Особенности образов сказки премудрый пескарь своеобразие животных

Основная мысль в сказке «Премудрый пискарь»  это страх пред возникающими проблемами, показана как  человеческая бездеятельность приводит к злосчастной и пустой жизни.

Главная мысль произведения в том, что  пискарь осознает, что вся его жизнь, которая продолжалась свыше 100 лет, лишена смысла и грустна.

Особенность сюжета является, в том  действия происходят в подводном мире, а ключевые персонажи текста — рыбы, также показана   ирония – тонкая, скрытая насмешка,  так например, в сказке автор пишет «какая слать щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще  премудрого?», такая ирония позволяет писателю обличать не только социальных, но и общечеловеческих пороков.  

Автор, изображая главным персонажем пескаря,  маленькую трусливую рыбку, которая большего всего ценила собственную безопасность, намекает на представителей интеллигенции, которые забитые властью и смирившиеся с собственной ничтожностью, сидят в своей норе и дрожат.

Щедрин в образе мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой показал образ символ, которая лучше всего характеризует дрожащего обывателя. Приписывая рыбе человеческие качества, он показывает нам, что и человеку присущи «рыбьи» черты. Символическая деталь образа это клеймо людям “маленькую” жизнь, которых можно исчерпать формулой: “…жил — дрожал, умирал — дрожал”.

За образами животных автор скрывает известные человеческие пороки и недостатки: такие как трусость, страх, пассивность, неприспособленность к борьбе за свои же интересы.

С народными сказками она сходна потому, что в произведение показано очеловечивание животных, придание им человеческих качеств, народная лексика, персонажи  и сказочный сюжет

Но в этой сказки автор применил жанр сатирической сказки. В сказке присутствуют такие сатирические приемы, как  аллегория: олицетворением таких абстрактных понятий как трусость, инертность, привычка перестраховываться через образ пескаря; гипербола: щука зубами хлопает; ирония: автор называя пескаря премудрым «ума палата», он имеет в виду совершенно противоположное  постоянно и сарказм; гротеск: страх пескаря приобретает фантастические размеры  в заключении мы чувствуем сего сарказм.

Особенность композиции в том, что это сказка – иносказание. В начале развития действия сказки показана экспозиция, есть завязка действия,  кульминационный момент  и развязка и все это построено на иносказании. И все что показана в этой сказке герои, события, среда – все это  в иносказательном смысле отразило человеческую жизнь того времени.

Через сочетание фольклорных мотивов, фантастических и реальных элементов автор смог показать ярче идею самой сказки.

Меню статьи:

  • История создания произведения
  • Политический подтекст текста
  • Чем вдохновлялся автор?
  • Судьба сказки
  • Тематика прозы
  • Проблематика произведения
  • Характеристика действующих лиц текста
  • Образ пескаря
  • Философский смысл сказки
  • О смысле названия прозы
  • Идея произведения
  • Композиционные особенности текста
  • Экспозиция
  • Завязка
  • Кульминация
  • Развязка
  • Жанровое своеобразие произведения
  • Язык салтыковских сказок
  • Особенности сказок писателя
  • Герои салтыковских текстов
  • «Пескарь» в отзывах критиков
  • Позиция Б. Я. Бухштаба
  • Мнение Я. Эльсберга
  • Точка зрения А. С. Бушмина

Имя Михаила Салтыкова-Щедрина вошло в историю литературы под знаком сатиры. «Премудрый пескарь» – пример такого сатирического творчества русского автора. Салтыков-Щедрин – мастер-сказочник, перу которого принадлежат забавные и поучительные шедевры. Адресаты произведений писателя – взрослые люди, способные понять тонкость слога литератора.

Писатель занимался раскрытием пороков общества. Сегодня это произведение входит в школьную программу. Ученики средней школы анализируют тексты Салтыкова-Щедрина, обладающие мощным дидактическим посылом.

История создания произведения

Дата рождения сказки – зима 1882-го – 1883-го годов. Писатель остро реагировал на общественно-политическую ситуацию конца XIX столетия. История появления анализируемого текста связана с ситуацией, которую наблюдал автор. Приходит 1881 год. В это время участники «Народной воли» совершают покушение на жизнь императора. Александр Второй погибает. После смерти правители усиливается реакция, положение интеллигентов ухудшается, осложняется.

Интеллигенция – это либеральная прослойка общества того времени. В результате, интеллигенты заняли позицию пассивного созерцания, отказываясь рисковать своим положением. Люди не желали попасть в тюрьму или поставить свою жизнь под угрозу. Салтыков-Щедрин придерживался другого мнения. Писатель, однако, не критиковал интеллигентов. «Премудрый пескарь» – плод размышлений автора над этими проблемами.

Политический подтекст текста

Писатель создает анализируемое произведение не с развлекательной целью. Салтыков-Щедрин стремится выразить свои политические и социальные размышления. Автор характеризует главного героя произведения как «просвещенное, умеренно-либеральное» существо. Такое описание не слишком маскирует параллелизм реальной жизни и сюжета сказки.

«Эзопов язык» – типичный басенный прием – раскрывает литературную манеру русского гения. Писатель обращается к гиперболическим образам и гротескным ситуациям. Эти средства позволяют полноценно отобразить неприглядные стороны современного автору общества.

Под рассказом о пескаре литератор скрыл жесткую сатиру на российские реалии. 1882–1883-й годы вошли в историю как грозная реакция. Либеральные реформы погибшего правители заменились на суровую консервативную реакцию Александра Третьего. Новый император активно поощрял цензуру и ограничения свобод. Люди жили в постоянном страхе, боялись сделать необдуманное движение и получить наказание. Именно об этом и пишет Михаил Евграфович. Либерал представляется сатирику человеком-конформистом, социально и политически пассивным существом. Конформизм, приспособленчество возводится таким человеком на пьедестал философии.

Чем вдохновлялся автор?

В центре многих салтыковских творений (в том числе здесь) – грустная судьба жителей Российской империи. Автор обращается к судьбе простых людей, народа. Это протагонист щедринских текстов. Антагонист – угнетатели народа, власти. Писатель признавался, что на создание литературных шедевров его побуждает боль.

Анализируемая сказка, безусловно, переполнена революционными смыслами, опасным, бунтовским содержанием. Автор – решительный, говорит все прямо. В произведении отсутствует недосказанность. Писатель высмеивает робость чувств, гражданскую трусость российских либералов. Интеллигенты превращаются в отрицательных героев, читатель не чувствует к ним жалости. Причина такого отношения кроется в подходе к жизни таких людей: для них главная ценность – самосохранение.

Судьба сказки

Сегодня произведение Салтыкова-Щедрина – это иллюстрация к XIX веку, текст, который изучается в школе. Но в период жизни автора произведение не допускалось к печати цензурой. Целый год салтыковское творение лежало в ящике стола, пока писатель не получил добро на публикацию.

Первый выход произведения в печати произошел в 1883-м году. Сказку напечатала эмигрантская газета под красноречивым названием «Общее дело». Текст вышел в Швейцарии. Писатель сам определил аудиторию своего творения – «дети изрядного возраста». Так автор намекал, что книга затрагивает взрослые, серьезные темы. К слову сказать, на территории Российской империи это издание распространялось участниками уже известной нам «Народной воли». Наконец, в 1884-м году текст выходит и на родине автора – в «Отечественных записках».

Тематика прозы

Мотивы – то, что лучше всего раскрывает специфику тем, которые затрагивает автор в анализируемом тексте. Писатель обращается к вопросам, запрещенным цензурой. Салтыковская сказка, как и басни Крылова, в латентном, завуалированном виде выражает насущные проблемы. Итак, в «Пескаре» литератор раскрывает следующие мотивы:

  • аллегорическое изображение общественных пороков;
  • размышления о жизни пескаря;
  • бездействие главного героя, страхи пескаря.

Салтыковское творение – это многоуровневое произведение. Читатели могут выбрать, как читать текст:

  • интерпретируя произведение буквально;
  • воспринимая переносные, аллегорические смыслы.

Проблематика произведения

Темы салтыковской сказки тесно связаны с проблемами, которые анализирует автор – в художественной форме:

  • воспитание, которое родители дают своим детям;
  • влияние воспитания родителей на судьбы детей;
  • проблема страха;
  • проблема смысла человеческой жизни;
  • взаимодействие человека с обществом.

Характеристика действующих лиц текста

Особенность салтыковского произведения – главные герои. Действия сказки происходят в подводном мире, а ключевые персонажи текста – рыбы. Впрочем, в произведении присутствуют и люди – в качестве героев.

Образ пескаря

Начало текста – это рассказ о семье главного героя. В центре повествования – пескарь. Автор изображает героя главой семейства. Пескарь дает детям мудрую науку: проявлять повсеместную осторожность. Пескари – это маленькие рыбешки, которые часто попадают в опасность. Пескарь послушал напутствия родителей. В итоге, рыбка прячется от всего мира.

Премудрый пескарь

Герой хочет дожить до преклонных лет, чтобы встретить естественную смерть.
Рыба роет нору, в которой прячется днем. Герой ведет ночной образ жизни: ест ночью, выплывает на прогулку и т. д. Жизнь пескаря – это тотальное одиночество, страх. Впрочем, такой подход к жизни позволил пескарю прожить сто лет и умереть от естественных причин.

Философский смысл сказки

Салтыков-Щедрин в такой, казалось бы, фантасмагорической форме представляет на самом деле вечные вопросы – философские:

  • В чем суть жизни?
  • Что лучше: короткая жизнь в радости или долгая жизнь в постоянном страхе?
  • Правильно ли выбирать долгую жизнь и одиночество вместо жизни в кругу товарищей, родных людей?

О смысле названия прозы

Финал произведения раскрывает истинный смысл названия салтыковской сказки. «Премудрость» героя – это насмешка, ведь на самом деле писатель рассказывает о глупости пескаря. Использование приставки «пре-» отсылает к слову «чересчур», «слишком». Пескарь слишком боится жизни, слишком бережет себя, лишая радости и счастья. Главный герой вместо качества выбирает количество.

Премудрый пескарь

Писатель считает: «пескари» – это явление не только рыбьего, но и человеческого мира. Чем занимаются люди-«пескари»? Избегают азартных игр, не пьют спиртного, не употребляют табак, не интересуются женщинами. Жизнь таких людей становится пресной и скучной.

Идея произведения

Содержание текста позволяет ухватить идею произведения. Михаил Евграфович негативно относится к людям, страшащимся риска, живущим бессмысленной жизнью. В центре текста находится следующая мысль: страх перед жизнью – серьезная преграда для счастья и радости, получения удовольствия от существования.

Идея салтыковского произведения окрашивается иронией. Кроме того, идея как бы сплавляется с моралью (как в баснях). Мораль текста выражается в конце сказки. Главный герой умирает, а вместе с ним исчезает и память о нем и его жизни. Таким образом, писатель мастерски передает горечь и боль от никчемного существования.

Композиционные особенности текста

Писатель строит произведение по принципу фольклора. Народные сказки отличаются предельно простой организацией текста. В произведении присутствует традиционное вступление, а сюжетные элементы размещаются согласно логике. Все события излагаются последовательно.

Экспозиция

Вступление знакомит читателей с ключевыми действующими лицами. Писатель подробно останавливается на образе главного героя и семьи пескаря. Автор рассказывает о принципах воспитания среди рыб, о подходе героев к жизни. Читатели формируют первые впечатления о пескаре.

Завязка

В этой части произведения излагаются советы, наставления, которые отец дает своим детям-рыбам. Далее автор повествует о смерти старших пескарей. Маленькие рыбешки вырастают, наследуя науку родителей. Пескарь размышляет над тем, как могла сложиться его жизнь. Литератор приводит разные альтернативы, чтобы сравнить подходы к жизни.

Кульминация

Как таковая, кульминация в тексте отсутствует. Однако писатель вводит кульминационные точки – это сцены, когда пескаря предостерегают другие подводные жители (рак со щукой).

Развязка

Читатель узнает, что пескарь дожил до глубокой старости и умер от естественных причин. Завершение сказки – это риторический вопрос, выражающий философский смысл и центральную идею текста.

Жанровое своеобразие произведения

Для реализации задуманной идеи автор выбирает жанр сатирической сказки. Салтыков-Щедрин – настоящий мастер сатиры. Писатель умело соединяет в своем произведении реальность и фантастику, маскирует образы людей под масками рыб.

Сатира позволяет писателю разоблачать слабости либеральной интеллигенции. Описание характера, качеств рыбы, художественные средства (как слово «премудрый») – все это помогает автору высмеивать интеллигентов. Стоит отметить, что эпитеты и сам образ рыбы намекают на отсутствие у интеллигентов твердого характера. В этом контексте стоит вспомнить поговорку «ни рыба, ни мясо».

Язык салтыковских сказок

Основное средство иронично-сатирического высказывания Салтыкова-Щедрина – «эзопов язык». Писатель совмещает наследие античного автора, находки известных баснописцев и выразительный арсенал фольклора. Народное творчество – безграничный источник аллегорий. Автор использует эти общедоступные, убедительные, прозрачные иносказания для достижения личных целей в литературе.

Михаил Евграфович подробно и глубоко изучил фольклор. Народная сказка открыла автору приемы, подходящие для создания настоящих шедевров в таком жанре литературы. Главная цель писателя – не дать нравоучение, а отобразить собственные социально-политические взгляды.

Особенности сказок писателя

Салтыковская «сказка» – это особый жанр, изобретенный писателем. Автор лаконично, емко, экономно передает основные мотивы и идеи всего своего наследия. Подобный жанр – конспект салтыковского творчества. Так считают критики и исследователи творчества русского автора. Сказки вводят читателей в круг проблем, поднимаемых Михаилом Евграфовичем.

«Медведь на воеводстве» – занимательное произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, однако, его скрытые смыслы следует читать между строк. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Щедрин – гениален, вотчина писателя – лаконичная, малая форма, позволяющая воплощать философию жизни автора. Фольклорная основа произведений отсылает читателей к своеобразной народной мудрости. Иносказательная форма – форма отображений суровой, горькой, отчаянной действительности. Смех, который вызывает ситуация, описанная автором, – горький.

Герои салтыковских текстов

В центре сюжета салтыковских сказок – животные. Эта особенность роднит басни и сказки. В баснях центральными действующими лицами тоже являются звери. Животные – это воплощение отрицательных образов, констелляция символа угнетателей, мучителей русского народа. Звери в текстах автора проявляют бытовую, рутинную мудрость, разбираются в социальной и политической ситуации. Впрочем, негативная черта таких персонажей – пассивность, страх, трусость, неприспособленность к борьбе за свои же интересы.

«Пескарь» в отзывах критиков

Позиция Б. Я. Бухштаба

Критик называет главного героя щедринского текста «самым типичным» «сказочным обывателем». В образе пескаря воплощается ключевая характеристика обывателей салтыковской эпохи. Автор обрисовывает момент трусливого бегства от жизни, что было характерно для реакции.

Премудрый пескарь

Пескарь интересуется исключительно вопросами самосохранения. Великие идеи, стремления – не для героя. Жизнь персонажа проходит в постоянной трусости, дрожи от страха и ужаса. Место существования рыбы – тесная, темная нора в глубинах речного дна. Пескарь боится всех: других подводных жителей, людей… У героя отсутствует семья и друзья. Образ пескаря – это констелляция бесцельной, убогой, никчемной, бесплодной, бессмысленной жизни. Авто презирает трусость, подхалимство, конформизм и лицемерие. В то же время, писатель явно поощряет мужество, стойкость, честность.

Мнение Я. Эльсберга

Писатель создает общественно-политические типажи, которые воплощают собой последствия реакционного времени:

  • либеральная трусость;
  • покорность угнетателям и властям;
  • безыдейное отношение к жизни;
  • духовная бедность;
  • ограниченное мировоззрение.

В образе главного героя повествования – убогого и трусливого обывателя, который вечно дрожит и ноет – изображен либерал. Конформист отгораживает себя от социума, от общественных и политических проблем. Человек-«пескарь» отказывается от борьбы. Рыба, которая полностью сосредоточилась на спасении своей шкуры, живет пустой жизнью. Такой личности неведомы высокие, страстные чувства, светлые мысли, высшие духовные ценности.

Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина.  О чем они рассказывают, можно узнать, ознакомившись с публикацией на нашем сайте

Человек выбирает комфорт и безопасность, а не борьбу за свободу и права.
Критик отмечает злободневность и актуальность салтыковских произведений. Автор не первый раз создает такого яркого и насыщенного смыслами героя. Эльсберг сравнивает пескаря с другими персонажами Салтыкова-Щедрина: вяленой воблой, карасем-идеалистом и т. д. Под сатирическое перо писателя попадали, прежде всего, конформисты и обыватели: работники канцелярий, банков, контор, газет.

Точка зрения А. С. Бушмина

Критик подчеркивает изображение автором малодушия интеллигентов. Речь идет о либералах, которые в реакционное время поддались постыдной панике. Видно, что писатель презирает такую слабовольную позицию интеллигенции, неспособной постоять за свои идеалы. Инстинкт самосохранения заставил таких людей спрятаться в узком мире личных интересов, покинуть активную общественную борьбу.

Обновлено: 11.01.2023

Согласно современным правилам орфографии, слово “пескарь”, означающее речную рыбу, пишется через букву “Е”. Однако в названии и в тексте рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина фигурирует слово “пискарь”. Дело в том, что в 19 веке, когда было написано это произведение, нормы языка позволяли писать слово через “И”.

Также существует теория о том, что слово “пискарь” происходит от “писк” и имеет иронический подтекст, характеризуя главного героя, как трусливого и жалкого, готового “пищать” от страха.

Сюжет произведения заключается в том, что мудрый пескарь одиноко живет в темном убежище. Он уверен: если скрыться от всех и дрожать, его не тронут. Умирая в полном одиночестве, пескарь осознает, что его жизнь прошла в бессмысленном страхе, лишенная возможных радостей и впечатлений, а все, кто знают главного героя, считают его глупцом.

Родители пескаря прожили долгую жизнь, умирая завещали сыну остерегаться всех возможных опасностей. Отец рассказывал, что самое ужасное для пескаря – угодить на крючок.

Пескарь запомнил все уроки мудрых родителей и всю жизнь боялся столкнуться с какой-нибудь опасностью. Он остерегался каждого – больших рыб, способных его съесть, рака, с его страшными клешнями, водную блоху. Он чувствовал себя ужасно крошечным и уязвимым перед всеми жителями реки.

Пескарь поселился в норке, вход в которую сделал на столько маленький, что никто кроме него, не смог в нее пробраться. Весь день он сидел в ней содрогаясь, а ближе к вечеру или после полудня, когда крупная рыба не охотится, выплывал из своего укрытия, чтобы перекусить.

Так он прожил целых сто лет. Будучи дряхлым стариком, он осознал, что существование его было бессмысленным и умирая, даже вспомнить ничего хорошего не может. Не оставив после себя ни одного, даже самого мимолетного воспоминания. Никто не знает, как умер пескарь: толи его съели, толи он всплыл на поверхность.

Главные герои и их характеристика:

Премудрый пескарь – главный герой произведения, тихий, трусливый и до абсурда осторожный. Прожил долгую, никчемную жизнь из-за своих страхов, но осознал это только умирая.

Второстепенные герои и их характеристика:

Отец и мать пескаря – умные и мудрые родители пескаря, которые прожили долгую жизнь и учили сына быть чрезвычайно осторожным.

Автор: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Пескарь знал, что он очень маленький, а вся остальная рыба в реке больше него, и кто угодно сможет его съесть. Он даже других пескарей остерегался – если накинутся на него все сразу, несдобровать.

Пескарь был умным, просвещенным и “умеренно-либеральным”. Он усвоил отцовские наставления и решил провести всю свою жизнь незаметно.

Премудрый пескарь вырыл себе такую норку, что никто, кроме него самого, не смог бы в нее попасть. Весь год он рыл ее носом, скрываясь в иле или траве. Пескарь продумал план: он будет покидать свое укрытие только когда стемнеет, ведь все хищники уже спят, либо после обеда, когда рыба уже подкрепилась, и ни у кого не будет соблазна его съесть. Все остальное время пескарь сидел в своей норе и дрожал.

К полудню рыбы уже вылавливали всех мошек, и пескарю частенько приходилось голодать. Однако ему казалось, что лучше жить впроголодь, чем быть сытым, но стать обедом для какой-нибудь крупной рыбы.

Однажды, проснувшись, он заподозрил, что у входа в нору его стережет голодный рак. Пол дня пескарь продрожал в своем жилище, пока рак не отступил.

В другой раз пескаря намеревалась съесть щука, кружившая у его норки, но пескарь опять затаился в своем логове, и щука уплыла.

Когда пескарь совсем уже состарился, щуки собрались у входа в его нору и принялись расхваливать: мол, так долго, да так спокойно живет пескарь, в надежде на то, что тот поддастся лести и выглянет из укрытия. Но пескарь был хитрее: сидя в своей норе, он раз за разом заставлял хищников уплывать ни с чем.

Прожил пескарь больше сотни лет. Но так и не завел ни друзей, ни родных. Никаких увлечений он не имел, ничем не интересовался, развлекаться не любил. Просидел всю жизнь в норе, содрогаясь от страха.

Умирая в одиночестве, пескарь думал, что, если бы все пескари жили так, как прожил он, весь род пескарей давно бы перевелся. Ведь, чтобы оставить после себя потомство и хоть какую-то память, нужно обзавестись семьей, обитать в привычной среде, а не в темной норке. Общаться с другими пескарями и заимствовать у них положительные черты. А те, кто всего боится и от всего прячутся совсем не нужны обществу.

Премудрый пискарь

Перед глазами пролетела жизнь – и осознал он, что не прожил, а просуществовал, при чем совершенно бесцельно: ничему толком не радовался, никому ни помог, ни спас, ни защитил. А когда он умрет, никто о нем и не вспомнит.

И даже сейчас, когда пескарь умирает в своем мрачном уголке, ни одна рыба, проплывающая мимо, не заглянет и не спросит: как же премудрый пескарь столько прожил, да и премудрым его уже давно никто не считает, а только последним дураком, прожившим всю свою жизнь в бесполезном одиночестве.

Краткая история создания произведения.

Премудрый пискарь

Впервые сказка была опубликована сразу после создания в детском разделе иностранной газеты “Общее дело” в 1883 году, без какого-либо указания авторства. Затем произведение публиковалось еще несколько раз: в отдельных брошюрах или в сборниках, вместе с другими сказками Михаила Салтыкова-Щедрина.

Через год “Премудрого пискаря” впервые опубликовали в России в журнале “Отечественные записки”.

Однако особенность дальнейших публикаций сказки заключается в том, что практически сразу после появления в “Отечественных записках” она была изъята из-за цензуры и распространялась подпольно. И лишь в 1906 году была выпущена в тираж снова, в отредактированном варианте.

Главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” — обычный пескарь, который хотел прожить долгую жизнь и никому не попасться на зуб. Хотел пескарь добиться всеобщего уважения и почтения.

Но если прожить долгую жизнь пескарю удалось, то уважения он так и не заслужил. Более ста лет просидел пескарь в своей норке, всех боялся, от всех прятался, и вроде бы вот он повод гордиться своей премудростью. Но отчего-то тоскливо стало пескарю, особенно, когда он видел снующих вокруг него маленьких молодых пескарей.

И стар он стал до безобразия, настолько стар, что даже щука уже не воспринимала пескаря как еду. И называли его все лишь остолопом, но никак не премудрым пескарем.

И вот однажды приснился пескарю сон, что стал он большим, огромным, и сам стал охотиться на щук. Выбрался он из норы и исчез. То ли съел его кто, то ли сам умер.

Главные герои сказки:

1. Премудрый пескарь. Трусливый, одинокий, старый, утративший связь с реальностью.

2. Отец и мать пескаря. Умудренные опытом, заботливые.

3. Щука. Просто хищник.

Читайте по теме:

Главная мысль сказки:

Чтобы люди тебя уважали, надо что-то делать для людей, а не думать лишь о себе.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 7 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

История создания

Направление и жанр

Суть: о чём сказка?

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Чему учит?

Критика

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 30.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 02.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 14.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Премудрый пескарь — глупый, робкий, бесполезный. Никому не желал добра, никто про него и не вспомнил.
Родители пескаря — умные, осторожные, наученные горьким опытом.
Прочая рыба — щуки, раки.

Краткое содержание и сюжет

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные . Умирая, старый пискарь учил сына глядеть в оба . Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности: крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей: еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы полголовы высунулось . Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: Слава тебе, господи, жив! .

Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать . Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он бесполезный и если бы все так жили, то весь пискарий род давно перевелся бы . Решил он вылезти из норы и гоголем по всей реке поплыть , но снова испугался и задрожал.

Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает . Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно, его щука заглотила, но скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого? .

Очень краткое содержание для читательского дневника

Отец и мать учили пескаря быть осторожным. Отец приводил пример с ухой, в которую он чуть не попал. Решил пескарь выдолбить норку и покидать ее лишь по ночам и в обед. Ни рак, ни щука не поймали пескаря и прожил он более ста лет. Стал пескарь жалеть, что никто его не уважает, и не любит. Приснился ему приятный сон, высунулся он из норы и умер.

План пересказа

  • Советы отца
  • Как отец в сеть попал.
  • Как отец ухи избежал
  • Новая нора и план жизни
  • Пескарь следует плану
  • Сон про двести тысяч
  • Рак и щука
  • Столетний юбилей
  • Рассуждения о роде
  • Кто его вспомнит?
  • Приятные забытье
  • Смерть пескаря

Основная мысль

Жить нужно делая добро и принося пользу, чтобы людям было что вспомнить о тебе.

Чему учит

Сказка учит не боятся трудностей и опасностей. Учит жить смело и уверенно. Учит делать людям добро. Учит приносить пользу. Учит продолжать свой род. Учит тому, что долгая жизнь не залог полезной жизни. Учит рисковать, вести активный образ жизни, получать от жизни удовольствие.

Отзыв и что понравилось

Это очень назидательная история. Пескарь думал лишь о том, чтобы его никто не съел, он всю жизнь дрожал, боялся. И получилось так, что хоть и прожил он более ста лет, да только настоящей жизни не видал. Нечего ему вспомнить перед смертью, только свои собственные страхи. Не жаль его нисколько.

Вывод и мое мнение

В образе премудрого пискаря автор изображает человека, который никому не принес радости, не сделал ничего хорошего для общества и для людей. Он боялся только за свою совершенно бесполезную жизнь, которая и ему-то самому никакого удовольствия не доставляла. Пескарь прожил до ста лет, но кому от этого стало лучше или хуже?

Пословицы

  • Волков бояться, в лес не ходить.
  • Боязливому и своя тень страшна.
  • Двух смертей не видать, а одной не миновать.
  • Живут один раз, не потом, а сейчас.
  • Кто людей любит, того жизнь голубит.

Словарь новых и незнакомых слов

Аридов век — долгие годы, большой промежуток времени
Хайло — глотка.
Шваркнуть — бросить во что-то.

Цитаты из текста

Читайте также:

      

  • Беседа с воспитателем детского сада
  •   

  • Локальная вытяжная система вентиляции на пищеблоке школы
  •   

  • Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей в доу
  •   

  • Школы города рейтинг тосно
  •   

  • Растительный мир тюменской области кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Особенности композиции вставные эпизоды пейзаж портрет интерьер в сказке премудрый пескарь
  • Особенности природы родного края сочинение
  • Основные правила написания рассказа
  • Особенности подросткового возраста сочинение
  • Основная проблема рассказа толстый и тонкий

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии