доумевая об опасностях, а его оппонентом в спорах является ерш, рыба колючая, «тертый калач», который лучше приспособлен к жизни и не понаслышке знает о щуке и о людях, любящих вкусно поесть. Обе рыбы склонны к либеральным идеям, но карась оказывается радикальнее в суждениях, так как не знает никакой опасности и мыслит, что одними словами способен вразумить щуку и изменить несправедливый уклад жизни.

Идея.

Карась так громко кричит об идеалах равенства, что однажды щука приплывает к нему на диспут. Три раза карась ходит к ней беседовать (Салтыков таким образом стилизует троекратным повтором сказку под народную), но щука не меняется и съедает его.

Закончив так сказку, Салтыков-Щедрин критикует подобных карасю людей-идеалистов, которые, вдохновившись идеями марксистов о равенстве, спешат перекроить общество, тем самым попадая в зубы «щукам». Они не знают о существующих проблемах, мало понимают в устройстве государства, а всё туда же: социализм!

Жанр.

Так как люди занимают второй план их роли играют рыбы. Подобный приём – аллегория, характерен для сказки. Кроме этого автор пользуется приемами сатиры, чтобы изобличить карася, поэтому сказка не простая, а сатирическая.

Вариант №2

Произведение под названием «Карась-идеалист» написано русским писателем-сатириком Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Сказка увидела свет, когда ее автор работал над серией похожего рода сказок. Многие из них уже тогда опубликовались. История появления произведения неразрывно связано с отличиями законов, принятых в обществе, в котором жил писатель в второй половине 19 века. Либералы боролись за равноправие, справедливое распределение обязанностей и труда. При этом интеллигенты не были в почете. Они умели разбрасываться красивыми словами, но на деле не могли реализоваться.

В очередной раз Салтыков-Щедрин прибег к использованию аллегории с целью обмануть цензуру. В сказке имеется две достаточно четко прослеживаемых темы: проживание в мире подводного царства, положение либералов и настоящее назначение их взглядов.

В результате этих тем сформировались проблемы текста. Ими являются сильные и слабые люди мира, диспуты, взгляды либерализма и настоящее.

Для того, чтобы создать аллегории, писатель пустил читателя в подводный мир. Главными героями произведения являются рыбешки, которые имеют в своей основе человеческие образы, которые играют не самые главные роли.

Ерш и карась спорят. Карась надеется, что прожить в этом мире правдивому человеку сложно, но возможно. Он верит в равноправие и свободу слова. Не знает, что существуют щуки и что монахи тоже питаются рыбой. Карась о нынешнем обществе и является иногда смело мыслящим.

Всецело противоположным карасю является ерш. Он четко уверен, что живется в этом мире трудно и опасно. Необходимо постоянного быть начеку, как бы тебя не съели. Он пытается доказать это карасю, но все тщетно.

Данное произведение можно с легкостью отнести к сатирической сказке.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Дейнеки Будущие летчики 6 класс

    Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.

  • Сочинение Моя формула счастья

    Каждый человек вне зависимости от пола, возраста или характера хочет быть счастливым. Все мы в той или иной степени стремимся испытать это незабываемое ощущение. Но что именно делает нас счастливыми людьми?

  • Суть комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Конечно комедия Николая Васильевича Гоголя «ревизор», это произведение на все времена. Именно поэтому до сих пор ее ставят в театрах и задают в общеобразовательных учреждениях до сих пор.

  • План рассказа Храбрый утенок Житкова 2 класс

    Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза

  • Анализ произведения Шемякин суд

    «Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.

Обновлено 26 Июля, 2021

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована в первую очередь взрослым, но и школьники найдут её полезной. В сказке выражен отклик автора на новые либеральные идеи. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Тема

Анализ сказки «Карась-идеалист» следует начинать с характеристики мотивов.

В русской литературе ХIХ–ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приёмы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лёжа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.

О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал приём трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.

Жанр

Жанр «Карася-идеалиста»– сатирическая сказка. В произведении переплетаются реальные и фантастические события, образы сказки аллегорические. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения либералов, поэтому направление сказки – реализм.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Даврон Кабулов

    10/10

  • Валентина Воронцова

    10/10

  • Егор Леванович

    10/10

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.


А какую оценку поставите вы?

У Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина есть сказка, отображающая нравы времени, в которое жил писатель. В ней показаны пороки общества, а главный герой — рыба. В сатирическом творении показал противостояние либералов, интеллигентов и правящей верхушки. Анализ произведения «Карась-идеалист» учащиеся выполняют в 9 классе.

Оглавление:

  • Краткий обзор
  • История создания
  • Темы и мотивы
  • Пересказ сюжета
  • Композиция и жанр

Анализ сказки карась идеалист

Краткий обзор

Салтыков-Щедрин написал сказку «Карась-идеалист» в 1841 году, за 20 лет до отмены крепостного права. В то время он уже несколько лет работал над подобными творениями, и впоследствии вышел сборник. Автор наблюдал за жизнью простых людей, анализировал мотивы их поступков и сравнивал последствия того или иного образа жизни. Так появилось произведение «Карась-идеалист». Анализ сказки Салтыкова-Щедрина о либералах позволяет выявить основные темы:

Анализ произведения карась идеалист

  • жизнь под водой;
  • политические взгляды общества;
  • значение либеральной позиции для развития.

Композиция сказки — последовательная. Повествование развивается логично, сюжет выстроен последовательно, элементы следуют один за другим. В отличие от фольклорных произведений, здесь нет традиционного начала. Однако жанр определяется именно как сказка. Литературное направление, выбранное писателем для раскрытия образов и тем, — сатира.

Салтыков-Щедрин считался признанным сатириком: его творения одних смешили, других злили, а третьих заставляли задуматься, при этом почти никто не оставался равнодушным к творчеству писателя.

История создания

В творческой биографии писателя это не первая сатирическая сказка. К тому времени, когда был написан «Карась-идеалист», Михаил Евграфович уже создал и опубликовал несколько творений, выдержанных в таком же духе. Он показывал обществу самые ужасные пороки, причём делал это в язвительной форме. Указывать на недостатки прямо было нельзя, поэтому героями произведений часто становились животные и фантастические существа.

Салтыков-щедрин

Идея сказки возникла в результате наблюдений за либерально настроенной прослойкой. Эти люди считали, что трудиться должны все, а распределение благ нужно осуществлять по справедливости. Тема нашла продолжение ещё в одном произведении, которое написал Салтыков-Щедрин, — «Либерал». Анализ сюжета показывает, что писатель был непримирим к тем, кто маскирует трусость и пассивность за громкими словами.

Прослойка общества, состоящая из образованных людей, тяготела к красивым рассуждениям, но не хотела предпринимать активных действий, чтобы что-то изменить в лучшую сторону. На самом деле интеллигенты плохо представляли себе, как обстоят дела в реальности.

Впервые сатирическая сказка была опубликована в составе сборника под названием «XXV лет».

Темы и мотивы

Главный мотив, которым руководствовался автор при создании сказки, — необходимость обойти цензуру. Ещё один заключался в том, что нужно было донести свою позицию до прогрессивно настроенного общества: либеральные взгляды — это хорошо, но без учёта реалий они ничего не стоят. В сказке 3 основных темы:

  • жизнь в подводном царстве;
  • взгляды либеральной прослойки;
  • пассивность.

Карась идеалист анализ

Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира. Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:

  1. Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
  2. Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
  3. Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.

Пересказ сюжета

Произведение начинается с того, что ёрш и карась вступают в спор. Главный герой говорит, что правда помогает прожить. Он наивен и не верит, что в мире есть зло. У карася чистая душа, и он уверен, что у других тоже. Ему рассказывают, что есть монахи, которые употребляют в пищу рыбу, но герой думает, будто это неправда.

Автор недаром обращает внимание читателей на то, что таких, как карась, люди особенно любят за смирный нрав. Ведь спокойную рыбу можно ловить, и она не сопротивляется. Однако взгляды у героя довольно смелые, ведь легко рассуждать, лёжа в тине.

Карась идеалист

Ёрш — главный оппонент карася в спорах, предмет которых — равенство, справедливость и всеобщее благоденствие. Писатель ввёл в произведение этот вид рыбы, чтобы показать способность укалывать словами, как плавниками. Сходство между ершом и карасём в том, что они оба придерживаются либеральных взглядов, только ёрш смотрит на вещи здраво. Он понимает, что рыбы постоянно находятся в опасности: на них охотятся и другие жители подводного мира, и люди. Однако карась непробиваем: он не верит ершу или не хочет сознаться себе, что тот прав.

Скоро о смелом и наивном карасе узнаёт щука. Она приглашает его поучаствовать в беседе. Первый диспут заканчивается для героя благополучно, после второго он оказывается искалеченным. В третий раз щука проглатывает карася. Жители подводного царства не осуждают хищницу. Они понимают, что такова её натура. Некоторые спрашивают, понравился ли ей ужин.

Карася никто не пожалел, хотя в первое мгновение все остолбенели, а щука и сама не поняла, как так вышло, что на его проглотила. Смысл заключается в том, что рассуждать, не учитывая реального положения, не только глупо, но и опасно для жизни.

Композиция и жанр

У сказки предельно простая композиция. Элементы расположены последовательно, сюжет развивается от начала до конца. Сходство с фольклорными произведениями обусловлено тем, что животные обладают способностями, которым в реальном мире им не присущи:

  • разговаривают;
  • думают;
  • имеют чины;
  • исполняют обязанности (голавли выступают в роли стражников, а окунь допрашивает карася).

Карась идеалист кратко

Второй признак, благодаря которому произведение можно отнести к жанру сказки, — приём трёхкратности. Щука трижды ведёт диспут с карасём. Но если в фольклорных произведениях обычно бывает хороший конец, здесь, напротив, драматизм нарастает в каждой последующей беседе. Структура произведения:

  1. Экспозиция. Автор рассказывает о характерах главных героев.
  2. Завязка. Ёрш и карась ведут беседы о своих взглядах, потом речь заходит о щуке.
  3. Развитие событий. Щука знакомится с карасём и трижды приглашает его на диспуты.
  4. Развязка. Хищница проглатывает наивного главного героя, причём это происходит неожиданно для неё самой.

Ярко выраженная кульминация отсутствует. На принадлежность к сатирической сказке указывает то, что автор прибегает к сатире, чтобы ясно и просто донести до современников свою точку зрения на взгляды либералов. Конечная цель — разоблачить несостоятельность их убеждений.

Сочинение"Художественное своеобразие одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина («Карась-идеалист»)"

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художе­ственные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глу­бина гротеска, лукавая искрометность юмора. «Сказки» Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

[sms]К сказочному жанру Щедрин прибегал в своем творчестве часто. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Современная идиллия» и хронику «За ру­бежом» включены законченные сказки.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы XIX века. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наибо­лее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу. И народ понимал политическую остроту щедринских обобщенных выводов, скрытых за эзоповской речью и зоологическими масками. Он создал новый, оригинальный жанр по­литической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальной, злободневной политической действительностью.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а час­то и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга — крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования!..» — восклицает сатирик. До предела за­мучен и забит Коняга, но только он один способен освободить род­ную страну. «Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освобо­дит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге»… Эта сказка — гимн трудовому народу России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу.

Обобщенный образ труженика — кормильца России, которого мучают сонмища паразитов-угнетателей, — есть и в самых ранних сказках Щедрина: («Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»). «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — говорит генералам спаси­тель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик, по приказу генералов, сам вьет веревку, которой они его затем связывают. По­чти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик чес­тен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик отно­сится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Гене­ралы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выгля­дят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Особен­но любопытна серия сказок «социалистической идеологии».

Карась из сказки «Карась-идеалист» не лицемер, он по-настоя­щему благороден, чист душой. Его идеи социалиста заслуживают глубокого уважения, но методы их осуществления наивны и смешны. Щедрин, будучи сам социалистом по убеждению, не принимал тео­рии социалистов-утопистов, считал ее плодом идеалистического взгля­да на социальную действительность, на исторический процесс. «Не верю… чтобы борьба и свара были нормальным законом, под влия­нием которого будто бы суждено развиваться всему живущему на земле. Верю в бескровное преуспеяние, верю в гармонию…» — раз­глагольствовал карась. Кончилось тем, что его проглотила щука, и проглотила машинально: ее поразили нелепость и странность этой проповеди.

«Самоотверженный заяц» и «Здравомысленный заяц». Здесь ге­роями выступают не благородные идеалисты, а обыватели-трусы, надеющиеся на доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня… ха-ха… и помилует!» Хищники же остаются хищниками. Зайцев не спа­сает то, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выхо­дили». Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь — герой одноименной сказки. Смыс­лом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пескарь прожил до глубокой старости невредимым. Но какая это была унизительная жизнь! Она вся состояла из непрерывного дро­жания за свою шкуру. «Он жил и дрожал — только и всего». Эта сказка, написанная в годы политической реакции в России, без про­маха била по либералам, пресмыкающимся перед правительством из-за собственной шкуры, по обывателям, прятавшимся в своих но­рах от общественной борьбы. На многие годы запали в душу мысля­щих людей России страстные слова великого демократа: «Непра­вильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считать­ся достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари». Таких «пескарей»-обывателей Щедрин показал и в романе «Современная идиллия».

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и мно­гим переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок. Перенесение человеческих черт — и психологи­ческих и политических — на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действитель­ности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки («Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Двух смертей не бывать, одной не миновать», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства»). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, пре­краснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку воблушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого зайца и т.п.

Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Сал­тыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить.[/sms]

Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М.Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности пропаганды социалистических взглядов. Писатель не случайно подчеркивает, что карася монахи любят, тем самым усматривая родственные связи христианских и социалистических воззрений: и та, и другая идеологии проповедуют всеобщее равенство. В христианстве оно выступает под так называемой категорией соборности.

М.Е. Салтыков-Щедрин так умело переключает читательское внимание из иносказательного социально-политического плана в бытовой, что мы понимаем, что под рыбной ловлей писатель имеет в виду социальные репрессии: «Лежит он [карась] больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает отгуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадежности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны».

Символично, что карась легко отзывается на шумиху в обществе («снимается со дна»), тем самым способствует своей поимке. Чтобы усилить лексику, обозначающую виды рыб (караси, ерши, плотва-белобрюшка), и названия социальноклассовых групп и должностей (дворянство, губернаторы), а также просто политически окрашенную лексику.

В центре сюжета сказки оказывается спор карася и ерша, который постепенно становится для них необходимым: рыбы входят во вкус и даже начинают назначать друг другу свидания.

Карась развивает в полемике свои либеральные взгляды, говорит о возможности достижения всеобщего счастья. А скептически настроенный ерш иронизирует над его теорией, припоминает накопившиеся у него обиды. Считая карася блаженненьким, он в то же время полагает, что с ним можно душу отводить.

В произведении возникает традиционная по своей символике антитеза: тьма (социальное зло) — свет (чаемое будущее).

Камнем преткновения в этом споре становится вопрос о щуках, под которыми имеются в виду сильные мира сего.

Высказывания карася афористичны и на первый взгляд кажутся прописными истинами: «Зло — это так, по недоразумению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается», «Зло душило, давило, опустошало, предавало мечу и огню, а зиждущей силой являлось только добро», «История — это повесть освобождения, это рассказ о торжестве добра и разума над злом и безумием».

Однако на горизонте событий вдруг появляется щука, которая выясняет, что в данной местности водятся караси. Узнав об этом, ерш предлагает карасю самому залезть щуке в пасть. Карась же желает со щукой прежде объясниться.

Одним из средств типизации образов является обращение автора к языку народных пословиц и поговорок («А ты не всякое слово выговаривай, какое тебе на ум взбредет!», «С тобой, видно, гороху наевшись, говорить надо!»).

Ерш пытается остановить карася, так как в душе жалеет его. Герой указывает своему собеседнику на четкую и давно сложившуюся в обществе социальную иерархию: «Ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки». Карась же ставит задачу взывать к голосу правды и хочет уговорить щуку измениться. При этом аргументами в предстоящем разговоре со щукой должны, по мнению идеалиста, стать лишь слова о добродетели и обязанностях по отношению к близким. Суть этих рассуждений сводится к тому, что рыбы не должны рыбами питаться. Для пищи есть другие виды: мухи, черви, пауки, водные блохи и т.д.

Наконец долгожданная встреча со щукой состоялась. Сперва та действительно проявила к карасю интерес, но как только щука понимает, что тогда ей придется работать, то сразу же называет его речи бунтовскими. Не сразу проглотила щука карася. Очевидно, была сыта от вчерашнего обжорства, как тонко отмечает автор. Когда же тот высказал свое самое заветное слово «добродетель», которое, по мнению карася, должно было произвести магическое воздействие и перевоспитать щуку, та от удивления открыла рот и проглотила его совершенно случайно, на что автор ехидно замечает, что, очевидно, она не знала этого слова совсем. Символично поведение остальных рыб, наблюдавших эту сцену: они с подобострастием спешат узнать, хорошо ли щука поужинать изволила, показывая тем самым свою социально-классовую лояльность.

Моралью данной сказки является авторское желание донести до читателя мысль о безрезультатности морализаторских бесед и диспутов либеральной интеллигенции, ибо истина для каждой категории общества своя и добродетель высшим сферам власти не свойственна.

  • Особенности образов сказки дикий помещик образы символы своеобразие животных
  • Основная тема сказки дурак
  • Особенности образа софьи в комедии горе от ума сочинение
  • Основная тема сказки дикий помещик салтыков щедрин
  • Основная тема сказки два ивана солдатских сына