Особенности одического жанра в лирике ломоносова и державина сочинение 9 класс кратко

Обновлено: 10.01.2023

Цель статьи – оказать помощь в овладении навыками анализа такого непростого жанра, как ода. Материал статьи может быть также использован при подготовке к урокам по изучению творчества Г.Р. Державина.

Я бегать стал перстами
По тоненьким струнам
И сладкими словами
Последовать стопам.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум.
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славы вечной
Я больше восхищен.
[7, 215].

Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть – польза, слава, честь.
[15, 138].

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
[15, 41].

В следующей строфе противопоставление продолжается и вырисовываются новые черты Фелицы:

Не слишком любишь маскарады,
А в клуб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой;
Коня парнасска не седлаешь,
К духам в собранье не въезжаешь,
Не ходишь с трона на Восток, –
Но кротости ходя стезею,
Благотворящею душою
Полезных дней проводишь ток.

Характеристика воспеваемого идеала ведётся при помощи приёма от противного.

Большая часть строф посвящена восхвалению просвещённой монархини. Образ Екатерины II раскрывается через противопоставление с Анной Иоанновной, с теми преследованиями, которые были установлены в годы правления этой императрицы:

Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить
Или портрет неосторожно
Её на землю уронить.
Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож,
Князья наседками не клохчут,
Любимцы въявь им не хохочут
И сажей не марают рож.
[15, 45].

Фелица предстаёт во всём своём ореоле:
Фелицы слава – слава бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил,
Который оком лучезарным
Шутам, трусам, неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет
Добро лишь для добра творит.
[15, 46].

Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой…
В этой строфе отражены и некоторые детали счастливой семейной жизни поэта с Екатериной Бастидон, воспетой в стихах под именем Плениры.
Новаторством Державина было тщательное изображение в оде деталей быта, введение в оду натюрморта, ярким образцом которого является шестая строфа:
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд:
Там славный окорок вестфальской,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят;
Шампанским вафли запиваю
И всё на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.
[15, 42].

Ты ведаешь, Фелица! правы
И человеков, и царей;
Когда ты просвещаешь нравы,
Ты не дурачишь так людей…
[15, 45].

Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад…
[15, 44].

Так обновил Державин жанр оды или разрушил его в строгом классицистическом понимании – спор литературоведов об этом, как и о своеобразии творческого метода Г.Р.Державина, пока окончательно не разрешён. Произведения обоих поэтов, Ломоносова и Державина, включены в школьные программы, поэтому их необходимо знать. А если мы сумеем понять и полюбить их творения, то откроем для себя многие замечательные страницы русской поэзии, углубим знания, получим эстетическое удовлетворение, обогатим себя духовно.

Основной жанр поэзии Ломоносова — торжественная ода; ее главная тема — величие России, вошедшей в семью европейских народов. Произведения этого жанра посвящались важнейшим государственным событиям: «на день восшествия» на престол, рождению наследника или победам в сражениях. Отсюда — возвышенный стиль од Ломоносова, характеризующийся обилием метафор, гипербол, эпитетов, олицетворений обращений и вопросов. Разрабатывая систему литературных жанров, Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757) излагает учение «о трех штилях», согласно которому высокий, средний и низкий «штили» соответствуют существующим в русском языке трем родам «речений». К первому роду относятся церковнославянские и русские слова («Бог, слава, рука») , ко второму — редко употребляющиеся, но понятные «грамотным людям» церковнославянские слова («отверзаю, Господень, насажденный») . К третьему-только русские слова («говорю, ручей, который») . Высокий стиль «составляется» из «речений» как первого, так и второго рода и используется при создании героических поэм, од и «прозаических речей о важных материях». Средний «штиль» «состоять должен» из «речений» первого и третьего рода и применяется при написании трагедий, стихотворных дружеских писем, сатир и элегий. «Низкий штиль принимает речения третьего рода» и используется в комедиях, эпиграммах, песнях и письмах.

Заслуги Ломоносова были высоко оценены его современниками и потомками: «Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие — формами, тот и другие — обзацами»

В стихах Державина появляются описания реального быта и пейзажа-живописные картины природы представлены, например, в «Осени во время осады Очакова», быт крестьян и «сельские забавы» — в послании «Евгению. Жизнь Званская». В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной (ода «Бог») , размышляет о смерти («На смерть князя Мещерского», «Грифельная ода») , призывает «высший суд» («Властителям и судьям») . Итог своему творчеству Державин подводит в стихотворении «Памятник» — вольном переложении оды Горация: основной своей заслугой поэт считал умение «истину царям с улыбкой говорить». Поэзия Державина автобиографична: здесь появляется образ автора, возникают детали державинской биографии. Преодолев жанровые ограничения классицизма, создав новый тип лирического стихотворения, поэт «зажег блестящую зарю новой русской поэзии» (Белинский) . Не случайно сам поэт в стихах завещал свою «ветху лиру» молодому поэту-романтику — В. А. Жуковскому.

Иван Смирновский. Портрет Гавриила Романовича Державина. 1790

  • Автор: Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов
  • Произведение: Бог, Утреннее размышление о божием величестве
  • Это сочинение списано 76 121 раз

Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:

Вещает ложь язык врагов,

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою;

Скрывает в сердце злобный ков.

Кто море удержал брегами

И бездне положил предел,

И ей свирепыми волнами

Стремиться доле не велел?

Там огненны валы стремятся и не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Творец, покрытому мне тьмою

Прости премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи…

Посмотрите эти сочинения

Сальватор Тончи. Портрет Гавриила Романовича Державина. 1801

В 1784 году его назначили олонецким губернатором в Петрозаводске, а в 1785 году перевели в Тамбов. Эта область тогда была одной из самых отсталых в стране. Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию.

После смерти первой жены поэт женился во второй раз — на Дарье Дьяковой. Детей у Державина не было ни в одном браке. Cупруги взяли на попечение детей погибшего друга семьи — Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя. Также в семье воспитывались племянницы Дарьи Дьяковой.

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться, И философа брать вид… …Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.

Гавриил Державин

Школьная программа по литературе не менялась, кажется, никогда. Всё так же дети проходят стихи Пушкина, басни Крылова, оды Ломоносова и комедии Фонвизина. Причём для каждого следующего поколения разбираться в непонятных словах и далёких смыслах всё тяжелее. Мама школьника Ирина Кравцова задаётся вопросом: может, хватит думать, что дети должны интересоваться, и подумать, чем мы можем их заинтересовать?

Автобус намертво завяз в тягучей пробке. Темнеет. Раздражённые пассажиры устало ругают политиков и друг друга.

Напротив нас бабушка с внуком. Тоже возвращаются из школы. Мальчик пытается прямо в дороге сделать домашнее задание по литературе, но не очень понимает смысл произведения. Бросает читать и бесцельно перелистывает страницы.

— В дворники пойдёшь, — предупреждает бабушка.

‎Украдкой заглядываю в учебник. Да, двадцать лет прошло, а там всё те же: Ломоносов, Державин, Фонвизин.

Может, пора уже оставить их творчество историкам и филологам? Ведь всем известно, интересное в школьной программе начинается в выпускном классе, до которого ещё надо дожить, и то в основном в качестве дополнительной литературы. Современные же писатели, особенно зарубежные, похоже, никогда не заслужат права обсуждения их творчества на уроках.

Лирика Ломоносова и Державина действительно имеет некоторые одические особенности. Попробую перечислить самые главные.

1) Среди множества тем, отчетливо выделяется главная, основная — тема гармоничного развития государства и человека.

2) Стиль: немного помпезный, торжественный.

3) Цель: передать читателю свое видение мира, разделить с ним собственные мысли и идеи, эмоционально потрясти читателя.

4) Композиция: лирические произведения — большие по объему, события излагаются в логической последовательности, просматривается образ автора и его личное отношение к происходящему.

5) Большинство произведений написаны по случаю: они представляют собой отклик, реакцию автора на происходящие события.

6) Отчетливо просматривается любовь к Родине и к монархам, судьба которых не отделима от судьбы России.

7) В творчестве обоих авторов (особенно Державина, который сравнивал свои стихотворения с «пейзажной живописью») просматриваются пейзажные мотивы.

Интересный рассказ, он коротенький, но мулрый. Прочла впервые.Это скорее всего начальная школа, поэтому старалась сильно не углубляться.

Я бы озаглавила части так:

  1. Ната стирает.
  2. Гриша — жонглер.
  3. Спор детей
  4. Мудрый совет бабушки.

В 2015 году издательство «ЭКСМО» приступило к выпуску серии книг «ЛитДорама».

Дорама — это азиатские телевизионные сериалы: южнокорейские, японские, китайские, тайские. Они выпускаются в разных жанрах: комедии, мелодрамы, ужасы, детективы.

ЛитДорама — это литературное направление романтического фэнтези, обычно городского. Из героев,как правило, один — наш соотечественник, а другой — из Азии. Сюжетная линия переплетается с элементами азиатской мистики и мифологии.

Всего выпущено 5 книг этой серии:

JqQLm9z43Cx3Q3bqrM3sZKhdE2xU3S.jpg

В это время Державин уже имеет чин статского советника и параллельно с общественной и политической деятельностью публикует первые стихи, которые обеспечили ему известность в салонах и в императорском дворце. Екатерина II, поощряющая свободолюбивые мысли, благосклонно отнеслась к стихотворению.

Вершителей человеческих судеб поэт называет богами на земле и напоминает, что и они когда-нибудь предстанут перед высшим судом. Державин говорит голосом Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость их поступков:

1jr1ppB9mTQgvGkg6X4WuQLG5OuGxbzN.jpg

Вторая часть произведения резко обличительна. Поэт утверждает, что люди давно уже попрали божьи заповеди:

5Uhdpn5Qsr5y3Z1LpDQzTzt29X1dVaq.jpg

Обращаясь к царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками. Однако поэт не сомневается, что

TDPkoaZorkgcEIm5buu39Zg1hYjGcoqu.jpg

В финале звучит мольба ко Всевышнему о том, чтобы Он спустился вершить суд над людьми:

Без божественного вмешательства установить в стране власть справедливости и гуманизма невозможно даже самому мудрому и честному царю.

Творение Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» хоть и написано давно, но до сих пор не утратило актуальности своей, а так же заинтересованности маленьких читателей. Для читательского дневника достаточно 5-6 строчек написать основного смысла, а он в следующем. «Дядя» Федор — 6 летний мальчик отлично читал в своем возрасте, умел готовить неплохо суп и был вообще развитый ребенок на лестнице увидел кота, который ему приглянулся, принес домой, но мама его выгнала. Тогда Федор решил уйти из дома в знак протеста вслед за котом, по дороге к ним присоединился Шарик. Вместе они направились жить в деревню Простоквашино. Там они поселились в заброшенном доме. Так и начались их приключения. Книга читается очень увлекательно и легко.

Можно еще вот такое описание дать

Комедийная пьеса социального характера «Свадьба Кречинского» писателя Сухово-Кобылина начинается с того, что Муромский и Атуева обсуждают судьбу Лидочки (это дочь Муромского и племянница Атуевой) и его женихов. Появившийся в их дому аферист Кречинский делает Лидочке предложение, которое у многих (но не у Лидочки) вызывает сомнения.

Сам же Кречинский, представляясь эдаким светским львом, не имеет ни гроша в кармане, является безнадёжным должником и кутилой. Он должен очень многим, даже прачке и извозчикам. Женитьбы на Лидочке позволила бы ему расплатиться, как он считает. Но загвоздка в том, что у Кречинского нет ни копейки на свадьбу.

Кречинский когда-то нашёл красивую, но дешёвую булавку. На счастье, мошенник вспомнил, что видел примерно такую же и у Лидочки, но у неё булавка была чрезвычайно дорогой, усыпанной бриллиантами. Выманив булавку, он хочет заложить её ростовщику, но даже и того обманывает — даёт ему дешёвую. Ростовщик понимает, что его обманули. Он требует своего, и Лидочка, спасая Кречинского, отдаёт ростовщику свою драгоценность. Всё раскрывается. Девушка, её отец, тётя и любящий её человек осознают, как ловко обмануты пройдохой.

Основная мысль пьесы — это неприятие безнравственности, царящей в обществе. Нельзя верить кутиле и нельзя верить тем, кто любит только развлечения, забыв о человечности.

Читайте также:

      

  • Чудо в моей жизни сочинение
  •   

  • Сочинение язу дәресе эшкәртмәсе
  •   

  • Сочинение на даргинском языке про зиму
  •   

  • По следам предшественников сочинение
  •   

  • Как можно оформить диалог на письме сочинение рассуждение


1

Какие особенности одического жанра в лирике Ломоносова и Державина?

1 ответ:



2



0

Лирика Ломоносова и Державина действительно имеет некоторые одические особенности. Попробую перечислить самые главные.

1) Среди множества тем, отчетливо выделяется главная, основная — тема гармоничного развития государства и человека.

2) Стиль: немного помпезный, торжественный.

3) Цель: передать читателю свое видение мира, разделить с ним собственные мысли и идеи, эмоционально потрясти читателя.

4) Композиция: лирические произведения — большие по объему, события излагаются в логической последовательности, просматривается образ автора и его личное отношение к происходящему.

5) Большинство произведений написаны по случаю: они представляют собой отклик, реакцию автора на происходящие события.

6) Отчетливо просматривается любовь к Родине и к монархам, судьба которых не отделима от судьбы России.

7) В творчестве обоих авторов (особенно Державина, который сравнивал свои стихотворения с «пейзажной живописью») просматриваются пейзажные мотивы.

Читайте также

Интересный рассказ, он коротенький, но мулрый. Прочла впервые.Это скорее всего начальная школа, поэтому старалась сильно не углубляться.

Я бы озаглавила части так:

  1. Ната стирает.
  2. Гриша — жонглер.
  3. Спор детей
  4. Мудрый совет бабушки.

В 2015 году издательство «ЭКСМО» приступило к выпуску серии книг «ЛитДорама».

Дорама — это азиатские телевизионные сериалы: южнокорейские, японские, китайские, тайские. Они выпускаются в разных жанрах: комедии, мелодрамы, ужасы, детективы.

ЛитДорама — это литературное направление романтического фэнтези, обычно городского. Из героев,как правило, один — наш соотечественник, а другой — из Азии. Сюжетная линия переплетается с элементами азиатской мистики и мифологии.

Всего выпущено 5 книг этой серии:

JqQLm9z43Cx3Q3bqrM3sZKhdE2xU3S.png

Со второй половины XVIII в. поэзия в России стала оказывать все большее влияние на общественную жизнь. Салонные стихи постепенно вытесняются обличительной лирикой, на которой позже вырастут поколения бунтарей и революционеров. Одним из первых авторов таких произведений стал Г.Державин. В частности, ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 г.

В это время Державин уже имеет чин статского советника и параллельно с общественной и политической деятельностью публикует первые стихи, которые обеспечили ему известность в салонах и в императорском дворце. Екатерина II, поощряющая свободолюбивые мысли, благосклонно отнеслась к стихотворению.

Вершителей человеческих судеб поэт называет богами на земле и напоминает, что и они когда-нибудь предстанут перед высшим судом. Державин говорит голосом Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость их поступков:

1jr1ppB9mTQgvGkg6X4WuQLG5OuGxbzN.png

В первой части произведения поэт рассуждает, в чем именно заключается долг власть предержащих: в охране законов, помощи сиротам и вдовам, спасении от бед невинных, защите слабых перед сильными. Они должны «исторгнуть бедных из оков» — искоренить крепостничество. Подобные призывы даже при свободолюбии императрицы считались недопустимыми. Но императрица благоволила Державину, поэтому закрыла глаза на его дерзость.

Вторая часть произведения резко обличительна. Поэт утверждает, что люди давно уже попрали божьи заповеди:

5Uhdpn5Qsr5y3Z1LpDQzTzt29X1dVaq.png

Обращаясь к царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками. Однако поэт не сомневается, что

TDPkoaZorkgcEIm5buu39Zg1hYjGcoqu.png

В финале звучит мольба ко Всевышнему о том, чтобы Он спустился вершить суд над людьми:

«Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!» —

Без божественного вмешательства установить в стране власть справедливости и гуманизма невозможно даже самому мудрому и честному царю.

Творение Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» хоть и написано давно, но до сих пор не утратило актуальности своей, а так же заинтересованности маленьких читателей. Для читательского дневника достаточно 5-6 строчек написать основного смысла, а он в следующем. «Дядя» Федор — 6 летний мальчик отлично читал в своем возрасте, умел готовить неплохо суп и был вообще развитый ребенок на лестнице увидел кота, который ему приглянулся, принес домой, но мама его выгнала. Тогда Федор решил уйти из дома в знак протеста вслед за котом, по дороге к ним присоединился Шарик. Вместе они направились жить в деревню Простоквашино. Там они поселились в заброшенном доме. Так и начались их приключения. Книга читается очень увлекательно и легко.

Можно еще вот такое описание дать

Комедийная пьеса социального характера «Свадьба Кречинского» писателя Сухово-Кобылина начинается с того, что Муромский и Атуева обсуждают судьбу Лидочки (это дочь Муромского и племянница Атуевой) и его женихов. Появившийся в их дому аферист Кречинский делает Лидочке предложение, которое у многих (но не у Лидочки) вызывает сомнения.

Сам же Кречинский, представляясь эдаким светским львом, не имеет ни гроша в кармане, является безнадёжным должником и кутилой. Он должен очень многим, даже прачке и извозчикам. Женитьбы на Лидочке позволила бы ему расплатиться, как он считает. Но загвоздка в том, что у Кречинского нет ни копейки на свадьбу.

Кречинский когда-то нашёл красивую, но дешёвую булавку. На счастье, мошенник вспомнил, что видел примерно такую же и у Лидочки, но у неё булавка была чрезвычайно дорогой, усыпанной бриллиантами. Выманив булавку, он хочет заложить её ростовщику, но даже и того обманывает — даёт ему дешёвую. Ростовщик понимает, что его обманули. Он требует своего, и Лидочка, спасая Кречинского, отдаёт ростовщику свою драгоценность. Всё раскрывается. Девушка, её отец, тётя и любящий её человек осознают, как ловко обмануты пройдохой.

Основная мысль пьесы — это неприятие безнравственности, царящей в обществе. Нельзя верить кутиле и нельзя верить тем, кто любит только развлечения, забыв о человечности.

Ода — лирическое произведение, зародившееся в римской и греческой поэзии, посвященное затрагиваются важные темы религиозно-философского содержания. В XVIII веке в России появились первые одические произведения, которые были адресованы правителям государства.

Михаил Васильевич Ломоносов является ярким представителем эпохи классицизма, для оды Ломоносова характерно строгое следование разработанной системе художественных норм, «торжественный» возвышенный язык, гиперболизация, употребление различных тропов и художественных приемов. Следуя требованиям общества, Ломоносов в своих произведениях затрагивал общественные гражданские темы — патриотизм, героизм, величие отечества.

В оде «На день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» (1748 год), поэт так говорит о своей стране и о государыне:

«Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает
Его средину и конец…»,

«Когда в отеческой короне
Блеснула на российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет…»,

«Единым гласом все взываем,
Что ты защитница и мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать…».

Для Ломоносова образ Елизаветы сравним с образом Бога, в ней он видит величие, славное будущее для своего отечества. «Высокими» словами, употребляя множество метафор, поэт восславляет императрицу, благодаря которой в стране наступает день на смену ночи — известно, что Елизавета, как и Ломоносов, стремились к всеобщему просвещению — сравнение учения и невежества.

Ломоносов в своих произведениях часто затрагивал религиозно-философские темы. Так, перелагая псалмы, поэт нашел новый способ выражать свои философские размышления — через сюжеты песнопений. Человек для Ломоносова — тот, кто героически сражается с врагом, но в то же время, бессилен против стихии. В оде «Утреннее размышление о Божием величестве» поэт показывает человека:

«Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!»

Прием гиперболизации помогает читателю изумиться силам природы, однако, человек не просто безвольное существо, та сила просвещения, которая движет вперед страну, так же оказывается спасительной для того, кто наделен разумом и желанием учиться:

«Творец, покрытому мне тьмою
Прости премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи…»

Гавриил Романович Державин продолжил традиции классицизма — создавал свои произведения по известным строгим канонам. В его первых поэтических произведениях можно найти все черты, характерные одам — тематика восхваления известных людей, «высокий» слог, использование множества художественных приемов (метафоры, гиперболы, сравнения). В оде «На смерть князя Мещерского» Державин затронул тему смерти, которая является вселенским законом: «На то, чтоб умереть, родимся; Без жалости всё смерть разит: И звезды ею сокрушатся, И солнце ею порушатся, И всем мирам она грозит».

Однако последующие одические произведения Державина отличаются от классической оды. Тематика произведений осталась прежней — посвящение правителям, значимым событиям истории, но язык, которым теперь излагались мысли, был иным — более личным. В оде «к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице», посвященной Екатерине II, поэт использует доверительный шутливый тон, с которым автор обращается к своей героине:

«Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом»,

«Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад»,

«Не слишком любишь маскарады,
А в клоб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой».

Державин продолжает затрагивать темы патриотизма, героизма, темы религиозно-философские, но создает свои произведения, смешивая поэзию с жизнью — так появляются новые литературные жанры — сатирические, шутливые произведения. В одах Державина впервые можно увидеть личность автора — лирический герой, в котором читатель может разгадать самого поэта.

Державин не мог более подражать своим поэтическим кумирам и учителям, так как находился в постоянном поиске новых форм выражения мыслей. Его произведения теперь несут более личный характер — человек у Державина обладает индивидуальностью, привычками, которые становятся важными для понимания самого мироздания.

Оды Ломоносова являются образцовыми произведениями жанра, тогда как Державин открыл новые лирические жанры, расширив границы классицизма. Темы, над которыми размышляли поэты, оставались прежними, но Державин искал новые формы для выражения, смешивая разговорную речь и «высокий» слог, обращаясь к повседневной жизни, как к источнику вдохновения.

Сочинение Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II. В произведении создается совершенный образ мудрой правительницы.

Во вводной части оды автор прославляет императрицу Елизавету Петровну, особо выделяя ее среди предшественников на престоле. При этом особого внимания удостоен отец монархини Петр I, именно от него она переняла эстафету великих реформ. М.В. Ломоносов вспоминает великие реформы Петра. И императрица Елизавета продолжает его начинания. Тем самым заслуживая особой похвалы.

В основной части произведения автор описывает образ Отчизны, ее неиссякаемые природные богатства, неизмеримые духовные и творческие потенциалы. Поэт обращает внимание на насущные для России проблемы: мир и покой в стране, мудрое правление просвещенного монарха, развитие науки и образования, открытие и освоение новых регионов, а также бережного использования природных богатств. По мысли автора, новое молодое поколение образованных и просвещенных людей, способно вывести Российскую империю в лидеры мировых сверхдержав.

С правлением Елизаветы в России наступает эпоха Просвещения: расширяется система начальных школ, открываются первые гимназии, открыт Московский университет и Академия художественных искусств. Императрица оказывала не малую помощь и поддержку представителям русской культуры и науки. В 1747 г. императрица увеличила ассигнования на академические нужды.

Финальная часть вновь обращена к Елизавете Петровне. В ней императрица представлена миротворицей, прекратившей все военные действия ради спокойствия и счастья своих подданных. Своим произведением М.В. Ломоносов хочет сказать правительнице, что России нуждается в мире, а не войне. Эмоции и стилистика оды миротворческие, а не призывно-агрессивные.

Но основная идея Ломоносовского произведения: мир все же способствует процветанию государства, а не война.

Чтобы придать произведению величия и масштабность мысли, М.В. Ломоносову пришлось прибегнуть к непростым речевым оборотам. Каждый оборот речи подчинен одическому стилю и придает ощущение пышности и великолепия.

Анализ 2

Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.

Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.

Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.

Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.

В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии.

Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.

Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.

Сочинение по произведению На день восшествия Елизаветы Петровны

Михаил Васильевич Ломоносов – величайший ученый-естествоиспытатель России, вышедший на мировой уровень. И именно этот великолепнейший ум империи написал одно из своих лучших произведений, посвящая своей музе и покровительнице – Елизавете Петровне. В 1747 году императрица провела реформу, в которой утверждала новый штат и новый устав Академии наук. Эта реформа увеличивала финансирование Академии вдвое. Скорее всего именно этот фактор и стал решающим в написании оды, посвященной Елизавете.

Само понятие «ода» (греч. «песня») появилось в речи и в употреблении у русской поэзии от Василия Кирилловича Тредиаковского – русского филолога и поэта, который сам позаимствовал термин из трактата Николы Буало. Именно этому жанру Ломоносов отдал предпочтение, и это было лучшим решением. В его произведении идет обращение к миру во время мудрого правления великой императрицы, развитию образования населения и отечественных наук, увеличению использования ресурсов на старых землях страны и освоения новых. Это очень заметно с самого начала оды, с описания России, ее наделов и земель. В каждой строчке ощущается сила, благополучие, спокойствие и уверенность.

Саму личность Елизаветы Михаил Васильевич описывает весьма лестно, но при этом, указывая на уже свершенные поступки, и восхваляя светлое будущее при дальнейшем правлении светлейшей. Конечно же Ломоносов не мог не вспомнить о отце императрицы, о великом Петре Первом, и сулит ей его знаменитые дела. Сам поэт являлся не скрытым поклонником царя, поэтому и восславляет так его дочь, ожидая от нее таких же великих дел. И поскольку Петра I Михаил Васильевич видел как противника отсталости народа, борца за его развитие и просвещение, то после реформы Елизаветы о поддержке Академии наук, ученый цепляется за это, как за явное сходство дочери и отца. Таким образом в оде появляется линия науки, которая уводится к русскому народу и его развитию, в веру, что будут и будут появляться среди людей светлые умы.

Оды Михаила Васильевича Ломоносова уникальны. По своей манере написания, по своему слогу и по легкости понимания и чтения, писавший о русском народе, о его уме и духе, восхвалявший свой народ как никто другой, поэт еще при жизни снискал величие и любовь. Современники по праву оценили, что впервые появились произведения в книжной поэзии, которые отличались единством содержания и формы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Популярные сегодня темы

Один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся» – полесовщик Ярмола Попружук. Он появляется в первых строках произведения как слуга начинающего писателя Ивана Тимофеевича.

Ранним утром Индюк будит жену и требует, чтобы она сказала, что он является умнейшим среди птиц. Индюшка подтверждает его мнение, но тогда, он говорит о том, что соседи мало его уважают и не воспринимают его серьезно

«Человек без мечты, как птица без крыльев». Эта фраза как нельзя точно отражает жизнь человека, который не любит и не умеет мечтать.

На протяжении всего времени, месть связана с характерными качествами человека: гордыней, злом, самолюбием. На пустом месте месть возникнуть не может, на это должны быть объективные обстоятельства: ненависть, глубокая обида

Имя существительное – самая главная часть речи. Если убрать его из любого текста или разговора, то получится бессмыслица.

Сопоставление оды Ломоносова и Державина

Ода — лирическое произведение, зародившееся в римской и греческой поэзии, посвященное затрагиваются важные темы религиозно-философского содержания. В XVIII веке в России появились первые одические произведения, которые были адресованы правителям государства.

Михаил Васильевич Ломоносов является ярким представителем эпохи классицизма, для оды Ломоносова характерно строгое следование разработанной системе художественных норм, «торжественный» возвышенный язык, гиперболизация, употребление различных тропов и художественных приемов. Следуя требованиям общества, Ломоносов в своих произведениях затрагивал общественные гражданские темы — патриотизм, героизм, величие отечества.

В оде «На день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» (1748 год), поэт так говорит о своей стране и о государыне:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

«Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает
Его средину и конец…»,

«Когда в отеческой короне
Блеснула на российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет…»,

«Единым гласом все взываем,
Что ты защитница и мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать…».

Для Ломоносова образ Елизаветы сравним с образом Бога, в ней он видит величие, славное будущее для своего отечества. «Высокими» словами, употребляя множество метафор, поэт восславляет императрицу, благодаря которой в стране наступает день на смену ночи — известно, что Елизавета, как и Ломоносов, стремились к всеобщему просвещению — сравнение учения и невежества.

Ломоносов в своих произведениях часто затрагивал религиозно-философские темы. Так, перелагая псалмы, поэт нашел новый способ выражать свои философские размышления — через сюжеты песнопений. Человек для Ломоносова — тот, кто героически сражается с врагом, но в то же время, бессилен против стихии. В оде «Утреннее размышление о Божием величестве» поэт показывает человека:

«Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!»

Прием гиперболизации помогает читателю изумиться силам природы, однако, человек не просто безвольное существо, та сила просвещения, которая движет вперед страну, так же оказывается спасительной для того, кто наделен разумом и желанием учиться:

«Творец, покрытому мне тьмою
Прости премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи…»

Гавриил Романович Державин продолжил традиции классицизма — создавал свои произведения по известным строгим канонам. В его первых поэтических произведениях можно найти все черты, характерные одам — тематика восхваления известных людей, «высокий» слог, использование множества художественных приемов (метафоры, гиперболы, сравнения). В оде «На смерть князя Мещерского» Державин затронул тему смерти, которая является вселенским законом: «На то, чтоб умереть, родимся; Без жалости всё смерть разит: И звезды ею сокрушатся, И солнце ею порушатся, И всем мирам она грозит».

Однако последующие одические произведения Державина отличаются от классической оды. Тематика произведений осталась прежней — посвящение правителям, значимым событиям истории, но язык, которым теперь излагались мысли, был иным — более личным. В оде «к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице», посвященной Екатерине II, поэт использует доверительный шутливый тон, с которым автор обращается к своей героине:

«Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом»,

«Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад»,

«Не слишком любишь маскарады,
А в клоб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой».

Державин продолжает затрагивать темы патриотизма, героизма, темы религиозно-философские, но создает свои произведения, смешивая поэзию с жизнью — так появляются новые литературные жанры — сатирические, шутливые произведения. В одах Державина впервые можно увидеть личность автора — лирический герой, в котором читатель может разгадать самого поэта.

Державин не мог более подражать своим поэтическим кумирам и учителям, так как находился в постоянном поиске новых форм выражения мыслей. Его произведения теперь несут более личный характер — человек у Державина обладает индивидуальностью, привычками, которые становятся важными для понимания самого мироздания.

Оды Ломоносова являются образцовыми произведениями жанра, тогда как Державин открыл новые лирические жанры, расширив границы классицизма. Темы, над которыми размышляли поэты, оставались прежними, но Державин искал новые формы для выражения, смешивая разговорную речь и «высокий» слог, обращаясь к повседневной жизни, как к источнику вдохновения.

Отличие оды М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» от оды Г. Р. Державина «Фелица»

Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» и Г. Р. Державина «Фелица». Оба этих произведения воспевают русских императриц, однако они резко отличаются друг от друга. Так, Ломоносов в своей оде создает величественный образ императрицы-«небожительницы» , вершительницы судеб целого народа.

Елизавета предстает здесь как великая миротворица . Главной заботой этой императрицы является благополучие и процветание собственного народа: Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток. Ломоносов считает, что Елизавете уготована великая миссия — быть продолжательницей реформ своего великого отца. Поэт восславляет царицу как покровительницу отечественной науки и искусства, поборницу просвещения.

Таким образом, в оде Ломоносова мы видим идеализированный образ императрицы, созданный по канонам классицистической оды. Елизавета здесь лишена «живых» качеств, она некий символ государства, но не человек. Целью своей оды Ломоносов считал не только прославление Елизаветы, но и донесение до царицы программы развития государства, направленной на сотрудничество с другими странами, развитие науки и просвещение. Ода Державина «Фелица» написана в другом ключе. В ней мы слышим иронические и сатирические ноты, которыми насыщено описание светского общества, придворных императрицы Екатерины Второй.

Основной задачей своего произведения Державин считает разоблачение двора императрицы, выведенного в образе ленивого и сладострастного «мурзы»: А я, проспавши до полудни, Курю табак и кофе пью; Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою… Именно развратных придворных поэт считает той силой, которая тормозит все реформы, не позволяет в полной мере развиваться стране. Полной противоположностью двору предстает в оде сама Екатерина.

Как и Ломоносов, Державин создает идеализированный портрет императрицы : «Тебе единой лишь пристойно, Царевна! свет из тьмы творить…». Но в «Фелице» мы видим не небожительницу, а реального человека, правителя и женщину: Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом… Таким образом, ода Ломоносова рисует нам идеализированный образ императрицы, ничего общего не имеющий с реальным образом Елизаветы Петровны.

Главная задача произведения Ломоносова — донести до императрицы программу развития страны, направить Елизавету на «нужный путь». «Фелица» Державина по-иному изображает императрицу Екатерину. Поэт создал образ реальной женщины — царицы и человека. Своей основной задачей Державин видел критику придворных Екатерины, которые являются основной «развращающей» силой страны.

Отличие оды М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» от оды Г. Р. Державина «Фелица»

Другие сочинения по теме:

Идеалы Ломоносова в «Оде на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны» В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России.

Вопросы и ответы к оде М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова? Ломоносов отдавал предпочтение в художественных.

К уроку по теме: «Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия на престол всероссийский государыни Елизаветы I» Анализируя текст оды, учитель и ученики рассматривают особенности жанра оды — стихотворения в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-либо значительного.

Образ Фелицы в одах Державина («Фелица», «Вельможа») Ода «Фелица» написана от лица татарского мурзы. В ней упомянуты восточные города — Багдад, Смирна, Кашмир. Конец оды выдержан в.

Идеалы Державина в оде «Фелица» Программным стихотворением Державина является «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по.

Урок развития речи. «Ода на день восшествия…» М. В. Ломоносова Запишем в тетрадях и подготовим выразительное чтение высказывания М. В. Ломоносова о русском языке из «Российской грамматики»: «Карл пятый, римский.

Новаторство творчества Державина на примере «Ода Фелица» Героическая поэма появилась в русской литературе сравнительно поздно и не успела получить широкого распространения. На смену классицизму в России пришел.

Достижения М. В. Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — физике, химии, математике.

Сочинение на тему стихотворения Г. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год » — лучшая ода Ломоносова. Возле источников новой русской художественной.

Тема России в одах Ломоносова Ломоносов стоит впереди наших поэтов, Как вступление впереди книги. Н. Гоголь Замечательный русский ученый, изобретатель и конструктор, Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии.

Основные темы и идейно-художественные особенности Ломоносова Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы. Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии.

В чем заключается новаторство Ломоносова-критика? В статье «О нынешнем состоянии словесных наук в России» Ломоносов подчеркивал значение писателей в обработке живого литературного языка. Недоконченная статья.

Оды М. В. Ломоносова как образец русского классицизма Вторая половина 18 века в русской литературе — это эпоха классицизма. Литература этого направления отражала жизнь в ее идеальных проявлениях.

Картины мира в «Вечернем размышлении о Божием величестве» М. В. Ломоносова Картины мира, рисуемые в «Вечернем размышлении…», величественны и полнозвучны. Вопросы и восклицания превращают стихотворения во взволнованные диалоги, полные воодушевления от.

Биография Ломоносова Михаила Васильевича . Краткое изложение текста Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, Художник. Родился Ломоносов 19 ноября 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской.

Теория «трех штилей» Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов был великим человеком. Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова.

Поэтическая деятельность Ломоносова Ломоносов был последним великим представителем европейской традиции культуры Возрождении в поэзии. Он воспринял традиции Ренессанса через немецкую литературу барокко, явившуюся.

Оды Ломоносова Ода — лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, «описывается… материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах.

Идеалы Г.Р. Державина в оде «Фелица»

Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Памятник».

Гавриил Романович Державин – великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.
Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения “я”: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить».
Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.
Ещё одна отличительная черта поэзии Державина – соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…
И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай.
В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, – метафора.
Ещё один излюбленный приём поэта – градация. Например:
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:
Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).
С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:
О муза! возгордись заслугой справедливой…
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

Отличие оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы. » (1747) от оды Г.Р. Державина «Фелица»

Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) и Г.Р. Державина «Фелица». Оба этих произведения воспевают русских императриц, однако они резко отличаются друг от друга.
Так, Ломоносов в своей оде создает величественный образ императрицы–«небожительницы» («Душа ее зефира тише, И зрак прекраснее рая»), вершительницы судеб целого народа. Елизавета предстает здесь как великая миротворица («Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток»).
Главной заботой этой императрицы является благополучие и процветание собственного народа:
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.
Ломоносов считает, что Елизавете уготована великая миссия – быть продолжательницей реформ своего великого отца. Поэт восславляет царицу как покровительницу отечественной науки и искусства, поборницу просвещения.
Таким образом, в оде Ломоносова мы видим идеализированный образ императрицы, созданный по канонам классицистической оды. Елизавета здесь лишена «живых» качеств, она некий символ государства, но не человек.
Целью своей оды Ломоносов считал не только прославление Елизаветы, но и донесение до царицы программы развития государства, направленной на сотрудничество с другими странами, развитие науки и просвещение.
Ода Державина «Фелица» написана в другом ключе. В ней мы слышим иронические и сатирические ноты, которыми насыщено описание светского общества, придворных императрицы Екатерины Второй.
Основной задачей своего произведения Державин считает разоблачение двора императрицы, выведенного в образе ленивого и сладострастного «мурзы»:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою…
Именно развратных придворных поэт считает той силой, которая тормозит все реформы, не позволяет в полной мере развиваться стране.
Полной противоположностью двору предстает в оде сама Екатерина. Как и Ломоносов, Державин создает идеализированный портрет императрицы (Екатерина – «собрание добродетелей»): «Тебе единой лишь пристойно, Царевна! свет из тьмы творить…».
Но в «Фелице» мы видим не небожительницу, а реального человека, правителя и женщину:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом…
Таким образом, ода Ломоносова рисует нам идеализированный образ императрицы, ничего общего не имеющий с реальным образом Елизаветы Петровны. Главная задача произведения Ломоносова – донести до императрицы программу развития страны, направить Елизавету на «нужный путь».
«Фелица» Державина по-иному изображает императрицу Екатерину. Поэт создал образ реальной женщины – царицы и человека. Своей основной задачей Державин видел критику придворных Екатерины, которые являются основной «развращающей» силой страны.

Идеалы Г.Р. Державина в оде «Фелица»

Ода «Фелица» была написана Г.Р. Державиным в 1782 году как своеобразный отклик на «Сказку о царевиче Хлоре», созданную Екатериной II. В этой назидательной сказке императрица прославляет добродетель и рассудок, дает образец праведной жизни, секрет которой – в честности, трудолюбии и взаимной любви.
Державин, создавая свою оду, использовал образы и мотивы этой сказки: с пересказа сюжета сочинения императрицы начинается вступление державинского произведения; образы Фелицы, Лентяя, Брюзги, Мурзы, Хлора, розы без шипов появляются в основной части; восточный колорит присущ финальной строфе оды. С помощью этих «заимствованных» элементов поэт создает новаторское произведение, в котором он выражает свои общественно–политические идеалы.
В оде «Фелица» контрастно сосуществуют два стиля – высокий и низкий, торжественный и сатирический, идеальный и реальный. Высокое – одическое – связано в произведении с образом Фелицы, под личиной которой скрывается императрица Екатерина II.
Важно, что до Гаврилы Державина образ императрицы в русской поэзии строился по законам, определенным Ломоносовым: монархиня изображалась как земное божество, сошедший с небес ангел, как собрание всевозможных добродетелей и совершенств, кладезь премудрости и источник милости. Державин же отходит от этой традиции. Образ Екатерины II в произведении меняется – автор стремится показать многогранный, полнокровный образ выдающегося человека и государственного деятеля.
В первой части оды Екатерина изображена как земная женщина. Державин воспевает ее демократизм, спокойный, ровный характер, женскую скромность. Особо он отмечает, что императрица любит ходить пешком, много читает, пишет, «не дорожа своим покоем».
Создавая образ просвещенной монархини, Державин смотрит на Екатерину и ее деятельность через призму нравственных достоинств государыни:
Но, кротости ходя стезею,
Благотворящею душою
Полезных дней проводишь ток.

В отличие от императрицы, идеалом которой была естественность жизни и умеренность желаний, образ мурзы в оде соткан из мелких человеческих слабостей и страстей, не контролируемых разумом решений и действий. Это существо избалованное и чувственное, в котором плотское начало преобладает над духовным.
Державин методично и подробно описывает образ жизни мурзы. Интересно, что описание праздной жизни екатерининского вельможи в «Фелице» во многом предвосхитило изображение одного дня из жизни пушкинского Евгения Онегина. Так, мы видим, что после позднего пробуждения мурза пьет входивший тогда в моду кофе, курит трубку и мечтает о воинской славе. Его день занят пирами и любовными утехами, скачками и охотой. Вечер он проводит, совершая лодочные прогулки по Неве, а дома его ждут невинные семейные радости и чтение на сон грядущий.
Кроме жизнелюба мурзы, Екатерина II противопоставлена в оде своему покойному мужу, царю Петру III. В отличие от мужа, Екатерина II, «храня обычаи, обряды, не донкишотствует собой». Придя к власти, эта немка во всех делах и начинаниях думала о благе России, писала свои литературные произведения и государственные указы по-русски и демонстративно ходила в русском capафане, не повторяя ошибок мужа, боявшегося и презиравшего русский народ.
Во второй части оды Екатерина II изображается как выдающийся государственный деятель, философ на троне. Поэт прославляет императрицу за заботу о благе Отечества, в частности, за создание Комиссии по составлению свода законов Российской империи, за разрешение частным лицам публиковать сатирические журналы, за умело проведенное административно-территориальное деление России, за отказ принять титул «Великой» и «Премудрой», «Матери Отечества», поднесенный ей Сенатом и российским дворянством.
Образ просвещенной Екатерины II в этой части «Фелицы» противопоставлен образу невежественной Анны Иоанновны. Державин сознательно сравнивает именно этих монархинь: в их жизни было много сходного (тяжелое, безрадостное детство при провинциальных дворах, неудачные браки, вдовство, восшествие на российский престол, увлечение фаворитами и т. п.). Однако одну из них в русской истории можно поставить в один ряд с Иваном Грозным и Петром I, другая известна как любовница конюшего Бирона. Существенное отличие этих правительниц, по мысли поэта,— в их нравственных качествах, в уровне их образования и воспитания. Это, в конечном итоге, определило и характер отношений между ними и Народом.
Во второй части оды изменяется не только образ Екатерины II, но и образ повествователя. Теперь он предстает в обличие верноподданного гражданина, человека, который облагодетельствован мудрой правительницей и искренне прославляет ее. При этом образ императрицы теряет свою связь с бытом, возвышается над проблемами частной жизни, обретает черты философа-гуманиста, просвещенного монарха. Здесь растет дистанция между Поэтом и Монархом, что в третьей части приводит к обожествлению героини оды: «Фелицы слава — слава Бога».
Создавая образ «земной богини», Державин насыщал строфу реминисценциями и перифразами из Псалтыри и Евангелия, что подчеркивало «высоту» личности императрицы и ее государственных дел.
Таким образом, в «Фелице» Державин вывел свой идеал правителя, охарактеризовав его как человека, общественного деятеля и государственную особу. Это идеал воплотился в образе Екатерины II, которая представлена в оде как глубоко нравственный и интеллектуальный человек, демократичный, но, в то же время, строгий в своих привычках и образе жизни. Кроме того, Екатерина – прелестная и сильная женщина.
Но, помимо этого, она идеал правителя, благодаря своим деяниям приближенная к статусу божества:
Фелицы слава — слава Бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил;
Который оком лучезарным
Шутам, трусам неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет,
Добро лишь для добра творит.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 110 ;

Анализ оды М.В. Ломоносова «. на день восшествия на престол императрицы Елизаветы, 1747 года»

Средняя оценка: 4.5

Поэзия М. В. Ломоносова — величественная, торжественная и вместе с тем глубокомысленная, как и вся его напряженная творческая деятельность была подчинена заботам о духовных и материальных нуждах русского народа.

Ученый и поэт, Ломоносов страстно желал видеть свою родину могучей и величественной, преуспевающей в науках и промышленности, способной стойко защищать свои рубежи и обеспечивать мир своим гражданам. В своих произведениях он воспевал «небу равную Россию», обширность территории, богатство ресурсов, трудолюбие и одаренность народа. Но он также хорошо представлял истинное положение в стране. Видел, что царский двор полон разгула, что в Академии наук ответственные должности розданы иностранцам, что народ страдает от невежества.

Как приверженец просвещенной монархии, Ломоносов верил, что образованный, думающий о государстве правитель способен подняться над эгоистическими интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. Но при этом советниками царей должны быть не льстивые и корыстолюбивые царедворцы, а люди науки и искусства, бескорыстно служащие Отчизне. Оды Ломоносова, обращенные к властям, показывают, что таким «учителем монархов» готов был стать и сам Ломоносов.

Оду — лирический жанр, в котором, по словам В.К. Тредиаковского, «описывается. материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных», поэт избрал для беседы с царями. Большую часть таких «бесед» он проводил с царицей Елизаветой, на правление которой пришлись двадцать лет его собственной жизни. Елизавете, дочери Петра I, по мнению Ломоносова, надлежало продолжить дела великого отца.

В «Оде на день восшествия на престол . », поэт восхваляет Елизавету Петровну за дела, которые та еще не совершила, но которые сам Ломоносов видел важными и полезными для государства. Раздавая хвалебные авансы, Ломоносов считал, что это обяжет царицу в будущем оказаться достойной похвалы.

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747-года» принадлежит к числу его лучших произведений в этом жанре. Ода начинается хвалой мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Славит ее как государыню, которую волнует благополучие и счастье ее народа:

Он предостерегает правительство от участия в войне, восхваляет мир, который называет словом «тишина»:

Это лирическое отступление позволяет поэту перейти к его излюбленной теме — правление Петра I, борца против отсталости, в которой находилась Россия до него. Ломоносов славит Петра за создание регулярной армии и флота, и особенно за распространение наук:

Затем, упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную преемницу великого отца, такую же покровительницу науки и искусства.

В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое, и поэт тут же приветствует императрицу как поборницу просвещения. Ломоносов восхищенно говорит о том, как огромно пространство России, как неисчерпаемы ее богатства: полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Для ее будущего величия и славы нужно овладеть всеми этими богатствами и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые:

При этом, возмущенный засильем в Академии наук бездарных и алчных немецких ученых, Ломоносов обращается к молодым талантливым людям, «которых ожидает Отечество от недр своих», он верит, «. Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.»

Значение «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», заключается, прежде всего, в том, что в ней содержится стройная, четко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых ученых. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем ее благополучие и процветание.

Вместе с сочинением «Анализ оды М.В. Ломоносова «. на день восшествия на престол императрицы Елизаветы, 1747 года»» часто ищут

Популярность темы: 23803 | Оценка: 4.5 | Закладки:

Анализ оды “На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”

Обратимся к анализу одной из лучших од Ломоносова “На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”. Термин “ода” (от греческого ‘ωδή , что значит песня) утвердился в русской поэзии, благодаря Тредиаковскому, который, в свою очередь, заимствовал его из трактата Буало. В статье “Рассуждение об оде” Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: “В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных”. Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Именно такова ломоносовская ода. Она обращена тематически к “материи благородной и важной”: миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.

Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; “пышный” поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, “гармония стиха”: выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Начнем анализ текста с первой строфы:

Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены “блаженной тишиной” – в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины (“Душа ее зефира тише”). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра (“краше Елисаветы” ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.

Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это – тезис. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой.

Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:

Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства “прекрасной Елисаветы” постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к “неведомым народам”:

Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело:

И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.

Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Скучное слово “беспреткновенну” поэт с натугой рифмует с эпитетом “благословенну”:

Явно не лучшая строфа! Попробуем поставить вопрос следующим образом: если жанр классицистической оды есть выражение определенных политических и государственных взглядов, то в ломоносовской оде чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми и великолепными по обилию выразительных средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы “пламенные”, то есть военные, звуки умолкли:

Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Метафора (по-гречески metaphora´ означает перенос) – это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. “Метафорой, – отмечал он в своей “Риторике” (1748), – идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто”. Художественное мышление Ломоносова было по сути своей, как сказали бы сейчас, синтезирующим.

Вот один из примеров ломоносовской метафоры. Пятая строфа из оды “На день восшествия…”:

Бо´льшую часть пространства этой строфы занимает сложная и витиеватая метафора. Чаще метафоры бывают в несколько слов или в одно предложение. Здесь же поражаешься масштабности метафорического образа. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст. Перед нами – изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку “чрез яры волны” переплыть “понт” (то есть Черное море). Пловца направляет и поддерживает в пути “способный”, то есть попутный, ветер. Подобным образом поэтический дух автора воспламеняется и направляется замечательными деяниями Елизаветы, ее “щедротами”.

Чтобы сообщить оде величие и размах мысли, Ломоносову приходилось прибегать к непростым оборотам речи. В своей “Риторике” он теоретически обосновал правомерность “украшения” поэтического слога. Каждая фраза, подчиняясь высокому одическому стилю, должна рождать ощущение пышности и великолепия. И здесь похвальны, по его мысли, даже изобретения: например, такие “предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное и приятное”. Г.А. Гуковский образно и точно сказал об этом стремлении поэта одновременно и к красочной пышности, и к гармонической стройности: “Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса. Симметрически расположенные в них группы слов и предложений как бы подчиняют человеческой мысли и человеческому плану необъятную стихию настоящего и будущего”.

Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже:

А что за чу´дные кони с “бурными ногами”! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической – можно. Больше того, “бурные ноги” коней, взвевающие к небу густой прах, – почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.

Через полвека поэт-новатор, основоположник русского романтизма В.А. Жуковский, описывая особое состояние души, навеянное спускающимися в сельской тишине сумерками, напишет: “Душа полна прохладной тишиной”. Он поразит современников небывало смелым сочетанием слов. “Может ли тишина быть прохладной!” – станут укорять поэта строгие критики. Но ведь первым в русской поэзии прибегал к смелым соединениям слов и понятий в своем метафорическом слоге уже Ломоносов!

Читайте также другие темы главы III:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века

  • Основная тема сказки кисель о чем
  • Особенности образов сказки пропала совесть
  • Основная тема сказки карась идеалист
  • Особенности образов сказки премудрый пескарь образы символы
  • Особенности образов сказки медведь на воеводстве образы символы