Особенности образов сказки медведь на воеводстве образы символы

Меню статьи:

  • Заметка об истории публикации «Медведя…»
  • О композиции произведения
  • Жанровое своеобразие «Медведя…»
  • Характеристики действующих лиц «Медведя…»
    • Образ Топтыгина Первого
    • Образ Топтыгина Второго
    • Образ Топтыгина Третьего
  • Образ народа
  • О тематике текста
  • Художественная специфика «Медведя…»
    • Иносказательность
    • Ироничность
    • Гротескность
  • Произведение Салтыкова-Щедрина в критике
  • Стратегия чтения сказок

Русский гений сатиры запомнился читателям в роли автора поучительных произведений. Тексты русского литератора обладают уникальным качеством: они интересуют и взрослых, и детей. «Медведь на воеводстве» – не исключение. Автор придумал занимательный сюжет, однако скрытые смыслы этого произведения стоит высматривать между строк. Писатель задумал свой текст таким образом, чтобы читатели обращались к каждому эпизоду. Поступки героев тоже требуют повышенного внимания со стороны читательской публики.

Это особенное произведение, потому что критики выделяют в нем два уровня восприятия. Первый уровень касается прямого смысла изложенного сюжета, а второй – переносного. Соответственно, в щедринском творении выделяются и две тематические линии: история о Топтыгиных; взаимоотношения народа властью.

Заметка об истории публикации «Медведя…»

Первый раз читатели увидели произведение в книге «Новых сказок для детей изрядного возраста» – собрании текстов самого автора. Щедрин пишет свою сказку в 1884-м, впечатлившись событиями, которые тогда происходили в России. Публикация текста состоялась в Женеве: Щедрин понимал, что произведение с такими смыслами не пропустят на родине. Шел 1886 год. Российская империя же еще долгое время не видела текстов Щедрина. Лишь в 1906-м, когда литератора уже не было в живых, сказки попали в руки русских читателей.

Гротескный шедевр – плод вдохновения общественно-политическим положением в России в конце XIX столетия. Общественная ситуация отличалась нестабильностью. 1861 год ознаменовался крепостной реформой. Щедрин наблюдал народные волнения, страна находилась на грани переворота. Крестьяне не адаптировались к новым условиям. Люди не верили властям. Реформа не оказала желательного влияния. Чиновники и сам монарх подорвали доверие жителей страны вереницей громких слов и пустых действий.

О композиции произведения

Писатель оригинально выстраивает свое произведение. Анализируемое в этой статье творение Салтыкова-Щедрина включает вступление и три части. Автор сопроводил каждую часть посвящением – одному из лесных воевод.

Соответственно, в честь этих воевод и получили свое название фрагменты текста. Писатель стилизует свое произведение под историческую хронику или летопись. Правда, в тексте нет заключения. Этот прием литератор применил, чтобы придать сказке незавершенность: убитого лесного лидера сменит на троне следующий лидер. Читатель заметит, как близка лесная ситуация к событиям, происходящим в обществе людей. Автор намекает на бесконечность смены властей, и в этой цепочке не важна даже личность верховного правителя, царя.

Фраза, которую писатель предлагает с первых строк повествования, делает композицию еще уникальнее. Именно вокруг начального тезиса разворачивается линия размышлений автора. Ключевая мысль писателя состоит в том, что личные качества не гарантируют человеку карьерный рост. Социальный успех зависит лишь от властной системы и нивелирует отдельного человека. В этой логике кроется ключевой аспект критики Салтыкова-Щедрина. Автор высказывал открытое недовольство бесчувственным механизмом административной машины.

Жанровое своеобразие «Медведя…»

Как мы обозначили выше, по жанру произведение русского писателя является сатирической сказкой. Автор умело высмеивает и критикует на страницах своей сатиры исторические реалии. Щедрин соединяет реальность и фантастику, использует иносказание для изображения актуальных для него общественных проблем. Это позволяет сделать форма сказки. Простота речи, лаконичность и разговорный характер фраз делает текст доступным для широких масс.

С другой стороны, сатира – это идеальный способ разоблачить недостатки власти, административной системы. Писатель изобличает характеры чиновников и их поведение, критикует императора и порядки при дворе.

Характеристики действующих лиц «Медведя…»

В произведении на первом плане фигурируют звери – это типичная для сказки ситуация. Автор выводит на сцену главных героев – медведей-воевод, а также второстепенных персонажей. К последней категории действующих лиц относится Лев и Осел.

Образ Топтыгина Первого

Лесные воеводы, которых изображает автор, напоминают правителей-людей.
Для начала обратимся к первому фрагменту текста. Главным героем здесь выступил Топтыгин Первый.

В первых сценах писатель описывает персонажа жестоким, склонным к кровопролитиям, как «скотину», одним словом. Топтыгин – по случайности – совершает злодеяние: ест маленького пернатого жителя. Этот поступок поставил крест на карьере воеводы, потому что жестокость оказалась недостаточно масштабной. После поедания Чижика герой совершил много великих преступлений, но это не спасло положение Топтыгина. Герой отправляется на покой Львом.

Медведь на воеводстве

Первый медведь отличается наивысшим уровнем жестокости и глупости. Единственный путь добиться цели для этого персонажа – пролить кровь, причем много крови. Убийство маленькой птички означало непоследовательность Топтыгина. Лев расценил этот акт как свидетельство: слова героя не соответствуют его действиям.

Образ Топтыгина Второго

Второй правитель тоже изображаемся автором в роли воеводы. На этот раз героя назначают в другие земли – править. Топтыгин начинает с масштабного злодеяния: убивает скот соседа. Герой собирался уничтожить и двор несчастного, но не успел. Топтыгина убивает рогатина. Мертвого медведя освежевали и выбросили на болотах.
Карьера этого героя началась злодеяниями. Топтыгин желал выслужиться перед царем, заслужить привилегии. Но вышло наоборот: вместо славы медведь сыскал лишь насмешки.

Образ Топтыгина Третьего

Третья часть тоже имеет собственного главного героя – Топтыгина Третьего. Автор сделал этого персонажа более адекватным – в сравнении с предыдущими воеводами. Герой отличается добродушием, либеральным подходом к власти. Этот правитель выступает против злодеяний, да и в целом отказывается от поступков, действий.

Медведь в Воеводстве

Однако новая стратегия правления не уберегла лидера от трагичного финала.

Герой решает, что злодеяния – неправильный путь. Право и мораль имеют для Топтыгина вес. Однако полная пассивность, наблюдение за событиями из комфорта норы не привели к хорошим результатам.

Впрочем, на карьерной лестнице подобная стратегия сказалась положительно: медведь получил звание полковника.

Образ народа

Народ – комплексный, довольно неоднозначный образ. Писатель изображает народ способным к бунту (вторая часть произведения), но и склонным к рабству (первая часть). Лесной народ, «мужики», ждут лидера, который даст необходимые инструкции к действию, направит жизнь в нужное русло.

О тематике текста

В центре повествования русского писателя – отношения правителя с народом. Власть в сказке представлена царем животных – Львом, Ослом (помощником Льва), а также тремя медведями-воеводами. Воеводы – это сборный образ правителя, лидера. Автор представляет такой портрет лидера: сильный, мощный, не слишком умный герой. В этих образах литератор зашифровал критику административного устройства России.

Произведение «Дикий помещик» по праву считают премьерой в области сатирических сказок. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Что же критикует писатель? Игнорирование личностных качеств, характера, нравственных аспектов правителя. Щедрин видит корень проблемы во властной системе.

Автор делает акцент на мотивах произведения. Салтыков-Щедрин использует классический для литературы прием: скрывает запрещенные проблемы и темы под масками аллегорических образов. Этот текст затрагивает несколько ключевых тем. Первая тема соотносится с прямым смыслом и описывает правление воевод. Вторая же тема касается переносного смысла и рассказывает об отношениях властей с народом.

Художественная специфика «Медведя…»

Иносказательность

Центральный прием, использованный Щедриным, – это иносказание. Подобная стратегия помогала писателю миновать рамки цензуры. Под образом леса кроется Россия, а под масками воевод – чиновники.

Ироничность

На втором по важности месте среди художественных средств щедринского «Медведя…» находится ирония. Названная черта характерна для сказок этого автора в целом. Лев держит советником Осла – это типичный пример иронии Щедрина. Таким образом автор подчеркивает, как глупы эти персонажи.

Гротескность

Произведение пестрит гротеском. Щедрин порой прибегал к приему соединения несоединимого. Кроме того, автор комбинирует черты реальных событий и фантасмагорических ситуаций. Этот прием подчеркивает условность произведения как сказки. Писатель намекает, что жанр – это лишь предлог для описания глубинных смыслов. В тексте, например, упоминается Магницкий. Это реально существовавший персонаж. Магницкий был консервативным государственным деятелем при Александре Первом. Чиновник реорганизовал (точнее – разгромил) Казанский университет, за что и получил свою печальную славу. Похожий мотив встречается и в творении Щедрина. По словам Эльсберга:

В сказочно-фантастическую форму Щедрин вкладывает огромное реалистическое содержание. Умение показать в малом большое, найти в быту политику является отличительной чертой творчества Щедрина. В сказках «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат» Щедрин направил острие своей сатиры против царизма с его жестокостью и дикостью…

Произведение Салтыкова-Щедрина в критике

Текст русского литератора вызвал резонанс среди читателей. По словам Голлербаха и Евгеньева-Максимова, Щедрин изобразил в этом произведении крестьянскую революцию:

В сказке «Медведь на воеводстве» вопрос о крестьянской революции поставлен гораздо конкретнее и острее. Недаром над этой сказкой в течение многих лет тяготел цензурный запрет.

Медведь на воеводстве

Бессмысленные «кровопролитства», учиняемые воеводой «Топтыгиным 2-м», символизирующим активно-реакционные методы управления, вынудили мужиков вооружиться… и соответственным образом «уважить» насильника и самоуправцы… «Топтыгин 3-й» оказался умнее своего предшественника: никаких особенных злодейств он не совершал, а лежал у себя в берлоге, довольствуясь приносимыми ему дарами. Но поскольку «Топтыгин 3-й» символизирующий пассивно-либеральные методы управления, поддерживает установившийся в лесу грабительский «порядок», и ему, в конце концов, не избежать гибели…

Стратегия чтения сказок

Бухштаб считает, что щедринские сказки требуют особой стратегии чтения. Если же читатель попался неподготовленный, неопытный, то он не поймет произведения русского писателя. Автор будто смешивает «человечью» и «рыбью» жизни. Критик отмечает подчеркнутую аллегоричность текстов Салтыкова-Щедрина.

Каковы модели отношения народа с представителями власти? Убийство или неуважение. Бухштаб подчеркнул, что цензура бы ни за что не пропустила такой текст.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина – пример неумолимой, едкой, но утонченной сатиры. Предлагаем читателям ознакомиться с их описанием

Писатель слишком реалистично и узнаваемо изобразил царя и чиновников. Александр Третий, которого высмеял автор, отличался малообразованностью. Незадачливый царь – постоянная мишень для острого слова Щедрина. В эпоху Салтыкова-Щедрина писать о монарших особах полагалось в возвышенном тоне. Писатель же использует «эзопов язык», иронию и открытую насмешку.
Об этом, в частности, говорит и Бушмин:

Резкостью сатирического нападения непосредственно на правительственные верхи самодержавия выделяется «Медведь на воеводстве». Сказка, издевательски высмеивающая царя, министров, губернаторов, напоминает тему «Истории одного города», но на этот раз царские сановники преобразованы в сказочных медведей, свирепствующих в лесных трущобах <…> Причина народных бедствий заключается, следовательно, не в злоупотреблении принципами власти, а в самом принципе самодержавной системы. Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении их вообще, т. е. в свержении самодержавия, как антинародной и деспотической государственной формы. Такова основная идея сказки…

Цели урока:

  • расширить понятия юмора и сатиры, учиться видеть их в тексте
    художественного произведения;
  • вспомнить особенности жанра сказок , их виды;
  • выяснить особенности сказок Салтыкова-Щедрина;
  • определить, что является источником сатиры писателя , его гражданскую
    позицию;
  • воспитывать чувство гражданственности на основе изучения сказки С-Щ
    “Медведь на воеводстве” и жизненных принципов писателя-сатирика.

Домашнее задание к уроку :

  1. Вспомнить особенности жанра русской народной сказки, её отличия от
    литературной ; привести примеры сказок.
  2. Повторить понятия юмора и сатиры, художественные приёмы, вспомнить
    изученные юмористические и сатирические произведения.
  3. Прочитать сказку С-Щедрина “Медведь на воеводстве”, определить её тему ,
    идею, систему образов.
  4. Нарисовать иллюстрации к сказке (по желанию).

Наглядный материал к уроку:

  1. Стенд “Иллюстрации к сказкам С-Щедрина”.
  2. Портреты Салтыкова-Щедрина.
  3. Иллюстрации учащихся к сказкам.
  4. Схема “Виды комического”.
  5. Опорные теоретические понятия.
  6. Эпиграф к уроку.

“Сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
А.С.Пушкин

“Хотелось бы продолжить смеяться ,да нет , нельзя; даже сделается
жутко…”
Жемчужников

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Задача урока – понять на основе анализа сказки С-Щ “Медведь на воеводстве”,
что лежит в основе сокрушительной сатиры писателя , учиться анализировать
сатирические произведения , вспомнив основные теоретические понятия , связанные
с анализом сказки С-Щ и сатирического произведения вообще.. Кроме того , мы
попробуем хотя бы приблизиться к тому пониманию гражданственности и патриотизма
, который был у великого писателя-сатирика. Обычно замечается то , что вызывает
смех, а не то, что придаёт ему целительное значение. Поэтому нам необходимо
научиться видеть не только те уродства и пороки, которые обличает сатирик, но и
тот идеал, с высоты которого он произносит свой приговор, то будущее, о котором
он мечтал и стремился его приблизить. Пожалуй, лучше всего это сделать на основе
анализа сказок С-Щ., ведь этот жанр знаком нам с детства, кажется более
доступным.

2. Работа по теме урока.

1) Понятие сказки как жанра, типы народных сказок.

– Что такое сказка? (о/в на 1 эпиграф к уроку).

– Какие виды сказок вы знаете? Приведите примеры. (О животных – “Теремок”,
“Лиса и журавль”; волшебные – “Кот в сапогах”, “Ковёр-самолёт”;
социально-бытовые – “Мужик и медведь”, “Сказка о попе и его работнике Балде”.

– Кто является автором сказок? Как в зависимости от этого они называются?
(Народ – это народные сказки; писатели – это литературные сказки.)

– Кого из писателей, работавших в жанре сказок, вы знаете? Назовите
литературные сказки, которые вам больше всего запомнились?

2) Закономерность обращения С-Щедрина к жанру сказки.

– Как вы думаете, что заставило писателя-сатирика обратиться к детскому жанру
сказки?

Сказки С-Щ писал для “детей изрядного возраста”, то есть, для взрослых,
которые нуждаются в сказках, которым этот жанр литературы наиболее привычен,
понятен, которые нуждаются в воспитании, им нужно открыть глаза на мир- это
простой народ. Кроме того, обращение к детскому литературному жанру объяснялось
желанием С-Щ. притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения.
Хотя цензоры не были так уж наивны. Например, цензор Лебедев прямо отмечал:
“Намерения г. Щедрина издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами,
стоящими недороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем
странно. То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию;
его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее
направленная против общественного и политического устройства.” Мнение Лебедева
совпадает с мнением о сказках С-Щ. Жемчужникова (см. 2-й эпиграф).

Форма сказок отвечает запросам писателя, так как она доступна неискушённому
читателю и сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, то
есть сама природа жанра отвечает художественным запросам Салтыкова-Щедрина.

Надо отметить, что сказки С.-Щ. не всегда относятся к традиционным
сатирическим жанрам, хотя жанровые формы их разнообразны: сказка, сатирическая
история, сатира в прозе, очерк, рассказ, сцена, письмо, летопись, но все они “
замешаны” на комической “закваске”, во всех звучит смех с бесконечным
разнообразием оттенков- от сочувствия до презрения.

Смех всегда казался “градоначальникам” всех рангов самым тяжёлым
злоумышлением и злодеянием. Видимо, поэтому ни один из русских писателей не
подвергался таким гонениям, как С-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он
страдал, великий сатирик однажды назвал среди них “цензурные сердцебиения”.

3) Закрепление понятия “Эзоповский язык.

О себе Салтыков-Щедрин говорил так: “Я – Эзоп и воспитанник цензорного
ведомства”.

– Кто такой Эзоп? (Эзоп – древнегреческий баснописец 6 в. до н. э., создатель
басен с мудрой иронией).

Чтобы обойти цензурные препятствия, С-Щ. создал особый язык, особую манеру
письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается она
в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена, жили
“с кляпом во рту”.

– Что такое эзоповский язык?

(Эзоповский язык – это аллегорический, иносказательный способ выражения
художественной мысли. Это язык нарочито затемнённый, полный недомолвок и
намёков.) Но читатель-друг легко понимал и усваивал эти зашифрованные понятия.
(Например, выражения “бараний рог”, “ежовые рукавицы”, “куда Макар телят не
гонял”, “человек лебеды” говорят об арестах, ссылках без суда и следствия за
свободомыслие, о крестьянине, который питается лебедой.)

Сам С-Щ. замечал, что “эзоповский язык не безвыгоден”, так как изобретая
иносказания, меткие метафоры, писатель кратко и выразительно раскрывает сущность
осуждаемых им явлений и они прочно врезаются в память читателя”. Например:
“Пенкосниматель” – ловкий писатель, работающий для выгоды “Помпадуры” –
чиновники, которые пользуются благоволением начальства (“помпа – показная
пышность + “дурь”). Эти слова-образы прочно вошли и в наш обиход.

4) Сравнение сказок С-Щедрина с народными сказками.

– Какие сказки С-Щ прочитали? Что они высмеивают?

– В чём сходство этих сказок с народными? (Народный язык, герой – мужик,
обладающий робкостью, смекалкой, трудолюбием.)

– Какие черты характеров символизируют образы животных? Совпадают ли они в
народных сказках и сказках С-Щ.?

– Есть ли какие различия в этих сказках? В чём они? (Народные оканчиваются
обычно победой мужика, а у С-Щ. концовка благополучна для барина. Автор
показывает противоречие между возможностями народа и его рабской покорностью.)

5) Особенности сказок С-Щедрина.

(Запись в тетради).

– Сочетается наивная фантастика с правдивым изображением современной писателю
действительностью.

– Иносказательный, эзоповский язык.

– Крайнее преувеличение черт, присущих героям — гиперболизация черт
характеров героев.

– Сочетание обличения с указанием идеала.

– Сплав комического и сатирического.

6) Повторение понятий комического, сатирического и юмористического,
иронического и саркастического.

– Как вы понимаете, что такое комическое в художественной литературе?

– Что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?
(Обобщающий материал записывается в тетради.)

Комическое в искусстве понимается как выявление и осмеяние жизненных
несообразностей, разладов, абсурдных ситуаций. Эта форма оценки с высоты идеалов
прекрасного и гармоничного.

В зависимости от характера явления, которое подвергается критике смехом, и от
того, как относится к этому явлению художник, комическое выступает в следующих
видах:

A) Если смех обличает, бичует, отрицает осмеиваемое явление, порождает гнев и
ненависть по отношению к уродствам социального бытия, – это сатира.

Б) Если смех вскрывает несообразности ради совершенствования тех или иных
явлений, пробуждает вместе с досадой сочувствие, подчас даже симпатию к объекту
смеха, – это юмор.

B) Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что
осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Г) Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и
горькая насмешка, – это сарказм.

Виды комического

Сатира

(Бичевание.
Ненависть.
Гнев.
Отрицание.)

Юмор

(Вскрытие недостатков
+
Сочувствие,
Симпатия)

Ирония

 (Скрытая насмешка)

Сарказм

(Злая, горькая насмешка)

Комическое может составлять основу художественного произведения, может быть
одним из компонентов в стиле художника, сочетаясь с драматическим, трагическим и
так далее.

– Какой вид комического преобладает в творчестве С-Щедрина? (Сатира).

3. Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве”.

Задача работы: на основе анализа содержания, композиции, художественных
образов, художественных приёмов сказки “Медведь на воеводстве” подтвердить
особенности сказок С-Щ., которые мы выяснили.

1) Построение сказки.

– Из каких частей состоит сказка? (Вступление + 3 части, рассказывающих о
правлениях Топтыгина 1,2,3.)

– Почему нет заключения? (Вступление и заключение должны по правилам
художественного текста соответствовать друг другу.)

– Прочитайте вступление. Каков его смысл?

– Почему С-Щ. не написал заключения?

2) Анализ героев сказки.

– Кто герои сказки? (Три Топтыгина со своими чертами характера. Рассказ о них
и лежит в основе композиции.)

– Дайте им характеристики, исходя из текста. Обратите внимание на
иллюстрации, прокомментируйте их.

3) Анализ идеи сказки.

Характеристики героев не дают нам понимание идеи сказки.

– Что даёт понимание идеи? (Дела героев, их деяния + реакция на них народа –
обитателей “леса” и начальства – Льва (символ грубой силы) и
высокопоставленного, влиятельного первого помощника его – Осла (символ
глупости). Именно они, то есть сила, власть и глупость поставлены обществом
главными судьями над тем, что происходит в обществе.)

4) Идейно-содержательный анализ глав с выделением характерных художественных
приемов, – ирония, гротеск, сатира, юмор.

Вид деятельности учащихся – работа по тексту сказки.

5) Выводы по сказке.

(Учащиеся конспектируют основные положения).

Сказка “Медведь на воеводстве” – о мракобесии администраторов. Под пером
сатирика туповатый, иногда злой, иногда добродушный косолапый Медведь
приобретает черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу,
притесняет народ и уничтожает просвещение.

Мастер эзоповских речей в своих сказках, написанных в основном в годы
жестокого цензурного гнёта, широко использует приём иносказания. Это позволяет
С-Щ. не только зашифровать, спрятать истинный смысл сатиры, но и выявить в своих
персонажах нечто самое главное, самое характерное.

Образы щедринских Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе мелкие, срамные
злодеяния или крупные кровопролития, как нельзя более точно воспроизводили самую
сущность деспотического строя. Иносказание давало возможность в подцензурном
произведении и неизбежное свержение этого строя, (идея произведения).
Деятельность Медведя, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму
произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили” мужики,
посадив на рогатину.

Таким образом, опираясь на народную мудрость, используя богатство народной
речи и образы, созданные народом, проникнувшись чисто народным юмором, Щедрин
создаёт произведения, цель которых — пробудить народ, воспитать его в
свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство
ответственности за свою жизнь. Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети
изрядного возраста” возмужали.

6) Творческое задание.

– Какой бы вам хотелось видеть концовку произведения?

– Почему от такой концовки, на ваш взгляд, отказался Щедрин?

Задание: напишите свою концовку сказки “ Медведь на воеводстве” для
сегодняшнего времени. Будет ли она отличаться от финала, реалистичного для 60-х
годов 19 века?

Домашнее задание:

  1. Написать микро-сочинение на тему: “ Нужен ли нам Салтыков-Щедрин
    сегодня?”
  2. Найти, прочитать современный сатирический рассказ, проанализировать его,
    определив тему, идею, дав характеристику образов. Сравнить со сказками
    С-Щедрина.
  3. Индивидуальное задание по желанию: инсценировать сатирический рассказ
    или понравившийся отрывок (для инсценировки можно взять произведение
    С-Щедрина).

Литература

  1. Словарь литературоведческих терминов под редакцией С. В. Тураева. М.,
    Просвещение 1974 г.
  2. М.Е.Салтыков-Щедрин. “Сказки для детей изрядного возраста”.
    Сказка “Медведь на воеводстве”.
  3. Сборник статей о творчестве Салтыкова-Щедрина к 175-летию. Сатира
    Салтыкова-Щедрина.
  4. Журнал “Литература в школе”, № 6, 2001 г.
  5. Денисюк Н. Критическая литература о произведениях
    Салтыкова-Щедрина. Выпуск 1-5. М., 1905 г.

Анализ «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин

Анализ «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 16 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 16 Июля, 2021

М. Е. Салтыков-Щедрин – автор поучительных сказок, интересных и взрослым, и детям. Суть в них нужно искать между строк, обдумывая каждый эпизод, каждый поступок героев. Яркий образец таких произведений писателя – «Медведь на воеводстве». Внимательный читатель обязательно заметит схожесть между Топтыгиными и некоторыми людьми и сделает выводы. В школе с произведением знакомятся в 8 классе. Предлагаем анализ сказки, который облегчит подготовку к уроку.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медведь на воеводстве.

Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в 1884 г. под впечатлением от событий, происходящих в стране. Впервые была опубликована за границей в Женеве в 1886 г. Она вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста. М. Щедрина».

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление Топтыгиных; отношения народа и власти.

Композиция – Композиция сказки необычная. В начале произведения автор подает тезис, который служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. Перевороты, отмена крепостного права и невыполнение властями обещаний подорвали доверие народа к власти. Это подтолкнуло М. Е. Салтыкова-Щедрина к написанию сказки «Медведь на воеводстве».

Писатель знал, что русская цензура не допустит его произведение к печати, поэтому впервые оно было опубликовано за границей в Женеве в 1886 г. Сказка вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста». В России она стала известна уже после смерти автора в 1906 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Анализ «Медведя на воеводстве» следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых запрещенные темы скрываются под аллегорическими образами. К таковым относится и сказка «Медведь на воеводстве». В произведении есть две главные темы, касающиеся прямой и переносной составляющей: правление Топтыгиных; отношения народа и власти.

Для создания аллегорий автор использует образы зверей. Главные герои – медведи Топтыгины. Вспомогательную роль играет образ Льва. Каждому медведю посвящена определенная глава сказки.

Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о самом жестоком и глупом медведе-правителе. Первый Топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причём крупного. Он правил, руководствуясь этим убеждением. Но правил недолго. Лев снял его с должности, когда узнал, что Топтыгин съел маленькую птичку. Тогда Лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях.

Второй Топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. Но, ища способ отличиться и выслужиться перед начальством, лишь выставил себя посмешищем. Третий Топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. Он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. Такая стратегия помогла третьему медведю пробиться в полковники. И он бы шёл далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.

Основная мысль произведения: карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.

Композиция

Композиция сказки оригинальная. В начале произведения автор подает тезис, который можно считать вступлением. Он служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных. Основное содержание сказки делится на 3 части, что соответствует количеству героев. В каждой части можно выделить сюжетные элементы. Понять смысл произведения можно только учитывая содержание всех частей.

Жанр

Жанр произведения Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами зверей. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения системы современной ему власти. Он высмеивает медведей посредством описания их характеров и поведения.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Карташева

    13/15

  • Оксана Норманская

    15/15

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 99.


А какую оценку поставите вы?

  • Основная тема сказки как один мужик двух генералов прокормил салтыков щедрин
  • Особенности образов сказки карась идеалист
  • Основная тема сказки иван царевич и серый волк
  • Особенности образов сказки дикий помещик образы символы своеобразие животных
  • Основная тема сказки дурак