Особенности рассказа как жанра литературы

Рассказ как жанр литературы

Литература. Термины                                                       

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Определим  его особенности и на примере рассказа А.П.Чехова » Хамелеон»  рассмотрим их.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном  эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои  так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

Пример.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.  « Хамелеон».1945 г.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.
« Хамелеон».1945 г.

Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»

  • Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.

  • Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов . Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
  • Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина .
  • Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
  • Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
  • Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
  • Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему , в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
  • Рассказ написан в 1884 году, в период  расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного  метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.

Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. « Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.



Скачать материал

ПрезентацияРассказ как жанр                                 Пыстина Ли...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 57 человек из 27 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПрезентацияРассказ как жанр                                 Пыстина Ли...

    1 слайд

    Презентация
    Рассказ как жанр

    Пыстина Лидия Митрофановна
    учитель русской литературы
    школа – гимназия №9
    г. Павлодар

  • Рассказ - это произведение, которое читается  в зависимости от дли от десят...

    3 слайд

    Рассказ — это произведение, которое читается в зависимости от дли от десяти минут до часа и имеет дело с единственным хорошо определенным предметом, случаем или цепью случайностей, представляющих собой нечто целостное.
    Сэммерсет Моэм 

  • Рассказ 
как жанр литературы

    6 слайд

    Рассказ
    как жанр литературы

  • Рассказ –
 это эпический жанр небольшого объёма.

    7 слайд

    Рассказ –
    это эпический жанр небольшого объёма.

  • Рассказ – это наиболее сложное с точки зрения воздействия на читателя произве...

    8 слайд

    Рассказ – это наиболее сложное с точки зрения воздействия на читателя произведение, так как имеет значительно более сложную (сложноподчинённую) структуру, ориентированную на подтекстовые смыслы.
    Его цель – дать повод к размышлению, подвести к определенному, достаточно абстрактному, выводу.

  • Л. И.  Тимофеев определяет рассказ как “небольшое художественное произведени...

    10 слайд

    Л. И.  Тимофеев определяет рассказ как “небольшое художественное произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события. Рассказ отличается от повести, в которой обычно изображают не одно, а ряд событий, освещающих целый период в жизни человека, и в этих событиях принимают участие не одно, а несколько действующих лиц.”

  • Особенности рассказа
Небольшой объём
Ограниченное число действующих лиц
Одна...

    12 слайд

    Особенности рассказа
    Небольшой объём
    Ограниченное число действующих лиц
    Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.

  • В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном  эпизоде из жиз...

    13 слайд

    В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном  эпизоде из жизни человека.

  • Исследователь Н.П. Утехин утверждает, что в рассказе “может быть отображен н...

    14 слайд

    Исследователь Н.П. Утехин утверждает, что в рассказе “может быть отображен не только один эпизод из жизни человека, но и вся его жизнь (как в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”) или несколько эпизодов ее, но взята она будет лишь под каким-то определенным углом, в каком-то одном соотношении.”

  • Второстепенные и эпизодические герои  так или иначе раскрывают характер главн...

    15 слайд

    Второстепенные и эпизодические герои  так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.

  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё...

    16 слайд

    По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.

  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы...

    18 слайд

    Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.

  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, г...

    19 слайд

    В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.

  • Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится час...

    20 слайд

    Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.

  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, и они отражают особенности л...

    21 слайд

    Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, и они отражают особенности литературы той или иной поры. В 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

  • Рассказ должен обладать художественной лаконичностью.

    22 слайд

    Рассказ должен обладать художественной лаконичностью.

  • В рассказе главенствует:
-  психологическая мотивировка поступков героев (жиз...

    23 слайд

    В рассказе главенствует:
    —  психологическая мотивировка поступков героев (жизненная достоверность);
    —  использование автором художественной детали придает необходимую эмоциональность, подключает ассоциативность, дает простор размышлениям и обобщениям.

  •  Характерная черта рассказа – доминанта именно рассказывания, повествовательн...

    30 слайд

     Характерная черта рассказа – доминанта именно рассказывания, повествовательность; отсюда – более очевидная, чем где бы то ни было невозможность пересказа.

  • Рассказ отличается от сказки реалистичностью окраски.

    32 слайд

    Рассказ отличается от сказки реалистичностью окраски.

  • Рассказ - произведение, в котором присутствует единство времени, действия, со...

    33 слайд

    Рассказ — произведение, в котором присутствует единство времени, действия, события, места и персонажа.

  • Одна из закономерностей, присущих рассказу – единство времени.
 В рассказе вр...

    34 слайд

    Одна из закономерностей, присущих рассказу – единство времени.
    В рассказе время действия всегда ограничено.
    Но не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов.
    Это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя.

  • Редко создаются произведения в жанре рассказе, действие которых длится веками...

    36 слайд

    Редко создаются произведения в жанре рассказе, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя.

  • Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить...

    37 слайд

    Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить «Смерть Ивана Ильича» (автор – Лев Толстой) и «Душечка» (А. Чехов).

  • Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. 
В расск...

    38 слайд

    Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период.
    В рассказе «Попрыгунья» А. Чехова изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними.
    И это дается предельно уплотненно, сжато.

  • Сжатость содержания, большая, чем в повести, - общий  признак рассказа и, пож...

    39 слайд

    Сжатость содержания, большая, чем в повести, — общий признак рассказа и, пожалуй, единственный.

  • Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Одна...

    41 слайд

    Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Одна — две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя.
    Так, в рассказе  И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч»  сапоги Хоря, сделанные, казалось, из мраморной кожи, или пучок земляники, преподнесенный Калинычем своему другу, раскрывают сущность обоих крестьян – хозяйственность Хоря и поэтичность Калиныча.

  • «Но отбор деталей – это еще не вся трудность», – писал мастер рассказа Ю. Наг...

    43 слайд

    «Но отбор деталей – это еще не вся трудность», – писал мастер рассказа Ю. Нагибин. – Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстротой чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление…».

  • В рассказе И.  Бунина «Антоновские яблоки»  практически ничего не происходит,...

    45 слайд

    В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки»  практически ничего не происходит, но мастерски подобранные детали рождают «живое, картинное представление» об уходящем прошлом.

  • Единство 
действия и места

    46 слайд

    Единство
    действия и места

  • Единство времени тесно связано другим единством – действия.

    47 слайд

    Единство времени тесно связано другим единством – действия.

  • Рассказ - это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого...

    48 слайд

    Рассказ — это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Часто главные, смыслообразующие, кульминационные в рассказе одно — два события. Отсюда проистекает единство места.

  • Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а нескольк...

    49 слайд

    Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. Иногда мест может быть 2 — 3, а вот 5 встречаются редко — они могут только упоминаться.

  • Еще одна особенность рассказа – единство персонажа. В пространстве...

    50 слайд

    Еще одна особенность рассказа – единство персонажа. В пространстве
    произведения
    этого жанра

    действует один
    главный герой.
    Изредка их может
    быть два, и совсем редко – несколько.

  • Второстепенных персонажей в рассказе может быть достаточно много, но они явля...

    52 слайд

    Второстепенных персонажей в рассказе может быть достаточно много, но они являются сугубо функциональными.

  • Рассказ - это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев огранич...

    53 слайд

    Рассказ — это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более.

  • В рассказе "Челкаш" Горького два персонажа.  А в рассказе А. Чехова "Спать хо...

    54 слайд

    В рассказе «Челкаш» Горького два персонажа. А в рассказе А. Чехова «Спать хочется» один , что невозможно ни в повести, ни в романе.

  • Малый объем рассказа определяет его стилистическое единство. Повествование об...

    55 слайд

    Малый объем рассказа определяет его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой.

  • В рассказе перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою истори...

    56 слайд

    В рассказе перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой — рассказы Н.Лескова, в 20 в. – А.Ремизова, М.Зощенко, П. Бажова …

  • Рассказ несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан. 
Так,...

    57 слайд

    Рассказ несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан.
    Так, рассказам А. Чехова свойственен подтекст, практически неизвестный литературе середины 19 в.

  • В начале 20 в. модернистские течения захватывают и рассказ  - рассказы  Ф.  С...

    58 слайд

    В начале 20 в. модернистские течения захватывают и рассказ — рассказы Ф.  Сологуба,  А.Белого, А. Ремизова, отчасти Л. Андреева.

  • Исследователь малых прозаических жанров С. В.Тарасова суммирует вышесказанное...

    59 слайд

    Исследователь малых прозаических жанров С. В.Тарасова суммирует вышесказанное, добавляя некоторые новые интересные элементы:
    «…рассказ в традиционном понимании – это повествование об отдельном, частном событии или ряде событий, небольшое по объему. В центре произведения может быть одно сюжетное событие, но чаще всего одна сюжетная линия. В рассказе действует небольшой круг персонажей. Жизнь главного героя дается не развернуто, а его характер раскрывается через одно или ряд обстоятельств жизни персонажа, которые оказываются роковыми, поворотными для героя, раскрывая его внутреннюю сущность в полном объеме. Такой момент испытания героя присутствует и в произведениях, которые фактически лишены фабулы. В них момент испытания проявляется через контраст, конфликт между начальным и конечным положениями».

  • Другая особенность рассказа – 
единство центра.

    61 слайд

    Другая особенность рассказа –
    единство центра.

  • Признаки рассказа как жанра сводятся к единству центра. 
В рассказе есть  опр...

    62 слайд

    Признаки рассказа как жанра сводятся к единству центра.
    В рассказе есть определяющий , центральный знак, «стягивающий» все другие.
    Это или какой-то статический описательный образ, или кульминационное событие, или само развитие действия, или значимый жест персонажа.

  • Главный образ должен быть в любом рассказе. За счет него держится вся компози...

    64 слайд

    Главный образ должен быть в любом рассказе. За счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

  • Главный принцип построения композиции рассказа - целесообразность и экономия...

    65 слайд

    Главный принцип построения композиции рассказа — целесообразность и экономия мотивов.
    Б. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент структуры текста.
    Это может быть действие, персонаж или событие.
    Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие.

  • В рассказе не должно быть  подробностей. Нужно описывать только самое значимое.

    67 слайд

    В рассказе не должно быть подробностей. Нужно описывать только самое значимое.

  • Все мотивы в рассказе должны раскрывать тему, работать на смысл. Описанное в...

    68 слайд

    Все мотивы в рассказе должны раскрывать тему, работать на смысл. Описанное в начале произведения непременно должно выразиться в финале.

  • Нарушение  традиционных приемов построения художественного текста может оказа...

    69 слайд

    Нарушение традиционных приемов построения художественного текста может оказаться эффектным.
    Рассказ можно создавать почти на одних описаниях, но действия обязательно должно быть.
    Герой должен или поднять руку, или сделать шаг , или совершить значимый жест.
    Так должно быть в рассказе, а не в миниатюре, зарисовке, стихотворении в прозе.

  • Важная особенность рассказа -  концовка. Часто концовка рассказа  парадоксаль...

    71 слайд

    Важная особенность рассказа — концовка. Часто концовка рассказа парадоксальна и неожиданна. Значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем.

  • А. В. Лужановский говорит об обязательном наличии в рассказе двух событий – и...

    72 слайд

    А. В. Лужановский говорит об обязательном наличии в рассказе двух событий – исходного и интерпретирующего (развязки):
    “Развязка – это, по существу, скачок в развитии действия, когда отдельное событие через другое получает свою интерпретацию. Таким образом, в рассказе должно быть не менее двух органически связанных между собой событий.” 

  • Рассказ - эпический жанр, который занимает важное место в мировой литературе....

    74 слайд

    Рассказ — эпический жанр, который занимает важное место в мировой литературе. М. Горький и Л. Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества.

  • Рассказ у  А. Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы...

    75 слайд

    Рассказ у А. Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы.

  • Рассказы Л. Толстого "Три смерти" и "Смерть Ивана Ильича", тургеневские "Запи...

    76 слайд

    Рассказы Л. Толстого «Три смерти» и «Смерть Ивана Ильича», тургеневские «Записки охотника», произведения А. Чехова «Душечка» и «Человек в футляре», рассказы М. Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш» …

  • Рассказ имеет преимущества перед другими жанрами.

    77 слайд

    Рассказ имеет преимущества перед другими жанрами.

  • Жанр рассказа позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случа...

    78 слайд

    Жанр рассказа позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них.

  • А. Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом "на деревню дедушке", полным детск...

    80 слайд

    А. Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом «на деревню дедушке», полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности.

  • В рассказе "Рождение человека" М. Горького эпизод с рождением ребенка, которо...

    81 слайд

    В рассказе «Рождение человека» М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи – утверждении ценности жизни.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 591 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Другие материалы

  • 27.01.2021
  • 221
  • 2

«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П.

«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Урок по литературе «Железная дорога»

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: «Железная дорога»
  • 27.01.2021
  • 131
  • 2

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Определение

Рассказ – это повествовательное произведение небольшого объёма с ограниченным количеством действующих лиц, в котором обычно разворачивается одна сюжетная линия с конфликтной ситуацией. События рассказа кратковременны.

История возникновения (зарождения) жанра

Рассказ берёт своё начало из устного народного творчества. Этот повествовательный жанр возникает благодаря легендам, анекдотам, пословицам, песням, притчам, сказкам, басням и другим жанрам фольклора, из которых писатели черпали темы и сюжеты для своих произведений.

Уже в античной литературе (II – IV ст. н. э.) встречаются элементы рассказа. Однако в качестве отдельного жанра рассказ формируется в Европе в эпоху Возрождения (Э. Гофман, Дж. Боккаччо). В это время определяются его основные черты: случай, который меняет жизнь героя, драматический конфликт, необычные происшествия.

Исследователи считают, что о русской новеллистике можно говорить со второй половины ХVII в. – начала ХVIII в. Это связано с созданием «Истории о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повести о Карпе Сутулове», а также с написанием «Русских сказок» В. А. Левшиным, «сказки» М. Д. Чулковым «Досадное пробуждение» и др. Хотя эти произведения и обозначались терминами «повесть», «сказка», «история», в этот период уже можно говорить об обособившемся рассказе.

На рубеже XVIII–XIX вв. рассказ появляется в Германии, а в ХIХ веке – в Северной Америке.

В середине 1820-х годов появляются первые произведения с подзаголовком «рассказ». Закрепление этого термина за повествовательными произведениями малой формы приходится на середину 1840-х годов. Рассказ выдерживает конкуренцию в среде других литературных жанров и начинает активно развиваться. Появляются очерки и заметки об этом жанре.

Д. У. Уотерхаус. «Декамерон»

Д. У. Уотерхаус. «Декамерон»

Зарождение жанра рассказа в традиционном смысле приходится на XIX век и связывается со знаменитыми «Повестями Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургскими повестями» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Записками охотника» И. С. Тургенева.

В конце XIX – начале XX века происходит значительное усложнение художественной структуры рассказа. Расцвет жанра в этот период связан с крахом народничества и крушением веры в народнические идеалы. Наиболее яркие представители этого периода: Л. Андреев, И. А. Бунин, В. Гаршин, Г. Гауптман, Ги де Мопассан, О. Генри, М. Горький, А. И. Куприн, А. П. Чехов.

В русской литературе второй половины XX века происходит воздействие на рассказ со стороны других эпических жанров. Но рассказ по-прежнему остаётся устойчивым и мобильным.

Начиная с 1940-х годов, рассказ выделяют как особый литературный жанр, который отличается и от повести, и от физиологического очерка тем, что рассказывает о судьбе конкретного человека.

Основоположники рассказа

Известно, что рассказ как отдельный литературный жанр формируется в эпоху Возрождения. К первым образцам произведений рассказываемого жанра относятся «Кентерберийские рассказы» (конец XIV в.) английского писателя Дж. Чосера и «Декамерон» (1348-1351 гг.) итальянского писателя Дж. Боккаччо.

Характерные особенности рассказа

Большинство литературоведов выделяют следующие характерные особенности рассказа:

  • Небольшой объём.
  • Изображение одного или нескольких событий.
  • Наличие чёткого конфликта.
  • Краткость изложения.
  • Сжатость содержания.
  • Единство действия и места.
  • Наличие мотивов.
  • Одна проблема и вытекающее из этого единство построения.
  • Повествование от одного лица (рассказчика, героя или автора).
  • Ограниченное количество действующих лиц.
  • Раскрытие доминирующей черты характера персонажа.
  • Одна чётко выделенная сюжетная линия (часто судьба главного героя).
  • Наличие одного главного героя (реже – нескольких).
  • Законченность и полнота повествования.
  • Значимая концовка и катарсис.
  • Запоминающееся название.

Особенности построения сюжета и композиции в рассказе

В основе рассказа лежит несложный сюжет. В произведениях этого жанра повествуется о каком-либо событии из жизни одного или двух героев.

Традиционно в сюжет рассказа входит:

  • Экспозиция (есть не всегда) – вступительная часть произведения, содержащая сведения о месте и времени действия, героях и т.д.
  • Завязка – основное действие, которое постепенно нарастает и развёртывается в направлении кульминации.
  • Кульминация – главное звено сюжета, самый напряжённый момент в развитии действия.
  • Развязка – результат решительного поступка героя.

Зачастую в композицию рассказа входят части текста, не относящиеся к сюжету: портретные и пейзажные описания, авторские отступления. Например, в рассказе И. С. Тургенева «Муму» автор рассказывает о деревенской жизни Герасима, о его работе дворником.

И. С. Тургенев «Муму», иллюстрация

И. С. Тургенев «Муму», иллюстрация

Композиция, как и сюжет, подчиненны замыслу автора и имеют одну цель – изображение жизни человека, его переживаний, размышлений. При этом писатель не останавливается на подробностях.

Также в рассказах встречаются мотивы – значимые компоненты литературного текста, сопутствующие раскрытию темы или идеи. Например, во многих рассказах А. П. Чехова прослеживается мотив тоски.

Рассказы могут объединяться в циклы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Одесские рассказы» И. Бабеля, «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойля и др.).

Художественные приемы в рассказе

Особая роль в рассказе отведена художественной детали, без которой невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Этот приём характеризуется смысловой и эмоциональной нагрузкой, а также изобразительной силой.

Так, в рассказе А. П. Чехова «Душечка» при описании жизни главной героини Оленьки Племянниковой автор пишет следующее:

«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна. Теперь уже она была совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки»

А. П. Чехов «Душечка», обложка

А. П. Чехов «Душечка», обложка

В этих строках с помощью художественной детали автор подчёркивает состояние полного одиночества главной героини.

Также литературоведы подчеркивают роль заглавия рассказа как художественной детали.

Ещё одной особенностью рассказа является то, что автор нередко «передаёт перо» герою, который сам начинает рассказывать свою историю. Например, в рассказе Н. С. Лескова «Зверь» повествование идёт от первого лица. Герой вспоминает историю из детства, случившуюся в великий праздник Рождества Христова.

Во второй половине ХIX – начале ХХ вв. авторы рассказов обратились к художественному приёму под названием «поток сознания». Суть его заключалась в следующем: воспроизведение душевной жизни персонажа посредством переживаний, ассоциаций, воспоминаний и др.

К этому приёму обращается В. Гаршин в рассказе «Четыре дня», И. А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». В европейской литературе к «потоку сознания» и к усилению элементов психоанализа в своих рассказах прибегают Ф. Кафка, А. Камю, Ф. Мориак, А. Моравиа и др.

В начале ХХ в. России пишутся сатирические рассказы (Ф. Искандер «13 подвиг Геракла», М. А. Булгаков «Воспаление мозгов», М. М. Зощенко «Человека жалко» и т.д.). В этих произведениях авторы используют аллегорию, гиперболизацию, иносказание.

Деление внутри рассказа как жанра

Рассказы бывают:

  1. автобиографическими;
  2. психологическими;
  3. бытовыми;
  4. философскими;
  5. научно-фантастическими;
  6. юмористическими;
  7. сатирическими;
  8. историческими;
  9. детективными.

Аудитория жанра

Каждый читатель может выбрать себе рассказ по душе, потому что тематика произведений этого жанра разнообразная.

Основной жанр малой повествовательной прозы полюбился не только взрослым, но и детям. Поучительные детские рассказы В. А. Осеевой, В. В. Бианки, В. В. Голявкина, К. Д. Ушинского, В. Ю. Драгунского появляются на страницах учебников уже в начальной школе. Дети с удовольствием читают о приключениях и историях из жизни своих сверстников.

Схожесть рассказа с другими жанрами

Исторически сложилось так, что рассказ близок с новеллой. Общее между произведениями этих жанров: содержание эпического и лирического начал, лаконизм в изложении достигается с помощью тщательного отбора отдельных выразительных деталей.

Интересно!

Литературовед-теоретик Г. Н. Поспелов, фото

Литературовед-теоретик Г. Н. Поспелов, фото

Большинство литературоведов полагают, что новелла и рассказ – это разные названия одного жанра (Б. В. Томашевский, Е. М. Мелетинский и др.). Часть исследователей говорит о том, что несправедливо отождествлять рассказ с новеллой, т.к. новелла – это еще одна разновидность малого прозаического жанра со своими отличительными характеристиками.

Советский учёный Г. Н. Поспелов считает, что «правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа».

Также к рассказу близки другие формы эпоса: очерк и эссе.

Что пишет М. Горький о связи очерка и рассказа:

«очерк с одной стороны примыкает к публицистике, с другой – рассказу, особый жанр, неспособный заменить ни рассказ, ни публицистику»

И очерк, и рассказ пишутся формой литературного художественного языка, линия построения образа длится от начала произведения до его конца, широко используются портретные и пейзажные описания, психологизм. Сюжет рассказа и очерка складывается: из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

Яркие представители

Непревзойдёнными мастерами в написании рассказов считаются такие русские писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. Горький, М. А. Булгаков, Н. С. Лесков, А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Набоков, В. П. Астафьев, М. М. Зощенко, И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, М. А Шолохов, Ф. К. Сологуб, А. П. Платонов, А. И. Солженицын, А. М. Ремизов. И. Ильф и Е. Петров.

Зарубежные представители: Ф. Кафка, А. Камю, Ф. Мориак, А. Моравиа, Дж. Чосер, Дж. Боккаччо, О. де Бальзак, С. Моэм, Ги де Мопассан, О. Генри, Р. Бредбери, Р. Акутагава.

Востребованность жанра в разные периоды

Пик популярности рассказа в России приходится на вторую половину XIX века (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. А. Шолохов и т.д.).

В разные периоды к рассказа обращались реалисты (А. Н. Толстой, И. С. Шмелёв, М. П. Арцыбашев и др.), модернисты (Ф. К. Сологуб, А. Белый и др.), сатирики (М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко и др.) и писатели, которые творили под влиянием реализма и модернизма (Б. К. Зайцев, С. Н. Сергеев-Ценский и др.).

Жанр остаётся востребованным и в настоящее время. Активно развиваются разновидности рассказа: бытовой, философский, сатирический, психологический, фантастический и т.д.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входит огромное количество рассказов, среди которых: «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина, «Куст сирени» А. И. Куприна, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «О чём плачут лошади» Ф. А. Абрамова, «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, «Бежин луг», «Бирюк», «Записки охотника», «Муму» И. С. Тургенева, «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение», «Никита», «Юшка» А. П. Платонова, «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет», «Царь-рыба», «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Кавказский пленник», «После бала» Л. Н. Толстого, «Живое пламя», «Кукла» Е. И. Носова, «Смерть чиновника», «Тоска», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш» М. Горького, «Голубая чашка» А. П. Гайдара, «Игорь Робинзон» С. Чёрного, «История болезни» М. М. Зощенко, «Уроки французского» В. Г. Распутина, «Тупейный художник» Н. С. Лескова, «Тихое утро» Ю. П. Казакова, «Кусака» Л. Н. Андреева, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина, «Дон Кихот» М. Сервантеса.


Список литературы

  1. Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  2. Мелетинский Е.. Историческая поэтика новеллы. М., 1990
  3. Нинов А. Рассказ // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1971.
  4. Нинов А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956 – 1966). Л., Изд – во «Художественная литература». – 1969. – 288 с.
  5. Огнев А. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1973. – 219 с.
  6. Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 1987. – С. 318.
  7. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. – 155 с.
  8. Хализев В. Теория литературы.
  9. Шубин Э. А. Жанр рассказа в современном советском литературоведении. // Русская литература. – 1972. – № 1. – с. 223 – 229.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 1.7k

Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые совершают авторы.

Рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

Краткая история жанра рассказ

жанр рассказ

В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.

Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.

Единство времени

особенности жанра рассказ

Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них – единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить «Смерть Ивана Ильича» (автор – Лев Толстой) и «Душечку» Чехова. Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской «Попрыгунье» изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

Единство действия и места

рассказ это жанр литературы

Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством – действия. Рассказ — это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

Единство персонажа

рассказ эпический жанр

Еще одна особенность рассказа – единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко – несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ — это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе «Челкаш» Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском «Спать хочется» и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.

признаки рассказа как жанра

Единство центра

Признаки рассказа как жанра, перечисленные выше, так или иначе сводятся к единству центра. Действительно, рассказ невозможно себе представить без некоего определяющего, центрального знака, «стягивающего» все другие. Совсем не важно, будет ли этим центром какой-то статический описательный образ, кульминационное событие, само развитие действия или же значимый жест персонажа. Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

Основной принцип построения рассказа

Вывод из размышлений о «единствах» сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент структуры текста. Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.

Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.

Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять литературный жанр рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.

жанр фантастический рассказ

Роль мотивов в рассказе

Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.

Особенности композиции

Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.

Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим Лев Выготский связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.

Место рассказа в мировой литературе

Рассказ — эпический жанр, который занимает важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, рассказы Толстого «Три смерти» и «Смерть Ивана Ильича», тургеневские «Записки охотника», произведения Чехова «Душечка» и «Человек в футляре», рассказы Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.

Преимущества рассказа перед другими жанрами

история жанра рассказ

Интересующий нас жанр позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. К примеру, Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом «на деревню дедушке», полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности. В рассказе «Рождение человека» М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи – утверждении ценности жизни.

Что такое рассказ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем известно, что рассказывать истории, произошедшие с нами, бывает очень увлекательно.

Пока мы вспоминаем, что было в начале, что потом и чем всё это закончилось, события обрастают интересными подробностями, и – раз! – наша жизнь становится произведением словесного творчества.

Открытая книга с закладкой

Много веков назад именно так, перейдя из устной речи в письменную, зародился жанр рассказа – один из самых востребованных в литературе. Что же отличает рассказ от других видов и форм повествования? Давайте подумаем вместе!

Определение рассказа — что это

Термин имеет два значения. Первое касается бытового обихода, разговорной речи.

В обиходе рассказ – это краткое последовательное изложение событий, пересказ некой истории, случившейся с самим рассказчиком или кем-то из его знакомых в тех или иных обстоятельствах.

Преимущественно такое произведение существует в устной форме.

Рассказ в литературе — это малый жанр эпической прозы, отличающийся от повести и романа меньшим объёмом. К данному жанру близки другие формы эпоса: очерк, новелла, эссе. От них рассказ отличается нейтральным характером подачи материала.

Правда, это не значит, что он скучнее и чопорнее «малых» собратьев. Бывают фантастические, приключенческие, детективные рассказы, «рассказы в рассказе», рассказы-загадки, как у Эдгара По или Милорада Павича. Жанр настолько разнообразен, что назвать его общие черты непросто. И всё-таки попробуем это сделать.

Отличительные особенности жанра

Как было сказано, рассказ меньше повести и романа. Но и этот критерий не всегда позволяет с уверенностью сказать, что перед нами именно он.

Например, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна так насыщен переживаниями героев и размышлениями автора о проблеме истинной любви, что тяготеет к жанру повести, а многие «романы» начинающих авторов так бесхитростны, что их скорее можно сравнить с небольшими эссе.

Неудивительно, что И.А.Бунин советовал молодым писателям оттачивать мастерство именно в рассказе. Глубокое и ровное дыхание, необходимое, чтобы написать роман, вырабатывается на ежедневных интенсивных тренировках по рассказыванию всевозможных историй.

А.П.Чехов называл краткость сестрой таланта и на собственном примере показал, какие большие художественные и человеческие задачи может решить даже самое скромное по объёму литературное произведение.

Вот ещё несколько признаков, намекающих, что перед нами рассказ:

  1. привязка к конкретной теме, обычно озвученной в названии;
  2. наличие одной чётко выделенной сюжетной линии;
  3. ограниченное число персонажей (от 1 до 3 главных и до 10 второстепенных);
  4. присутствие завязки, основной части, развязки;
  5. разрешение заявленной проблемы в кульминационном моменте повествования.

Для примера проанализируем по одному образцу творчества русских и зарубежных авторов.

Рассказы зарубежных писателей

Перечислить всех, кто писал в интересующем нас жанре, невозможно: для этого придётся назвать имена абсолютного большинства литераторов, творивших в период от античности до наших дней.

Непревзойдёнными мастерами в этой области считаются Дж.Чосер, Дж.Боккаччо, О.де Бальзак, С.Моэм, Ги де Мопассан, О.Генри, Р.Бредбери, Р.Акутагава.

Проанализируем по плану рассказ О. Генри «Дары Волхвов».

О. Генри Дары Волхвов

  1. Центральная тема — дарение, дар. Что такое подарок? Каким он должен быть? В чём его смысл? Заголовок произведения намекает на библейский сюжет, связанный с поклонением волхвов Младенцу Христу. Мудрецы привезли Иисусу лучшее, что у них было. А как поступают герои нашего повествования?
  2. Сюжет укладывается в одно предложение: небогатые молодые супруги Джим и Делла готовят друг для друга рождественские подарки и, чтоб достать на это денег, расстаются с самым дорогим, что у них было.
  3. В произведении два главных героя и несколько дополнительных персонажей (зеленщик, мясник и другие).
  4. Завязка – это сообщение о том, что супруги жили бедно, но им понадобилось купить подарки. Она представляет собой исходные условия задачи. Основная часть повествует о том, каким образом каждый из молодых людей справился с задачей. Развязка – эпизод обмена подарками.
  5. С момента, когда Джим заходит в комнату и видит, что Делла подстригла свои великолепные волосы, начинается кульминация истории. Оправдываясь перед любимым, девушка сообщает, что сделала это ради того, чтобы подарить ему цепочку для часов. Джим признаётся, что продал часы ради покупки гребней. А мы, читатели, любуемся красотой обоих поступков и понимаем, что любовь – это радостная жертва, делающая нас лучше.

Рассказ в русской литературе

В России пик популярности жанра пришёлся на вторую половину 19 века.

Его мастерами стали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.П.Платонов, М.А.Шолохов, А.И.Солженицын.

Рассмотрим рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

М.А.Шолохова Судьба человека

  1. Он посвящено теме «Человек и война» и по масштабу приближается к роману, ведь судьба Андрея Соколова типична для миллионов жителей послевоенной страны.
  2. Сюжет касается жизни главного героя в мирное, а затем – военное время, его отношений с женой, радости отцовства, затем – ухода на фронт, пленения, побега, возвращения на Родину, потери близких и обретения новой надежды в усыновлении маленького мальчика Вани, которого тоже осиротила война.
  3. Главных героев двое: взрослый мужчина и ребёнок.
  4. Завязка – встреча рассказчика с Соколовым и Ваней у разлива реки. Основная часть – история Андрея. Развязка – вывод о силе человеческого духа, о побеждающей силе сострадания и любви.
  5. Кульминация – сцена, когда Соколов «признаётся» мальчику: «Я – твой отец», а тот, дрожа от волнения, кидается к нему на шею с криком: «Папка!». На войне нет своих и чужих. Смерть разлучает людей, а любовь – воскрешает к жизни.

Попробовать силы в написании рассказа может каждый. Этот полезный навык пригодится, даже если вы не собираетесь стать писателем. Замечайте, запоминайте, рассказывайте – и мир вокруг станет ярче!

Рассказ как художественная форма занимает в литературе особое место. Рассказ можно прочитать за один присест: на чтение одного рассказа редко уходит больше часа. Однако, хоть краткость и является сестрой таланта важнейшей характеристикой рассказа, жестоко ошибается тот, кто ничего не делает думает, будто рассказ – это роман в миниатюре. Создание рассказа (тем более, хорошего) требует особых техники и подхода, столь своеобразных, что некоторые мэтры крупной прозы были не в силах прозведсти на свет ни единого рассказа калибра Эдгара По или Конан Дойла. О секретных компонентах идеального рассказа читайте в нашей статье.

Когда появился рассказ

Несмотря на огромную популярность в наши дни, рассказ появился очень давно. С незапамятных времен люди всех возрастов любили развлечься интересной историей. Самыми ранними формами были рассказы о приключениях или рыцарских подвигах какого-нибудь популярного героя. В культуре многих народов есть свои легенды и мифы. Их пересказы в той или иной версии получили распространение и дошли до нас. Истории из «Рамаяны», «Махабхараты», «Басен» Эзопа, «Арабских ночей» и «Декамерона» говорят о повсеместной популярности рассказа как в западных, так и восточных культурах.

Современный рассказ

Рассказы о приключениях и нравственные истории из прошлого имеют мало общего с современным рассказом. Эта художественная форма претерпела постепенную эволюцию. Теперь темой для рассказа может послужить любое явление окружающего мира. Современный автор рассказов – внимательный наблюдатель, изучающий общественную жизнь и человеческие характеры.

Современный рассказ, каким мы его знаем, возник во второй четверти XIX века в США. Его литературным отцом был Эдгар Аллан По, прославившийся публикацией в 1833 году «Рукописи, найденной в бутылке».

Эдгар По

Эдгар Аллан По

Рассказ написан в форме послания. В нём главный герой описывает череду загадочных и пугающих событий, свидетелем которых стал во время морского путешествия. Сюжет рассказа вдохновлен многочисленными легендами о корабле-призраке. Морское путешествие символизирует процесс самопознания, а ведение записей дарует герою своего рода бессмертие.

Рассказ держит внимание читателя мастерским повествованием и особой атмосферой. Его влияние на современных авторов трудно переоценить.

Из США рассказ перешел в Европу, где признанными мастерами короткой прозы стали Мопассан, Бальзак, Голсуорси, Моэм, Конан Дойль. В России своими рассказами известны Чехов, Лев Толстой, Булгаков, Бунин, Куприн.

Ключевые элементы рассказа

Теперь разберем ключевые элементы рассказа, благодаря которым он и приобретает ту магию, за которую мы его так любим.

Сюжет

Рассказы пишутся, главным образом, для читателей. Поэтому рассказ должен вызывать интерес. Он может содержать какой-то нравственный урок, но при этом оставаться интересным, захватывающим, заставлять читателя на время забыть о повседневных заботах. Пренебрежение сюжетом, даже в пользу идеи, – серьезная литературная провинность, наказанием за которую обычно назначается полный провал рассказа даже среди целевой аудитории.

Объем

Краткость – другая важная характеристика рассказа. Использование художественных средств ограничено объемом произведения. От автора требуется избегать излишеств. Каждое написанное слово должно прямым или косвенным образом влиять на развитие сюжета. Чтобы овладеть сложным искусством короткой прозы и стать успешным автором, требуется длительная практика, и лишь очень немногим людям удается подняться с ее помощью к вершинам литературного творчества.

Тема (Лейтмотив)

Предмет рассказа должен быть четко определен, ведь на раскрытие темы отведено очень короткое время. Лейтмотив (главная мысль произведения, его краеугольная идея) должен был настолько кристально чист, что по завершению рассказа у читателя должно возникнуть впечатление, что больше ничего добавить нельзя. Отклоняться от темы, особенно в угоду отвлекающих маневров, не имеющих с лейтмотивом ничего общего, – дурной тон за которым тоже неизбежно следует расплата. Внимание следует сосредоточить на главном. Всё, с ним не связанное, исключается.

Психологизм

Еще одно требование к рассказу – его способность произвести сильный эффект. Все события, сюжетные коллизии и персонажи должны работать на создание этого эффекта. Внимание в рассказе фокусируется на одном пункте, чтобы максимально воздействовать на читателя.

Персонажи

Из-за ограниченного объема рассказа автор не всегда успевает раскрыть персонажа со всех сторон. Поэтому на первый план выводится единственно важный аспект характера, притягивающий всё внимание. Как правило, это какая-то одна черта, самое большее – две.

Диалоги

Диалоги в рассказе очень важны. Они добавляют интерес, делают рассказ легким для восприятия. Каждое слово в диалоге призвано раскрыть характер персонажа. Мы многое можем понять о герое по тому, что и как он говорит, или что о нем говорят другие. Но диалоги в рассказе должны быть краткими и по существу.

Атмосфера

Для рассказа требуется подходящая атмосфера. Рассказ может быть трагическим, романтическим, комическим или интригующим. Но при создании атмосферы необходимо придерживаться принципа последовательности. Если, например, это детективный рассказ, то атмосфера тайны должна ощущаться во всем.

Язык

Автор рассказов ограничен объемом текста, поэтому слова обычно используются крайне экономно. Каждое слово и предложение ведут действие рассказа вперед. Лишние слова или предложения считаются недостатком. Кроме того, язык должен быть легким и простым. Длинные и запутанные предложения в хорошем рассказе неуместны.

Связь рассказа и романа

Целеустремленность, прямота, краткость – вот черты сильного рассказа. Любые недочеты в композиции рассказа будут заметны сильнее, чем в романе. Поэтому рассказ во многих отношениях считается более высокой литературной формой, требующей большего мастерства.

Но рассказ не способен показать жизнь во всем разнообразии и сложности. Для этого нужно больше пространства, чем дает рассказ. Он не может продемонстрировать полноценное развитие характера героя. В рассказе мы встречаемся с персонажами лишь на несколько минут и видим только одну сторону их характера.

Здесь преимущество на стороне романиста. В его распоряжении достаточно места и времени, он может постепенно развивать характеры своих героев. Кроме того, автор рассказа не может ввести в повествование дюжину персонажей, так как это приведет к «перенаселению». Сюжет рассказа порой строится на поступках одного человека. Все внимание сосредоточено на нем, и это усиливает эффект.

Поэтому рассказ не должен рассматриваться как соперник или замена романа: они выполняют разные художественные функции. Это отдельная литературная форма, которая выросла бок о бок с романом, заняв важное место в мировой литературе.

Рассказ и драма

Связь рассказа и драматургии

Рассказ тесно связан с драмой. Как драматург, так и автор рассказа ограничены пространством и временем. Пьеса, как и рассказ, является строгой художественной формой. Но драматург дополнительно связан законами сцены, а у автора рассказа таких ограничений нет. Это дает рассказу большую свободу движения, широту и гибкость.

Другое различие заключается в подходе к персонажам. В пьесе характер героя раскрывается по мере развития действия и смены сцен. В рассказе такая эволюция характера невозможна.

В драме важную роль играет диалог. История развивается через диалог, каждое слово служит раскрытию сюжета. У автора короткой прозы нет подобных ограничений. Он волен использовать диалог или отказаться от него. Может, если захочет, стать голосом своих героев, препарировать и обнажать перед читателем их души.

В этом еще одно различие между рассказом и драмой. Драма объективна, безлична. Рассказ, следуя воле автора, может быть как субъективным, так и объективным. Драматург вынужден стоять в стороне. Он не может ввести себя в драму. Автор же рассказа волен рассказывать о событиях от своего лица, излагая собственную философию и взгляды.

Жанры рассказа

Жанровое разнообразие рассказа в настоящее время огромно. Исходя из тематики, рассказы можно условно распределить на следующие основные категории:

Любовные рассказы

Любовь – неотъемлемая часть жизни. Истории о любви обычно нравятся читателям, потому что взывают к эмоциям и страстям. Сюжеты любовных рассказов, как правило, похожи. Мужчина встречает женщину. Он находит ее восхитительной и очаровательной,  но, несмотря на влечение, путь истинной любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят родители или общество. Возникает конфликт. В конце концов, преграды оказываются преодолены, и возлюбленные обретают счастье.

Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного. Если в итоге злодей или соперник наказан, а герой женится на любимой женщине, то по существу это комедия. Если в жестоком столкновении побежден герой, мы читаем трагедию. С небольшими изменениями в деталях, именах и обстановке почти все любовные истории следуют этой схеме.

В рассказе Бунина «Кавказ» счастью влюбленных противопоставляется трагедия обманутого мужа. В глазах жены он предстает досадной помехой, жестким человеком. Но на деле герой оказывается ранимым и, не в силах пережить предательство супруги, в финале кончает жизнь самоубийством.

Приключенческие рассказы

В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.

Например, рассказы Киплинга, в том числе составляющие известную «Книгу джунглей», – это настоящие приключенческие истории. Действие в них происходит в индийских джунглях, а главный герой – мальчик Маугли, воспитанный волками.

Детективные рассказы

В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки. Известные авторы детективных рассказов – Конан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи. Героям этих историй, как, например, Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.

Психологические рассказы

Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.

К мастерам психологического анализа можно отнести Куприна. В основе его рассказа «Штaбc-кaпитaн Pыбникoв» лежит психологическая борьба двух героев: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Щавинского.

Научно-фантастические рассказы

В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески. Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова, братьев Стругацких являются прекрасным образцом этого жанра. Под видом фантастических допущений авторы зачастую говорят о волнующих их проблемах реального мира.

Например, в известном рассказе Стругацких «Шесть спичек» главный герой в результате нейтринного облучения мозга обретает сверхспособности, например, телекинез. В результате герой с сильным нервным истощением оказывается в больнице. В рассказе отразилась обеспокоенность того времени экспериментами с радиацией.

В этих историях затрагиваются социальные проблемы, свойственные любому обществу. Цель рассказа – показать сложные социальные проблемы. Эти рассказы могут послужить исправлению пороков общества. Например, в рассказах Джона Голсуорси мы зачастую видим конфликт между обществом и личностью. Господствующие в обществе обычаи и нравы ставятся автором под сомнение. Он размышляет на такие темы, как социальное неравенство, распределение богатств, несправедливость социальных законов и другие.

  • Более подробно узнать о разных литературных жанрах вы можете из наших статей.

  • Особенности рассказа а п чехова казак сочинение
  • Особенности развития сюжета волшебной сказки
  • Особенности работы над сочинениями различных видов
  • Особенности работы над сказкой в начальной школе
  • Особенности пути героя сочинение